НПР: Образование и подготовка специалистов по социальной работе в Санкт-Петербурге

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 34 34 страницы
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 19.04.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ХАРАТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК СИСТЕМЫ 6
1.1. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ 6
1.2. УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ОТКРЫТАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 10
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В КОНТЕКСТЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 16
2.1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 16
2.2. ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 18
ГЛАВА 3. ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 21
3.1. НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 21
3.2. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 23
3.3. УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 35
Интернет-источники 36


Фрагмент для ознакомления

В Санкт-Петербурге имеются десятки государственных и частных высших учебных заведений. В некоторых из них ведется подготовка специалистов по социальной работе. К таким учебным заведениям относятся: Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ), Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) и другие.
Подготовка студентов в перечисленных вузах базируется на гуманистической парадигме образования. Данный подход обеспечивает возможность для самореализации личности в условиях профессионального образования. Образовательная программа построена таким образом, что отражает все современные требования, предъявляемые к подготовке кадров. Практика последних лет показывает, что подготовка специалистов лишь к конкретным «узким» видам профессиональной деятельности становится нецелесообразным. Необходимо подходить к подготовке специалистов по социальной работе с позиции комплексного, междисциплинарного подхода.
Качественным отличием выпускников вузов, готовящих специалистов по социальной работе, должен являться высокий уровень профессиональной и общекультурной подготовки.
Подготовка социальных работников для петербургских социальных организаций и учреждений становится для учебных заведений областью социальной ответственности. Отметим, так в РАНХиГС кроме подготовки квалифицированных бакалавров ведется подготовка профессионалов-управленцев в сфере социальной защиты населения в соответствии с образовательной программой .
В каждом вузе подготовка ведется не только по стандартным программам, но и существует возможность обучения по индивидуальным планам. Особенно данное направление актуально для желающих ускорить обучение или освоить конкретную специализацию.
Поддерживать высокий уровень в подготовке специалистов позволяет грамотно организованный учебный процесс. Образовательные программы разработаны с учетом возможности добавлять курсы по социологии, социальной психологии, медико-социальным проблемам, геронтологии, психогенетике и другим дисциплинам.
Так в Институте психологии и социальной работы разработана модульная учебная программа «Повышение компетентности работников социальных служб» . Целью данной программы является повышение эффективности работы служащих социальных учреждений, т. е. повышение их психолого-социальных компетенций на основе гибкого и интересного обучения.  Программа может включать комбинацию из 7 учебных модулей, нацеленных на повышение профессиональной, личностной и коммуникативной компетентности персонала.
Кроме того, в учебных заведениях большое внимание уделяется научно-исследовательской деятельности. Студенты имеют возможность участвовать в научных исследованиях, посвященных актуальным вопросам социальной работы. Спектр направлений образовательной и научно-исследовательской деятельности постоянно расширяется с учетом запросов социальной практики.
В последнее время в Санкт-Петербурге, в связи с развитием системы социальных служб и учреждений социальной защиты, возрастает потребность не просто в специалистах социальной работы, а в профессионалах, которым необходимо периодически повышать квалификацию. Соответственно, ВУЗы организуют курсы повышения квалификации специалистов социальной сферы. Потребность в повышении квалификации для таких специалистов, по мнению преподавательского состава, в ближайшее время будет увеличиваться.
Отметим, что в Санкт-Петербургском государственном институте психологии и социальной работы, на протяжении длительного времени успешно реализуются программы дополнительного образования для специалистов социальных служб и специалистов социальной работы . 
Программы по повышению квалификации социальных работников разрабатываются ведущими преподавателями вузов. Программы учитывают интересы и запросы слушателей.
В качестве примера таких курсов можно привести Программы повышения квалификации, которые реализуют в Санкт-Петербургском государственном университете .
Программы повышения квалификации по направлению «Социальная работа» в данном вузе реализуются следующие:
1. Инновационные технологии социальной работы в Санкт-Петербурге. Программа рассчитана на специалистов социальной сферы, получивших высшее образование, и ориентирована на профессиональный рост специалиста социальной сферы.
Целью программы является повышение квалификации специалистов социальной сферы с высоким уровнем готовности к самостоятельной практической профессиональной деятельности и обмен инновационными технологиями для разрешения сложных проблем клиентов.
Задачи программы:
познакомить слушателей с инновационными технологиями работы учреждений социальной сферы с разными группами клиентов в Санкт-Петербурге;
сформировать у слушателей комплексный подход, в первую очередь, навыки разработки собственных социальных проектов по разрешению трудной жизненной ситуации клиента.
2. Профилактика девиантного поведения детей и подростков. Программа направлена на ознакомление с технологиями и методами оказания помощи детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Цель программы: ознакомить слушателей с основными подходами к пониманию и профилактике девиантного поведения детей и подростков, а также формами, видами и методами профилактики асоциального поведения на основе опыта зарубежных стран и Санкт-Петербурга.
3. Новые направления и методы социального обслуживания пожилых гражда. Целью программы является повышение квалификации руководителей и специалистов органов социальной защиты и учреждений социального облуживания населения в области социального обслуживания пожилых. Обучение на программе предполагает практические занятия.
В рамках обучения изучаются следующие вопросы:
Международные нормативы социальной политики и возможности их реализации в России;
Социальная профилактика старения населения;
Организационные структуры социального обслуживания населения в России и СПб;
Особенности здоровья пожилых и оценка способности к самообслуживанию;
Подходы к разработке плана клиенториентированного обслуживания;
Стандартизация и оценка услуг;
Возможности и методы социально-психологической адаптации и активизации пожилых людей, формирование жизненного сценария в старости;
Развитие адекватных коммуникативных навыков социальных работников, обслуживающих пожилых, профилактика психологического выгорания.
В основе обучения закладывается фундаментальная теоретическая подготовка, практико-ориентированные и новейшие социально-психологические технологии, инновационные методы обучения слушателей. Отметим, что в ВУЗах по подготовке специалистов социальной работы строго следят за качеством предлагаемых программ. Например, Санкт-Петербургскому государственному университету всестороннюю поддержку в реализации образовательного процесса, в организации учебной деятельности, научно-методической работы оказывает главный ВУЗ в области социального образования — Российский государственный социальный университет. А также учебно-методические объединения ВУЗов России по социальной работе, психологии, Академии социального образования. Поддержка такого уровня позволяет держать высокую планку в области качества образования.
Но, несмотря на предпринимаемые усилия, на сегодняшний день актуальным для учебных заведений социального профиля остается необходимость улучшать качество образования, развивать материально-техническую базу, расширять взаимодействие с различными вузами и социальными организациями.
Таким образом, анализ данного вопроса показал, что деятельность учебных заведений Санкт-Петербурга по подготовке специалистов по социальной работе, основывается на новых образовательных программах для реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Главной целью деятельности по подготовке специалиста является непрерывность профессионального образования в социальной сфере. Результатом деятельности по подготовке специалистов должно стать повышение качества образования и компетентности сотрудников.













































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в соответствии с поставленными во введении целью работы, задачами и проведенным исследованием, автор пришел к следующим выводам:
основные компоненты учебного процесса такие как цели, содержание, формы, методы, средства и результат обучения, являются взаимосвязанными и образуют целостную обучающую систему, в которой системообразующим фактором является предметная деятельность учащегося;
учебный процесс представляет собой сложную открытую динамическую систему, которая обуславливается разнообразием целей и задач при подготовке учащихся и ориентирована на окружающую действительность;
системный, комплексный подход представляется единственно возможным и правильным для развития теории социальной работы;
общее теоретико-методологическое обоснование оценки эффективности социальной работы должно быть выстроено в едином направлении, в соответствии с современными научными исследованиями и практическими разработками, что в конечном итоге приведет к более эффективному использованию ресурсов социальной работы для решения социальных проблем общества;
непрерывное профессиональное образование предполагает постоянный образовательный процесс, направленный на совершенствование компетенций социального работника;
компетентностный подход в образовательном процессе является основной стратегией развития системы непрерывного образования в области социальной работы;
деятельность учебных заведений Санкт-Петербурга по подготовке специалистов по социальной работе, основывается на новых образовательных программах для реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Главной целью деятельности по подготовке специалиста является непрерывность профессионального образования в социальной сфере. Результатом деятельности по подготовке специалистов должно стать повышение качества образования и компетентности сотрудников.
Таким образом, модель системы непрерывного образования социальных работников в России на данный момент находится в стадии становления. Главной задачей в новой системе образования является повышение качества подготовки социальных работников. На сегодняшний день данная проблема является актуальной и требует научного подхода в решении.






























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. - 1992. - №2.
Медведева Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебник для вузов. – М.: Академия, 2007. -272с.
Основы социальной работы: Учебник / под ред. П. Д. Павленка. - М.: Инфра - М, 2001. – 320с.
Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2005. – 473с.
Соболева Е.В. Качество подготовки социальных работников в системе непрерывного образования. // Вестник ЮУрГУ «Серия образование. Педагогические науки». - 2013. - том 5. -№ 2 – 129-134.
Содержание и методика социальной работы / под ред. Е.А. Сигиды. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 345с.
Соколова Т.Е. Проектирование урока по новым образовательным стандартам // Народное образование. – 2013. – №7. – С. 137 – 143.
Степанова-Быкова, А. С. Методика профессионального обучения: курс лекций / А. С. Степанова-Быкова, Т. Г. Дулинец. – Красноярск : ИПК СФУ, 2009. – 300 с.
Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие. /отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорина. – М.:ИНФРА – М, 2002. – 332с.
Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005. – 512с.
Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе. – М.: Дашков и К., 2006. – 233с.
Холостова, Е. И. Социальная работа: история, теория и практика : учебник для бакалавров / Е. И. Холостова. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 905 с.
Интернет-источники
Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы. Официальный сайт. // http://www.psysocwork.ru
Санкт-Петербургский государственный университет. Факультет социологии. Дополнительное образование // http://www.soc.spbu.ru/obrazovanie/add_edu/
Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы. Официальный сайт. // http://www.psysocwork.ru/1355/
РАНХиГС. Северо-западный институт управления. Официальный сайт // http://www.sziu.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii




Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2005.; Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб. пособие./под ред. П.Д. Павленка – М.: Дашков и К, 2005.;
Теория социальной работы. Учебник / под. ред. проф. Е. И. Холостовой.-М.: Юристъ, 1999.; Холостова Е.И. Социальная работа: Учеб. пособие. - М.: Дашков и К, 2005.; Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе. – М.: Дашков и К., 2006.
Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005.
Степанова-Быкова, А. С. Методика профессионального обучения: курс лекций / А. С. Степанова-Быкова, Т. Г. Дулинец. – Красноярск : ИПК СФУ, 2009. – С.21.
Степанова-Быкова, А. С. Методика профессионального обучения: курс лекций / А. С. Степанова-Быкова, Т. Г. Дулинец. – Красноярск : ИПК СФУ, 2009. – С.25.
Там же, - С.26.
Степанова-Быкова, А. С. Методика профессионального обучения: курс лекций / А. С. Степанова-Быкова, Т. Г. Дулинец. – Красноярск : ИПК СФУ, 2009. – С.27.

Павленок П.Д. Социальная работа как научная и учебная дисциплина // Социологические исследования. – 2000. – № 5, - С. 120.
Гуральник И.А. Системно-синергетический подход к организации социальной работы// Социологические исследования. – 2003. - № 9. – С. 27.
Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие. /отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорина. – М.:ИНФРА – М, 2002. – С.72.
Соболева Е.В. Качество подготовки социальных работников в системе непрерывного образования. // Вестник ЮУрГУ «Серия образование. Педагогические науки». - 2013. - том 5. -№ 2 – 130.

Соболева Е.В. Качество подготовки социальных работников в системе непрерывного образования. // Вестник ЮУрГУ «Серия образование. Педагогические науки». - 2013. - том 5. -№ 2 – 131.

Соболева Е.В. Качество подготовки социальных работников в системе непрерывного образования. // Вестник ЮУрГУ «Серия образование. Педагогические науки». - 2013. - том 5. -№ 2 – 132.


Холостова, Е. И. Социальная работа: история, теория и практика : учебник для бакалавров / Е. И. Холостова. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 204-205 с.

РАНХиГС. Северо-западный институт управления. Официальный сайт // http://www.sziu.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii
Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы. Официальный сайт. // http://www.psysocwork.ru/1355/

Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы. Официальный сайт. // http://www.psysocwork.ru
Санкт-Петербургский государственный университет. Факультет социологии. Дополнительное образование // http://www.soc.spbu.ru/obrazovanie/add_edu/













35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
2. Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. - 1992. - №2.
3. Медведева Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебник для вузов. – М.: Академия, 2007. -272с.
4. Основы социальной работы: Учебник / под ред. П. Д. Павленка. - М.: Инфра - М, 2001. – 320с.
5. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2005. – 473с.
6. Соболева Е.В. Качество подготовки социальных работников в системе непрерывного образования. // Вестник ЮУрГУ «Серия образование. Педагогические науки». - 2013. - том 5. -№ 2 – 129-134.
7. Содержание и методика социальной работы / под ред. Е.А. Сигиды. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 345с.
8. Соколова Т.Е. Проектирование урока по новым образовательным стандартам // Народное образование. – 2013. – №7. – С. 137 – 143.
9. Степанова-Быкова, А. С. Методика профессионального обучения: курс лекций / А. С. Степанова-Быкова, Т. Г. Дулинец. – Красноярск : ИПК СФУ, 2009. – 300 с.
10. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие. /отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорина. – М.:ИНФРА – М, 2002. – 332с.
11. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005. – 512с.
12. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе. – М.: Дашков и К., 2006. – 233с.
13. Холостова, Е. И. Социальная работа: история, теория и практика : учебник для бакалавров / Е. И. Холостова. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 905 с.
Интернет-источники
1. Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы. Официальный сайт. // http://www.psysocwork.ru
2. Санкт-Петербургский государственный университет. Факультет социологии. Дополнительное образование // http://www.soc.spbu.ru/obrazovanie/add_edu/
3. Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы. Официальный сайт. // http://www.psysocwork.ru/1355/
4. РАНХиГС. Северо-западный институт управления. Официальный сайт // http://www.sziu.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii

Вопрос-ответ:

Какие основные компоненты включает в себя учебный процесс по подготовке специалистов по социальной работе?

Учебный процесс включает в себя такие компоненты, как теоретическая подготовка, практическая работа, самостоятельные исследования, стажировка.

Какие принципы лежат в основе учебного процесса по подготовке специалистов по социальной работе?

Основными принципами учебного процесса являются системность, социальная ориентированность, компетентностный подход, партнерство, индивидуализация и многопрофильность.

Каким образом учебный процесс в системе подготовки специалистов по социальной работе реализуется как открытая динамическая система?

Учебный процесс реализуется как открытая динамическая система путем взаимодействия всех участников: студентов, преподавателей, международных партнеров. Он включает в себя постоянное обновление содержания и методов обучения, адаптацию к изменениям в социальной среде.

Какие принципы системного подхода применяются в социальной работе?

Системный подход в социальной работе включает в себя принципы целостности, взаимодействия, самоорганизации, самодетерминации, многоуровневого анализа и изменения. Это позволяет работникам социальной сферы эффективно взаимодействовать с клиентами и решать их проблемы.

Что такое эффективность социальной работы и почему она важна?

Эффективность социальной работы - это способность специалистов по социальной работе достигать поставленных целей и решать проблемы клиентов. Это важно, потому что от эффективности и успеха работы зависят благополучие и качество жизни людей.

Что включает в себя учебный процесс?

Учебный процесс включает в себя основные компоненты, такие как: учебные планы и программы, лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, учебные материалы и т.д. Все эти элементы взаимосвязаны и составляют систему учебного процесса.

Чем отличается учебный процесс открытой динамической системы?

Учебный процесс можно рассматривать как открытую динамическую систему, так как в него входят различные компоненты, которые постоянно взаимодействуют и меняются в процессе обучения. Учебная система воздействует на студентов, а студенты в свою очередь влияют на сам процесс обучения, что делает его динамичным и открытым.

Какую роль играет системный подход в теории социальной работы?

Системный подход является ключевым в теории социальной работы. Он позволяет рассматривать социальную работу как систему, включающую взаимосвязанные элементы, такие как клиенты, социальные работники, организации и т.д. Системный подход помогает понять, какие факторы влияют на эффективность социальной работы и как оптимизировать этот процесс.

Что такое эффективность социальной работы?

Эффективность социальной работы - это способность достигать поставленных целей и задач в работе социальных работников. Эффективная социальная работа позволяет улучшить жизнь клиентов, помочь им справиться с проблемами и найти решения, а также способствует развитию социального капитала в обществе.

Как происходит подготовка социальных работников в системе непрерывного образования?

Подготовка социальных работников в системе непрерывного образования включает в себя различные этапы и компоненты, такие как обучение в университетах и колледжах, прохождение практики, участие в семинарах и тренингах, самообразование и т.д. Все эти мероприятия направлены на развитие профессиональных навыков и компетенций социальных работников.

Какая основная цель образования и подготовки специалистов по социальной работе в Санкт Петербурге?

Основной целью образования и подготовки специалистов по социальной работе в Санкт Петербурге является формирование профессиональных компетенций, необходимых для оказания квалифицированной помощи в социально значимых ситуациях.