принцип адресности социального обслуживания одиноких пожилых людей и пути его реализации
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 26.02.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. Теоретический аспект реализации принципа адресности социального обслуживания 5
1.1 Проблема социального обслуживания пожилых людей 5
1.2. Пожилые люди в условиях социально-экономического реформирования 8
ГЛАВА 2. Изучение принципа адресности социального обслуживания граждан пожилого возраста 13
2.1 Организация и проведение исследования 13
2.2 Анализ результативности и выводы 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Таблица 2.5. Положительные стороны работы социального работника
Варианты ответов Кол-во выборов Возможность общения с различными людьми 15 (68,2%) Возможность решения личных проблем в рабочее время 1 (4,5%) Возможность пользоваться льготами 1 (4,5%) Несложность труда 1 (4,5%)
Вопрос о мотивах выбора профессии получил ответы у 27 % - желание помогать людям, 13% - устраивает, 54% - так сложилось.
Для большинства опрошенных нравится в профессии возможность общения с различными людьми. Кроме того, на предложенный вопрос были даны следующие варианты ответов: нравится своя работа и оказание помощи людям.
Полностью способности реализуются у половины респондентов, другая половина ответила – не знаю. У двоих респондентов способности на этой занимаемой должности не реализуются.
Рисунок 2.2. Оценка эффективности работы.
Качество работы согласно ответам социальных работников имеет средние показатели улучшить работу могут 8% респондентов, остальные ответить на этот вопрос затрудняются.
Таблица 2.6. Возможность улучшения работы
Варианты ответов Количество выборов Да 8 (36,4%) Нет 1 (4,5%) Не знаю 13 (59,1%)
Таким образом, могли бы работать лучше только 36,4% респондентов.
Таблица 2.7. Факторы, влияющие на качество работы
Не компактность проживания клиентов 8 (36,4%) Психологическая несовместимость с зав. Отделением - Психологическая несовместимость с кем либо из клиентов 3 (13,6%) Частая смена клиентов 1 (4,5%) Проблемы со здоровьем 1 (4,5%) Семейные проблемы 2 (9,1%)
Итак, на качество социального обслуживания на дому влияют следующие факторы: не компактность проживания клиентов (8%), частые психологические нагрузки (45%), тяжелый физический труд (13%), недостаточность транспортного сообщения (13%).
Таблица 2.21. Трудности профессии
Варианты ответов Кол-во выборов Отсутствие или нехватка спецодежды 1 (4,5%) Тяжелый физический труд 3 (13,6%) Нет возможности приобрести доброкачественные товары - Большая отдаленность от места жительства клиента 1 (4,5%) Недостаточное транспортное сообщение 3 (13,6%) Частые психологические нагрузки 10 (45,5%) Установление доброжелательных отношений с коллегами 1 (4,5%) Необеспеченность канцелярскими принадлежностями -
Системные недостатки в организации социального обслуживания на дому подтверждаются результатами проведенного хронометража деятельности социальных работников, целью которого было изучение физических и временных затрат социального работника. Социальные работники, ориентированные в своей деятельности в основ- ном на доставку продуктов, хозяйственных товаров и лекарств, принимают за- каз в соответствии с предварительными пожеланиями клиентов за два дня до его выполнения. Приобретение продуктов и товаров социальные работники осуществляют единовременное, или для запланированных на обслуживание в течение дня клиентов, либо для каждого клиента отдельно (после окончания оказания услуг предыдущему). В первом случае вес заказов может превысить установленные нормы веса (свыше 16 кг.), а во втором значительное время тратится на путь от магазина к дому клиента и обратно (до 1 часа на клиента).
Таким образом суммарный временной показатель на приобретение про- дуктов и товаров с учетом проезда на общественном транспорте составил от 10 минут до 1 часа 10 минут на одного клиента. Показатель подъема к квартире клиента, как в домах с лифтом, так и без него составил от 2 до 4 минут. На смену верхней одежды и переобувание (одевание бахил, халата) социальный работник тратил 2 минуты. Контроль приобретенных продуктов занимал у клиентов от 2 до 10 минут. Наибольшее по продолжительности время при посещении клиентов занимает оформление журналов - от 2 до 15 минут. Расчет за заказ зачастую не превышал 5 минут. Оформление очередного заказа занимало от двух до пяти минут, но зачастую клиенты отказывались анонсировать заказ, предпочитая звонить социальному работнику накануне. Помимо непосредственного снабжения продуктами и товарами социальные работники осуществляли уборку помещений, вынос мусора, помогали клиентам принимать лекарства, вели тематические беседы. Однако 80% клиентов указанные услуги не востребованы. Общие показатели хронометража, включающего приобретение и доставку продуктов питания и товаров первой необходимости, по обоим центрам в сред- нем составляет от 30 минут до 2 часов 20 минут.
По завершению реализации мер по повышению результативности услуг необходимо организовать повторное определение качества, чтобы оценить произошедшие изменения. Время для повторного замера после начала реализации плана должно быть выбрано таким образом, чтобы предпринятые меры уже успели подействовать, если их действие реально могло помочь.
В связи с необходимостью улучшения условий жизни пожилых людей, усовершенствования деятельности организаций, связанных с социальным обслуживанием, нами разработаны рекомендации по усовершенствованию системы социальной поддержки лиц пожилого возраста в районе, а именно необходимо:
1. Открыть социальные столовые для пожилых людей и инвалидов;
2. Привлекать государственные организации, коммерческие структуры, благотворительные фонды путем тесного сотрудничества со средствами массовой информации для развития сети учреждений и оказания более эффективной помощи лицам пожилого возраста;
3. Внедрять новые эффективные методы социальной работы с пожилыми гражданами;
4. Развивать бесплатные и за частичную оплату услуги сиделок, прачек, рабочих по ремонту жилья и бытовой техники, прокат предметов ухода за больными людьми и инвалидами;
5. Способствовать созданию из числа пенсионеров так называемых групп взаимопомощи и общения;
6. Пересмотреть подходы к оценке труда социальных работников. Система социального обслуживания пожилых людей по-прежнему остается одной из важнейших сторон социальной защиты населения, государственной социальной политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет обобщить поднятые вопросы и сделать следующие выводы:
Социальная защита населения должна быть одним из главных направлений государственной политики, необходимо продолжать работу по совершенствованию законодательно-нормативной базы, используя при этом научный потенциал страны и зарубежный опыт; социальная наука должна активно заниматься прогнозированием и разработкой эффективных управленческих решений, исключающие негативные социальные последствия, опираться на практический материал.
Для качественного обслуживания пожилых граждан необходима высокая подготовка персонала в области психологии, социологии, педагогики, необходимо пересмотреть подходы к оценке труда руководителей центров социального обслуживания, решить вопрос о пересмотре оплаты труда социальных работников, административно-хозяйственного персонала.
Внедрение новых эффективных методов социальной работы с пожилыми людьми позволит сделать социальное обслуживание более доступным для каждого нуждающегося человека.
В Центре, благодаря перспективному и текущему планированию, политике в области качества, совершенствуется работа с кадрами, работа по обеспечению стабильного уровня качества услуг.
Говоря о критериях эффективности социального обслуживания на местном уровне, не трудно их определить. Если граждане пожилого возраста и инвалиды, удовлетворены проявленным к ним вниманием, если достигнуто доверие к власти, люди поддерживают проводимые социальные изменения, если в районе есть стабильность в политическом и социальном плане, значит, удалось достичь цели.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бочаров В.В. Антропология возраста: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001. – 196 с.
2. Зайцева Ю.Б. Особенности представления о старых людях в различных социально-демографических группах // Психология зрелости и старения. – 2007. – № 4 (40). – С. 12–39.
3. Еремеев Б.А. Уровни категоризации при понимании человека человеком и при психологическом изучении понимания // Мир психологии. – 2001. – № 3 (27). – С. 93–103.
4. Касаткина С.С. Особенности менталитета жителей городов России на переломе эпох // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2013. – № 7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.online-science.ru/m/ products/philosophy_sciense/gid850/pg0/.
5. Лемиш В.В. Геронтокультура как социально-психологический феномен // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Психолого-педагогические науки. – 2012. – № 148. – С. 34–44.
6. Лемиш В.В. Феномен геронтокультуры: проблемы исследования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Психолого-педагогические науки. – 2006. – № 6 (14). – С. 18–37.
7. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. – М.: Академия, 2002. – 288 с.
8. Никитенко И.С. Социально-психологические особенности отношений к Другому жителей малого города и сельского поселения, обусловленные территориально-пространственными факторами среды // Гуманитарные научные исследования. – 2013. – № 11. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://human.snauka.ru/2013/11/3926.
9. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – СПб.: Питер, 2005. – 480 с.
10. Смирнова Т.В. Пожилые люди: стереотипный образ и социальная дистанция // СоцИс. – 2008. – № 8. – С. 49–55.
11. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методиками / пер. с англ. / общ. ред. и предисл. Ю.М. Забродина и В.И. Похилько. – М.: Прогресс, 1987. – 236 с.
12. Фризен М.А., Козлова А.Б. Особенности представлений о времени людей, проживающих в городе и селе // Вестник. КРАНЦ. Гуманитарные науки. – 2008. – №2. – С. 37–62. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-predstavleniy-o-vremeni-lyudeyprozhivayuschih-v-gorode-i-sele
Вишневский А. Г. Россия перед демографическим выбором. М., 2007. С. 133.
Григорьева И. А. Социальная политика и социальное реформирование в России 90-х годов. СПб., 1998.
Козлова Т. З. Пенсионеры о себе. М., 2001. С. 40
Бельчук А. И. Общие итоги системных реформ. URL: www.perspektivy.info/rus/nashe.
Лобжанидзе А. А., Грызунов В. В. Пожилой человек. Тосно, 2004. С. 271.
Преснякова Л. Социальный, материальный и эмоциональный климат старости в России. URL: www.perspektivy.info/rus/nashe/social_material_emotional_klimat.htm.
Вишневский А. Г. Россия перед демографическим выбором. М., 2007. С. 175.
Сачук Н. Н., Вержиковская Н. В., Стеженская Е. И. Методические рекомендации по проведению комплексной подготовки к рациональному образу жизни в пенсионном периоде. Киев, 1983. С. 10.
3
2. Зайцева Ю.Б. Особенности представления о старых людях в различных социально-демографических группах // Психология зрелости и старения. – 2007. – № 4 (40). – С. 12–39.
3. Еремеев Б.А. Уровни категоризации при понимании человека человеком и при психологическом изучении понимания // Мир психологии. – 2001. – № 3 (27). – С. 93–103.
4. Касаткина С.С. Особенности менталитета жителей городов России на переломе эпох // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2013. – № 7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.online-science.ru/m/ products/philosophy_sciense/gid850/pg0/.
5. Лемиш В.В. Геронтокультура как социально-психологический феномен // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Психолого-педагогические науки. – 2012. – № 148. – С. 34–44.
6. Лемиш В.В. Феномен геронтокультуры: проблемы исследования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Психолого-педагогические науки. – 2006. – № 6 (14). – С. 18–37.
7. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. – М.: Академия, 2002. – 288 с.
8. Никитенко И.С. Социально-психологические особенности отношений к Другому жителей малого города и сельского поселения, обусловленные территориально-пространственными факторами среды // Гуманитарные научные исследования. – 2013. – № 11. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://human.snauka.ru/2013/11/3926.
9. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – СПб.: Питер, 2005. – 480 с.
10. Смирнова Т.В. Пожилые люди: стереотипный образ и социальная дистанция // СоцИс. – 2008. – № 8. – С. 49–55.
11. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методиками / пер. с англ. / общ. ред. и предисл. Ю.М. Забродина и В.И. Похилько. – М.: Прогресс, 1987. – 236 с.
12. Фризен М.А., Козлова А.Б. Особенности представлений о времени людей, проживающих в городе и селе // Вестник. КРАНЦ. Гуманитарные науки. – 2008. – №2. – С. 37–62. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-predstavleniy-o-vremeni-lyudeyprozhivayuschih-v-gorode-i-sele
Социального обслуживания одиноких пожилых людей (в условиях Центра социального обслуживания населения города Сухой Лог)
Министерство образования российской Федерации
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального
образование
"Уральский Государственный Педагогический Университет"
Факультет социальная педагогика и социальная помощь
Кафедра социальной поддержки
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Социального обслуживания одиноких пожилых людей
(в условиях Центра социального обслуживания населения города Сухой Лог)
Выполнил студент
заочное
Группа 532
Чикишева Елена Викторовна
Научный руководитель
кандидат педагогическихнаук
доцент кафедры социальнойпедагогики
Ковтунова Ольга Матвеевна
Екатеринбург 2008
Содержание
Введение
1. Теоретические основы социального обслуживания одиноких пожилых людей в условиях центра социального обслуживания
1.1 Социальные проблемы одиноких пожилых людей
1.2 Содержание социального обслуживания одиноких пожилых людей
2. Деятельность центра социального обслуживания населения города Сухой Лог.
2.1 Содержание деятельности специалиста по социальной работе и опыт работы по социальному обслуживанию одиноких пожилых людей (на примере города Сухой Лог)
2.2 Оценка эффективности деятельности центра социального обслуживания населения города Сухой Лог, в сфере социального обслуживания одиноких пожилых людей
2.3 Рекомендации администрации Центра социального обслуживания
Вывод
Использована литература
Приложения
Введение
В современной России, как и во всем мире, в последние десятилетие наблюдается значительный рост числа людей в возрасте . Доля пенсионеров в численности населения России составляет более 23 %. Тенденция роста численности пожилых людей требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально уязвимых категорий общества. Актуальность дипломной работы "Социального обслуживания одиноких пожилых людей" состоит в том, что развитие социальной с пожилыми людьми предается в нашей стране с каждым годом все более важным, по указанным выше причинам.