Развитие музыкально-творческой деятельности дошкольников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 35 35 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 16.04.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Роль музыкально-творческой деятельности в системе музыкального воспитания дошкольников 6
1.2. Методы развития музыкально-творческой деятельности у дошкольников 9
1.3. Особенности организации музыкально-творческой деятельности с дошкольниками 16
Выводы по 1 главе 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
2.1. Диагностика уровня сформированности музыкально-творческих навыков у дошкольников 21
2.2. Анализ результатов исследования 24
Выводы по 2 главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Фрагмент для ознакомления

В условиях музыкального сюжетно-игрового комплекса становится возможным развитие у детей образного воображения, дивергентного мышления, ассоциативных способностей, умений комбинировать и варьировать известное в новых сочетаниях, стремление к самостоятельному выбору, поиска средств музыкальной выразительности, их построении в музыкальную композицию-импровизацию, то есть развитие новых качеств личности - креативности, а также новых видов музыкально-творческой деятельности - однородной и синтетической творчества.В игровой продуктивной технологии (ИПТ) развитие музыкального творчества детей в системе дошкольного образования представляется системой сюжетных музыкально-дидактических игр, которая включает в себя 3 серии игр.1 серия - это игры и игровые комплексы, которые раскрывают выразительные особенности музыкального языка, вызывают у ребенка интерес, положительное отношение к музыкальному искусству, детской музыкальной деятельности, игр этого вида, ощущение значимости своего «Я»; изменение статуса педагога с руководителя в равноправного участника игрового действия, заинтересованного в достижении общего успеха игры, способствуя установлению доверительных отношений между педагогом и ребенком.2 серия - музыкальные сюжетно-игровые комплексы, ориентируют ребенка на накопление ярких музыкально-образных впечатлений, нового опыта музыкального исполнения, способов творческого самовыражения, общения; меняя позицию ребенка с «ведомого», на «того, кто ведет», и в положительном смысле личность в целом.3 серия - музыкальные сюжетно-игровые комплексы, на основе которых можно стимулировать и развивать различные виды самостоятельного музыкального творчества у детей старшего дошкольного возраста, гармонизации их самооценки, эмоционального состояния, межличностных отношений в группе сверстников.Содержание сюжетных музыкально-дидактических игр и серий предусматривает создание условий для более полного личностного роста каждого ребенка благодаря реализации индивидуального подхода, установлению положительно окрашенного эмоционального контакта педагога с ребенком, доверительных партнерских отношений между ними, раскрытию преимуществ и положительных качеств дошкольника, формированию мотивов самосовершенствования, интереса к музыкальному искусству, игр этого вида, детской музыкальной деятельности, развития музыкальности, воспитанию веры в возможность достижения успеха и в удовлетворении при этом потребности в признании значимого взрослого, ощущению значимости своего «Я».Демонстрируя различные виды указанных игр (с предметами, настольно-печатные, хороводные, подвижные), знакомят детей с разнообразием самих игр, музыкального репертуара, наглядного материала, с языком музыки, со способами самовыражения в игровой музыкальной деятельности. Открывается возможность оказания педагогической поддержки каждому, даже незначительном достижению ребенка, постоянного подчеркивания всех положительных моментов поведения, сильных сторон с целью повышения уверенности в своих силах, стабилизации самооценки. Приемы коррекции служат целям укрепления дружбы в группе, развитию общения ребенка со взрослыми и сверстниками, способности к эмоциональной децентрации, формированию навыков адекватного выражения эмоций. Песни, ритуальные действия, завершенные сюжеты игровых комплексов создают предпосылки для радостных переживаний, выступают средством разрядки для маленьких детей, поддерживают эмоционально-положительную атмосферу игры в целом.Музыкальные сюжетно-игровые комплексы создают основу для осуществления непосредственной работы по привлечению детей старшего дошкольного возраста к ранним видам музыкального творчества. Их основное назначение заключается в создании условий для перехода ребенка на позицию «ведущего» в игре, его погружение в воображаемую ситуацию, развития способности к перевоплощению, творческому самовыражению, познанию детьми друг друга, для открытия нового, неизвестного в каждом ребенке в процессе игровой музыкально творческой деятельности.Содержание музыкальных сюжетно-игровых комплексов отличаются яркой выразительностью направленности на привлечение детей к активной музыкально-творческой деятельности, обучение новых способов музыкальных действий, коррекцию самооценки и эмоционального состояния. Проблемные ситуации, дидактические и творческие задания построены таким образом, чтобы вызвать у детей мотивы творчества, потребность в творческом самовыражении, стремление к музыкально-творческой деятельности, к поиску способов выражения музыкального образа и своего отношения к нему в музыкальной импровизации, чтобы возбуждать желание улучшить качество творческой продукции и предоставить ей эстетического характера.На третьем этапе (творческо-практическом) осуществлялось привлечение дошкольников к реализации приобретенных знаний, умений в различных формах музыкально-творческой деятельности, где они становились исполнителями ряда творческих задач - создание песен и сценариев, написание или переработка текстов песен, постановки танцевальных композиций, записи инструментальных фонограмм песен, творческого воплощения сюжета, интерпретации музыкальных произведений и тому подобное. В течение данного этапа проводились разнообразные музыкально-творческие мероприятия, которые были введены с годовыми планами учебных заведений. Наряду с традиционными концертами и конкурсами проводились театрализованные формы, которые побудили дошкольников к выявлению самостоятельного творчества.На этом этапе на примере постановки новогодней шоу-представления были рассмотрены этапы подготовки музыкально-творческих форм. Практическое значение приобретают методические рекомендации по их проведению, касающиеся этапов их подготовки, специфики работы с участниками, подготовку отдельных номеров музыкально исполнительской и театрализованной деятельности. Учет методических рекомендаций оптимизирует руководство процессом их подготовки и обеспечивает положительное влияние на формирование творческой активности дошкольников.В ходе формирующего эксперимента определены критерии качества музыкально творческой продукции (музыкальных произведений, текстов, танцевальных композиций, сценариев и т.д.). Ими стали: соответствие музыки и слова (песня), музыки и движений (танец), глубокое раскрытие содержания музыкальных и художественных образов (интерпретация); соответствие и уместность музыкального номера тематике и уровню творческого мероприятия;эмоциональность, проницательность исполнение музыкальных номеров; артистизм, профессионализм, динамизм выполнения; музыкально-творческая и языковая культура.Контрольный эксперимент позволил проверить обоснованность наших теоретических положений и разработанной методики. Дошкольники экспериментальной и контрольной групп выполнили предложенные творческие задания.Анализ результатов контрольного исследования показал, что респонденты экспериментальной группы, где внедрялась разработанная методика, продемонстрировали высокие результаты по сравнению с контрольной группой, а именно: в экспериментальной группе на 23,65% увеличилось количество дошкольников, что выполняли творческие задания на высоком и среднем уровнях творческой активности. Особенно существенные изменения заметны в результатах выполнения интерпретаций музыкальных произведений, творческом воплощении художественного образа (15 - 20%). В контрольной группе не наблюдались значительные изменения показателей (от 2% до 7%).Поэтапное изучение динамики изменений уровней творческой активности отражено в трех срезах - начальном, промежуточном и итоговом. Результаты опытно экспериментальной работы представлены показателями количественного анализа полученных данных в таблице 1.Таблица 1Динамика изменений уровней творческой активности дошкольниковГруппаУровни творческой активностиНачальный срезПромежуточныйсрезИтоговыйсрез%%%Экспериментальная Высокий25,4234,4645,2Средний41,8143,545,76Низкий32,7722,049,04Контрольная Высокий25,4327,1228,81Средний43,545,245,2Низкий31,0727,6825,99Анализируя динамику изменений уровней творческой активности дошкольников, выявлено, что на начальном срезе контрольная и экспериментальная группы не имели существенных различий уровней творческой активности. На промежуточном срезе прослеживались изменения в экспериментальной группе (высокий уровень увеличился на 9,04%, средний - на 1,69%, низкий - уменьшился на 10,73%), тогда как изменения в контрольной группе на каждом уровне были незначительными (высокий и средний уровень увеличились на 1,7%, низкий - уменьшился на 3,39%). На итоговом этапе динамичность развития творческой активности в экспериментальной группе по отношению к исходному срезу была обнаружена более на высоком уровне (19,78%), тогда как показатель низкого уровня снизился (на 23,73%) и составлял всего 9,04%.В контрольной группе сдвиги имели место в основном от низкого до среднего уровня. Показатель высокого уровня творческой активности за все время эксперимента увеличился лишь на 3,38%, среднего - на 1,7%, низкого - уменьшился на 5,08%.Выводы по 2 главеДанные эксперимента обнаружили некоторые закономерности, которые произошли в экспериментальной группе: дошкольники, достигшие высокого уровня творческой активности, проявляли ее в различных сферах музыкальной деятельности, им присуща инициатива и желание участвовать в творческих мероприятиях. Выяснено, что в процессе различных музыкально-творческих форм дошкольники приобрели опыт творческой музыкальной деятельности, ответственности за ее результаты, повысилась музыкально-творческая и общая педагогическая культура.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ работе приведено теоретическое обобщение и новое решение проблемы формирования творческой активности дошкольников в процессе музыкально-творческой деятельности, что нашло отражение в теоретическом обосновании организационно-методических основ формирования творческой активности, разработке и экспериментальной проверке методики формирования творческой активности. Проведенное исследование и выполнения всех поставленных задач дали основания сделать следующие выводы:1. Анализ проблемы в теоретической плоскости и практическом измерении показал, что данная проблема отражает одно из актуальных задач современной педагогики и требует междисциплинарного рассмотрения - с философских, психологических, педагогических и музыковедческих позиций2. Выявлены и обоснованы особенности воздействия музыкально-творческой деятельности на формирование творческой активности дошкольников. Благодаря интегрированию различных видов искусства музыкально-творческая деятельность включает возможности для реализации творческой активности дошкольников. Мы рассматриваем ее как разновидность синтезированной музыкальной деятельности, что интегрирует в себе различные виды искусства. Определены два вида музыкально-творческой деятельности (музыкально-исполнительская и театрализованная), доказано недостаточное использование их в процессе формирования творческой активности дошкольников.3. Критериями сформированности творческой активности дошкольников в музыкально-творческой деятельности определены: мотивационный, что выражает направленность личности на музыкально-творческую деятельность, эвристический, что определяется степенью интеллектуально-творческой инициативы и креативности, деятельно-волевой, характеризующееся степенью творческой самостоятельности, направленности на саморазвитие. На основе применения определенных критериев и показателей выяснены уровнитворческой активности дошкольников в музыкально-творческой деятельности - низкий (репродуктивный), средний (переходный) и высокий (продуктивно-творческий). 4. Методика формирования творческой активности предполагает определенную последовательность: от формирования положительной мотивации, стимулирования у дошкольников желания участвовать в музыкально-творческих мероприятиях через расширение эрудиции в теоретических вопросах и развитие практических умений и навыков музыкально-исполнительской, актерской и режиссерской деятельности в их реализации в условиях творческого выступления. Разработанная методика основывается на учете специфики выявление творческой активности дошкольников в процессе музыкально-творческой деятельности. 5. Методика формирования творческой активности в процессе музыкально-творческой деятельности включает три этапа - мотивационно-организационный, творчески-познавательный и творчески-практический, обеспечивающие постепенный переход от спонтанных до осознанных проявлений у дошкольников творческой активности. На мотивационно организационном этапе осуществляется формирование положительной мотивации, устойчивых убеждений относительно развивающих возможностей участия в музыкально-творческой деятельности. Доказана результативность применения на этом этапе следующих методов: проведение бесед и дискуссий по творческой деятельности выдающихся музыкантов, певцов, педагогов, привлечение дошкольников к целенаправленным наблюдениям и анализу музыкально-творческих мероприятий, к совместному обсуждению результатов творческой активности дошкольниками в процессе музыкально-творческой деятельности. На творчески познавательном этапе происходит расширение теоретической эрудиции, развитие практических умений и навыков музыкально-исполнительской, актерской и режиссерской деятельности. На творчески-практическом этапе осуществляется реализация приобретенных знаний, умений и навыков в процессе участия дошкольников в различных музыкально-творческих мероприятиях с применением методов выполнения творческих заданий по разработке сценариев, творческого воплощения художественного образа, моделирования театрализованных форм музыкально-творческой деятельности, самооценки собственной творческой деятельности.6. Результаты опытно-экспериментальной работы позволили зафиксировать положительную динамику формирования творческой активности дошкольников экспериментальной группы по сравнению с контрольной, что проявлялось в росте положительной мотивации, обогащении теоретических знаний и практических умений и навыков дошкольников в музыкально-творческой деятельности. Так, высокий уровень творческой активности дошкольников экспериментальной группы вырос на 19,78%, тогда как в контрольной группе - на 3,4%. Соответствующие изменения прослеживаются в данных низкого уровня: в контрольной группе показатель снизился на 5%, тогда как в экспериментальной - на 24%. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности предложенной методики. Внедрение предложенной методики позволяет усовершенствовать формирование творческой активности дошкольников в процессе музыкально творческой деятельности.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАматьева А. Особенности развития творческих способностей дошкольников в театрально-игровой деятельности / А. Аматьева // Материалы человековедческих философских чтений. – Ростов нД, 2008. - Вып.6: Человек и творчество: гуманистические проявления. - С.346-356.Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду / А.Е. Антипина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 103 с.Бекина С.И. Музыка и движение: упражнения, игры, пляски. - М., 1983. - 208 с.Белобородова В.К., Ригина С., Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие дошкольников. - М., 1975.Бех И.Д. Воспитание подрастающего личности на основе новой методологии // Педагогика и психология. - 1999. - №.7. - С.5-6.Бойсан В. Музыкальные дидактические игры // Искусство и образование. - 2002. - № 5. - С. 19 - 20.Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1978.Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: [Учебно-метод. пособие]. - ООО «Изд.» Детство - Пресс - СПб., 2010. - 656 с.Гороховская Н. Царь музыки // Начальное образование. - 2004. - № 11. - С.20 - 22.Елькина Е.А. Развитие творческих способностей дошкольников в условиях музыкально-театральной деятельности [Электронный ресурс] / Е.А. Елькина. Режим доступа: http://moi-detsad.ru/konsultac641.htmlКоленчук И.В. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность / И.В. Коленчук // Искусство в школе. – 2007. – № 11. – С. 64 - 66.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. С. М. Шоломович. - М., 1974. - 192 с.Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология / Л. Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 444 с.Рагозина В. Особенности методики развития творческих способностей дошкольников. - Искусство и образование.- 2004. - № 5. - С.5 - 8.Ростовский Я. Педагогика музыкального восприятия. - К., 1997.Система эстетического воспитания в детском саду / Сборник под редакцией Н.А.Ветлугиной. - М.: АПН РСФСР, 1962. - С. 40Скрипченко А. В. Возрастная и педагогическая психология / В. Скрипченко, Л.В. Долинская, С. В. Огороднийчук, И. С. Булах, Т. М. Зелинская. - М.:Просвещение, 2004. - 413 с.Хрестоматия по истории дошкольной педагогики / С. Н. Борисова. - М.: Высшая школа, 2004. - 512 с.Шутин Ж. Б. Воспитание духовности ребенка в дошкольном учреждении театрально-креативного направления / Ж. Б. Шутин // Знание. - Саратов., 2008. - N4. - С. 26-27.Ягупов В.В. Педагогика: Учеб.пособие. - М .: Просвещение, 2002. - 560 с.Якимчук С. Музыкальная грамота и хоровое сольфеджио в детском хоровом коллективе // Искусство и образование. - 2003. - № 8. - С.21 - 25.


1. Аматьева А. Особенности развития творческих способностей дошкольников в театрально-игровой деятельности / А. Аматьева // Материалы человековедческих философских чтений. – Ростов нД, 2008. - Вып.6: Человек и творчество: гуманистические проявления. - С.346-356.
2. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду / А.Е. Антипина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 103 с.
3. Бекина С.И. Музыка и движение: упражнения, игры, пляски. - М., 1983. - 208 с.
4. Белобородова В.К., Ригина С., Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие дошкольников. - М., 1975.
5. Бех И.Д. Воспитание подрастающего личности на основе новой методологии // Педагогика и психология. - 1999. - №.7. - С.5-6.
6. Бойсан В. Музыкальные дидактические игры // Искусство и образование. - 2002. - № 5. - С. 19 - 20.
7. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1978.
8. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: [Учебно-метод. пособие]. - ООО «Изд.» Детство - Пресс - СПб., 2010. - 656 с.
9. Гороховская Н. Царь музыки // Начальное образование. - 2004. - № 11. - С.20 - 22.
10. Елькина Е.А. Развитие творческих способностей дошкольников в условиях музыкально-театральной деятельности [Электронный ресурс] / Е.А. Елькина. Режим доступа: http://moi-detsad.ru/konsultac641.html
11. Коленчук И.В. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность / И.В. Коленчук // Искусство в школе. – 2007. – № 11. – С. 64 - 66.
12. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004
13. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. С. М. Шоломович. - М., 1974. - 192 с.
14. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология / Л. Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 444 с.
15. Рагозина В. Особенности методики развития творческих способностей дошкольников. - Искусство и образование.- 2004. - № 5. - С.5 - 8.
16. Ростовский Я. Педагогика музыкального восприятия. - К., 1997.
17. Система эстетического воспитания в детском саду / Сборник под редакцией Н.А.Ветлугиной. - М.: АПН РСФСР, 1962. - С. 40
18. Скрипченко А. В. Возрастная и педагогическая психология / В. Скрипченко, Л.В. Долинская, С. В. Огороднийчук, И. С. Булах, Т. М. Зелинская. - М.:Просвещение, 2004. - 413 с.
19. Хрестоматия по истории дошкольной педагогики / С. Н. Борисова. - М.: Высшая школа, 2004. - 512 с.
20. Шутин Ж. Б. Воспитание духовности ребенка в дошкольном учреждении театрально-креативного направления / Ж. Б. Шутин // Знание. - Саратов., 2008. - N4. - С. 26-27.
21. Ягупов В.В. Педагогика: Учеб. пособие. - М .: Просвещение, 2002. - 560 с.
22. Якимчук С. Музыкальная грамота и хоровое сольфеджио в детском хоровом коллективе // Искусство и образование. - 2003. - № 8. - С.21 - 25.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет музыкально-творческая деятельность в системе музыкального воспитания дошкольников?

Музыкально-творческая деятельность играет важную роль в системе музыкального воспитания дошкольников. Она способствует развитию эстетического восприятия музыки, формированию музыкальных представлений и навыков. Также она развивает творческое мышление, воображение и фантазию ребенка.

Какие методы можно использовать для развития музыкально-творческой деятельности у дошкольников?

Для развития музыкально-творческой деятельности у дошкольников можно использовать различные методы. Например, это может быть метод проб и ошибок, когда ребенок свободно экспериментирует со звуками и инструментами. Также можно использовать метод моделирования, когда ребенку предлагается повторять и создавать музыкальные образцы. Важно также использовать метод игрового взаимодействия, когда ребенок играет музыкальные игры с другими детьми или взрослыми.

Какие особенности организации музыкально-творческой деятельности с дошкольниками?

Организация музыкально-творческой деятельности с дошкольниками имеет свои особенности. Во-первых, важно создавать комфортные условия для музыкального творчества, такие как специально оборудованный музыкальный уголок или аудитория. Во-вторых, необходимо проводить разнообразные музыкальные занятия, включающие пение, игру на музыкальных инструментах, танцы и движение под музыку. Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать для него возможности для самовыражения и самореализации в музыке.

Какова роль музыкально-творческой деятельности в системе музыкального воспитания дошкольников?

Музыкально-творческая деятельность играет ключевую роль в системе музыкального воспитания дошкольников. Она способствует развитию их музыкальных способностей, эмоциональной сферы, фантазии и творческого мышления. Также она помогает формированию музыкальной культуры и восприятия музыки.

Какие методы используются для развития музыкально-творческой деятельности у дошкольников?

Для развития музыкально-творческой деятельности у дошкольников применяются различные методы. Например, это может быть метод активного прослушивания музыки, метод музыкальной импровизации, метод музыкального творчества и др. Важно учитывать возрастные особенности детей и создавать игровую и эмоционально-познавательную обстановку.

Какие особенности связаны с организацией музыкально-творческой деятельности с дошкольниками?

Организация музыкально-творческой деятельности с дошкольниками имеет свои особенности. Важно обеспечить доступность музыкальных инструментов и материалов, создать комфортные условия для творчества, обеспечить возможность самовыражения и самореализации каждого ребенка. Также важно разнообразить занятия, используя различные формы работы: коллективную и индивидуальную, групповые и парные задания.

Какая информация была получена в результате опытно-экспериментальной работы по развитию музыкально-творческой деятельности?

В результате опытно-экспериментальной работы по развитию музыкально-творческой деятельности было получено следующая информация: дети проявляют больший интерес и эмоциональное вовлечение в процесс музыкального творчества, значительно улучшается их музыкальное слуховое восприятие и координация движений, развивается творческое мышление и фантазия.

Какова роль музыкально творческой деятельности в системе музыкального воспитания дошкольников?

Музыкально творческая деятельность играет важную роль в системе музыкального воспитания дошкольников. Она позволяет развивать музыкальные способности и творческий потенциал ребенка, формирует музыкальный вкус и эстетическое восприятие мира, способствует развитию памяти, внимания и моторики. Кроме того, музыкальная деятельность способствует социализации детей, помогает им научиться слушать и выражать свои эмоции через музыку.

Какие методы используются для развития музыкально творческой деятельности у дошкольников?

Для развития музыкально творческой деятельности у дошкольников используются различные методы. Одним из них является игровой метод, когда дети участвуют в музыкальных играх и с помощью интерактивных заданий развивают свои музыкальные навыки. Также используется метод восприятия и интерпретации музыки, когда дети слушают разные музыкальные произведения и выражают свои эмоции и представления о них. Еще одним методом является метод импровизации, когда дети создают собственные музыкальные композиции и выражают свою индивидуальность через музыку.