Формирование связной речи у детей с ОНР 3 уровня в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 73 73 страницы
  • 73 + 73 источника
  • Добавлена 04.02.2015
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 4
Глава 1. Теоретическое изучение формирования связной речи при нормальном и нарушенном речевом развитии в условиях логопункта 9
1.1. Лингвистические и психолингвистические основы связной речи 9
1.2. Формирование связной речи в онтогенезе и дизонтогенезе 15
1.3. Организация логопедической работы в условиях логопункта 26
Глава 2. Практическое изучение сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня 32
2.1 Организация исследования сформированности связанного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня 32
2.2 Исследование уровня сформированности связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня и анализ результатов 34
2.3 Организация логопедической работы по формированию связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня 44
2.4 Анализ и оценка эффективности логопедической работы по формированию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня 60
Заключение 65
Список литературы 68
Приложение 74
Приложение А 74
Приложение Б 78
Приложение В 84
Приложение Г 85
Приложение Д 107
Приложение Е 119
Приложение Ж 139


Фрагмент для ознакомления

п.).Оборудование и материалы: «ковер-самолет», дом из мягких модулей, игрушки, изображающие щенка, кошку, собаку, петуха, мышку, пчелу, рыбку, лягушку; корзина с костюмами героев сказки, аудио— или видеозапись сказки.Содержание игры-занятия. Педагог с детьми приходят в «комнату сказки». Они видят большой сказочный «ковер-самолет». Взрослый сообщает, что сегодня ковер-самолет унесет их далеко-далеко от города.Звучит музыка, дети рассаживаются на ковер-самолет и взрослый говорит о том, что они летят на дачу, где живутразные животные. Педагог предлагает детям сойти с «ковра-самолета», осмотреться вокруг и обращает внимание детей на дом и все, что рядом с ним. (Стоит дом, повсюду разложены игрушки-животные.) Дети видят подоконник, а на нем сидит пушистая кошка, в конуре спит большая лохматая собака, около забора клюет зерно петух, в норке прячется мышка: Рядом с домом расположена полянка, на ней растет цветок, на цветке сидит пчела, в пруду плавает рыба, на большом листе отдыхает лягушка.Дети вместе с педагогом рассматривают двор со всеми обитателями. Педагог привлекает их внимание к большой корзине, в которой лежат костюмы разных животных, а также плоскостные изображения отдельных частей тела героев сказки (вытянутая морда собаки, выгнутая спинка кошки, разноцветный хвост петуха, крылья пчелы, хвост рыбы, лапка лягушки). Педагог предлагает детям определить по символам-деталям, какому животному принадлежит конкретная часть тела. Отгадавший получает соответствующий костюм. Педагог предлагает детям надеть костюмы.Взрослый предлагает детям посмотреть на себя в зеркало, рассказать, кем они стали.Педагог просит детей внимательно слушать мелодию и догадаться, кто из животных под какую музыку и как ходит. Как только ребенок услышит «свою» музыку, он должен определенной походкой пойти в то место комнаты, где находится игрушка, изображающая данное животное. (Педагог показывает образец движения животных, при необходимости выполняет движения вместе с ребенком).Педагог обращает внимание детей на то, что под кустом кто-то сидит, - затем достает игрушку-щенка. Педагог объясняет детям, что это не взрослая собака, а маленький щенок. Дети вместе со взрослым рассматривают игрушки — собаку и щенка, отмечая черты сходства и различия.Педагог предлагает детям сесть и послушать (посмотреть) сказку. (Включается аудио- или видеозапись сказки В. Сутеева «Кто сказал "мяу"?»). После прослушивания или просмотра сказки педагог задает детям вопрос:— Почему щенок не догадался сразу, кто говорил «мяу»? (Варианты ответов детей обобщаются, и определяется верный ответ.)Игра «Кто где живет»Педагог сообщает детям, что действительно щенок еще очень маленький. Он забыл, в каком доме он живет, и просит ребят помочь ему. Детям предъявляется изображение двух-трех домов (с треугольной крышей и прямоугольным окном, с треугольной крышей и круглым окном, с трапециевидной крышей и квадратным окном). Дети рассматривают дом, построенный из мягких модулей, находят соответствующий контурный вариант дома и объясняют щенку, почему они выбрали именно эту картинку. Дети провожают щенка в дом, прощаются с ним. Взрослый просит каждого ребенка придумать слова, которые он скажет щенку на прощание.Затем педагог напоминает детям, что им пора возвращаться из сказки домой. С помощью «ковра-самолета» дети летят в детский сад.Занятие 2Педагогический замысел: воспитывать у детей простейшие эмоции: грусть, страх, удивление; учить их выражать. Развивать умение имитировать движения, характерные для различных животных; учить выкладывать на ковролинографе фигуры, манипулировать ими в соответствии со сценарием сказки. Закреплять навыки порядкового счета в пределах пяти. Развивать диалогическую речь в процессе ответов на вопросы по сюжету сказки «Кто сказал "мяу"?»; учить детей отгадывать загадки, ориентируясь на характерные признаки объекта.Оборудование и материалы: свеча на подставке, дом, построенный из мягких модулей, игрушка-щенок, аудиозапись сказки, плоскостные изображения героев сказки или цветные символы, изображающие персонажей сказки для фланелеграфа, изображения персонажей сказки, нарисованные взрослым свечой.Содержание игры-занятия. Педагог со свечой в руке приглашает детей пройти в «комнату сказки». Взрослый сообщает, что дорогу в сказку сегодня покажет волшебный огонек, и зажигает свечу. Дети медленно и тихо идут по комнате сказки и вдруг слышат лай щенка (включается аудиозапись или используется звуковая игрушка). Дети здороваются со щенком, гладят его, рассматривают. Взрослый уточняет, что это не взрослая собака, а маленький щенок, предлагает дать ему имя. Все вместе вспоминают, что знают сказку, в которой рассказывается о приключениях щенка.Все усаживаются на ковер. Педагог включает аудиозапись сказки «Кто сказал "мяу"?». Дети вместе с педагогом «рассказывают сказку», производя имитационные движения руками, туловищем, а также сопровождая звукоподражаниями.Далее детям предлагается ответить на вопросы:—Кого первым встретил щенок на улице?Во время ответов детей изображения героев сказки выкладываются на фланелеграфе. Педагог предлагает расставить героев сказки по порядку.Каким по порядку будет стоять петух?Кто был вторым?Где щенок ее увидел?Кто будет третьим?Кого следующим встретил щенок?Где была пчела?Какая она будет по порядку?Кто будет пятым?Кого последним увидел щенок?Затем педагог предлагает детям рассказать сказку с помощью фигур на фланелеграфе. Взрослый распределяет роли, используя загадки (ребенок получает роль персонажа, о котором отгадал загадку). Педагог рассказывает сказку, а дети изображают сюжет и произносят реплики персонажей.Педагог сообщает детям, что, пока они играли в сказке, волшебная свеча приготовила для них подарки. Дети с помощью педагога закрашивают краской рисунки, «сделанные» свечой, обсуждают появившиеся изображения и забирают их на память. Занятие заканчивается.Занятие 3Педагогический замысел: продолжать знакомить детей с основными эмоциями; учить распознавать эмоциональное состояние людей с помощью пиктограмм. Развивать умение брать на себя роли, вести их до конца в процессе драматизации сказки «Кто сказал "мяу"?»; обогащать и активизировать словарный запас детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.Оборудование и материалы: куклы-бибабо, изображающие героев сказки; набор рисунков (пиктограмм) с изображением лиц с разными эмоциями; костюмы героев сказки.Содержание занятия. Педагог с детьми входит в «комнату сказки» и просит детей вспомнить, какие волшебные предметы могут помочь попасть в «сказку». Дети вспоминают: «ковер-самолет», волшебный клубок, свеча. С помощью волшебного клубка дети идут в «сказку». Их встречает кукла-бибабо, изображающая щенка. Дети здороваются со щенком. Взрослый напоминает детям о том, что с этим щенком дети уже знакомы, так как он из сказки «Кто сказал "мяу"?».Педагог предлагает детям сесть поудобнее на ковер и спрашивает:— Хотите еще раз услышать эту сказку?Педагог рассказывает сказку, используя куклы-бибабо, или дает детям прослушивать аудиозапись.Затем каждому ребенку выдается набор рисунков (пиктограмм), изображающих четыре эмоции; грусть, страх, удивление, гнев В сказке щенок встречается с кем-то незнакомым и удивляется: «Кто говорит "мяу"?» Дети должны найти у себя на картинках удивленное лицо.У педагога тоже в руках пиктограмма, он показывает по ней:— Посмотрите, у человечка приподняты брови, глаза расширены, рот приоткрыт. Покажите, как вы умеете удивляться.Дети пробуют изобразить перед зеркалом удивление. Затем педагог предлагает вспомнить, каким стал щенок, когда навстречу ему выскочил огромный пес, и показать соответствующую пиктограмму.Правильно, он стал испуганным. А вы можете показать, как щенок испугался? (Показывает рисунок: глаза расширены, брови сближены, рот чуть-чуть приоткрыт.)После того как щенка ужалила пчела и он упал в пруд, он вылез из воды и пошел домой. Каким он был? Покажите такого же грустного человечка, сделайте такое же грустное лицо.Дети находят пиктограмму с грустным лицом: брови сближены, глаза опущены, уголки рта опущены. (Проводится такая же работа, как и с предыдущими рисунками.) — В конце сказки щенок наконец узнает, кто же говорит «мяу». Он рассердится на кошку и будет на нее рычать. Он станет злым. Дети показывают соответствующую пиктограмму, затем изображают на лице злость: брови сближены, глаза расширены, рот плотно сомкнут.В ходе обсуждения пиктограмм дети вместе со взрослым выбирают самое удивленное (грустное, испуганное, злое) лицо.Взрослый говорит детям:— Мне больше нравится, когда ваши лица радостные, веселые.Педагог просит детей изобразить радость на лице. (Можно сделать фотографии лиц детей или схематические рисунки.)После работы с пиктограммами проводится драматизация сказки. По клубочку дети уходят из «комнаты сказки».СКАЗКА Н. ПАВЛОВОЙ «ЗЕМЛЯНИЧКА»Занятие 1Педагогический замысел: познакомить детей с содержанием сказки «Земляничка»; закреплять у ребенка представления о себе (узнавать себя в зеркале в костюме и без него); формировать умение с помощью мимики выражать эмоциональные состояния (радость, огорчение, печаль); развивать навыки эмоционального общения детей друг с другом и со взрослыми в процессе импровизированных игр на основе сюжета сказки «Земляничка»; формировать неречевые (мимику, пантомимику, жест) и речевые средства общения в процессе знакомства со сказкой «Земляничка»; развивать пространственную ориентировку; формировать представления о признаках лета.Оборудование и материалы: комната, оборудованная декорациями лета, корзинка, разноцветные конверты, костюмы героев сказки.Содержание игры-занятия. Дети с педагогом отправляются в «комнату сказки», оборудованную декорациями лета. Педагог обращает внимание детей на то, каким стал лес. Они гуляют по лесу, рассматривают все вокруг, обмениваются впечатлениями.Педагог показывает детям большую корзинку. Дети заглядывают в нее и находят там разноцветные конверты.Дидактическая игра «Какое время года?»Педагог сообщает детям, что каждый цвет символизирует определенное время года. Он открывает конверты и предлагает детям проверить, все ли правильно в этих конвертах. Он «читает» детям признаки разных времен года, а дети должны хлопнуть, когда услышат только признаки лета (все признаки лета оказываются в красных конвертах).Словесная - игра «Краски лета»Педагог просит детей рассказать, какими еще красками природа раскрашивает летом все вокруг. Дети перечисляя. Затем все вместе слушают сказку «Земляничка» (педагог может сам ее рассказать или предложить детям послушать аудиозапись) и отвечают на вопросы по ее содержанию:—Как называется ягодка, которая выросла на полянке? Педагог просит показать, какой земляничка была в начале сказки и какой она стала в конце.Дети имитируют рост ягоды — сначала кисти рук сжимаются в кулачки, затем медленно раскрываются ладошки.Кто хотел съесть земляничку?Почему лесные жители не съели земляничку?Какие еще ягоды растут в лесу?Взрослый показывает детям корзину, которая стоит под елкой и которую, видимо, оставил для детей лесовичок. Дети заглядывают в корзину и находят в ней разные костюмы. Раскладывают костюмы, определяют их принадлежность и надевают на себя. Дети подходят к зеркалу, рассматривают свои наряды, обмениваются впечатлениями, перевоплощаются в персонажей сказки, которым соответствуют костюмы, а педагог предлагает им показать, как ходят их герои.Педагог просит детей надеть костюмы героев сказки и показать, как все герои прячутся от дождя и как радуется ягодка, что ее не съели.Сказка заканчивается, все возвращаются в группу.Занятие 2Педагогический замысел: повторить содержание сказки, развивать умение разыгрывать сказку с помощью настольного театра. Формировать умение распознавать и оценивать эмоциональные состояния. Формировать умение с помощью мимики выражать эмоциональное состояние: радость, испуг, огорчение. Развивать навыки эмоционального общения детей друг с другом и со взрослыми в ходе игры. Продолжать учить детей выражению чувств и настроений в соответствии с заданной игровой ситуацией. Развивать мелкую моторику в процессе игры с настольными куклами. Развивать воображение при выполнении действий, передающих внутренние свойства образа: веселый — грустный, радость — разочарование. Развивать графомоторные навыки.Оборудование и материалы: клубок, аудиозапись сказки, игрушки, изображающие персонажей сказки, листы с нарисованными корзинами для каждого ребенка. Содержание игры-занятия. Дети отправляются в сказку с помощью волшебного клубочка. Он приводит их на «лесную полянку». Педагог предлагает вспомнить, чем можно заняться летом: сходить в лес за ягодами и грибами, позагорать, искупаться и т.д.Этюд «На рыбалке» [43, с. 19]Педагог приглашает всех к воображаемой реке и предлагает угадать, что он будет сейчас делать. Педагог имитирует ловлю рыбы и изображает разные эмоциональные состояния (радость, досаду, огорчение, разочарование), кладет рыбу в ведро. Дети по лицу взрослого должны определить, удалось ли ему поймать рыбку или нет, крупная рыба или мелочь. Затем педагог предлагает детям самим имитировать рыбалку. Пойманную рыбку нужно положить в воображаемое ведро.Педагог предлагает детям прослушать сказку «Земляничка» и разыграть ее, используя игрушки, изображающие персонажей сказки. Дети слушают сказку, а затем разыгрывают ее, используя для этого настольный театр. В конце занятия детям предлагаются листы с нарисованными корзинами, им необходимо «заполнить» их ягодами — нарисовать как можно больше кружочков.Занятие 3Педагогический замысел: напомнить детям сказку «Земляничка». Формировать умение с помощью мимики выражать эмоциональное состояние (радость, испуг, огорчение). Развивать навыки эмоционального общения детей друг с другом и со взрослыми в ходе игры. Продолжать учить детей выражению чувств и настроений в соответствии с заданной игровой ситуацией. Закреплять способы перевоплощения и развития пластического образа — создание композиции движений на основе последовательных картинок «Земляничка растет».Оборудование и материалы: две неполные пиктограммы (овал лица, нос) для каждого ребенка, костюмы героев сказки; аудиозапись сказки, а также музыкального отрывка «Полет шмеля» М. Глинки, последовательные картинки«Земляничка растет».Содержание игры-занятия. Педагог и дети входят в «комнату сказки». Звучит пьеса М. Глинки «Полет шмеля». Педагог спрашивает детей:— Как вы думаете, на чей полет похожи звуки музыки? Кто может так лететь?Педагог предлагает вместе с насекомыми (пчелами, комариками, бабочками) полететь в лес. Каждый ребенок сообщает, в кого он превратился, для того чтобы полететь в лес. Дети имитируют полет насекомых. «Насекомые» прилетают и опускаются на «полянку».Этюд «Хорошая — плохая погода» [43, с. 36]Педагог предлагает детям представить, как в сказочном лесу тепло, светло, какие красивые, яркие цветы растут на зеленой лужайке, над ними весело порхают бабочки. Он просит детей просто посидеть на «лужайке» и послушать, как «поют» букашки (можно использовать аудиокассету «Звуки леса»).Педагог спрашивает детей, какое у них сейчас настроение. Просит изобразить его с помощью заранее подготовленных пиктограмм. Рисование пиктограмм «Мое настроение». Затем педагог говорит детям, что в лесу стало темно, пасмурно, подул холодный ветер, пошел дождь, бабочки спрятались в кору деревьев. Педагог спрашивает детей, какое настроение у них стало теперь, и просит изобразить соответствующей пиктограммой.Педагог замечает, что в дождь настроение может быть разным, и предлагает вспомнить, кто может радоваться дождю. Просит вспомнить, какое растение радуется дождю в сказке «Земляничка».Этюд «Земляничка растет»Педагог показывает детям набор картинок с изображением этапов развития растения и предлагает им последовательно разложить эти картинки, чтобы понять, как развивается растение из семени, — сначала появляется росток (дети сидят сжавшись в комок), затем вытягивается стебель (дети постепенно поднимаются), из стебелька вырастает веточка (дети отводят в сторону одну руку), распускается цветок (дети разжимают ладонь), цветок увядает (ладонь опускается), образуется маленькая ягодка (ладонь сжимается в кулачок).Педагог показывает детям под елкой корзину, в которой они находят костюмы для персонажей сказки «Земляничка».Педагог предлагает надеть костюмы и разыграть сказку. Дети наряжаются, репетируют перед зеркалом свои роли, пытаясь перевоплотиться в образ, а затем с помощью ведущего (педагога) разыгрывают сказку.Дидактическая игра «Кто какое варенье съел» Педагог показывает картину «Кто какое варенье съел» и просит детей карандашом соединить изображение банки с вареньем с изображением лица ребенка, испачканного вареньем (земляничное, черничное, малиновое и т. п.), соблюдая правильность цветового оттенка.В конце сказки все дружно танцуют, радуются солнышку и тому, что земляничка стала большой и очень красивой.Тема: «В грибном царстве, лесном государстве»Цель: Закрепление лексической темы «Грибы» посредством знакомства с новой техникой работы с бумагойЗадачи: Познакомить с царством грибов, выделить группы съедобные - несъедобныеРазвивать словарь, обогащая его названием различных грибов: боровик, подберезовик, сморчок, сыроежка и др.Учить понимать образный смысл загадок, придумывать загадки о грибахРазвивать навыки связной речи, навыки составления описательного рассказа о грибе, о ходе своей работыФормировать умение изготовлять поделки из мятой бумаги, развитие мелкой моторикиЗакреплять навыки работы с клеемРазвитие любознательности, познавательной и творческой активностиИспользуемые материалы:- набор демонстративных картинок с изображением грибов («Тематический словарь в картинках. Грибы. Ягоды»)- демонстрационная картина с изображением осеннего леса- муляжи грибов- листы белой и цветной бумаги, клей1. Предварительная работаПедагог вносит корзину с муляжами грибов, прикрытую платком, просит отгадать, что под ним, для этого задает загадку:Под сосною у дорожкиКто стоит среди травы?Ножка есть, но нет сапожек,Шляпка есть, нет головы?(Грибы)Дети отгадывают, педагог показывает корзину, говорит, что побывал в осеннем лесу, читает стихотворение З. АлександровойВ грибном царствеРазбежались по полянкам мухоморы и поганки,Чтобы сбить тебя с пути и от белых отвести.Там, где солнышко пригрело, задержаться можно смело:Значит, здесь семья маслят или рыжики стоят.А под елкой, а под елкой кто-то прячется в иголках,В темной шляпке набекрень боровик укрылся в тень.А веселые ребята - тонконогие опята –Притаились возле пня и кричат: «Ищи меня!» Нам и лето, нам и осень чудеса всегда приносят,Но грибы, что дарит лес,- это чудо из чудес.Педагог предлагает ответить на вопросы по стихотворению и рассмотреть картину:- о чем это стихотворение, о каких грибах здесь шла речь- рассказать, ходили ли они сами в лес, что видел, что нового узнал- каких деревьев было больше: хвойных или лиственных, какой гриб под каким деревом пряталсяВоспитатель рассказывает детям, что грибы – особые растения, не похожие ни на деревья, ни на кустарники, что есть съедобные и несъедобные грибы. Предлагается запомнить правила сбора грибов в лесу:осторожно срезать ножку гриба, не повреждая грибницу. Из грибов можно приготовить много различных блюдПоиграть в игру «Почему у гриба такое название» Педагог предлагает картинку с грибом, называет его вместе с детьми, ребята пытаются объяснить: почему он так назван:Подберезовик - растет под березой ОБРАЗОВАНЫ ОТ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВПодосиновик – растет под осинойМухомор – мух моритьСыроежка – есть сырыми СОЕДИНЕНИЕ ДВУХ СЛОВСвинушки - свиные ушиЛисички, рыжики – по цветуПедагог предлагает детям разгадать загадки:Глубоко был спрятан он. Он в лесу стоял,Раз-два-три – и вышел вон, Никто его не брал, И стоит он на виду. В красной шапке модной,Белый, я тебя найду! (боровик) Никуда не годный! (мухомор)Ходят в рыженьких беретах, Вдоль лесных дорожекОсень в лес приносят летом. Много белых ножек. Очень дружные сестрички, Собирай, не мешкай.Золотистые… (лисички) Это… (сыроежки)Далее, педагог предлагает детям придумать свою загадку о любом грибе, попытаться описать его, воспитатель помогает, задавая наводящие вопросы ( съедобный-несъедобный, какого цвета, шляпка, ножка, где растет, что можно из него приготовить)Возможен вариант, когда педагог предлагает прослушать и произносить чистоговорку, особенно выделяя звук с:Стоит в оСокеПодоСиновик выСокий,А под ним СидятСемьдеСят гуСят!ФизкультминуткаНагоре растут грибы – руки вверх, хлопок над головойПод горой растут грибы – руки через стороны вниз, присесть, хлопнуть в ладоши2. Совместная деятельность педагога с детьмиПедагог предлагает сделать сами грибы, «собрать лукошко»Предлагается следующий план действий, педагог проговаривает и выполняет действие, ребенок внимательно смотрит и слушает, далее, под руководством воспитателя выполняет работу. По завершении каждого этапа ребенок рассказывает о проделанной работе.Подготовить бумагу: выбрать лист нужного цвета ( в зависимости от цвета гриба), Лист взять двумя руками, смять в комок и аккуратно развернуть; перевернуть лист на другую сторону, смять и вновь разгладить; повторить процедуру несколько раз пока листок не станет мягкимИзготовление ножки: лист мятой бумаги скатать в шарик, заправляя углы внутрьИзготовление шляпки: аналогично скатать шарик, положить его на стол, сильно прижать ладонью, чтобы получить лепешкуСборка деталей: намазать клеем шляпку с внутренней стороны, приклеить ножку. Добавить детали (пятнышки для мухоморов, листочки, травинки)В середине работы провести пальчиковую игру «Раз, два, три, четыре, пять…»Раз, два, три, четыре, пятьВышли пальчики гулять.Этот пальчик в лес пошел,Этот пальчик гриб нашел,Этот пальчик чистить стал,Этот пальчик жарить стал,Ну, а этот пальчик ел,Оттого и растолстел!Работа может выполняться индивидуально или в подгруппах.3.итоги Педагог предлагает детям вспомнить, о каких грибах беседовали, рассмотреть какие грибы получились, отметить наиболее удавшиеся работы. Предложить детям рассказать о своей получившейся работе.Дома выучить стихотворение З. Александровой. Дать задание: если во время прогулки по лесу и по парку дети увидят грибы, еще раз обратить на них внимание, вспомнить их название, рассмотреть строение грибов Тема: животный мир жарких стран. Животные пустыниЦель:Закрепление лексической темы «Животные жарких стран», посредством знакомства с новым приемом рисования – «расчесывание» краскиЗадачи:Познакомить с понятием «жаркие страны», раскрыть значение данных словПознакомить с животным и растительным миром жарких странРазвивать и обогащать словарь по теме занятия, упражнять в составлении рассказа по картинкеАктивизировать словарь детей: антилопа, страусы, грифы, колибриФормировать умение пользоваться энциклопедией, находить нужные сведения Совершенствовать навыки создания композиции на листе бумагиОзнакомить с новым приемом рисования – «расчесывание» краскиОсвоить новый графический знак – волнистую линию, отрабатывать плавное, непрерывное движение рукиЗакреплять умение передавать колорит, характерный для пустыни, подбирая нужные цветаИспользуемые материалы:- демонстрационные картинки с изображением природных зон, животных («Тематический словарь в картинках. Животные жарких стран») - книги Р. Киплинга, Энциклопедии, посвященные животным жарких стран, глобус- для рисования: альбомный лист, гуашь, кисть, пластмассовая вилка, салфетка Предварительная работаПедагог предлагает попутешествовать и отправится в жаркие страны, спрашивает детей, какие страны дети знают, объяснить значение «жаркие страны» (пустыни, жаркие равнины, саванны). Показать на глобусе Африку – самый жаркий континентДети рассматривают картинки с изображением животных (Мартышки, бегемота, тигр, и др.). Педагог предлагает детям описать животное, задавая вопросы:- крупное или мелкое?- какой окрас? внешний вид- какой он: добрый или злой, хищник или нет? Чем питается?- назвать детенышей?Детям предлагается отгадать загадки:Хоть на птицу и похож я, Всю жизнь ношу я 2 горба,С вышиною не знаком. Имею 2 желудка! Крылья есть, но только все же Но каждый горб – не горб, амбар!Я всю жизнь хожу пешком. (Страус) Еды в них – на 7 суток! (верблюд)Как высок тот зверь пятнистый. Некрасивый он, пожалуй… Говоришь с ним – хоть кричи! Вместо носа – шланг пожарный,Шел бы он в баскетболисты, Уши вроде опахал,Дальше всех б бросал мячи! (жираф) Ростом с башню отмахал. (слон)Его увидишь – сразу ясно: Этой птичке - невеличке Царь зверей – шутить опасно. Больше жизни мил полет.Грозный вид и грозный рык, И летает преотлично,Даже гривы не постриг! (лев) Даже хвостиком вперед. (колибри)Дидактическая игра «Подбери слово» Педагог называет животное, ребенок должен подобрать прилагательные. «Это животное какое?»Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем, кого видели - покажем!»(развивать детское воображение, сообразительность, развивать способности имитировать повадки животных)Ребенок загадывает животное, которое встретил, гуляя по Африке, дети спрашивают «Какое животное видел?» Ведущий должен мимикой, жестами, повадками показать животное, которое видел.Педагог предлагает прослушать чистоговорку, определить какой звук встречается чаще других, попробовать повторить ее, особое внимание уделяя данному звуку:Три тигренкаС грозным тигромДо утра играли в игры! В зоопарке есть мартышки,Зебра, зубр, жираф и мишка!Физкультминутка«ЖЕЛТАЯ СТРАНИЦА»Вот желтая страница- Стоя лицом в круг, руки опущены внизПустынная странаПесок по ней кружится Вращение вокруг себя с поднятыми вверх рукамиНесется, как волна. Стоя на месте, руки вытянуты перед собой,Неведомо откуда, волнообразные движения рукамиНеведомо кудаЛежачие деревья Стоя на коленях, покачивая поднятыми вверх рукамиРастут среди песковБезлиственные сучья Лежа на полу, руки прижаты к полуК сухой земле пригнулЖивучий и колючийКустарник саксаул.А ветер носит тучи Легкий бег врассыпную по свободномуГорячего песка. пространству группыИдет песок летучийНа приступ, как войска. (С.Маршак)2. Совместная деятельность педагога с детьмиПедагог предлагает начать составлять (рисовать) свою энциклопедию, начав с природы пустыни, и одного обитателя пустыни, загадывает загадку:Отгадайте, это ктоХодит в костяном пальто? (Черепаха)Рассмотреть картинки с изображением животного, рассказать о том, что черепахи живут около 150 лет. При опасности черепаха прячет голову в панцирь. Есть морские и сухопутные черепахи. (Дает задание найти интересные сведения о черепахах)Составление плана работы:1. Определить какие краски лучше использовать для изображения пейзажа пустыниВ верхней части листа нарисовать кистью полоску неба голубого цвета и провести по мокрой краске вилкой, как бы «расчесывая» краску, плавно и непрерывно двигая рукойКраской коричневого цвета нарисовать полоску, соединяющую небо и дальний план земли, линию горизонта, и, пока краска не успела высохнуть, провести по ней гребешком вверх – вниз волнообразным движением – барханыНарисовать поэтапно черепаху: туловище овал, голова – маленький прямоугольник с закругленными углами, ноги – маленькие прямоугольники. Вилкой провести короткие штрихи по панцирю, чтобы придать необычную структуру панциряДополнить пейзаж кактусами – длинными овалами с короткими овальчиками по бокам – и провести гребешком по их поверхности сверху внизТонкой кисточкой дорисовать детали: глаза, колючки на кактусе, солнышко 3 ИтогиПедагог предлагает рассмотреть пейзажи пустыни, отметить, что новый способ рисования придал рисункам объемность, как, будто песок передвигается и пересыпается от ветра, а черепахи как живые, так и хочется взять их на руки, погладить. Предлагает рассказать о своей работе, какие новые сведения узнал о жителях пустыни, что можно занести в энциклопедиюЕще раз проговорить чистоговорку, заучить стихотворение-загадку о черепахеПриложение ЖТаблица Ж.4 - Результаты исследования сформированности связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня после коррекционной работы№ИмяНомер методики/ кол-во балловСреднееУровеньп/пребенка123456789значение1Александр Ш.4444333333,4средний2Антон Л.4333222222,6средний3Екатерина В.5544444434,1Выше среднего4Игорь К.4444333333,4средний5Инесса Ф.5544444344,1Выше среднего6Константин В.4343332222,9средний7Павел С.4423222322,7средний8Светлана Я.3333222322,6средний9Сергей П.4343332222,9средний10Татьяна Л.4444433333,6Выше среднего11Федор Н.4444333333,4средний12Юлия Д.4434332323,1средний Среднее значение4,13,83,63,63,02,92,72,82,63,2

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Издательский центр «академия», 1992
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М., 2003
3. Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6-летних детей с общим недоразвитием речи// Логопед..- 2004.№2 с 43-51.
4. Баринова, ЕА. Лингвистические основы методики развития связной речи// Развитие речи учащихся: Уч. зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена. — Л., 1971.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб.пособие для студ. пед. инст-тов по спец-ти «Дошкольная педагогика и психология». - 2-ое изд. - М.: Просвещение, 1981.
6. Вершина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим речи 3 уровня // Логопед. -2004. №1 с 34 - 40.
7. Визель Т.Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения // Логопед.- 2004.№6 с 4-9.
8. Волковская Т.Н. Сравнительное изучение особенностей мыслительной и речевой деятельности дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. – 2005. - № 2 (8). – С. 17
9. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
10. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. — М., 1956.
11. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: КомКнига, 2006 – 144с.
12. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 2007. – 471с.
13. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. — М., 1984.
14. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., 2004
15. Голубева, Л.Р. Мыслительный процесс классификации у детей дошкольного возраста / Л.Р. Голубева // Психология дошкольника: хрестоматия: для студентов средних педагогических заведений/ Сост. Г.А. Урунтаева. Москва: Академия, 1997.
16. Горелов, И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учеб. пособие. - М., 1997. - 224 с.
17. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. Пособие / О.Е. Грибова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 96с.
18. Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения: Методическое пособие / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: В секачева, НИИ Школьных технологий, 2008. – 192с.
19. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. Ежегодник РАО. - М., 2002
20. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
21. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982.
22. Жукова Н.С. и др. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М.: Просвещение, 1973.
23. Жукова, Н.С, Мастюкова, ЕМ., Филичева, Т.Е. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1998.
24. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте (пер. с чешского) / Под ред. и с предисл. В.К.Трутнева и С.С. Ляпидевского. М., 1962.
25. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.,2001.
26. Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М., 1989
27. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. В.А. Деркунской. – СПб., 2004
28. Игры – драматизации в детском саду: Методические рекомендации/ Сост. Е.Л. Трусова – Киев, 1991
29. Карпова, С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. - М., 1978.
30. Клюева, Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. — Ярославль, 1997.
31. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. — М., 1973.
32. Короткова А.В. Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико- грамматического стоя речи 3 уровня //Логопед 2004. №1 с. 27-34.
33. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. – М.: Просвещение, 1982. – 182с.
34. Ладыженская, ТА. Связная речь// Методика развития речи на уроках русского языка. — М., 1980.
35. Лалаева Р. И. Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- С.-Петербург., 1999.- 160с.
36. Лалаева, Р.И. Взаимосвязь в развитии интеллекта и языковой способности у детей при нормальном и нарушенном онтогенезе // Логопедия. – 2005. - № 1 (7). – С. 5
37. Лебедева, И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: Учебно-методическое пособие / Под ред. Проф Л.Б. Баряевой. – СПб.:ЦдК проф. Л.Б. Баряевой, 2009. – 175с.
38. Левина, Р.В. Опыт изучения неговорящих детей. – М., 1951
39. Леонтьев, А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистика и теории коммуникации // Синтаксис текста. – М., 1979. С 12.
40. Леонтьев, АА. Исследования детской речи// Основы теории речевой деятельности. — М., 1974.
41. Лингвистический энциклопедический словарь // под ред. В.Н. Ярцева. – Москва. Советская энциклопедия., 1990
42. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения. - М., 1986
43. Логопедия: учебник для студ. Дефектол. Фак. Пед. Высш. Учеб. Заведений/ под ред. Л.с.Волковой. – 5-е изд., перераб. И доп. – Ь. :Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 703 с. :ил. – (Коррекционная педагогика)
44. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Коррекция дизартрии: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, изд-во «СОЮЗ», 2001.
45. Лурия, А.Р. Язык и сознание// Под ред. Е.Д. Хомской. — М.,2001.
46. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983
47. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения. — М., 1974.
48. Методика развития речи детей дошкольного возраста// IIод ред. Л.П. Федоренко. — М., 1984.
49. Методы обследования речи у детей / Под ред. Г.В.Чиркиной, И.Т.Власенко. - М.: РИПКРО, 1996.
50. Микляева, Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование: метод. Пособие /Н.В. Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 96с.
51. Моисеенко Е.М. Психолингвистический подход к исследованию семантико-синтаксических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия. – 2005. - № 2 (8). – С. 31
52. Нечаева, ОА. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение). — М., 1986.
53. Нищева, Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыков пересказа. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО –ПРЕСС»», 2010. - 80с.
54. Парамонова, Л.Г. Воспитание связной речи у детей. Методическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство – пресс», 2011. – 176с.
55. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000
56. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
57. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: “Питер”, 2002.
58. Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010, - 320с.
59. Смолянинова, Е.Н. Связная речь (словосочетание) и грамматика. – СПб, 2003.
60. Стрелкова Л. П. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. — М., 1985
61. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей д/с / Под ред. Ф.А.Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981.
62. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240с.
63. Филичева Т.Б., Туманова, Т.В. Дети с общим недоразвитием речи - воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.
64. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис – пресс, 2004
65. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч. 1. Первый год обучения. - М.: Изд-во «Альфа», 1993.
66. Филичева, Т.Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. – М.: «Просвещение», 2010. – 272с.
67. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224с.
68. ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное воспитание и обучение детей 5 летнего возраста с ОНР.- М, 1991г.
69. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с
70. Шмидт В.В. Использование рисуночных методик в коррекционно-развивающей практике логопеда // Логопед. – 2005.- № 4 (10).- С. 4
71. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.
72. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте.//Избр. псих. труды.-М.,1989.
73. Якубинский Л.П. Избранные труды. Язык и функционирование. – М., 1986


Вопрос-ответ:

Что такое ОНР третьего уровня?

ОНР (общее недоразвитие речи) третьего уровня - это нарушение речевого развития у детей, характеризующееся значительными трудностями в формировании связной речи.

Какие основы лежат в основе формирования связной речи?

Формирование связной речи основывается на лингвистических и психолингвистических основах. Лингвистические основы относятся к грамматическим и лексическим навыкам, а психолингвистические - к способности к когнитивным процессам и пониманию речи.

Как происходит формирование связной речи в онтогенезе и дизонтогенезе?

Формирование связной речи происходит как в онтогенезе (развитие речи по мере взросления), так и в дизонтогенезе (развитие речи в условиях нарушения речевого развития). В каждом из этих случаев требуются определенные методы и подходы для стимулирования развития связной речи у детей.

Как организована логопедическая работа в условиях логопункта?

Логопедическая работа в условиях логопункта организована с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Логопеды используют различные методы и игровые техники для стимуляции развития связной речи у детей с ОНР третьего уровня.

Что исследовали при практическом изучении формирования связной речи?

При практическом изучении формирования связной речи исследовали эффективность работы логопедического пункта в условиях детского сада. Оценивались достигнутые результаты в развитии связной речи у детей с ОНР третьего уровня и определены наиболее успешные методы и подходы к работе с ними.

Как формируется связная речь у детей с ОНР 3 уровня в условиях логопедического пункта?

Формирование связной речи у детей с ОНР 3 уровня происходит в условиях логопедического пункта, где применяются специальные методики и упражнения. Работа с детьми включает выполнение заданий по развитию словарного запаса, грамматических навыков, умения строить связные высказывания. Логопедический пункт в детском саду предоставляет оптимальные условия для развития связной речи у детей с нарушениями речевого развития.

Какие основы лежат в основе формирования связной речи?

Формирование связной речи основывается на лингвистических и психолингвистических основах. Лингвистические основы связной речи включают в себя умение строить предложения с правильной грамматикой, использовать разнообразные лексические единицы. Психолингвистические основы связной речи связаны с пониманием и переработкой информации, умением устанавливать связи между словами и предложениями.

Как организовывается логопедическая работа в условиях логопункта?

Логопедическая работа в условиях логопункта включает в себя различные методики и упражнения, направленные на развитие речевых навыков у детей с ОНР 3 уровня. Логопед проводит индивидуальные занятия с каждым ребенком, используя игровые и обучающие материалы. Также в логопункте проводятся групповые занятия, где дети могут взаимодействовать друг с другом и учиться коммуникативным навыкам.