развитие фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 77 77 страниц
  • 49 + 49 источников
  • Добавлена 27.03.2015
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ КАК ОСОБЫЙ КОМПОНЕНТ УСТНОЙ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ 7
1.1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ В УСЛОВИЯХ НОРМАТИВНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 7
1.2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ 17
1.3. ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ 24
ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ 31
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ 31
2.2. МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ И С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ 35
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ 46
ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 61
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ, НАПРАВЛЕННОЕ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ 63
3.1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ 63
3.2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ 69
ВЫВОДЫ К ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
ЛИТЕРАТУРА 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Фрагмент для ознакомления
ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. Развитие речи детей в процессе начального обучения и воспитания. – М., 1960.
2. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 1993.
3. Архипова Е.Ф.Стертая дизартрия у детей: учеб, пособие для студентов вузов. — М.: ACT: Астрель, 2007.
4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Изд. 4-е, стереотип. - М., УРСС, 2007.
5. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). - М., 1972.
6. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М., 1964.
7. Бельтюков В.И., Нейман Л.В. Восприятие звуков речи при нормальном и нарушенном слухе.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
8. Бернштейн С. Вопросы обучения произношению.- М., 1937.
9. Богородский В.А. Лекция по общему языковедению.- Казань, 1915.
10. Винарская Е.И. Пулатов В.М. Дизартрия и её диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. Ташкент, 1989.
11. Воронова А.П. Диагностика и профилактика нарушений письма и речевой патологией (Методические рекомендации). СПб: Образование, 1994.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь.- М., 1999.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.,1961.
14. Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1948.
15. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств//Обучение и воспитание детей с нарушением речи. М.,1981.
16. Гуровец Г.В., Маевская С.И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стёртой дизартрией и ринофонией и методы коррекционного воздействия// Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. М., 1981.
17. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: РАО, 1997.
18. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.1958.
19. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду и его значение для развития ребенка. – М., 1971.
20. Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого восприятия. М., 1976.
21. Зиндер Р.Л. Общая фонетика.- М., 1979.
22. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004.
23. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1974.
24. Левина Р.Е. Хрестоматия по логопедии.- М., 1997.
25. Леонтьев А.А. Психологические единицы и порождение речевого высказывания.- М., 1969.
26. Логопедия: Учебник для ВУЗов / Под ред. Л.С.Волковой. – Издание пятое, перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2006.
27. Лопатина Л. В. О дифференциации групп детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.// Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. - М., 1985. -С.95-100.
28. Лопатина Л.В. Некоторые особенности восприятия устной речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии.// Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление.// Межвузовский сборник научных трудов. СПб., 1992.
29. Лопатина Л.В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения// Сборник методических рекомендаций// СПб., 2000. - С.44-45.
30. Лопатина Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у детей со стёртой формой дизартрии// Особенности механизмов структуры нарушений речи и их коррекция с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. СПб.,1996
31. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб, «Образование», 1994.
32. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих лёгкими формами дизартрии и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии, Том 1. М.,1997.
33. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003.
34. Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи.// Расстройства речи и голоса в детском возрасте// М.1973.
35. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1984.
36. Pay Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих – M.: Просвещение, 1991.
37. Сизова Э.Я., Макарова Э.К. О механизме бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. — Л.: Наука, 1979.
38. Соботович Е.Ф. Об отставании фонематического развития у детей с неправильным звукопроизношением// ХХIII Герценовские чтения. Дефектология. Л., 1970.
39. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стёртых дизартрий и методы их диагностики// Хрестоматия по логопедии. Томск, 1997.
40. Трубецкой Н.С. Основы фонологии.- М., //Аспект-пресс, 2000.
41. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольников. - Екатеринбург: АРДЛТД. 2000.
42. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: «ГНОМ и Д», 2000.
43. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - СПб.: Дельта, 1996.
44. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М., Владос, 2000. - С. 227- 231.
45. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. М.: Известия АПН РСФСР, Вып. №13, 1948.
46. Шматко Н.Д.Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие.– М., 1997.
47. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании. Языковая система и речевая деятельность.- Л. 1974.
48. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте.- М.: изд-во АПН РСФСР, 1958.
49. Эльконин Д.Б., Жукова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.// Сенсорное восприятие дошкольников / Под ред. Запорожца, А.П. Усовой. М., 1963 С. 213 – 226.

Особенности фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией

государственный университет в Ленинграде. А. С. Пушкина

Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии

Кафедра специальной педагогики и психологии








Курсы

Особенности фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией


Выполнила студентка

full-time филиал

II группы III курса

Соколов А. Ю.

Научный руководитель:

Caen.ped.de наук, доц.

Китаева Н. Н.

Санкт-Петербург

Содержание

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы изучения особенностей фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией

1.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе

.2 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников со стертой дизартрией

.3 Особенности фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией

Глава 2. Методика исследования фонематического восприятия у детей

Вывод

Библиография

Введение

Актуальность.

В современной логопедии фонематическое восприятие определяется как слухо - произносительная дифференциация звуков речи.

Многие авторы уделяли большое значение состояния фонематического восприятия у детей с особенностью расстройств. Р. Е. Левина отмечает, что в основе некоторых звукопроизносительных расстройств могут лежать отклонения слухового восприятия, которые могут быть производными, т. е. носят вторичный характер.

Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка.

Полное отсутствие восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение. Кроме того, нарушение фонематического восприятия не позволяет детям приобретать в нужной степени словарным запасом и грамматической структуры, и, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение тяжелых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия.

Один из самых распространенных речевых расстройств является стертая дизартрия. Она может быть в сочетании с другой особенностью расстройств, например, с задержкой речи, заикание, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Проблема особенностей восприятия речи ( как на перцептивном, так и на фонематическом уровне ) у детей со стертой дизартрией, по нашему мнению, и до сих пор остается недостаточно изученной.