Налог как экономическая категория. Необходимые условия и предпосылки возникновения и развития налоговых отношений

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Налоги, налогообложение и налоговое планирование
  • 37 37 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 27.02.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАЛОГ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 5
1.1. Понятие налогов и их роль в обществе 5
1.2. Характеристика основных функций налогов 7
2. НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 10
2.1. Предпосылки возникновения и история развития налоговых отношений в России 10
2.2. Принципы построения и функции налоговых отношений в России на современном этапе развития 15
2.3. Основные налоги и динамика их поступления в бюджет Российской Федерации 19
3. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ 27
3.1. Проблемы функционирования российской налоговой системы 27
3.2. Направления развития налоговой системы в России 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
Фрагмент для ознакомления

Неопределенность составов, отсутствие дифференциации санкций в зависимости от субъективной стороны правонарушений, полное игнорирование принципа вины в системе налоговой ответственности, дичайшая жесткость налоговых санкций, отсутствие законодательных процедур их применения все это от начала до конца требует пересмотра, полной замены норм, регулирующих ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, вообще формирования иных подходов к решению проблемы. [7, с.4]

Направления развития налоговой системы в России


Перспективы развития налоговой системы были рассмотрены в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014–2016 годах. [3]
Налоговая система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение её конкурентоспособности, в первую очередь на рынках наукоёмкой, высокотехнологичной продукции.
Правительством России одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на плановый период 2015 и 2016 годов, что позволяет обеспечить предсказуемость и прозрачность налоговой политики государства.
Основными направлениями налоговой политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, одобренными Правительством Российской Федерации в предусматривается реализация налогового маневра, который заключается в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.
В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
1. Поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала.
2. Совершенствование налогообложения финансовых инструментов и создание Международного финансового центра.
3. Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом.
4. Создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях.
5. Совершенствование налогообложения торговой деятельности.
6. Налогообложение добычи природных ресурсов.
7. Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.
В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах.
Налоговая система Российской Федерации должна быть конкурентоспособна по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций в национальные экономики. Процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных плательщиков налогов.
Развитие налоговой системы должно отвечать задачам диверсификации российской экономики. Поэтому налоговая нагрузка на несырьевые сектора экономики не будет повышаться по крайней мере до 2018 года. После принятия в 2012 году Федеральным Собранием России изменений в налоговое законодательство России, касающихся налоговых ставок, предлагаю больше не корректировать ставки по основным налогам.
Необходимы последовательные действия по предотвращению попыток уклонения от уплаты налогов. Налоговая нагрузка воспринимается болезненней добросовестными плательщиками налогов, когда другие, работающие в тех же экономических условиях, уклоняются от уплаты налогов. Дело не только в недополучении бюджетом доходов, которые могли бы быть использованы в интересах общества, но и в неравенстве условий экономической деятельности.

























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение курсовой работы можно сделать ряд выводов.
Налоги играют большую роль в обществе. Механизм налогов используется для воздействия государства с помощью экономических инструментов на общественное производство, динамику и его структуру, на научно — техническое развития. Сейчас налоги выполняют несколько функций. К основным функциям можно отнести: фискальную функцию, регулирующую функцию, контрольную и социальную функции.
Налоги связаны непосредственно с функционированием государства. Для их мобилизации разработаны различные методы налогообложения и виды налогов. Для их мобилизации разработаны различные методы налогообложения и виды налогов. Отличаются налоги и налоговые платежи по: форме содержания, названию, элементам и методам налогообложения. Все они выступают средством изъятия определенной части доходов у юридических и физических лиц в пользу государства.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Основными федеральными налогами, формирующими доходную часть федерального бюджета, являются НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль организаций и предприятий, налог с физических лиц и др.
Действующая налоговая система вместо стимулирования производства влечет его сокращение, почти не пополняет доходную часть бюджета. Главная проблема заключается в том, что при создании этой системы не было в полной мере учтено теоретико-практические принципы налогообложения, которые сформированы на основе международного многовекового опыта. Необходимо постоянно проверять соответствие функционирующей в Российской Федерации системы налогообложения существующим международным принципам.
Налоговая система России должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение её конкурентоспособности, в первую очередь на рынках наукоёмкой, высокотехнологичной продукции






















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 №146-ФЗ. Часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 29.12.2014).
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.12.2014).
Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2014–2016 годах (30 июня 2013г.).
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (одобрено Правительством РФ 30.05.2013).
Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2011. – 344 с.
Колчин С. П. Налоги в Российской Федерации: учебное пособие / С. П. Колчин. – 2- е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити, 2011. – 271 с.
Любушин Н.П., Ивасюк Р.Я. Анализ систем налогообложения, // Экономический анализ. 2013. - № 2.- С. 2 - 12.
Майбуров И.А., Налоги и налогообложение. Учебник 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. – 270 с.
Майбуров И.А., Налоги. Учебник 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. – 215 с.
Осетрова, Н.И. Налоговое право / Н.И. Осетрова // Налоговый вестник. – 2013. - № 8. – С. 32.
Сапрыкина Т. В. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. В. Ф. Тарасова. – М.: Кнорус, 2012. – 488 с.
Скворцов, О.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / О.В. Скворцов, Н. О. Скворцова. – М.: Академия, 2012. – 448 с.
Сайт Министерства Финансов Российской Федерации. - http://info.minfin.ru/fbisp.php
Сайт Федеральной налоговой службы. - http://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/





































Приложение 1
Налоговая система










Приложение 2
Принципы построения налоговой системы






































Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 №146-ФЗ. Часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 29.12.2014), ст.8
Сайт Министерства Финансов Российской Федерации, http://info.minfin.ru/fbisp.php
Сайт Министерства Финансов Российской Федерации, http://info.minfin.ru/fbisp.php












5



┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Налоговая система - это урегулированная нормами налогового права и│
│построенная на определенных принципах система общественных│
│отношений, складывающаяся в процессе установления и взимания налогов│
│и сборов. │
└──────┬─────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌ ─── ─┴─ ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─┐
┌──┤ Элементы налоговой системы .
│ ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ──┘
│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
├──┤система принципов построения и функционирования налоговой системы │
│ └────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
├──┤система налогов и сборов │
│ └────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
├──┤порядок установления и введения в действие налогов и сборов │
│ └────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
├──┤налогоплательщики и плательщики сборов │
│ └────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
├──┤налоговая администрация │
│ └────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
└──┤налоговый контроль │
└────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

научный подход к установлению конкретной величины ставки налогов, принцип разумного сочетания прямых и косвенных налогов


принцип разумного сочетания прямых и косвенных налогов, принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика

гов


принцип удобства и времени взимания налогов, четкого разделения налогов по уровням государственного управления

а для налогоплательщика


принципа четкого разделения налогов принцип дифференциации ставок в зависимости от уровня доходов налогоплательщика

по уровням государственного управления


принцип дифференциации ставок в зависимости от уровня доходов налогоплательщика

принцип одновременности обложения

принцип универсализации налогообложения

принцип эффективности налогообложения

принцип равенства и справедливости














Принципы построения налоговой системы

Величина поступления в федеральный бюджет ввозных таможенных пошлин в 2010 г. была равна 345,0 млрд. руб., или 0,7% к ВВП . В 2011 году сумма поступления данного налога снизилась до 2,2 млрд. руб., в 2012 году сумма этого налога составила 0 млрд. руб., а в 2013 году -0,1 млрд. руб. Величина поступления в федеральный бюджет налога на прибыль организаций в 2010 г. была равна 255 млрд. руб., или 0,6% к ВВП (рис. 2.7, табл. 2.5). В 2011 году сумма поступления данного налога возросла до 342,6 млрд. руб., доля а ВВП составила – 0,6%., в 2012 году сумма поступления данного налога составила 375,8 млрд. руб. или 0,6% к ВВП, а в 2013 году сумма этого налога составила 352,2 или 0,5% к ВВП. Величина поступления в федеральный бюджет налога на прибыль организаций в 2010 г. была равна 255 млрд. руб., или 0,6% к ВВП (рис. 2.7, табл. 2.5). В 2011 году сумма поступления данного налога возросла до 342,6 млрд. руб., доля а ВВП составила – 0,6%., в 2012 году сумма поступления данного налога составила 375,8 млрд. руб. или 0,6% к ВВП, а в 2013 году сумма этого налога составила 352,2 или 0,5% к ВВП.

По итогам 2013 года доходы федерального бюджета России по сравнению с доходами за 2012 год увеличились на 165 млрд. руб., сумма доходов составила 13019,9 млрд. руб. В процентах в ВВП эта сумма составила 19,5 %. В частности, сумма поступившего в 2010 г. налога на добавленную стоимость на товары (работы и услуги), которые были реализованы на территории России, составляла 1 328,8 млрд. руб., что составляло 2,9% к ВВП. В 2011 году сумма поступления данного налога возросла до 1 753,2 млрд. руб., доля а ВВП составила – 3,1%., в 2012 г снизилась до 18861,1 млрд. руб., доля ВВП составила 3%, а по итогам 2013 года сумма налога составила 1868,2 млрд. руб., сто составляет 2,8% у ВВП.
Таким образом, в структуре доходов наибольший вес занимают доходы от внешнеэкономической деятельности, за 2013 год их сумма увеличилась и составила 5 011,0 млрд. руб. По всем другим статьям доходов также наблюдается увеличение сумм, за исключением поступления налога на прибыль. Большую долю в бюджете занимают налоги сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, а также налоги на товары (работы, услуги), реализуемы на территории Российской Федерации. Величина поступления в федеральный бюджет ввозных таможенных пошлин в 2010 г. была равна 345,0 млрд. руб., или 0,7% к ВВП . В 2011 году сумма поступления данного налога снизилась до 2,2 млрд. руб., в 2012 году сумма этого налога составила 0 млрд. руб., а в 2013 году -0,1 млрд. руб. Величина поступления в федеральный бюджет налога на прибыль организаций в 2010 г. была равна 255 млрд. руб., или 0,6% к ВВП (рис. 2.7, табл. 2.5). В 2011 году сумма поступления данного налога возросла до 342,6 млрд. руб., доля а ВВП составила – 0,6%., в 2012 году сумма поступления данного налога составила 375,8 млрд. руб. или 0,6% к ВВП, а в 2013 году сумма этого налога составила 352,2 или 0,5% к ВВП.
По итогам 2013 года доходы федерального бюджета России по сравнению с доходами за 2012 год увеличились на 165 млрд. руб., сумма доходов составила 13019,9 млрд. руб. В процентах в ВВП эта сумма составила 19,5 %. В частности, сумма поступившего в 2010 г. налога на добавленную стоимость на товары (работы и услуги), которые были реализованы на территории России, составляла 1 328,8 млрд. руб., что составляло 2,9% к ВВП. В 2011 году сумма поступления данного налога возросла до 1 753,2 млрд. руб., доля а ВВП составила – 3,1%., в 2012 г снизилась до 18861,1 млрд. руб., доля ВВП составила 3%, а по итогам 2013 года сумма налога составила 1868,2 млрд. руб., сто составляет 2,8% у ВВП.
Таким образом, в структуре доходов наибольший вес занимают доходы от внешнеэкономической деятельности, за 2013 год их сумма увеличилась и составила 5 011,0 млрд. руб. По всем другим статьям доходов также наблюдается увеличение сумм, за исключением поступления налога на прибыль. Большую долю в бюджете занимают налоги сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, а также налоги на товары (работы, услуги), реализуемы на территории Российской Федерации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 №146-ФЗ. Часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 29.12.2014).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.12.2014).
3. Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2014–2016 годах (30 июня 2013г.).
4. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (одобрено Правительством РФ 30.05.2013).
5. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2011. – 344 с.
6. Колчин С. П. Налоги в Российской Федерации: учебное пособие / С. П. Колчин. – 2- е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити, 2011. – 271 с.
7. Любушин Н.П., Ивасюк Р.Я. Анализ систем налогообложения, // Экономический анализ. 2013. - № 2.- С. 2 - 12.
8. Майбуров И.А., Налоги и налогообложение. Учебник 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. – 270 с.
9. Майбуров И.А., Налоги. Учебник 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. – 215 с.
10. Осетрова, Н.И. Налоговое право / Н.И. Осетрова // Налоговый вестник. – 2013. - № 8. – С. 32.
11. Сапрыкина Т. В. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. В. Ф. Тарасова. – М.: Кнорус, 2012. – 488 с.
12. Скворцов, О.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / О.В. Скворцов, Н. О. Скворцова. – М.: Академия, 2012. – 448 с.
13. Сайт Министерства Финансов Российской Федерации. - http://info.minfin.ru/fbisp.php
14. Сайт Федеральной налоговой службы. - http://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/

Вопрос-ответ:

Каково понятие налогов и какую роль они играют в обществе?

Налоги - это обязательные платежи, которые граждане и организации должны вносить в бюджет государства. Они играют важную роль в обществе, так как являются источником дохода для государственного бюджета, который используется для финансирования различных социальных программ, инфраструктуры, обороны и других общественных нужд.

Какое понятие имеет налог и какова его роль в обществе?

Налог - это обязательный платеж, устанавливаемый государством и собираемый с физических и юридических лиц в соответствии с установленными правилами. Он является одним из главных источников доходов государства и необходим для финансирования общественных нужд, таких как оборона, социальные программы, инфраструктура и другие.

Какие функции выполняют налоги?

Основные функции налогов включают: финансовую функцию (получение доходов для государственного бюджета), регулирующую функцию (воздействие на экономические процессы, например, стимулирование или торможение производства или потребления определенных товаров и услуг), социально-распределительную функцию (сокращение социальных неравенств путем перераспределения доходов) и стимулирующую функцию (поощрение определенных видов деятельности, например, экологически чистого производства).

Какие предпосылки привели к возникновению и развитию налоговых отношений в России?

Возникновение и развитие налоговых отношений в России связано с историческими событиями и изменениями в экономическом и политическом устройстве страны. Одной из основных предпосылок стала необходимость государства в обеспечении своего функционирования и выполнении своих обязательств перед населением. Это требовало значительных финансовых ресурсов, которые государство могло получать только через введение налогов и сборов.

Каковы принципы построения и функции налоговых отношений в России на современном этапе?

В настоящее время в России принципы построения налоговых отношений основываются на конституционных принципах равенства перед законом, свободы предпринимательства и собственности. Функции налоговых отношений включают прежде всего финансовую функцию - получение доходов для государственного бюджета. Кроме того, налоги выполняют регулирующую функцию, направленную на воздействие на экономические процессы, и социально-распределительную функцию - сокращение социальных неравенств путем перераспределения доходов.

Каково понятие налогов и их роль в обществе?

Понятие налогов включает в себя обязательные платежи, которые взимаются государством с физических и юридических лиц в целях финансирования государственного бюджета. Роль налогов в обществе заключается в обеспечении финансовых ресурсов для функционирования государства и выполнения его задач, таких как обеспечение общественного порядка, социальной защиты граждан, инфраструктуры и т. д.

Каковы основные функции налогов?

Основные функции налогов включают финансирование государственных расходов, регулирование экономики и социальное обеспечение. Налоги составляют основной источник дохода государства и позволяют финансировать различные сферы деятельности: оборону, здравоохранение, образование, культуру и др. Кроме того, налоги используются для регулирования экономики и стимулирования или ограничения определенных видов деятельности. Наконец, через систему налогов осуществляется социальное обеспечение граждан, например, через систему налогообложения доходов и социального налога.

Каковы предпосылки возникновения и история развития налоговых отношений в России?

Предпосылки возникновения налоговых отношений в России связаны с формированием государства и его финансовых потребностей. История развития налоговых отношений в России берет свое начало с древних времен, когда налоги взимались с населения и земледельческого производства. В период средневековья и на протяжении всего русского государственного строительства налоги сыграли важную роль как источник доходов для государственного аппарата. После революции 1917 года произошло переходное состояние налоговой системы, которое впоследствии сильно изменилось в периоды СССР и после его распада.

Какие функции выполняют налоги и какова их роль в обществе?

Налоги выполняют несколько функций в экономике и обществе в целом. Одна из основных функций налогов - это финансовая функция, которая заключается в сборе средств в государственный бюджет для финансирования основных функций государства и обеспечения его деятельности. Налоги также выполняют функцию регулирования экономики путем воздействия на стимулы и мотивы хозяйствующих субъектов. Они способствуют распределению доходов и формированию социальной справедливости. Кроме того, налоги выполняют функцию стимулирования развития отдельных отраслей экономики и привлечения инвестиций.