Крупный бизнес, его основные формы и роль в модернизации экономики России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 35 35 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 22.03.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
стр.
Введение 3
Глава 1. Понятие и формы крупного бизнеса 5
1.1. Понятие крупного бизнеса 5
1.2. Формы крупного бизнеса 10
Глава 2. Роль крупного бизнеса в модернизации 17
экономики России 17
2.1. Влияние крупного бизнеса на экономику России 17
2.2. Взаимодействие крупных и малых компаний 23
Заключение 33
Список литературы 35

Фрагмент для ознакомления

Следовательно именно малый бизнес является нужным условием формирования среднего класса - общественного фундамента, который обеспечивает стабильное формирование общества.
В данном случае средний класс будет полностью отвечать собственной экономической сути - служить некоторым мостом от малого бизнеса к крупному.
Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы малых владельцев – собственников малых компаний и их наёмных сотрудников, общее количество которых является одной из более немаловажных качественных характеристик любого государства с развитой рыночной экономикой.
Малые компании формируют условия для роста рабочих мест. Это подтверждается современным характером экономического развития промышленно развитых государств.
Малый бизнес удерживает стремление к монополизации рынка крупными производителями, потому правительства большинства стран поняли связанную с данной тенденцией опасность и уделяют ей интерес.
Существование малого бизнеса обеспечивает решение рассматриваемой трудности с внедрением механизмов децентрализованного регулирования экономики. [7]
Лишь в некоторых отраслях (тяжелое машиностроение, энергетика, оборонная индустрия) малые компании не способны составить настоящей конкуренции корпорациям.
В других вариантах почти по всем признакам они могут удачно соперничать с ними.
Доля малого бизнеса в развитых странах высока, потому что крупный бизнес подрос, несомненно, на основе малого. Конкурентный механизм вел к укрупнению компаний, чтобы формировать общее производство, иметь средства на формирование новейших технологий, обновление оборудование и образовываемой с его поддержкой продукции.
Небольшие компании образуют собственного рода фундамент, на котором растут более высочайшие «этажи» хозяйства и который во многом предопределяет архитектуру строения. Прежде всего относится это к конкурентноспособным отношениям в экономике.
Интеграционное взаимодействия крупного и малого бизнеса может быть через сотоварищество (т.е. взаимодействие по горизонтали) или через управление (т.е. вертикальное взаимодействие).
На основе крупных компаний реального сектора взаимодействие крупного и малого бизнеса через сотоварищество более часто появляется в следующих формах:
1)интрапренерство – это образование малого, нередко мимолетного коллектива для реализации некой цели или разработки некой идеи, нужной для повышения технического уровня компании;
2) инкубаторство – «выкармливание» малой компании, обеспечение ей разной поддержки на этапах развития;
3) сателлитная форма – т.е. организация небольших фирм-сателлитов — разных дочерних компаний, берегущих «схожие связи» с «родителями», образование малых компаний, юридически самостоятельных, но экономически тесно зависимых от главный структуры и т.д.
Развитие партнерских отношений крупных и малых компаний имеют следующие достоинства:
– независимые партнеры исполнят заказы лучше и дешевле;
– снижается риск, который связан с переменами покупательских предпочтений и/или технологии;
– увеличивается организационная эластичность и результативность принятия решений, сокращается время разработки и выведения на рынок новых продуктов, снижаются издержки на координацию;
– возникает вероятность крупной фирмы сконцентрироваться на главном бизнесе.
В рамках взаимоотношений малого и крупного бизнеса на базе партнерства (т.е. горизонтальная интеграция), когда в процессе технологической цепочки принимают участие самостоятельные компании, они поставляют свою продукцию конечному звену по тем ценам, которые включают некоторую норму прибыли. [3]
В результате размер совокупных издержек создается по соотношению:

где r – норма прибыли в n – звене;
N – количество звеньев (посреднических и производственных) в технологической цепочке;
G – доля добавочной стоимости;
Сn–1 – цена поставляемой продукции;
Cn – цена окончательной продукции при горизонтальной интеграции.
Крупное производство и не противопоставляется малому, что является одной из обстоятельств удачного развития малого бизнеса в государствах с развитой рыночной экономикой. В развитых государствах культивируется принцип кооперирования малых и крупных компаний, при этом крупные соединения не уничтожают малые компании, они обоюдно дополняют друг друга, в особенности в сфере квалификации отдельных производств и в инноваторских разработках.
К примеру в США 9 из каждых новых 10 технологических идей появляются в малых фирмах.
Существует несколько направлений взаимодействия крупного и малого бизнеса через управление:
1-ое направление – это образование холдинговых структур.
В процессе изучения было выявлено 3 принципа организации холдинговых объединений:
1)принцип единства холдинга, устанавливающий функционирование холдинговой структуры как единого целого;
2)принцип централизма, устанавливающий отношения между ведущей компанией холдинга и иными, зависимыми его участниками ( в представленном случае малыми организациями);
3)принцип равенства хозяйственных обществ-участников холдинга.

Второе направление – объединение на основе франчайзинга. Франчайзинг объединяет в себе преимущества крупного производства (экономия на управленческих расходах, рекламе, затратах на внедрение новых технологий и видов продукции, обучении персонала) и малого предпринимательства (высокая «проникающая» способность, возможность локальных контактов и знание местных условий).
Взаимодействия малого и крупного бизнеса на основе франчайзинга является уникальным правовым средством, которое обеспечивает сочетание единой коммерческой политики крупных компаний с инициативой и предприимчивостью собственников розничных предприятий. И те и другие заинтересованы в новой форме сотрудничества.
При вертикальной интеграции, когда прежде независимые малые предприятия становятся подразделениями многоотраслевой корпорации (вертикально–интегрированной структуры), применяются контрактные цены по утвержденной плановой себестоимости. В результате суммарная стоимость конечной продукции определяется иным соотношением.

где CVn – стоимость конечной продукции при вертикальной интеграции.
При сопоставлении данной формулы с предыдущей (1), очевидно неравенство, которое позволяет сделать вывод, что вертикальная интеграция эффективнее горизонтальной, поскольку в формуле (2) множитель (1+r) выведен из под знака суммы и не увеличивает значение слагаемых, как в формуле (1). [6]
Вертикально интегрированная структура может пройти границы оптимального размера бизнеса, за которым следует не рост эффективности, а снижение. В любом случае рациональному уровню интеграции соответствует минимум суммарных затрат.
В виду постоянно растущих затрат на управление и контроль интенсивно развивающейся вертикально–интегрированной структуры принято считать, что вертикальная интеграция становится неэффективной, когда затраты на управление и контроль превосходят экономию на затратах, связанных с заключением внешних контрактов.
Взаимодействия крупного и малого бизнеса на основе управления – это высокая форма интеграции, единственно и успешно ведущая к становлению конкурентных промышленных структур на современном этапе.
Вертикальная интеграция характеризуется наличием устойчивых внутренних отношений субординации и контроля между головной организацией и другими участниками объединения.
На современном этапе управление малым предприятием крупными компаниями позволяет повысить устойчивость и стабильность, а также снизить риски в их работе.
Сотрудничество становится все более необходимым, но для малого бизнеса оно несет и известную опасность – возможность утраты если не формальной самостоятельности, то способности к проведению самостоятельной линии поведения на рынке, к самостоятельному освоению новых продуктов (услуг), новых технологий.
Одним из механизмов взаимодействия двух предприятий – малого и крупного на основе двустороннего контракта, в соответствии с которым крупной компанией выдается лицензия на производство или продажу товара под ее маркой малой фирме, является система франчайзинга.
Франчайзинг объединяет в себе преимущества крупного производства (экономия на управленческих расходах, рекламе, затратах на внедрение новых технологий и видов продукции, обучении персонала) и малого предпринимательства (высокая «проникающая» способность, возможность локальных контактов и знание местных условий).
Оплачивая лицензию (франшизу) и «связывая» себя обязательствами по соблюдению установленных стандартов качества, малое предприятие получает взамен значительную поддержку от «родительской» фирмы – в сфере маркетинга, повышения квалификации кадров и их обучении опыту менеджмента, технического содействия (в том числе совместного использования части оборудования), в более широком доступе к сырью и т.д.
Главный аргумент, который существует в пользу франчайзингового бизнеса — это высокий уровень надежности.
Франчайзинг является уникальным правовым средством, которое обеспечивает сочетание единой коммерческой политики крупных компаний с инициативой и предприимчивостью собственников розничных предприятий. Франчайзинг в настоящее время достаточно сильный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса.
Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного предпринимательства. [1]
Холдинги или холдинговые компании являются разновидностью группы лиц, основанной на отношениях экономической зависимости и контроля, участники которой, сохраняя юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы, который в силу владения контрольными пакетами акций, договора или иных обстоятельств оказывает определяющее влияние на принятие решений другими участниками группы.
Центральное место в холдинге занимает фирма, которая накапливает и распределяет все деньги холдинга между различными проектами. Эта фирма также работает с банками и другими инвесторами, получает кредиты и займы. Обычно эти функции выполняет управляющая компания.
Положения, определяющие функционирование холдингов, находят отражение в основных принципах организации холдинговых объединений:
1) принцип целостности холдинга – его содержание составляют положения, определяющие функционирование холдинговой структуры, как единого целого;
2) принцип централизма – положения, образующие данный принцип, определяют отношения между головной компанией холдинга и другими, зависимыми его участниками (в данном случае малыми предприятиями);
3) принцип равенства хозяйственных обществ – участников холдинга – данный принцип определяет взаимоотношения между участниками холдинга по горизонтали.
Специфические признаки холдингов:
1) наличие устойчивых внутренних отношений контроля и зависимости между головной компанией и другими участниками холдинга;
2) имущественная обособленность и юридическая самостоятельность участников холдинга, каждый из которых является полноправным субъектом гражданско–правовых отношений (юридическим лицом);
3) проведение единой политики в сфере хозяйственного оборота.
Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Стимулирование со стороны государства проводится на всех этапах развития старых и особенно новых малых и средних предприятий: регистрации, становления, роста.
Таким образом, управление малым предприятием крупными компаниями позволяет повысить устойчивость и стабильность, а также снизить риски в их работе. Сотрудничество становится все более необходимым, но для малого бизнеса оно же несет с собой известную опасность – возможность утраты если не формальной самостоятельности, то способности к проведению самостоятельной линии поведения на рынке, к самостоятельному освоению новых продуктов (услуг), новых технологий [5]
Заключение

Мировая практика свидетельствует о том, что именно крупное производство формирует значительные рыночные спрос и предложение, определяет важнейшие предпосылки для успеха в конкурентной борьбе, который определяется динамикой издержек и темпами роста производства, что требует от предприятий высокотехнологичного производства, мобильности в формировании стратегии развития, скорости оборота капитала.
Все эти факторы наиболее рационально сочетаются в крупном производстве, где создаются наиболее благоприятные условия их формирования.
Исторический опыт свидетельствует о том, что самым распространенным способом создания крупных производств в экономической практике является концентрация производства в рамках отдельного предприятия. Это является в свою очередь основой формирования в дальнейшем более сложных и разветвленных организационных структур, отвечающих изменяющимся запросам рынка.
В современной экономике превалируют такие формы корпоративных отношений, как холдинговые компании, концерны, синдикаты, ассоциации, финансово-промышленные группы, консорциумы. Каждая из названных форм имеет как общие черты, свойственные всякому объединению, так и свои особенности. Все они направлены на использование преимуществ крупного капитала.
В России и странах Содружества Независимых Государств (СНГ) в конце XX века наибольшее развитие получили три основные формы – интегрированная бизнес-группа, компания, независимое предприятие.
Крупное предпринимательство в значительной степени определяет экономическую мощь страны. В целях самосохранения и развития, с одной стороны, оно тяготеет к поглощению более мелких партнеров, а с другой объединяется в международные структуры, частично теряя свою независимость и подпадая под влияние более могущественных партнеров.
При этом, руководствуясь ситуацией на мировом рынке и выполняя волю более сильных партнеров, крупный капитал становится орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны.
В определенных условиях такая зависимость может привести к интернационализации интересов крупного капитала в ущерб интересам национальным.
Список литературы

1.Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: Эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития.-М.:Финансы и статистика, 2013.-192с.
2.Балацкий Е.,Потапова А.Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования//Экономист,-2014.-№4.
3.Борисов С.Большая роль малого предпринимательства//Человек и труд.- 2014.-№1.-С.37-39.
4.Захаров Н.Л.Бизнес в России: Специфика управления.-М.:Вершина,- 2012.-306с.
5.Ишутин Р.В.Теория предпринимательской деятельности в России и за рубежом.–СПб,-2013.
6.Клепач А.О роли крупного бизнеса в современной российской экономике (комментарий к докладу Всемирного банка)//Клепач А.,Яковлев А. //Вопр. экономики.-2014.-N8.-С.36-45.
7.Лапин А.В.Выбор стратегии модернизации, потенциал и роль государства. Материалы международной научно-праткической конференции "Модернизация и политическое развитие".2.04.2010
8.Пелих А.С.,Шепеленко Г.И.Крупные предприятия.-М.-2012
9.Пономарев И.,Ремезов М.,Карев Р.,Бакулев К.«Модернизация России как построение нового государства», независимый экспертный доклад, Москва 2014, http://www.apn.ru/publications/article22100.htm.
10.Сирополис Н.К.Управление крупным бизнесом.-М.:- 2012.










2

Список литературы

1.Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: Эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития.-М.:Финансы и статистика, 2013.-192с.
2.Балацкий Е.,Потапова А.Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования//Экономист,-2014.-№4.
3.Борисов С.Большая роль малого предпринимательства//Человек и труд.- 2014.-№1.-С.37-39.
4.Захаров Н.Л.Бизнес в России: Специфика управления.-М.:Вершина,- 2012.-306с.
5.Ишутин Р.В.Теория предпринимательской деятельности в России и за рубежом.–СПб,-2013.
6.Клепач А.О роли крупного бизнеса в современной российской экономике (комментарий к докладу Всемирного банка)//Клепач А.,Яковлев А. //Вопр. экономики.-2014.-N8.-С.36-45.
7.Лапин А.В.Выбор стратегии модернизации, потенциал и роль государства. Материалы международной научно-праткической конференции "Модернизация и политическое развитие".2.04.2010
8.Пелих А.С.,Шепеленко Г.И.Крупные предприятия.-М.-2012
9.Пономарев И.,Ремезов М.,Карев Р.,Бакулев К.«Модернизация России как построение нового государства», независимый экспертный доклад, Москва 2014, http://www.apn.ru/publications/article22100.htm.
10.Сирополис Н.К.Управление крупным бизнесом.-М.:- 2012.

Вопрос-ответ:

Какова роль крупного бизнеса в модернизации экономики России?

Крупный бизнес играет важную роль в модернизации экономики России. Он способствует развитию технологий, привлекает инвестиции и создает новые рабочие места. Благодаря своим финансовым и организационным ресурсам, крупные компании способны осуществлять инновационные проекты и внедрять современные технологии, что способствует росту производительности и конкурентоспособности российской экономики.

Какие формы крупного бизнеса существуют в России?

В России существуют различные формы крупного бизнеса. Это могут быть крупные корпорации, государственные компании, международные холдинги и крупные предприятия, осуществляющие деятельность в различных секторах экономики. Также существует сегмент крупного предпринимательства, включающий в себя индивидуальных предпринимателей и компании, которые разрабатывают и реализуют большие инвестиционные проекты.

Как влияет крупный бизнес на экономику России?

Крупный бизнес оказывает значительное влияние на экономику России. Он является источником значительного объема инвестиций, способствует развитию отраслей экономики и созданию рабочих мест. Крупные компании активно развивают производство, продвигают новые технологии и стимулируют экономический рост страны.

Как малый бизнес взаимодействует с крупными компаниями?

Малый бизнес и крупные компании взаимодействуют между собой по разным направлениям. Малые предприятия могут быть поставщиками товаров и услуг для крупных компаний, а также сотрудничать с ними в рамках совместных проектов или программ развития. Крупные компании, в свою очередь, могут поддерживать малое предпринимательство, предоставляя финансовую поддержку или экспертное сопровождение для развития и роста малых компаний.

Какое понятие имеет крупный бизнес?

Понятие крупного бизнеса обозначает организацию или предприятие, которое располагает значительными ресурсами и имеет большой объем производства и продаж. Оно характеризуется крупным персоналом, широким географическим охватом и влиянием на экономику.

Какие формы может принимать крупный бизнес?

Крупный бизнес может принимать различные формы, включая акционерные общества, холдинговые компании, корпорации, консорциумы и т.д. Форма организации зависит от целей и стратегии компании, а также от законодательства страны.

Какова роль крупного бизнеса в модернизации экономики России?

Крупный бизнес играет важную роль в модернизации экономики России. Он способствует притоку капиталовложений, росту производства, созданию новых рабочих мест и улучшению технологий. Крупные компании являются основными инвесторами в научные исследования и разработки, что помогает совершенствованию производства и повышению его эффективности.

Каким образом крупный бизнес взаимодействует с малыми компаниями?

Крупный бизнес взаимодействует с малыми компаниями через различные формы партнерства, такие как субподряды, поставки и сотрудничество в исследованиях и разработках. Такое взаимодействие способствует развитию малого бизнеса, его росту и конкурентоспособности.