дифференциация заработной платы. современные системы оплаты труда.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 32 32 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 04.05.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 5
1.1. Экономическая сущность заработной платы 5
1.2. Виды, формы и системы заработной платы 7
1.3. Нормативно-правовая база регулирования заработной платы в России 10
2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 15
2.1. Отраслевые и территориальные факторы дифференциации заработной платы 15
2.2. Анализ уровня заработной платы в Российской Федерации 16
2.3. Заработная плата в Белгородской области 19
3. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В РОССИИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 23
3.1. Проблемы регулирования заработной платы 23
3.2. Предложения по решению проблем заработной платы на государственном и областном уровне 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 32

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, одной из основных проблем социально-трудовой сферы по данным обследований в России остается уровень заработной платы основных производственных работников, недостаточный для нормального воспроизводства рабочей силы.
Мировой опыт подтверждает, что при низкой заработной плате и частный и общественный капитал не вкладывает средства в научно-технические преобразования, так как внедрение научно-технического прогресса возможно тогда, когда затраты на это ниже сэкономленной заработной платы. При этом следует отметить, что Россия является социальной страной. Служащие государственных учреждений и предприятий, врачи, учителя, пенсионеры, инвалиды, неполные семьи — составляют более 80 % населения страны на сегодняшнее время.
Также в современных условиях можно отметить проблемы «теневой заработной платы». «Теневая» заработная плата – денежные выплаты работникам сверх той суммы, которая зафиксирована в официальных документах, т.е. выплата зарплаты в «конвертах». Некоторые организации, таким образом, пытаются сэкономить на налогах за счет своих сотрудников.
Соглашаясь получать заработную плату «в конвертах» работник лишает себя гарантии на взыскание полной заработной платы, в случае образования данной задолженности. Практика показывает, что заработная плата работников предприятий, выплачивающих теневую заработную плату, как правило, ниже среднеотраслевой заработной платы.
Главная задача, стоящая перед органами государственной власти, в том числе и налоговыми органами, переломить эту негативную тенденцию, постепенно искореняя ее.

3.2. Предложения по решению проблем заработной платы на государственном и областном уровне

Регулирование оплаты труда на государственном уровне должно быть направлено на рост заработной платы в зависимости от увеличения объемов производства и услуг, особенно в отраслях, обеспечивающих развитие экономики, усиление социальной направленности оплаты труда, сокращение ее чрезмерной дифференциации между отраслями, регионами, категориями и группами работников, обеспечение своевременной оплаты за выполненную работу.
Переход от единой минимальной заработной платы в стране к дифференцированной минимальной заработной плате, устанавливаемой в субъектах Российской Федерации, можно сделать, используя в каждом субъекте установленное в государственном бюджете на очередной год соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума.
Согласно докладу Министерства экономического развития РФ, реальные заработные платы к 2030 г. у россиян возрастут в 2 раза, а пенсии — в 3 раза. То есть зарплата и пенсия станет примерно соизмеримой с европейским или американским уровнем. Но на данный момент дела обстоят несколько иначе. За прошедший год пока ничего не изменилось: доход остается на прежнем уровне.
Если рассматривать регулирование заработной платы конкретно в Белгородской области то можно отметить тот факт, что правительство области разрабатывает мероприятия по регулированию заработной платы. Так, в феврале 2014 года Правительство Белгородской области приняло Постановление N 41-пп «О мерах по повышению уровня заработной платы и ликвидации задолженности по ее выплате в организациях производственных видов экономической деятельности области в 2014 году» [7]. В целях реализации Программы Правительство Белгородской области постановило:
- разработать и реализовать меры, планы и программы по повышению уровня средней заработной платы работников организаций производственных видов экономической деятельности области  не менее 27 тысяч рублей в месяц;
- принимать меры по установлению минимального размера оплаты труда на уровне величины прожиточного минимума, утверждаемого Правительством области (не менее 15 тысяч рублей).
- обеспечить заслушивание отчетов председателей районных или городских межведомственных комиссий и руководителей организаций, допустивших невыплату заработной платы работникам, низкий уровень оплаты труда;
- продолжить проведение мониторинга организаций внебюджетного сектора экономики, которые имеют среднюю заработную плату менее пятнадцати тысяч рублей и мониторинга просроченной задолженности по выплате заработной платы.
Главам администраций муниципальных районов и городских округов рекомендовано принять аналогичные правовые акты с учетом экономического развития территорий, повысить персональную ответственность за их исполнением.
Вопрос о своевременности выплаты заработной платы  находится на постоянном контроле  прокуратуры г. Белгорода. Особое внимание уделяется профилактике правонарушений в сфере выплаты заработной платы. Практика показывает, что заработная плата работников предприятий, выплачивающих теневую заработную плату, как правило, ниже среднеотраслевой заработной платы. Каждый месяц прокуратурой г. Белгорода запрашивается информация из администрации г. Белгорода со списком предприятий, руководители которых выплачивают заработную плату ниже среднеотраслевой. В данных предприятиях проверяется порядок оплаты, порядок оформления трудовых отношений.
За истекший период работодателям объявлено уже 17 предостережений о недопустимости нарушения трудового законодательства в сфере оплаты труда. Также внесено 8 представлений; по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ возбуждено 8 дел об административном правонарушении; принесено 3 протеста, в суд направлено 58 заявлений о взыскании задолженности по заработной плате в пользу работников на сумму более 3 млн. рублей.
В результате проведенной работы Межрайонной инспекций ФНС России №2 по Белгородской области более 40% заслушанных  налогоплательщиков повысили заработную плату до среднего уровня.
Списки  налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом, переданы в прокуратуру. Органами прокуратуры внесено 42 представления по нарушению трудового законодательства, руководители организаций привлечены к административной и дисциплинарной ответственности. В настоящее время, в результате принятых мер, все из указанных налогоплательщиков, выплачивают заработную плату, которая превышает минимальный размер оплаты труда.
Результатом проводимой инспекцией работы явилось увеличение поступления почти на 5 млн. рублей, налога на доходы физических лиц и страховых взносов во внебюджетные фонды.
Легализация теневой заработной платы крайне эффективна как для работодателей, так и для их персонала, поскольку в данном случае наблюдается повышение престижа должности, увеличение социальной защищенности, отсутствие налоговых нарушений и т.п. Данные мероприятия являются лишь началом масштабной работы, в которой активное участие должны принимать общественные организации и граждане Белгородской области. Данные мероприятия необходимо проводить по всей территории России.
Из вышеизложенного можно сделать вывод об актуальности проблемы «серых» зарплат, бороться с данной проблемой можно только в очень тесном взаимодействии правоохранительных и контролирующих органов, при участии органов прокуратуры.





















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение курсовой работы можно сделать ряд выводов.
Заработная плата в условиях рыночной экономики есть элемент дохода наемного работника, форма экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда. Основным элементом заработной платы выступает ставка заработной платы. Под организацией заработной платы понимают ее построение, обеспечение взаимосвязи количества труда с размерами его оплаты, а также совокупность составных элементов (нормирование, тарифная система, премии, доплаты и надбавки). Оплата труда является основным источником доходов граждан, выступает стимулом к труду, а также выполняет ряд других функций, таких как социальная, воспроизводственная, стимулирующая и др.
На сегодняшний день существует две основные системы оплаты труда: повременная и сдельная. Также выделяют ряд других систем оплаты труда, но все они основаны либо на повременной, либо на сдельной и каждая имеет свои достоинства и недостатки, например, повременная система отплаты труда проста в применении, но в ней отсутствует мотивационный фактор, а бонусная является мотивационным стимулом, но сложна в расчетах и прогнозировании.
Сущность заработной платы проявляется в функциях, которые она выполняет в фазах общественного производства: производстве, распределении, обмене и потреблении. Можно выделить четыре основные функции заработной платы:
– воспроизводственную – обеспечение возможности воспроизводства рабочей силы;
– стимулирующую (мотивационную) – повышение заинтересованности в развитии производства;
– социальную, способствующую реализации принципа социальной справедливости;
– учетно-производственную, характеризующую меру участия живого труда в процессе образования цены продукта, его долю в совокупных издержках производства.
При регулировании заработной платы надо умело использовать объективное единство и противоположность ее функций, своевременно усиливать одни или ослаблять другие, чтобы организация заработной платы отвечала ее объективному содержанию и особенностям развития общества.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения Важной составной государственного регулирования экономики является участие государства в формировании, регулировании и развитии социально-трудовых отношений, ведущей составной которых являются распределительные отношения. Многообразие функций государства в этой сфере вытекает из его статуса и роли в жизнедеятельности общества в целом. 
Выступая в разных ролях — собственника средств производства и работодателя, законодателя, инициатора социального диалога, арбитра, посредника, примирителя, гаранта прав и свобод членов общества — государство не может не отыгрывать существенной роли в формировании политики доходов в целом и заработной платы в частности.
Мировой опыт свидетельствует, что ныне ни одна страна с развитой рыночной экономикой не обходится без активного вмешательства государства в процессы регулирования заработной платы, хотя методы, сфера, масштабы государственного влияния, конечно, являются разными.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 30.12.2009).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.07.2013).
Налоговый кодекс Российской Федерации Часть первая от 31.07.1998 N 146-ФЗ. Часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2014).
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2014).
Федеральный закон от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (ред. от 01.12.2014).
Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» № 212 от 24.07.09. (ред. от 04.06.2014).
Постановление Правительства белгородской области от 24.02.2014 № 41-пп «О мерах по повышению уровня заработной платы и ликвидации задолженности по ее выплате в организациях производственных видов экономической деятельности области в 2014 году».
Постановление Правительства Белгородской обл. от 19 января 2015 г. № 8-пп «Об установлении величины прожиточного минимума по Белгородской области за IV квартал 2014 года».
Белоусова, И.Э. Микроэкономика: Базовый курс: Учебник для бакалавров / И.Э. Белоусова, И.В. Бубликова; Под ред. Г.А. Родина, С.В. Тарасова. - М.: Юрайт, 2013. - 263 c.
Ильяшенко, В.В. Микроэкономика: Учебник / В.В. Ильяшенко. - М.: КноРус, 2012. - 288 c.
Рахманова С.Ю. Оплата труда. Типичные нарушения, сложные вопросы. –М.: Омега-Л, 2010 – 256с.
Симкина, Л.Г. Микроэкономика: Учебное пособие / Л.Г. Симкина. - М.: КноРус, 2013. - 360 c.
Новиков С. Рынок труда в России: тенденции и перспективы //Эксперт– 2014. – № 7. – С.35-43.
Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. – М.: Междунар. отношения, 2014. – 316 с.
Черемных, Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: Учебник / Ю.Н. Черемных. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 844 c.
Пенсионный Фонд Российской Федерации / В Белгородской области продолжается акция: «Я выбираю «белую» зарплату». - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/branches/belgorod/news/~2015/01/26/83944
Официальный сайт Правительства Белгородской области. - Режим доступа: http://www.belregion.ru/region/
Федеральная служба государственной статистики (Росстат). - Режим доступа: http://www.gks.ru













ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Функции оплаты труда









































2

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 30.12.2009).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.07.2013).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть первая от 31.07.1998 N 146-ФЗ. Часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2014).
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2014).
5. Федеральный закон от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (ред. от 01.12.2014).
6. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» № 212 от 24.07.09. (ред. от 04.06.2014).
7. Постановление Правительства белгородской области от 24.02.2014 № 41-пп «О мерах по повышению уровня заработной платы и ликвидации задолженности по ее выплате в организациях производственных видов экономической деятельности области в 2014 году».
8. Постановление Правительства Белгородской обл. от 19 января 2015 г. № 8-пп «Об установлении величины прожиточного минимума по Белгородской области за IV квартал 2014 года».
9. Белоусова, И.Э. Микроэкономика: Базовый курс: Учебник для бакалавров / И.Э. Белоусова, И.В. Бубликова; Под ред. Г.А. Родина, С.В. Тарасова. - М.: Юрайт, 2013. - 263 c.
10. Ильяшенко, В.В. Микроэкономика: Учебник / В.В. Ильяшенко. - М.: КноРус, 2012. - 288 c.
11. Рахманова С.Ю. Оплата труда. Типичные нарушения, сложные вопросы. –М.: Омега-Л, 2010 – 256с.
12. Симкина, Л.Г. Микроэкономика: Учебное пособие / Л.Г. Симкина. - М.: КноРус, 2013. - 360 c.
13. Новиков С. Рынок труда в России: тенденции и перспективы //Эксперт– 2014. – № 7. – С.35-43.
14. Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. – М.: Междунар. отношения, 2014. – 316 с.
15. Черемных, Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: Учебник / Ю.Н. Черемных. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 844 c.
16. Пенсионный Фонд Российской Федерации / В Белгородской области продолжается акция: «Я выбираю «белую» зарплату». - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/branches/belgorod/news/~2015/01/26/83944
17. Официальный сайт Правительства Белгородской области. - Режим доступа: http://www.belregion.ru/region/
18. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). - Режим доступа: http://www.gks.ru

Опубликовано

Министерство образования российской Федерации

Уральский Финансово-Юридический институт

Контроль работы

экономика предприятия (фирма)

Профессор:

k. e. н., доцент

Тарабаева Н. М.

Студентка:

гр. ФКВВЗ-2609

Тихомирова О. Е

Екатеринбург 2010

1. Основные характеристики принципов дифференциации заработной платы, и развитие в условиях рынка

Заработная плата - это цена рабочей силы, участвующих в процессе производства;, выраженная в денежных часть совокупного общественного продукта, поступающая в личное потребление трудящихся в соответствии с количеством и качеством затраченного труда.

Дифференциация заработной платы - установление неодинаковых уровней заработной платы для различных категорий работников, в отдельных отраслях и районах страны. Отражает разницу в продолжительности и интенсивности (напряженности) труда работников, сложности условий их труда, квалификации работников, а также на социальную значимость того или иного вида работ.

Принцип дифференциации заработной платы - дифференциация результатов осуществляется на основе критериев, квалификации работников и сложности, выполняемых ими функций, с учетом условий труда и результатов деятельности предприятия в целом.

системы дифференциации заработной платы, выходят внутриотраслевая, межотраслевая и межрайонная. Внутриотраслевые и межотраслевые различия в уровнях заработной платы обеспечивают тарифная система и применение других систем оплаты.

Внутриотраслевая устанавливает различия в оплате квалифицированных и профессиональных групп работников в соответствии со сложностью работ, трудовых функций, а также по видам производства и условий труда. Например, разрыв в уровне тарифных ставок по квалификации (диапазон тарифной сетки рабочих) установлен в 75-80%; на подземных работах ставки 1-го разряда на 15-20% выше по сравнению со ставками рабочих, занятых на поверхности шахт и рудников добывающих отраслей промышленности; на работах с тяжелыми и вредными условиями труда ставки 1-го разряда установлены на 8-15% выше, чем в нормальных условиях труда.