Основные принципы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русская литература
  • 20 20 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 20.03.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
1 «Новая драма» в художественном дискурсе 5
1.1 «Новая драма» как феномен литературы 5
1.2 Значение «новой драмы» как тип конфликта 8
2 Роль «новой драмы» в произведениях А.П. Чехова 11
2.1 А.П. Чехов как представитель «новой драмы» 11
2.2 «Вишневый сад» и «Чайка» А.П. Чехова как ярчайшие примеры «новой драмы» 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20


Фрагмент для ознакомления

Одним словом, поздравляю, вы спасены».
Как уже говорилось выше, «новая драма» переняла многие черты у символизма, который лейтмотивом звучит на протяжении пьес А.П. Чехова. Так, например, символы лежат в основе названий обеих пьес: чайка – один из фреймов концепта «свобода», это парящее независимое творение, наделённое неким невероятным даром, отличающим её от остальных; с чайкой сравнивает автор героиню Нину Заречную. Подобно тому, как Треплев убивает птицу и приносит её к ногам девушки, умирает её будущее, однако не от его рук, а от грубого, пошлого вмешательства беллетриста Тригорина, сломавшего и бросившего её. Когда же ему показали чучело чайки, которое он попросил сделать для него в момент зарождавшегося романа с Ниной, Борис Алексеевич притворился, будто ничего такого не было, а сам он и помнить забыл чайку.
В пьесе «Вишнёвый сад» параллельно сравнение, однако теперь сад выступает как ещё более отдалённый концепт «счастье»; с одной стороны, он материален, как материален сам сад, с другой же, она неизменно недоступно, как будто недосягаемо именно для людей, например, Раневской. Чехов увидел в подобной теме сложный конфликт значительного социального значения, что привело к тому, что пьеса «Вишнёвый сад» отличается «широтой и глубиной содержания – пьеса о прошлом, настоящем и будущем России, как оно представлялось Чехову в начале ХХ века».
Она вынуждена решиться на продажу, обрекая сад на гибель, что можно прочитать как прощание со счастьем: «О мой милый, мой нежный прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..» Да и Станиславский упоминал: ««Послушайте, я же нашел чудесное название для пьесы. Чудесное!» - объявил он, смотря на меня в упор. «Какое?» - заволновался я. «Ви́шневый сад», - и он закатился радостным смехом. Я не понял причины его радости и не нашел ничего особенного в названии. Однако, чтоб не огорчить Антона Павловича, пришлось сделать вид, что его открытие произвело на меня впечатление… Вместо объяснения Антон Павлович начал повторять на разные лады, со всевозможными интонациями и звуковой окраской: «Ви́шневый сад. Послушайте, это чудесное название! Ви́шневый сад. Ви́шневый!»… После этого свидания прошло несколько дней или неделя… Как-то во время спектакля он зашел ко мне в уборную и с торжественной улыбкой присел к моему столу. Чехов любил смотреть, как мы готовимся к спектаклю. Он так внимательно следил за нашим гримом, что по его лицу можно было угадывать, удачно или неудачно кладёшь на лицо краску. «Послушайте, не Ви́шневый, а Вишнёвый сад», - объявил он и закатился смехом. В первую минуту я даже не понял, о чем идет речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук ё в слове «Вишнёвый», точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: «Ви́шневый сад» - это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого». Итак, вишнёвый сад – это вовсе и не сад, а символ дворянской России, которой приходится жертвовать, чтобы «прорубить» путь в светлое будущее.
И хотя Антон Павлович утверждал в обоих случаях, что писал именно комедию, и «Чайку», и «Вишнёвый сад» следует изучать как драму, притом «новую драму», ведь «из осуждения и неприятия общественных условий современной ему действительности, из сострадания к людям и бессилия изменить их нелепую жизнь родилась и та грустная улыбка Чехова, которая так отчётливо видна во всех его прозаических и драматических произведениях».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, в результате проведённого исследования мы можем сделать следующие выводы. «Новая драма» - результата слияния различных течений и направлений искусства, среди которых превалируют натурализм и символизм. Она возникла как результат стремления отвечать на вопросы, задаваемые повседневной действительностью, максимально правдиво, как противопоставление существующим традициям и взглядам на драму. В качестве основных принципов «новой драмы» традиционно выделяют следующие: создание «театра настроений», синтез комического, трагического и лирического начал, наличие психологизма и импликатур, новые тип диалога и значение монолога, новые тип конфликта и его роль, неоднозначность созданных образов, символичность, особенности выражения авторской позиции.
Действительно, пьесы Антона Павловича Чехова «Чайка» и «Вишнёвый сад» являются воплощением упомянутых выше основных принципов «новой драмы», что доказывается на более подробном анализе каждого произведения.
Хотелось бы также заметить, что вне зависимости от жанровой принадлежности оценка пьес Чехова заметно зависела от политической ситуации в России, так как произведения автора являлись своеобразным маркером, отмечавшим наиболее острые и проблемные области современного ему российского общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Айхенвальд Ю. Отрицание театра // В спорах о театре: Сб.ст. Книгоиздательство писателей в Москве, 1913. - С.13.
Бентли Э. Жизнь драмы. - С.55.
Гейденко В.А. А. Чехов и Ив. Бунин. – Советский писатель, М., 1987. – С. 114-121.
Карпенко Г. Ю. Основы взаимодействия литературы, философии, религии и науки на рубеже веков (пантеистический аспект) // Содержательность форм в художественной литературе: Межвузовский сб-к науч. ст. Самарский ун-т, 1993. - С. 69.
Кройчик Л.Е. Неуловимый Чехов: этюды о творчестве писателя. – Издательство Воронежского государственного университета, Воронеж, 2007. – С. 118-130.
Мирский. «На дне» М. Горького // Журнал для всех, 1903, №.3. - С.353.
Пави П. Словарь театра. - С. 309.
Ревякин А.И. Идейный смысл и художественные особенности пьесы «Вишневый сад» А.П.Чехова Сборник статей «Творчество А.П.Чехова». - Учпедгиз, Москва, 1956. http://www.biografia.ru/arhiv/material27.html
Станиславский К.С. А.П. Чехов в воспоминаниях современников. А.П. Чехов в Художественном театре. - Гос. изд-во худ лит-ры, 1960. - С. 411.
Тимофеев Л., Тураев С. Символизм // Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост. Л.И. Тимофеев и С. В. Тураев. М.: Просвещение, 1974. - С. 349.
Толмачёва В.М. Зарубежная литература конца 19 - начала 20 века. IV. «Новая драма». http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/literatura-19-20-veka-tolmachev/novaya-drama.htm
О «биографичности» изображения образов персонажей в пьесе Горького «На дне» см.: Удодов А.Б. Пьеса Горького «На дне»: Художественная структура и авторская концепция человека. Воронеж, 1989. - С.58.
Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор: http://feb-web.ru/feb/chekhov/encyclop/bs1-459-.htm Просмотр 16.02.2015 в 21:34.
ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА ИССЛЕДОВАНИЯ
Чехов А.П. Чайка. – АСТ Москва, М., 2006. – С. 5-72.
Чехов А.П. Чайка. – АСТ Москва, М., 2006. – С. 217-283.
Толмачёва В.М. Зарубежная литература конца 19 - начала 20 века. IV. «Новая драма».
http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/literatura-19-20-veka-tolmachev/novaya-drama.htm
Тимофеев Л., Тураев С. Символизм // Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.
Л.И. Тимофеев и С. В. Тураев. М.: Просвещение, 1974. - С. 349.
Пави П. Словарь театра. - С. 309.
Гейденко В.А. А. Чехов и Ив. Бунин. – Советский писатель, М., 1987. – С. 114-121.
Толмачёва В.М. Зарубежная литература конца 19 - начала 20 века. IV. «Новая драма».
http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/literatura-19-20-veka-tolmachev/novaya-drama.htm
Айхенвальд Ю. Отрицание театра // В спорах о театре: Сб.ст. Книгоиздательство писателей в Москве, 1913. - С.13.
Мирский. «На дне» М. Горького // Журнал для всех, 1903, №.3. - С.353.
Карпенко Г. Ю. Основы взаимодействия литературы, философии, религии и науки на рубеже веков (пантеистический аспект) // Содержательность форм в художественной литературе: Межвузовский сб-к науч. ст. Самарский ун-т, 1993. - С. 69.
О «биографичности» изображения образов персонажей в пьесе Горького «На дне» см.: Удодов А.Б. Пьеса Горького «На дне»: Художественная структура и авторская концепция человека. Воронеж, 1989. - С.58.
Бентли Э. Жизнь драмы. - С.55.
Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор: http://feb-web.ru/feb/chekhov/encyclop/bs1-459-.htm Просмотр 16.02.2015 в 21:34.
Гейденко В.А. А. Чехов и Ив. Бунин. – Советский писатель, М., 1987. – С. 114-121.
Кройчик Л.Е. Неуловимый Чехов: этюды о творчестве писателя. – Издательство Воронежского государственного университета, Воронеж, 2007. – С. 118-130.
Гейденко В.А. А. Чехов и Ив. Бунин. – Советский писатель, М., 1987. – С. 114-121.
Кройчик Л.Е. Неуловимый Чехов: этюды о творчестве писателя. – Издательство Воронежского государственного университета, Воронеж, 2007. – С. 118-130.
Ревякин А.И. Идейный смысл и художественные особенности пьесы «Вишневый сад» А.П.Чехова Сборник статей «Творчество А.П.Чехова». - Учпедгиз, Москва, 1956 г. http://www.biografia.ru/arhiv/material27.html
Станиславский К.С. А.П. Чехов в воспоминаниях современников. А.П. Чехов в Художественном театре. - Гос. изд-во худ лит-ры, 1960. - С. 411.
Ревякин А.И. Идейный смысл и художественные особенности пьесы «Вишневый сад» А.П.Чехова Сборник статей «Творчество А.П.Чехова». - Учпедгиз, Москва, 1956 г. http://www.biografia.ru/arhiv/material27.html












21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Айхенвальд Ю. Отрицание театра // В спорах о театре: Сб.ст. Книгоиздательство писателей в Москве, 1913. - С.13.
2. Бентли Э. Жизнь драмы. - С.55.
3. Гейденко В.А. А. Чехов и Ив. Бунин. – Советский писатель, М., 1987. – С. 114-121.
4. Карпенко Г. Ю. Основы взаимодействия литературы, философии, религии и науки на рубеже веков (пантеистический аспект) // Содержательность форм в художественной литературе: Межвузовский сб-к науч. ст. Самарский ун-т, 1993. - С. 69.
5. Кройчик Л.Е. Неуловимый Чехов: этюды о творчестве писателя. – Издательство Воронежского государственного университета, Воронеж, 2007. – С. 118-130.
6. Мирский. «На дне» М. Горького // Журнал для всех, 1903, №.3. - С.353.
7. Пави П. Словарь театра. - С. 309.
8. Ревякин А.И. Идейный смысл и художественные особенности пьесы «Вишневый сад» А.П.Чехова Сборник статей «Творчество А.П.Чехова». - Учпедгиз, Москва, 1956. http://www.biografia.ru/arhiv/material27.html
9. Станиславский К.С. А.П. Чехов в воспоминаниях современников. А.П. Чехов в Художественном театре. - Гос. изд-во худ лит-ры, 1960. - С. 411.
10. Тимофеев Л., Тураев С. Символизм // Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост. Л.И. Тимофеев и С. В. Тураев. М.: Просвещение, 1974. - С. 349.
11. Толмачёва В.М. Зарубежная литература конца 19 - начала 20 века. IV. «Новая драма». http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/literatura-19-20-veka-tolmachev/novaya-drama.htm
12. О «биографичности» изображения образов персонажей в пьесе Горького «На дне» см.: Удодов А.Б. Пьеса Горького «На дне»: Художественная структура и авторская концепция человека. Воронеж, 1989. - С.58.
13. Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор: http://feb-web.ru/feb/chekhov/encyclop/bs1-459-.htm Просмотр 16.02.2015 в 21:34.
ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА ИССЛЕДОВАНИЯ
14. Чехов А.П. Чайка. – АСТ Москва, М., 2006. – С. 5-72.
15. Чехов А.П. Чайка. – АСТ Москва, М., 2006. – С. 217-283.

Вопрос-ответ:

Что такое новая драма?

Новая драма - это феномен литературы, который возник в конце XIX - начале XX века и характеризуется новыми принципами создания драматических произведений.

Какие основные принципы лежат в основе новой драмы?

Основные принципы новой драмы включают использование непоследовательной структуры произведения, смешение жанров, эмоциональность и символизм.

Какое значение имеет новая драма как тип конфликта?

Новая драма, как тип конфликта, позволяет авторам выразить свои идеи, мысли и эмоции через персонажей и сюжет. Она помогает обозначить и разрешить конфликты, возникающие внутри человека и в обществе.

Какую роль новая драма играет в произведениях А.П. Чехова?

Новая драма играет важную роль в произведениях А.П. Чехова, так как он является одним из представителей этого жанра. Чехов использует принципы новой драмы для создания своих произведений, в которых смешиваются комические и трагические элементы, и раскрывает внутренний мир персонажей через их диалоги и монологи.

Какие произведения А.П. Чехова являются примерами новой драмы?

Вишневый сад и Чайка являются яркими примерами новой драмы А.П. Чехова. В них присутствуют множество символов, эмоциональные сцены и смешение комических и трагических элементов.

Что такое новая драма?

Новая драма - это феномен литературы, который пришел на смену классической драме и отличается от нее основными принципами. Она переняла многие черты у символизма и является типом конфликта, в котором акцент делается на внутренней драме персонажей.

Какую роль играет новая драма в произведениях А. П. Чехова?

А. П. Чехов - представитель новой драмы. Его произведения, такие как "Вишневый сад" и "Чайка", являются яркими примерами этого жанра. Чехов в своих пьесах акцентирует внимание на внутренней драме героев, их эмоциональном состоянии и поиском смысла в жизни.

Какие основные принципы характеризуют новую драму?

Новая драма переняла многие черты у символизма, который был лейтмотивом в ее развитии. Она отличается от классической драмы тем, что акцент делается на внутренней драме персонажей, а не на внешних событиях. В новой драме важна эмоциональная составляющая, поиск смысла и внутренних противоречий.