Формирование информационной культуры и библиографическое обучение с использованием современных информационных технологий

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Библиотековедение
  • 30 30 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 24.02.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 1
Глава 1. Информационная культура: определение, сущность, структура 3
Глава 2. Библиотечно-библиографические и информационные знания 6
1.1. Работа в фонде открытого доступа 6
1.2 Организация работы с картотеками, библиографическими указателями 8
1.3 Работа с книгой 12
Глава 3. Методы формирования культуры чтения и информационной культуры. 14
Глава 4. Интерактивная работа в библиотеке 19
Глава 5. Основы информационно-библиографической грамотности: работа в школах и других учебных заведениях 21
Глава 6. Работа библиотек и учебных заведений по формированию информационной культуры. 23
Заключение 28
Список литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Библиотечно-библиографическая грамотность – комплекс знаний, умений инавыков читателя, которые обеспечивают эффективное использование справочно-библиографического аппарата и фонда библиотеки. Она включает в себя следующее: знания о структуребиблиотечного фонда, составе библиотечных каталогов, картотек ибиблиографических пособий, правилах пользования библиотеками; умения найти вбиблиографических пособиях, каталогах и картотеках необходимые источникиинформации и оформить читательское требование на них.Стремление библиотек к эффективному использованию накопленныхинформационных ресурсов, к повышению качества библиотечно-библиографическогообслуживания привело к расширению состава компонентов, которые характеризуют библиотечно-библиографическую грамотность читателя. В число новых компонентовстало входить знание ассортимента существующих информационных продуктов иуслуг, при этом которые имеются не только в данной библиотеке, но и в государственнойсистеме научно-технической информации в целом, умение пользоватьсявозможностями межбиблиотечного и международного библиотечного абонента.Необходимо обеспечивать продуктивную работу читателей с источникамиинформации, прежде всего, с книгами.Определили, что библиотечно-библиографические уроки дают возможность пропагандировать знания о книге, библиотеке, библиографии и вести обучение читателей.Глава 6. Работа библиотек и учебных заведений по формированию информационной культуры.Основные направления работы по формированию информационной культуры учащихся следующие:1)комплектование библиотечного фонда;2) информационная и методическая работа;3) массовая работа со школьниками;4)индивидуальная работа с читателем;5) систематическое повышение собственного профессионального уровня;6) обучение учащихся самостоятельно производить поиск необходимой информации в различных видах изданий (книгах, энциклопедиях, справочниках, периодических изданиях и т.д.)7) приобщение учащихся к научной, художественной, справочной литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;8) развитие познавательных процессов и творческих способностей учащихся.Формирование информационной культуры в нашей стране получило развитие, во-первых, как практическая деятельность библиотек и образовательных учреждений, которая осуществлялась в основном стихийно, методом проб и ошибок. Оно закреплялось вобщественном сознании и практической деятельности людей через частные правила,методы и средства, в соответствии с уровнем развития сферы информационнойдеятельности.Если исходить из накопленного опыта формирования информационной культуры,то ее компонентами, в порядке их появления были: библиотечно-библиографическиезнания, культура чтения, компьютерная грамотность. Изучение истории вопроса говорит о том, что формирование у детей,подростков, юношества библиотечно-библиографических знаний и культуры чтенияимеет не только в достаточной мере богатую историю развития, нотакже и характеризует множественностью подходов к ее теоретическому осмыслению и практическомурешению.В трудах великих писателей, общественных деятелей, педагогов ибиблиотековедов прошлого получает обоснование идея воспитания у детей стремленияк самостоятельному, сознательному чтению. Например, известный отечественныйпедагог К.Д. Ушинский говоря, что книга для ребенка - основа умственногоразвития, подчеркивал необходимость воспитания у него с раннего детства умений инавыков самостоятельного сознательного чтения. Большое внимание педагог придавалвыработке у учащихся потребности приобретать новые знания, как необходимогоатрибута личности ребенка уже в первые годы его учения. В 90-е годы с увеличением в составе библиотечных фондов новых видовдокументов, в том числе аудио- и видеокассет, компакт-дисков, электронных изданий вструктуре пропаганды библиотечно-библиографических знаний усиливается внимание кобучению работе с информацией на нетрадиционных носителях. Активное внедрение вжизнь глобальной сети Интернет заставило библиотеки вести обучение пользователей навыкам поискаинформации в удаленных отечественных и мировых информационных ресурсах.Типичные формы работы библиотек по распространению библиотечно-библиографических знаний и развитию культуры чтения1)проведение индивидуальных консультаций по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;2) проведение групповых консультаций, бесед, лекций об информационной системе страны, мира и правилах ее использования;3)проведение экскурсии по библиотеке;4) проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, в том числе сеть Интернет;5)библиотечные уроки по обучению методике оформления списков литературы, которая была использована.В помощь овладению библиотечно-библиографическими знаниями библиотекамииздаются различные рекомендательные указатели литературы, планы чтения, памятки,путеводители по библиотеке и библиотечно-информационным службам, инструкции,методические рекомендации и т. д.При оценке уровня овладения читателем библиотечно-библиографическойграмотностью и культурой чтения в библиотеках принято ориентироваться на следующиезнания и умения: 1) знания возможностей библиотек и информационных центров различных уровней;2)умения использовать справочно-библиографический аппарат библиотек, справочно-поисковый аппаратинформационных изданий и т. п.);3) знания особенностей отбора источников для чтения, осознанный выбор тематики;4)знания рациональных приемов чтения (техника продуктивного или динамического чтения и др.);5) умения усваивать и воспринимать прочитанное (составление планов, конспектирование, аннотирование,рецензирование и т.п.);6)умения бережно обращаться с произведениями печати. Необходимость и важность работы по формированию библиотечно-библиографическойграмотности, культуры чтения была осознана библиотеками различных типов – отдетских и школьных до универсальных научных. В соответствии с профилем библиотекона была ориентирована на различные социальные группы общества: дети, юношество,специалисты. Но эта работа не дала и не могла дать ощутимых результатов, посколькуформирование информационной культуры личности зачастую подменялось обучениемазам библиотечной работы. Значительная часть библиотечно-библиографических знаний и умений, а такжезнаний и умений, которые характеризуют культуру чтения, в деятельностиобщеобразовательных учреждений объясняются какобщеучебные знания и умения. Эти знания и умения широко используются в учебном процессе иобеспечивают организацию учебной деятельности в целом. Недостатки в сформированности общеучебных знаний и умений являютсяпервостепенной причиной низкой школьной успеваемости учащихся.В состав общеучебных знаний и умений принято включать уменияучащихся самостоятельно подготовить какое-либо выступление, доклад, конспект и т.п. В своюочередь, это требует знания возможностей библиотеки, умения найти нужнуюлитературу, составить план, сделать выписки, оформить подготовленный текст в видесообщения заданной формы (реферат, аннотацию, рецензию и др.).Именно общеучебные знания и умения – это основ любой деятельности, которая связана с переработкой информации: учебной, научной,досуговой, познавательной и др. Эти знания и умения дают возможность учащимся эффективно и результативно проводить самообразование. Необходимо отметить, это те знания и умения, без которыхневозможно становление информационной культуры личности.С целью выявления состава общеучебных знаний и умений, которые формируются в 1-11классах, было проведено исследование содержания (контент-анализ) программ всех(кроме информатики) учебных дисциплин школ различного типа. Результаты проведенного исследования говорят, что наформирование информационной культуры учащихся школ вопределенной степени «работают» все учебные дисциплины, но роль определенных дисциплин неравноценна. Дисциплина русский язык вносит наибольший вклад в приобретение знаний и умений вобласти обработки информации, именно в процессе изучения этой дисциплины формируются представления о типах и жанрах, стилях текстов, вырабатываются уменияработы с различными текстами.В результате проведенного исследования определено, что все общеучебные знания и умения, которые формируемые в школе, распределяются по четырем тематическим направлениям,традиционно включаемым в состав библиотечно-библиографической грамотности:источники информации (55,5%); аналитико-синтетическая переработка информации(27,3%); библиотечное дело (16,3%); новые информационные технологии(0,9%). При этомнаибольший объем общеучебных знаний приходится на изучение разнообразныхисточников информации, а наибольший объем общеучебных умений приходится на овладение способами аналитико-синтетической переработки информации. В освоении учащимисяоснов библиотечного дела преобладают умения, а направление - новыеинформационные технологии практически не получило отражения в обследованныхучебных программах.Определили, что компонентами формирования информационной культуры были: библиотечно-библиографическиезнания, культура чтения, компьютерная грамотность.ЗаключениеВ данной работе была достигнута цель данного исследования, которая заключалась визучении вопроса: формирование информационной культуры и библиографическое обучение с использованием современных информационных технологий.Были решены следующие задачи:изучено понятие «информационная культура»: определение, сущность, структура;Определили, что существует большое количество определений понятия информационная культура. Информационная культура имеет свое строение - системно-структурное строение, ядром которой является деятельность людей.2)рассмотрены вопрос библиотечно-библиографические и информационные знания, в том числе работа в фонде открытого доступа,организация работы с картотеками, библиографическими указателями,работа с книгой;Определили, что правильная организация открытого доступа – это одно из очень важных направлений в работе с книжным фондом, благодаря которому пользователь может выбирать литературу самостоятельно или по рекомендации библиотекаряОпределили, что пропагандой библиотечно-библиографических и информационныхзнаний является обучение читателей основным правилам поиска и сбора информации впределах своей отрасли и в смежных отраслях, реферированию литературы, способаморганизации личных картотек и досье. Определили, что бережное отношение к книге необходимо формировать даже у самых младших школьников. Также необходимо формировать систематичность чтения и соблюдать гигиену чтения.3) описаны методы формирования культуры чтения и информационной культуры;Дали определение понятию культура чтения, а также рассмотрели методы и приемы формирования информационной культуры. 4) рассмотрена интерактивная работа в библиотеке, в том числе организация викторин, конкурсов и информинов;Определили, что важно в работе библиотеке использовать такие методы как проведение конкурсов, викторин, информинов. Отличительной чертой конкурсов, КВН, викторин, информинов являетсязанимательность и достаточно высокая эффективность.5)рассмотрены основы информационно-библиографической грамотности, в том числе работа в школах и других учебных заведениях;Определили, что библиотечно-библиографические уроки дают возможность пропагандировать знания о книге, библиотеке, библиографии и вести обучение читателей6) изучена работа библиотек и учебных заведений по формированию информационной культуры.Определили, что компонентами формирования информационной культуры были: библиотечно-библиографическиезнания, культура чтения, компьютерная грамотность.Список литературы1.Аманова Г.А.О культуре чтения в современном информационном обществе //Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. - 2011. - № 32. Беляева, Н. Е. Молодежь в информационном пространстве: чтение и цифровая среда: (на примере студенчества Орловской области) / Надежда Евгеньевна Беляева //Библиотековедение. - 2009. - N 4.3.Библиотечная энциклопедия/ Рос. Гос. б-ка.-Изд-во РГБ «Пашков дом», 2007.-1300 с.: ил4. Добрынина, Н. Е. По ступеням культуры чтения/ Н. Е.Добрынина// Библиотековедение. - 2000. - №3. - С.53-575.Ланкин, В. Г. Книга как информационно-технологическая основа культуры / В. Г. Ланкин, О. А. Григорьева //Социологические исследования. - 2009. - N 6.Збаровская Н. Информационная культура личности/ Н. Збаровская //Библиотечное дело. – 2005, - №1. - С. 7-8.7.Пантюхова, Т. В. Читательская культура в обществе коммуникаций/ Т. В. Пантюхова// Библиотековедение. – 2008. - №3. – С. 61-64.8. Чудинова, В. П. Состояние и роль чтения в современном обществе: социодинамика процесса/ В. П. Чудинова //Библиотечное дело - XXI век. - 2008. - N 2

Список литературы

1.Аманова Г.А. О культуре чтения в современном информационном обществе //Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. - 2011. - № 3
2. Беляева, Н. Е. Молодежь в информационном пространстве: чтение и цифровая среда: (на примере студенчества Орловской области) / Надежда Евгеньевна Беляева //Библиотековедение. - 2009. - N 4.
3.Библиотечная энциклопедия/ Рос. Гос. б-ка.-Изд-во РГБ «Пашков дом», 2007.-1300 с.: ил
4. Добрынина, Н. Е. По ступеням культуры чтения/ Н. Е.Добрынина// Библиотековедение. - 2000. - №3. - С.53-57
5.Ланкин, В. Г. Книга как информационно-технологическая основа культуры / В. Г. Ланкин, О. А. Григорьева //Социологические исследования. - 2009. - N
6.Збаровская Н. Информационная культура личности/ Н. Збаровская //Библиотечное дело. – 2005, - №1. - С. 7-8.
7.Пантюхова, Т. В. Читательская культура в обществе коммуникаций/ Т. В. Пантюхова// Библиотековедение. – 2008. - №3. – С. 61-64.
8. Чудинова, В. П. Состояние и роль чтения в современном обществе: социодинамика процесса/ В. П. Чудинова //Библиотечное дело - XXI век. - 2008. - N 2


Вопрос-ответ:

Что такое информационная культура?

Информационная культура - это совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной работы с информацией, включая умение находить, оценивать, анализировать и использовать различные источники информации.

Какие составляющие имеет информационная культура?

Информационная культура включает в себя знание основных информационных технологий, умение работать с библиографическими и информационными источниками, критическое мышление, навык оценки достоверности источников информации и умение эффективно коммуницировать и обмениваться информацией.

Как организовать работу с картотеками и библиографическими указателями?

Для организации работы с картотеками и библиографическими указателями можно использовать современные информационные технологии. Например, можно использовать электронные каталоги, которые позволяют быстро находить необходимые книги и статьи по разным критериям, таким как автор, название, ключевые слова и т.д.

Какие методы используются для формирования культуры чтения и информационной культуры?

Для формирования культуры чтения и информационной культуры могут быть использованы различные методы, такие как чтение книг, проведение библиотечных мероприятий, организация дискуссий и обсуждений, проведение тренингов по информационной грамотности и т.д. Также важно стимулировать интерес к чтению и обмену информацией.

Как можно проводить интерактивную работу в библиотеке?

Интерактивная работа в библиотеке может включать различные формы взаимодействия с посетителями, такие как игры, конкурсы, викторины, виртуальные туры, создание интерактивных площадок и т.д. Такие методы способствуют активному включению читателей в процесс получения информации и развития информационной культуры.

Что такое информационная культура и какие компоненты входят в ее структуру?

Информационная культура - это набор знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной работы с информацией. В ее структуру входят компоненты: информационные знания, информационные навыки, технологическая грамотность, этические аспекты информационной деятельности.

Как организовать работу с картотеками и библиографическими указателями?

Для организации работы с картотеками и библиографическими указателями необходимо знать основные принципы и правила их использования. Важно научиться искать нужную информацию, использовать различные индексы и обозначения, а также уметь интерпретировать полученные данные.

Какие методы используются для формирования культуры чтения и информационной культуры?

Для формирования культуры чтения и информационной культуры применяются различные методы, такие как активное чтение, анализ и интерпретация текстов, дискуссии и обсуждения, работа с различными источниками информации, проведение исследований и проектов. Важно также развивать критическое мышление и умение анализировать и оценивать полученную информацию.