Сюжетно ролевые игры как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 52 52 страницы
- 26 + 26 источников
- Добавлена 04.06.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы речевого развития детей дошкольного возраста 6
1.1 Понятие «диалогическая речь» 6
1.2 Особенности развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста 8
1.3 Задачи и содержание работы по развитию диалогической речи в программах ДОО 12
1.4 Сюжетно-ролевая игра и её место в работе с детьми старшего дошкольного возраста 16
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста 23
2.1 План проведения эксперимента 23
2.2 База исследования 24
2.3 Характеристика методов эксперимента 25
2.4 Основные этапы эксперимента 26
2.4.1 Констатирующий эксперимент 26
2.4.2 Формирующий эксперимент 28
2.4.3 Контрольный эксперимент 33
Выводы по 2 главе 34
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Приложение 41
Дети по очереди входили в кабинет к доктору Айболиту, здоровались, доктор отвечал на их приветствие, спрашивал, на что они жалуются, где у них болит. Дети играли дружно, чётко выполняли свою роль, проявляли вежливость, внимание друг к другу. Большой диалог получился у Пети и Ани, они разыграли сценку приветствия между доктором Айболитом и больной девочкой.2.02.2015 Сюжетно-ролевая игра «Школа. В лесной школе».В игре участвовало 9 человек: в каждой сцене по три человека. При распределении ролей возникли некоторые сложности – всем хотелось сыграть роль учителя. В первой сцене играли Миша В. – роль учителя волка, роль учеников – маленьких волчат сыграли Игорь Р. И Дима А. Во второй сцене играли девочки: Вера К. – роль учителя лисы, два маленьких лисенка – Света Н. и Галя П. В третьей сцене – проигрывался сюжет из мультфильма «Как верблюжонок и ослик в школу ходили». Интерес к игре в первых двух сценах был вызван тем, что школа необычная – лесная, а значит, и вести себя можно было свободно. Составленные диалоги были типичными: приветствие учителя и зверят, разучивание буквы «А» в первой ситуации и придумывание слов с этой буквой и буквы Ж во второй ситуации. При составлении диалога в третьей сцене дети частично использовали реплики из знакомого мультфильма, который был им показан накануне. 4.02.2015. Сюжетно-ролевая игра «Журналист».В игре участвовали все желающие дети, разбившись на пары: в каждой паре одна роль принадлежала журналисту, вторая роль «знаменитости». Из знаменитостей дети выбирали певцов (Филипп Киркоров), детских писателей (Андерсена, Маршака, К. Чуковского). Остальные дети исполняли роль зрителей, аплодировали. Интерес детей к составлению диалога был вызван, прежде всего, желанием поиграть (перевоплотиться) во взрослых людей. Наиболее удачным было приветствие, составленное Настей Т. (журналист) и Романом Б. (в роли Ф. Киркорова).Журналист: Здравствуйте, уважаемые зрители. Меня зовут Настя, я веду передачу «Давай знакомиться». У нас в гостях Филипп Киркоров. Давайте его поприветствуем.Роман Б.: Здравствуйте! Здравствуйте! (кланяется во все стороны).- Скажите, Филипп, сколько вам лет? - (пауза), мне 6 лет, нет 36 лет.- Что вы любите? - Петь песни, участвовать в шоу.- Какое шоу вам больше всего понравилось?- Участие в новогодних праздниках. 6.02.2015. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие с гномом».Данная сюжетная игра носит сказочный характер: в игре участвуют Дед Мороз, Паша и Даша, Гном. Перед игрой педагог читает начало путешествия всех героев в «Сказочную страну», затем дети выбирают себе роль и придумывают дальнейшее путешествие и диалоги героев. В первом путешествии принимали участи четверо детей: Витя К. выбрал роль Деда Мороза, Пашу сыграл – Миша В., Дашу – Света Н., Гнома Трака – Коля М.В результате разученной и озвученной игры все дет познакомились с далекой Арктикой, с жизнью Гнома и Деда Мороза. В составлении сюжета активное участие принимал педагог, моделирую и совершенствуя реплики детей.Следовательно, каждая сюжетно-ролевая игра способствовала развитию навыков диалогической речи, развитию всех психических феноменов: мышления, памяти, внимания. В ходе проведения игр пополнялся словарный запас, формировались навыки к организованному действию: через слово к чувству и действию.2.4.3 Контрольный экспериментЦель: выяснение эффективности сюжетно-ролевых игр как средства развития диалогической речи в старшем дошкольном возрасте. Задачи: изучить динамику развития диалогической речи: а) навыки речевого этикета (использование речевых штампов при приветствии, знакомстве, прощании);б) способность запросить информацию; в) самостоятельное составление диалогов разной структуры.После реализации сюжетно-ролевых игр была проведена повторная диагностика с использование таких же методик. Результаты контрольного эксперимента по методикам даны в таблице 4.Таблица 4Динамика развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапеУровень диалогической речиДо После Высокий уровень832Средний уровень5260Низкий уровень408Рисунок 2. Результаты изучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапеКоличество детей высокого уровня после обучения, заметно возросло, высокий уровень на 24%, среднего на 32%, низкий уровень сформированности диалогической речи сохранился у 8% дошкольников. Полученные данные свидетельствуют, что диалогическая речь старших дошкольников к концу обучения средствами сюжетно-ролевых игр приблизилась к характеристике полноценного диалогического высказывания. Большинство диалогов испытуемых соответствуют заданной ситуации, реплики последовательны и структурно взаимосвязаны. Старшие дошкольники владеют навыками речевого этикета, они используют не только речевые штампы, но и сами придумывают реплики соответственно характеру речевой информации.Выводы по 2 главеЭкспериментальная работа позволила сделать следующие выводы:В 5-6лет речь ребенка сильно обогащается за счет сюжетно-ролевых игр разных типов. В диалогической речи дети употребляют большое количество разных частей речи: существительных, обозначающих названия профессий, животных; прилагательных, обозначающих признаки предметов; наречий, характеризующих отношениямежду животным миром и человеком. Исследование показано, что использование сюжетно-ролевых игр и народных ролевых игр с включением произведений устного народного творчества на занятиях изменило уровень сформированных навыков по развитию диалогической речи: они стали более внимательно рассматривать предметы, у них расширился кругозор окружающего мира, они запомнили много игр, игровых ситуации. С интересом стали относиться к сказке, быстро распознают сказочных героев, могут дать им характеристику, употребляя собственные реплики и выражения. Большинство детей научились правильно, грамотно строить предложения.Контрольный эксперимент подтвердил эффективность применения сюжетно-ролевых игр для обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.Результаты экспериментального исследования позволяют утверждать, что условиями эффективного обучения дошкольников диалогической речи являются: поэтапное обучение детей диалогу, системное создание игровых и речевых ситуаций в обучающей образовательной среде.ЗаключениеДошкольный возраст характерен тем, что дети впервые открывают для себя мир и учатся говорить. Овладение диалогической речью и её развитие связано с игрой детей. Наиболее эффективным средством для формирования диалогической и монологической речи служат сюжетно-ролевые игры и игры – драматизации: они содержат специальные методы и приемы, способствующие высказыванию мыслей, развивают фонетико-фонематические, лексические, грамматические, стилистические компоненты языка. Театрализация и подражание в игровой форме ведет к активности старших дошкольников, так как им эта деятельность интересной и увлекательной. В сюжетно-ролевых играх заложено детское творчество, осознание ребенком социальных норм поведения. В играх освоение ролей непосредственно связано с развитием речи: вначале отрабатывается четкое произношение букв, звуков, слов, фраз, целых предложений – этому способствуют пословицы, поговорки, повторы из сказок, чистоговорки. Затем отрабатывается логическое ударение, лексический материал к сказке, сказочным героям. Постепенно происходит переход к сюжету игры, в которой каждый дошкольник может образно реализовать себя через игровые действия, через проигрывание диалога.Речь детей, особенно в дошкольном возрасте, может правильно и эффективно развиваться на основе получаемых ими конкретных впечатлений от окружающей действительности. В соответствии с этим наряду с программой обучения и воспитания в детском саду необходимо подбирать такие сюжетно-ролевые игры, произведения устного народного творчества, которые бы соответствовали возрасту детей и их уровню речевых способностей. Развитие диалогической речи идет в тесной связи с другими видами деятельности детей: это развитие мелкой моторики, формирование фонематического слуха, развитие сенсорных способностей и физического здоровья.В ходе экспериментального исследования было определено, что диалог как вид речевого общения предполагает умение формирования подготовленной диалогической речи, выражения собственного мнения, суждения, рассуждения. Основными педагогическими условиями для развития диалогического общения детей являются: развивающая педагогическая среда, использование сюжетно-ролевых и народных игр, правиласоблюдения игровых правил, позитивная эмоциональная атмосфера в группе.Повторная диагностика показала, что диалогическая речь в старшей группестала лучше: активизировался словарный запас детей, сформировались коммуникативные навыки. У 32% старших дошкольников наблюдается высокий уровень сформированности навыков диалогической речи, у 60% - средний уровень, низкий уровень сохранился только у 8% дошкольников. Следовательно, разработанный комплекс занятий с использованием сюжетно-ролевых игр для развития диалогической речи, можно использовать в дошкольных учреждениях.Материал курсовой работы можно использовать в практической деятельности педагогов, психологов и логопедов в детском саду. Его можно расширить за счет экспериментальных исследований по развитию диалогической речи и использовать в качестве подготовки к дипломной работе.Список используемой литературы1. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников: Пособие для студ. сред. пед. учебных заведений / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 160 с.2. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб.заведений/ ММ. Алексеева, Б.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 400с.3. Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Сфера, 2013. – 320 с.4. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду / Е.А. Антипина. – М.: Сфера, 2011. – 194с.5. Антонова О.В. Умные игры – Умные дети: Развивающие игры и упражнения для детей / О.В. Антонова. – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008. – 153с. – (Умница).6 Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. – М., 2012. 7. Венгер Л. А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2008. – 335с.8. ВыготскийЛ.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. –СПб.: Союз, 2008. – 458 с.9. Гавриленко Е.Н. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Е.Н. Гавриленко. – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2011. –124с.10. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гуревич. – СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 237 с.11. Диагностика речевого развития дошкольников / Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 140 с.12. Дневник воспитателя: Развитие детей дошкольного возраста / Под редакцией О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: Гном-Пресс, 2009. – 144с.13. Доронова Т.Н. Играем в театр / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2009. – 125с.14. Капитонова О.Ф. Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники / О.Ф. Капитонова, Л.Д. Андреева. – Якутск, 2013. – 155с. 15. ЛюбинаГ.А. Детская речь / Г.А.Любина. – Мн.: Народная асвета, 2010. – 22 с.16. Михоленко Н.Я, Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя/ Н.Я. Михоленко, Н.А. Короткова. – М: Издательство «Гном и Д», 2011. – 96 с.17. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая группа/ Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: «Издательство Гном и Д», 2010 – 96 с.18. Рубинштейн С.Л. Избранные произведения в 2-х томах / С.Л. Рубинштейн. –М.: Педагогика, 2000. - Т.1.19. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста: Упражнения, дидактические игры, логические задачи / У.М. Сидорова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.20. Синельников В. Формирование умственной активности дошкольников при решении конструктивных задач // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 8. – С.43-47.21. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольника: учебное пособие для студентов учреждений высш. профес. образования / Н.А. Стародубова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256с.22УшаковаО.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О.С.Ушакова, Е.И.Струнина. – М.: Гуманитарный Издательский центр ВЛАДОС, 2010. – 288с.23. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2010. – 362 с.24. Эльконин Б.Д. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2009. – 124с.25Янге Е. Ролевые игры для детей / Е. Янге. – Ростов на/Д.: Феникс, 2013. – 174с.26. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студентов учреждений высш. профес. образования / В.И. Яшина, М.М.Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 448с.ПриложениеПриложение 1Правила драматизации и их роль в развитии речи старших дошкольниковСуществуют разработанные правила драматизации (Калинина Р.): их соблюдение формирует устойчивый интерес к культуре речевого общения и поведения: - Правило индивидуальности. Процесс драматизации не требует от детей пересказа сказки или выученных реплик, он включает действия ребенка от имени героя с реализацией своих личностных качеств. Отсюда следует, что один и тот же герой, сыгранный разными детьми, будет каждый раз новым. Этот фактор способствует формированию интереса к игре.- Проигрывание психогимнастических упражнений заставляет детей выделить отличительные характерные черты героя: с этой целью воспитатель продумывает для каждого «героя» вопросы, а ребенок – ответы, которые подтверждает изображением эмоциональных движений.- Правило всеобщего участия. Любая игра-драматизация требует участия всех детей группы. В качестве обыгрывания ролей могут быть деревья, цветы, бабочки, сказочные домики, солнце, месяц, ведер, дождь, снег. Эти необычные роли заставляют дошкольников проговаривать свои действия, развивая речевые обороты и умение слушать, рассуждать.- Правило помогающих вопросов. Обсуждение с каждым ребенком роли, позволяет ему ясно, точно формулировать свою мысль, эмоционально проговаривать слова, фразы, активно планировать действия. Вопросы могут быть разными: «Каким ты представляешь своего героя? Как ведет твой герой? Какие чувства он испытывает при встрече с другим героем? Как он выражает свои мечты и желания?»- Правило обратной связи направлено на обсуждение проведенной игры драматизации: это обсуждение способствует развитию монологической речи – анализу чувств и действий во время игры. - Атрибутика к драматизации помогает дошкольникам представить сказочный мир, развивает фантазию и умение контролировать свое эмоциональное состояние.- Правило мудрого руководителя – воспринимать ребенка в игровой ситуации таким, какой он есть, без критики и нотаций. Приложение 2Методики для исследования диалогической речи старших дошкольниковДиагностическая карта № 1.1. Название методики: «Речевой этикет».2. Автор методики: Стародубова Н.А. 3. Источник описания методики: «Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студентов учреждений высшего проф. образования» /Н.А. Стародубцева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256с.4. Назначение методики: исследование навыков речевого этикета: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, просьба, извинение, конфликт, прощание. 5. Стимульный материал и оборудование: речевые ситуации.А). Ты пришел в детский сад и встретил воспитательницу – Ирину Васильевну. Как ты будешь ее приветствовать? Как по- другому можно поздороваться?Б) К вам в группу пришла новая девочка. Тебе захотелось с ней познакомиться. Как ты к ней обратишься?В). Ты поливаешь цветы в групповой комнате. Один из них находится на шкафу, и ты не смог достать его. Как ты обратишься за помощью к няне, что ты ей скажешь?Г). Ты играл с мячом возле клумбы. Увлекся игрой и нечаянно сломал любимый мамин цветок. Что ты ей скажешь?Д). Ты захотел быть капитаном на корабле, на капитанский мостик уже занял другой мальчик. Что ты ему скажешь? Как ты поступишь, если он не захочет уступить тебе место?Е). Тебе нужно узнать, который час. Навстречу идет взрослый. Как необходимо к нему обратиться?6. Инструкция: Послушай внимательно, подумай, чтобы бы ты ответил в этой ситуации. Как бы ты поступил?7. Процедура обследования: каждый ребенок вводился в ситуацию, в которой должен был назвать соответствующий речевой штамп. Фиксируют речевые варианты ответов ребенка и полученный результат.8. Обработка и регистрируемые показатели: Регистрируют ответы испытуемых и соотносят их в соответствии со следующими бальными оценками:- 0 баллов – ребенок не справился с заданием.- 1 – 6 баллов: за каждый ответ начисляется один балл.9. Среднегрупповые шкальные или уровневые значения: количество баллов соотносится с уровнями осознания мышления: 0 – 2 балла – низкий; 3-4 балла – средний; 5-6 баллов – высокий.10. Интерпретация: Данные интерпретируют в зависимости от возраста ребенка. Диагностическая карта № 2.1. Название методики: «Запрос информации».2. Автор методики: Стародубова Н.А. 3. Источник описания методики: «Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студентов учреждений высшего проф. образования» /Н.А. Стародубцева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256с.4. Назначение методики: исследование способностей дошкольников самостоятельно запрашивать информацию и на каком уровне развития находится этот навык.5. Стимульный материал и оборудование: моделирование вопросов по картинкам: лиса, волк, медведь, заяц, белка, корова, лошадь, кошка, собака.Вначале каждому ребенку в качестве образца называлось несколько вопросов: «Это дикое или домашнее животное? Какая у него шерсть? Чем питается? Где живет?»6. Инструкция: У меня есть несколько картинок с животными. Я беру одну картинку, а ты должен задать вопросы и определить задуманное животное, изображенное на картинке.7. Процедура обследования: каждый ребенок вводился в ситуацию, в которой должен был составить несколько вопросов для отгадывания животного, изображенного на картинке. Фиксировался точный вариант ответа и способность сформулировать вопросы.8. Обработка и регистрируемые показатели: выполнение задания детьми оценивалось по следующим показателям: умение правильно формулировать вопросы; самостоятельность в ведении расспроса; достигнута ли цель (зверь правильно назван) и каким путем.9. Среднегрупповые шкальные или уровневые значения: количество баллов соотносится с уровнями осознания мышления: 0 – 1 балл – низкий; 2 балла – средний; 3-4 балла – высокий.10. Интерпретация: Данные интерпретируют в зависимости от возраста ребенка. Диагностическая карта № 3.1. Название методики: «Составление диалога»:2. Автор методики: Чулкова А.В. 3. Источник описания методики: «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники» / О.Ф. Капитонова, Л.Д. Андреева. – Якутск, 2013. – 155с.4. Назначение методики: определение уровня составления диалогов по игровой ситуации.5. Стимульный материал и оборудование: дошкольникам показывали картинку, на которой изображены два беседующих зайца (медведя, волка или двух разных животных), и предлагали придумать диалог: о чем они говорят. Если ребенок отказывался, то ему предлагали наводящие вопросы. 6. Инструкция: У меня есть интересная картинка, на ней изображены два зверя (или животных, обитателей леса, дома). Они о чем-то весело беседуют. Твоя задача: придумать диалог и обыграть его.7. Процедура обследования: каждый ребенок вводился в ситуацию, в которой должен был составить несколько реплик двух сказочных или реальных героев, изображенных на картинке. Фиксировался диалог.8. Обработка и регистрируемые показатели: диалоги детей анализировались по следующим критериям: самостоятельность в составлении диалога, виды реплик, объем информации, содержание диалога.9. Среднегрупповые шкальные или уровневые значения: количество баллов соотносится с уровнями осознания мышления: 0 – 1 балл – низкий; 2 балла – средний; 3 балла – высокий.10. Интерпретация: Данные интерпретируют в зависимости от возраста ребенка. Приложение 3Результаты исследования диалогической речи на констатирующем этапе исследованияРезультаты исследования диалогической речи по методике Н.А. Стародубовой «Речевой этикет»Уровень речевого этикетаКол-во детей%Высокий уровень28Средний уровень1144Низкий уровень1248Рисунок 1. Уровень диалогической речи по методике Н.А. Стародубовой «Речевой этикет» на констатирующем этапе исследованияРезультаты исследования диалогической речи по методике Н.А. Стародубовой «Запрос информации»Уровень коммуникативных навыковКол-во детей%Высокий уровень312Средний уровень1456Низкий уровень832Рисунок 2. Уровень диалогической речи по методике Н.А. Стародубовой «Запрос информации» на констатирующем этапе исследованияРезультаты исследования диалогической речи по методике А.В. Чулковой «Составление диалога»Уровень диалогической речиКол-во детей%Высокий уровень28Средний уровень1456Низкий уровень936Рисунок 3. Уровень диалогической речи по методике А.В. Чулковой «Составление диалога» на констатирующем этапе исследованияПриложение 4Результаты исследования диалогической речи на контрольном этапе исследованияСравнительные результаты уровня сформированности диалогической речи по методике Н.А. Стародубовой «Речевой этикет»Уровень речевого этикетаДо После Высокий уровень836Средний уровень4456Низкий уровень488Рисунок 4. Уровень диалогической речи по методике Н.А. Стародубовой «Речевой этикет» на контрольном этапе исследованияСравнительные результаты исследования диалогической речи по методике Н.А. Стародубовой «Запрос информации»Уровень коммуникативных навыковДо После Высокий уровень1232Средний уровень5660Низкий уровень328Рисунок 5. Уровень диалогической речи по методике Н.А. Стародубовой «Запрос информации» на контрольном этапе исследованияДинамика развития диалогической речи по методике А.В. Чулковой «Составление диалога»Уровень диалогической речиДо После Высокий уровень832Средний уровень5660Низкий уровень368Рисунок 6. Уровень диалогической речи по методике А.В. Чулковой «Составление диалога» на контрольном этапе исследования
2. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / ММ. Алексеева, Б.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 400с.
3. Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Сфера, 2013. – 320 с.
4. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду / Е.А. Антипина. – М.: Сфера, 2011. – 194с.
5. Антонова О.В. Умные игры – Умные дети: Развивающие игры и упражнения для детей / О.В. Антонова. – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008. – 153с. – (Умница).
6 Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. – М., 2012.
7. Венгер Л. А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2008. – 335с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. –СПб.: Союз, 2008. – 458 с.
9. Гавриленко Е.Н. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Е.Н. Гавриленко. – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2011. –124с.
10. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гуревич. – СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 237 с.
11. Диагностика речевого развития дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 140 с.
12. Дневник воспитателя: Развитие детей дошкольного возраста / Под редакцией О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: Гном-Пресс, 2009. – 144с.
13. Доронова Т.Н. Играем в театр / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2009. – 125с.
14. Капитонова О.Ф. Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники / О.Ф. Капитонова, Л.Д. Андреева. – Якутск, 2013. – 155с.
15. Любина Г.А. Детская речь / Г.А. Любина. – Мн.: Народная асвета, 2010. – 22 с.
16. Михоленко Н.Я, Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя / Н.Я. Михоленко, Н.А. Короткова. – М: Издательство «Гном и Д», 2011. – 96 с.
17. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая группа / Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: «Издательство Гном и Д», 2010 – 96 с.
18. Рубинштейн С.Л. Избранные произведения в 2-х томах / С.Л. Рубинштейн. –М.: Педагогика, 2000. - Т.1.
19. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста: Упражнения, дидактические игры, логические задачи / У.М. Сидорова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
20. Синельников В. Формирование умственной активности дошкольников при решении конструктивных задач // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 8. – С.43-47.
21. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольника: учебное пособие для студентов учреждений высш. профес. образования / Н.А. Стародубова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256с.
22 Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О.С. Ушакова, Е.И. Струнина. – М.: Гуманитарный Издательский центр ВЛАДОС, 2010. – 288с.
23. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2010. – 362 с.
24. Эльконин Б.Д. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2009. – 124с.
25 Янге Е. Ролевые игры для детей / Е. Янге. – Ростов на/Д.: Феникс, 2013. – 174с.
26. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студентов учреждений высш. профес. образования / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 448с.
Вопрос-ответ:
Что такое диалогическая речь?
Диалогическая речь - это способность ребенка вести диалог, т.е. умение слушать и отвечать на вопросы, высказываться, выражать свои мысли и идеи.
Какие особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста?
У детей старшего дошкольного возраста развивается умение строить диалогическую речь с помощью словарных средств и грамматических конструкций. Они начинают активно использовать разные формы речи: повествование, описание, объяснение. Также у детей старшего дошкольного возраста появляется понимание речевых ролей и умение участвовать в диалоге с другими людьми.
Какие задачи и содержание работы по развитию диалогической речи в программах дошкольных образовательных организаций?
Основные задачи работы по развитию диалогической речи в дошкольных организациях включают развитие умения слушать, понимать и отвечать на вопросы, а также участие в различных диалогах. Содержание работы включает игры, различные упражнения и задания, направленные на формирование навыков диалогической речи.
Какое место занимает сюжетно-ролевая игра в работе с детьми старшего дошкольного возраста?
Сюжетно-ролевая игра играет важную роль в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. Она помогает детям развивать коммуникативные навыки, улучшать взаимопонимание, учиться выражать свои мысли и идеи, а также развивать воображение и творческое мышление.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
Из первой главы статьи можно сделать вывод, что сюжетно-ролевая игра является эффективным средством развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. Она способствует формированию навыков диалога, развитию речи и коммуникативных навыков у детей. Также важно отметить, что работа по развитию диалогической речи должна быть включена в программы дошкольных образовательных организаций.
Какое значение имеет развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста?
Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста имеет большое значение для их коммуникативных навыков. Оно помогает детям учиться высказывать свои мысли, слушать и понимать других, а также учиться строить диалогические отношения с окружающими людьми.
Каковы особенности развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста?
Особенности развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста включают: умение вести диалог, умение задавать вопросы и отвечать на них, умение общаться и высказывать свои мысли в соответствии с контекстом, а также умение слушать и понимать собеседника.
Какие задачи и содержание работы по развитию диалогической речи в программах дошкольного образования?
Задачи работы по развитию диалогической речи в программах дошкольного образования включают: развитие умения вести диалог, развитие умения задавать вопросы и отвечать на них, развитие умения общаться и высказывать свои мысли, а также развитие умения слушать и понимать собеседника. Содержание работы включает различные упражнения, игры и задания, направленные на развитие этих навыков у детей.
Какое место занимает сюжетно-ролевая игра в работе с детьми старшего дошкольного возраста?
Сюжетно-ролевая игра занимает важное место в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Она позволяет детям развивать свои коммуникативные навыки, такие как умение вести диалог, слушать и понимать других, а также выражать свои мысли и эмоции. Игра также способствует развитию воображения, творческого мышления и самостоятельности у детей.
Какую роль играют сюжетно-ролевые игры в развитии диалогической речи детей старшего дошкольного возраста?
Сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. Благодаря этим играм, дети учатся совершенствовать свою речь, развивать коммуникативные навыки, учатся слушать и понимать других людей, а также составлять логические связные высказывания.
Какие особенности развития диалогической речи наблюдаемы у детей старшего дошкольного возраста?
У детей старшего дошкольного возраста наблюдаются определенные особенности в развитии диалогической речи. В этом возрасте они начинают активнее участвовать в диалогах, задавать вопросы и отвечать на них, учатся выражать свои мысли и идеи более четко и логично. Также развивается умение слушать и понимать собеседника, улавливать его эмоциональное состояние и реагировать на него.