Уровень сформированности эмпатии у учащихся младших классов школы 7-го вида (сравнение с нормой)
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 27 + 27 источников
- Добавлена 06.02.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 4
Глава 1. Обзор литературы по проблеме изучения психологических особенностей у учащихся младших классов школы 7-го вида 7
1.1 Психологические особенности младших школьников с нормальным развитием 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ЗПР 12
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня сформированноси эмпатии у учащихся младших классов школы 7-го вида 26
2.1 Характеристика выборки и методик исследования 26
2.2 Организация и ход исследования 27
Глава 3. Описание результатов эмпирического исследования 29
3.1 Результаты исследования в экспериментальной группе 29
3.2 Результаты исследования в контрольной группе 31
3.3 Результаты сравнительного анализа 34
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение 1 41
Приложение 2 43
Низкий уровень сформированности эмпатии не был выявлен ни у одного испытуемого из контрольной группы. Таким образом, можно сделать вывод, что для всех младших школьников с нормальным развитием доступно проявление эмаптии, при этом, у некоторых детей способность сопереживать выражена в достаточно высокой степени. Нужно отметить, что дети без труда (но иногда с задержкой) определяли все предъявленные им эмоциональные состояния.
Результаты проведения методики «Неоконченные рассказы» в группе детей с нормальным развитием представлены в Таблице 5.
Таблица 5. Результаты проведения методики «Неоконченные рассказы» в контрольной группе
Испытуемый Характер эмпатии Испытуемый Характер эмпатии 1 Гуманистический 6 Гуманистический 2 Гуманистический 7 Гуманистический 3 Гуманистический 8 Гуманистический 4 Гуманистический 9 Эгоцентрический 5 Гуманистический 10 Гуманистический
Результаты также представлены в виде диаграммы на рисунке 6.
Рисунок 6. Результаты проведения методики «Неоконченные рассказы» в контрольной группе
Как видно из полученных данных, для большинства испытуемых (9 человек - 90%) характерен гуманистический характер эмпатии. Эгоцентрический характер способности к сопереживанию был выявлен лишь у одного испытуемого (10%).
3.3 Результаты сравнительного анализа
Для проведения сравнительного анализа был использован t-критерий Стьюдента для независимых выборок. В результате проведения сравнительного анализа по обеим методикам были получены достоверно значимые различия по параметру «уровень эмпатии» (р < 0,01). Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 6, а также в виде диаграммы на рисунке 7.
Таблица 6. Результаты сравнительного анализа данных экспериментальной и контрольной группы
№
п./п. Параметр Средние
значения по экспериментальной группе Средние значения по контрольной группе Значение t-критерия Уровень значимости p 1 Уровень эмпатии 1,7 2,5 12,2 0,01
Рисунок 7. Результаты сравнительного анализа данных экспериментальной и контрольной группы
Как видно из результатов сравнительного анализа, изучаемые группы испытуемых различаются по уровню сформированности эмпатии. Так, у младших школьников с нормальным развитием эмпатия развита в большей степени, чем у младших школьников с ЗПР.
По характеру эмпатии у младших школьников с нормальным развитием и у младших школьников с ЗПР значимых различий не выявлено.
Заключение
В рамках проведенного исследования уровня сформированности эмпатии у младших школьников, обучающихся в школе 7-го вида, был проведен анализ научной литературы по исследуемой проблеме, а также было проведено экспериментальное исследование.
В результате теоретического анализа было выявлено, что задержка психического развития (ЗПР) у детей младшего школьного возраста характеризуется недостаточной сформированностью мотивационно-целевой составляющей деятельности, сферы образов-представлений, трудностями в становления знаково-символической деятельности. Исследователи отмечают, что многие важные составные части жизни детей с ЗПР связаны с негативным следствием нарушения их коммуникативной деятельности, а также с выраженной конфликтностью и агрессивными поведенческими проявлениями.
Необходимо отметить, что к сегодняшнему дню особенности развития эмпатии у детей с ЗПР изучены недостаточно. Вместе с тем, данная проблема является крайне важной, т.к. именно эта способность влияет на формирование зоны ближайшего развития во взаимодействии ребенка с другими людьми. Особую роль в развитии эмпатии у младших школьников с ЗПР исследователи отводят родителям. В случае, если родители недооценивают способность ребенка к сопереживанию и не занимаются ее развитием, это определяет появление трудностей в общении со сверстниками, что достаточно легко можно заметить в процессе обучения в начальной школе.
Результаты экспериментального исследования позволяют сделать вывод о том, что для большинства младших школьников с ЗПР доступно проявление эмаптии, однако, уровень сформированности эмпатии у таких детей в целом ниже, чем у младших школьников с нормальным развитием. Также можно отметить, что в ходе проведения методики «Определи выражение лица» с младшими школьниками с ЗПР были выявлены определенные особенности восприятия ими эмоций. Так, если эмоции радости или грусти дети определяли сразу, то определение эмоций насмешки, недоверия, смущения, спокойствия вызывало у них трудности. При этом, рисунки с изображением эмоций воспринимались детьми легче, чем рисунки, представленные в виде схем. Это может свидетельствовать о слабой дифференцированности эмоциональных состояний у детей с ЗПР.
При изучении характера эмоциональной восприимчивости значимых различий выявлено не было. Для большинства младших школьников из обеих групп характерен гуманистический характер эмпатии, что свидетельствует о наличии у них способности сопереживать и откликаться на переживания разных видов объектов взаимодействия. Однако, при исследовании младших школьников с ЗПР было выявлено, что они охотнее проявляют эмпатию в отношении животных, чем в отношении взрослых и сверстников.
Таким образом, можно считать, что гипотеза исследования подтверждена, задачи исследования выполнены, цель достигнута.
Список литературы
Аксенова Л.И. Специальная педагогика / под ред. Н.М.Назаровой. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2004. – 394 с.
Бабкина Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях образовательной интеграции // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 1. – С. 23–31.
Воронова Е. Задержка психического развития: в чем причина? // Здоровье детей. – 2002. – № 10. – С. 18–19.
Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина; Междунар. акад. пед. образования. – 3-е изд., перераб. – М.: Академия, 2004. – 271 с.
Гуровец Г.В. Психопатология детского возраста – М.: Владос, 2008. – 359 с.
Дети с особыми образовательными потребностями: тематический выпуск // Психология и школа. – 2011. – № 3. – С. 5–91.
Детская психиатрия. Задержка психического развития. Умственная отсталость. // Психиатрия: реферативный сборник / ред. Р.В. Петров. – 2010. – № 3. – С. 17–22.
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / ред. С.Г. Шевченко. – М.: Аркти, 2001. – 224 с.
Дробинская А.О. Задержка психического развития // Школьные трудности «нестандартных» детей. – 2-е изд. – М.: Дефектология, 2001. – С.80–87.
Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 95 с.
Зотеева О.С. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития // Система взаимодействия специалистов в образовательном пространстве как фактор психолого-педагогического обеспечения становления личности: материалы междунар. науч.-практ. конф., 28 нояб. 2008 г. – Шадринск, 2008. – С. 500–506.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. 4-е изд. – М.: Академия, 2007. – 140 с.: табл.
Лубовский В.И. Специальная психология. – 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – 460 с.: табл.
Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева и др. – 4-е изд. – Ростов н/Д : Фенинкс, 2008. – 565 с.
Новикова Г.Ф. Особенности проявления задержки психического развития различной этиологии / Г.Ф. Новикова // Специальная психология. – 2008. – № 1. – С. 16–22.
Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова и др. – СПб.: Питер, 2010. – 304 с.: рис., табл.
Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: изучение и психокоррекция / В.Г. Алямовская и др.; под ред. У.В.Ульенковой. – СПб.: Питер, 2007. – 304 с.: табл.
Самойлова С.В. Особенности зрительного восприятия детей с задержкой психического развития // Специальная психология. – 2008. – № 1. – С. 22–26.
Соколова Е.В. Систематика задержки психического развития у детей // Логопед. – 2008. – № 1. – С. 8–22.
Соловьева Т.А., Рогалева Е.И. Первоклассник: адаптация к новой социальной среде. – М.: ВАКО, 2008. – 365 с.: ил.
Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения // Известия Самарского научного центра РАН. - 2010. - Т. 12. - № 3.
Степанов С.С. Азбука детской психологии. - М.: Сфера , 2004. - 128 с.
Судакова Н.Б. Психологическая готовность и адаптация будущих первоклассников к условиям школьного обучения // Детство. Отрочество. Юность. – 2012. – № 1–2. – С. 39–52.
Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005. – 175 с.
Фотекова Т.А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития // Дефектология. – 2003. – № 1. – С. 23–33.
Шустов Е.А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития и их диагностика – Шадринск: Шадр. Дом Печати, 2007. – 158 с.: ил.
Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Издательский центр «Академия» , 2007. - 384 с.
Приложение 1
Методика «Определи выражение лица»
Ребёнку предлагается рассмотреть схематические изображения человеческих эмоций. Его задача назвать, какие эмоции соответствуют этим схемам. Для этого он должен каждую схему попытаться изобразить на своём лице, а затем уже назвать соответствующее чувство.
Обработка результатов: Экспериментатор проверяет по ключу, насколько точно вообразил ребёнок каждое состояние и смог назвать его. Эмоциональные состояния: 1. радость; 2. спокойствие; 3. грусть; 4. удовольствие; 5. смущение; 6. насмешка; 7. злость; 8. недовольство; 9. страх.
Далее проводится это же задание, но с использованием рисунков с изображением эмоций.
Обработка результатов: 1. сожаление; 2. радость; 3. злость; 4. удовольствие; 5. разочарование; 6. испуг; 7. восторг; 8. недоверие. Ответы детей, их эмоциональные проявления фиксируются в протоколе.
Результаты оцениваются по следующей шкале:
высокая степень - ребёнок справился с заданием, изобразил от 7 до 9 эмоций и смог правильно назвать их - 3 балла;
средняя степень - ребёнок частично справился с заданием, изобразил и назвал от 3 до 6 состояний - 2 балла;
низкая степень - ребёнок не справился с заданием или изобразил только 1-2 эмоциональных состояния - 1 балл.
Стимульный материал
Приложение 2
Методика «Неоконченные рассказы» Т.П. Гавриловой
Материал: 3 неоконченных рассказа.
Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: «Я расскажу тебе рассказы, а ты, послушав их, ответишь на вопросы». Если испытуемым является девочка, то в рассказах фигурировать должна девочка.
Интерпретация ответов детей: если ребенок решает ситуацию в пользу другого (собаки, бабушки, Васи), то это указывает на гуманистический характер эмпатии; решение ребенком ситуации в свою пользу – об эгоцентрическом характере эмпатии.
Рассказы:
1. Мальчик мечтал завести собаку. Однажды знакомые привели свою собаку и попросили поухаживать за ней, пока они будут в отъезде. Мальчик очень привязался к собаке, полюбил ее. Он ее кормил, водил гулять, ухаживал за ней. Но собака очень тосковала по своим хозяевам, очень ждала их возвращения. Через некоторое время знакомые вернулись и сказали, что мальчик сам должен решить – вернуть собаку или оставить ее себе.
Как поступит мальчик? Почему?
2. Мальчик нашел на улице котенка и принес его домой. Бабушка сказала, что котенок может быть больным и выкинула его на улицу. Мальчик очень рассердился и накричал на бабушку. Вечером бабушка сказала: «Ну что ж, придется мне уезжать домой, хотя мне там и одиноко».
Как поступит мальчик? Почему?
3. Вася разбил окно. Он испугался, что его накажут и сказал воспитателю, что окно разбил Андрей. Ребята в детском саду об этом узнали и перестали с Васей разговаривать, не брали его в игры. Андрей подумал: «Простить мне Васю или нет?».
Как поступит Андрей? Почему?
Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Издательский центр «Академия» , 2007. - 384 с.
Там же.
Там же.
Там же.
Соловьева Т.А., Рогалева Е.И. Первоклассник: адаптация к новой социальной среде. – М.: ВАКО, 2008. – 365 с.: ил.
Там же.
Степанов С.С. Азбука детской психологии. - М.: Сфера , 2004. - 128 с.
Соловьева Т.А., Рогалева Е.И. Первоклассник: адаптация к новой социальной среде. – М.: ВАКО, 2008. – 365 с.: ил.
Соловьева Т.А., Рогалева Е.И. Первоклассник: адаптация к новой социальной среде. – М.: ВАКО, 2008. – 365 с.: ил.
Там же.
Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Издательский центр «Академия» , 2007. - 384 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Издательский центр «Академия» , 2007. - 384 с.
Там же.
Там же.
Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Издательский центр «Академия» , 2007. - 384 с.
Воронова Е. Задержка психического развития: в чем причина? // Здоровье детей. – 2002. – № 10. – С. 18–19.
Шустов Е.А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития и их диагностика. – Шадринск: Шадр. Дом Печати, 2007. – 158 с.: ил.
Соколова Е.В. Систематика задержки психического развития у детей // Логопед. – 2008. – № 1. – С. 8–22.
Самойлова, С.В. Особенности зрительного восприятия детей с задержкой психического развития // Специальная психология. – 2008. – № 1. – С. 22–26.
Там же.
Аксенова Л.И. Специальная педагогика / под ред. Н.М.Назаровой. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2004. – 394 с.
Там же.
Шустов Е.А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития и их диагностика. – Шадринск: Шадр. Дом Печати, 2007. – 158 с.: ил.
Гуровец Г.В. Психопатология детского возраста – М.: Владос, 2008. – 359 с.
Шустов Е.А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития и их диагностика. – Шадринск: Шадр. Дом Печати, 2007. – 158 с.: ил.
Шустов Е.А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития и их диагностика. – Шадринск: Шадр. Дом Печати, 2007. – 158 с.: ил.
Там же.
Детская психиатрия. Задержка психического развития. Умственная отсталость. // Психиатрия: реферативный сборник / ред. Р.В. Петров. – 2010. – № 3. – С. 17–22.
Шустов Е.А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития и их диагностика. – Шадринск: Шадр. Дом Печати, 2007. – 158 с.: ил.
Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005. – 175 с.
Шустов Е.А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития и их диагностика. – Шадринск: Шадр. Дом Печати, 2007. – 158 с.: ил.
Там же.
Там же.
Шустов Е.А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития и их диагностика. – Шадринск: Шадр. Дом Печати, 2007. – 158 с.: ил.
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / ред. С.Г. Шевченко. – М.: Аркти, 2001. – 224 с.
Шустов Е.А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития и их диагностика. – Шадринск: Шадр. Дом Печати, 2007. – 158 с.: ил.
Шустов Е.А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития и их диагностика. – Шадринск: Шадр. Дом Печати, 2007. – 158 с.: ил.
Фотекова, Т.А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития // Дефектология. – 2003. – № 1. – С. 23–33.
Шустов Е.А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития и их диагностика. – Шадринск: Шадр. Дом Печати, 2007. – 158 с.: ил.
Фотекова, Т.А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития // Дефектология. – 2003. – № 1. – С. 23–33.
Дробинская А.О. Задержка психического развития // Школьные трудности «нестандартных» детей. – 2-е изд. – М.: Дефектология, 2001. – С.80–87.
Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения // Известия Самарского научного центра РАН. - 2010. - Т. 12. - № 3.
Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения // Известия Самарского научного центра РАН. - 2010. - Т. 12. - № 3.
Шустов Е.А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития и их диагностика. – Шадринск: Шадр. Дом Печати, 2007. – 158 с.: ил.
Шустов Е.А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития и их диагностика. – Шадринск: Шадр. Дом Печати, 2007. – 158 с.: ил.
Там же.
43
Ребенок
Обучение
Социальное
окружение
Учебная деятельность
Действия и операции по овладению содержанием обучения
Мотивы и формы общения («учитель-ученик», «ученик-ученик»)
Результаты, контроль и оценка учебной деятельности
1. Аксенова Л.И. Специальная педагогика / под ред. Н.М.Назаровой. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2004. – 394 с.
2. Бабкина Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях образовательной интеграции // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 1. – С. 23–31.
3. Воронова Е. Задержка психического развития: в чем причина? // Здоровье детей. – 2002. – № 10. – С. 18–19.
4. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина; Междунар. акад. пед. образования. – 3-е изд., перераб. – М.: Академия, 2004. – 271 с.
5. Гуровец Г.В. Психопатология детского возраста – М.: Владос, 2008. – 359 с.
6. Дети с особыми образовательными потребностями: тематический выпуск // Психология и школа. – 2011. – № 3. – С. 5–91.
7. Детская психиатрия. Задержка психического развития. Умственная отсталость. // Психиатрия: реферативный сборник / ред. Р.В. Петров. – 2010. – № 3. – С. 17–22.
8. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / ред. С.Г. Шевченко. – М.: Аркти, 2001. – 224 с.
9. Дробинская А.О. Задержка психического развития // Школьные трудности «нестандартных» детей. – 2-е изд. – М.: Дефектология, 2001. – С.80–87.
10. Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 95 с.
11. Зотеева О.С. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития // Система взаимодействия специалистов в образовательном пространстве как фактор психолого-педагогического обеспечения становления личности: материалы междунар. науч.-практ. конф., 28 нояб. 2008 г. – Шадринск, 2008. – С. 500–506.
12. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. 4-е изд. – М.: Академия, 2007. – 140 с.: табл.
13. Лубовский В.И. Специальная психология. – 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – 460 с.: табл.
14. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева и др. – 4-е изд. – Ростов н/Д : Фенинкс, 2008. – 565 с.
15. Новикова Г.Ф. Особенности проявления задержки психического развития различной этиологии / Г.Ф. Новикова // Специальная психология. – 2008. – № 1. – С. 16–22.
16. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова и др. – СПб.: Питер, 2010. – 304 с.: рис., табл.
17. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: изучение и психокоррекция / В.Г. Алямовская и др.; под ред. У.В.Ульенковой. – СПб.: Питер, 2007. – 304 с.: табл.
18. Самойлова С.В. Особенности зрительного восприятия детей с задержкой психического развития // Специальная психология. – 2008. – № 1. – С. 22–26.
19. Соколова Е.В. Систематика задержки психического развития у детей // Логопед. – 2008. – № 1. – С. 8–22.
20. Соловьева Т.А., Рогалева Е.И. Первоклассник: адаптация к новой социальной среде. – М.: ВАКО, 2008. – 365 с.: ил.
21. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения // Известия Самарского научного центра РАН. - 2010. - Т. 12. - № 3.
22. Степанов С.С. Азбука детской психологии. - М.: Сфера , 2004. - 128 с.
23. Судакова Н.Б. Психологическая готовность и адаптация будущих первоклассников к условиям школьного обучения // Детство. Отрочество. Юность. – 2012. – № 1–2. – С. 39–52.
24. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005. – 175 с.
25. Фотекова Т.А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития // Дефектология. – 2003. – № 1. – С. 23–33.
26. Шустов Е.А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития и их диагностика – Шадринск: Шадр. Дом Печати, 2007. – 158 с.: ил.
27. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Издательский центр «Академия» , 2007. - 384 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности у младших школьников с нормальным развитием были выявлены в литературе?
В литературе выявлено, что младшие школьники с нормальным развитием имеют свои психологические особенности. Например, они находятся в процессе формирования элементарных навыков социального взаимодействия и общения с окружающими. Также у них наблюдается развитие эмоциональной сферы, формирование способности к самоконтролю и эмоциональной адаптации.
Какие психолого-педагогические характеристики имеют младшие школьники с ЗПР?
Младшие школьники с задержкой психического развития (ЗПР) имеют свои психолого-педагогические характеристики. Их развитие может быть отставать от сверстников в разных областях: умственном, эмоционально-волевом, коммуникативном и т.д. Эти дети могут испытывать затруднения в усвоении школьной программы и требовать специальной педагогической поддержки.
Какими методами исследовался уровень сформированности эмпатии у учащихся младших классов школы 7 го вида?
Уровень сформированности эмпатии у учащихся младших классов школы 7 го вида исследовался с помощью эмпирических методов, включающих анкетирование, тестирование и наблюдение. Участникам исследования предлагались задания и вопросы, которые позволяли оценить их способность проявлять эмпатию и понимать чувства других людей.
Каковы результаты исследования уровня сформированности эмпатии у учащихся младших классов школы 7 го вида?
Результаты исследования показали, что уровень сформированности эмпатии у учащихся младших классов школы 7 го вида не соответствует норме. Большинство учащихся не проявляют достаточной эмпатии и имеют затруднения в понимании чувств и эмоций других людей. Это может быть связано с определенными особенностями их психологического развития или воспитания.
Какие особенности развития эмпатии у детей младших классов обсуждаются в статье?
В статье обсуждаются психологические особенности учащихся младших классов школы 7 го вида, в том числе уровень сформированности эмпатии.
Какие причины вызывают развитие затруднений в социально-эмоциональной сфере у учащихся младших классов с ЗПР?
У учащихся младших классов с ЗПР затруднения в социально-эмоциональной сфере могут быть вызваны рядом причин, таких как задержка психического развития, нарушения восприятия, некорректное формирование эмоциональной сферы и другие.
Какие методы использовались для изучения уровня формированности эмпатии у учащихся младших классов школы 7 го вида?
Для изучения уровня сформированности эмпатии у учащихся младших классов были использованы эмпирические методы исследования, такие как тестирование, опрос, анализ наблюдений и т.д.
Какая информация приводится о уровне сформированности эмпатии у учащихся младших классов школы 7 го вида?
В статье приводится информация о уровне сформированности эмпатии у учащихся младших классов школы 7 го вида, а также сравнивается этот уровень с нормой.
Какие выводы можно сделать на основе проведенного исследования уровня сформированности эмпатии у учащихся младших классов школы 7 го вида?
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что уровень сформированности эмпатии у учащихся младших классов школы 7 го вида не соответствует норме, что может быть связано с различными факторами, включая психологические особенности и условия обучения.
Какие особенности психологического развития учащихся младших классов школы 7 го вида?
Учащиеся младших классов школы 7 го вида имеют свои психологические особенности, включающие в себя формирование навыков самостоятельности, развитие когнитивных способностей, формирование социальных навыков и эмоциональной сферы, а также особенности связанные с защитой прав ребенка.
Чем отличаются психологические особенности школьников младших классов с нормальным развитием от особенностей школьников с ЗПР?
Психологические особенности школьников младших классов с нормальным развитием отличаются от школьников с ЗПР в различии в степени сформированности коммуникативных навыков, жизненных и профессиональных ориентаций, формировании личностных качеств, развитии творческого мышления и других психологических аспектов.