Особенности сенсорного образования в раннем и младшем дошкольном возрасте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 28 28 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 06.03.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование особенностей сенсорного образования в раннем и младшем дошкольном возрасте 6
1.1. Характеристика сенсорного образования 6
1.2. Психологические особенности детей раннего и младшего дошкольного возраста 9
1.3. Сенсорное образование детей в раннем и младшем дошкольном возрасте 13
1.4. Рекомендации по сенсорному образованию детей раннего и младшего дошкольного возраста 18
Заключение 25
Список литературы 27


Фрагмент для ознакомления

А ребенок должен затем все повторить сам. 3) Можно играть с одним мешочком. Например, положить фигурки известных животных – корову, жирафа, змею и т.п. Попросить ребенка вытащить змею. Потом жирафа, потом корову. Можно предложить отгадать, что за звери спрятались в мешочке. 4) Игра парами. Ребенок рассказывает другому ребенку, какие предметы вынуты, они запоминаются, можно даже все пересчитать. Затем один ребенок закрывает глаза, а другой тем временем прячет один предмет в мешочек. Надо назвать исчезнувший предмет. Постепенно количество предметов надо увеличивать.5) Перед детьми ставится задача достать определенную фигуру, найти возле себя предметы, похожие по форме. 6)Соревновательная игра. Всем детям раздают по мешочку с одинаковым набором предметов. Ведущий вытаскивает, допустим, цилиндр и показывает всем участникам. Кто быстрее вытащит такую же фигурку, тот и победитель.Уголок «Аромакухня». Чтобы ориентация детей во множестве вкусов и запахов, была уверенной, требуется систематическая работа по развитию вкусового и обонятельного восприятия. Уголок «Аромакухня» позволит детям перевоплотиться в настоящих дегустаторов и парфюмеров. Они узнают, зачем им нужен нос, познакомятся с внешними признаками этого органа обоняния. Процесс восприятия запаха состоит из множества стадий. К некоторым ароматам привыкают быстрее, другие постоянно действуют на психику и вызывают стрессы, а значит, ароматы оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие. Для демонстрации используются эфирные масла, в играх закрепляются навыки различения запахов, что в конечном итоге способствует дифференциации предметов окружающего мира с помощью обоняния: «Определи предмет по запаху», «Вспомни, как они пахнут», «Коробочки с запахами», «Мешочки здоровья» - с лекарственными травами.Вкусовые качества дети различают, пробуя на вкус различные продукты или напитки. Таким образом, они знакомятся с внешними признаками и функциональными возможностями языка, как органа вкуса. Дети учатся определять вкусовые характеристики и использовать полученную информацию в повседневной жизни. Уголок «Таинственные звуки»предназначен для развития слухового восприятия.Для его оформления используются фонтанчики, подвесные звучащие мобайлы, музыкальные инструменты, аудиозаписи с детскими, женскими, мужскими голосами, звучащие коробочки с разными наполнителями, предметы из материалов, издающими различные шумы и т.д.Здесь организуются игры, упражнения.Игра «Внимательные ушки». Педагог предлагает детям закрыть глаза, в течение 5 минут слушатьвсе звуки, которые их окружают: шорохи, свое дыхание, сердцебиение, тиканье часов, звучание воды в фонтанчике, гудение электроприборов, шум машин на улице, шум детей из другой группы, чьи-то разговоры, что угодно еще. Детей предупреждают: старайтесь не упустить ни единого звука. Затем обсуждается, кто что услышал.Игра «Отгадай кто?». Педагог просит (по желанию) одного ребенка, который будет отгадывать голоса, закрыть глаза или завязать. Затем педагог может сыграть на инструменте, включить голос птицы, животного или показать на кого-либо из детей и тот должен произнести какую-либо фразу. Угадывающий должен распознать голос, звук.Музыкально-ритмические упражнения. В содержание работы включаются как отдельные гимнастические и танцевальные движения (ходьба, бег, прыжки, притопы, подскоки, кружение и т. д.), так и простые танцевальные композиции. Взаимодействие слухового и двигательного анализаторов в процессе выполнения детьми движений под музыку рассматривается как важное условие формирования и закрепления навыков восприятия музыки.Сюда же включается фонетическая ритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на развитие эмоциональной и поведенческой сферы детей.Игра на музыкальных инструментах. Детей учат как простому звукоизвлечению, воспроизведению простейших музыкальных ритмов, так и игре в ансамбле на элементарных музыкальных инструментах (бубне, барабане, колокольчиках, маракасах, металлофоне и др.). Это содействует развитию у них ритмического, динамического, тембрового, звуковысотного слуха, способности к эмоциональному восприятию музыки, становится активным средством закрепления приобретенных навыков.Уголок для развития зрительных ощущений «Цветики – приветики». Этот уголок самый большой, так как человек большую часть информации получает через зрительный анализатор. Сюда могут быть собраны различные эталонные предмету по цвету, форме, размеру. Это – шары, кубики, краски, игрушки, наборы разноцветных кружков, карточек, картинок и т.п. Многие необходимые материалы для игр могут быть легко сделаны самостоятельно.Например, цветочная поляна.Пособие состоит из доски с наклеенными цветами из самоклеящейся плёнки, в центре цветка проточено отверстие, в которое приклеены горлышки от бутылок разного размера. На горлышки завинчены пробки.«Цветочная поляна» используется для развития у детей воображения, формирования зрительно-моторной координации на основе действия с предметами, длязакрепление знания размера, цвета, развития моторики руки. Она привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.Примеры дидактических игр, заданий с использованием пособия «Цветочная поляна»: «Подбери серединку к цветку», «Заверни самую большую серединку у цветка. Самую маленькую», «Заверни у цветка красную серединку. Белую».«Разложи яички в свои домики». Дидактическое пособие способствует формированию умения различать и правильно называть основные цвета;учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.Основными цветами закрашиваются ячейки контейнера для яиц, покрываются лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываются соответствующим цветом.Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом. По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.Игра «Угадай овощ по описанию» позволяет учить детей сопоставлять результаты зрительного обследования формы предметов.Для игры требуются картинки или муляжи овощей.Воспитатель описывает какой – либо овощ, а ребёнок угадывает его название и ищет на картинке.Круглый, красный. Бывает и маленьким и большим. Растёт на огороде в теплице. (Помидор.)Оранжевая, красная, треугольной формы. Сама она растет в земле, а вот хвостик зеленый виден над землей. (Морковь.)Зелёный, овальный. Бывает колючий. (Огурец.)Круглая, зелёная. Любит одевать на себя много «одежды». Из неё варят суп, делают салаты. (Капуста.)Жёлтый, бывает круглой и овальной формы. В нём много витаминов. Когда его нарезают, плачут. (Лук.)Красно-бардовая, бывает овальной и круглой формы. Из неё готовят борщ и винегрет. (Свёкла.)Уголок для активации.Сюда относится оборудование, которое активизирует все процессы, происходящие в организме, обостряет чувствительность органов: мячики для массажа, подвижные мобили, оснащенные звуковыми и световыми эффектами, подвижные конструкции и игрушки, сенсорные панели для рук и ног. Стол для настольных игр. Ребенок под влиянием всех этих факторов начинает более активно познавать окружающий мир, проявляет двигательную активность, инициирует новые игры.Уголок для расслабления и релаксации.В него входят мягкое покрытие пола, яркие разноцветные геометрические фигуры из ковролина, зеркала (разнообразных форм), сухой душ, светильники, создающие мягкий рассеянный свет, игрушки (в том числе мягкие и с наполнителями в виде мелких и крупных шариков), аромалампы и песочный стол с подсветкой, интерактивная пузырьковая колонна с мягкой платформой, музыкальный центр. Окружающая обстановка настраивает детей на позитивный лад, способствует ощущению безопасности и комфорта. Сделана подборка релаксационных упражнений.ЗаключениеВ данной работе были изучены особенности сенсорного образования в раннем и младшем дошкольном возрасте.В ходе исследования был проведен теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы, изучены возрастные особенности детей раннего и младшего дошкольного возраста, рассмотрены особенности сенсорного развития детей в раннем и младшем дошкольном возрасте, разработаны практические рекомендации по сенсорному образованию детей.При проведении теоретического анализа литературы по проблеме исследования было подчеркнуто, что сенсорными процессами являются процессы ощущений и восприятий, которые обеспечивают чувственную основу психической деятельности. Органы чувств человека передаются в относительно готовом виде каждому младенцу. Но каждый человек в процессе своего индивидуального развития осваивает систему сенсорных эталонов. Сенсорное образование, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. Так же сенсорное образование положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.В раннем и младшем дошкольном возрасте можно наблюдать высокий темп психического развития, ребенок приобретает социальный опыт, привычки поведения, у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается память, повышается физическая и умственная работоспособность. Дети дошкольного возраста, используя системы сенсорных предэталонов и эталонов, способны составить представление о предмете, включающее самые разнообразные качественные характеристики: цвет, форму, величину, пропорции частей, свойства материала. Эти эталоны ребенок осваивает в практической деятельности, чаще всего в изобразительной, конструктивной и игровой.Сенсорное образование детей – это поэтапный процесс, который включает в себя планирование, систематичность и повторяемость пройденного материала. Основным методом сенсорного воспитания детей является обследование. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребенка в дошкольном учреждении, в школе и для многих видов труда. Недостатки в сенсорном развитии ребёнка раннего и дошкольного возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Поэтому необходима специальная организация процесса сенсорного образования детей как можно раньше.Для организации сенсорного воспитания и обучения в дошкольном учреждении рекомендуется оборудовать специальное помещение, что позволит создать максимально комфортные условия для развития детей, повысит интерес к деятельности и мотивацию к обследованию окружающего. В специальном помещении (или отдельных помещениях) можно организовать уголки, которые предназначены для решения задач сенсорного развития с учетом одного ведущего вида сенсорного восприятия.При наличии условий можно оборудовать сенсорную комнату. С помощью использования предметной деятельности и игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, формируются нравственные качества, развиваются творческие способности детей, закрепляются представления об окружающей жизни. Список литературыАфанасьева С.М. Воспитание сенсорной культуры в ДОУ // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 7.Беспанская-Павленко Е.Д. Развитие ведущих психических функций в дошкольном и младшем школьном возрасте: учебное пособие / Е.Д. Беспанская-Павленко. – Минск: БГУ, 2008. – 200 с. Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.:, 1998. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Союз, 1997. – 220 с.Гаспарова Е. М. Отображение социальных отношений в игре.// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 8. -143-179.Загрудняк М. А. Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни // Образовательные проекты «Совёнок» для до-школьников. – 2013. – № 9. Запорожец А.В. Психология действия. – М.: МПСИ, 2000.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю. Кулагина. – М.: УРАО, 1997.Никандров В. В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 480с.Павелко Р.В. Детская психология: учеб пособие для вузов / Р.В. Павелко, О.П. Цигипало. – М.: Академ, 2011. – 373 с.Петровский А.В. Общая психология / А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 2007. – 479с.Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 2001.Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана. – СПб., 2003. - 368 с.Развитие и воспитание детей раннего возраста / под ред. Шмелевой Л.А., Крючковой Н.П. – СПб., 2013. – 300с.Современные подходы к работе с детьми раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие / Сост. И.И. Левашова, С.В. Теряева. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 204 с.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.


Список литературы
1. Афанасьева С.М. Воспитание сенсорной культуры в ДОУ // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 7.
2. Беспанская-Павленко Е.Д. Развитие ведущих психических функций в дошкольном и младшем школьном возрасте: учебное пособие / Е.Д. Беспанская-Павленко. – Минск: БГУ, 2008. – 200 с.
3. Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.:, 1998.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Союз, 1997. – 220 с.
5. Гаспарова Е. М. Отображение социальных отношений в игре.// До-школьное воспитание. - 2009. - № 8. -143-179.
6. Загрудняк М. А. Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни // Образовательные проекты «Совёнок» для до-школьников. – 2013. – № 9.
7. Запорожец А.В. Психология действия. – М.: МПСИ, 2000.
8. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю. Кулагина. – М.: УРАО, 1997.
9. Никандров В. В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 480с.
10. Павелко Р.В. Детская психология: учеб пособие для вузов / Р.В. Павелко, О.П. Цигипало. – М.: Академ, 2011. – 373 с.
11. Петровский А.В. Общая психология / А.В. Петровский. – М.: Про-свещение, 2007. – 479с.
12. Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 2001.
13. Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана. – СПб., 2003. - 368 с.
14. Развитие и воспитание детей раннего возраста / под ред. Шмелевой Л.А., Крючковой Н.П. – СПб., 2013. – 300с.
15. Современные подходы к работе с детьми раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие / Сост. И.И. Левашова, С.В. Теряева. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 204 с.
16. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.

Вопрос-ответ:

В каком возрасте начинается сенсорное образование у детей?

Сенсорное образование начинается с рождения и является важной составляющей развития ребенка в раннем и младшем дошкольном возрасте.

Что включает в себя сенсорное образование?

Сенсорное образование включает в себя развитие всех органов чувств у ребенка: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Оно базируется на опыте восприятия и обработки различных стимулов из окружающей среды.

Какие психологические особенности детей раннего и младшего дошкольного возраста могут влиять на сенсорное образование?

В раннем и младшем дошкольном возрасте дети находятся в периоде интенсивного развития своих органов чувств. Они очень любопытны, активны и многое узнают о мире через восприятие. Однако, у них еще не полностью сформированы навыки восприятия и обработки сенсорной информации, поэтому важно создавать для них благоприятные условия для развития сенсорных навыков.

Какое значение имеет сенсорное образование в раннем и младшем дошкольном возрасте?

Сенсорное образование в раннем и младшем дошкольном возрасте имеет огромное значение для развития ребенка. Оно способствует развитию моторики, координации движений, познавательных функций и восприятия окружающего мира. Кроме того, сенсорное образование помогает ребенку развить воображение, творческое мышление и эмоциональную сферу.

Какие рекомендации можно дать по сенсорному образованию детей раннего и младшего дошкольного возраста?

Для успешного сенсорного образования детей раннего и младшего дошкольного возраста рекомендуется создавать разнообразные ситуации для развития органов чувств и предлагать им игры, упражнения и задания, способствующие развитию сенсорной деятельности. Также важно обеспечить детям доступ к разнообразным материалам и игрушкам для исследования и экспериментирования.

Чем характеризуется сенсорное образование в раннем и младшем дошкольном возрасте?

Сенсорное образование в раннем и младшем дошкольном возрасте характеризуется активным использованием органов чувств для получения информации о мире. Дети в этом возрасте активно исследуют окружающую среду, ощущают и воспринимают разные предметы, ткани, материалы, звуки и запахи. Они развивают основные сенсорные системы - осязание, зрение, слух, обоняние и вкус, а также учатся собирать и анализировать информацию, полученную через органы чувств.

Какие психологические особенности характерны для детей раннего и младшего дошкольного возраста?

Дети раннего и младшего дошкольного возраста характеризуются повышенной любознательностью, активностью и энергичностью. У них формируется собственная воля и стремление к самостоятельности. Развивается познавательная активность, интеллектуальные способности и осознанное взаимодействие с окружающим миром. Дети в этом возрасте очень отзывчивы на разные виды стимуляции, включая сенсорные.

Каким образом осуществляется сенсорное образование детей в раннем и младшем дошкольном возрасте?

Сенсорное образование детей в раннем и младшем дошкольном возрасте осуществляется через разнообразные игровые и познавательные деятельности. Дети занимаются сенсорными играми, используют разные материалы, предметы и игрушки для развития своих сенсорных систем. Они могут ощупывать разные поверхности, различать цвета и формы, слушать звуки и определять их характеристики, чувствовать запахи и вкусы. В процессе таких игр и упражнений у детей развивается сенсорное восприятие и анализ информации через органы чувств.

Что такое сенсорное образование?

Сенсорное образование - это процесс стимуляции и развития всех пяти чувств ребенка (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) в раннем и младшем дошкольном возрасте. Целью сенсорного образования является формирование сильных связей между нервными клетками и развитие способности к восприятию и обработке сенсорной информации.

Какие психологические особенности у детей раннего и младшего дошкольного возраста влияют на сенсорное образование?

Дети раннего и младшего дошкольного возраста характеризуются высокой пластичностью и возможностью быстрого обучения. У них развито воображение, любопытство и активное познание мира. Они стремятся к активной деятельности и практическому опыту. Также у детей в этом возрасте развито восприятие и интуитивное мышление, что способствует успешному сенсорному образованию.

Какое значение имеет сенсорное образование для детей раннего и младшего дошкольного возраста?

Сенсорное образование играет важную роль в развитии ребенка, так как оно способствует формированию и развитию различных навыков и способностей. Оно помогает развить у детей острое восприятие мира, внимание, эмоциональную сферу, координацию движений, мелкую моторику и другие важные навыки, которые необходимы для успешного обучения и адаптации в будущем.

Какие рекомендации можно дать по сенсорному образованию детей раннего и младшего дошкольного возраста?

Рекомендации по сенсорному образованию детей включают проведение разнообразных сенсорных игр и упражнений, использование различных материалов и предметов для развития всех пяти чувств, создание комфортного и безопасного окружения для экспериментирования и исследования, поощрение самостоятельного и творческого мышления, а также учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.