Общерусская основа и местные черты культуры и быта Вологодского края в XVI веке.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История культуры
  • 21 21 страница
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 12.04.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. История Вологды XVI века 5
1.1. Этнический состав и культура Вологодской земли XVI века 5
1.2. Значение Вологды для царя Ивана Грозного 7
1.3. Ремесла и устное народное творчество Вологды в XVI – XVII веках 11
1.4. Вологодская иконопись 16
2. Роль Вологды в истории России XVII века 17
Заключение 20
Список источников и литературы 21

Фрагмент для ознакомления

Среди наиболее известных произведений этого периода являются иконостас Успенского собораКирилло-Белозерского монастыря, иконы Дионисия и иконы Успенского собора Горне-Успенского. К середине XVI века Вологда становиться одним из крупнейших русских городов. Активное строительство храмов и церквей способствовало развитию вологодского иконописания и совершенствованию мастерства иконописцев. Связь с московскими иконописными традициями также сохраняется, что особенно прослеживается в классической правильности рисунка и изысканности колористического решения. Вместе с тем преобладание холодных, высветленных, чуть блеклых тонов в одеждах и архитектурных деталях, связанное, вероятно, с использованием местных пигментов, придаёт этим иконам неповторимый, легко узнаваемый облик. Отличительной чертой вологодских икон также являлось использование плотной золотистой охры, которая явно отличалась по оттенку от новгородской и московской иконописи XVI столетия. Основными центрами вологодской иконописи и художественной культурыXVI века являлись Устюжна, Череповецкий Воскресенский монастырь, Белоозеро, Кирилло-Белозерский монастырь, Холмогоры, Вологда, Тотьма, Великий Устюг и Сольвычегодск.Роль Вологды в истории России XVII векаИстория России XVII века уже с первых годов характеризуется бурными политическими событиями, связанными со смертью Бориса Годунова и прихода к власти самозванцев. Некоторое время ни внутриполитические проблемы, ни развернувшееся вооруженная польско-литовская интервенция не касались развития Вологодской земли, однако центральная власть в Тушине неоднократно высказывалась о необходимости завоевания этого города. Привлекало их в первую очередь то, что завладев Вологдой, они смогут контролировать весь русский Север, а также тот факт, что именно на территории Вологодской земли находилось огромное количество богатых складов товаров английского и русского происхождения. В 1608 году жители Вологды присягнули Лжедмитрию, но введенные безграничные поборы и жестокость по отношению к населению возбудили крайнее недовольство у народа. В связи с этим Вологда и Тотьма отошли от самозванца. Большая заинтересованность северных народов в дальнейшем правлении государством способствовало тому, что постепенно был образован прочный союз северных городов против интервентов во главе с жителями Вологды. В течение нескольких лет северные области неоднократно посылали продовольственную помощь и военные силы Василию Шуйскому и в отряды ополчения Минина и Пожарского. Но как оказалось позднее не побеспокоились о защите своих границ, что привело к трагическим событиям 1612 года, когда бродившие по Северу отдельные шайки поляков напали на город и сожгли его. Город был разорен и практически уничтожен, но, несмотря на все это Вологда нашла силы сравнительно быстро восстановиться и расшириться до прежних размеров. Узнав о разорении Вологды Московское Правительство направило в Вологду сильный отряд, но 18 декабря польско-литовские казацкие отряды под командой пана Голеневского, гетмана Шелковецкого и атамана Головня вновь появились в окрестностях Вологды, пограбили и пожгли Прилуцкий монастырь, убили много монахов, разорили в окрестностях Вологды много сел и деревень и убили массу крестьян. Впоследствии еще в течении нескольких лет отдельные шайки мародеров из остатков армии Лжедмитрия хозяйничали в пределах современных Вологодского и Кадниковского уездов, пока не были окончательно ликвидированы присланными из Москвы воинскими силами. После событий смутного времени и «литовского раззорения» город разорился и опустел. В 1627 году, как пишет проф. Платонов, «в ней на 1000 жилых домов было более 500 пустых, и притом в жилой тысяче только около 300 было признано налогоспособными, остальная же была беднота не пригодившаяся в тягло».Как уже было указано ранее, на рубеже XVI—XVII веков в Вологде побывало большое количество иностранцев, которые оставили множество описаний Вологды. В этих описаниях содержаться ценные наблюдения, которые помогают воссоздать облик старинной Вологды. Английский путешественник Дженкинсон, посетивший Вологду в 1557 году о городе писал следующее: «Это большой город. Дома построены из еловых бревен, соединяемых вместе и закругленных снаружи; они квадратной формы, без каких-либо железных или каменных частей, крыты берестой и лесом поверх ее... На крыши домов они наваливают много земли из опасения пожара, ибо от огня они терпят великие бедствия». Другой английский путешественник Рандольф в своих дневниках делает заметки о том, что Вологда стоит на реке Вологде, которая впадает в Двину. Кроме того англичанин описывает город полностью деревянным, с высокими каменными и кирпичными стенами. Вслед за англичанами в Россию потянулись торговые иноземцы из других государств. С Вологдой торговыми отношениями были связаны голландцы, норвежцы и датчане. Иностранные торговцы проживали в Вологде до тех пор, пока указом царя Алексея Михайловича в середине XVII века всем иностранцам было повелено вести торговлю исключительно в Архангельске. Вернулись иностранные купцы в Вологду при правлении Петра Первого. Помимо европейцев на Вологодской земле были еще одни иностранцы – пленные татары, труд которых использовался при строительстве крепости и собора. Предания говорят об очень тяжелых условиях труда для пленных, таких, что даже местность по каналу из реки Шограша называлась «Татарские горы», так как здесь хоронили смертельно замученных работой пленных татар.Помимо страшных пожаров XVII века в Вологде была отмечена эпидемия чумы, заслонившая жителей русского Севера в 1671 году. Какой именно урон нанесла эпидемия Вологде не известно, но существуют сведения, что в ближайших окрестностях вымирали целыми деревнями. Еще страшнее была эпидемия чумы 1654 года, в память ликвидации которой в Вологде был воздвигнут храм во имя спаса Всемилостливого. Однако несмотря на столь тяжелейшие невзгоды XVII века город благодаря своему выгодному географическому положению достаточно быстро восстановился, пока основание Петербурга и указы Петра Великого не ограничили его в своих торговых отношениях с Европой. ЗаключениеВ данной работе перед нами стояла цель исследования общерусской основы и местных черт культуры и быта Вологодского края в XVI веке.Исторически вологодская культура сформировалась как сплав из новгородских, ростовских и московских традиций, в то время как роль автохтонного угро-финского населения невелика и проявляется в основном в топонимике и народной культуре. В средневековье через Вологду на Север шло распространение русской культуры и христианства. Начиная с XVI века Вологда была оплотом Московского княжества на Севере и проводником столичной культуры. Исходя из всего вышеизложенного необходимо сделать вывод, что поставленные перед нами задачи решены, а именно:- выявлен этнический состав и культура Вологодской земли XVI века;- определена сущность внимания самого царя к Вологодской земле;- изученыремесла и устное народное творчество Вологды в XVI – XVII веках;- рассмотрены деревянное и каменное зодчество в Вологде XVI века;- исследовано вологодское иконописание;- дано описание развития Вологодской земли в XVII веке.Таким образом, поставленная перед нами цель достигнута, актуальность доказана. Список источников и литературыАнглийские путешественники в Русском государстве XVI в./ Пер. Ю.В. Готье. М.,Л., 1937. С. 56Биланчук Р., Нерсесян Л., Преображенский А. История и культура Вологды и вологодская иконопись xiv–xvi веков // Иконы Вологды XIV-XVI веков / Под ред. А. С. Преображенский. — Древнерусская живопись в музеях России. — Москва, 2007. — С. 51–86.Бочаров Г. Н., Выголов П. В., Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск, 1977Головина Н. Кузнец – всем ремеслам отец : копоть в кузнице останется, а народу чудо явится // Вперед. – 2008. – 15 авг.Гура В.В. Вологодский край и его народная поэзия: (История собирания и изучения) // Народное устно-поэтическое творчество Вологодского края: Сказки, песни, частушки / Под ред. В.В. Гура. — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1965. — с. 15Кукушкин И. П. Археологические исследования в Вологодском кремле в 1997-2000 годах // Вологда. Краеведческий альманах. Вып 4. — Вологда, 2003.Культура Вологодского края. Рукоделия и ремесла. Учебное пособие – Вологда, 2004 – с. 123Культура Вологодского края. Рукоделия и ремесла. Учебное пособие – Вологда, 2004 – с. 120Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 2000.Морозов А. Ломоносов и культура Русского Севера // Север. — Архангельск, 1949. — №11. — С. 219Олег Стародубцев «Русское церковное искусство Х-ХХ веков», - Сретенский монастырь - 2007 г.Платонов С.Ф. Прошлое русского севера. Изд. Время. 1923 г. - С. 57Сербина К. Н., Устюжский летописный свод, в сборнике: Исторические записки, т. 20, М., 1946, с. 239-70.

1. Английские путешественники в Русском государстве XVI в./ Пер. Ю.В. Готье. М.,Л., 1937. С. 56
2. Биланчук Р., Нерсесян Л., Преображенский А. История и культура Вологды и вологодская иконопись xiv–xvi веков // Иконы Вологды XIV-XVI веков / Под ред. А. С. Преображенский. — Древнерусская живопись в музеях России. — Москва, 2007. — С. 51–86.
3. Бочаров Г. Н., Выголов П. В., Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск, 1977
4. Головина Н. Кузнец – всем ремеслам отец : копоть в кузнице останется, а народу чудо явится // Вперед. – 2008. – 15 авг.
5. Гура В.В. Вологодский край и его народная поэзия: (История собирания и изучения) // Народное устно-поэтическое творчество Вологодского края: Сказки, песни, частушки / Под ред. В.В. Гура. — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1965. — с. 15
6. Кукушкин И. П. Археологические исследования в Вологодском кремле в 1997-2000 годах // Вологда. Краеведческий альманах. Вып 4. — Вологда, 2003.
7. Культура Вологодского края. Рукоделия и ремесла. Учебное пособие – Вологда, 2004 – с. 123
8. Культура Вологодского края. Рукоделия и ремесла. Учебное пособие – Вологда, 2004 – с. 120
9. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 2000.
10. Морозов А. Ломоносов и культура Русского Севера // Север. — Архангельск, 1949. — №11. — С. 219
11. Олег Стародубцев «Русское церковное искусство Х-ХХ веков», - Сретенский монастырь - 2007 г.
12. Платонов С.Ф. Прошлое русского севера. Изд. Время. 1923 г. - С. 57
13. Сербина К. Н., Устюжский летописный свод, в сборнике: Исторические записки, т. 20, М., 1946, с. 239-70.

Вопрос-ответ:

Какие были особенности культуры и быта Вологодского края в XVI веке?

Вологодский край в XVI веке имел общерусскую основу, но также отличался местными чертами. В культуре и быту данного края можно было наблюдать влияние православной церкви, традиций и обычаев русского народа, а также некоторые уникальные особенности, присущие именно этому региону.

Какой был этнический состав Вологодской земли в XVI веке?

В XVI веке Вологодская земля была преимущественно славянской. На этой территории проживали русские, а также некоторые группы малочисленных народов, в том числе карелы и вепсы. Этнический состав был в значительной степени определен близостью к русской культуре и церкви.

Какое значение имела Вологда для царя Ивана Грозного?

Вологда имела важное значение для царя Ивана Грозного. Этот город был одним из его любимых мест, где правитель проводил много времени во время своих поездок по стране. Иван Грозный также провел здесь заседания Земского собора и учредил Вологодскую правовую грамоту, которая стала важным источником права.

Какими ремеслами и устным народным творчеством занимались жители Вологды в XVI-XVII веках?

Жители Вологды в XVI-XVII веках занимались разнообразными ремеслами, такими как плотничество, кожевничество, керамика, металлургия и др. Устное народное творчество тоже было популярным и включало песни, сказки, загадки и другие жанры. Оно играло важную роль в передаче и сохранении культурных традиций и истории данной местности.

Как развивалась вологодская иконопись в XVI веке?

Вологодская иконопись в XVI веке достигла своего расцвета. Иконостасы Успенского собора являются одними из наиболее известных произведений этого периода. Роспись икон наличествовала и в других храмах города. Вологодская иконопись поражала своим богатством декоративных элементов и уникальными художественными приемами.

Каковы характерные черты культуры и быта Вологодского края в XVI веке?

Культура и быт Вологодского края в XVI веке имели как общерусские основы, так и местные черты. Характерные черты включали тесную связь с природой, аграрный образ жизни, развитие ремесел, богатство устного народного творчества и иконописи.

Каким был этнический состав и культура Вологодской земли в XVI веке?

В XVI веке на Вологодской земле преобладали русские. Однако там также были представители других народов, таких как финно-угры и балты. Культура Вологодской земли включала элементы русской культуры, но также имела свои особенности, связанные с этническим разнообразием.

Какое значение имела Вологда для царя Ивана Грозного в XVI веке?

Вологда имела большое стратегическое и экономическое значение для царя Ивана Грозного в XVI веке. Она была одним из крупных центров столичной России и имела удобное географическое положение для обеспечения обороноспособности государства. Кроме того, Вологда была важным торговым и ремесленным центром в этом времени.

Каким были ремесла и устное народное творчество в Вологде в XVI-XVII веках?

Вологда в XVI-XVII веках была известна своими развитыми ремеслами, такими как каменная резьба, ткачество, кустарное производство и другие. Устное народное творчество было также богато: сказки, песни и былички передавались из поколения в поколение и являлись важной частью культуры этого времени.

Какую роль играла Вологда в истории России XVII века?

В XVII веке Вологда продолжала играть важную роль в истории России. Она была одним из крупных городов северной Руси и имела значительное экономическое и политическое влияние. Вологда также являлась важным центром православия, с множеством церквей и монастырей.

Каковы основные черты культуры и быта Вологодского края в XVI веке?

Вологодский край в XVI веке имел общерусскую основу культуры и быта, но также обладал и своими местными чертами. В культуре и быту Вологодского края в этот период прослеживалось влияние православия, которое проявлялось в строительстве храмов и монастырей, в иконописи, в ремеслах, связанных с производством предметов для церковных нужд. Также значительное место занимало устное народное творчество, особенно народные сказки, песни и загадки.

Какой был этнический состав и культура Вологодской земли в XVI веке?

В XVI веке на Вологодской земле преобладал русский этнический состав. Однако, из-за границы Вологодского края проходили маршруты торговли, поэтому здесь также можно было встретить представителей других народов, например, немцев, шведов, поляков. Культура Вологодской земли в XVI веке была сильно связана с православием и церковью. Здесь существовали монастыри, церкви и приходы, а в ремеслах занимались производством предметов для церкви и иконописью.