эмоциональный стресс и растройства адаптации у детей и подростков
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 19.04.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Характеристика психологического развития детей и подростков 5
1.1. Особенности развития детей младшего школьного возраста 5
1.2. Характеристика подросткового возраста 8
Глава II. Характеристика эмоционального стресса и расстройств адаптации у детей и подростков 12
2.1. Особенности эмоционального стресса и расстройств адаптации у младших школьников 12
2.2. Особенности эмоционального стресса и расстройств адаптации у подростков 19
2.3. Рекомендации родителям по снижению эмоционального стресса и повышению адаптации детей и подростков 22
Заключение 25
Список литературы 26
Реакция группирования со сверстниками осуществляется созданием неформальных групп, обычно отличающихся определенной стойкостью. Эта реакция, свойственная подросткам, наблюдается и у детей препубертатного возраста. В большей мере склонны к объединению в группы педагогически запущенные, безнадзорные дети. Последние чаще всего примыкают к более старшим, или их группу возглавляет подросток, отличающийся определенным «жизненным опытом». Реакции увлечения (хобби) тесно связаны с влечениями, наклонностями, интересами личности и проявляются в удовлетворении некоторых побуждений, потребностей. Они в такой же мере характерны для подростков, как игры для детей. Увлечения могут быть одной из причин нарушения поведения, так как ради осуществления своей «страсти» забрасывается учеба, заводятся сомнительные знакомства, производятся противозаконные операции по обмену или продаже. Постоянная сосредоточенность на хобби, аффективная напряженность в процессе осуществления своего увлечения позволяют эти реакции в некоторых случаях рассматривать как сверхценные образования. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, могут наблюдаться в подростковом возрасте и ранее подросткового возраста, что в этих случаях объясняется преждевременным пробуждением полового влечения. Может наблюдаться необычная жестокость, подглядывание за обнаженными, переодевание в одежду другого пола, самообнажение, совместный онанизм, принуждение к обнажению, извращенный интерес к уринации и дефекации, имитация полового акта, совращение малолетних. Подросткам также свойственны сексуальные фантазии с мастурбацией, рассуждения на темы пола, игры с самообнажением, влюбленность в старших своего и противоположного пола, сексуальные контакты, ранние и беспорядочные половые связи [10]. У большинства из этих подростков выявляются черты дисгармонии личности как последствия депривации и семейно-педагогической запущенности. Кроме поведенческих отклонений при расстройствах дезадаптации нередко появляются и соматические расстройства: нарушений сна (бессонница, беспокойный сон), появления различных тиков, боли в животе, тошнота, изжога, частые простудные заболевания. Помимо развития различных состояний хронический стресс приводит к обострению уже имеющихся у подростков заболеваний. Так стрессовые ситуации приводят к увеличению выработки соляной кислоты желудком, что может привести к обострению хронического гастрита, язвенной болезни желудка. Частый стресс приводит к ухудшению течения бронхиальной астмы, усиливает проявления дискинезии желчевыводящих путей [31]. Таким образом, нарушения адаптации часто отмечаются у подростков, выражаясь в обостренном характерологическом и патохарактерологическом поведении. Приводит к нарушениям процессов адаптации состояние стресса, эмоциональные переживания. Прямым следствием такого перенапряжения являются невротические, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные и другие заболевания. Патохарактерологическое поведение – сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за подростком и разобраться в причинах трудностей адаптации. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, – это может привести к срыву адаптации и нарушению психического и соматического здоровья. 2.3. Рекомендации родителям по снижению эмоционального стресса и повышению адаптации детей и подростков1. Регулярное наблюдение за эмоциональными особенностями детей и подростков, своевременная коррекция.Необходимо наблюдать за состоянием детей и при признаках эмоционального неблагополучия необходимо реагировать – поговорить с ребенком, обратиться к специалистам.2. Учитывать индивидуальный темп, способности, интересы детей и подростков. В школе с каждым классом возрастают нагрузки. Если ребенку давать непосильные нагрузки еще и дома, его состояние не будет стабильным.3. Реагировать на любые отклоняющиеся, демонстративные действия необходимо спокойно, с невозмутимым лицом. Обсуждать поведение только наедине, после успокоения, показывая, что такое поведение абсолютно неприемлемо. 4. Учить нести ответственность за свои поступки. Пусть за что-нибудь отвечает дома. 5. Обидные слова, адресованные родителю, целесообразно игнорировать, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними. 6. Необходимо справедливо поощрять, но не стремиться угодить, не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой. 7. Давайте детям и подросткам возможность выплеснуть свои чувства: агрессию, гнев, раздражение и т.п. смещайте их на другие объекты. Показывайте личный пример эффективного поведения. Адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.8. Приобщение подростков к участию в позитивных общественных центрах, организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских, музыкальных, театральных и др.). 9. Активизация самосовершенствования, самовоспитания, направленного на исправление и преодоление негативных личностных качеств. 10. Необходимо повышать уверенность детей в себе, снижать напряжение, тревожность, страхи. Для этого можно использовать множество методов. Выбор методов зависит от индивидуальных особенностей человека, его предпочтений, а также тяжести состояния. Предложите ребенку некоторые методы: отдых, релаксацию, социально-психологический тренинг.Детям и подросткам, переживающими эмоциональный стресс и расстройства адаптации можно дать следующие рекомендации:1. Поверьте в себя! Если проблему можно разрешить, не стоит о ней беспокоиться. Если проблема неразрешима, беспокоиться о ней бессмысленно.2. Не держите все в себе. Делясь своими переживаниями с друзьями и близкими или хотя бы на бумаге, вы тем самым значительно снижаете беспокойство, тревогу, импульсивность. 3. Смотрите на все в перспективе. Что-то может казаться вам самым значительным событием на данный момент, но в аспекте всей вашей жизни - это лишь небольшая ее часть.4. Старайтесь правильно распределять время. Оставляйте для подготовки к контрольным, к экзаменам достаточно времени, чтобы не возникла ситуация, когда нужно выучить весь материал за последнюю минуту. Это может значительно повысить вашу уверенность в своих силах, так как вы будете знать, что потратили достаточно времени на подготовку, а значит – подготовились хорошо.5. Составьте план своей учебной работы, в котором выделите достаточно времени для отдыха, чтобы избежать переутомления. Устраивайте себе короткие передышки во время подготовки к экзаменам, когда замечаете, что теряется внимание и ваш мозг начинает уставать (продолжение занятия не будет продуктивным).6. Следите за своим питанием. Питайтесь чаще и небольшими порциями; употребляйте здоровую пищу, богатую витаминами и микроэлементами, особенно необходимыми вашему мозгу в данный период. 7. Уделяйте достаточно времени физической активности. Регулярные, но умеренные физические упражнения усилят вашу энергию, просветлят мышление и снизят ощущение стресса.8. Отведите достаточное время на сон, в том числе и перед экзаменами (не менее 6 часов). Можно использовать упражнения йоги, простые дыхательные техники для расслабления, которые помогут вам снять напряжение, усилить концентрацию внимания, а также улучшить сон.9. Избегайте паники. Волноваться при стрессе – это естественно, но впадать в панику – непродуктивно, так как вы не сможете мыслить ясно. Старайтесь мыслить позитивно, не думайте о возможном провале, попробуйте создать идеальную картину, четко представляя себя в процессе успешной сдачи экзамена.Определение и своевременная коррекция эмоционального стресса и расстройств адаптации, а также их профилактика поможет избежать негативного влияния на учебную деятельность, на здоровье и жизнь детей и подростков.ЗаключениеДанное исследование было проведено с целью изучения эмоционального стресса и расстройств адаптации у детей и подростков.В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что стресс – это реакция нервно-психического напряжения, возникающая в чрезвычайных обстоятельствах и призванная мобилизовать защитные силы организма. Стрессорные реакции могут выражаться по-разному: от дезорганизации поведения до адаптационного синдрома.В целом подчеркивается негативное влияние стресса на психическое и физическое здоровье человека. Основными факторами стресса у детей и подростков являются школьные проблемы, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Вероятность того, что определенный стрессор повлияет на ребенка или вызовет расстройство, зависит от его внезапности, непредсказуемости, длительности, повторяемости и умышленности. Реакции на стресс разнообразны и зависят от психофизиологических особенностей ребенка, его жизненного опыта, особенностями взаимоотношений со взрослыми.Нарушения адаптации довольно часто отмечаются у детей и подростков, выражаются они в обостренном характерологическом и патохарактерологическом поведении (протест, отказ, имитация, гиперкомпенсация, эмансипация, группирование со сверстниками, реакции увлечения, реакции обусловленные формирующимся сексуальным влечением). Прямым следствием стресса являются психосоматические нарушения у детей. Так или иначе, плохое поведение детей и подростков – сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за ребенком и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации.Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, – это может привести к срыву адаптации и нарушению психического и соматического здоровья ребенка.Список литературыАкименко А.К. Взаимосвязь представлений о лжи и стратегий поведения в системе социально-психологической адаптации личности: Дис. ... канд. психол.наук: 19.00.05. – Саратов, 2008. – 217 с.Александровский Ю.А. Предболезненные состояния и пограничные психические расстройства. – М.:ЛитТерра, 2010. – 272 с.Богомолов А.М., Портнова А.Г. Динамика психологических механизмов адаптации детей-сирот // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003г. В 8 Т. – СПб., 2003. – Т.1. – С. 513 – 516.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрастесерия. – СПб.: Питер, 2008. – 398с.Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336с.Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2005.Гефеле О.Ф. Социальная адаптация личности в ситуациях неопределенности: Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003г. В 8 Т. – СПб., 2003. – Т.2. – С.319 – 321.Горбунов Н.П. Функциональное состояние школьника в процессе адаптации в школьной деятельности // Педагогика. – 2003. – №4. – с. 9 – 13.Ермакова И. Адаптация первоклассников к школе // Школьные технологии. – 2008. – №6. – С.140 – 147.Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.Карабанова О. А. Социальное конструирование детства // Образовательная политика. – 2010. – № 5–6. – С. 52–61.Картрайт С., Купер К.Л. Стресс на рабочем месте / Пер. с англ. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2004. – 236 с.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический проект, 2009. – 943 с.Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М., 1985. – 288с.Кроповницкий О.В. Психология подростка. Тренинг личностного роста. Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 385 с.Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей — М.: ТЦ «Сфера», 1999. — 192 с.Левис Ш. Ребенок и стресс. – СПб., 1997. – 208с.Макарова И.В. Психология: конспект лекций. – М.: Юрайт, 2007. – 237с.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 583с.Максакова В. И. Организация воспитания младших школьников. – М., 2003. Межличностные отношения ребёнка от рождения до семи лет. / Под ред. Е.О. Смирновой. – Москва-Воронеж, 2001. – 137с.Мухина В.С. Детская психология. – М., 2005. – 456с.Новгородцева А. П. Переживание подростками «чувства взрослости» // Психологическая наука и образование. — 2006. — № 2. — С. 39—54.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России.- 2000. – 374с.Оршанская М.В. Влияние фрустраций на социализацию подростков. – СПб., 2004.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 256 с.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: МОДЭК, 2000. – 304с.Психология / Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М., 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2003 – 464 с.Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю.И., - М., Российское педагогическое агентство, 1997. С. 232-285.Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб.заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.], под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 272с.Решетников М.М. Психическая травма. – М.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2006. – 322 с. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: ЧеРо, 2002. – 123с.Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб.: Изд. Питер, 2009.Столин В.В. Самосознание личности. –М.:ИздательствоМосковскогоУниверситета,1983.–284с.Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа, тт. 1-2. – М., 1999.Черепанова Е.М. Психологический стресс. – СПб.: Речь, 2001. – 176 с.Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.Эльконин Б.Д. Психология развития: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академия, 2007. Эльконин Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Психология подростка: Хрестоматия / Ред.-сост. Ю. И. Фролов. – М., 1997.
1. Акименко А.К. Взаимосвязь представлений о лжи и стратегий поведения в системе социально-психологической адаптации личности: Дис. ... канд. психол.наук: 19.00.05. – Саратов, 2008. – 217 с.
2. Александровский Ю.А. Предболезненные состояния и пограничные психические расстройства. – М.:ЛитТерра, 2010. – 272 с.
3. Богомолов А.М., Портнова А.Г. Динамика психологических механизмов адаптации детей-сирот // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003г. В 8 Т. – СПб., 2003. – Т.1. – С. 513 – 516.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрастесерия. – СПб.: Питер, 2008. – 398с.
5. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336с.
6. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2005.
7. Гефеле О.Ф. Социальная адаптация личности в ситуациях неопреде-ленности: Ежегодник Российского психологического общества: Мате-риалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003г. В 8 Т. – СПб., 2003. – Т.2. – С.319 – 321.
8. Горбунов Н.П. Функциональное состояние школьника в процессе адаптации в школьной деятельности // Педагогика. – 2003. – №4. – с. 9 – 13.
9. Ермакова И. Адаптация первоклассников к школе // Школьные технологии. – 2008. – №6. – С.140 – 147.
10. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.
11. Карабанова О. А. Социальное конструирование детства // Образова-тельная политика. – 2010. – № 5–6. – С. 52–61.
12. Картрайт С., Купер К.Л. Стресс на рабочем месте / Пер. с англ. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2004. – 236 с.
13. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический проект, 2009. – 943 с.
14. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М., 1985. – 288с.
15. Кроповницкий О.В. Психология подростка. Тренинг личностного роста. Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 385 с.
16. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей — М.: ТЦ «Сфера», 1999. — 192 с.
17. Левис Ш. Ребенок и стресс. – СПб., 1997. – 208с.
18. Макарова И.В. Психология: конспект лекций. – М.: Юрайт, 2007. – 237с.
19. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 583с.
20. Максакова В. И. Организация воспитания младших школьников. – М., 2003.
21. Межличностные отношения ребёнка от рождения до семи лет. / Под ред. Е.О. Смирновой. – Москва-Воронеж, 2001. – 137с.
22. Мухина В.С. Детская психология. – М., 2005. – 456с.
23. Новгородцева А. П. Переживание подростками «чувства взрослости» // Психологическая наука и образование. — 2006. — № 2. — С. 39—54.
24. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России.- 2000. – 374с.
25. Оршанская М.В. Влияние фрустраций на социализацию подростков. – СПб., 2004.
26. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 256 с.
27. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: МОДЭК, 2000. – 304с.
28. Психология / Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М., 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2003 – 464 с.
29. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю.И., - М., Рос-сийское педагогическое агентство, 1997. С. 232-285.
30. Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб.заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.], под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 272с.
31. Решетников М.М. Психическая травма. – М.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2006. – 322 с.
32. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: ЧеРо, 2002. – 123с.
33. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб.: Изд. Питер, 2009.
34. Столин В.В. Самосознание личности. –М.:ИздательствоМосковскогоУниверситета,1983.–284с.
35. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа, тт. 1-2. – М., 1999.
36. Черепанова Е.М. Психологический стресс. – СПб.: Речь, 2001. – 176 с.
37. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
38. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.
39. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академия, 2007.
40. Эльконин Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Психология подростка: Хрестоматия / Ред.-сост. Ю. И. Фролов. – М., 1997.
Введение
В последние годы начало обучения все более смещается с 7 лет в период дошкольного. Григорьева О. В. Возрастные особенности недельной динамики функционального состояния организма младших школьников // Физиол. человека. - 2000. - T. 26. - С. 18.
4Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей обучения / Т. В. Ахутина, Н. Н. Пылева - Петербург.: Питер.: 2008. - 32с. Значительное повышение интереса исследователей к проблемам адаптации детей в современной школе вызвано тем, что в 1 класс приходят дети с низкий уровень специальной разработки.5Дубровина И. В. Возрастной и психологии педагогической/ И. В. Дубровина, A. M. Прихожан - М.: Академия. 2003. - 64-66с.
В этом случае адаптация учащихся первого года обучения занимает длительное время, из-за несформированности основных психических функций и является стрессовой для организма ребенка. Исаев, д. Н. эмоциональный Стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей/ д. Н. Исаев. - Петербург.: Речь, 2005. - 211с. Несмотря на подготовку к школе, осуществляемую в детском саду и родителями, адаптация к школе требует много усилий и от ребенка. Имеет место резкое изменение режима дня.
Учебная деятельность, став ведущей, ставит ряд требований к самый маленький ученик.
Влияние ряда школьных факторов риска, к которым относится стрессовую тактику педагогических воздействий, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным особенностям детей, большой объем информации, загруженность учебными заданиями, дефицит времени, активного отдыха, чрезмерная продолжительность тренировки, на фоне низкой физической активности, приводит к значительному психоэмоциональному напряжению учащихся вызывающему стрессовые состояния.
Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами. В качестве таковых назывались: неподготовленность к ее обучению, в крайней форме обслуживание социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в период дошкольного; негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем. 8Менчинская Н. А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Н. И. Менчинская, - М.: Педагогика, - 1998. - 21-13с. Тревога и страхи, которые появляются у детей младшего школьного возраста, существенно мешает овладению ребенком обязательной школьной программы. Тревога-это состояние неприятного предчувствия без видимой на то причины (причина существует только в сознании человека). Но тем не менее, наиболее опасной из всех эмоций является страх. Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула, и это происходит от стресса. Страх, помимо крайних выражений, всегда включает в себя опыт какой-либо реальной или воображаемой опасности. Чувство волнения и беспокойства в форме общего эмоционального компонента лежат в основе, как страх и беспокойство, то есть, в обоих понятий, отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности Васина Е. М, Формирование отношений, адаптации организма ребенка к условиям инновационной образовательной среды / Е. М. Васина, Н. Г. Блинова, С. Н. Витязь, - Тезисы докладов VI Сибирского физиологического съезда. - Барнаул. - 2008. - 118с.