Приватизация в РФ и мировой опыт.
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 17 + 17 источников
- Добавлена 27.06.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Понятие и сущность приватизации 5
1.1. Понятие приватизации 5
1.2.Сущность и формы приватизации 7
Глава 2. Характеристика приватизации зарубежных государств 11
2.1.Опыт ваучерной приватизации 11
2.2.Опыт платной приватизации. 12
Глава 3. Этапы и итога приватизации в РФ 15
3.1. Этапы приватизации и разгосударствления в РФ 15
3.2.Результаты приватизации 23
3.3.Приватизация в РФ и зарубежных странах 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34
На залоговые аукционы были выставлены акции 12 компаний. Бюджет в общем результате получил от залоговых аукционов примерно1 миллиард долларов
Проведение аукционов сопровождалось обилием конфликтов между участвовавшими банками, а после завершения аукционов появились конфликты еще между менеджментом компаний и банками–залогодержателями. Менеджмент стремился сберечь контроль, не допуская представителей банков в органы управления, препятствуя формированию всей денежной информации и тормозя начало реструктуризации компаний.
Залоговые аукционы были первой попыткой перевода больших русских индустриальных компаний под личное управление. Но на их результативности отразился тривиальный олигархический характер переходной экономики в России. Залоговые аукционы фактически были закрытыми для большинства банков, формируя выгодные условия сделок лишь «для собственных». Поэтому суммы залога и стоимость следующих продаж оказались, по разным оценкам, в 3—5 раз ниже того, что могло быть получено на открытых торгах.
В 1997 г. вступил в силу новый закон «О приватизации гос. имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» [3]. Закон делает основной акцент на приватизацию не предприятий (большая часть из них уже приватизирована), а имущественных долей государства. Набор методов приватизации расширен за счет продажи производных ценных бумаг. Сокращены и могут использоваться более гибко (вплоть до полной отмены) льготы трудовым коллективам. Важно, что стоимость имущественных комплексов определяется не только по балансовой стоимости, а совокупно—на основании уставного капитала, балансовой оценки и рыночной стоимости. Восстановлено забытое понятие аренды с выкупом (по рыночной стоимости).
С 1997 г. предусмотрен ряд новых подходов, призванных улучшить ситуацию прежде всего с бюджетными доходами от приватизации. Учитывая низкую бюджетную эффективность предшествовавших массовых продаж, новый порядок приватизации опирается на хорошо подготовленные немногочисленные крупные сделки. Предпродажная подготовка с привлечением независимого финансового консультанта нацелена на получение максимальных поступлений в федеральный бюджет. Помимо продаж по индивидуальным проектам будут продаваться пакеты акций и недвижимость по стандартным схемам, на коммерческих конкурсах с инвестиционными и социальными условиями. Предусмотрено также продолжить практику сдачи федерального имущества в аренду.
Крупнейшими сделками стали продажи пакетов акций компаний «Роснефть», «Связьинвест», ряда нефтяных компаний, выведенных для этого из запретительных списков.
Планы приватизации компаний, условия аукционов и конкурсов по продаже крупных пакетов вновь стали предметом длительных острых конфликтов между потенциальными инвесторами, региональными и федеральными властями. Чтобы упорядочить процесс проведения и подготовки приватизационных сделок, Мингосимущество РФ предусмотрело классификацию предприятий с той или иной степенью гос. участия и соответствующими ограничениями в приватизации.
Выделяется 5 типов предприятий:
1) национальные и региональные естественные монополии, в которых управление гос. пакетом осуществляет коллегия представителей государства (РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром» и т.д..);
2) акционерные общества, которые доминируют на отдельном рынке и подлежат реструктуризации в интересах формирования конкурентной среды. Такие общества контролируются путем закрепления в собственности государства контрольного пакета акций или «золотой акции»;
3) акционерные общества, акции которых могут быть переданы в холдинги или другие объединения организаций (в т.ч. финансово–промышленные группы) с сохранением у государства «золотой акции»;
4) акционерные общества, пакеты акций которых могут быть переданы в управление субъектам федерации;
5) все остальные акционерные общества, акции которых могут быть проданы или выставлены на конкурсы по доверительному управлению.
В первом квартале 1998 г. пакеты акций, которые находятся в федеральной собственности, по величине доли в уставном капитале АО распределялись следующим образом: более 50%—831 АО; от 25 до 50%—2004 АО; до 25%—1400 АО; «золотая акция»—631 АО. Всего на начало 2000 г. в России зарегистрирована 31 тыс. АО [7].
Правительство внесет в Госдуму программу приватизации на 2016 год. Программа включает в себя приватизацию имущества, которое не используется для обеспечения задач и функций государства, а также проведение структурных преобразований в соответствующих отраслях экономики.
В настоящее время в России насчитывается 9 тыс. 860 федеральных государственных унитарных предприятий /ГУП/, 911 из них стоят в плане приватизации на 2015 год. В следующем году правительство запланировало приватизировать еще 1 тыс. 62 ГУПа. В федеральной собственности сейчас находятся пакеты акций 4 тыс. 205 акционерных обществ. В этом году государство запланировало продать акции около 2 тыс. акционерных обществ. В прогнозном плане приватизации на 2016 год значатся еще свыше 700 открытых и закрытых акционерных обществ, акциями которых владеет государство.
В 2016 году будет продолжена приватизация пакетов акций предприятий энергостроительного комплекса, машиностроения, атомной, нефтехимической и химической промышленности, воздушного, автомобильного и морского транспорта, связи, лесной и легкой промышленности. Государство продаст также свои пакеты акций в коммерческих банках. Предполагается выставить на продажу все федеральные пакеты акций, размер которых не превышает 25 % уставного капитала соответствующего акционерного общества. Исключение составят пакеты акций акционерных обществ энергетики (до завершения реорганизации РАО «ЕЭС России») и газового хозяйства, а также пакеты акций крупнейших акционерных обществ, продажа которых будет осуществляться исходя из потребностей формирования доходной части федерального бюджета в 2016 году и в последующие годы.
Так, количество подлежащих приватизации акций НК «ЛУКОЙЛ» и условия их приватизации будут определены дополнительно правительством, исходя из конъюнктуры рынка, отмечается в плане. В 2016 году будет завершена приватизация ГУПов в топливной промышленности, нефтегазовом комплексе, речном и морском транспорте и предприятий здравоохранения за исключением санэпиднадзора. Кроме этого правительство разрешило приватизацию 70 предприятий оборонного комплекса, исключив их из перечня предприятий и организаций, приватизация которых запрещена.
3.3.Приватизация в РФ и зарубежных странах
При переходе к рыночной экономике приватизация обязана проводиться при взаимодействии со всеми гос. структурами и во взаимосвязи с общеэкономическими реформами. Приватизация призвана содействоватьросту конкурентоспособности страны в целом.
Приватизация, которая проходит в условиях совершенного отсутствия рынка, играет главную роль в формировании конкурентноспособного рынка.Но во всяком случае нужно учесть мировой опыт приватизации. Обязательными при ее проведении являются эффективное управление, привлечение инвестиций и сохранение или формирование среднего класса. Должны учитываться воздействие на будущее страны и национальная безопасность.
Необходимо понимать, что рыночная экономика не в состоянии полностью быть социально ориентированной, в особенности в период начального накопления капитала, благодаря чему часть средств,которые поступают от приватизации, обязана направляться на общественные нужды.
Также следует реформировать компании, которые перешлив личную собственность, методом их обновления, приспособления к рынку и реструктуризации.
В восточноевропейских странах после отказа от русской идеологии начался переход к рыночной экономике западного стандарта. Все этигосударства прошли через «шоковую терапию», которая содержалась в «отпуске» цен. [17]
Опыт приватизации в Венгрии показал, что государство исполняло разгосударствление в достаточно подходящих политических, социальных и экономических условиях. В 1987г. руководством страны была проведена деидеологизация экономических преобразований. В 1988 г. поочередно принимались законы о преобразовании государственных компаний, об экономических ассоциациях, об иностранных инвестициях, ценных бумагах и фондовой бирже.
В 80-е гг. личный сектор Венгрии снабжал 50 % предоставляемых населению услуг и товарооборота; следовательно, к к. 80-х гг. оказался довольно развит рынок услуг и товаров.
В 1985 г. на предприятиях государства были созданы советы, 50% членов которых назначалась директором. Совет компании наделялся большими полномочиями: он мог исполнять продажи по им же установленной стоимости, видоизменять организационную форму. В результате советы организаций с такими полномочиями приватизировали компании в пользу управления за бесценок.
Приватизация в стране исполнялась по 3-м направлениям:
-по инициативе гос. компаний,
-приватизация «сверху»,
-по инициативе 3-их лиц( возможных инвесторов).
Все данные направления курировало государственное имущественное агентство.
Венгрия представляла изъятие из всех постсоциалистических государств: она придерживалась принципа платности приватизации, а также задачи повышения экономической эффективности.
В стране был принят закон о компенсации тем лицам, которые понесли материальный и моральный вред с мая 1939г. в связи с лишением собственности.
Приватизация в Восточной Германии проходила в сжатые сроки переходного периода, т.к. государство интегрировалась в уже развитую рыночную экономику.
В процессе интеграции оказалось, что ключевой проблемой являетсяне технологический разрыв, а разрыв в законодательной сфере и институтах, которые организуют хозяйственную и экономическую жизньобщества.
Германии не довелось тратиться на определение цен продукта, финансовая инфраструктура сформировала подходящие условия, в итоге государство не проходило через беспорядок и поднятие цен. Но переход к рынку в Германии исполнялся с помощью радикальных реформ, за что государство заплатило безработицей, социально-экономической напряженностью и структурным кризисом производства.
Приватизация в Германии исполнялась по3-м направлениям:
- быстрая продажа конкурентоспособных и эффективных организаций;
-санация проблемных компаний;
-ликвидация организаций, которые не имеют шансов на выживание.
Приватизация в Польше основана на законе, сообразно которому создано министерство по реформе собственности. Разгосударствление началось со сферы торговли и бытового обслуживания, что получило название «малая приватизация».
Достаточно обычным вариантом приватизации является передача собственности трудовому коллективу, в т.ч. и администрациикомпании. Передача собственности сотрудникам компании называется внутренней приватизацией.[13]
Заключение
Из анализа процесса приватизации в России, можно сказать, что денационализация может реализоваться или методом глобальной или ограниченной приватизации, или безвозмездной передачи компаний или реализации его инвестору. В итоге ваучерной приватизации уже к 1994 году в России 13 тыс. компаний стали акционерными обществами. Малая приватизация была фактически окончена, но нередко она проходила в условиях получения неполной собственности ( к примеру, аренды магазина).
На заседании правительства, на котором была рассмотрена программа приватизации федерального имущества до 2020 года, председатель правительства РФ заявил, что результаты приватизации последних лет пересмотрены не будут ( из материалов информагентств).
В 2016 году планируется приватизировать более 2 тысяч объектов федеральной собственности, большая часть из которых «управляется неэффективно и минимизирует конкурентоспособность компаний». При этом, увидел премьер-министр, правительство имеет наименее 25% акций таких компаний, что значит, что оно не может в полной мере воздействовать на формирование данных компаний, а значит, обязано освободить их от «собственного лишнего присутствия».
До 2020 года, убежден премьер-министр, правительство «сумеет расчистить рынки от лишнего присутствия неконкурентоспособной собственности страны», беря во внимание то, что приватизация является «важным инструментом экономической политики страны, институциональных и структурных преобразований».
От приватизации федерального имущества в бюджет страны в следующем году поступит порядка 35 миллиардов рублей. Об этом сказали в Министерстве имущественных отношений РФ после заседания правительства. При этом в министерстве ждут, что в 2017 году доход от приватизации федерального имущества также составит 35 миллиардов рублей.
В планах ведомства — до 2020 года приватизировать госимущество, которое не обеспечивает нужные госфункции, а еще реализация пакетов акций акционерных обществ, доля участия страны в которых «не обеспечивает эффективного воздействия в управлении».
В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.
В современном мире все государства активно занимаются хозяйственной деятельностью, однако преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии. А это, в свою очередь, является пагубным для развития экономики, для потребителя, населения и выгодным производителю. Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому необходимо разгосударствление и приватизация.
Список использованной литературы
1.Закон РСФСР «О приватизации государственных и гос. предприятий».
2.Вечканов Г.С.Макроэкономика:Учеб. пособие:Питер,2013.-535с.
3.Иохин В.Я.Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ.–М.:2014.
4.«История современной России» под ред.Журавлёва В.В. М.,2013г.№1.
5.Курс экономической теории.Учебник под общей редакцией проф. Чепурина М.Н.,проф.Киселевой Е.А.–Киров:«АСА»,2012.
6.Мау В.А.«Экономика и власть»-М.,2013г.
7.Основы теории переходной экономики (вводный курс).Глава15.- Киров,2012.
8.«Отчет об основных итогах чековой приватизации»
9.Приватизация.Сборник Законодательства РФ и нормативных актов Правительства Москвы.«Союз юристов».М.2012.с.70.
10.Пустовалов А.Р.Приватизация и национализация в Западной Европе. С.–П.:2013,с.101.
11.Радыгин А.Приватизационный процесс в России в 1995г.//Вопросы экономики.№4.2013.
12. Райзберг Б.А.Рыночная экономика.–М.:2013,стр. 245.
13.Сажина М.А.,Чибриков Г.Г.Экономическая теория.–М.:2011,стр.327.
14.Тимошина Т.М.«Экономическая история России»-М.,2013г.
15.«Экономика переходного периода» гл.ред.Гайдар Е.Т.–М.,2014г.
16.Эрроу К.Переход к рыночной экономике: темпы и возможности. Проблемы теории и практики управления//№5,2014.
17.Янборисов Р.Г.Экономическая теория: учеб. пособие для вузов, 2014.-623с.
2
2.Вечканов Г.С.Макроэкономика:Учеб. пособие:Питер,2013.-535с.
3.Иохин В.Я.Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ.–М.:2014.
4.«История современной России» под ред.Журавлёва В.В. М.,2013г.№1.
5.Курс экономической теории.Учебник под общей редакцией проф. Чепурина М.Н.,проф.Киселевой Е.А.–Киров:«АСА»,2012.
6.Мау В.А.«Экономика и власть»-М.,2013г.
7.Основы теории переходной экономики (вводный курс).Глава15.- Киров,2012.
8.«Отчет об основных итогах чековой приватизации»
9.Приватизация.Сборник Законодательства РФ и нормативных актов Правительства Москвы.«Союз юристов».М.2012.с.70.
10.Пустовалов А.Р.Приватизация и национализация в Западной Европе. С.–П.:2013,с.101.
11.Радыгин А.Приватизационный процесс в России в 1995г.//Вопросы экономики.№4.2013.
12. Райзберг Б.А.Рыночная экономика.–М.:2013,стр. 245.
13.Сажина М.А.,Чибриков Г.Г.Экономическая теория.–М.:2011,стр.327.
14.Тимошина Т.М.«Экономическая история России»-М.,2013г.
15.«Экономика переходного периода» гл.ред.Гайдар Е.Т.–М.,2014г.
16.Эрроу К.Переход к рыночной экономике: темпы и возможности. Проблемы теории и практики управления//№5,2014.
17.Янборисов Р.Г.Экономическая теория: учеб. пособие для вузов, 2014.-623с.
Вопрос-ответ:
Что такое приватизация?
Приватизация - это процесс передачи государственной собственности в частные руки. Она предполагает продажу или передачу доли государства в капитале предприятий, объектов недвижимости и других активов компаниям или гражданам.
Какие формы приватизации существуют?
Существует несколько форм приватизации: аукционная приватизация, ваучерная приватизация, платная приватизация и другие. В каждой форме государство выбирает способ передачи активов в частные руки.
Какие результаты приватизации были достигнуты в РФ?
В России приватизация началась в 1990-х годах и привела к передаче многих государственных предприятий и активов в частные руки. Однако результаты приватизации неоднозначны. Наиболее успешными были приватизация небольших предприятий и создание новых малых и средних предприятий. Однако есть и отрицательные стороны, такие как концентрация собственности и создание монополий, отсутствие эффективной конкуренции.
Какая форма приватизации была использована в России?
В России были использованы различные формы приватизации. Одна из них - ваучерная приватизация, при которой граждане получали ваучеры, которые они могли использовать для приобретения акций государственных предприятий. Также были проведены аукционы и платная приватизация.
Какой опыт приватизации существует в зарубежных государствах?
В зарубежных государствах был проведен опыт ваучерной приватизации, платной приватизации и других форм. Результаты приватизации различны. В некоторых странах она была успешной и способствовала развитию экономики и созданию эффективной конкуренции, в других - возникли проблемы, связанные с коррупцией, монополиями и несправедливым распределением богатства.
Каково понятие приватизации?
Приватизация - это процесс перехода собственности на предприятия и имущество из государственной в частную собственность.
Какие формы приватизации существуют?
Существуют различные формы приватизации, включая ваучерную приватизацию, платную приватизацию, залоговые аукционы и др.
Какие этапы прошла приватизация в России?
Приватизация в России прошла несколько этапов, включая разгосударствление, проведение залоговых аукционов и реализацию акций путем ваучерной приватизации.