Технологии и методы в индивидуально-ориентированной работе социального педагога

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 69 69 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 19.06.2015
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 3
1.1 Индивидуально-ориентированный подход в педагогической деятельности 3
1.2 Применение индивидуально-ориентированного подхода в работе социального педагога 3
Выводы по главе 1 3
Глава 2. АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА НА ПРИМЕРЕ ГБОУ г. МОСКВЫ СОШ №880 3
2.1 Особенности диагностической и коррекционной работы социального педагога в ГБОУ г. Москвы СОШ №880 3
2.2 Анализ примеров индивидуально-ориентированной работы социального педагога с учениками ГБОУ г. Москвы СОШ №880 3
Выводы по главе 2 3
Заключение 3
Список использованной литературы 3



Фрагмент для ознакомления

Анализ отчетов о проделанной работе, составленных социальным педагогом за последний год, позволяет сделать вывод о том, что в целом его работа в школе является успешной, хотя встречаются случаи, когда работа не приносила положительных результатов. Однако хотелось бы отметить, что в процессе проведения дипломного исследования я не увидела работы социального педагога по взаимодействию со специалистами различных служб города, однако это направление деятельности указано в должностной инструкции социального педагога. Наблюдалось лишь взаимодействие с работниками СОШ №880 (за исключением передачи документов в администрацию района). В то же время, анализ социо-психолого-педагогической литературы показывает, что взаимодействие с различными городскими службами имеет высокую эффективность при осуществлении профилактической работы с учениками, родителями, различными специалистами школы. Поэтому можно, например, предложить социальному педагогу наладить такжевзаимодействие с различными культурными и досуговыми центрами города (района), в рамках которых можно было бы организовывать досуговую деятельность учеников, встречу учеников, родителей и педагогов с различными специалистами и т.п.Анализ рассмотренных технологий работы позволил составить модель индивидуально-ориентированной работы социального педагога с учениками в СОШ № 880 (См.Рис.6). Рисунок 6.Модель работы социального педагога с учениками в СОШ № 8802.2Анализ примеров индивидуально-ориентированной работы социального педагога с учениками ГБОУ г. Москвы СОШ №880В рамках анализа индивидуально-ориентированной работы социального педагога СОШ №880 – Хилько М.Н., мноюбыли проанализированы несколько случаев ее работы с проблемными учениками. Анализ осуществлялся на основе данных из отчетов, составленных социальным педагогом, материалов анкетирования учеников и родителей, посещения психолого-медико-педагогического консилиума, а также непосредственного наблюдения за ходом индивидуально-ориентированной работы социального педагога. Для анализа были взяты два случая с применением двух разных технологий индивидуально-ориентированной работы для сравнения. В первом случае социальный педагог использовала стандартную процедуру организационной социально-педагогической технологии работыс проблемным учеником, во втором была разработана программа индивидуального сопровождения ученика. Случай 1. Анализ индивидуально-ориентированной работы социального педагога с ученицей 8-го класса Катей Н.Технология индивидуально-ориентированной работы: организационная социально-педагогическая технология.Автор дипломного исследования принимал участие в ходе реализации индивидуально-ориентированной работы с ученицей в качестве помощника социального педагога. Мною были проанализированы сведения из банка данных об учениках группы риска, было осуществлено взаимодействие с классным руководителем, социальным педагогом и родителями Кати. В процессе совместного с классным руководителем контроля над успеваемостью и посещаемостью учеников было выявлено, что Катя перестала посещать школу без объяснения причин.Из сведений банка данных я узнала, что трудности с посещением школы у Кати возникали и ранее. Катя живет с матерью, отец умер. Из беседы с классным руководителем было выяснено, что мать много работает, с дочерью контакта нет, общаются и видятся мало. Мы с социальным педагогом и классным руководителем выехали по месту жительства Кати. Предварительно я позвонила матери Кати и договорилась о дате и времени нашего визита. Однако когда мы приехали по месту жительства девочки, дома никого не оказалось – мать Кати была на работе, Кати также не было. Мною под руководством социального педагога были оформлены документы, содержащие данные по посещаемости Кати и переданы в администрацию района Чертаново Центральное и Управление образования в районе Чертаново Центральное. На мать Кати социальным педагогом было оформлено дело. Документы были переданы на комиссию в администрацию района Чертаново Центральное и в Управление образования в районе Чертаново Центральное.Также мною под руководством социального педагога было составлено и отправлено ходатайство по месту работы матери с целью освобождения ее от работы для осуществления контроля за посещением занятий. Социальный педагог провела с матерью Кати беседу на тему прав и обязанностей родителей в отношении их несовершеннолетних детей, с опорой на Семейный кодекс РФ. Целью беседы являлось напоминание ей о родительских обязанностях. С этой же целью мать Кати была приглашена на комиссию по делам несовершеннолетних.Однако положительного результата это не принесло. В итоге Катя была оставлена на повторное обучение в 8 классе.Случай 2. Анализ индивидуально-ориентированной работы социального педагога с учеником 9-го класса Максимом А.Технология индивидуально-ориентированной работы: поэтапная технология индивидуального сопровождения проблемного ученика.Анализ данного случая был проведен на основе отчета, составленного социальным педагогом, а также его выступления на психолого-медико-педагогическом консилиуме.Индивидуальная работа с Максимом в рамках данной технологии осуществлялась в несколько этапов:Описание проблемной ситуации.2. Проявление и локализация проблемы.3. Сбор и анализ информации.4. Изучение ситуации в семье.5. Разработка плана действий.6. Реализация плана и мониторинг его эффективности.7. Анализ эффективности плана сопровождения.1.Описание проблемной ситуации.Этот ученик пришел в класс в начале года из другой школы. В предыдущем учебном заведении Максим учился на одни пятерки, в СОШ № 880 первую и вторую четверть он также закончил на пятерки по всем предметам, кроме того, он легко влился в коллектив и сразу начал принимать активное участие в различных мероприятиях класса. Однако в конце третьей четверти Максим начал пропускать уроки в школе без уважительной причины.Проявление и локализация проблемы.Снизилась успеваемость, не выполняются домашние задания, ученик часто опаздывает в школу. Сбор и анализ информации.Социальным педагогом было организовано наблюдение за учебной деятельностью Максима, были проведены индивидуальные беседы с самим учеником, его родителями, классным руководителем и учителями-предметниками. В результате наблюдений на уроках социальный педагог сделала вывод, чтоМаксим умеет рассуждать, уважительно относится к учителям и одноклассникам.Из беседы с Максимом социальный педагог узнала следующие сведения:1. До поступления в СОШ № 880Максимпоменял несколько различных школ, т. к. папа пытался подобрать для него достойное образовательное учреждение.2. Кроме учебы в общеобразовательной школе Максим серьезно занимается музыкой: он учится в музыкальной школе и играет в оркестре, что занимает большую часть свободного времени Максима. 3. Близких друзей у Максима нет, т.к. после занятий музыкой у него остается лишь время на выполнение домашнего задания. 4. Семья Максима живет далеко от школы, поэтому на занятия его привозит на машине папа. 5. Максим не определился с будущей профессией, поэтому испытывает затруднение с выбором профиля десятого класса.Из беседы с папой Максима социальный педагог узнала следующие сведения:1.Раньше с Максимомне было никаких проблем, он никогда не пропускал школьных занятий без уважительной причины, выполнял требования отца. На первом месте у Максима всегда была учеба, а затем все остальное: общение с друзьями и одноклассниками и т. д. 2. По мнению папы, во всех проблемах сына виноват компьютер (а именно - Интернет), за которым Максим проводит слишком много времени. В связи с этим отец запретил Максиму включать компьютер.Из беседы с учителями-предметниками социальный педагог узнала следующие сведения: По их мнению, Максим является усидчивым, внимательным, всегда работающим на уроке учеником. Максим хорошо владеет пройденным материалом, ему одинаково легко даются предметы технического и гуманитарного курса, но в последнее время были случаи невыполнения домашнего задания по информатике, литературе и английскому языку.Изучение ситуации в семье.Социальный педагог выяснила, что:Семья Максима является многодетной, Максим - старший ребенок.Отец Максима – военнослужащий, кандидат медицинских наук, мама – домохозяйка, воспитывает четверых детей. Максим заботливо относится к младшим, помогает родителям в домашних делах.Отец Максима окончил школу с золотой медалью, также он с отличием закончил музыкальную школу, Военно-медицинскую академию - с красным дипломом. Он считает, что Максим«должен пойти по его стопам».Разработка плана действий.Сбор информации и анализ проблемы позволили социальному педагогу сделать вывод, что Максиму необходима помощь психолога-профконсультанта для определения его профессиональной ориентации и личных предпочтений. Также необходимо проведение беседы с папой с целью изменения его отношения к сыну.Социальный педагог сформулировала следующие гипотезы, ориентированные на поиск способов решения проблемы:1. Анализ проблемы необходимо провести совместно с Максимом: использование алгоритма принятия решения позволит мальчику правильно спланировать время и расставить акценты.2. Необходимо провести беседу с папой, которая поможет изменить его отношение к сыну.3. Прохождение тестов по профориентации и беседа с психологом помогут Максиму определиться с выбором профильного класса.4. Организация внеурочного времени в рамках школы поможет Максиму найти друзей.В соответствии с выдвинутыми гипотезами социальный педагог разработала следующий план действий:1. Индивидуальная работа психолога с Максимом, направленная на выявление жизненных целей и ценностей.2. Ежедневное отслеживание классным руководителем посещаемости Максимом школы.3. Беседа классного руководителя с папой о планировании внеурочного времени ребенка.4. Беседа психолога с папой об особенностях подросткового возраста.5. Оказание помощи Максиму в выборе занятия в соответствии с его интересами и склонностями.6. Составление Соглашения о создании и реализации программы индивидуального сопровождения Максима (См.Приложение 7).Реализация плана и мониторинг его эффективности.Зная, что его посещаемость контролируется, Максим перестал прогуливать занятия, соответственно - улучшилась его успеваемость. На основе результатов тестов по профориентации и беседы с психологом Максим определился с выбором профиля десятого класса.Максим стал посещать театральную студию, в результате чего стал меньше сидеть за компьютером дома, круг его общения расширился, в студии у него появились друзья.В процессе взаимодействия с родителями был составлен план действий, нацеленный на создание условий для организации времени после окончания занятий в школе (См.пример в Приложении 8). Родителям было предложено принять участие в тренинге эффективного взаимодействия родителей и детей «Мы и наши дети».7. Анализ эффективности плана сопровождения.Эффективность проделанной индивидуально-ориентированной работы с учеником была подтверждена наблюдением за его учебной, внеклассной деятельностью и беседой с ним.В результате беседы с Максимом социальный педагог узнала, что его взаимоотношения с отцом стали более теплыми и доверительными; он стал меньше времени проводить за компьютером, ему нравится посещать театральную студию и общаться с новыми друзьями.Максим успешно заканчивает девятый классСОШ № 880, сдал на отлично экзамены в музыкальной школе. Анализ результатов Выводы.Анализ рассмотренных случаев позволяет сделать вывод о том, что применение разработанной социальным педагогом программы индивидуального сопровождения ученика позволяет ему осуществлять работу последовательно, комплексно, привлекая к своей деятельности большое количество специалистов, используя широкий спектр технологий работы и возможностей их применения. Результаты каждого этапа исследования являются конкретизированными, их достаточно легко отследить и скорректировать при необходимости.Применение данной технологии является более трудоемким процессом, чем стандартная процедура организационной социально-педагогической технологииработы с проблемным учеником, но при осуществлении индивидуальной работы данного социального педагога она оказалась более эффективной. Это может быть связано с тем, что при реализации данной технологии индивидуальной работы были проработаны все запланированные этапы деятельности с проблемным учеником, в то время как при реализации организационной социально-педагогической технологиипрограмма работы не была утверждена, а взаимодействие всех участников педагогического процесса не осуществлялось в полной мере.Выводы по главе 2Анализ деятельности социального педагога в ГБОУ СОШ №880, позволил определить основные направления его деятельности:- диагностическое,- профилактическое,- коррекционное,- просветительское.Также социальным педагогом осуществляется анализ проведенной работы.Социальный педагог в ГБОУ СОШ №880 использует различные технологии и формы работы с учениками, их родителями и педагогическим коллективом. Основными среди них являются:- изучение личных дел и характеристик учеников,- диагностика (психологическая, социальная, педагогическая и социально-педагогическая),- индивидуальные беседы,- тестирование, анкетирование, опросы,- наблюдение,- составление диагностической карты класса,- листы учета и контроля,- постановка на учёт обучающихся, имеющих отклонения в поведении,-общешкольные мероприятия,- встречи со специалистами служб города, - семинары, методические рекомендации, педсоветы, совещания,- лекции, собрания, беседы, встречи.Одним из наиболее важных направлений деятельности социального педагога в ГБОУ СОШ №880 является индивидуально-ориентированная работа с учениками, которая может осуществляться разными методами. В рамках данного направления деятельности социальный педагог использует поэтапную технологию индивидуального сопровождения проблемного ученика, которая включает в себя взаимодействие с учеником, его родителями, классным руководителем и учителями-предметниками. Поэтапная технология индивидуального сопровождения проблемного ученика является более трудоемким процессом, чем стандартная процедура организационной социально-педагогической технологииработы с проблемным учеником, но при осуществлении индивидуальной работы данного социального педагога она оказалась более эффективной. Это может быть связано с тем, что при реализации данной технологии индивидуальной работы были проработаны все запланированные этапы деятельности с проблемным учеником, в то время как при реализации организационной социально-педагогической технологиипрограмма работы не была утверждена, а взаимодействие всех участников педагогического процесса не осуществлялось в полной мере.ЗаключениеДанное дипломное исследование было направлено на изучение технологий и методов индивидуально-ориентированной работы социального педагога в образовательном учреждении. Для достижения этой цели был проведен теоретический анализ литературных источников по рассматриваемой проблеме, а также практическое исследование деятельности социального педагога в конкретном образовательном учреждении. В результате теоретического анализа литературных источников по рассматриваемой проблеме были сделаны следующие выводы.В педагогической деятельности все большее распространение приобретает индивидуально-ориентированный подход. Воспитательно-образовательный процесс в рамках данного подхода предполагает опору на индивидуальные особенности личности учеников.Индивидуально-ориентированная система обучения позволяет преодолеть основное противоречие школы, заключающееся в сочетании групповой формы организации воспитательно-образовательного процесса с индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков каждым учеником.Работа социального педагога в образовательном учреждении включает как социальную, так и педагогическую деятельность, направленную на помощь ученикам в организации себя, своего психологического состояния, в установлении нормальных отношений в семье,  в школе, в обществе. Индивидуальная работа социального педагога с учениками включает в себя диагностическую, профилактическую и коррекционно-развивающую работу.Важным направлением деятельности социального педагога вобразовательной учреждении является социально-психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Применяемые социальным педагогом технологии сопровождения детей группы рискаможно объединить в две основные группы: организационные социально-педагогические технологии и социально-педагогические технологии индивидуальной работы.Индивидуальное сопровождение проблемного ребенка требует комплексной работы с применением различных технологий и взаимодействием социального педагога с семьей ребенка, а также другими специалистами и службами. Практическое исследование по вопросу технологий и методов индивидуально-ориентированной работы социального педагога в образовательном учреждении было проведено на базе ГБОУ СОШ №880 г.Москвы. В ходе проведенного исследования были выявлены основные направления деятельности социального педагога в СОШ № 880: диагностическое, профилактическое, коррекционное и просветительское.Также социальным педагогом осуществляется анализ проведенной им работы. Для осуществления деятельности по этим направлениям социальный педагог использует различные технологии и формы работы с учениками, их родителями и педагогическим коллективом. Нужно отметить, что в процессе проведения дипломного исследования я не увидела работы социального педагога по взаимодействию со специалистами различных служб города. Наблюдалась лишь взаимодействие с работниками СОШ №880 (за исключением передачи документов в администрацию района). Можно, например, предложить социальному педагогу наладить также взаимодействие с различными культурными и досуговыми центрами города (района), в рамках которых можно было бы организовывать досуговую деятельность учеников, встречу учеников, родителей и педагогов с различными специалистами и т.п. В ходе наблюдений за деятельностью социального педагога, результатов проведенного интервью и непосредственного участия в качестве помощника социального педагога,был сделан вывод, что основанием для реализации индивидуально-ориентированной работы с детьми обычно выступают пропуски ими учебных занятий без уважительной причины.В отдельных случаях социальный педагог осуществляет поэтапную технологию индивидуального сопровождения учеников группы риска, направленную на комплексное решение конкретных выявленных проблем. Такая программа включает в себя взаимодействие с учеником, его родителями, классным руководителем и учителями-предметниками. Поэтапная технология индивидуального сопровождения проблемного ученикаявляется более трудоемким процессом, чем стандартная процедура организационной социально-педагогической технологииработы с проблемным учеником, но при осуществлении индивидуальной работы данного социального педагога она оказалась более эффективной. Это может быть связано с тем, что при реализации данной технологии индивидуальной работы были проработаны все запланированные этапы деятельности с проблемным учеником, в то время как при реализации организационной социально-педагогической технологиипрограмма работы не была утверждена, а взаимодействие всех участников педагогического процесса не осуществлялось в полной мере.Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза, сформулированная в начале исследования, подтвердилась: действительно, индивидуально-ориентированная работа социального педагога с трудными детьми в образовательном учреждении является наиболее эффективной при условии организации поэтапного решения проблемы и взаимодействия социального педагога с остальными участниками учебно-воспитательного процесса.Список использованной литературыКонвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)(вступила в силу для СССР 15.09.1990) // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=9959Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875;dst=0;ts=E4040953C9E7A487F3CE9B1A561DCB43;rnd=0.40042811864987016Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.11.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165345;dst=0;ts=97BCC3A0BD458038788E175244A2609C;rnd=0.38303483719937503Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=155182;dst=0;ts=177A3FE8E859174B10C2C4C3EBC6FB5C;rnd=0.9109301115386188Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173298/Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173432;dst=0;ts=517C0CBE34124C2302E173E9B407D122;rnd=0.5654389874543995Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130516/Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162182/?frame=1Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012 – 2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование») // http://s.mos.ru/common/upload/programma_obrazovanie.pdfВласова Н. В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] / Н. В. Власова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).  - СПб.: Реноме, 2012. - С. 278-280.Воспитательная деятельность педагога: учеб.пособие для вузов по пед. специальностям / И. А. Колесникова и др.; под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 333 с.Грачева Н.В. Выявление и сопровождение учащихся «группы риска» // Матер.науч. конф. Московского ин-та аналитической психологии и психоанализа. - 2012. - С. 45-46Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб.пособие для вузов / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2009. - 480 с.Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы: учебник для нач. проф. образования - М.:Издательский центр "Академия", 2007. - 160 с. Жуков В.И. Теория социальной работы. Учебник. М.: Издательство РГСУ, 2011. - 440 с.Зайнышев И.Г. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ, высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 240 с.Закрепина А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству: методическое пособие / А. В. Закрепина. – М.: Дрофа, 2007. – 141с.Индивидуальный подход в специальном (коррекционном) учреждении: концепция, аспекты оценки индивидуальности и планирование коррекционно-развивающей работы : монография / Урал.гос. пед. ун-т ; под. ред. В. В. Коркунова. – Екатеринбург: Б. и.; Пермь: Б. и., 2005. – 128с.Козловская Е.В., Лапина Т.Д., Печникова М.А. Алгоритм организации индивидуального сопровождения воспитанников группы риска / Методические рекомендации. - 2012 г. // http://methodcentr.ru/Bank/bank/59-individualnoe_soprovozhdenie_detej_gruppy_riska.pdfКравченко А.И.Социальная работа. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 416 с. Кузина И.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. - 230 с.Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания / Л.И.Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 211с.Методика воспитательной работы: учеб.пособие для вузов по специальности "Педагогика" / Л. К. Гребенкина и др.; под ред. В. А. Сластенина. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 157 с.Мониторинг социализации воспитанников / Авт.-сост. С.В. Андреева и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 111 с.Мустафакулов А. А. Качество образования и его обеспечение в педагогических образовательных учреждениях / А. А. Мустафакулов, А. А. Мустафакулов // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 733-737.Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов. – СПб.: КАРО, 2000. – 272 с.Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога: Учеб.пособ. для студ. высш. пед. учеб. зав. "Соц. Педагогика" / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 399 с.Нилова И. С. Презентация на тему: "Модель работы с “трудными” учащимися // http://www.myshared.ru/slide/182556/Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб.пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: «Академия», 2004. – 256 с.Основные направления работы с учащимися девиантного поведения: Методическое пособие // http://topreferat.znate.ru/docs/index-42557.htmlПедагогический контроль в процессе воспитания: методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.Подласый И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. - М. :Высш. образование, 2006. - 540 с. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа / Авт.-сост. М.Ю. Михайлина. –Волгоград: Учитель, 2009. – 116 с.Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги / Авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 99 с.Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы: поведенческие программы, социально-психологические тренинги / Авт.-сост. И.А. Усова и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 148 с.Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум: арсенал практического психолога.–М.: Прайм-Еврознак, 2006. - 225 с.Сластенин В.А. методика воспитательной работы. – М.: Академия, 2008. – 160с.Сластенин В. А. Педагогика: учеб.для пед. специальностей вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 561 с.Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы: аксиол. аспект: учеб.пособие для студентов всех форм обучения по специальности 350500 «Соц. Работа» [авт.-сост. : Г.И. Чижакова, С. А. Коваль]. - Красноярск: СибГТУ, 2006. - 209 с.Социальная адаптация учащихся. 5-9 классы: программы, планирование, тематические занятия / Авт.-сост. С.А. Родионова, Т.А. Корепанова. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014. – 265 с.Социальная педагогика: курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы: Развёрнутое тематическое планирование / Авт.-сост. С.А. Львова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 135 с.Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми / Авт.-сост. М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 232 с.Справочник воспитателя (классного руководителя) / Авт.-сост. Е.М. Матвеева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 137 с.Чурилов А. А. Современные технологии обучения в образовательных учреждениях // Молодой ученый. - 2012. - №11. - С. 497-500.Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 272 с.Официальный сайт ГБОУ СОШ №880 // http://sch880.ru/


Список использованной литературы

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=9959
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875;dst=0;ts=E4040953C9E7A487F3CE9B1A561DCB43;rnd=0.40042811864987016
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.11.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165345;dst=0;ts=97BCC3A0BD458038788E175244A2609C;rnd=0.38303483719937503
4. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=155182;dst=0;ts=177A3FE8E859174B10C2C4C3EBC6FB5C;rnd=0.9109301115386188
5. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173298/
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173432;dst=0;ts=517C0CBE34124C2302E173E9B407D122;rnd=0.5654389874543995
7. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130516/
8. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162182/?frame=1
9. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012 – 2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование») // http://s.mos.ru/common/upload/programma_obrazovanie.pdf
10. Власова Н. В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] / Н. В. Власова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 278-280.
11. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для вузов по пед. специальностям / И. А. Колесникова и др.; под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 333 с.
12. Грачева Н.В. Выявление и сопровождение учащихся «группы риска» // Матер. науч. конф. Московского ин-та аналитической психологии и психоанализа. - 2012. - С. 45-46
13. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие для вузов / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2009. - 480 с.
14. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы: учебник для нач. проф. образования - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 160 с.
15. Жуков В.И. Теория социальной работы. Учебник. М.: Издательство РГСУ, 2011. - 440 с.
16. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ, высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 240 с.
17. Закрепина А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству: методическое пособие / А. В. Закрепина. – М.: Дрофа, 2007. – 141с.
18. Индивидуальный подход в специальном (коррекционном) учреждении: концепция, аспекты оценки индивидуальности и планирование коррекционно-развивающей работы : монография / Урал. гос. пед. ун-т ; под. ред. В. В. Коркунова. – Екатеринбург: Б. и.; Пермь: Б. и., 2005. – 128с.
19. Козловская Е.В., Лапина Т.Д., Печникова М.А. Алгоритм организации индивидуального сопровождения воспитанников группы риска / Методические рекомендации. - 2012 г. // http://methodcentr.ru/Bank/bank/59-individualnoe_soprovozhdenie_detej_gruppy_riska.pdf
20. Кравченко А.И.Социальная работа. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 416 с.
21. Кузина И.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. - 230 с.
22. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания / Л.И.Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 211с.
23. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для вузов по специальности "Педагогика" / Л. К. Гребенкина и др.; под ред. В. А. Сластенина. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 157 с.
24. Мониторинг социализации воспитанников / Авт.-сост. С.В. Андреева и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 111 с.
25. Мустафакулов А. А. Качество образования и его обеспечение в педагогических образовательных учреждениях / А. А. Мустафакулов, А. А. Мустафакулов // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 733-737.
26. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов. – СПб.: КАРО, 2000. – 272 с.
27. Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. зав. "Соц. Педагогика" / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 399 с.
28. Нилова И. С. Презентация на тему: "Модель работы с “трудными” учащимися // http://www.myshared.ru/slide/182556/
29. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: «Академия», 2004. – 256 с.
30. Основные направления работы с учащимися девиантного поведения: Методическое пособие // http://topreferat.znate.ru/docs/index-42557.html
31. Педагогический контроль в процессе воспитания: методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.
32. Подласый И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. - М. : Высш. образование, 2006. - 540 с.
33. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа / Авт.-сост. М.Ю. Михайлина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 116 с.
34. Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги / Авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 99 с.
35. Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы: поведенческие программы, социально-психологические тренинги / Авт.-сост. И.А. Усова и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 148 с.
36. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум: арсенал практического психолога. – М.: Прайм-Еврознак, 2006. - 225 с.
37. Сластенин В.А. методика воспитательной работы. – М.: Академия, 2008. – 160 с.
38. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. для пед. специальностей вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 561 с.
39. Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы: аксиол. аспект: учеб. пособие для студентов всех форм обучения по специальности 350500 «Соц. Работа» [авт.-сост. : Г.И. Чижакова, С. А. Коваль]. - Красноярск: СибГТУ, 2006. - 209 с.
40. Социальная адаптация учащихся. 5-9 классы: программы, планирование, тематические занятия / Авт.-сост. С.А. Родионова, Т.А. Корепанова. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014. – 265 с.
41. Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.
42. Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы: Развёрнутое тематическое планирование / Авт.-сост. С.А. Львова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 135 с.
43. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми / Авт.-сост. М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 232 с.
44. Справочник воспитателя (классного руководителя) / Авт.-сост. Е.М. Матвеева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 137 с.
45. Чурилов А. А. Современные технологии обучения в образовательных учреждениях // Молодой ученый. - 2012. - №11. - С. 497-500.
46. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стерео¬тип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 272 с.
47. Официальный сайт ГБОУ СОШ №880 // http://sch880.ru/

Вопрос-ответ:

Какие технологии и методы используются в индивидуально ориентированной работе социального педагога?

В индивидуально ориентированной работе социального педагога применяются различные технологии и методы, включая индивидуальные беседы, психологическую поддержку, игровую терапию, арт-терапию, тренинги по развитию коммуникативных навыков и саморегуляции, техники релаксации и другие.

Какова роль индивидуально ориентированного подхода в педагогической деятельности?

Индивидуально ориентированный подход является важной составляющей педагогической деятельности, поскольку он позволяет учитывать индивидуальные потребности, особенности и возможности каждого ученика. Благодаря этому подходу социальный педагог может успешно работать с различными категориями детей и подростков, помогая им в преодолении трудностей и достижении образовательных целей.

Каким образом социальный педагог применяет индивидуально ориентированный подход в своей работе?

Социальный педагог применяет индивидуально ориентированный подход, осуществляя индивидуальные беседы с учениками, где он выявляет их проблемы и потребности. Затем, на основе полученной информации, разрабатывается план индивидуальной работы, который включает различные методы и технологии, направленные на поддержку и развитие ученика.

Какие результаты можно достичь благодаря индивидуально ориентированной работе социального педагога?

Индивидуально ориентированная работа социального педагога может привести к достижению различных результатов, включая повышение самооценки и самоуважения ученика, развитие коммуникативных навыков, улучшение адаптации в образовательной среде, преодоление трудностей в обучении, а также повышение общей успеваемости и успешное завершение образовательного процесса.

Какие технологии и методы используются в индивидуально ориентированной работе социального педагога?

В индивидуально ориентированной работе социального педагога применяются различные технологии и методы, такие как индивидуальные консультации, психологические тренинги, разработка индивидуальных программ и планов работы, рефлексивные методы, игровые практики и др.

Каковы основные принципы работы социального педагога с индивидуально ориентированным подходом?

Основными принципами работы социального педагога с индивидуально ориентированным подходом являются: учет индивидуальных потребностей и особенностей каждого воспитанника, установление доверительных отношений, активное слушание и понимание проблем воспитанника, разработка и реализация индивидуальных программ и планов работы.

Какие преимущества имеет индивидуально ориентированный подход в работе социального педагога?

Индивидуально ориентированный подход в работе социального педагога позволяет учесть индивидуальные потребности и особенности каждого воспитанника, создать доверительные отношения, адаптировать образовательную программу под каждого ученика, помочь в решении проблем и развитии личностных качеств.

Какие навыки и компетенции необходимы социальному педагогу для успешной работы с индивидуально ориентированным подходом?

Для успешной работы с индивидуально ориентированным подходом социальному педагогу необходимы навыки эмпатии и коммуникации, умение анализировать и планировать работу, гибкость мышления, знание методов и техник работы с детьми и подростками, а также способность к самообучению и развитию профессиональных компетенций.

Какие проблемы могут возникнуть при применении индивидуально ориентированного подхода в работе социального педагога?

При применении индивидуально ориентированного подхода в работе социального педагога могут возникнуть проблемы с организацией индивидуальных консультаций, сложности в разработке и реализации индивидуальных программ и планов работы, затруднения в установлении доверительных отношений с воспитанниками и их родителями.

Что такое индивидуально ориентированный подход в педагогической деятельности?

Индивидуально ориентированный подход в педагогической деятельности - это метод или технология, которая предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ученика при планировании и проведении учебного процесса. Это позволяет создать оптимальные условия для обучения и развития каждого ребенка

Какие методы применяются в индивидуально ориентированной работе социального педагога?

Социальный педагог может использовать различные методы в индивидуально ориентированной работе, такие как индивидуальные беседы, консультирование, психологическая поддержка, разработка индивидуальных программ и планов работы, наблюдение за учеником, сотрудничество с родителями и другие

Каким образом индивидуально ориентированный подход применяется в работе социального педагога в ГБОУ г. Москвы СОШ 880?

В ГБОУ г. Москвы СОШ 880 социальный педагог применяет индивидуально ориентированный подход через организацию и проведение индивидуальных бесед с учениками, психологическую поддержку, разработку индивидуальных программ социализации и поддержки, а также сотрудничество с родителями для совместной работы над проблемами и развитием ребенка