Функции Цб и его роль в макроэкономическом развитии
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 21.01.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общеэкономические и правовые основы деятельности центрального банка 5
1.1. Понятие и сущность центрального банка 5
1.2. Цели и задачи центрального банка 8
1.3. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования 12
2. Роль Центрального банка России в проведении денежно-кредитной политики 18
2.1. Оценка денежно-кредитной политики на современном этапе 18
2.2. Инструменты денежно-кредитной политики 26
2.3. Перспективы денежно-кредитной политики 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
В 2013г. размер задолженности превысил пиковые значения кризисного периода, увеличившись за год на 65 процентов и составив на 1 января 2014 г. 4,4 трлн руб. Основным источником привлечения ликвидности кредитными организациями со стороны регулятора являются аукционы РЕПО, средняя задолженность по которым в 2013 г. равнялась 1,95 трлн руб. (1,1 трлн руб. в 2012 г., 0,2 трлн руб. в 2011 г.). Максимальный объем средств предоставляется на аукционах РЕПО сроком 1 неделя (в среднем за 2013 г. – 1,6 трлн руб.). Во второй половине 2013 г. отмечается рост задолженности банковского сектора по кредитам ЦБ РФ, обеспеченным нерыночными активами и поручительствами, что отчасти обусловлено введением Банком России нового инструмента предоставления банковской ликвидности – трехмесячного кредитного аукциона, обеспеченного нерыночнымиактивами (векселями,кредитнымитребованиями) поплавающейпроцентной ставке. В рамках первого подобного аукциона, проведенного 15 октября 2013 г., регулятором было размещено 500 млрд руб. под 5,76 процентов годовых. Минимальная стоимость кредита привязана к ключевой ставке недельного РЕПО, равной 5,5 процентов на момент проведения первого аукциона, плюс 0,25 п.п. Преимущество трехмесячного аукциона перед аналогичным годовым аукционом, введенным регулятором в июне 2013 г., заключается в большей доступности залога нужной срочности для кредитных организаций и в увеличении залоговой массы, которой располагают банки, за счет снижения срока предоставления средств. Отметим, что до введения регулятором данного инструмента банки предъявляли низкий спрос на инструменты рефинансирования под залог нерыночных активов в связи с высоким уровнем фиксированной ставки (7,5 процентов). Несмотря на весьма выгодные условия кредитования по плавающей ставке, участие в подобном аукционе доступно лишь для крупных банков, у которых заметно выше залоговая база. Ставка процента на рынке межбанковского кредитования в течение 2013года увеличилась на 18,5 процентов (с 5,4 процентов в среднем в январе 2013 г. до 6,4 процентов в среднем в декабре 2013 г.). Ставка по межбанковским кредитам находилась в верхней части процентного коридора ЦБ, периодически приближаясь к его верхней границе. В целом среднегодовое значение ставки MIACR по однодневным межбанковским кредитам в рублях увеличилось на 10 процентов – c5,5 процентов в 2012 г. до 6,1 процентов в 2013 г. Отметим, что в условиях, когда основным каналом роста денежной базы являются операции ЦБ РФ, именно решения Банка России определяют динамику процентных ставок. Дополнительным фактором роста ставки процента на межбанковском рынке в IV квартале 2013г. стал отзыв лицензий у нескольких российских банков. Рассмотримструктуруденежнойбазывширокомопределенииболееподробно (табл. 2). Таблица 2Динамика денежной базы в широком определении в 2013 году (млрд.руб.)Среди компонент широкой денежной базы, объем которых снизился, можно выделить корреспондентские счета (сокращение за январь – декабрь 2013 г. на 6,3 процентов – до 1270 млрд руб.), обязательные резервы банков (на 4 процентов – до 409 млрд руб.). Выросли депозиты кредитных организаций в Банке России (на 28,5 процентов – до 518 млрд руб.), наличные деньги в обращении (на 8,3 процентов – до 8308 млрд руб.). В целом объем избыточных резервов за 12 месяцев2013 г. увеличился на 1,6 процентов и составил 1788 млрд руб. Снижение величины остатков средств на корсчетах в ЦБ РФ в условиях роста ставок межбанковскогокредитованияговоритобувеличенииструктурногодефицита ликвидностив банковском секторе.В среднем в январе – ноябре 2013 г. денежная масса М2 росла с темпом 15,3 процентов в годовом выражении. В 2010 г. в среднем за год темп прироста денежной массы составил 32,5 процентов, в 2011 г. – 24,3 процентов, в 2012 г. – 19,4 процентов. В целом можно отметить, что тенденция плавного снижения темпов прироста денежной массы (относительно аналогичного периода предыдущего года), наблюдавшаяся с 2011 г., в первой половине 2013 г. сменилась на противоположную, и во втором полугодии ежемесячный темп прироста М2 стабилизировался на уровне 15,4–16,7 процентов в годовом выражении. Отметим, что в среднем в первом полугодии 2013 г. темп прироста М2 в годовом выражении составил 16,8 процентов, при этом денежная база в среднем увеличивалась на 13,5 процентов, а денежный мультипликатор – на 3 процентов. Таким образом, увеличение темпов прироста денежного агрегата М2 в целом за 12 месяцев 2013 г. является умеренным по сравнению с предшествующими периодами, и с учетом относительно невысоких значений базовой инфляции 5,6 процентов в годовом выражении (5,7 процентов – 2012 г.) само по себе не создает предпосылок нарушения ценовой стабильности со стороны монетарных факторов. Уровеньмонетизациироссийскойэкономики (отношениеМ2 кВВП) запериод 1999–2012 гг. увеличился в 2,5 раза до 51,5 процентов в 2012 г. Для сравнения: в Белоруссии отношение М2 к ВВП за аналогичный период выросло в 1,8 раза до 30,5 процентов, в Казахстане – в 2,6 раза до 34,7 процентов в 2012 г., на Украине – в 3,3 раза до 54,9 процентов. Относительно меньшие темпы роста монетизации ВВП в период 1999–2012 гг. были характерны для большинства стран Центральной и Восточной Европы, например, в Польше отношение М2 к ВВП увеличилось в1,4 раза до 57,9 процентов в 2012 г., во Франции – в 1,5 раза до 158 процентов в 2012 г., в Германии данный показатель оставался относительно стабильным и достиг 173 процентов в 2012 г. Отметим, что относительно низкий уровень монетизации российской экономики обусловлен сравнительно низким уровнем развития финансовой системы в РФ. Таким образом, в 2013 г. продолжилось снижение доли наличных денег в денежной массе, что отражает постепенное развитие финансовой системы РФ. Однако эта доля все еще остается очень высокой по сравнению с развитыми странами, где она, как правило, находится на уровне около 10 процентов.2.2. Инструменты денежно-кредитной политикиВаловой кредит Банка России банковскому сектору увеличился за год на 1,8 трлн. рублей и по состоянию на 1 января 2014 года составил 5,0 трлн. рублей. При этом объемы операций абсорбирования ликвидности оставались незначительными.Внутригодовая динамика спроса кредитных организаций на операции рефинансирования Банка России в 2013 году была сходной с 2012 годом. В начале 2013 года наблюдалось сезонное уменьшение структурного дефицита ликвидности и снижение спроса на операции рефинансирования Банка России. Затем под влиянием автономных факторов формирования ликвидности спрос банковского сектора на инструменты предоставления денежных средств увеличивался.В 2013 году предоставление ликвидности Банком России кредитным организациям осуществлялось преимущественно посредством операций на аукционной основе. Банк России устанавливал максимальный объем денежных средств, предоставляемых на аукционах, на основе сводного прогноза ликвидности банковского сектора, исходя из соотношения оценок спроса кредитных организаций на ликвидность и ее предложения.В качестве основного инструмента предоставления денежных средств кредитным организациям Банк России продолжал использовать аукционы РЕПО. В 2013 году требования Банка России к кредитным организациям по данным операциям увеличились на 1,1 трлн. рублей, до 2,9 трлн. рублей на 1.01.2014. При этом в отдельные дни декабря 2013 года объем требований по операциям РЕПО на аукционной основе достигал 3,1 трлн. рублей – наибольшего значения за весь период действия инструмента. Основной объем требований к кредитным организациям приходился на аукционы РЕПО на срок 1 неделя. В 2013 году средний объем предоставленных средств по данному инструменту составил 1,6 трлн. рублей. Соответствующий показатель для аукционов на срок 1 день составил 0,3 трлн. рублей. Объемы операций РЕПО на аукционной основе на более длительные сроки (3 месяца, 1 год) в 2013 году оставались невысокими.По мере увеличения общей потребности кредитных организаций в ликвидности, а также из-за неравномерного распределения в банковском секторе ценных бумаг, принимаемых Банком России в качестве обеспечения по операциям РЕПО, и недостаточно активного перераспределения средств на российском денежном рынке наблюдался устойчивый спрос кредитных организаций на операции, в качестве обеспечения по которым выступали нерыночные активы или поручительства, а также на сделки «валютный своп» (рис. 7).Рис. 7. Основные инструменты Банка России по предоставлению и абсорбированию ликвидности кредитных организаций (млрд. рублей)Задолженность кредитных организаций перед Банком России по кредитам, обеспеченным нерыночными активами или поручительствами, за 2013 год увеличилась на 642,3 млрд. рублей и по состоянию на 1.01.2014 составила 1 292,3 млрд. рублей. В начале 2013 года весь объем указанной задолженности составляли кредиты по фиксированным ставкам. В июле 2013 года Банк России провел первый аукцион по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами или поручительствами, по плавающей ставке на срок 12 месяцев. В октябре 2013 года состоялся аукцион по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами, по плавающей ставке на срок 3 месяца. Объемы предоставленных денежных средств по итогам данных аукционов составили 307 и 500 млрд. рублей соответственно. Кредиты, предоставленные по плавающей ставке, в структуре задолженности по кредитам, обеспеченным нерыночными активами или поручительствами, на конец 2013 года составляли 45,7%, или 590,2 млрд. рублей.Спрос на операции «валютный своп» со стороны кредитных организаций в основном носил нерегулярный характер и возникал в периоды увеличения потребности в ликвидности со стороны отдельных участников денежного рынка, в том числе в связи с осуществлением налоговых выплат. Доля сделок «валютный своп», заключенных в течение последней декады каждого месяца 2013 года, в общем объеме указанных операций составила 60,6%. Средний объем операций «валютный своп» в дни заключения сделок в 2013 году составил 94,9 млрд. рублей.Объемы других операций рефинансирования по фиксированным ставкам (кредитов «овернайт», ломбардных кредитов, кредитов, обеспеченных золотом, а также операций РЕПО) в отчетный период оставались незначительными.В условиях сохранения высокого спроса кредитных организаций на операции предоставления ликвидности в 2013 году Банк России продолжил расширение перечня активов, принимаемых в качестве обеспечения по операциям. Так, в 2013 году в Ломбардный список Банка России было включено 232 новых выпуска ценных бумаг общей номинальной стоимостью около 1,6 трлн. рублей (без учета облигаций, выпущенных от имени Российской Федерации). Потенциальный объем обеспечения по операциям Банка России в форме ценных бумаг из Ломбардного списка за 2013 год увеличился на 662,0 млрд. рублей, до 4,7 трлн. рублей, а в форме нерыночных активов – на 126,2 млрд. рублей, до 1,4 трлн. рублей.Кроме того, в целях расширения возможностей кредитных организаций по управлению портфелем ценных бумаг, используемых в качестве обеспечения по операциям Банка России, с 15 апреля 2013 года Банк России приступил к проведению операций внебиржевого РЕПО с корзиной ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России с возможностью замены обеспечения. Во II квартале 2013 года аукционы РЕПО начали проводиться с использованием механизма частичного удовлетворения заявок, что позволило Банку России предоставлять кредитным организациям средства в полном объеме в рамках установленного лимита уже по итогам первого (утреннего) аукциона (при наличии достаточного спроса). С 1 июля 2013 года второй (дневной) аукцион РЕПО на срок 1 день был отменен.В 2013 году Банк России продолжил использовать обязательные резервные требования в качестве инструмента регулирования банковской ликвидности. Повышение гибкости курсообразования, а также складывающиеся внешние и внутренние макроэкономические тенденции привели к уменьшению значимости использования нормативов обязательных резервов с целью ограничения притока спекулятивного капитала. В связи с этим в феврале 2013 года Банк России установил нормативы обязательных резервов по всем категориям обязательств кредитных организаций на уровне 4,25%. Данное решение являлось нейтральным с точки зрения направленности денежно-кредитной политики и воздействия на ликвидность банковского сектора.По состоянию на 1.01.2014 сумма обязательных резервов, депонированных кредитными организациями на счетах для хранения обязательных резервов в Банке России, составила 408,8 млрд. рублей, уменьшившись за год на 3,9%. Снижение объема обязательных резервов, депонированных на этих счетах, обусловлено увеличением коэффициента усреднения обязательных резервов и активным применением данного механизма кредитными организациями. Усредненная величина обязательных резервов в течение периода усреднения с 10 декабря 2013 года по 10 января 2014 года составила 794,1 млрд. рублей, увеличившись с начала 2013 года на 39,4%. В указанный период правом на усреднение обязательных резервов воспользовались 594 кредитные организации, или 64,1% от общего числа действующих кредитных организаций.2.3. Перспективыденежно-кредитной политикиВᅟрамкахᅟпроцессаᅟпереходаᅟкᅟрежиму инфляционногоᅟтаргетированияᅟБанкᅟРоссии продолжитᅟработуᅟпоᅟповышениюᅟдейственностиᅟпроцентногоᅟканалаᅟтрансмиссионногоᅟмеханизмаᅟденежно-кредитнойᅟполитикиᅟ– основногоᅟканалаᅟвоздействияᅟБанкаᅟРоссииᅟнаᅟэкономику.Вᅟкачествеᅟосновногоᅟиндикатораᅟнаправленностиᅟденежно-кредитнойᅟполитикиᅟБанкᅟРоссииᅟбудетᅟиспользоватьᅟключевуюᅟставку.ᅟПриᅟэтомᅟкᅟ1ᅟянваряᅟ2016ᅟгодаᅟБанкᅟРоссииᅟскорректируетᅟставкуᅟрефинансированияᅟдоᅟуровняᅟключевойᅟставки.ᅟДоᅟуказаннойᅟдатыᅟставкаᅟрефинансированияᅟбудетᅟиметьᅟвторостепенноеᅟзначение.ᅟПроводяᅟоперацииᅟпоᅟрегулированиюᅟликвидностиᅟбанковскогоᅟсектораᅟБанкᅟРоссииᅟбудетᅟстремитьсяᅟкᅟподдержаниюᅟоднодневныхᅟставокᅟденежногоᅟрынкаᅟнаᅟуровнеᅟключевойᅟставки.ᅟПриᅟэтомᅟосновнуюᅟрольᅟвᅟперераспределенииᅟликвидностиᅟмеждуᅟучастникамиᅟрынкаᅟдолжноᅟигратьᅟмежбанковскоеᅟкредитование.ОсновнымиᅟинструментамиᅟрегулированияᅟликвидностиᅟбанковскогоᅟсектораᅟбудутᅟоставатьсяᅟоперацииᅟБанкаᅟРоссииᅟнаᅟаукционнойᅟосновеᅟнаᅟсрокᅟ1ᅟнеделя,ᅟставкаᅟпоᅟкоторымᅟявляетсяᅟключевойᅟставкойᅟБанкаᅟРоссии.ᅟПоᅟоценкамᅟБанкаᅟРоссии,ᅟвᅟпредстоящийᅟтрехлетнийᅟпериодᅟсохранитсяᅟструктурныйᅟдефицитᅟликвидностиᅟбанковскогоᅟсектораᅟиᅟосновнымᅟинструментомᅟрегулированияᅟбанковскойᅟликвидностиᅟпродолжатᅟвыступатьᅟоперацииᅟпоᅟрефинансированиюᅟкредитныхᅟорганизаций,ᅟаᅟименноᅟаукционыᅟРЕПОᅟнаᅟсрокᅟ1ᅟнеделя.ᅟВᅟслучаеᅟвозникновенияᅟизбыткаᅟликвидностиᅟ(вᅟтомᅟчислеᅟвременного)ᅟрольᅟосновногоᅟинструментаᅟбудутᅟвыполнятьᅟдепозитныеᅟаукционыᅟнаᅟаналогичныйᅟсрок.ᅟПриᅟопределенииᅟмаксимальныхᅟобъемовᅟпредоставленияᅟ(изъятия)ᅟсредствᅟсᅟпомощьюᅟуказанныхᅟоперацийᅟБанкᅟРоссииᅟбудетᅟисходитьᅟизᅟпрогнозаᅟликвидностиᅟбанковскогоᅟсектора,ᅟстремясьᅟкᅟудовлетворениюᅟпотребностиᅟкредитныхᅟорганизацийᅟвᅟсредствахᅟдляᅟвыполненияᅟрезервныхᅟтребованийᅟиᅟосуществленияᅟплатежныхᅟопераций.ОднимᅟизᅟприоритетныхᅟнаправленийᅟразвитияᅟсистемыᅟинструментовᅟБанкаᅟРоссииᅟявляетсяᅟповышениеᅟстепениᅟвзаимнойᅟсогласованностиᅟпараметровᅟпроведенияᅟотдельныхᅟоперацийᅟденежно-кредитнойᅟполитики,ᅟработыᅟплатежнойᅟсистемыᅟиᅟфинансовыхᅟрынков.ᅟБанкᅟРоссииᅟрассмотритᅟвозможностьᅟпереходаᅟкᅟпроведениюᅟединогоᅟаукционаᅟпоᅟоперациямᅟрефинансированияᅟнаᅟаналогичныеᅟсрокиᅟсᅟиспользованиемᅟразличныхᅟвидовᅟактивов.ᅟПродолжитсяᅟработаᅟнадᅟсозданиемᅟединогоᅟпулаᅟобеспечения,ᅟвᅟкоторыйᅟбудутᅟвходитьᅟтакиеᅟактивы,ᅟкакᅟценныеᅟбумагиᅟизᅟЛомбардногоᅟспискаᅟБанкаᅟРоссии,ᅟвекселя,ᅟправаᅟтребованияᅟпоᅟкредитнымᅟдоговорам,ᅟаᅟтакжеᅟдрагоценныеᅟметаллыᅟиᅟиныеᅟвидыᅟактивов.Сᅟучетомᅟнеобходимостиᅟобеспеченияᅟдоступностиᅟинструментовᅟрефинансированияᅟдляᅟкредитныхᅟорганизацийᅟпланируетсяᅟдальнейшееᅟрасширениеᅟспискаᅟактивов,ᅟкоторыеᅟмогутᅟвыступатьᅟвᅟкачествеᅟобеспеченияᅟпоᅟоперациямᅟпредоставленияᅟликвидности.ᅟВᅟтоᅟжеᅟвремяᅟбудетᅟучитыватьсяᅟнеобходимостьᅟограниченияᅟуровняᅟрисков,ᅟпринимаемыхᅟБанкомᅟРоссии.ᅟУчитываяᅟрольᅟрезервныхᅟтребованийᅟкакᅟинструментаᅟуправленияᅟликвидностьюᅟбанковскогоᅟсектора,ᅟБанкᅟРоссииᅟпродолжитᅟразвитиеᅟиᅟусовершенствованиеᅟмеханизмаᅟихᅟприменения.ᅟУвеличениеᅟкоэффициентаᅟусредненияᅟобязательныхᅟрезервовᅟвᅟбудущемᅟрассматриваетсяᅟкакᅟоднаᅟизᅟмер,ᅟнаправленныхᅟнаᅟулучшениеᅟвозможностейᅟкредитныхᅟорганизацийᅟпоᅟэффективномуᅟуправлениюᅟликвиднымиᅟсредствами,ᅟчтоᅟбудетᅟспособствоватьᅟсозданиюᅟусловийᅟдляᅟсниженияᅟволатильностиᅟпроцентныхᅟставокᅟнаᅟмежбанковскомᅟрынке.ВᅟцеляхᅟминимизацииᅟвоздействияᅟбюджетныхᅟоперацийᅟнаᅟсостояниеᅟликвидностиᅟбанковскогоᅟсектораᅟБанкᅟРоссииᅟбудетᅟиᅟвᅟдальнейшемᅟсотрудничатьᅟсᅟМинфиномᅟРоссииᅟиᅟФедеральнымᅟказначействомᅟвᅟобластиᅟсовершенствованияᅟтехнологииᅟуправленияᅟостаткамиᅟсредствᅟнаᅟбюджетныхᅟсчетахᅟвᅟБанкеᅟРоссии.ᅟПроведениеᅟнаᅟвалютномᅟрынкеᅟопераций,ᅟсвязанныхᅟсᅟпополнениемᅟилиᅟрасходованиемᅟсредствᅟсуверенныхᅟфондов,ᅟпозволитᅟсгладитьᅟвлияниеᅟвозникающихᅟприᅟэтомᅟденежныхᅟпотоковᅟнаᅟбанковскуюᅟликвидность.ᅟВᅟрамкахᅟсвоейᅟкомпетенцииᅟБанкᅟРоссииᅟтакжеᅟбудетᅟсодействоватьᅟвведениюᅟмеханизмаᅟтаргетированияᅟостаткаᅟсредствᅟнаᅟединомᅟсчетеᅟФедеральногоᅟказначействаᅟвᅟБанкеᅟРоссии.Эффективностьᅟпроводимойᅟденежно-кредитнойᅟполитикиᅟкакᅟважнейшегоᅟнаправленияᅟсистемыᅟгосударственногоᅟрегулированияᅟэкономикиᅟвᅟопределяющейᅟстепениᅟзависитᅟотᅟучетаᅟееᅟсистемногоᅟхарактера,ᅟотᅟвозможностейᅟреализацииᅟкомплексногоᅟподхода,ᅟохватывающегоᅟмножественностьᅟпараметровᅟфункционированияᅟденежно-кредитнойᅟсферы.Организацияᅟденежногоᅟобращения,ᅟблагодаряᅟкоторомуᅟреализуютсяᅟинвестиционные,ᅟторговые,ᅟпроизводственныеᅟпроцессы,ᅟпроцессыᅟнакопленияᅟиᅟвложенияᅟкапиталаᅟ–ᅟважнейшаяᅟфункцияᅟгосударства.ᅟВᅟрамкахᅟденежно-кредитногоᅟрегулированияᅟБанкᅟРоссииᅟотвечаетᅟзаᅟорганизациюᅟденежногоᅟобращения,ᅟкотороеᅟпроявляетсяᅟвᅟсбалансированностиᅟспросаᅟиᅟпредложенияᅟденег.ᅟСложностьᅟопределенияᅟспросаᅟиᅟпредложенияᅟвызванаᅟнеоднозначнойᅟрольюᅟденежногоᅟобращенияᅟвᅟрыночнойᅟэкономике.ᅟВᅟоднихᅟэкономическихᅟусловиях,ᅟнапример,ᅟприᅟгиперинфляцииᅟиᅟстагнации,ᅟденьгиᅟстановятсяᅟзависимойᅟпеременной,ᅟтеряяᅟсвоюᅟзначимость.ᅟВᅟдругихᅟ–ᅟприᅟэкономическомᅟростеᅟ–ᅟихᅟрольᅟвесьмаᅟсущественна.ᅟПовышениеᅟстимулирующейᅟролиᅟденежногоᅟобращенияᅟнаᅟсовременномᅟэтапеᅟобуславливаетсяᅟособенностямиᅟмакроэкономическогоᅟразвитияᅟРоссийскойᅟФедерации,ᅟкоторыеᅟпроявляютсяᅟотсутствиемᅟтеснойᅟкорреляцииᅟмеждуᅟденежнойᅟмассойᅟиᅟинфляциейᅟиᅟналичиемᅟзависимостиᅟдальнейшегоᅟростаᅟВВПᅟот динамикиᅟденежногоᅟпредложения.ᅟГлавнаяᅟцель,ᅟстоящаяᅟвᅟнастоящееᅟвремяᅟпередᅟБанкомᅟРоссии,ᅟсостоитᅟвᅟустановленииᅟспособовᅟтрансформацииᅟденежнойᅟмассыᅟвᅟреальныйᅟсекторᅟэкономики.ᅟНаиболееᅟрезультативнымᅟвидом управленияᅟденежнымᅟпредложениемᅟстанетᅟсодействиеᅟразвитиюᅟпроизводства. Однако развитие кредитованияᅟпредприятийᅟсвязаноᅟсᅟбольшимиᅟпроблемами,ᅟвᅟчастностиᅟс отсутствиемᅟдолговременныхᅟресурсовᅟукоммерческихᅟбанков.ᅟЭкономика,ᅟвоᅟмногомᅟзависящаяᅟотᅟсостоянияᅟмировыхᅟфинансовыхᅟиᅟсырьевыхᅟрынков,ᅟиᅟнезначительнаяᅟстепень доверияᅟнаселенияᅟкᅟбанковскойᅟсистемеᅟделаютᅟпрактическиᅟнеосуществимым формированиеᅟкоммерческимиᅟбанкамиᅟбазыᅟдолгосрочныхᅟресурсов,ᅟкоторыеᅟмоглиᅟбыᅟбытьᅟиспользованыᅟнаᅟпредоставление кредитовᅟпредприятиям.ᅟВысокаяᅟцена кредитовᅟделаетᅟихᅟнедоступнымиᅟдляᅟбольшейᅟчастиᅟроссийскихᅟпредприятий.ᅟУказанные трудности продуктивно разрешаются в случае, если Банк России окажет помощь развитию кредитования. С одной стороны, Банк России обладает огромными ресурсами. Речь, прежде всего, идет о золотовалютных резервах, накопленных Банком России. Несомненно, золотовалютные резервы выступают залогом стабильности экономической ситуации и позволяют сглаживать негативные колебания на рынке. С другой стороны, как и любые резервы - это отвлечение средств, которые могли бы быть эффективно использованы для развития экономики страны.Центральный банк должен кредитовать коммерческие банки, чтобы те, в свою очередь, были в состоянии кредитовать предприятия, только тогда будут существенный рост производства и снижение инфляции.Основным препятствием инфляционных процессов в настоящее время и в последующих периодах является развитие отечественного производства. Для более результативного функционирования экономики необходимы и административные и экономические методы управления экономикой. Одной из составляющих процесса государственного управления экономикой является денежно-кредитная политика. Таким образом, в качестве приоритетных направлений государственной поддержки могут быть выделены стимулирование внешнеэкономической деятельности, инвестиционные проекты в развитие передовых технологий и отрасли промышленности, прежде всего в экспортное производство и импрртозамещение; обеспечение реструктуризации и повышения эффективности сельского хозяйства; кредитование жилищного строительства.Одновременно в рамках предложений Банка России предусматривается определение структурных приоритетов промышленности и региональной политики, а также создание системы финансовых стимулов развития реального сектора, включая государственные гарантии по кредитам.ЗаключениеИтак, Центральный банк страны – это основной проводник денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию денежного обращения. Первичная обязанность его в рыночной экономике – защищать стоимость и покупную способность денег и создавать нормальные условия функционирования финансовых рынков.Проведениеденежно-кредитнойполитикиявляетсяглавнойфункциейцентральныхбанков. Её целичаще всего включают стабильность цен(низкую инфляцию), а также сглаживание циклических колебаний в экономике. Второй функцией Центрального банка является осуществление надзора над банковскимсектором. Банковское регулирование необходимо, потому что возможность банковскихкризисовзаложенавсамойприродебанка.Важнымэлементом,способствующимстабильности банковской системы, является страхование банковских депозитов. Какие бы функции не возлагались на центральный банк, он всегда будет являться органом государственного регулирования, который сочетает черты банка и государственного ведомства. Центральный банк, прежде всего, выступает как посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке. В 2013 г. Центральный Банк Российской Федерации продолжил совершенствовать денежно-кредитную политику в рамках перехода к инфляционному таргетированию. БанкРоссиипродолжилповышатьгибкостькурсообразованияпутем увеличения чувствительности границ операционного интервала к объему совершенных ЦБ РФ интервенций и корректировки механизма курсовой политики, направленной на обеспечениенейтральностивалютныхоперацийФедерального казначейства по пополнению (расходованию) средств суверенных фондов. Денежно-кредитное регулирование страдает определенной ограниченностью и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, т.е. возможность предоставлять ссуды. Однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуды (т.е. будет в них потребность) и предложение денег увеличится. Избыточные денежные ресурсы, появляющиеся за счет выкупа банками облигаций у населения, не обязательно пойдут на инвестиции. Они могут использоваться для погашения имеющихся ссуд. Однако такая циклическая асимметрия является серьезной помехой денежно-кредитной политике лишь во время глубокой депрессии. В более нормальные периоды повышение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и тем самым к увеличению денежного предложения.Уязвимость денежно-кредитного регулирования состоит также в том, что денежно-кредитные учреждения не могут одновременно стабилизировать процентную ставку и предложение денег. Для стабилизации процентной ставки необходимо увеличить предложение денег. Но это может превратить здоровый подъем экономики в инфляционный бум, а для предотвращения падения процентной ставки необходимо сократить денежное предложение, что приведет к уменьшению совокупных расходов и усилению спада. Если же целью денежно-кредитной политики станет стабилизация денежного предложения, то процентная ставка будет постоянно колебаться, а частое изменение процентной ставки не стимулирует инвестиции и способствует нестабильности экономики.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫКонституция Российской Федерации : [принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерациио поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ,30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ] // Рос. газ. – 2009. – 21 янв.О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федер. закон Рос. Федерации : от 10 июля 2002г., №86-ФЗ // Российская газета. – 2002. - №198.О банках и банковской деятельности: Федер. закон Рос. Федерации : от 3 февраля 1996 г., № 17-ФЗ // Российская газета. – 2004. - №290.Агапова, Т. А., Серегина, С. Ф. Макроэкономика: Учебник / Агапова Т. А., Серегина С. Ф.– М.: МГУ им. Ломоносова, Изд-во «ДИС», 2013. Алиев, А. Национальная платежная система как основа для контроля денежного оборота / Алиев А. // Экономист. - 2011. - N 1. - С.90-93. Ананьев, Д.Н. Банковский сектор России: итоги и перспективы развития / Д.Н. Ананьев // Деньги и кредит. - 2013. - N 3. - С.3-8. Андрюшин, С. Денежно-кредитная политика центральных банков в условиях глобального кризиса / С. Андрюшин // Вопросы экономики. - 2010. - N 6. - С.69-87. Андрюшин, С. Приоритеты денежно-кредитной политики центральных банков в новых условиях / С.Андрюшин, В.Кузнецова // Вопросы экономики. - 2011. - N 6. - С.57-70. Бюллетень банковской статистики. - 2013. - №2. Камаев, В.Д. Экономическая теория: учебник для вузов / В.Д. Камаев. – М.: ВЛАДОС, 2010. - 670с.Лукасевич, И.Я. Оценка эффективности денежно-кредитной политики ЦБ РФ в период финансового кризиса / И.Я, Лукасевич // Проблемы прогнозирования. - 2012. - N 1. - С.109-116.Малкина, Ю. Институты денежно-кредитного регулирования: противоречия функционирования и развития / Ю.Малкина // Финансы и кредит. - 2010. - №18. С. 2-11.Матовников, М.Ю. К вопросу об инструментах денежно-кредитной политики / М.Ю. Матовников // Деньги и кредит. -2012. - N 1. - С.32-34.Нестеров, А.И. Центральный банк Российской Федерации как субъект права / А.И. Нестеров // Государство и право. - 2012. - N 9. - С.102-107.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015-2016 годов // Деньги и кредит. - 2013. - N 1. - С.3-26.Панфилов, В.С. Денежно-финансовый аспект прогнозирования экономической динамики / В.С. Панфилов // Проблемы прогнозирования. - 2013. - N 11. - С.5-16. Семенова Р.А. Банковское дело и валютные операции: Учебное пособие / Новосибирск: - Новосиб.гос.акад.водного транспр., 2014. – 151с.Улюкаев, А.В. Среднесрочные перспективы денежно-кредитной политики / А.В. Улюкаев // Деньги и кредит. - 2011. - N 10. - С.3-5. Данные Банка России. Электронный ресурс: Статистика банковской системы. – URL:http://www.cbr.ru/statisticsbank_system.Экономико-политическая ситуация в России. Политико-экономические итоги 2013 г. Институт экономики переходного периода – URL: http. www.iet.ru.
1. Конституция Российской Федерации : [принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ] // Рос. газ. – 2009. – 21 янв.
2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федер. закон Рос. Федерации : от 10 июля 2002г., №86-ФЗ // Российская газета. – 2002. - №198.
3. О банках и банковской деятельности: Федер. закон Рос. Федерации : от 3 февраля 1996 г., № 17-ФЗ // Российская газета. – 2004. - №290.
4. Агапова, Т. А., Серегина, С. Ф. Макроэкономика: Учебник / Агапова Т. А., Серегина С. Ф. – М.: МГУ им. Ломоносова, Изд-во «ДИС», 2013.
5. Алиев, А. Национальная платежная система как основа для контроля денежного оборота / Алиев А. // Экономист. - 2011. - N 1. - С.90-93.
6. Ананьев, Д.Н. Банковский сектор России: итоги и перспективы развития / Д.Н. Ананьев // Деньги и кредит. - 2013. - N 3. - С.3-8.
7. Андрюшин, С. Денежно-кредитная политика центральных банков в условиях глобального кризиса / С. Андрюшин // Вопросы экономики. - 2010. - N 6. - С.69-87.
8. Андрюшин, С. Приоритеты денежно-кредитной политики центральных банков в новых условиях / С.Андрюшин, В.Кузнецова // Вопросы экономики. - 2011. - N 6. - С.57-70.
9. Бюллетень банковской статистики. - 2013. - №2.
10. Камаев, В.Д. Экономическая теория: учебник для вузов / В.Д. Камаев. – М.: ВЛАДОС, 2010. - 670с.
11. Лукасевич, И.Я. Оценка эффективности денежно-кредитной политики ЦБ РФ в период финансового кризиса / И.Я, Лукасевич // Проблемы прогнозирования. - 2012. - N 1. - С.109-116.
12. Малкина, Ю. Институты денежно-кредитного регулирования: противоречия функционирования и развития / Ю.Малкина // Финансы и кредит. - 2010. - №18. С. 2-11.
13. Матовников, М.Ю. К вопросу об инструментах денежно-кредитной политики / М.Ю. Матовников // Деньги и кредит. -2012. - N 1. - С.32-34.
14. Нестеров, А.И. Центральный банк Российской Федерации как субъект права / А.И. Нестеров // Государство и право. - 2012. - N 9. - С.102-107.
15. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015-2016 годов // Деньги и кредит. - 2013. - N 1. - С.3-26.
16. Панфилов, В.С. Денежно-финансовый аспект прогнозирования экономической динамики / В.С. Панфилов // Проблемы прогнозирования. - 2013. - N 11. - С.5-16.
17. Семенова Р.А. Банковское дело и валютные операции: Учебное пособие / Новосибирск: - Новосиб.гос.акад.водного транспр., 2014. – 151с.
18. Улюкаев, А.В. Среднесрочные перспективы денежно-кредитной политики / А.В. Улюкаев // Деньги и кредит. - 2011. - N 10. - С.3-5.
19. Данные Банка России. Электронный ресурс: Статистика банковской системы. – URL: http://www.cbr.ru/statistics bank_system.
20. Экономико-политическая ситуация в России. Политико-экономические итоги 2013 г. Институт экономики переходного периода – URL: http. www.iet.ru.
Вопрос-ответ:
Какова роль Центрального банка в макроэкономическом развитии?
Центральный банк играет важную роль в макроэкономическом развитии государства. Он отвечает за стабильность и эффективность функционирования финансовой системы, регулирует денежное обращение, контролирует инфляцию, поддерживает финансовую стабильность и управляет кредитными рисками. Без эффективной работы ЦБ макроэкономическое развитие страны может оказаться под угрозой.
Что такое Центральный банк и какова его сущность?
Центральный банк - это государственная финансовая институция, которая выполняет функции по регулированию денежного обращения в стране, поддержанию стабильности банковской системы и осуществлению денежно-кредитной политики. Одной из основных сущностей ЦБ является его независимость от других ветвей власти, чтобы он мог принимать решения в интересах экономики страны, а не в интересах политических структур.
Какие цели и задачи ставит перед собой Центральный банк?
Центральный банк имеет несколько основных целей. Одной из них является обеспечение стабильности денежного обращения и низкой инфляции. ЦБ также занимается регулированием банковской системы, поддерживает финансовую стабильность, осуществляет контроль и надзор за банками и другими финансовыми учреждениями. Задачи ЦБ включают также поддержку экономического роста, стимулирование инвестиций и сбережений, а также оказание помощи правительству в проведении финансовой политики.
Какие методы и инструменты использует Центральный банк для денежно-кредитного регулирования?
Центральный банк использует различные методы и инструменты для денежно-кредитного регулирования. К ним относятся установление основных процентных ставок, операции на открытом рынке, резервные требования к банкам, регулирование доступа банков к центральному банку, управление валютным курсом и т.д. ЦБ комбинирует эти инструменты в зависимости от текущей экономической ситуации и целей, которые ставит перед собой в соответствии со своей денежно-кредитной политикой.
Какие функции выполняет Центральный банк?
Центральный банк выполняет следующие функции: эмиссионная, регуляторная, президентская, агентская, банк последней инстанции, банк банков. Он осуществляет контроль и регулирование денежного обращения, финансовой системы и банковской системы в стране.
Какие цели и задачи ставит перед собой Центральный банк?
Основными целями и задачами Центрального банка являются обеспечение стабильности цен, поддержание финансовой стабильности в стране, поддержание нормального функционирования банковской системы и обеспечение эффективной денежно-кредитной политики.
Какие методы и инструменты использует Центральный банк для денежно-кредитного регулирования?
Для денежно-кредитного регулирования Центральный банк в основном использует следующие методы и инструменты: изменение процентных ставок, регулирование резервных требований для банков, проведение операций на открытом рынке, установление лимитов на кредитование и другие подобные меры.
Какую роль играет Центральный банк в проведении денежно-кредитной политики?
Центральный банк играет ключевую роль в проведении денежно-кредитной политики. Он определяет основные направления и задачи денежно-кредитной политики в стране, контролирует денежное обращение, устанавливает процентные ставки и использует различные инструменты для регулирования денежного рынка и финансовой системы.
Как оценивается денежно-кредитная политика Центрального банка на современном этапе?
Оценка денежно-кредитной политики Центрального банка на современном этапе зависит от различных факторов и может быть разной. Некоторые экономисты считают, что политика Центрального банка справляется с поставленными задачами и способствует стабильности и развитию экономики, в то время как другие критикуют ее и высказывают различные замечания и предложения.
Какие функции выполняет Центральный банк?
Центральный банк выполняет несколько функций. Одна из главных функций - это эмиссия денег и управление денежной массой в стране. Кроме того, Центральный банк осуществляет денежно-кредитное регулирование, контроль за банковской системой, управление внешними резервами и т.д.
Какова роль Центрального банка в макроэкономическом развитии?
Центральный банк играет важную роль в макроэкономическом развитии страны. Он отвечает за монетарную политику, то есть управление денежным обращением и кредитованием в стране. Это позволяет регулировать инфляцию, поддерживать ценовую и финансовую стабильность, способствовать экономическому росту и доверию к национальной валюте.