Формирование коммуникативных умений у учащихся 2 класса во внеурочной деятельности посредством театрального искусства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 28 28 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 22.01.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы использования игры для формирования коммуникационных умений детей младшего школьного возраста 5
1.1 Характеристика детей младшего школьного возраста 5
1.2 Особенности мотивации младших школьников 9
1.3 Особенности формирования словаря детей школьного возраста 14
1.4 Приёмы работы по обогащению словаря детей младшего школьного возраста 16
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений младших школьников в процессе народной игры 19
2.1 Организация исследования 19
2.2 Определение уровня словаря младших школьников 20
2.3 Работа по обогащению словаря детей младшего школьного возраста и результаты контрольного эксперимента 23
Заключение 26
Список литературы 28
Фрагмент для ознакомления

Задания были направлены на изучение грамматического, семантического, структурного, а также коммуникативного аспектов речевого развития слушателей подготовительной группы.
Процесс тестирования был организован индивидуально с каждым ребенком когда у ребенка проявлялся интерес к выполнению игровых заданий.
I группа заданий.
Выявляются умения:
- Использование прилагательных и глаголов,
- Подбор точных по смыслу слов к речевой ситуации;
- Подбор синонимов и антонимов к заданным словам различных частей речи;
- Дифференциация обобщающих понятий.
II группа заданий.
Выявляются умения:
- Образование названий детенышей животных (корова – теленок, лиса - лисенок);
- Подбор однокоренных слов, согласование существительных и прилагательных в роде и числе;
- Образование различных форм повелительного и сослагательного наклонений;
- Построение сложных предложений разных типов.
Ход исследования см. в Приложении 1.
После выполнения всех предложенных заданий, ответы были оценены в баллах.
Максимальное количество баллов по первой группе - 48 баллов (0 баллов - отказ от ответа и неверный ответ, 1 балл за краткий, 2 - за неполный, 3 за каждый полный верный ответ). Затем суммировались баллы и проводилась количественная и качественная оценка развития словаря.
На основе анализа результатов выполнения заданий было выделено 4 уровня развития словаря:
При высоком уровне дети проводят классификацию самостоятельно, группируют слова и картинки по существенным признакам, обосновывают свой выбор, а также свободно оперируют обобщающими словами.
На среднем уровне дети проводят классификацию, группируют по разным признакам слова и предложенные картинки, а также оперируют обобщающими словами. Называют несколько значений многозначных слов.
На низком уровне дети затрудняются в проведении классификации, а также неточно используют обобщающие слова. У детей отмечается небольшой запас лексики, они не могут раскрыть значение предложенного слова. Затрудняются в подборе антонимов к словам и словосочетаниям.
В ходе анализа было выяснено показал, что более половины испытуемых лучше всего справились с заданием на объяснение значений слов, а также подбор синонимов и антонимов к заданным словам разных частей речи. Из возможных 48 баллов испытуемые с высоким уровнем набрали от 25 до 30 баллов, соответственно 14 % детей справились с заданием на хорошем уровне. Однако никто не смог набрать максимальное количество баллов.
Затруднения вызвали задания по подбору точных по смыслу слов к заданной речевой ситуации и в ходе понимания и употребления разных значений многозначных слов. Среди грамматических заданий трудности доставило образование форм повелительного и сослагательного наклонений, 50% школьников испытали затруднения или смогли выполнить задание лишь частично, и получили не более одного балла за каждое выполненное задание.
У детей преобладают тематические ассоциации, что свидетельствует о недостаточном формировании ядра семантического поля. Все это говорит о том, что с детьми необходима постоянная систематическая, а также последовательная лексическая работа.
Общие результаты:
В экспериментальной группе среди испытуемых выявлено 20 % детей с высоким уровнем речевого развития; 45 % школьников средний уровень развития речи показали; у 15 % школьников показали уровень ниже среднего; у 20 % детей низкий уровень наблюдался.
В контрольной группе среди испытуемых было выявлено 15 % детей с высоким уровнем речевого развития; 35 % школьников средний уровень развития речи показали; у 30% выявлен уровень ниже среднего; у 20 % детей выявлен низкий уровень наблюдался.
Таким образом, более половины детей хорошо справились с заданиями на объяснение значений слов, а также на подбор синонимов и антонимов к заданным словам разных частей речи. Особые затруднения вызвал подбор точных по смыслу слов к речевой ситуации, а также на понимание и употребление разных значений многозначных слов. Ответы испытуемых показали, что у детей преобладают тематические ассоциации, что говорит о недостаточном формировании ядра семантического поля. Все это говорит о том, что с ними необходима постоянная систематическая, а также последовательная лексическая работа.

2.3 Работа по обогащению словаря детей младшего школьного возраста и результаты контрольного эксперимента

С этой целью была организована работа по организации народной игры «Ай да масленица!» в ходе которой в активной форме происходило пополнение словарного запаса. Дети обоих группы были привлечены в подготовку сценария с набором народных игр (См. Приложение 2). Работа по обогащению словаря была проведена на основе сенсорного опыта детей с учетом особенностей их развития, а также развития их представлений и понятий. В ходе подготовки в игре дети овладевали способностью выделять характерные признаки предметов и явлений, обобщать, выстраивать логические цепочки.
В ходе работ по обогащению словаря и активизации словарного запаса было необходимо организовать процесс таким образом, чтобы дети не только знали, но и понимали смысл употребляемых в речи новых слов, но и активно использовали их в повседневной речи.
Работу по обогащению словаря была по следующим направлениям:
1.Знакомство с особенностями весеннего праздника (См. Приложение 2).
2. Знакомство с персонажами – участниками игры (См. Приложение 2).
3. Знакомство с пословицами и поговорками (См. Приложение 2).
4. Знакомство с загадками (См. Приложение 2).
Таким образом, в ходе изучения малых фольклорных жанров, позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, а также способствует формированию образности речи школьников, развитию словесного творчества детей.
Работа по указанным направлениям завершилась фольклорным праздником «Ай да масленица!».
С детьми обоих групп по методике констатирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент. В ходе которого была проведена проверка эффективности применяемой методики и подтверждения выдвинутой гипотезы исследования. В задания была непосредственно включена дополнительно лексика связанная с фольклором.
Обследование выявило различия в развитии словаря и связной речи детей экспериментальной и контрольной группе, что отражено в Таблице 2 Приложения 3.
На основе данных результатов можно сделать выводы о качественных изменениях в развитии словарного запаса у детей экспериментальной группы, так при объяснении слов они чаще стали давать определения уже близкие к словарным, дети стали использовать различные значения многозначных слов при составлении как словосочетаний, так и предложений; стали более адекватно подбирать синонимы к словам. Отрицательных и неадекватных ответов зафиксировано не было.
Увеличилось количество детей с хорошим развития связной речи. Значимым для нашего исследования является повышение процента лексического разнообразия. Прирост отмечен и в таких показателях, как, объем текста (в 2-4 раза), соответствие содержания теме высказывания.
Изменения выявлены также у испытуемых контрольной группы, однако рост показателей лексического развития был значительно ниже, чем в экспериментальной. Уменьшилось количество испытуемых с развитием «ниже среднего». Однако больше половины детей также показали лишь средний уровень развития словаря.
Данные результаты позволяют сделать вывод об эффективности разработанной методики, а также подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что ознакомление с народной игрой оптимизирует развитие словаря младших школьников, если работа по обогащению проводится на основе сенсорного опыта детей с учетом особенностей развития представлений и понятий, и если дети овладевают способностью выделять признаки предметов и явлений, обобщать, выстраивать логические цепочки.


























Заключение

Детство — важный этап формирования личности человека: именно в этот период ребенок получает первые представления о жизни, у него формируется определенное отношение к людям, к труду, навыки и привычки, поведение и черты характера.
Ведущий вид деятельности детей этого возраста, особенно школьного — игра, которая выполняет важнейшие функции воспитания и образования:
- с помощью игры получают развитие духовные и физические силы ребенка: внимание, память, фантазия, дисциплинированность и пр.;
- формируются многие положительные качества и черты характера ребенка;
- познавательные способности (интерес и готовность к учению);
- игра – это своеобразный, присущий детскому возрасту способ усвоения общественного опыта, познания ребенком окружающего мира, путем активного участия в повседневной жизни людей. Игра важна еще и потому, что готовит ребенка к будущему, для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полноценной и счастливой.
Задача взрослых (родителей и педагогов) – создать все необходимые условия для разнообразной игровой деятельности и внимательно, умело управлять ею, особенно в процессе развития речи.
Нужно привлекать детей к игре, но надо помнить: успех в передаче знаний и культуры следующим поколениям будет зависеть от того, как взрослые будут строить игры, какое содержание в них вкладывать. От этого зависит и успешный процесс развития творческих способностей детей, требующий грамотного, педагогического руководства, а именно установления таких способов руководства этим процессом, где применяются методы и приемы, содействующие правильному развитию и раскрытию творческого потенциала детей. Подобное руководство игровой деятельностью осуществляется, в основном, с применением творческих упражнений и заданий. Цель такой работы – достижение определенного уровня формирования детских навыков и проверка эффективного использования творческих упражнений и заданий на практике, без применения методов принуждения.
В ходе данной экспериментальной деятельности мы убедились, что организация полноценного театрализовано атмосферы детской игры создают все возможности для активизации обогащения детского словаря.
Таким образом, являясь основой его творческого развития, игра - это еще и своеобразный мостик от мира детей к миру взрослых: эти миры воздействуют друг на друга – в играх дети зачастую исполняют определенные социальные роли взрослых, а взрослые, в свою очередь, часто используют игры, чтобы лучше познать мир (деловые игры – кейсы), повысить самооценку (спортивные игры) и уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры).















Список литературы

1. Алексеева М.М. Методика развития речи школьников. М.: 2006. – 317 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: 2005. – 195с.
3. Бабаева Т.И. Использование элементов национальной культуры в воспитании и подготовке школьников к школе в детском саду. Сыктывкар, 1991. - 50 с.
4. Бабанский Ю. К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. - М.: Педагогика, 2003. – 374 с.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М, 2004. – 156 с.
6. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду// Программа и методические рекомендации для работы с детьми/ В.В..Гербова. - М.: Академия, 2007. – 128 с.
7. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка школьного возраста. – М.: 1978.
8. Зубков Т. И. Формирование познавательной активности учащихся начальных классов. - Екатеринбург, 2003.
9. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа)/ Г. Клименко // Дошк. воспитание.- 2003.-№5. С.34-35.
10. Колунова Л.А. Работа над словом в процессе развития речи младших школьников // Проблемы изучения речи школьников / Л.А.Колунова. - М.: Дар, 1994. С. 28 – 32.
11. Народное искусство в воспитании детей / под ред. Т.С. Комаровой. –М.: Педагогическое общество России, 2000. –256с.
12. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. // Известия АПН РСФСР. Вып. 7. / Под общ. ред. А. А. Смирнова. - М.: 1947.
13. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Т.II. - М.: 1952.
14. Пакулова В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 2005.
15. Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск: НГПИ, 2005.
16. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи школьников. М.: Владос, 2006.- 367 с.
17. Ушинский К.Д. Опыт педагогической антропологии. / Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Ч. 1. - М.: Изд-во УРАО, 2002.
18. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999.






6


Список литературы

1. Алексеева М.М. Методика развития речи школьников. М.: 2006. – 317 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: 2005. – 195с.
3. Бабаева Т.И. Использование элементов национальной культуры в воспитании и подготовке школьников к школе в детском саду. Сыктывкар, 1991. - 50 с.
4. Бабанский Ю. К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. - М.: Педагогика, 2003. – 374 с.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М, 2004. – 156 с.
6. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду// Программа и методические рекомендации для работы с детьми/ В.В..Гербова. - М.: Академия, 2007. – 128 с.
7. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка школьного возраста. – М.: 1978.
8. Зубков Т. И. Формирование познавательной активности учащихся начальных классов. - Екатеринбург, 2003.
9. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа)/ Г. Клименко // Дошк. воспитание.- 2003.-№5. С.34-35.
10. Колунова Л.А. Работа над словом в процессе развития речи младших школьников // Проблемы изучения речи школьников / Л.А.Колунова. - М.: Дар, 1994. С. 28 – 32.
11. Народное искусство в воспитании детей / под ред. Т.С. Комаровой. –М.: Педагогическое общество России, 2000. –256с.
12. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. // Известия АПН РСФСР. Вып. 7. / Под общ. ред. А. А. Смирнова. - М.: 1947.
13. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Т.II. - М.: 1952.
14. Пакулова В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 2005.
15. Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск: НГПИ, 2005.
16. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи школьников. М.: Владос, 2006.- 367 с.
17. Ушинский К.Д. Опыт педагогической антропологии. / Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Ч. 1. - М.: Изд-во УРАО, 2002.
18. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999.

Вопрос-ответ:

Какие коммуникативные умения развиваются у учащихся 2 класса через театральное искусство?

Во внеурочной деятельности посредством театрального искусства учащиеся 2 класса развивают такие коммуникативные умения, как умение выразить свои мысли и чувства, умение слушать и понимать других, умение работать в группе, умение эффективно общаться со сверстниками и взрослыми.

Какие особенности характерны для детей младшего школьного возраста?

Дети младшего школьного возраста отличаются быстрым развитием речи и мышления. Они активно интересуются окружающим миром и стремятся общаться с другими. Однако они могут быть неуверенными в своих коммуникативных навыках и нуждаются в поддержке и поощрении взрослых.

Какие особенности мотивации младших школьников?

Младшие школьники часто мотивируются внешними факторами, такими как похвала и одобрение взрослых. Однако они также могут испытывать внутреннюю мотивацию, когда им интересно и увлекательно заниматься определенной деятельностью. Важно создавать стимулирующую и поддерживающую обстановку для развития их коммуникативных умений.

Какая работа проводится по обогащению словаря детей младшего школьного возраста?

В работе по обогащению словаря детей младшего школьного возраста используются различные методы и приемы, такие как чтение художественной литературы, игры со словами, составление историй и рассказов, изучение новых слов через ассоциации и т. д. Цель этой работы - расширить словарный запас детей и помочь им уверенно и грамотно выражать свои мысли.

Какие коммуникативные умения развиваются у детей младшего школьного возраста через игру?

Через игру дети младшего школьного возраста развивают коммуникативные умения такие, как умение слушать и внимательно следить за другими участниками игры, умение выражать свои мысли и эмоции, умение работать в группе и сотрудничать с другими, умение решать проблемы и конфликты, умение адаптироваться к новым ситуациям и т. д. Игра помогает им развивать коммуникативные навыки и уверенность в себе.

Какие цели преследуются при использовании игры для формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста?

Игра в театральное искусство используется для развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста. Она помогает развить у детей навыки общения, выразительности речи, воображение и эмоциональную сферу. Главной целью такой игры является формирование у детей навыков эффективного общения, умения слушать и высказываться, уверенности в себе и умения дружить.

Какие особенности мотивации младших школьников нужно учитывать при использовании театрального искусства для формирования коммуникативных умений?

Мотивация младших школьников может быть различной. Некоторые дети могут быть заинтересованы в театральных играх и готовы активно участвовать, в то время как другие могут испытывать страх перед выступлениями или быть малоинициативными. При использовании театрального искусства в обучении необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать условия, которые бы способствовали максимальному вовлечению и мотивации каждого ученика.

Как формируется словарь у детей младшего школьного возраста?

Формирование словаря у детей младшего школьного возраста происходит постепенно. На этом этапе важно развивать у детей интерес к языку, расширять их словарный запас путем ознакомления с новыми словами и понятиями. Для этого можно использовать игровые методики, как внутри урока, так и во внеурочной деятельности, например, театральные игры, которые помогут учащимся запомнить новые слова и использовать их в речи.

Как можно работать по обогащению словаря у детей младшего школьного возраста?

Работа по обогащению словаря у детей младшего школьного возраста может проводиться через различные игровые активности. Например, можно организовывать игры с использованием карточек с изображениями предметов или картинками, на которых будут указаны названия предметов на иностранном языке. Также можно проводить театральные игры, где дети будут выступать в роли разных персонажей и использовать новые слова и выражения в своей речи.

Какие коммуникативные умения формируются у учащихся 2 класса через театральное искусство?

Через театральное искусство учащиеся 2 класса формируют коммуникативные умения, такие как умение выразить свои мысли и чувства, умение слушать и понимать других людей, умение работать в команде, умение эффективно общаться и взаимодействовать с окружающими.