Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми с ОНР

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Логопедия
  • 14 14 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 25.02.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
1.1Характеристика общего недоразвития речи (ОНР) 3
1.2 Логопедическое обследование при ОНР 5
1.3 Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми с ОНР 7
Заключение 13
Список литературы 14
Фрагмент для ознакомления

Детей учат отвечать на поставленные вопросы, составлять предложения по определенным моделям, участвовать в беседе по схеме «вопрос-ответ».
Производится усвоение грамматических форм, развитие звукопроизношения, слухового восприятия, пассивного и активного словаря.
Формируется умение объединять предложения маленький в рассказ, используется заучивание коротких стихов.
Коррекционная работа включает упражнения по вызыванию звуков, развитию артикуляции, различению поставленных фонем на слух [8].
Построение логопедической работы с детьми 3-го уровня ОНР
Дети 3-го уровня ОНР составляют основной контингент специальных дошкольных и школьных учреждений. С 5 лет их зачисляют в старшую группу детского сада, с 6—7 лет они поступают в подготовительный или 1 класс школы для детей с тяжелыми нарушения ми речи, некоторые дети 3 уровня ОНР (верхняя граница) могут учиться в общеобразовательной школе и посещают логопедические занятия.
Дети, которые могут быть условно отнесены к верхней границе третьего уровня, при условии достаточной школьной подготовки обучаются в общеобразовательной школе с обязательным посещением логопедических занятий на школьном логопедическом пункте.
Речевая практика осуществляется на базе правильного произношения звуков, правильного восприятия структуры слова, умения выделять, различать и обобщать , на основе развивающегося фонематического восприятия.
Путем постепенного накопления наблюдений над звуковыми, морфологическими, смысловыми, синтаксическими сторонами речи у детей развивается так называемое «чутье языка», происходит овладение речевыми средствами.
Построение коррекционной работы с детьми 4-го уровня ОНР
Большая роль при организации коррекционной работы с детьми 4-го уровня отводится взаимосвязанному формированию фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка.
Развивается умение дифференцировать оппозиционные звуки на слух, отрабатывается умение произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков, обучение грамоте, закрепление навыков звукового анализа и синтеза.
Логопедические занятия по формированию произносительных навыков на этом этапе коррекционного обучения включают несколько направлений: закрепление навыков отчетливого произношения гласных и согласных звуков, усвоение сложных дифференцировок, употребление слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости в речевом контексте.
В процессе коррекционного обучения ОНР 4-го уровня большое внимание уделяется практическому усвоению грамматических форм языка. Закрепляются навыки изменения слов по лицам, роду, числам, падежам. Используется способ хорового проговаривания, что повышает речевую активность детей, расширяет речевую деятельность.
В течение всего коррекционного обучения лексико-грамматические формы изучаются не изолированно, а в речевом контексте с опорой на ранее сформированные навыки составления предложений.
Таким образом, успешная коррекция речевого недоразвития осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности ребенка [8, 10].

Заключение

Общим недоразвитием речи называется несформированность у ребенка звуковой и смысловой сторон речи, которая выражается в грубом или остаточном недоразвитии связной речи, фонетико-фонематических, лексико-грамматических процессов при нормальном интеллекте.
В реферате изложена сущность феномена ОНР, представлена классификация ОНР, периодизация уровней ОНР, дана характеристика детей 1-4 уровня ОНР.
Изложены особенности организации логопедического обследования детей с ОНР, процедуры и меры, необходимые для проведения обследования ребенка.
Большой акцент сделан на особенностях построения индивидуальной и групповой работы с детьми 1-4 уровня с ОНР.
В работе показано, что успешная индивидуальная и групповая, подгрупповая коррекционная работа по преодолению речевого недоразвития должна осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности детей.
Информация, изложенная в данном реферате необходима для отбора детей в специальные учреждения, для выбора оптимальных приемов коррекции нарушений и для предупреждения осложнений в школьном обучении.

Список литературы
Воробьева В. К. Формирование связной речи учащихся с моторной алалией. М., 1986.
Глухов В. И. Особенности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Л., 1987.
Грибова О. Е., Бессонова Т. П. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1992.
Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 1994.
Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 1999.
Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений / Под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 704 с.
Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1982.
Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников // Под. ред. Т. В. Волосовец. М., 2002.
Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968.
Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. М., 1980.
Филичева Т. В., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 1999.
Филичева Т. В., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1994.








14

1. Воробьева В. К. Формирование связной речи учащих¬ся с моторной алалией. М., 1986.
2. Глухов В. И. Особенности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Л., 1987.
3. Грибова О. Е., Бессонова Т. П. Формирование граммати¬ческого строя речи учащихся начальных классов шко¬лы для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1992.
4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольни¬ков. М., 1985.
5. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Пре¬одоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
6. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у де¬тей. М., 1994.
7. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 1999.
8. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений / Под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 704 с.
9. Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1982.
10. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников // Под. ред. Т. В. Волосовец. М., 2002.
11. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968.
12. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития уча¬щихся с тяжелыми нарушениями речи. М., 1980.
13. Филичева Т. В., Туманова Т. В. Дети с общим недо¬развитием речи. Воспитание и обучение. М., 1999.
14. Филичева Т. В., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях спе¬циального детского сада. М., 1994.

Вопрос-ответ:

Какие основные характеристики общего недоразвития речи у детей с ОНР?

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдаются такие характеристики, как затруднение в освоении грамматических форм, развитие звукопроизношения, слухового восприятия, пассивного и активного словаря. Они также испытывают трудности в ответах на поставленные вопросы, составлении предложений по определенным моделям и участии в беседе по схеме вопрос-ответ.

Как проходит логопедическое обследование детей с ОНР?

Логопедическое обследование детей с общим недоразвитием речи (ОНР) включает в себя изучение основных характеристик речевых навыков ребенка. Оцениваются его знания грамматических форм, развитие звукопроизношения, слуховое восприятие, пассивный и активный словарь, умение отвечать на поставленные вопросы, составлять предложения и участвовать в беседе.

Какими методами проводится индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми с ОНР?

Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) проводится с использованием различных методов и приемов. Одним из них является обучение детей отвечать на поставленные вопросы, составлять предложения по определенным моделям и участвовать в беседе по схеме вопрос-ответ. Также важными методами являются работа над развитием грамматических форм, звукопроизношения, слухового восприятия и активного словаря.

Какие результаты можно достичь при индивидуальной и подгрупповой работе с детьми с ОНР?

Проведение индивидуальной и подгрупповой работы с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) может привести к достижению следующих результатов: улучшение грамматических навыков, развитие звукопроизношения, слухового восприятия, пассивного и активного словаря, уверенности в ответах на вопросы, умению составлять предложения и активно участвовать в беседе.

Что такое ОНР?

ОНР - это общее недоразвитие речи у детей, которое характеризуется недостаточным уровнем развития речевых навыков по сравнению с их хронологическим возрастом.

Как происходит логопедическое обследование при ОНР?

Логопедическое обследование при ОНР включает в себя оценку речи ребенка, его фонетико-фонематических навыков, грамматического строя речи, словарного запаса, а также слухового восприятия и моторики речи.

Какая работа проводится с детьми с ОНР?

С детьми с ОНР проводится индивидуальная и подгрупповая коррекционная работа, направленная на развитие речи, усвоение грамматических форм, развитие звукопроизношения и слухового восприятия.

Какие навыки учат детей с ОНР?

Детей с ОНР учат отвечать на поставленные вопросы, составлять предложения по определенным моделям, участвовать в беседе по схеме вопрос-ответ. Также происходит усвоение грамматических форм и развитие звукопроизношения и слухового восприятия.

Какие результаты достигаются при коррекционной работе с детьми с ОНР?

Результаты коррекционной работы с детьми с ОНР могут быть разными и зависят от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Однако, в целом, коррекционная работа способствует развитию речи, усвоению грамматических форм и улучшению звукопроизношения и слухового восприятия.