Грамматика и лексика на экзамене. Формат заданий и анализ типичных ошибок студентов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 29 29 страниц
  • 42 + 42 источника
  • Добавлена 24.01.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития изучения грамматики и лексики на уроках английского языка 5
1.1 Современные подходы к обучению иностранному языку в свете новых образовательных стандартов 5
1.2 Основные характеристики применения современных технологий в обучении иностранному языку 8
Глава 2. Практические пути развития творческой и коммуникативной активности студентов как основы для взаимодействия посредством проблемных заданий в процессе проведения экзамена 14
2.1 Диагностика уровня развития творческой и коммуникативной активности студентов 14
2.2 Типовые ошибки, допущенные в процессе контроля знаний 21
Заключение 24
Список литературы 26
Приложение 29


Фрагмент для ознакомления

Некоторые ошибки были связаны с незнанием форм неправильных глаголов: вместо требуемой формы экзаменуемые образовывали глагольную форму по правилу образования для правильных глаголов с окончанием —ed (breaked вместо broke, feeled вместо felt, sleeped вместо slept и т. п.).
Наибольшую трудность для учащихся представляет форма пассивного залога в Past и Present Indefinite. Типичной ошибкой было использование активной формы Past и Present Indefinite вместо пассивной формы (asked вместо was asked; invited вместо was invited), что может свидетельствовать:
• о невнимании к контексту, из которого следует, что лицо, обозначенное
подлежащим, не совершало/совершает действие само, а подвергалось действию;
• о непонимании разницы в употреблении пассивного и активного залогов.
Встречается также ошибочное употребление вместо Past и Present Indefinite Passive форм глаголов в Present или Past Perfect Active, Past или Present Continuous Active. Есть ошибки, вызванные незнанием того, как образуется форма Past Indefinite Passive, когда экзаменуемые вместо 3-ей формы глагола употребляли 2-ую (was wrote вместо was written).
Другая разновидность ошибок при образовании Past и Present Indefinite Passive связана с неправильным употреблением формы вспомогательного глагола to be (are printed вместо is printed). Эта же ошибка встречается в использовании глагола to be для образования видовременных форм группы Continuous и даже в простейшем случае его использования в качестве глагола-связки в составном именном сказуемом.
Использование неличных форм глагола (given, giving) вместо соответствующих личных форм активного и пассивного залогов говорит о том, что некоторые тестируемые не видят структуры предложения, в соответствии с которой в пропуск после подлежащего должна быть вписана соответствующая форма сказуемого.
Обращают на себя внимание ошибки, вызванные непониманием того, какое лицо совершает действие. Такие ошибки свидетельствуют о неумении внимательно вчитываться в контекст и о нарушении технологии выполнения задания — заполнения пропусков, которое требует предварительного прочтения всего текста с целью понимания его общего содержания.
Для вариантов, включавших тестовые вопросы, контролирующие навык употребления форм глаголов группы Perfect, типичной ошибкой было неправильное употребление Present Perfect.
Наибольшее количество ошибок связано с использованием вместо Present Perfect — Present и Past Indefinite. По-видимому, это обусловлено незнанием случаев употребления соответствующих видовременных форм и недостаточной сформированностью навыков их употребления.
Некоторые ошибки обусловлены неправильным выбором формы вспомогательного глагола (has grown вместо have grown и наоборот) из-за неумения согласовать подлежащее со сказуемым.
В отношение употребления неличных форм глагола большое количество ошибок было допущено экзаменуемыми в употреблении причастий. Эти ошибки состоят в употреблении вместо необходимой формы причастия I (taking) причастия __________II (taken) и наоборот, а также в употреблении вместо причастия II (taken) личных форм глагола (took) или слов, образованных от опорного с помощью суффиксов (takeness), часто не существующих в языке.
С употреблением степеней сравнения прилагательных и наречий экзаменуемые справились более успешно.
Затруднения в использовании степеней сравнения прилагательных возникли только у некоторых экзаменуемых. Основной ошибкой являлось заполнение пропуска опорным словом без изменения (attentive вместо more attentive), что противоречит инструкции к выполнению задания.
Анализ уровня сформированности навыка употребления средств словообразования позволяет сделать следующие выводы:
• наибольшую трудность для экзаменуемых представляет употребление
суффиксов -er, -ly, -ness, -ency, -ion, -ation, -able, -ive, а также префиксов dis- и in-;
• типичными ошибками в данном задании являются:
— образование от опорных слов однокоренных слов не той части речи, которая требуется по контексту (вместо protection — protective, proteced или protectly);
— заполнение пропуска опорным словом без изменения его;
— употребление несуществующих слов (difficultness вместо difficulty, scientifics вместо scientists);
— вместо заполнения пропуска словом с отрицательным префиксом употребление или опорного слова без изменения, или слова, образованного с помощью суффикса (honestly, honesty вместо dishonest). Вторая причина неправильного употребления отрицательного префикса заключается в использовании не того отрицательного префикса, который употребляется с указанным корнем (unhonest, inhonest);
— неправильное написание слов (valueable, importent).


Заключение

Данная работа раскрывает необходимость формирования принципиально нового подхода к школьной программе. Для того чтобы осуществлять более эффективное развитие студентов в процессе обучения любому предмету, необходимо включать студентов в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательные, интеллектуальные, волевые, эмоциональные и мотивационные сферы.
Теоретически обоснована роль проблемного обучения иностранному языку в свете новых стандартов образования в рамках специфики преподавания данного предмета учащимся студентового возраста. Новые стандарты учитывают целый ряд особенностей студентов и закладывают основы развития у студентов конструктивного критического мышления
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что инновационный подход в образовании как нельзя более отвечает запросам нынешнего времени. В условиях динамики социально-экономического развития возникает потребность в новом формате взаимодействия педагога и ученика, новым схемам и методам преподавания дисциплин, и этого нельзя не учитывать.
Самостоятельность, ответственность, включенность в жизнь общества, умение мыслить не по шаблону, и находить творческое, оригинальное решение – важнейшее качество современного специалиста, которое сохранить свою актуальность и в будущем.
В условиях стремления к самостоятельности и поиска собственных путей и целей, развитие творческой активности, умении критически мыслить и решать различные жизненные задачи при помощи нестандартного подхода, становится для школьника особенно актуальным. В ходе проведенной нами работы мы убедились, сколь велика роль этого фактора в осуществлении качественного образовательного процесса.
В настоящее время запросы общества сильно изменились, и теперь мы нуждаемся в новой методике получения знаний и навыков, позволяющих вступать в эффективное общение с представителями других культур и традиций, участвовать в различных сферах и ситуациях межкультурной коммуникации, приобщаться к современным мировым процессам развития цивилизации. Ее достижение предполагает, прежде всего, развитие у школьников достаточно высокого уровня коммуникативной компетенции при одновременном формировании и совершенствовании личности ребенка, способной не только к дальнейшему самообразованию в изучении иностранных языков, но и к использованию полученных знаний для решения важных жизненных проблем.
В этой связи возникают противоречия между запросами современного общества, переживающего процесс глобальной интеграции, и устаревшими подходами к преподаванию иностранных языков школе.
Следовательно, имеются все основания считать нерешенной проблему развития межкультурного взаимодействия посредством актуальных методов преподавания иностранного языка.
Таким образом, мы выявляем значимость проблемы обучения иностранным языкам в рамках среднего образования. Проведенные исследования педагогической работы в этой области показали, что обучение данной дисциплине сегодня невозможно без инновационной составляющей. В свете современных требований к обучению иностранным языкам мы наблюдаем, как меняется статус и обучаемого, и преподавателя, которые переходят от схемы учитель – ученик к технологии личностно-ориентированного обучения в плотном сотрудничестве.




Список литературы

Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. – Казань.: КГУ, 1996. - 552c.
Аристова Л.И. Активность учения школьника. - M.,1968. - 139 с.
Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Английский с удовольствием: Программа курса английского языка 2-11 классы/ М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева. - Обнинск: Титул, 2010. -56с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1991. – 193с.
Волков Е.В. Развитие критического мышления. М„ 2004- 136 с
Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. Учебное пособие. Калининград, 2000. -572с.
Дзюина Е. В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке / Е.В. Дзюина. - М.: ВАКО, 2009. - 144с
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999. – 350 c.
Зайцева Ж.А., Кирсанов А.А. Развитие творческой активности студентов в педагогическом процессе. – Казань: Изд-во КГПУ, 1995. – 103 с.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 249с.
Калмыкова З.И. Продуктивность мышления как основа обучаемости. – М. – 1981.
Ковалев Л. Г. Психология литературного творчества. Л., 1960.
Конышева А. В. Контроль результатов обучения иностранному языку. / СПб: КАРО, Мн.: Изд-во «Четыре четверти», 2004.-144с
Корниенко А.Ф. Теория и практика психологического исследования: Учебное пособие. – Казань: КГПУ, 2000. – 258 с.
Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. 80 с
Лернер И. Я., Скаткин М. Н. О методах обучения // Советская педагогика. - 1965. - № 3. – с.13-18
Ляховицкий, М.В. Методика преподавания иностранных языков / М.В. Ляховицкий. - М.: Просвещение, 1981. - 290с.
Манеева О.Г. О развитии творческой активности студентов на уроках// Иностранные языки в школе. – 1994. - №4. – с.12-15.
Моляко В.А. Психология творческой деятельности. - М.: Высшая школа, 1978. – С.156-165
Немов Р.С. Психология. т.2. – М.:ВЛАДОС, 2003
Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, - 448 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – M., 2005.
Орлов В.И. Активность и самостоятельность студентов // Педагогика, 1998. - №3. - с44-48.
Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
Педагогическая энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия., 1986. – С. 215
Петровский А.В. Возможности и пути построения общепсихологической теории личности // Вопросы психологии, 1987. - №1. – с.15 – 26.
Петухов В. В., Столин В. В. Предмет и задачи педагогической практики. М.: Изд-во МГУ, 1989. -318с
Платонов К. К. Проблемы способностей. М., 1999г.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № 2, 3 – 2000г
Пономарев Я.А. Психология творчества: общая, диффеенциальная, прикладная. – М., 1990.
Половникова Н.А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении: Автореф.дис....д-ра пед.наук. – Л, 1977. - 58 с.
Программа курса английского языка к УМК Enjoy English для 2-11 классов. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. М. 2008 г.
Психология одаренности детей и студентов/ Под ред. Н.С. Лейтеса.- М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.
Психология/ Под ред. А.А. Крылова.- М.: Проспект, 1998.- 584 с.
Роджерс, К. К теории творчества / Взгляд на психотерапию, становление человека, М., «Прогресс»; «Универс», 1994. - 518с.
Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/ Под ред. А. Л. Венгера. —М.: Педагогика, 1986. — 224 с.
Рейнвальд Н. И. Психология личности: Монография.—М.: Изд-во УДНГ| 1987.—200 с
Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии.- Спб.: Питер, 2001. – 720с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Теплов Б. М. Избранные труды. - М., 1985.
Теплов Б. М. Способности и одаренность. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 133
Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М: Педагогика, 1990.-189с


Приложение

Вариант тем для тестирования студентов в режиме диалога/монолога
- What is the most favorite holiday in your family?
- What are the most important public holidays in Great Britain?
- What holidays do people celebrate in Russia?
- What international holidays do you know?
- What holidays are celebrated only in Russia?
- Which holidays do you like best of all?











2


Список литературы

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. – Казань.: КГУ, 1996. - 552c.
2. Аристова Л.И. Активность учения школьника. - M.,1968. - 139 с.
3. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Английский с удовольствием: Программа курса английского языка 2-11 классы/ М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева. - Обнинск: Титул, 2010. -56с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1991. – 193с.
5. Волков Е.В. Развитие критического мышления. М„ 2004- 136 с
6. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. Учебное пособие. Калининград, 2000. -572с.
7. Дзюина Е. В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке / Е.В. Дзюина. - М.: ВАКО, 2009. - 144с
8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999. – 350 c.
9. Зайцева Ж.А., Кирсанов А.А. Развитие творческой активности студентов в педагогическом процессе. – Казань: Изд-во КГПУ, 1995. – 103 с.
10. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 249с.
11. Калмыкова З.И. Продуктивность мышления как основа обучаемости. – М. – 1981.
12. Ковалев Л. Г. Психология литературного творчества. Л., 1960.
13. Конышева А. В. Контроль результатов обучения иностранному языку. / СПб: КАРО, Мн.: Изд-во «Четыре четверти», 2004.-144с
14. Корниенко А.Ф. Теория и практика психологического исследования: Учебное пособие. – Казань: КГПУ, 2000. – 258 с.
15. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. 80 с
16. Лернер И. Я., Скаткин М. Н. О методах обучения // Советская педагогика. - 1965. - № 3. – с.13-18
17. Ляховицкий, М.В. Методика преподавания иностранных языков / М.В. Ляховицкий. - М.: Просвещение, 1981. - 290с.
18. Манеева О.Г. О развитии творческой активности студентов на уроках// Иностранные языки в школе. – 1994. - №4. – с.12-15.
19. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. - М.: Высшая школа, 1978. – С.156-165
20. Немов Р.С. Психология. т.2. – М.:ВЛАДОС, 2003
21. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, - 448 с.
22. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – M., 2005.
23. Орлов В.И. Активность и самостоятельность студентов // Педагогика, 1998. - №3. - с44-48.
24. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
25. Педагогическая энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия., 1986. – С. 215
26. Петровский А.В. Возможности и пути построения общепсихологической теории личности // Вопросы психологии, 1987. - №1. – с.15 – 26.
27. Петухов В. В., Столин В. В. Предмет и задачи педагогической практики. М.: Изд-во МГУ, 1989. -318с
28. Платонов К. К. Проблемы способностей. М., 1999г.
29. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № 2, 3 – 2000г
30. Пономарев Я.А. Психология творчества: общая, диффеенциальная, прикладная. – М., 1990.
31. Половникова Н.А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении: Автореф.дис....д-ра пед.наук. – Л, 1977. - 58 с.
32. Программа курса английского языка к УМК Enjoy English для 2-11 классов. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. М. 2008 г.
33. Психология одаренности детей и студентов/ Под ред. Н.С. Лейтеса.- М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.
34. Психология/ Под ред. А.А. Крылова.- М.: Проспект, 1998.- 584 с.
35. Роджерс, К. К теории творчества / Взгляд на психотерапию, становление человека, М., «Прогресс»; «Универс», 1994. - 518с.
36. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/ Под ред. А. Л. Венгера. —М.: Педагогика, 1986. — 224 с.
37. Рейнвальд Н. И. Психология личности: Монография.—М.: Изд-во УДНГ| 1987.—200 с
38. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии.- Спб.: Питер, 2001. – 720с.
39. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
40. Теплов Б. М. Избранные труды. - М., 1985.
41. Теплов Б. М. Способности и одаренность. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 133
42. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М: Педагогика, 1990.-189с

Вопрос-ответ:

Что такое грамматика и лексика?

Грамматика - это система правил и структур, которые регулируют построение предложений и выражение мыслей на языке. Лексика - это набор слов и выражений, которые используются для передачи конкретного значения или идеи.

Какие форматы заданий могут быть на экзамене по грамматике и лексике?

На экзамене по грамматике и лексике могут быть разные форматы заданий, например: заполнение пропусков в предложениях с правильными грамматическими структурами или подбор правильных слов или фраз для данного контекста.

Какие ошибки студентов чаще всего встречаются при изучении грамматики и лексики?

Чаще всего студенты делают ошибки в правильном использовании времен, артиклей, предлогов и словообразования. Также они часто путают синонимы или не умеют правильно использовать слова в контексте.

Какие современные подходы используются при обучении грамматике и лексике?

Современные подходы к обучению грамматике и лексике включают интерактивные методики, использование аутентичных материалов, использование технологий, таких как компьютерные программы и интернет, для более эффективного и интересного обучения.

Какие практические методы могут помочь развить творческую и коммуникативную активность студентов в изучении грамматики и лексики?

Для развития творческой и коммуникативной активности студентов в изучении грамматики и лексики можно использовать такие методы, как ролевые игры, дискуссии, проектные задания и работа с аутентичными материалами, которые помогут студентам применить свои знания на практике и развить навыки коммуникации.

Какие ошибки студенты чаще всего допускают при изучении грамматики и лексики на экзамене?

На экзамене студенты часто допускают ошибки в использовании времен и форм глаголов, неправильном использовании предлогов, неправильной согласованности времен и лиц, а также недостаточном знании лексики и словарного запаса. Также часто встречаются ошибки в правильности построения предложений и использования правильных падежей.

Какие новые подходы в обучении иностранному языку можно применить для развития грамматики и лексики?

В свете новых образовательных стандартов, можно применить современные подходы, такие как коммуникативный подход, интегративный подход, контекстуальный подход и др. Эти подходы помогут студентам развивать грамматику и лексику через активное взаимодействие, использование аутентичных материалов и интерактивных технологий, а также через творческую и коммуникативную активность.

Какие практические пути развития творческой и коммуникативной активности студентов?

Для развития творческой и коммуникативной активности студентов можно использовать такие методы, как ролевые игры, дискуссии, презентации, проектные работы и др. Эти практические пути позволяют студентам активно применять свои знания грамматики и лексики в реальных ситуациях общения, развивать навыки выразительности и креативности, а также улучшать навыки публичных выступлений.