Гностицизм
Заказать уникальный реферат- 11 11 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 14.02.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1.Особенности гностицизма 3
2.Гностицизм и христианские ереси в эпоху средневековья 7
Заключение 10
Список использованной литературы 11
Божественный замысел был трансформирован дьяволом, поэтому мир таков, каков есть;- пессимизм как возвращение к Хаосу, где Душе как таковой нет места;- мистериальность, так как учение Мани представляет именно такую модель. «Взаимодействие телесного и духовного в манихействе представлено как эпическое действо, где вопрос существования в мире зла, несправедливости, страдания выражен в трагедийном конфликте трансцендентных начал».Обратимся к такому еретическому направлению как павликианство, учению, которое было сформировано не без влияния манихейства. В основе идеологии павликианства лежал крайний дуализм: борьба добра со злом, света с тьмой, как базовый источник бытия. Павликиане признавали, практически весь, Новый Завет, зато Ветхий Завет был у них не в чести. Полагая себя истинными последователями Христа, они отрицали культ Богородицы. В свое время,павликианство породило богомильствоСреди разнообразных форм христианских ересей особое место следует выделить катарам. Не смотря на то, что их учение было явно дуалистичным, они, тем не менее, претендовали на аутентичность собственного вероисповедания христианскому учению. Появились они в Европе в середине Х века и как еретики, были уничтожены лет через четыреста после их появления. Нужно сказать, что катары имели огромное влияние на жителей тех местностей, в которых они проживали. Если не вдаваться в подробности, то катары не особо отличались от ортодоксальной католической церкви. Тем более что учение их было основано на Новом Завете и некоторых книгах Ветхого завета. Поскольку КЦ, во избежание излишних еретических мыслей, для своих адептов не предполагала наличие дома Священного Писания, то простым людям сравнить было не с чем катарские тексты. Но у катаров была собственная экзегетика, они по-особому интерпретировали текст Библии, и здесь уже начиналась ересь. «Прежде всего катары не признавали, что Бог сотворил мир, отягощенный Злом. Во многом подобная традиция понимания космогенеза была характерна и гностическим общинам.<…>отрицание творения мира Богом привело катар к признанию двух различных и противоположных начал творения – мира и Бога».ЗаключениеМы рассмотрели некоторые направления средневековых ересей, в основании которых лежали гностические корни. Гностицизм интересен уже потому, что он необычен в своих интерпретациях. Известные тексты, в преломлении гностических мыслителей, получают удивительную смысловую нагрузку. Особенно это стало понятно после находок в середине ХХ века рукописей Мертвого моря.Что касается средневековых ересей, то вполне естественна преемственность различными направлениями гностических идей. Извечная дихотомия Добра и Зла тому причина. Опять же, эсхатологическая перспектива не могла не оказать влияние, так как, «лежащий во зле мир» явно не продукт Божественного промысла, а потому единственная возможность спасения – это конец его - мира. Список использованной литературыЙонас Г Гностицизм (Гностическая религия).http://psylib.org.ua/books/jonas01/txt_0.htmПасечник В.В. Экстраполяция категорий восточного гностицизма в софиологию Владимира Соловьева. // МНКО . 2012. №1. С. 394-396.Печенкин А.А. Неортодоксальное прочтение пролога Евангелия от Иоанна. // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право . 2011. №2 (97). С.311-317.Торчинов Е. А. Вступительное слово.// Йонас Г Гностицизм (Гностическая религия) http://psylib.org.ua/books/jonas01/txt_0.htmШкола Валентина. Фрагменты, свидетельства. СПб, 2002 http://www.nsu.ru/classics/gnosis/aboutme.ht
1. Йонас Г Гностицизм (Гностическая религия).
http://psylib.org.ua/books/jonas01/txt_0.htm
2. Пасечник В.В. Экстраполяция категорий восточного гностицизма в софиологию Владимира Соловьева. // МНКО . 2012. №1. С. 394-396.
3. Печенкин А.А. Неортодоксальное прочтение пролога Евангелия от Иоанна. // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право . 2011. №2 (97). С.311-317.
4. Торчинов Е. А. Вступительное слово.// Йонас Г Гностицизм (Гностическая религия) http://psylib.org.ua/books/jonas01/txt_0.htm
5. Школа Валентина. Фрагменты, свидетельства. СПб, 2002 http://www.nsu.ru/classics/gnosis/aboutme.ht
Вопрос-ответ:
Чем отличается гностицизм от христианства?
Гностицизм и христианство имеют ряд существенных различий. Гностицизм утверждает, что мир создан не богом, а дьяволом, и что в нем присутствует зло и несправедливость. В то же время, христианство верит в того же бога, создавшего мир, и признает его добрым и справедливым. Кроме того, гностики придерживаются идеи о взаимодействии телесного и духовного в виде эпического действа, в то время как христианство учит о более сложном понимании мистериальности и взаимодействия божественного и человеческого.
Какова особенность гностицизма?
Основной особенностью гностицизма является учение о том, что мир был создан дьяволом, а не богом. Гностики утверждают, что бог замыслил другой, идеальный мир, но дьявол трансформировал его и создал существующий мир, который отличается от идеала и полон зла и несправедливости. Это является основой пессимистического взгляда на мир и отличает гностицизм от других религиозных учений.
Каким образом гностицизм связан с христианскими ересями в эпоху средневековья?
В эпоху средневековья христианские ереси включали некоторые гностические учения и принципы. Например, учение Мани, основоположника манихейства, было переплетено с гностическими идеями о злом и несправедливом мире, созданном дьяволом. Также средневековые катары, которые были объявлены еретиками католической церковью, придерживались гностического учения о противопоставлении духовного и материального миров.
Почему манихейство представляет модель мистериальности?
Учение Мани, основанное на гностицизме, представляет модель мистериальности, потому что оно утверждает, что существуют высшие духовные силы и принципы, которые определяют ход и смысл жизни человека. Манихейство придает особое значение различию между духовным и материальным мирами и учит, что осознание этого различия и освобождение от связей с материальным миром являются путем к духовной и просветленной жизни.
Какие общие особенности отличают гностицизм?
Основные особенности гностицизма включают представление о внеумности мира, противопоставление материи и духа, учение о зле в мире, пессимистический взгляд на существование, идею о спасении через познание истинности.
Как гностицизм связан с христианскими ересями в средневековье?
В эпоху средневековья гностицизм влиял на развитие христианских ересей. Некоторые группы, например манихейство, представляли модель взаимодействия телесного и духовного как эпическое действо, рассматривая вопросы зла, несправедливости и страдания в этом контексте.
Зачем мир в гностицизме рассматривается пессимистически?
Мир в гностицизме рассматривается пессимистически, потому что считается, что он был трансформирован дьяволом и не соответствует изначальному божественному замыслу. В этом мире душе, как таковой, нет места, и существует постоянная борьба между материей и духом.
Какие особенности учения Мани в отношении взаимодействия телесного и духовного?
Учение Мани включает представление о взаимодействии телесного и духовного как эпического действа. Мир рассматривается как битва между светлыми и темными силами, и вопрос существования зла, несправедливости и страдания выражается в этом контексте.
Что представляет собой мистериальность в учении Мани?
В учении Мани мистериальность представляет собой модель, в которой мир описывается как искаженное отражение божественного замысла. Идея спасения заключается в познании истинности и освобождении от материальной привязанности, чтобы дух мог вернуться к своей истинной природе.