Социальная защита государственных служащих в условиях экономической нестабильности
Заказать уникальный реферат- 30 30 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 10.03.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Сущность государственной службы как социального института 4
2. Система мер социальной защиты государственных служащих в условиях экономической нестабильности. 10
3. Совершенствование социальной защиты государственных служащих 20
Заключение 26
Список литературы 28
И не случайно, что сегодня на законодательном уровне решается вопрос о создании государственного органа по управлению государственной службой с возложением на него, в том числе, полномочий по государственному регулированию и координации деятельности государственных органов в области дополнительного профессионального образования.
Обращает на себя внимание тот факт, что в настоящее время законодательно закреплена только часть социальных гарантий государственных служащих, в которых они нуждаются повседневно. Проблемность данного вопроса создает федерализм системы государственной службы, определяющий разграничение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в сфере социальной защиты государственных служащих. Кроме того, право социальной защиты, распространяющее свое действие и на государственных служащих, имеет обширную нормативную базу, что затрудняет поиск и использование той или иной нормы, а также определение субъектов ее действия. Вследствие этого, государственные служащие, не обладающие специальным юридическим образованием, не в состоянии разобраться в обширной системе прав, гарантий и льгот, а, следовательно, и воспользоваться ими.
Немаловажное значение имеют материальное обеспечение и материальные льготы и гарантии, не получившие достаточного развития в законодательстве о государственной гражданской службе в условиях экономической нестабильности.
В то же время нельзя мириться с положением, когда на территории одного субъекта Российской Федерации имеются государственные служащие «первого» и «второго» сорта, получающие за выполнение практически идентичных функций значительно различающееся вознаграждение. Не говоря уже о том, что такая ситуация не соответствует конституционным принципам равенства и социальной справедливости, она вызывает конкуренцию между федеральной и региональной государственной службой, негативно влияет на уровень профессионализма федеральных государственных гражданских служащих, снижает авторитет федеральной власти.
Решение указанной проблемы должно осуществляться по двум направлениям. На федеральном уровне — с помощью создания системы социального обеспечения на федеральной государственной службе, достойной для применения в субъектах Российской Федерации.
Перечисленные гарантии на государственной службе являются тем каркасом, на котором должна строиться система законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы социального обеспечения соответствующей категории государственных служащих. Вместе с тем эта система не может развиваться автономно, вне общей системы социального обеспечения на государственной службе и должна органично вписаться в общую систему российского социального обеспечения.
Существующая в настоящее время система государственной службы нуждается и в надлежащем законодательном оформлении. В первую очередь это касается системы социальных гарантий государственных служащих. Как следует из анализа законодательства в этой области, в настоящее время не существует единого нормативного акта, регулирующего социальные гарантии государственных служащих. Действующей законодательной базой заложена основа материального обеспечения государственной службы не как набора льгот, но как системы законодательно закрепленных гарантий для государственных служащих. Однако, несмотря на это, доступ для реализации гарантий имеют преимущественно высшие чиновники. Следует отметить, что поскольку существует правовое оформление института социальных гарантий, необходимо, чтобы все категории государственных служащих имели равные возможности доступа к легализованным гарантиям, которые должны быть обеспечены финансированием из федерального бюджета.
Кроме того, к числу основных гарантий помимо пенсионного и медицинского обеспечения следует отнести обеспечение государственных гражданских служащих жильем. Это не обязательно должно быть предоставление бесплатного жилья в собственность, жилищный вопрос можно решить путем обеспечения служебным жильем на время исполнения полномочий государственным гражданским служащим. При этом вопрос предоставления государственным гражданским служащим жилья должен решаться применительно ко всем категориям государственных служащих, а не избирательно.
В сфере охраны здоровья представляется необходимым закрепить на законодательном уровне положение о том, что полис медицинского страхования государственного служащего должен носить единый характер. Следует отметить, что такой полис должен заменить собой полис обязательного медицинского страхования, выдаваемый чиновникам по территориальному признаку (т.е. по месту проживания). Этот полис будет давать право получения медицинской помощи, как в системе ведомственных медицинских учреждений, так и в медицинском учреждении по месту проживания государственного служащего. Полис медицинского страхования государственного служащего также может быть действителен и при выезде в другие города Российской Федерации.
Решить данные проблемы возможно путем внесения в действующее законодательство соответствующих изменений и дополнений. В то же время в рамках намечающихся изменений в законодательстве необходима выработка более прозрачной системы мер социальной защиты государственных гражданских служащих в рамках общей социальной политики. Система социальной защиты не должна выходить за рамки политики социальной защиты населения с целью недопущения негативного отношения к государственным служащим как социальному слою. В целях материального стимулирования стремления к повышению собственной квалификации и профессионализма необходимо ввести систему доплат к основной заработной плате, расширить систему поощрений по итогам аттестации. В этих целях было бы эффективнее заменить существующую систему компенсационных выплат, производящихся без учета итогов аттестации, наличия или отсутствия дисциплинарных взысканий, системой доплат за уровень профессионализма и квалификацию. Целесообразно также внести изменения в законодательство с целью снятия возрастных ограничений пребывания на государственной службе при отсутствии медицинских противопоказаний. С годами государственный служащий приобретает опыт работы, который он может более эффективно реализовать, а также передать молодым специалистам.
Выделяя проблемы действующего законодательства, регулирующего вопросы обеспечения гарантий на государственной службе, следует обратить внимание на наиболее острые из них: недостаточная развитость государственности Российской Федерации; наличие противоречий и пробелов в законодательстве о государственной службе; сращивание отдельных чиновников с криминальными элементами, что порождает интегральную проблему - недостаточную эффективность деятельности государственной власти и ее аппаратов. В связи с этим обозначенные преобразования в законодательной базе необходимы, но не только в изменении правового и социального статуса государственного служащего, но и в структурной организации государственной службы
Заключение
В любом государственно-организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления, а значит, и без государственных служащих. Государственный аппарат — это, прежде всего, люди, профессионально занимающиеся управленческим трудом. Их услуги необходимы любой стране независимо от государственного устройства и политической системы, формы правления или правящего режима. Именно государственные служащие выполняют практические задачи, которые все цивилизованные общества возлагают на свои государства. Опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд государственных служащих, испытывает серьезные трудности с качеством государственного управления.
В настоящее время система социальной защиты государственных служащих еще недостаточно обеспечивает привлечение на службу достойных граждан и не полностью удовлетворяет социальные интересы государственных служащих. Формирование системы социальной защиты как комплекса контролируемых государством экономических, социальных и правовых гарантий, обеспечивающих государственным служащим выполнение должностных полномочий, требует дальнейшего развития. Комплекс социально-защитных мер требует дальнейшей разработки механизма правового и организационного характера.
Таким образом, формирование системы социальной защиты как комплекса контролируемых государством экономических, социальных и правовых гарантий, обеспечивающих государственным служащим выполнение должностных полномочий, является одним из важных условий становления эффективной государственной службы.
Социальная защита государственных служащих в своей основе предполагает обеспечение государством гарантий возможности успешного прохождения службы, удовлетворения потребностей служащих и их интересов и стимулирование эффективного решения служебных задач, и закрепление на государственной службе.
Система социальной защиты со стороны государственных служащих недостаточно высока, поскольку не полностью удовлетворяет социальные интересы государственных служащих, и требует совершенствования.
Список литературы
ФЗ О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ// СПС Консультант + (дата обращения 07.02.2015)
ФЗ О государственной гражданской службе: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ// СПС Консультант + (дата обращения 07.02.2015)
ФЗ Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885// СПС Консультант + (дата обращения 07.02.2015)
ФЗ "Об основах государственной службы" от 31.07.1995// СПС Консультант + (дата обращения 07.02.2015)
Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. Монография /Изд-е 2-е, доп. М.: Изд-во РАГС, 2014
Граждан В.Д. Государственная гражданская служба. Учебное пособие. М., Юркнига, 2012.
Гражданское право. - Издание шестое, переработанное и дополненное / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. - М.: ПРОСПЕКТ, 2014. - Часть I. - 632 с.
Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. М., 2012.
Назаренко Н.Ю. Государственная служба Российской Федерации, М., Экзамен, 2012.
Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации, М., Юрист, 2011.
Пономарева, Е. А. Организация профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации гражданских служащих // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 11. - С. 34-36.
Смоленский, М. Б. Теория государства и права: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / М. Б. Смоленский. - Москва : Дашков и Ко : Академцентр, 2012. - 318, с.
Гусев А.В. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регулирования. — Екатеринбург: ИД УрГЮА, 2011
Окусова С.А.Конфликт общих и приватных интересов должностного лица публично-государственных и правоохранительных структур как основа коррупциологии // Юристъ — Правоведъ, 2014 № 2, с. 118.
Правовое обеспечение государственной службы в зарубежных странах: Уч. пособие: В 3-х ч. Часть II. Соединенные штаты Америки. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. - М., 2014.
Соловьев А. О служебном поведении государственных гражданских служащих и об урегулировании конфликта интересов // Вопросы трудового права, 2013 № 8, с. 52-59.
Чаннов С.Е. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе: новеллы антикоррупционного законодательства // Трудовое право, 2012, № 4, с. 63-76.
West’s Encyclopedia of American Law. — URL: http://legal-dictionarythefreedictionarycom
Codice di cjmportamento dei pubblici dipendenti // Allegato 3 al Regolamento per la gestione dei procedimenti disci- plinari, approvato dal Comune di Calvera con deliberazione di GC n. 03 del 17/01/2011.
Витрук Н.В. Правовой статус личности: Содержание, виды и тенденции в развитии//Проблемы правового статуса субъектов права: Межвуз. сб. М.: 2013, 260 с.
Волкова, В. В. Государственная служба / В. В. Волкова, А. А. Сапфирова. - Москва: ЮНИТИ: Закон и право, 2012. – 206 с.
Государственная служба / [Авт. кол.: А.В. Оболонский, Л.И. Семенникова, А.Ф. Ноздрачев и др.]; Отв. ред. док. юрид. наук А.В. Оболонский ; Институт государства и права (Москва), Российская академия наук. - Москва : Дело, 2010. - 439 с.
Новое в законодательстве о государственной гражданской службе Российской Федерации : сборник официальных документов. - Москва: Омега, 2014. - 246 с.
Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации, М., Юрист, 2011.
Граждан В.Д. Государственная гражданская служба. Учебное пособие. М., Юркнига, 2012.
Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. М., 2012.
Нелидов Н., Турчинов А., Романов В., Граждан В., Атаманчук Г. Какой быть государственной службе? // Государственная служба. 2001. № 1. С. 87.
Калашников С.В. Функциональная структура социального государства. Человек и труд. 2012. № 6. С. 34.
Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации, М., Юрист, 2011.
Смоленский, М. Б. Теория государства и права: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / М. Б. Смоленский. - Москва : Дашков и Ко : Академцентр, 2012. - 318, с.
Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. Монография /Изд-е 2-е, доп. М.: Изд-во РАГС, 2014
Там же
Там же
Назаренко Н.Ю. Государственная служба Российской Федерации, М., Экзамен, 2012.
Пономарева, Е. А. Организация профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации гражданских служащих // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 11. - С. 34-36.
Гражданское право. - Издание шестое, переработанное и дополненное / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. - М.: ПРОСПЕКТ, 2014. - Часть I. - 632 с.
Назаренко Н.Ю. Государственная служба Российской Федерации, М., Экзамен, 2012.
2
1. ФЗ О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ// СПС Консультант + (дата обращения 07.02.2015)
2. ФЗ О государственной гражданской службе: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ// СПС Консультант + (дата обращения 07.02.2015)
3. ФЗ Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885// СПС Консультант + (дата обращения 07.02.2015)
4. ФЗ "Об основах государственной службы" от 31.07.1995// СПС Консультант + (дата обращения 07.02.2015)
5. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. Монография /Изд-е 2-е, доп. М.: Изд-во РАГС, 2014
6. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба. Учебное пособие. М., Юркнига, 2012.
7. Гражданское право. - Издание шестое, переработанное и дополненное / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. - М.: ПРОСПЕКТ, 2014. - Часть I. - 632 с.
8. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. М., 2012.
9. Назаренко Н.Ю. Государственная служба Российской Федерации, М., Экзамен, 2012.
10. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации, М., Юрист, 2011.
11. Пономарева, Е. А. Организация профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации гражданских служащих // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 11. - С. 34-36.
12. Смоленский, М. Б. Теория государства и права: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / М. Б. Смоленский. - Москва : Дашков и Ко : Академцентр, 2012. - 318, с.
13. Гусев А.В. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регу¬лирования. — Екатеринбург: ИД УрГЮА, 2011
14. Окусова С.А.Конфликт общих и приватных интересов должностного лица публично-госу¬дарственных и правоохранительных структур как основа коррупциологии // Юристъ — Правоведъ, 2014 № 2, с. 118.
15. Правовое обеспечение государственной службы в зарубежных странах: Уч. пособие: В 3-х ч. Часть II. Соединенные штаты Америки. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. - М., 2014.
16. Соловьев А. О служебном поведении государственных гражданских служа¬щих и об урегулировании конфликта интересов // Вопросы трудового права, 2013 № 8, с. 52-59.
17. Чаннов С.Е. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе: новеллы антикоррупционного зако¬нодательства // Трудовое право, 2012, № 4, с. 63-76.
18. West’s Encyclopedia of American Law. — URL: http://legal-dictionarythefreedictionarycom
19. Codice di cjmportamento dei pubblici dipendenti // Allegato 3 al Regolamento per la gestione dei procedimenti disci- plinari, approvato dal Comune di Calvera con deliberazione di GC n. 03 del 17/01/2011.
20. Витрук Н.В. Правовой статус личности: Содержание, виды и тенденции в развитии//Проблемы правового статуса субъектов права: Межвуз. сб. М.: 2013, 260 с.
21. Волкова, В. В. Государственная служба / В. В. Волкова, А. А. Сапфирова. - Москва: ЮНИТИ: Закон и право, 2012. – 206 с.
22. Государственная служба / [Авт. кол.: А.В. Оболонский, Л.И. Семенникова, А.Ф. Ноздрачев и др.]; Отв. ред. док. юрид. наук А.В. Оболонский ; Институт государства и права (Москва), Российская академия наук. - Москва : Дело, 2010. - 439 с.
23. Новое в законодательстве о государственной гражданской службе Российской Федерации : сборник официальных документов. - Москва: Омега, 2014. - 246 с.
Вопрос-ответ:
Какова сущность государственной службы?
Государственная служба - это социальный институт, который представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, осуществляющих управленческую деятельность в интересах государства и общества.
Какая система мер социальной защиты предусмотрена для государственных служащих в условиях экономической нестабильности?
Система мер социальной защиты государственных служащих включает в себя установление гарантированных стандартов оплаты труда, предоставление социальных льгот и компенсаций, обеспечение медицинского и пенсионного обеспечения, организацию системы тренинга и повышения квалификации.
Как можно совершенствовать социальную защиту государственных служащих?
Для совершенствования социальной защиты государственных служащих можно улучшить условия оплаты труда, расширить список социальных льгот и компенсаций, предоставить больше возможностей для повышения квалификации и профессионального роста. Также важным шагом является разработка и внедрение эффективных программ по поддержке здоровья и пенсионного обеспечения служащих.
Какая роль государственной службы в условиях экономической нестабильности?
Государственная служба играет важную роль в условиях экономической нестабильности, поскольку от неё зависит эффективность управления государственными ресурсами и реализация социальных программ. Государственные служащие должны принимать решения, направленные на снижение негативных последствий экономических кризисов и обеспечение социальной защиты населения.
Почему сегодня актуальна проблема создания государственного органа по управлению государственной службой?
Сегодня создание государственного органа по управлению государственной службой является актуальной проблемой, так как требуется эффективное управление этой сферой, адаптация к новым условиям и реализация государственной политики в сфере государственной службы. Такой орган поможет обеспечить квалифицированный и эффективный подбор, обучение, назначение и повышение государственных служащих.
Какая сущность имеет государственная служба?
Государственная служба является социальным институтом, который обеспечивает выполнение задач государства, а также регулирует взаимоотношения между государством и гражданами.
Что представляет собой система мер социальной защиты государственных служащих в условиях экономической нестабильности?
Система мер социальной защиты государственных служащих включает в себя выплаты пособий в случае увольнения, предоставление бесплатной медицинской помощи и обеспечение материальной помощи в случае болезни или смерти.
Как можно совершенствовать социальную защиту государственных служащих?
Совершенствование социальной защиты государственных служащих может включать улучшение системы медицинского обслуживания, увеличение размера выплат пособий, создание программ поддержки при потере работы и обеспечение профессионального развития служащих.
Что представляет собой государственный орган по управлению государственной службой?
Государственный орган по управлению государственной службой - это специальная структура, ответственная за координацию и регулирование деятельности государственных служащих, а также за обеспечение их социальной защиты.
Какие задачи решает государственная служба?
Государственная служба решает такие задачи, как обеспечение нормального функционирования государства, разработка и исполнение законов и политических решений, защита интересов государства и обеспечение социальной защиты граждан.