Значение музыки в эмоциональном развитии дошкольников
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 21 + 21 источник
- Добавлена 06.06.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ МУЗЫКИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 4
1.2. Значение музыки в эмоциональном развитии дошкольников 9
1.3. Методы развития эмоциональной сферы старших дошкольников средствами музыкальной деятельности 14
Выводы по 1 главе 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ 22
2.1. Диагностика исходного уровня эмоционального развития дошкольников 22
2.2. Организация работы по эмоциональному развитию дошкольников средствами музыки 29
2.3. Анализ результатов исследования 32
Выводы по 2 главе 35
Заключение 37
Список литературы 39
Приложение А. Критерии оценки основаны на уровнях освоения детьми образовательной программы «Детство» раздел «Ребёнок в мире музыки». 41
Выявленные особенности эмоциональной сферы у старших дошкольников и уровень эмоционального развития детей данной категории, необходимы для проведения своевременной коррекционной работы по формированию эмоциональной сферы у дошкольников.Этими методиками могут пользоваться не только специалисты-психологи, но и воспитатели, которые, наблюдая ребенка каждый день, могут тщательно исследовать его поведение в различных жизненных ситуациях. 2.2.Организация работы по эмоциональному развитию дошкольников средствами музыкиЗанятия являются основной формой организации работы по эмоциональному развитию детей, в которой осуществляется не просто обучение детей музыки, но и системное развитие разносторонней и творческой личности ребёнка дошкольного возраста, воспитание любви и интереса ко всем видам музыкальной деятельности. Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей На практике были определены основные принципы, организации работы по эмоциональному развитию дошкольников средствами музыки:1.Принцип целенаправленности - учитывает, что цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития музыкально – творческих способностей.2. Принцип систематичности и последовательности – предполагает ведение работы по развитию творческой и разносторонней личности ребёнка по определённой системе и последовательности:1. накопление впечатлений.2. спонтанное выражение творческого начала.3. поиск творческих решений.4. самостоятельные действия детей.5. индивидуальное и коллективное творчество.3. Принцип доступности - опираясь на данный принцип, учитываются возрастные особенности, потребности, интересы и уровни подготовленности детей.4. Принцип наглядности обучения. Роль наглядности в музыкально-познавательной деятельности обусловлена объективными закономерностями процесса познания. Учитывая данный принцип необходимо использование необходимого количества наглядности, различных методик их показа, последовательная их демонстрации. 5. Принцип интегрированного подхода - подразумевает использование различных форм и методик эмоционального развития ребенка дошкольного возраста. Обязательное использование на занятиях: - музыкальных и творческих игры, развивающие слух, память, чувство ритма; - упражнений для развития мелкой моторики, координации движений; - танцевальных элементов.6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Данный принцип определяет ведущие задачи образования (обучающую, воспитательную, развивающую), помогая воспитывать любовь и интерес к различным видам музыкальной деятельности, формируя у дошкольников основы музыкальной культуры. 7. Принцип адаптивности. Методы музыкального развития детей применяются в зависимости от индивидуальных и психо-физиологических особенностей каждого ребёнка. Поэтому проводить эти занятия лучше по подгруппам или индивидуально.8. Принцип прочности предполагает проведение многократных повторов и закрепление полученных знаний, формирование умений и навыков и примения их на практике.9. Принцип эмоциональности. Эмоциональность в проведении занятий позволяет сформировать у ребенка творческую активность. Благодаря чему, у детей появляются способности слышать свои неточности при воспроизведении мелодии, что ведет к способности к анализировать, обобщать, уметь делать вывод. Все занятия должны проходить в увлекательной игровой форме, не утомлять и не надоедать детям. Программа занятия должна подбираться индивидуально для каждого ребенка. Обязательно для наилучшего эмоционального развития ребенка нужно проводить несколько видов музыкальных занятий, такие как: - Ознакомительные занятия. Эти занятия предусматривают прослушивание фрагментов музыкальных произведений доступных для восприятия детей данного возраста, обучение их пению и движениям в различных музыкальных играх.- Обучающие занятия. - Ритмические. В основном обучающие и ритмические занятия ориентированы на практику. Они способствуют расширению музыкальной деятельности дошкольников, помогают развивать музыкальную память, чувство ритма, первичные вокальные навыки ребенка. Итак, при организации занятий по эмоциональному развитию ребенка средствами музыки, нужно создать атмосферу предельного уважения к музыке разных форм и жанров - симфонической, инструментальной, оперной, народной, джазовой, классической.2.3. Анализ результатов исследованияЗадачей контрольного эксперимента выявление динамики уровня проявлений эмоциональной отзывчивости у детей. При проведении контрольной диагностики использовался тот же диагностируемый материал, что и на констатирующем этапе.Результаты контрольной диагностики приведены в Таблице № 3 «Количественные показатели результатов контрольной диагностики выявленного уровня эмоционального развития детей»Таблица № 3 «Количественные показатели результатов контрольной диагностики выявленного уровня эмоционального развития детей»№п/пИмя ребенкаЗадание № 1Задание № 2Задание №3Средний балл1Даша М.22262Настя Ф.32163Люда Р.21254Вика П.22155Влада Р.12256Миша В.32277Петя Д.33398Женя К.23389Игорь В..112410Костя А.1214Средний балл по группе6,6Сравнивая результаты исследований, приведенных в таблицах № 2 и № 3, можно сделать следующие выводы: Увеличилось количество детей с высоким уровнем до 3-х человек, со средним уровнем до 5 человек, детей с низким уровнем наоборот сократилось до двух человек. Произошли изменения у трех детей, они переместились на средний уровень. Из чего следует, что с низким уровнем количество детей уменьшилось. Это говорит о возросшей эмоциональной отзывчивости детей на музыкальные произведения, а также о том, что ситуация общения с миром музыки вызывает наслаждение, создает эмоциональный комфорт.У одного ребенка изменения в уровнях не произошло, но у них улучшились результаты по выполнению задания № 2. Средний балл по группе вырос с 4,1 до 6,6. Это говорит о правильности выбранной стратегии мероприятий по повышению уровня эмоциональной отзывчивости детей в процессе восприятия музыки достаточно эффективен. Так же это дает основание выделить положительную динамику изменений проявления эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Разнообразные ассоциации, вызванные эмоциональными переживаниями детей, указывают на взаимосвязь центра эмоциональной активности с другими центрами головного мозга, что может быть использовано для активизации проявлений ребенка в процессе обучения, для повышения эффективности образовательного процесса в целом.Также, дети стали увереннее устанавливать связи между содержанием произведения, средствами выразительности и эмоциональным настроением, что свидетельствует о понимании основных художественных закономерностей. Детям были присущи заинтересованность, любопытство, но в большей степени их интересовала эмоциональная сторона произведений. Дошкольники высказывали предположения, какие эмоции были присущи композитору во время создания конкретного произведения. Именно этот и определяет настроение воспринимаемого произведения.Дети, эмоциональные проявления которых соответствовали среднему уровню, были сдержаннее во внешнем выражении эмоциональных переживаний. Это объясняется индивидуально-типологическими особенностями данных детей. Но по сравнению с результатами констатирующего эксперимента эмоции стали содержательнее и разнообразнее по форме. Это свидетельствует о динамике эмоциональных переживаний детей, об обогащении эмоций в процессе общения ребенка с музыкой.Помимо названных эмоциональных состояний для детей было характерно состояние удовольствия, радости от общения с произведениями, со сверстниками и педагогом. Об эмоциональном отношении детей к прослушанным музыкальным произведениям свидетельствовали мимическая экспрессия и выразительные движения. Также подтверждается эффективность обозначенных педагогических условий. Проявления эмоциональной отзывчивости свидетельствует о духовном развитии дошкольников, что определяет возможности такого педагогического средства как музыка. Выводы по 2 главеИз всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что данная работа должна проводиться регулярно и целенаправленно. Для эмоционального развития ребенка важно развитие его музыкальные способности. Для лучшей усвояемости ребенком музыкальных композиций необходимо использовать наглядно-дидактический материал. Оценивая результаты диагностики,можно сделать вывод, что на начало исследовательской работы большинство детей не могли: Адекватно осмыслить свои эмоции, вызванные в процессе прослушивания музыки. Передавать характер этой музыки с помощью мимических и двигательных реакций.Проявлять эмоциональную активность во время слушания музыкальных произведений.Основываясь наэти данные, была разработана и проведена работа по развитию и воспитанию эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки. Был разработан и апробирован комплекс занятий, основанный на формирование и развитие основных эмоций ребенка, в процессе обогащения опыта восприятия разнообразных по характеру музыкальных произведений и формированиеэмпатии и навыков формулирования своих чувств, эмоциональных переживаний всевозможными средствами (мимикой, пластикой, словами и т.д.).Учитывая, что восприятие музыки идет через эмоции, музыкальная деятельность была организована так, чтобы она вызывала у детей эмоциональное отношение к ней.Восприятие музыки вызывало сопереживание, сочувствие тому, что в ней выражено, помогало в выражении ассоциации, и позволял ребенку «проживать» собственные эмоциональные переживания.Анализируя конечные результаты исследования разработанный педагогический процесс можно считать эффективным так как:удалось создать атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения всех участников образовательного процесса;удалось сформировать позитивное отношение дошкольников к музыке и музыкальным занятиям, удалось сформировать и развить музыкальные способности, увеличить эмоциональную отзывчивость ребенка дошкольного возраста.ЗаключениеМузыкальное развитие ребенка оказывает коллосальное воздействие не только на эмоциональное, но и на общее развитие ребенка. Оно формируется эмоциональную сферу, совершенствует мышление, благодаря чему, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Поэтому так важно начинать развивать музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры необходимо с раннего возраста. В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам развития эмоциональной сферы у дошкольников делается акцент на, что этом возрастном возрасте, усложняется эмоциональная сфера, что в свою очередь ведет к усложнения и содержания эмоционального общения. Мотивы такого общения полностью совпадают с эмоциональным состоянием дошкольника. В соответствии с поставленном заданием в первой части нашей работы рассмотрено состояние данной проблемы в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов, проанализировано развитие эмоциональной сферы старших дошкольников..Анализ педагогические исследования, позволил определить важность и значимость музыки и музыкального развития в жизни ребенка. Яркость, отчетливость и полнота музыкальных представлений ребенка определяют структуру и свойства наглядно-образного мышления, которое в единстве со словесно-логическим составляет основу его умственной деятельности.Анализ теоретических положений и методических выводов первой части исследования позволил провести экспериментальную работу.В результате констатирующего исследования была дана оценка уровню проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей данной группы. Результаты диагностики показали, что на начало экспериментальной работы дети не умели адекватно осознать свои эмоции, передать характер музыки в мимических, двигательных реакциях, но проявляли эмоциональную активность в процессе слушания музыкальных произведенийИсследование позволило оценить динамику развития эмоциональной отзывчивости у детей, выразившегося в заинтересованности, к свободному и творческому выражению эмоционального состояния через музыкальную импровизацию. Наиболее существенная зависимость в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста связана с содержанием музыкальных произведений и пространственно-предметной средой, обуславливающей проявление свободы, активности, творчества детей. Эти данные нашли подтверждение на контрольном этапе исследования. Данное исследование подтвердило, что большое место в воспитания должно отводиться эмоциональному развитию именно средствами восприятия музыки.Анализ вышеуказанного, позволяет сделать вывод, что для развития эмоциональной сферы ребенка педагоги дошкольного учреждения должны проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта детей в процессе восприятия музыки.Список литературыБорисоглебская Н.И. Основы психологической диагностики детей дошкольного возраста. М.: Гуманитарное образование. 2009-218c.Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. С.П.-б.: Дом Михайлова. Изд-е 3-е. 2008.-255c.Введение в психологию: Учебн. пособие для высш. пед. учебн. заведений /А. В. Брушлинский и др.; Под общ. ред. А. В. Петровского. -Издательский центр "Академия", 2007.-493c.Головчиц Л.А. Дошкольная педагогика. Воспитание и обучение дошкольников. - М., 2009.-319c.Дубовец С. Развитие эмоций у детей / С. Дубовец // Дошкольное воспитание, 2008. - №1Емцева Т. А. Психолого-медико-педагогическая работа в детском саду: планирование, рекомендации, диагностические материалы.- М.-2011г. – 141с.Земцова, О.Н. Тесты для детей 5-6 лет: учебн. пособие / О.Н. Земцова.-М.: Махаон, 2008.- 112сКозлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студентов учреждений СПО/ С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – 13-е изд.,стер. – М:Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.Костина, Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка /Э.П. Костина //Дошкольное воспитание. - 2006. - №11. - с. 37.Кузнецова Л.В. Специальная психология. Глава 4 - 6. М., 2009.-480c.Лубовский В.И. Специальная психология. - М., 2009.-464c.Лучшие психологические тесты. М., 2007.-479c.Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: Питер,2008.-583c.Ольшман А.Е. Диагностическая и координационная работа психолога в детском саду. Минск: БГУ. 2009.-220c.Петрушин В.И. «Психологические модели отражения действительности».// Музыкальная психология и психотерапия 2008 №4.-130c.Почему именно музыка? [о положительном влиянии занятий музыкой на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка] / А. Тимонова // Искусство в школе. 2011. №6 - 113c. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: М.: ВЛАДОС. 2006.-529с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер,2013.-713с.Смирнова Е.О., Собкин В.С. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполных семьях. // Вопросы психологии, 2009 - №6, -28с.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст:М.: Айрис-пресс, 2005.-24с. Улановский А.М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы // Психологический журнал, 2009, №2. - 28с.Приложение А. Критерии оценки основаны на уровнях освоения детьми образовательной программы «Детство» раздел «Ребёнок в мире музыки».Низкий уровень (меньше 4 баллов). Ребёнок не умеет внимательно прослушивать всё произведение до конца, вникнуть в его содержание. Музыкальные произведения не вызывают у него соответствующего эмоционального отклика. Он не может ответить на вопросы о прослушанной музыке. Интерес к музыке у него неглубок и неустойчив. Плохо ориентируется в музыкальных средствах выразительности. В познании музыкальных образов речевые коммуникации носят личностный характер, но неадекватны содержанию произведений и имеют слабую эмоциональную окрашенность. Средний уровень (6-4 баллов). Ребёнок внимательно слушает музыку, но до конца проследить за динамикой музыкального образа ему не удаётся. Эмоциональные реакции не всегда адекватны настроению музыкальных произведений. Музыкальные произведения вызывают у него живой отклик, но только если они просты по содержанию и форме. Ребёнок не всегда может самостоятельно ответить на вопросы о музыке, ожидает помощи взрослого, затрудняется в подборе нужных терминов. При интерпретации эмоционального содержания музыкального образа речь не развернута, ориентирована на стандарт.Высокий уровень(9-7 баллов). Ребёнок умеет внимательно слушать музыкальное произведение, вникая в смену настроений, следя за динамикой музыкального образа. Он самостоятелен в своих ответах на вопросы взрослых, в процессе разбора музыкального произведения; правильно пользуется элементарной музыкальной терминологией. Обладает музыкальной отзывчивостью; суждения осмыслены и обусловлены вычленением главных элементов музыкальной речи. Ребёнок высказывает собственное отношение к воспринимаемому произведению. Интерес к музыке у него стабилен, мотивирован. Знает средства музыкальной выразительности в объёме программных требований, может указать на некоторые из них. Умеет оценивать сам процесс и результат восприятия музыкальных образов, способен воображать, отождествлять себя с музыкальным образом. Умеет анализировать, сравнивать музыкальные образы, устанавливать причинно-следственные связи между средствами музыкальной выразительности и эмоциональным содержанием музыки.
1. Борисоглебская Н.И. Основы психологической диагностики детей дошкольного возраста. М.: Гуманитарное образование. 2009-218c.
2. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. С.П.-б.: Дом Михайлова. Изд-е 3-е. 2008.-255c.
3. Введение в психологию: Учебн. пособие для высш. пед. учебн. заведений /А. В. Брушлинский и др.; Под общ. ред. А. В. Петровского. -Издательский центр "Академия", 2007.-493c.
4. Головчиц Л.А. Дошкольная педагогика. Воспитание и обучение дошкольников. - М., 2009.-319c.
5. Дубовец С. Развитие эмоций у детей / С. Дубовец // Дошкольное воспитание, 2008. - №1
6. Емцева Т. А. Психолого-медико-педагогическая работа в детском саду: планирование, рекомендации, диагностические материалы.- М.-2011г. – 141с.
7. Земцова, О.Н. Тесты для детей 5-6 лет: учебн. пособие / О.Н. Земцова.-М.: Махаон, 2008.- 112с
8. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студентов учреждений СПО/ С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – 13-е изд.,стер. – М:Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.
9. Костина, Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка /Э.П. Костина //Дошкольное воспитание. - 2006. - №11. - с. 37.
10. Кузнецова Л.В. Специальная психология. Глава 4 - 6. М., 2009.-480c.
11. Лубовский В.И. Специальная психология. - М., 2009.-464c.
12. Лучшие психологические тесты. М., 2007.-479c.
13. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: Питер,2008.-583c.
14. Ольшман А.Е. Диагностическая и координационная работа психолога в детском саду. Минск: БГУ. 2009.-220c.
15. Петрушин В.И. «Психологические модели отражения действительности».// Музыкальная психология и психотерапия 2008 №4.-130c.
16. Почему именно музыка? [о положительном влиянии занятий музыкой на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка] / А. Тимонова // Искусство в школе. ¬ 2011. ¬ №6 - 1¬13c. ¬
17. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: М.: ВЛАДОС. 2006.-529с.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер,2013.-713с.
19. Смирнова Е.О., Собкин В.С. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполных семьях. // Вопросы психологии, 2009 - №6, -28с.
20. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст:М.: Айрис-пресс, 2005.-24с.
21. Улановский А.М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы // Психологический журнал, 2009, №2. - 28с.
Вопрос-ответ:
Какое значение музыки в эмоциональном развитии дошкольников?
Музыка имеет большое значение в эмоциональном развитии дошкольников. Она позволяет им выразить свои эмоции, развивает чувство ритма и мелодии, помогает регулировать состояние и улучшать настроение.
Какие методы используются для развития эмоциональной сферы старших дошкольников с помощью музыки?
Для развития эмоциональной сферы старших дошкольников с помощью музыки используются различные методы, такие как музыкальные игры, импровизации, слушание музыки с последующим обсуждением эмоционального содержания произведения. Ребенку предлагается выразить свои эмоции через звуки и движения под музыку.
Какова роль музыки в экспериментальной работе по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста?
Музыка является одним из основных средств в экспериментальной работе по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста. Она используется для создания эмоциональной атмосферы, вызывая определенные эмоции у детей и помогая им осознать свои чувства и эмоции.
Какими методами проводится диагностика исходного уровня эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста?
Для диагностики исходного уровня эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста используются различные методы, такие как наблюдение за эмоциональными реакциями ребенка, анкетирование его близких взрослых, анализ его рисунков и выражений лица. Эти методы позволяют определить особенности эмоционального развития ребенка.
В чем заключаются выводы по первой главе статьи?
Выводы по первой главе статьи заключаются в том, что музыка имеет значительное значение в эмоциональном развитии дошкольников. Она способствует развитию и самовыражению эмоций, а также помогает регулировать эмоциональное состояние ребенка. Кроме того, музыкальные занятия и игры способствуют развитию ритма, мелодии и музыкального слуха.
Зачем нужна музыка в эмоциональном развитии дошкольников?
Музыка важна в эмоциональном развитии дошкольников, так как она способствует развитию и выражению эмоций, помогает снять стресс и приобрести навыки саморегуляции.
Какие методы развития эмоциональной сферы старших дошкольников средствами музыкальной деятельности применяются?
Для развития эмоциональной сферы старших дошкольников с применением музыкальной деятельности используются различные методы, такие как игры с музыкальными инструментами, пение, танцы, импровизация и слушание музыки.
Каким образом проводилась экспериментальная работа по эмоциональному развитию детей средствами музыки?
В экспериментальной работе по эмоциональному развитию детей средствами музыки была проведена диагностика исходного уровня эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Затем были применены методы музыкальной деятельности, такие как постановка музыкальных спектаклей, организация музыкальных игр и занятий с музыкальными инструментами. После проведения эксперимента была повторно проведена диагностика для определения изменений в эмоциональной сфере детей.
Какие выводы были сделаны по первой главе статьи?
В первой главе статьи были сделаны выводы о значении музыки в эмоциональном развитии дошкольников. Установлено, что музыка способствует развитию и выражению эмоций, помогает детям справляться со стрессом и развивает навыки саморегуляции.
Какие методы развития эмоциональной сферы детей были использованы в эксперименте?
В эксперименте по развитию эмоциональной сферы детей были использованы методы музыкальной деятельности, такие как постановка музыкальных спектаклей, организация музыкальных игр и занятий с музыкальными инструментами. Эти методы помогли детям развить эмоциональное восприятие и выражение эмоций.
Какое значение имеет музыка в эмоциональном развитии дошкольников?
Музыка играет важную роль в эмоциональном развитии дошкольников, помогая им выражать и осознавать свои чувства, развивать эмоциональную сферу, улучшать социальные навыки и обогащать воображение.