Учетная политика как инструмент оптимизации налогообложения в организации
Заказать уникальную курсовую работу- 76 76 страниц
- 49 + 49 источников
- Добавлена 23.05.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГОВОГО УЧЕТА 5
1.1 Сущность и назначение учетной политики в рыночной экономике 5
1.2 Принципы построения и организация налогового учета экономическим субъектом 9
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЯДА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ 15
2.1 Организационно-экономическая характеристика и постановка учетной работы в ОАО «Агроном» 15
2.2 Организационно-экономическая характеристика и постановка учетной работы в ЗАО «Виктория-92» 21
2.3 Организационно-экономическая характеристика и постановка учетной работы в ООО «Агрофирма «Кубанский питомник» 26
3. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГОВОГО УЧЕТА 29
3.1 Правовые аспекты форм учетной политики для целей налогового учета 29
3.2 Факторы, влияющие на выбор и обоснование учетной политики для целей налогового учета 32
3.3 Современные практические формы учетной политики для целей налогового учета при необходимости ориентации на МСФО 35
3.4 Методический подход к формированию комплексной учетной политики в с/х организациях 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Следует подчеркнуть: мнение о большей требовательности МСФО по сравнению с РСБУ необоснованно. Так, анализ перехода российских банков на МСФО, который рейтинговое агентство «Интерфакс» проводит с 2000 г., не подтверждает большую жесткость международных стандартов по сравнению с РСБУ в части начисления резервов под возможные потери. В то же время в российской отчетности в отличие от отчетности, составленной по МСФО, уровень начисления резервов в большой степени зависит от налоговых соображений банка. Поэтому по мере улучшения состояния банковского сектора отчетность по международным стандартам начинает отражать намного более благоприятную картину, чем отчетность по российским стандартам.Оперативность отчетности по МСФО низка, что снижает ее ценность. Отчетность по РСБУ, как правило, доступна через несколько дней после отчетной даты, в то время как отчет по МСФО, особенно проверенный аудитором, появляется через несколько месяцев после окончания года, а часто — спустя месяцы после того, как отчетность по РСБУ будет подтверждена аудитором. Таким образом, низкая оперативность и годовой характер отчетности снижают эффективность использования отчетности по МСФО при анализе кредитоспособности банков. И хотя многие крупные банки (Газпромбанк, Альфа-банк, МДМ-банк и др.) перешли на составление отчетности по МСФО на ежеквартальной основе, эту отчетность аудитор, как правило, только просматривает на предмет соответствия принципов ее составления международным стандартам.Наконец, необходимо упомянуть корректировки, связанные с переоценкой неденежных статей баланса в целях реализации требований МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции». В числе основных статей, которые подлежат переоценке, — уставный капитал, эмиссионный доход, нераспределенная прибыль прошлых лет, прибыль текущего года, основные средства. Эти статьи корректируются в увязке с разделами «Нераспределенная прибыль/убыток текущего года», «Прочие резервы и фонды».Корректирующие проводки делаются на основе данных о корректировках прошлых лет и хозяйственных операций банка за год. Итак, МСФО определяет, что полный комплект финансовой отчетности включает: бухгалтерский баланс; отчет о финансовом положении; отчет об изменениях в собственном капитале; отчет о совокупных доходах.Статья 13 Закона «О бухгалтерском учете» определяет, что бухгалтерская отчетность организаций состоит из следующих документов: Бухгалтерского баланса; Отчета о прибылях и убытках; Отчета о движении капитала;Отчета о движении денежных средств;приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; Пояснительной записки. Определим основные различия МСФО и отечественной системы налогового учета на примере движения денежных средств.В МСФО регулирование денежных средств определено стандартом IAS 7 «Отчет о движении денежных средств», в системе российского налогового учета Формами №1 «Бухгалтерский баланс» и Формой №2 «Отчет о прибылях и убытках».IAS 7 «Отчет о движении денежных средств» определяет возможность генерирования денежными средствами хозяйствующим субъектом, а также возможность получения денежных средств для целей организации финансово-хозяйственной деятельности.Согласно документам отчетности РСБУ определяется динамика движения денежных средств в аспекте осуществления текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.К основным различиям IAS 7 «Отчет о движении денежных средств» и отчете о движении денежных средств в РСБУ относятся следующие:Во-первых, IAS 7 «Отчет о движении денежных средств» инвестиционную деятельность определяет как приобретение (продажу) вне оборотных средств и других инвестиционных активов, которые не относятся к денежным эквивалентам, при этом IAS 7 «Отчет о движении денежных средств» инвестицию определяет как денежный эквивалент в том случае, когда она может быть быстро мобилизована в определенную сумму денежных средств.РСБУ определяет инвестиционную деятельность как как деятельность осуществления финансовых вложений в хозяйственную деятельность организации (то и приобретение/продажа ценных бумаг, предоставления займов другим компаниям и проч.). Т.е. РСБУ определяет приобретение / продажу ценных бумаг как инвестиционную деятельность, при этом, не определяя срочность сделок.IAS 7 «Отчет о движении денежных средств» разграничивает деятельность по приобретению и последующей продаже ценных бумаг как с указанием на ее срочность. Во-вторых, IAS 7 «Отчет о движении денежных средств» определяет банковские займы как финансовую деятельность, при этом РСБУ финансовую деятельность определяет как деятельность организации, в результате которой меняется величина и состав капитала предприятия.В-третьих, IAS 7 «Отчет о движении денежных средств» выделяет прямой и косвенный метод предоставления информации о движении денежных средств, при этом, прямой метод предусматривает раскрытие информации об основных видах деятельности в рамках валовых поступлений и платежей, косвенный предполагает корректирование финансового результата (прибыли или убытка) с учетом не денежных операций. РСБУ ориентируется только на применение прямого метода.В-четвертых, IAS 7 «Отчет о движении денежных средств» определяет три направления предоставления информации о движении денежных средств организации: операционного направления, инвестиционного и финансового направления. В РСБУ такого разграничения не предусмотрено.В-пятых, IAS 7 «Отчет о движении денежных средств» разграничивает дивиденды на два основных блока [25, C.17]:движение денежных средств по финансовой деятельности;компоненты денежных средств от операционной деятельности.РСБУ определяет движение денежных средств исключительно в рамках текущей деятельности. 3.4 Методический подход к формированию комплексной учетной политики в с/х организацияхВ первую очередь, отметим, что отрасль АПК - отрасль сельского хозяйства занимает стратегически важное положение в экономике России. Сельское хозяйство играет важную роль в экономике России, обеспечивая 3,7% ВВП и около 8% занятости населения. Растениеводство занимает чуть более 40% выпуска сельского хозяйства, остальное - животноводство. В растениеводстве доминирует производство пшеницы, на его долю приходится до 60-65% в зависимости от урожайности и рыночных цен. В животноводстве преобладает производство свинины, говядины и мяса птицы. В денежном выражении на них приходится около 37% 36% и 20% соответственно. Птицеводство является одной из важнейших отраслей сельского хозяйства, призванной обеспечить население диетическими продуктами питания: яйцами и мясом птицы, характеризующимися большим содержанием белка животного происхождения при низкой калорийности. В общем объеме потребления белка белок мяса птицы и яиц составляет более 27 процентов.Постоянно растущий спрос на мясо птицы и яйца объясняется как их потребительскими свойствами, так и низким уровнем потребительских цен по сравнению с другими видами животноводческой продукции. Правительство Российской Федерации последние годы уделяло пристальное внимание развитию птицеводства. Перед отраслью поставлена задача в кратчайшие сроки обеспечить полное импортозамещение.Государственная поддержка инвестиционной деятельности в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства способствовала привлечению в птицеводство более 300 миллиардов рублей кредитных ресурсов, за счет которых построено, реконструировано и модернизировано более 400 объектов. Построено 17 новых предприятий с объемом производства на 1 миллион тонн. На этих предприятиях создано более 40 тысяч рабочих мест. За этот период (2006–2013 годы) государством в отрасль вложены значительные средства в виде субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам.В настоящее время спрос на мясо птицы обеспечивается за счет внутреннего производства на 90 процентов. При этом только 20 субъектов Российской Федерации полностью обеспечивают потребности региона внутренним производством при среднедушевом потреблении 30 килограммов, в 25 субъектах уровень самообеспеченности свыше 50 процентов и в 32 субъектах - менее 50 процентов. С учетом рациональной нормы потребления яиц в 38 регионах уровень самообеспеченности составляет выше 100 процентов, в 19 регионах - свыше 50 процентов и в 20 - менее 50 процентов.Важно отметить, что на отрасль сельского хозяйства в целом и, в частности, на сектор птицеводства, оказало влияние вступление в ВТО. После вступления России в ВТО здесь начала действовать принятая в этой организации классификация мер поддержки по «корзинам»: Меры «зеленой корзины» (GreenBoxPolicies) осуществляются посредством государственных программ, не предусматривают перераспределения средств от потребителей и не влекут за собой ценовой поддержки производителей. Эти меры направлены на совершенствование инфраструктуры, научные исследования, образование, информационно-консультационное обслуживание, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, распространение рыночной информации, содержание стратегических продовольственных запасов, реализацию программ регионального развития, страхование урожая, содействие структурной перестройке сельского хозяйства и т. д. Меры «голубой корзины» (BlueBoxPolicies) связаны с прямыми выплатами в рамках программ сокращения производства. По соглашению, эти выплаты не должны подвергаться обязательной отмене, если они касаются фиксированных площадей и урожаев, а в животноводстве – если они осуществляются на фиксированном поголовье скота. «Желтая корзина» (AmberBoxPolicies) содержит мероприятия, которые считаются стимулирующими производство и, следовательно, искажающими торговлю. К ним относят регулирование рыночных цен, прямые платежи и субсидии, льготы на транспортировку и списание долгов, приобретение ГСМ со скидками и т. п. В соглашении нет точного определения, какие меры государственной поддержки следует отнести к «желтой корзине», и в нее попадают любые меры, не помещенные в другие «корзины». До сих пор нет ясности в вопросе о том, как правительство намерено использовать меры «зеленой» и «голубой корзин». Поскольку поддержка сельского хозяйства государством в таких формах практически пока не осуществлялась, либо была неэффективной. Потребуется время как на разработку программ, так и на подготовку соответствующих специалистов.Рис.3.2. Объем разрешенных субсидий сельскому хозяйству в РФ, в млрд. долл. («желтая корзина»)В соответствии с Рисунком 3.2 можно отметить отрицательную динамику субсидий сельскому хозяйству в России в перспективе до 2018 года (если в 2013 году было направлено 9 млрд. долл., то объемы к 2018 году снизятся до 4,4 млрд. долл.). Наблюдается снижение объема субсидирования отрасли в динамике 2012 – 2014 гг.Рис.3.3. Объем поддержки с/х производителей на единицу посевной площади, долл./гаНа основе представленного Рисунка 3.3 можно судить о том, что объем поддержки с/х производителей на единицу посевной площади в России как до вступления в ВТО, так и после, значительно ниже, чем в развитых странах мира.Вступление России во Всемирную торговую организацию негативно отразилось на агропромышленном комплексе. По условиям вступления в ВТО, поддержка сельского хозяйства не должна превышать определенного уровня. Но этот уровень определяется путем переговоров, единого стандарта для всех стран нет. Добиться положительного результата в данном вопросе России не удалось. Если до 2012 года правительство могло выделять на поддержку АПК порядка 9 миллиардов долларов в год, то с 2013 по 2017 эта сумма упала до 4,4 миллиарда. Та же Швейцария, например, площадь пахотных земель в которой несоизмеримо меньше, чем в России, может тратить на поддержку своих сельхозпроизводителей до 5,8 миллиарда долларов. США могут выделять на эти цели 19 миллиардов долларов. Все это заведомо ставит сельхозпроизводителей России в невыгодные условия.После вступления в ВТО отменен ряд ввозных пошлин на сельхозпродукцию, что привело к снижению цен на целый ряд продуктов. В частности, в невыгодной ситуации оказались производители мяса и молока, немного меньше пострадает птицеводство. В целом же принятие России во Всемирную торговую организацию стало для сельского хозяйства страны очень тяжелым испытанием.Теперь российским производителям сельскохозяйственной продукции необходимо учиться функционировать в новых условиях, правительству же придется работать с непрямыми способами поддержки сельхозпроизводителей. А именно: с подготовкой кадров для аграрного сектора, внедрением программ страхования, проведением фитосанитарных и ветеринарных мероприятий, улучшением инфраструктуры на селе и т.д. Некоторые эксперты считают, что у России даже в новых условиях есть все шансы сделать свое сельское хозяйство прибыльным и конкурентоспособным.Обязательства перед ВТО предусматривают: снижение ставок импортных пошлин по широкому набору сельскохозяйственной продукции. В частности, с 45% до 5% снизится пошлина на импорт живых свиней; будут увеличены квоты, обнулены пошлины в пределах квоты и снижены пошлин с 75% до 65% вне квоты по свинине; пошлины на молочные продукты уменьшатся с 19,8% до 14,9%; на злаки - снизятся с 15,1% до 10%; на рыбу - с 10% до 3%; рост цен на минеральные удобрения. На текущий момент многие российские сельхозпроизводители покупают минеральные удобрения по ценам, согласованным с Российской ассоциацией производителей удобрений. С 1 января 2013 года они вынуждены покупать их по мировым ценам, что привело к повышению цен на 35-40%; отмену освобождения от НДС, применяемого к некоторым видам отечественной сельскохозяйственной продукции; обнуление экспортных сельскохозяйственных субсидий. Суммируя все эти риски, можно спрогнозировать, что совокупные потери сельхозпроизводства составят 3,3 трлн. Руб. или 35% недополученного роста к концу 2015 года.Для того, чтобы обеспечить поддержание конкурентных позиций отечественных сельскохозяйственных предприятий, важно сформировать эффективную систему их учетной политики.Для сельскохозяйственных предприятий, также, как и для организаций других отраслей, важна ориентация на МСФО.Процесс разработки учетной политики, следующим образом (Рисунок 3.4).Рис.3.4. Систематизация законодательного и нормативного регулирования учетной политики сельскохозяйственной организацииМетодические подходы к формированию комплексной учетной политики для сельскохозяйственных организаций предполагает определение основных направлений учетной политики для целей бухгалтерского, налогового и управленческого учета в соответствии с требованиями МСФО (Рисунок 3.4).Рис.3.5. Методические подходы к формированию комплексной учетной политики сельскохозяйственных организацийКомплексную учетную политику сельскохозяйственной организации необходимо регулярно пересматривать и совершенствовать, так как она является важным и неотъемлемым элементом системы внутреннего контроля сельскохозяйственной организации.Данные методические подходы базируются на выработанных теоретических, практических и методических положениях, что позволило определить современный подход формирования комплексной учетной политики для целей бухгалтерского, налогового и управленческого учета сельскохозяйственными организациями, с учетом отраслевых особенностей и требований МСФО.Говоря о правовом статусе МСФО в России, в первую очередь необходимо напомнить, что в соответствии с подпунктом «р» статьи 71 Конституции РФ «официальный статистический и бухгалтерский учет» находится в «ведении Российской Федерации». Это означает, что согласно Конституции России порядок ведения налогового учета в целях составления официальной (внешней, публичной) бухгалтерской отчетности в России определяется предписаниями властных органов Российской Федерации.Эти положения Конституции РФ раскрываются в Федеральном Законе от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [3]. И, говоря о правовом значении МСФО для практики налогового учета в России, необходимо следовать нормам Закона, определяющим порядок регулирования налогового учета в России. Какой же правовой статус сегодня имеют Международные стандарты финансовой отчетности с точки зрения именно нормативного регулирования бухгалтерской практики? Это очень важно понять. Да, сфера применения МСФО расширяется год от года. Да, формирующиеся требования рынка по представлению бухгалтерской информации все в большей степени позволяют говорить об МСФО как об универсальном международном языке бизнеса. Да, все большее количество компаний в мире формируют отчетность по МСФО. Да, это во все большей степени относится и к российским транснациональным компаниям. Однако в рамках регулирования практики ведения учета в конкретном государстве выполнение требований МСФО может стать обязательным только в случае, если такая обязанность будет вменена соответствующим законодательством.Исключением здесь не является и Россия. Рассмотрев достаточно подробно нормы отечественного законодательства, определяющие порядок регулирования бухгалтерской практики, и положения, отражающие степень обязательности применения МСФО, мы можем сформулировать следующие выводы относительно реальной возможности рассматривать МСФО как предписания, обязательные при ведении официального налогового учета российскими организациями:Любое положение МСФО может стать нормой российского законодательства о бухгалтерском учете только в двух случаях:1) Заимствования отдельных положений МСФО при разработке и принятии новых (совершенствования действующих) нормативных актов бухгалтерского законодательства РФ. В этом случае отдельные положения МСФО, например, определение допущения непрерывности деятельности организации, переведенное на русский язык, фактически в новой редакции включается в текст российского нормативного акта, становясь таким образом его предписанием. В предписаниях отечественных нормативных документов отражаются методологические положения МСФО, но уже в адаптированной отечественной практикой интерпретации, изложенные на русском языке, становясь таким образом нормой отечественного законодательства о бухгалтерском учете.2) Текст российских нормативно-правовых актов может включать прямые отсылки к МСФО, делая таким образом их указания обязательными для применения соответствующей нормы отечественного законодательства о бухгалтерском учете.Так, например, российский нормативный акт может содержать предписание, согласно которому ведение налогового учета в определенной части, допустим, тестирование активов на обесценение, следует осуществлять согласно положениям МСФО. Соответствующих предписаний о таком тестировании отечественный нормативный акт в этом случае уже содержать не будет. И, следовательно, чтобы исполнить указания российского нормативного документа бухгалтеру потребуется обратиться к тексту МСФО.Оба выделенных нами варианта действия МСФО на отечественную учетную практику имеют очень существенное значение и требуют самостоятельного рассмотрения.Важно отметить, что в России переход системы налогового учета на принципы МСФО был осуществлен в 2012 году; в соответствии с Приказом Минфина России от 25.11.11 № 160н на территории Российской Федерации введены в действие 63 документа МСФО. По состоянию на 2015 год – переход организаций на МСФО является значимой и немаловажной задачей в рамках организации производственно-хозяйственной деятельности.План Минфина России на 2012 – 2015 годы предусматривает принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих непосредственное применение МСФО для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица.По состоянию на 2015 год ведение учета по МСФО уже не является прерогативой только крупных компаний, банков и страховых организаций. Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 208 – ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» МСФО применяется только для подготовки консолидированной финансовой отчетности по установленному перечню организаций. Теперь отчитываются по МСФО и негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и НПФ, клиринговые организации. Правительством РФ на основе анализа применения МСФО в России в ближайшее время предусмотрено:ускорение сближения федеральных стандартов с МСФО. Правительство РФ приняло решение перенести на 2015 год завершение исполнения комплекса мер по переводу федеральных стандартов на МСФО;в 2013 году начал работу Совет по стандартам налогового учета. Также должна быть налажена работа негосударственных органов регулирования;в 2015 году расширится круг организаций, обязанных составлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО;к концу 2015 г. должны быть разработаны предложения по развитию системы профессиональной аттестации бухгалтеров на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров;к концу 2015 г. должны быть разработаны предложения по введению системы ежегодного повышения квалификации специалистов в области налогового учета на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров;в 2012-2013 гг. были разработаны предложения по развитию саморегулирования в сфере оказания бухгалтерских услуг;с целью обеспечения права пользователей на доступ к отчетности, составленной по МСФО в 2013 г. –сформирован единый информационный ресурс, в который будет поступать вся консолидированная финансовая отчетность, составленная по МСФО от всех организаций, которые эту отчетность составляют;в ближайшее время также предполагается совершенствовать надзорную деятельность, создать систему ответственности за качество отчетности, составленной по МСФО, ввести обязательную публикацию промежуточной консолидированной финансовой отчетности, составленной по МСФО и др.В целях улучшения и облегчения практики применения МСФО российскими компаниями Министерство финансов Российской Федерации в марте 2012 г. учредило специальную Межведомственную рабочую группу Минфина по применению МСФО.Переход на МСФО может оказаться длительным и сложным процессом, при осуществлении которого придется решить множество сложных вопросов методического и учетного характера. Многим компаниям для обеспечения соответствия МСФО нужно значительно изменять действующую учетную политику, причем такие ключевые области учета, как признание выручки, учет запасов, финансовые инструменты, планы вознаграждения работников, тестирование на обесценение, резервы и выплаты, основанные на акциях. Опыт европейских компаний говорит о том, что многие организации недооценивают такие вопросы, как пробелы в данных, проблема выбора учетной политики, необходимость консолидации дополнительных компаний. Тем не менее, если отнестись к смене учетной политики со всем тщанием, проблем не возникнет.В целом многие предприятия уже завершили подготовку к трансформации и формирование своей учетной политики по МСФО и в ближайшем будущем мы сможем анализировать последовательность применения МСФО российскими предприятиями. Если степень такой последовательности будет действительно высокой, а сама МСФО-отчетность подлинно прозрачной, качественной и правдивой, то от повышения сопоставимости финансовой отчетности предприятий одинаковых отраслей (например, такой как страховая) выиграют и инвесторы, и кредиторы, и клиенты этих компаний на территории России.В качестве общего вывода по дипломной работы важно отметить, что по состоянию на 2015 год система налогового учета России определена Федеральным законом от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», НК РФ. Важно также отметить, что разработана Концепция, которая призвана к концу 2015 года обеспечить полный переход отечественной системы бухгалтерского и налогового учета на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). ЗАКЛЮЧЕНИЕНалоговый учет в соответствии с российским законодательством можно определить как совокупность документированной информации об объектах в рамках хозяйствующего субъекта, которая, в свою очередь, должна быть гармонизирована для целей составления на ее основе бухгалтерской и налоговой отчетности.Обеспечение системы бухгалтерского и налогового учета является необходимым условием эффективной финансово-хозяйственной деятельности отечественных предприятий. Основными законодательными актами при этом являются НК РФ, Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».Выяснено также, что организация учетной политики является необходимым направлением деятельности любого отечественного предприятия, при этом, законодательство РФ постоянно совершенствуется и реформируется для целей обеспечения эффективной системы налогового учета в стране.Как выяснено, глобализация и интернационализация экономики определили необходимость формирования международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).Важно отметить, что в России переход системы налогового учета на принципы МСФО начат в 1998 году и продолжается в настоящее время.Первые отчеты по МСФО компании, обязанные по закону это делать, сдали в 2013 году. В ближайших планах государства расширение применения МСФО в России. В перечень кому необходимо будет готовить отчетность по МСФО попали негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные компании и государственные корпорации. С 2015 года планируется введение обязательного составления и публикации консолидированной финансовой отчетности унитарными инфраструктурными и системообразующими предприятиями.В настоящее время отчетность по международным стандартам готовят крупнейшие российские компании: ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», ОАО «ГМК Норильский никель», ОАО «ВАЗ», ОАО «Северсталь», ОАО «Ростелеком», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Аэрофлот» и многие другие. Среди американских участников рынка нет однозначного мнения в отношении того, насколько выгодно американскому рынку, пусть даже самому крупному и развитому, противопоставлять всему остальному рынку свою систему финансовой отчётности, создавая, таким образом, для входа на рынок иностранных компаний барьеры в виде дополнительных транзакционных издержек на трансформацию отчётности в соответствии с GAAP. Как показала практика, американские стандарты являются далеко не самыми совершенными.К основным причинам необходимости реформирования системы налогового учета международным стандартам можно отнести следующие:Расширение экономических связей в мировом хозяйстве.Ориентация на обеспечение внешнеторгового пространства в мировом масштабе.Обеспечение хозяйственной деятельности отечественных предприятий стандартам, принятым в международный практике для целей обеспечения эффективности деятельности и достоверной информации, предоставляемой пользователям (инвесторам, клиентам и проч.).В современной России проблемыведения налогового учета решаются путем ориентации отечественных предприятий на МСФО, а также необходимостью автоматизации основных бизнес – процессов (на рынке появляются новые программы автоматизации налогового учета для малых предприятий, крупных холдингов, коммерческих банков и проч.). Также проблема ведения налогового учета решается путем постоянного реформирования законодательной базы в области РСБУ.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫРоссийская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ [принят ГД ФС РФ 16.07.1998 по состоянию на 30.01.2014 г.] М.: Знание, 2014. 56 с.Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ [принят ГД ФС РФ 19.07.2000 по состоянию на 01.01.2014 г.] М.: Знание, 2014. 108 с.Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 06.12.2011г. № 402-ФЗ »О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.12.2013 г.) // Делопроизводитель.- 2012.- №4.- С.22-96 Концепция развития налогового учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная Приказом МФ РФ от 1 июля 2004 г. [Электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=48508 (дата обращения 10.12.2014 г.)Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2011 г. № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151315/ (дата обращения 10.02.2014 г.)Приказ Минфина России от 25.11.11 № 160н на территории Российской Федерации введены в действие 63 документа МСФО [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147863/ (дата обращения 10.02.2014 г.)Программа реформирования налогового учета в соответствии с МСФО, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283 [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18125/ (дата обращения 10.02.2014 г.)Алиев Д.Г. Экономика предприятия / Д.Г. Алиев.- М.: АСТ, 2011.- 499 с.Асланова Т.О. Регулирование внешнеэкономической сферы: некоторые проблемы совершенствования / Т.О. Асланова // Проблемы прогнозирования. - 2013. - № 2.- C.4-6.Багирова В.Л., Сбоева С.Г., Глембоцкая Г.Т., Васькова Л.Б. Бухгалтерский учет / В.Л. Багирова, С.Г. Сбоева, Г.Т. Глембоцкая // ММА.- 2008.- 26 июля.- C.8-12.Бобров О.С. Бухгалтерский учет / О.С. Бобров.- М.: ВиД, 2012.- 329 с.Болован Д. Бухгалтерский учет / Д. Болован.- М.: АСТ, 2013.- 399 с.Богдановская Л.А. Анализ хозяйственной деятельности / Л.А. Богдановская. Мн.: Высш. шк., 2010. – 199 с.Борисов А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. - М.: Книжный мир, 2009. - 895 с.Василевская Т.А. Бухгалтерский учет / Т.А. Василевская.- М.: Альянс, 2007.-519 с.Гавриленко Н.И. Роль бухучета в управлении предприятиями в условиях рыночных отношений / Н.И. Гавриленко // Финансы и кредит.- 2010.- 18 июля.- № 22.- C.3-7.Гаркин М. Бухгалтерский учет / М. Гаркин.- М.: АСТ, 2014.- 439 с.Гуман С.Е. Бухгалтерский учет / С.Е. Гуман.- М.: Ярус, 2012.- 209 с.Жаркив С.С. Бухгалтерский учет /С.С. Жарких.- М.: Флор, 2011.- 194 с.Журавлева О. Введение в МСФО / О. Журавлева // Инталев.- 2010.- №6.- C.8-10.Иванов С.И. Основы экономической теории. Книга 2/ С.И. Иванов.- М.: Вита-пресс, 2010.- 427 с.Иванович Я. Бухгалтерский учет / Я. Иванович.- М.: АСТ, 2012.- 328 с.Кеворков В.В., Леонтьев С.В. Политика и практика бухучета на предприятии / В.В. Кеворков, С.В. Леонтьев.- М.: Первый, 2010.-350 с.Ларин В.Д. Экономика / В.Д. Ларин.- СПб: С-Наука, 2009.-528 с.Лукин В.Б. Бухгалтерский учет: Учебноепособие / В.Б. Лукин.- М.: МГУП, 2011. 183 с.Мизиковский Е.А., Дружиловская Т.Ю. Международные стандарты финансовой отчетности и бухгалтерский учет в России. 2-е издание / Е.А. Мизиковский, Т.Ю. Дружиловская.- М.: Бухгалтерский учет, 2009.- 304 с.Модеров С.В. Международные стандарты финансовой отчетности / С.В. Модеров // Институт проблем предпринимательства.- 2013.- 7 апреля.- C.15-17.Мозолин Р.Г. Бухгалтерский учет предприятия / Р.Г. Мозолин.- М.: АСТ, 2012.- 329 с.Мокрых Д. Бухучет на предприятии / Д. Мокрых.- М,: Дрофа, 2014.- 328 с.Назаров Д.Г. Бухгалтерский учет на предприятии / Д.Г. Назаров.- М.: Дрофа, 2013.- 412 с.Новиков В.Е. Бухгалтерский учет - условие стабилизации России / В.Е. Новиков // Финансы – 2010. - № 10.- C.18-20Палимеров С.Д. Бухгалтерский учет / С.Д. Палимеров.- М.: Дрофа, 2010.- 189 с.Пузаков С.Б. Введение в МСФО / А.В. Пантелеев.- М.: Сириус, 2013.- 96 с.Пархоменко С. Бухгалтерский учет России / С. Пархоменко.- М.: Дрофа, 2013.- 399 с.Поляков О.М. Бухгалтерский учет / О.М. Поляков.- М.: АСТ, 2013.- 399 с.Сахаров Я.Ю. Бухгалтерский учет / Я.Ю. Сахаров.- М.: ВиД, 2011.- 392 с.Сачман Д. Бухгалтерский учет организации / Д. Сачман.- М.: Флорин, 2013.- 199 с.Соркин Д.Г. Бухгалтерский учет / Д.Г. Сорокин.- М.: Дрофа, 2012.- 286 с.Суманин Л. Бухгалтерский учет / Л. Суманин.- М.: Астра-М, 2013.- 299 с.Фазанович С. МСФО / С. Фазанович.- Спб.: Нева, 2013.- 206 с.Фусинов С.Ю. Международные стандарты финансовой отчетности / С.Ю. Фусинов.- М.: Астрель, 2010.- 329 с.Чадов О.Г. Бухгалтерский учет / О.Г. Чадов.- М.: АСТ, 2012.- 412 с.Чуханова М. Бухгалтерский учет / М. Чуханова.- М.: АСТ, 2012.- 429 с.Шевчук Д.А. Бухгалтерский учет / Д.А. Шевчук. Р-н. : Феникс, 2009.- 189 с.Шуваева Я.Ю. Бухгалтерский учет /Я.Ю. Шуваева.- М.: АСТА- М, 2010.- 299 с.Шуренков Д.С. Бухгалтерский учет / Д.С. Шуренокв.- М.: План, 2012.- 187 с.Шурочкин Л.Д. Введение в МСФО / Л.Д. Шурочкин.- М.: Сарма, 2013.- 229 с.Шуклевич С.С. Бухгалтерский учет / С.С. Шуклевич. – М.: ЭКСМО, 2014. 320 с.Щукина Р. Бухгалтерский учет / Р. Щукина.- М,: АСТ, 2012.- 328 с.Этрилл П. Бухгалтерский учет / П. Этрил. – СПб.: Питер, 2010. – 409 с.Ябзевич. С.С. Бухгалтерский учет / С.С. Ябзевич. Учебник. – Спб.: «СП-Б Свет», 2009.-617 с.Ябугин О.Т. Бухгалтерский учет / О.Т. Ябугин.- М.: АСТ, 2013.- 439 с.Яковых Ю.Д. Бухгалтерский учет и МСФО / Ю.Д. Яковых.- М,: АСТ, 2014.- 99 с.Электронный ресурс: http://www.msfofm.ru/ (дата обращения 01.02.2014 г.)ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ [принят ГД ФС РФ 16.07.1998 по состоянию на 30.01.2014 г.] М.: Знание, 2014. 56 с.
2. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ [принят ГД ФС РФ 19.07.2000 по состоянию на 01.01.2014 г.] М.: Знание, 2014. 108 с.
1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 06.12.2011г. № 402-ФЗ »О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.12.2013 г.) // Делопроизводитель.- 2012.- №4.- С.22-96
2. Концепция развития налогового учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная Приказом МФ РФ от 1 июля 2004 г. [Электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=48508 (дата обращения 10.12.2014 г.)
3. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2011 г. № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151315/ (дата обращения 10.02.2014 г.)
4. Приказ Минфина России от 25.11.11 № 160н на территории Российской Федерации введены в действие 63 документа МСФО [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147863/ (дата обращения 10.02.2014 г.)
5. Программа реформирования налогового учета в соответствии с МСФО, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283 [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18125/ (дата обращения 10.02.2014 г.)
6. Алиев Д.Г. Экономика предприятия / Д.Г. Алиев.- М.: АСТ, 2011.- 499 с.
7. Асланова Т.О. Регулирование внешнеэкономической сферы: некоторые проблемы совершенствования / Т.О. Асланова // Проблемы прогнозирования. - 2013. - № 2.- C.4-6.
8. Багирова В.Л., Сбоева С.Г., Глембоцкая Г.Т., Васькова Л.Б. Бухгалтерский учет / В.Л. Багирова, С.Г. Сбоева, Г.Т. Глембоцкая // ММА.- 2008.- 26 июля.- C.8-12.
9. Бобров О.С. Бухгалтерский учет / О.С. Бобров.- М.: ВиД, 2012.- 329 с.
10. Болован Д. Бухгалтерский учет / Д. Болован.- М.: АСТ, 2013.- 399 с.
11. Богдановская Л.А. Анализ хозяйственной деятельности / Л.А. Богдановская. Мн.: Высш. шк., 2010. – 199 с.
12. Борисов А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. - М.: Книжный мир, 2009. - 895 с.
13. Василевская Т.А. Бухгалтерский учет / Т.А. Василевская.- М.: Альянс, 2007.-519 с.
14. Гавриленко Н.И. Роль бухучета в управлении предприятиями в условиях рыночных отношений / Н.И. Гавриленко // Финансы и кредит.- 2010.- 18 июля.- № 22.- C.3-7.
15. Гаркин М. Бухгалтерский учет / М. Гаркин.- М.: АСТ, 2014.- 439 с.
16. Гуман С.Е. Бухгалтерский учет / С.Е. Гуман.- М.: Ярус, 2012.- 209 с.
17. Жаркив С.С. Бухгалтерский учет /С.С. Жарких.- М.: Флор, 2011.- 194 с.
18. Журавлева О. Введение в МСФО / О. Журавлева // Инталев.- 2010.- №6.- C.8-10.
19. Иванов С.И. Основы экономической теории. Книга 2/ С.И. Иванов.- М.: Вита-пресс, 2010.- 427 с.
20. Иванович Я. Бухгалтерский учет / Я. Иванович.- М.: АСТ, 2012.- 328 с.
21. Кеворков В.В., Леонтьев С.В. Политика и практика бухучета на предприятии / В.В. Кеворков, С.В. Леонтьев.- М.: Первый, 2010.-350 с.
22. Ларин В.Д. Экономика / В.Д. Ларин.- СПб: С-Наука, 2009.-528 с.
23. Лукин В.Б. Бухгалтерский учет: Учебноепособие / В.Б. Лукин.- М.: МГУП, 2011. 183 с.
24. Мизиковский Е.А., Дружиловская Т.Ю. Международные стандарты финансовой отчетности и бухгалтерский учет в России. 2-е издание / Е.А. Мизиковский, Т.Ю. Дружиловская.- М.: Бухгалтерский учет, 2009.- 304 с.
25. Модеров С.В. Международные стандарты финансовой отчетности / С.В. Модеров // Институт проблем предпринимательства.- 2013.- 7 апреля.- C.15-17.
26. Мозолин Р.Г. Бухгалтерский учет предприятия / Р.Г. Мозолин.- М.: АСТ, 2012.- 329 с.
27. Мокрых Д. Бухучет на предприятии / Д. Мокрых.- М,: Дрофа, 2014.- 328 с.
28. Назаров Д.Г. Бухгалтерский учет на предприятии / Д.Г. Назаров.- М.: Дрофа, 2013.- 412 с.
29. Новиков В.Е. Бухгалтерский учет - условие стабилизации России / В.Е. Новиков // Финансы – 2010. - № 10.- C.18-20
30. Палимеров С.Д. Бухгалтерский учет / С.Д. Палимеров.- М.: Дрофа, 2010.- 189 с.
31. Пузаков С.Б. Введение в МСФО / А.В. Пантелеев.- М.: Сириус, 2013.- 96 с.
32. Пархоменко С. Бухгалтерский учет России / С. Пархоменко.- М.: Дрофа, 2013.- 399 с.
33. Поляков О.М. Бухгалтерский учет / О.М. Поляков.- М.: АСТ, 2013.- 399 с.
34. Сахаров Я.Ю. Бухгалтерский учет / Я.Ю. Сахаров.- М.: ВиД, 2011.- 392 с.
35. Сачман Д. Бухгалтерский учет организации / Д. Сачман.- М.: Флорин, 2013.- 199 с.
36. Соркин Д.Г. Бухгалтерский учет / Д.Г. Сорокин.- М.: Дрофа, 2012.- 286 с.
37. Суманин Л. Бухгалтерский учет / Л. Суманин.- М.: Астра-М, 2013.- 299 с.
38. Фазанович С. МСФО / С. Фазанович.- Спб.: Нева, 2013.- 206 с.
39. Фусинов С.Ю. Международные стандарты финансовой отчетности / С.Ю. Фусинов.- М.: Астрель, 2010.- 329 с.
40. Чадов О.Г. Бухгалтерский учет / О.Г. Чадов.- М.: АСТ, 2012.- 412 с.
41. Чуханова М. Бухгалтерский учет / М. Чуханова.- М.: АСТ, 2012.- 429 с.
42. Шевчук Д.А. Бухгалтерский учет / Д.А. Шевчук. Р-н. : Феникс, 2009.- 189 с.
43. Шуваева Я.Ю. Бухгалтерский учет /Я.Ю. Шуваева.- М.: АСТА- М, 2010.- 299 с.
44. Шуренков Д.С. Бухгалтерский учет / Д.С. Шуренокв.- М.: План, 2012.- 187 с.
45. Шурочкин Л.Д. Введение в МСФО / Л.Д. Шурочкин.- М.: Сарма, 2013.- 229 с.
46. Шуклевич С.С. Бухгалтерский учет / С.С. Шуклевич. – М.: ЭКСМО, 2014. 320 с.
47. Щукина Р. Бухгалтерский учет / Р. Щукина.- М,: АСТ, 2012.- 328 с.
48. Этрилл П. Бухгалтерский учет / П. Этрил. – СПб.: Питер, 2010. – 409 с.
49. Ябзевич. С.С. Бухгалтерский учет / С.С. Ябзевич. Учебник. – Спб.: «СП-Б Свет», 2009.-617 с.
50. Ябугин О.Т. Бухгалтерский учет / О.Т. Ябугин.- М.: АСТ, 2013.- 439 с.
51. Яковых Ю.Д. Бухгалтерский учет и МСФО / Ю.Д. Яковых.- М,: АСТ, 2014.- 99 с.
52. Электронный ресурс: http://www.msfofm.ru/ (дата обращения 01.02.2014 г.)
Вопрос-ответ:
Что такое учетная политика и как она может быть использована для оптимизации налогообложения?
Учетная политика - это набор принципов и правил, которые определяют способы ведения учета и отражения операций в организации. Она может быть использована для оптимизации налогообложения путем выбора методов и приемов учета, которые позволяют минимизировать налоговые платежи организации.
Какая роль учетной политики в рыночной экономике?
Учетная политика играет ключевую роль в рыночной экономике, так как она влияет на формирование налоговой базы организации и определяет способы учета доходов и расходов. Она также помогает обеспечить прозрачность и достоверность финансовой отчетности, что является важным для инвесторов и других заинтересованных сторон.
Какие принципы должны быть учтены при построении учетной политики для налогового учета?
При построении учетной политики для налогового учета необходимо учитывать такие принципы, как метод накопления, использование нормативной базы, учет отдельных видов доходов и расходов, оценка инвестиций, учет затрат и др. Все эти принципы помогают обеспечить полноту и достоверность информации в налоговой отчетности.
Какая организационно-экономическая характеристика у ОАО "Агроном" и как она влияет на учетную работу и налогообложение?
ОАО "Агроном" - это хозяйствующий субъект, занимающийся сельскохозяйственной деятельностью. Такая деятельность включает множество операций, связанных с посевом, выращиванием и продажей сельскохозяйственной продукции. Это может повлиять на учетную работу и налогообложение организации, так как необходимо корректно учитывать доходы и расходы, связанные с сельскохозяйственной деятельностью, а также учитывать специфические налоговые планы и льготы, предоставляемые таким субъектам.
Как принципы учета и организация налогового учета влияют на налогообложение организации?
Принципы учета и организация налогового учета влияют на налогообложение организации, так как они определяют, как будут учитываться доходы и расходы в финансовой отчетности. От этого зависит размер налоговых обязательств организации. Также, правильно организованный налоговый учет позволяет использовать льготы и налоговые вычеты, что также может снизить налогообложение.
Какую роль играет учетная политика в оптимизации налогообложения в организации?
Учетная политика является инструментом оптимизации налогообложения в организации. Она позволяет определить способы учета и расчета налоговых обязательств с учетом действующего законодательства и особенностей организации. В результате применения учетной политики возможно уменьшение налоговых расходов и повышение эффективности деятельности.
Какие цели и задачи ставит перед собой учетная политика для целей налогового учета?
Цели учетной политики для целей налогового учета включают оптимизацию налогообложения, соблюдение требований законодательства, минимизацию рисков налоговых проверок. Задачи учетной политики включают обеспечение правильного учета налоговых операций, определение порядка и методов учета налоговых обязательств, формирование отчетности по налогам и контроль за ее достоверностью.
Какие принципы лежат в основе построения и организации налогового учета в экономических субъектах?
При построении и организации налогового учета в экономических субъектах применяются следующие принципы: принцип правильности, принцип непрерывности, принцип достоверности, принцип отражения операций по налогам в соответствии с их экономическим содержанием, принцип отражения операций по налогам в начисленном порядке.
Какие особенности организации учетной работы у ОАО "Агроном"?
У ОАО "Агроном" организационно-экономическая характеристика и постановка учетной работы имеют свои особенности. Например, компания занимается сельскохозяйственной деятельностью, что влияет на специфику учета и отчетности. Также организационная структура и размеры предприятия могут влиять на организацию учетной работы и выбор методов оптимизации налогообложения.