Внутреняя и конвойнная стража в аппарате Российского государства в XIX начало XX веков

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Теория государства и права
  • 99 99 страниц
  • 51 + 51 источник
  • Добавлена 28.04.2015
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Место и роль внутренней и конвойной стражи Российской империи в системе государственного аппарата 6
1.1. Понятие и назначение аппарата государства 6
1.2. Организация и структура внутренней и конвойной стражи Российского государства 10
1.3. Место и роль внутренней и конвойной стражи в аппарате государства 34
Глава II. Организационно-правовые основы возникновения и становления внутренней стражи Российской империи 45
2.1. Нормативные основания организации функционирования внутренней и конвойной стражи Российской империи 45
2.2. Структура и задачи отдельного корпуса ОКВС и конвойной стражи Российской империи 72
2.3. Нормативно правовое обеспечение служебной деятельности внутренней и конвойной стражи 87
Заключение 95
Список использованной литературы 97

Фрагмент для ознакомления

Формирование губернских батальонов и уездных команд производилось под руководством командующих войсками в округе, при содействии начальника местных войск в округе и губернского воинского начальника. Причем, губернские батальоны формировались согласно новому о них положению, а уездные команды - в том составе, как и в корпусе внутренней стражи. Управление данными подразделениями возлагалось на Губернского Воинского Начальника и Начальника местных войск округа.
Основные изменения в комплектовании местных войск произошли вместе с изменениями системы комплектования армии и флота: с 1874 года вместо набора рекрутов из числа податных сословий была введена всеобщая воинская повинность.
Несмотря на все происходившие в стране изменения профессиональный уровень личного состава местных войск оставался на том же, дореформенном уровне. Новобранцы, поступившие на службу в местные войска, не отличались высокой профессиональной подготовкой, и, основная масса сил и времени уходила на их первоначальное обучение. Учитывая специфику службы нижних чинов конвойной стражи, отсутствие необходимого опыта у личного состава по применению огнестрельного оружия, а также отсутствие определенных правил относительно применения огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей 31 октября 1874 г. был издан циркуляр «Об употреблении оружия нижними чинами конвойных команд», знание и выполнение которого было обязательным в конвойной страже. Вопросы комплектования, снабжения, вооружения и обучения личного состава конвойной стражи решались через штабы бригад местных войск, дислоцировавшихся в каждом губернском городе. Конвойные команды в строевом отношении входили в состав этих формирований на правах самостоятельных подразделений с особыми функциями.
Причиной послужившей изменению сложившейся практики конвойной службы стало создание Главного тюремного управления в структуре МВД в 1879 г., в подчинении у которого и оказались подразделения конвойной стражи. В отличие от прежних управленческих структур Главное тюремное управление ностоянно уделяло пристальное внимание подбору и обучепию кадров своей слул-сбы, в том числе и конвойной страже. Процедура подбора кадров в первые годы деятельности сводилась в основном к приему на службу офицеров запаса, так как эти лица обладали уже определенным образованием, жизненным опытом и таким важным качеством, как дисциплинированность.
Формируя конвойную стражу на новых условиях, правительство стало осуществлять повышенный контроль за профессиональной подготовкой личного состава. Согласно разрабатываемому положению о сформировании конвойных команд и тюремной стражи 1883-1885 гг., предусматривалось изменение комплектования конвойной стражи и создание новых органов управления конвойными командами. Конвойные команды должны были составлять особый вид военных команд и не входили в общее число личного состава войск. Вместе с тем, комплектование и содержание конвойных команд должно было быть одинаковым с комплектованием и содержанием регулярных войск. Срок действительной службы нижних чинов в конвойных командах исчислялся на общем основании и составлял 6 лет, а общеобязательная военная повинность - 15 лет. После прохождения действительной службы в конвойных командах нижние чины зачислялись в общий запас армии, но состояли на особом учете. Тем не менее, они призывались в случае мобилизации в ряды войск на общих основаниях. Тюремная стража составляла особое учреждение и находилась в непосредственном ведении Министерства внутренних дел России.
Согласно отчету Главного инспектора по пересылке арестантов Н.Н. Гаврилова «Об осмотре конвойных команд» от 02 декабря 1889 года, главной причиной сохранявшейся низкой профессиональной подготовки конвойной стражи была нехватка времени на учебу. В силу сложившихся обстоятельств было признано возможным ограничить обучение конвойных команд по сокращенному курсу, что, безусловно, отрицательно сказывалось на качестве профессиональной подготовки личного состава конвойной стражи. Вместе с тем исследование вопроса показало, что первоначальное строевое образование конвойные команды получали по особой программе.
В последнее десятилетие XIX века профессиональная подготовка кадров армии характеризовалась изменением взглядов государства на подготовку офицеров. Так, до русско-японской войны считалось, во-первых, опасным (с точки зрения правящего класса или элиты) развивать самосознание народа; во-вторых, правительство придерживалось формулы - лучше пусть будет «меньшее» зло (война), чем зло «большее» (социально-политическое брожение, восстание, революция) и, в-третьих, власть считала, что весьма опасно иметь политически активную, культурно - просвещенную армию и ее офицерский корпус.
29 декабря 1901 г. Главным штабом было одобрено и утверждено «Положение об обучении нижних чинов», состоящее из нескольких частей, а также «План распределения занятий», распространенные в целях единообразия на нижних чинов всех родов войск русской армии. В плане фиксировалась тематика в занятиях и их продолжительность, распределяя время обучения на периоды и указывая последовательность занятий. Вместе с тем, план давал только общие указания в организации учебного процесса, применение которых, в каждом отдельном случае зависели от местных условий. Общий период обучения в войсках делился на две части: зимний летний периоды.
Обучение молодых солдат призванных на военную службу и именуемых новобранцами проводилось в ротах, отдельно от старослужащих и осуществлялось командиром подразделения (роты). Изначально новобранцы обучались основам военного дела: воинской дисциплине, уяснению значения присяги и долга слул<:бы, затем их обучали грамоте (чтение, письмо) и строевым навыкам, осуществлялось изучение уставов, регламентирующих прохождение службы (дисциплинарный устав, устав внутренней и гарнизонной службы), а также специальные занятия по боевой и физической подготовке (стрельба, гимнастика и т.д.).
В отношении старослужащих солдат программа предусматривала периодическое повторение пройденной тематики с цель усовершенствования полученных навыков и знаний в процессе обучения. В соответствии с приказом по конвойным командам от 3 декабря 1909 года за № 4 лица, на которых возложено обучение нижних чинов конвойной стражи, должны обращать пристальное внимание к качеству их обучения прилагать все усилия для искоренения допускаемых нарушений Устава конвойной службы путем проведения бесед с нижними чинами, разъяснения долга присяги и т.п.
Кроме того, подготовка нижних чинов имела целью вселить в личный состав конвойных команд чувство товарищества и взаимной поддержки, которое, к сожалению, находилось на низком уровне. Тому подтверждение, действие одного из старших конвойных, который бросил своих подчиненных, когда на них напали и обезоружили арестанты. Для подготовки нижних чинов к исполнению обязанностей унтер-офицеров при каждом полку и отдельном батальоне состояла учебная команда во главе которой стоял начальник. В целях облегчения управления эта команда делилась на учебные взводы со своими командирами.
Для поступления в данную команду ротными командирами выбирались рядовые последнего призыва, которые отличались снособностями по службе, хорошей нравственностью, характером и достаточной грамотностью. Затем, чтобы быть зачисленными в учебную команду, выбранных ротными командирами нижних чинов, подвергали испытанию (сдаче экзаменов) специально создаваемой комиссией. Обучение по плану и предметам лежало на начальнике учебной команды и его помощниках, которые распределяли предметы, составляли план занятий по периодам обучения и т.п.
В целом, целью обучения нижних чинов в учебной команде являлась подготовка умелых унтер-офицеров, способных быть надежными помощниками офицеров в деле поддержания порядка в роте и в обучении нижних чинов. После двухлетней учебы, каждый обучающийся должен был сдать экзамен, о чем объявлялось в приказе об окончании курсов учебных команд. Выпускники возвращались в свои подразделения, где, по представлению командиров могли быть произведены в унтер-офицеры.
Нижние чины конвойных команд, которые в виду малочисленности не имели своих учебных команд, командировались в ближайшие строевые войсковые части. При условии успешного окончания ими полных курсов учебных команд специальными приказами выпускникам присваивалось звание унтер-офицера конвойной стражи.
В связи с начавшейся Первой мировой войной нижние чины, командированные для прохождения курсов учебных команд были возвращены в места своей службы. Однако, как не окончившие курсов, они не имели нрава быть произведенными в унтер-офицеры. Сложившееся положение угрожало нормальному и своевременному комплектованию конвойной стражи также профессионально образованными офицерами. Для выхода из сложившейся ситуации было принято решение о сформировании в 20 местных бригадах по одной учебной команде'. В целом по конвойной страже было решено командировать для обучения и последующего присвоения офицерского звания 747 нижних чинов.
Русская армия во все времена была опорой монархии, ее главной социальной базой. В силу сложившейся традиции представители армейской среды постоянно пополняли ряды карательных органов государства, в том числе и в тюремном ведомстве России.
Русский ученый И.Я. Фойницкий, известный специалист в области исполнения наказаний, отмечал, что в пользу военных, служивших но тюремной части, говорит то, что они приучены к дисциплине и точности. В то же время они «склонны к слишком формальному исполнению распоряжений начальства и менее способны к оценке деталей, часто имеющих важное практическое значение, притом образовательный уровень их недостаточен». На основании вышеизложенного И.Я. Фойницкнй делал вывод о необходимости создания особой школы или института для подготовки специалистов тюремного дела. По его мнению, вопрос их специального образования у нас в России «имеет несравненно более важное значение, чем где бы то ни было, так как на организацию тюремного персонала нутем практической подготовки в наших тюрьмах нечего надеяться». Кроме того, Россия имела и имеет поныне свои особенности в виде сурового климата, огромной территории, по которой разбросаны места заключения, и иные национальные особенности.
Несмотря на все предпринимаемые усилия к 1909 г. среди начальников тюрем, их помощников и конвойной стражи по-прежнему преобладали лица с образованием ниже среднего. Среди военных чинов но тюремной части имевшие среднее образование, как общее, так и военное, составляли не более 27% , хотя это и было почти в два раза больше чем в конце первой половине XIX века, когда в Отдельный корпус внутренней стражи поступало не более 15% от обучаемых.
Обязанности конвойной службы, их успешное выполнение требовали особенно тщательного подбора новобранцев. В конвойной страже, состоящей к 1911 г. из 530 конвойных команд, более 400 не имели начальников- офицеров , хотя свыше 20% всего состава низших чинов были унтер-офицерами и ефрейторами. Согласно же Отчету но Главному Тюремному Управлению за 1905 год в составе конвойных команд, имевших отдельных начальников, состояло всего 99 офицеров, при общей численности нижних чинов 11.596 человек. Из них, грамотных нижних чинов было 9970 человек, т.е. около 80 %. Грамотность личного состава имела первостепенное значение еще и потому, что принятие и сдача арестанта всегда была связана с проверкой целого ряда сведений, помещенных в документах, и заканчивалась распиской в соответствующих журналах, ведения поездных ведомостей, составления требований на вагоны в случае перевозки арестантов железнодорожным транспортом и т.п.
Заведующим этапно-пересылочной частью Н.И. Лукяновым была даже разработана аналитическая справка, в которой содержались условия, которым должны были удовлетворять новобранцы для укомплектования ими конвойных команд. Уездные воинские начальники, которые ведали призывом на военную службу, должны были проводить тщательный отбор новобранцев удовлетворяющих требованиям: во-первых, это должны быть лица не состоявшие и не состоящие под следствием и судом, крепкого телосложения, рослые, знающие русский язык и преимущественно грамотные.
С целью развития добросовестного отношения к службе конвоиров была разработана система их материального стимулирования. С этой целью была введена система выплат стражникам наградных денежных сумм за «исправное препровождение арестантов», которое начислялось по итогам года. В 1914 г. были утверждены новые «Правила распределения наградных денег чинам конвойной стражи», согласно которому, учитывалось не только отсутствие побегов арестантов из-под охраны, но и усердие конвоиров во время несения конвойной службы, безукоризненное поведение и исправное исполнение косвенных обязанностей, влияющих на условия несения конвойной службы.
Согласно Правилам, дополнительное вознаграждение составляло значительную сумму и равнялось годовому жалованью военнослужащего, и, что самое главное - выплачивалось всем конвойным чинам, занимавшимся этапированием и охраной арестантов. Кроме того, при подсчете наградных учитывались всевозможные денежные надбавки к жалованью, а это и за службу в отдаленных областях государства, за выслугу лет на сверхсрочной службе и т.д. С офицеров в свою очередь удерживались 10 процентов от наградной суммы в ≪инвалидный капитал≫, который предназначался для единовременной выдачи пособий пострадавшим на военной службе или получившим увечья.
Характерной особенностью образования офицеров царской армии явилось и то, что до революции не существовало никаких курсов усовершенствования их профессиональной подготовки. Офицеры, окончившие военные или юнкерские училища, были предоставлены сами себе, и никому не приходила в голову мысль поинтересоваться, как офицер пополняет свои познания.
В то же время, нельзя не признать попыток ликвидировать этот пробел различными способами. Здесь прослеживались два основных направления. Первое из них - учреждение в 1896 году «Общества ревнителей военных знаний». Филиалы этого общества существовали в Варшаве, Вильно (Вильнюсе), Минске, Тифлисе (Тбилиси), Риге, Самарканде, Хабаровске и других городах. Цель создания общества состояла в распространении среди офицеров военных знаний, а также в разработке вопросов военной теории и истории.
Второе направление - подготовка и публикация различных материалов для офицерского состава. Среди этих материалов публикации о социальном назначении офицеров, проблемные материалы по развитию качеств, необходимых офицерскому составу. Чрезвычайно полезны, на наш взгляд, были материалы, содержащие советы, рекомендации, наставления всем категориям офицерского состава.
Среди них особое место по праву занимает «Наставление к самодисциплине и самовоспитанию», выполненное в виде писем старого офицера своему сыну.
Таким образом, несмотря на снецифнку конвойной службы в Российской Империи так и не было создано учебных заведений специально готовяш;их людей для службы в батальонах конвойной стражи. Несмотря на отличие данного подразделения, на особенность его задач, государство весьма небрежно относилось к вопросу профессиональной подготовки личного состава внутренней, а потом и конвойной стражи.
Вместе с тем, характеризуя порядок прохождении службы личны составом конвойной стражи, нельзя не упомянуть о социальных гарантиях предоставлявшихся при исполнении службы. Так, офицеры конвойной стражи имели право на отдых в санитарно-лечебных заведениях. Согласно приказу от 19 марта 1907 г. «О командировании офицеров конвойной стражи на санитарно-лечебные станции» при принятии решения о командировании офицера конвойной команды, военно-окружное руководство обязано было принимать решение об этом только с согласия Главного Инспектора по пересылке арестантов, в ведении которого и находилась вся служебная деятельность лиц конвойной стражи.
Всем чинам конвойных команд положено было получать жалованье, столовые, порционные и квартирные деньги, а также все прочее довольствие, определенное существующими законами для армейских войск. Из положенных денег офицеры конвойных команд выплачивали часть на госпиталь, медикаменты, в пенсионный и инвалидный капиталы.
На путевое довольствие во время сопровождения арестантов отпускались офицерам суточные деньги, а нижним чинам выдавались еще кормовые деньги сверх провианта и «приварочных денег». В награду за исправное препровождение арестантов в течение года, отпускался годовой оклад получаемого жалованья.
Срок службы в рядах конвойной стражи, установленный законом составлял 6 лет на действительной службе и 9 лет в запасе. Офицерский состав относился к категории нестроевых, с зачислением по штатам армейской пехоты.
Согласно законодательству Российской империи, нижние чины и офицеры конвойной стражи обеспечивались пенсией но выслуге лет. Так, по закону от 25 июня 1912 г. «О призрении нижних воинских чинов и их семейств» правом на получение пенсий пользовались нижние чины утратившие трудоспособность в следствии службы в армии и на флоте, а также числящиеся в запасе и государственном ополчении. Пенсии назначались в зависимости от возможности восстановления трудоспособности - пожизненная или на определенный срок. Размер пенсии зависел от степени утраты трудоспособности и срока службы. Так, для лиц прослуживших более пяти лет размер пенсии увеличивался на двадцать процентов от базовой ставки. Прежде чем получить пенсионное довольствие нижние чины должны были пройти освидетельствование, производимое тыловыми эвакуационными комиссиями или военными госпиталями с целью установления степени утраты нетрудоспособности. После прохождения освидетельствования составлялся подробный акт с указанием степени утраты трудоспособности, от которой также зависел размер пенсионного довольствия.
Весьма остро стояли вопросы, касающиеся обеспечения чинов конвойных команд квартирами, отвода им земельных участков под огороды, стрельбища и т.д. Основная трудность заключалась в правовом обеспечении решения данного вопроса, т.к. данная проблема усугублялась разрозненностью и многочисленностью нормативных актов изданных в разное время по этому вопросу.
В помощь начальникам конвойных команд, при решении вопросов касающихся расквартирования вверенных им людей и отвода для них земельных участков, был издан «Полный сборник всех законов, с разъяснениями, по квартирному довольствию войск и отводу земельных участков». В данном сборнике, единственном в своем роде но полноте, были собраны все законоположения, регулирующие эту проблему. Так, накануне прихода конвойной команды в назначенный по маршруту населенный пункт, начальник этой команды посылает служащего (квартирьера) с целью оповестить местное учреждение, распоряжающееся отводом квартир, о числе чинов, лошадей и обозов для того, чтобы им было выделено необходимое число мест и созданы необходимые условия для пребывания.
Земельные участки для конвойных команд отводились по требованию военного руководства для устройства лагерного расположения, осуществления военных маневров, стрельб и строевых занятий, под огороды, причем, отвод земли производился Уездным воинским начальником без какого-то ни было согласия землевладельцев. Ведение внутреннего хозяйства в частях конвойной стражи определялось общими воинскими постановлениями и осуществлялось на общих основаниях. Командир каждой конвойной команды управлял хозяйством в соответствии с правами и обязанностями, изложенными в Своде военных постановлений. Он должен был следить: 1) чтобы довольствие войск осуществлялось своевременно, было соответствующего качества и отпускалось без замедления; 2) чтобы все вещи и оружие содержались в соответствии со штатным расписанием; 3) чтобы во всем хозяйстве соблюдался порядок и благоустройство. Кроме того, в каждой команде существовала должность каптенармуса, то есть человека, который по своим обязанностям должен был заботиться об имуществе подразделения, хранить его в целости и сохранности.
Изменения государственного строя в феврале 1917 г. повлекли за собой и смену руководящих кадров во всех государственных органах в центре и на местах. Так как основу всей массы служащих в конвойной страже составляли лица, служившие в царских тюрьмах, то Временное правительство, обращаясь «...к совести и чувству гражданского долга служащих в тюрьмах предлагало тому, кто не находит в себе сил для служения государственному делу, добровольно уйти и не мешать другим созидать новую Росси». Отказ от старых служащих был продиктован прежде всего политической необходимостью приобретения престижа новой власти в глазах общества, отсюда и демонстрация неприязненного отношения ко всему, что было связано с самодержавием.
Таким образом, в ходе изучения архивных материалов выяснилось, что в качестве важнейшего звена в реализации карательной политики Российского государства правительство рассматривало внутреннюю и конвойную стражу, как самостоятельное подразделение. Деятельность государства в этой сфере была направлена на совершенствование управления конвойными командами, их кадровое обеспечение, а так же стремление сосредоточить руководство всеми подразделениями карательной системы в едином органе.
Изменяющаяся политическая и социально-экономическая ситуация в стране отражалась непосредственно на составе арестантских партий, что, в свою очередь, требовало применения все новых форм воздействия на лиц, лишенных свободы, со стороны тюремного начальства и руководства внутренней и конвойной стражи. Изученные архивные материалы позволяют отметить, что конвойная стража и тюремная администрация действовали слажено, как единое звено уголовно - исполнительной системы, что, несомненно, положительно сказывалось на эффективности их деятельности и скорейшем достижении цели наказания. Эволюционная форма развития конвойной стражи, невозможность данного подразделения быстро реагировать на резкое изменение обстановки было обусловлено децентрализацией ее подчиненности и отсутствием единой законодательной базы.



2.3. Нормативно правовое обеспечение служебной деятельности внутренней и конвойной стражи

К середине 70 - 80 годов XIX века новая система управления конвойной стражей уже устоялась. Постепенно совершенствовалась и правовая база регулировавшая деятельность конвойной стражи по сопровождению арестантов. Циркуляром № 6228 от 30 июня 1867 г. усиливалось требование по соблюдению расписаний, составленных Министерством внутренних дел для движения ссыльных арестантских партий, и указывалось, чтобы начальники губерний собственным распоряжением останавливали движение этих партий только в экстренных случаях. Кроме того, циркуляром № 135 от 4 сентября 1873 г. и № 8166 от 16 сентября 1880 г. было предложено подавать в Главное Тюремное Управление ежемесячно сведения о численном состоянии ссыльных, находящихся в местах лишения свободы, на сборных пунктах, и иные данные, связанные с исполнением расписаний движения ссыльных партий. Это позволило вести более объективный учет, связанный с пересылкой арестантов. Начальник этапно-пересылочной части Главного штаба, являясь главой всей этапно-пересылочной части, в соответствии с Уставом о содержащихся под стражею осуществлял наблюдение за передвижением арестантских партий по железным дорогам, на пароходах и на подводах'. Одновременно на Главного Инспектора возлагались следующие обязанности:
удостовериться, в полной ли мере соблюдается единообразие в устройстве способов перевозки арестантов;
1) в случае предполагаемых улучшений на одном из участков главной этапной дороги доложить об этом и принять меры к принятию данных улучшений на других участках этапа;
3) контролировать порядок и правильность снаряжения и отправления арестантов по линиям железных дорог;
4) вести общую отчетность по перевозке арестантов;
5) следить за улучшением условий перевозки арестантов и должного тюремного их содержания.
Исследованные документы этого периода говорят, что конвойная стража уже находилась также и в ведении Министерства Внутренних Дел.
Таким образом, удалось установить, что суп];ествовавшая система конвоирования арестантов после расформирования Отдельного корпуса внутренней стражи не имела централизованного управления, подчиняясь одновременно Главному штабу Военного министерства и Министерству Внутренних Дел. Кроме того, разрозненная правовая база, отсутствие единого законодательства касающегося конвойной службы, безусловно, затрудняли нормальное функционирование и развитие конвойной стражи.
Исследование показало, что в работе личный состав нередко пользовался знаниями, которые больше представляли собой нормы, исторически сложившиеся по поводу данной службы, вместо того, чтобы строго следовать правовым предписаниям. Такая практика отношений усугублялась тем, что она складывалась в течении многих десятилетий и фактически считалась нормой в данном виде службы. Предыдущие реформы военной службы носили в целом поверхностный характер. В силу этого они не решали главной проблемы конвойной стражи: создание и функционирование самостоятельного подразделения с четкой иерархической структурой и перечнем обязанностей, выполнение которых было бы подкреплено сильной законодательной базой.
В период осуществления комплекса глобальных реформ эти недостатки были весьма очевидны и не могли не привлекать внимания реформаторов. После отмены крепостного права в 1861 г. и последовавших за ним важнейших государственных реформ пришло время разобраться и с конвойной стражей. Изменения, коснувшиеся всего российского общества, повлияли на все направления деятельности Российского государства, в том числе и на уголовно-исполнительную. Конвойная стража, являясь неотъемлемой частью этой системы, не могла нормально выполнять поставленные перед ней задачи в условиях новых общественно-политических отношений. При этом, правительству приходилось задумываться над упорядочиванием своих расходов в военной сфере и повышением эффективности всей системы силовых ведомств, которая, как показывает практика, достигается только путем их согласованного взаимодействия на основе четкой правовой базы.
Проводимая в стране военно-полицейская реформа коснулась и тюремного ведомства. До этого времени в России не существовало единого централизованного управления местами заключения. Существовала масса разрозненных и порой противоречащих друг другу нормативно-правовых актов регулирующих деятельность чиновников и служащих имеющих отношение к сопровождению и содержанию арестантов. Кроме того, необходимость реформы обуславливалась ростом числа заключенных и арестантов из-за возросшей социальной напряженности в обществе, изменений в политической и экономической сферах государства. Целью проводимой реформы было создание единой централизованной тюремной системы, возглавить которую должен был специальный орган - Главное тюремное управление, созданное в 1879 г' и занимавшее главенствующую роль в управлении конвойными командами, которых насчитывалось к тому времени.
В ходе реформы, вместо различных тюремных учреждений были образованы три вида тюрем: 1) крупные тюрьмы (так называемые «централы»), такие как Александровский централ около Иркутска и др., подчиненные непосредственно Главному тюремному управлению; ему же были переданы Петропавловская и Шлиссельбургская крепости, ранее бывшие в ведении III Отделения; 2) тюрьмы общего типа, подчиненные губернским тюремным инспекциям; 3) каторжные тюрьмы .
В связи с проводимой тюремной реформой возникла потребность в реформе конвойной стражи, так как управление местными войсками не было централизованным, что, безусловно, снижало их способность качественно исполнять обязанности по конвоированию арестантов. Расформировав Отдельный корпус внутренней стражи, государство передало полномочия по конвоированию местным войскам в надежде, что они должным образом справятся с возложенными на них обязанностями. Однако, в следствии специфичности данной службы, необходимости в профессиональном обеспечении ее квалифицированным составом местные войска не удовлетворяли этим требованиям. Проводя с 60-х годов XIX в. серию государственных реформ правительство пыталось всеми возможными способами сократить финансово-материальные расходы. В сферу возможных государственных сокращений попали и местные войска, личный состав которых значительно уменьшился.
Вместе с тем система, при которой осуществление функций конвойной стражи выполнялось местными войсками, просуществовала достаточно долго. На этом основании было принято решение выявить все ее положительные и отрицательные стороны. Для обобщения полученного опыта и устранения недостатков Главным штабом была создана специальная комиссия. На комиссию возлагалась задача по рассмотрению вопросов связанных с сокращением финансирования конвойных команд, для чего требовалось найти способы усиления эффективности деятельности личного состава, сократив, в тоже время, его количество.
Новые политико-правовые изменения в России 80-х - 90-х годов XIX в. коснулись и конвойной стражи. Это связано с изменениями в области охраны общественного правопорядка, в изменившимся социальном слое революционных масс. Если в первой половине XIX века большая часть конвоируемых составляли революционно настроенные дворяне, то к 80 - м годам XIX века состав арестантов изменился. Во-первых, увеличилось общая численность арестантов, во-вторых, основной массой конвоируемых стали широкие слои населения - интеллигенция и студенчество. Изменения было логично начать с руководства конвойной стражи.
Управленческий элемент имел и имеет важнейшее значение в любой системе. От того, как построено управление подразделением во многом зависит эффективность его работы в системе правоохранительных органов. Выполнение полицейских функций еще Отдельным корпусом внутренней борьбе с преступностью, охране правопорядка, ликвидации последствий стихийных бедствий и т.д. Конечно, функции конвойной стражи отличались от функций Отдельного Корпуса внутренней стражи, они имели более узкую направленность, были более специфическими. В силу этого требовали перестройки аппарат управления и изменение правовой базы. Необходимо было создать четкую систему управленческих структур конвойной стражи и преобразовать ее подразделения для лучшего исполнения возложенных на них задач. Был образован ряд комиссий, работа которых привела к образованию при Министерстве Внутренних Дел Главного Тюремного Управления (ГТУ), которое и было призвано заведовать тюрьмами России. Учреждение ГТУ открыло собой новую эпоху в тюремном деле, которая вместе с коренными преобразованиями должна служить началом нового периода в истории конвойной стражи.
В соответствии с распоряжениями Военного министерства все чины конвойных команд подчинялись начальнику Главного тюремного управления, на которого согласно ст. 14 Устава содержащихся под стражею возлагалось заведование всеми местами заключения гражданского ведомства и арестантскою пересыльной частью.^ Все обязанности в ГТУ распределялись по отделам (делопроизводствам), одно из которых - шестое, заведовало делами по организации пересылки арестантов, составлением расписаний о движении арестантских партий, управлением инснекцией по пересылке и конвойными командами."* Во главе отдела стоял инспектор - генерал, который находился в ведении военного министерства и подчинялся начальнику Главного тюремного управления только по вопросам пересылки арестантов.^ Он решал все вопросы, касающиеся конвойной службы. Кроме того, совершенно новым институтом, не имеющим аналогов в зарубежной практике, было создание в составе
Главного тюремного управления Тюремной инспекции, на которую возлагались обязанности осуществления ревизий местных тюремных учреждений, руководство их деятельностью, разработка проектов законодательных актов по вопросам конвоирования и содержания арестантов, а также всей тюремной системы. В своей деятельности тюремные инспектора руководствовались «Временными правилами для первоначального руководства тюремным инспекторам во время командировок с целью осмотра и ревизии учреждений, входящих в состав карательной системы» подписанными Министром внутренних дел 30 июня 1879 г.
Последовавшие, начиная с 1879 г., узаконения коренным образом изменили порядок управления местами заключения, нормы и способы удовлетворения их хозяйственных потребностей и ввели совершенно новые понятия в жизни лиц, лишенных свободы, придав первостепенное значение труду. Параллельно с законодательной деятельностью шли и административные распоряжения Главного Тюремного Управления. Хотя Главное Тюремное Управление было создано в 1879 г., указ императора о сформировании конвойных команд и снятии обязанности по конвоированию заключенных с местных войск был одобрен императором лишь 20 января 1886 г.^ В соответствии с Указом в течение 1886 г. стала формироваться штатная конвойная стража ГТУ России. Следует отметить, что с 13 августа 1864 г. по 1874 г. губернские батальоны и уездные команды, которые выделили из своего состава особые команды, получившие название этапных и конвойных команд, уже фактически приняли на себя несение штатной конвойной и этапной службы Постепенно эти команды получили общее наименование «конвойных команд», а 16 мая 1886 г., приказом по военному ведомству № ПО, было объявлено решение Государственного
Совета об учреждении конвойной стражи, для сопровождения арестантских партий, с включением в состав этой стражи и бывших конвойных команд.
Таким образом, анализируя процесс становления конвойной стражи как штатного государственного органа можно выделить следующие основные этапы развития:
1) с 27 марта 1811 г. по 14 июля 1816 г. - «внутренние губернские батальоны»
2) с 14 июля 1816 г. по 13 августа 1864 г. - «внутренние гарнизонные батальоны»;
3) с 13 августа 1864 г. по 26 августа 1874 г. - «этапные и конвойные команды»;
4) с 26 августа 1874 г. по 16 мая 1886 г. - «конвойные команды»;
5) с 16 мая 1886 г. по 1917 г. - «конвойная стража».
Вместе с тем, еще до образования конвойной стражи в 1886 г., высочайшим приказом от 23 августа 1881 г. было объявлено об образовании из резервных, запасных и местных войск Европейской России двадцати двух местных бригад. Этим приказом фактически было объявлено о новой реорганизации всей системы местных войск. Согласно приказу, была упразднена должность начальника местных войск и губернских воинских начальников во всех военных округах Европейской России, а каждый военный округ для более оперативного и эффективного управления были разделен на бригадные районы, командование которого сосредоточивалось у начальника местной бригады. Начальнику местной бригады подчинялись:
а) линейные батальоны
б) конвойные команды на тех основаниях, как они подчинялись до этого времени губернским воинским начальникам;
в) дисциплинарные части и военно-тюремные заведения;
г) казачьи части, назначенные для исполнения собственно внутренней службы .
В Финляндском военном округе обязанности начальника местной
бригады были возложены на начальника штаба этого округа, а управление местными войсками в Кавказском, Туркестанском и Сибирском военных округах остались без изменений.
Заключение

Уголовно-исполнительную систему следует относить к основным социальным механизмам, которые государство применяет для решения задач по обеспечению жизнедеятельности общества. Одна из функций уголовно-исполнительного аппарата состоит в конвоировании осужденных.
Исторический опыт показывает, что конвойной страже, рассматриваемая как часть военно-охранительной системы, отводится весьма значительная роль во внутренней жизни государства. Тщательного подхода требуют вопросы организационно-правового характера, прежде всего, если учесть то, что в современной управленческой структуре исправительными учреждениями в России отмечаются перемены. Этот процесс можно сравнить с условиями, в которых оказывается Главное тюремное управление на рубеже XIX - XX вв. Самым главным следует отметить, что ушли от системы двойного подчинения конвойной стражи, которая себя не оправдала, тормозила полноценное выполнение конвойной стражей своих обязанностей. Ее неэффективность подтверждает многолетний опыт конвоирования осужденных в рядах местных войск Российской Империи. Местные войска не могли должным образом организовать исполнение многочисленных обязанностей. Так же часто функции местные войска осуществляли как военной так и гражданской службы. Часто деятельность местных войск осуществлялась в тесном взаимодействии с местной администрацией и органами полиции.
Переход в систему единоначалия руководства конвойными командами ознаменовало их передачу в подчинение Министерству юстиции, которое было определено реформой всей государственной машины в условиях изменения социально-экономического положения не только в России, но и в мире.
Конвойная стража становится самостоятельной частью, пополняемой по воинским нормам и несшей службу при взаимодействии с полицией, характеризующейся широкой территориальной организацией и построенной по округам.
Множество обстоятельств накладывает отпечаток на развитие конвойной стражи, в первую очередь - это разрозненность нормативно-правовой базы, продолжавшаяся вплоть до начала XX века и не позволявшая качественно осуществлять обязанности.
Второй немаловажной проблемой остается способ комплектования и состав конвойной стражи. Чаще всего это были лица неспособные полноценно нести возложенные на них обязанности, в силу каких-либо физических или иных недостатков.
Использование для такой службы неподготовленных людей, необученных данной специфике, неопытных, приводило к всевозможным нарушениям в службе. Постепенно карательный аппарат государства приспосабливался к новым условиям и изменениям, происходяш:им в стране. К концу XIX в. происходит процесс укрепления и усиления службы конвойной стражи посредством более строгого отбора пополнения и улучшения качества служебной подготовки.
Конвойная служба и аппарат, призванные конвоировать осужденных представляют собой многофункциональную уголовно- исполнительную систему, реформирование которой позволит укрепить правопорядок в местах лишения свободы, достичь снижения уровня преступности в этой сфере. Необходимо помнить, что органы и лица призванные конвоировать заключенных, являются неотъемлемой и достаточно эффективной составной частью механизма правосудия современной России.
Список использованной литературы

1. Нормативные акты, официальные документы
Инструкция инспектору внутренней стражи от 30 ноября 1811 г. // I ПСЗ Т. XXXI. №24893.
Манифест о разделении Государственных дел на особые управления, с означением предметов, каждому управлению принадлежащих // I ПСЗ Т. XXXI. №24307.
«О введении нового расписания Отдельного корпуса внутренней стражи» // II ПСЗ Т. IV. № 3199.
«О введении Положения о военно-окружных управлепиях». 10 августа 1864 г. // II ПСЗ Т. XXXIX. №41162.
«О выпуске прапорщиками во внутреннюю стражу воспитанников военно-учебных заведений за неспособность к учебе» // II ПСЗ Т. XI. № 9392.
О мерах, направленных на прекращение злоупотреблений во внутренней страже» // I ПСЗ Т. XXXIII. № 26240.
«О несении конвойной службы в судебных местах» // Тюремный вестник. 1906. №3. С. 181.
«О переименовании внутренней стражи» // I ПСЗ Т. XXXIII. № 26216.
«О порядке комплектования и форме обмундирования чинов конвойных команд». 4 ноября 1886 г. // III ПСЗ Т. VI. № 3989.
«О порядке перевода солдат за дурное поведение во внутреннюю стражу» // II ПСЗ Т. XXVL Отд. I. № 25180.
«О создании инвалидных рот». 27 марта 1811 г.//1 ПСЗ Т. XXXL № 24568.
«Положение для внутренней стражи». 3 июля 1811 г. //1 ПСЗ Т. XXXI. Кн. 3. № 24704.
Книги, учебники, учебные пособия, сборники научных трудов
1. Адрианов С.А. Министерство внутренних дел. 1802-1902 гг. М.: Витязь. 2002.-231 с.
2. Акулин В. Краткая история военно-тюремных заведений в России и краткие сведения о дисциплинарных частях в Западной Европе. Херсон.: тин. В. Матвеева. 1914.-131 с.
3. Белобородов Г.С. История внутренних войск. Хроника событий (1811 - 1991 гг.). М.: изд. ГУВВ МВД России. 1995. - 155 с.
4. Березовский В. Положение об обучении нижних чинов пехоты. СПб.: тип. Тренке и Фюсно. 1907. - 54 с.
5. Бескровный Л.Г. Хрестоматия по русской военной истории. М.: Военное изд. 1947. - 639 с.
6. Борисов А.В. Полиция самодержавной России в первой четверти XIX в. М. 1983.-122 с.
7. Борисов А.В., Гончарова Ю.В. Подготовка и воспитание кадров полиции России (XVIII - 1917 г.). М.: Щит - М. 1999. - 154 с.
8. Галкин В.В. Царская тайная полиция в борьбе с революционным движением в России (1880-1910 гг.). М.: МЮИ. 1996. - 54 с.
9. М. Гернет М.Н. История царской тюрьмы. М.: Юрид. изд-во М-ва юстиции. Т.2 и Т.З. 1962. - 346 с.
10. Детков М.Г., Исполнение наказания в дореволюционной России: организационно-правовые аспекты становления и развития системы исполнения наказания в виде лишения свободы. М.: ВПИП МВД. 1990. -86 с.
11. Зайончковский П.А. Военные реформы 1860 - 1870 гг. в России. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1952.-371 с.
12. Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX - XX столетий. 1881-1903. М.: Мысль. 1973.-351 с.
13. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М.: Воен-полит. акад. им В.И. Ленина. 1990. 188 - с.
14. Кашкаров П.А. Общая разработка вопроса о необходимости коренного тюремного преобразования в России. СПб.: Падежда. 1883. - 24 с.
15.Керсновский А.А. История русской армии. Т. 4. М.: Голос. 1992.- 369 с.
16. Коковцов В.Н., Рухлов СВ. Систематический сборник узаконений и распоряжений по тюремной части. СПб.: тип. И.И. Скороходова. 1890. -562 с.
17. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М.: Высш. шк. 1993. - 445 с.
18. Краинский Д.В. Материалы к исследованию истории русских тюрем. Чернигов: тип. Губ. земства. 1912.-133с.
19. Краткий очерк деятельности МВД за 1835 - 1880 годы. СПб.: Государственная тип. 1880.-311 с.
20. Краткий очерк тюремного устройства в России за 1905-1910 гг. СПб.: Государственная тип. 1910 . - 121 с.
21.Курилко А.А. Полный сборник всех воинских уставов. М.: тип. Русского товарищества печатного и издательского дела. 1906. - 808 с.
22. Марголис А.Д. Тюрьма и ссылка в императорской России. М.: Лантерна. 1995.-207 с.
23. Некрасов В.Ф. Внутренняя и конвойная стража России 1811-1917 гг. Документы и материалы. М.: Экзамен. 2002. - 573 с.
24. Савич Г.Г. Полный свод законов Российской Империи, т. 14, СПб.: тип. Д.В. Чичинадзе. 1904. - 438 с.
25. Сальников В.П. Министерство внутренних дел России: страницы истории (1802-2002 гг.). СПб.: Фонд «Ун-т». 2001.-607 с.
26.. Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. Д.: Наука. 1988.-247 с.
27. Сизиков М.И.; Борисов А.В.; Скрипилев А.Е. История полиции России (1718-1917): Полиция Российской Империи XIX - XX вв., М.: Проф. Образование. 1992. - 55 с.
28. Шпалтаков В.П. Этапное содержание ссыльных и «арестантские подряды» в Сибири в 1825 - 1855 гг., Омск.: Литограф. 1986. - 26 с.
29. Штутман СМ. Конвойная стража России (1865-1917 гг.). Лекция. М. 2001.-79 с.
30. Штутман СМ. Па страже тишины и спокойствия: из истории внутренних войск России (1811-1917 гг.). М.: Газоил пресс. 2000. - 298 с.
31. Юридический энциклопедический словарь. / Под ред. В.Е. Крутских. М.:Пнфра-М. 1999.-367 с.
Статьи
1. Алексеев А. Правовые основы надзора и охраны заключенных в Российской Империи. // Преступление и наказание. 2004. №. 9.
2. Беляева Л.И. Организация и методика распространения профессиональных знаний среди чинов полиции. // Проблемы преподавания и изучения истории государства и права. 2000. № 3.
3. Локтионова Е.А. Введение временных правил об устройстве тюремной части в ведомстве Министерства юстиции во второй половине XIX века (на примере Курской губернии). // Правда истории. Курск. 2003. - Вып. 1.
4. Нарбутов Р.В. Проект развития полицейских органов России 1907 года. // Советское государство и право. 1990. № 11.
5. Повицкая Т. Великие реформы Александра П (от ликвидации тайной полиции к введению суда присяжных). // Российская юстиция. 1998. №4.
6. Оганесян С.М. Становление и развитие пенитенциарной системы России в XVIII - XIX вв. // Материалы международной научно- практической конференции «МВД России - 200 лет». 1998.
7. Отчет по Главному тюремному управлению за 1909 год. // Приложение к журналу Тюремный вестник. 1911. № 4-5.
8. Спицин В. Войска в тюрьме. // Преступление и наказание. 2001. № 2.
Некрасов В.Ф. Внутренняя и конвойная стража России 1811-1917 гг. Документы и материалы. – М., Издательство «Экзамен», 2002.
Общая организация конвойной службы Российского государства в 1811 – 1864 гг. // История государства и права. - 2005. - № 4.
Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк., М., 1996. с. 63-107.
О передаче губернских рот и штатных команд из Гражданского в Военное ведомство. //1
П.С.З. Т. XXXL №24486.
Указ Николая I о введении нового расписания Отдельного корпуса Внутренней стражи. //
Некрасов В.Ф. Виутренняя и конвойная стража России 1811-1917 гг. Документы и
материалы. М.: Экзамен. 2002. С. 137.
Борисов А. В., Скрипилёв А, Е. История полиции России (1718-1917 гг.). Вып. 2. М.
Знание. 1992. С. 15.
Органы и войска МВД России. Под ред. Некрасова В.Ф. М.: Объединенная редакция
МВД России. 1996. С. 89.
Корнеев А.В. Идеи правового и полицейского государства в дореволюционной России. Дисс. ...канд.юрид.наук. -М. , 199 5
Развитие русского права второй половины XVII - XVIII вв./ Е.А.Скрипилев, А.А.Преображенский, В.М.Клеандрова и др. - М., 1992. С.10. 2
Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. - М., 1993. С. 49.
Мироненко СВ. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. - М., 1989. С.28-29.
Зайончковский П.А. Губернская администрация накануне Крымской войны //Вопросы истории. 1975. N 9. С.51
Сперанский М.М. Проекты и записки /Подг. к печати А.И.Коганов и М.В.Кукушкин; под ред. С.Н.Валка. - М.,Л., 1961. С.143-221.
Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: Жизнь, деятельность, политические взгляды М.М.Сперанского. - М., 1993. С. 84 .
Органы и войска МВД России. Под ред. Некрасова В.Ф. М.: Объединенная редакция
МВД России. 1996. С. 71-72.
Органы и войска МВД России. Под ред. Некрасова В.Ф. М.: Объединенная редакция
МВД России. 1996. С. 76.
О создании жандармских команд внутренней стражи от 1 февраля 1817 г.//I П.С.З.
Т. XXXIV. № 26650.
Тимофеев В.Г. Уголовно-исполнительная система России: цифры, факты и события. Чебоксары. 1999. С. 44
О выпуске прапорщиками во внутреннюю стражу воспитанников военно-учебных заведений за неспособность к учебе // II П.С.З. Т. XI, № 9392.
Приказ по Отдельному корпусу внутренней стражи о разрешении Николаем I оставлять роты неукомплектованными при переводе нижних чинов из внутренней стражи от 7 декабря 1834 г. // Некрасов В.Ф. Внутренняя и конвойная стража (1811 - 1917 гг.).
Документы и материалы. М.: Экзамен. 2002. С. 173.
Органы и войска МВД России. Под ред. Некрасова В.Ф. М.: Объединенная редакция
МВД России. 1996. С. 88.
Некрасов В.Ф. Внутренняя и конвойная стража России 1811-1917 гг. Документы и
материалы. М.: Экзамен. 2002. С. 158.

Детков М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России. М.: Всрдикт-1М. 1999. С. 56.










36


35


1. Нормативные акты, официальные документы
1. Инструкция инспектору внутренней стражи от 30 ноября 1811 г. // I ПСЗ Т. XXXI. №24893.
2. Манифест о разделении Государственных дел на особые управления, с означением предметов, каждому управлению принадлежащих // I ПСЗ Т. XXXI. №24307.
3. «О введении нового расписания Отдельного корпуса внутренней стражи» // II ПСЗ Т. IV. № 3199.
4. «О введении Положения о военно-окружных управлепиях». 10 августа 1864 г. // II ПСЗ Т. XXXIX. №41162.
5. «О выпуске прапорщиками во внутреннюю стражу воспитанников военно-учебных заведений за неспособность к учебе» // II ПСЗ Т. XI. № 9392.
6. О мерах, направленных на прекращение злоупотреблений во внутренней страже» // I ПСЗ Т. XXXIII. № 26240.
7. «О несении конвойной службы в судебных местах» // Тюремный вестник. 1906. №3. С. 181.
8. «О переименовании внутренней стражи» // I ПСЗ Т. XXXIII. № 26216.
9. «О порядке комплектования и форме обмундирования чинов конвойных команд». 4 ноября 1886 г. // III ПСЗ Т. VI. № 3989.
10. «О порядке перевода солдат за дурное поведение во внутреннюю стражу» // II ПСЗ Т. XXVL Отд. I. № 25180.
11. «О создании инвалидных рот». 27 марта 1811 г.//1 ПСЗ Т. XXXL № 24568.
12. «Положение для внутренней стражи». 3 июля 1811 г. //1 ПСЗ Т. XXXI. Кн. 3. № 24704.
Книги, учебники, учебные пособия, сборники научных трудов
1. Адрианов С.А. Министерство внутренних дел. 1802-1902 гг. М.: Витязь. 2002.-231 с.
2. Акулин В. Краткая история военно-тюремных заведений в России и краткие сведения о дисциплинарных частях в Западной Европе. Херсон.: тин. В. Матвеева. 1914.-131 с.
3. Белобородов Г.С. История внутренних войск. Хроника событий (1811 - 1991 гг.). М.: изд. ГУВВ МВД России. 1995. - 155 с.
4. Березовский В. Положение об обучении нижних чинов пехоты. СПб.: тип. Тренке и Фюсно. 1907. - 54 с.
5. Бескровный Л.Г. Хрестоматия по русской военной истории. М.: Военное изд. 1947. - 639 с.
6. Борисов А.В. Полиция самодержавной России в первой четверти XIX в. М. 1983.-122 с.
7. Борисов А.В., Гончарова Ю.В. Подготовка и воспитание кадров полиции России (XVIII - 1917 г.). М.: Щит - М. 1999. - 154 с.
8. Галкин В.В. Царская тайная полиция в борьбе с революционным движением в России (1880-1910 гг.). М.: МЮИ. 1996. - 54 с.
9. М. Гернет М.Н. История царской тюрьмы. М.: Юрид. изд-во М-ва юстиции. Т.2 и Т.З. 1962. - 346 с.
10. Детков М.Г., Исполнение наказания в дореволюционной России: организационно-правовые аспекты становления и развития системы исполнения наказания в виде лишения свободы. М.: ВПИП МВД. 1990. -86 с.
11. Зайончковский П.А. Военные реформы 1860 - 1870 гг. в России. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1952.-371 с.
12. Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX - XX столетий. 1881-1903. М.: Мысль. 1973.-351 с.
13. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М.: Воен-полит. акад. им В.И. Ленина. 1990. 188 - с.
14. Кашкаров П.А. Общая разработка вопроса о необходимости коренного тюремного преобразования в России. СПб.: Падежда. 1883. - 24 с.
15.Керсновский А.А. История русской армии. Т. 4. М.: Голос. 1992.- 369 с.
16. Коковцов В.Н., Рухлов СВ. Систематический сборник узаконений и распоряжений по тюремной части. СПб.: тип. И.И. Скороходова. 1890. -562 с.
17. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М.: Высш. шк. 1993. - 445 с.
18. Краинский Д.В. Материалы к исследованию истории русских тюрем. Чернигов: тип. Губ. земства. 1912.-133с.
19. Краткий очерк деятельности МВД за 1835 - 1880 годы. СПб.: Государственная тип. 1880.-311 с.
20. Краткий очерк тюремного устройства в России за 1905-1910 гг. СПб.: Государственная тип. 1910 . - 121 с.
21.Курилко А.А. Полный сборник всех воинских уставов. М.: тип. Русского товарищества печатного и издательского дела. 1906. - 808 с.
22. Марголис А.Д. Тюрьма и ссылка в императорской России. М.: Лантерна. 1995.-207 с.
23. Некрасов В.Ф. Внутренняя и конвойная стража России 1811-1917 гг. Документы и материалы. М.: Экзамен. 2002. - 573 с.
24. Савич Г.Г. Полный свод законов Российской Империи, т. 14, СПб.: тип. Д.В. Чичинадзе. 1904. - 438 с.
25. Сальников В.П. Министерство внутренних дел России: страницы истории (1802-2002 гг.). СПб.: Фонд «Ун-т». 2001.-607 с.
26.. Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. Д.: Наука. 1988.-247 с.
27. Сизиков М.И.; Борисов А.В.; Скрипилев А.Е. История полиции России (1718-1917): Полиция Российской Империи XIX - XX вв., М.: Проф. Образование. 1992. - 55 с.
28. Шпалтаков В.П. Этапное содержание ссыльных и «арестантские подряды» в Сибири в 1825 - 1855 гг., Омск.: Литограф. 1986. - 26 с.
29. Штутман СМ. Конвойная стража России (1865-1917 гг.). Лекция. М. 2001.-79 с.
30. Штутман СМ. Па страже тишины и спокойствия: из истории внутренних войск России (1811-1917 гг.). М.: Газоил пресс. 2000. - 298 с.
31. Юридический энциклопедический словарь. / Под ред. В.Е. Крутских. М.:Пнфра-М. 1999.-367 с.
Статьи
1. Алексеев А. Правовые основы надзора и охраны заключенных в Российской Империи. // Преступление и наказание. 2004. №. 9.
2. Беляева Л.И. Организация и методика распространения профессиональных знаний среди чинов полиции. // Проблемы преподавания и изучения истории государства и права. 2000. № 3.
3. Локтионова Е.А. Введение временных правил об устройстве тюремной части в ведомстве Министерства юстиции во второй половине XIX века (на примере Курской губернии). // Правда истории. Курск. 2003. - Вып. 1.
4. Нарбутов Р.В. Проект развития полицейских органов России 1907 года. // Советское государство и право. 1990. № 11.
5. Повицкая Т. Великие реформы Александра П (от ликвидации тайной полиции к введению суда присяжных). // Российская юстиция. 1998. №4.
6. Оганесян С.М. Становление и развитие пенитенциарной системы России в XVIII - XIX вв. // Материалы международной научно- практической конференции «МВД России - 200 лет». 1998.
7. Отчет по Главному тюремному управлению за 1909 год. // Приложение к журналу Тюремный вестник. 1911. № 4-5.
8. Спицин В. Войска в тюрьме. // Преступление и наказание. 2001. № 2.

Вопрос-ответ:

Для чего была создана внутренняя и конвойная стража в Российской империи?

Внутренняя и конвойная стража в Российской империи была создана для обеспечения безопасности и порядка в государстве. Она исполняла функции по охране государственных учреждений, конвоированию заключенных, охране жизни и имущества высших чиновников и членов императорской семьи.

Как был организован и структурирован аппарат внутренней и конвойной стражи Российской империи?

Организация и структура внутренней и конвойной стражи Российской империи были выстроены иерархически. Во главе аппарата стоял начальник, подчиненный которому был состав офицерского и солдатского состава. Каждая категория чиновников обеспечивала выполнение определенных задач и функций, а также подчинялась определенной цепи командования.

Какова роль внутренней и конвойной стражи в государственном аппарате Российской империи?

Внутренняя и конвойная стража играла важную роль в государственном аппарате Российской империи. Она обеспечивала безопасность и стабильность в государстве, выполняла функции охраны государственных учреждений, осуществляла конвоирование заключенных и обеспечивала охрану важных лиц. Кроме того, она также была связующим звеном между населением и правительством, выполняя функции контроля и поддержания порядка.

Какие организационно-правовые основы легли в основу возникновения и становления внутренней стражи в Российской империи?

Возникновение и становление внутренней стражи в Российской империи было обусловлено особыми организационно-правовыми основами. К таким основам относились специальные указы и указания высших чиновников, которые регулировали статус и функции военных чиновников и солдат. Также были разработаны правила взаимодействия с другими органами власти и правительственными учреждениями.

Каково назначение внутренней и конвойной стражи в Российской империи в XIX-начале XX веков?

Внутренняя и конвойная стража в Российской империи в XIX-начале XX веков имели основное назначение обеспечение безопасности и порядка в государстве. Они осуществляли контроль над арестантами, задерживали преступников, охраняли российскую верхушку власти и стражниковали за теми, кто был недовольным режимом. Они также занимались охраной тюрем, конвоировали заключенных, охраняли государственные учреждения и территории.

Как была организована и структурирована внутренняя и конвойная стража Российского государства в XIX-начале XX веков?

Внутренняя и конвойная стража Российского государства в XIX-начале XX веков была организована в виде специальных отделов и подразделений. В ее состав входили стражники, командиры, начальники отделов и прочий персонал. Они были подчинены высшим руководителям и были организованы и структурированы в соответствии с иерархическими принципами и функциями, которые выполнялись во время их службы.

Какую роль играла внутренняя и конвойная стража в аппарате государства Российской империи в XIX-начале XX веков?

Внутренняя и конвойная стража играла важную роль в аппарате государства Российской империи в XIX-начале XX веков. Они были ответственны за поддержание безопасности на территории государства, защиту государственных учреждений и организаций, а также за охрану государственных деятелей. Они также выполняли задачи по обеспечению порядка и гарантированию безопасности во время проведения массовых мероприятий и митингов.

Какую роль играла внутренняя и конвойная стража в Российской империи в XIX и начале XX веков?

Внутренняя и конвойная стража в Российской империи в XIX и начале XX веков играла важную роль в системе государственного аппарата. Они были ответственны за обеспечение безопасности и поддержание порядка в стране. Внутренняя стража осуществляла контроль и надзор за общественным порядком, пресечение преступлений и поддержание общественной безопасности. Конвойная стража занималась охраной тюрем, проводила транспортировку заключенных и обеспечивала их безопасность. Обе стражи были тесно связаны с аппаратом государства и подчинялись специальным организационно-правовым нормам.

Какая структура была у внутренней и конвойной стражи Российского государства в XIX и начале XX веков?

Внутренняя и конвойная стража Российского государства в XIX и начале XX веков имели свою уникальную организацию. Внутренняя стража включала в себя центральные и территориальные органы, а также специальные службы по борьбе с преступностью. Конвойная стража состояла из конвойных войск, которые осуществляли охрану тюрем, а также транспортировку заключенных. Обе стражи были подчинены министерству внутренних дел и имели свою иерархию и структуру командования.

Какое место и какую роль внутренняя и конвойная стража занимали в аппарате государства Российской империи?

Внутренняя и конвойная стража занимали важное место в аппарате государства Российской империи. Они были одной из ключевых компонент государственной системы и выполняли функции по обеспечению общественной безопасности и поддержанию порядка в стране. Внутренняя стража осуществляла контроль и надзор за общественным порядком, пресекала преступления и обеспечивала безопасность граждан. Конвойная стража занималась охраной тюрем, проводила транспортировку заключенных и обеспечивала их безопасность. Таким образом, внутренняя и конвойная стража играли важную роль в поддержании стабильности и безопасности в государстве.

Каково место и роль внутренней и конвойной стражи в аппарате Российского государства в XIX начало XX веков?

Внутренняя и конвойная стража имели важное место и роль в системе государственного аппарата Российской империи. Они были ответственны за обеспечение безопасности и порядка внутри государства, а также за охрану тюрем и проведение транспортировки заключенных. Внутренняя стража контролировала к законодательству и осуществляла надзор за крестьянским населением. Таким образом, эти службы имели существенное влияние на поддержание государственного порядка и контроль за населением.

Какие организационно-правовые основы были у внутренней стражи Российской империи?

Организационно-правовые основы возникновения и становления внутренней стражи Российской империи были закреплены в различных законах и указах. В 1802 году был принят Устав о внутренних войсках, которым определялись функции и обязанности стражи. В 1845 году был принят Положение о конвойной страже, которое регулировало деятельность этого подразделения. Кроме того, было создано специальное профессиональное училище для обучения кадров внутренней стражи. Все эти организационно-правовые меры способствовали развитию и становлению внутренней и конвойной стражи в Российской империи.