Особенности агрессивного поведения подростков

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 40 40 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 28.05.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ 7
1.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 7
1.2 ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 18
1.3 ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1: 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЬИ КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ 26
2.1 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
ВЫВОДЫ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 40
Фрагмент для ознакомления

Значительные изменения происходят в самосознании ребенка: возникает чувство взрослости – появляется очень сильное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Подросток отстаивает свои новые права, для этого ограждаются многие сферы жизни ребенка от контроля родителей и часто возникают конфликты со старшим поколением. Подростк испытывает сильную потребность в общении со сверстниками в этот период. Увлечения возникают и сменяют друг друга.2) Агрессивное отношение, явления жестокости, повышение тревожности у подростков становятся устойчивыми чертами обычно в процессе стихийно-группового общения, которое складывается в компании. Однако, данный вид общения общение, данная система отношений, включающая асоциальные подростковые группы, строящиеся на почве жестоких законов асоциальных подростковых групп, является лишь ситуацией замещения из-за неприятия подростка в мир социально-значимых взрослых отношений, в качестве ситуации совместного переживания непонятности значимыми взрослыми..Глава 2. Эмпирическое исследованиесемьи как фактора формирования агрессии у подростков2.1 Программа исследованияЦель исследования: изучение семьи как фактора формирования агрессии у подростков.Предметом исследования является: семья как фактор формирования агрессии у подростков.Объект исследования: дети подросткового возрастаиз неблагополучных семей и благополучных семей (13-15 лет).Методы исследования:Теоретический анализ литературных источников по рассматриваемой проблеме;Психодиагностические методики:Социометрия,Диагностика состояния агрессии (опросникБаса-Дарки)Для математического анализа данных использовалась программа STATISTICA 6.0 forWind.Гипотеза исследования:подростки из семей «группы риска» (неполные семьи, алкоголизированные семьи, малообеспеченные семьи) имеют повышенный уровень агрессивности. Задачи исследования:Изучить теоретическую литературу по теме исследования;Выбрать параметры и исследовательские приемы;Изучить уровень агрессивности у подростков из неблагополучных семей и у контрольной группы.Выборка исследованияВ исследовании принимали участие 20 детей подросткового возраста в возрасте 13-15 лет, обучающиеся в 6-7 классе. 1 группа – экспериментальная (10 подростков из неблагополучных семей), 2 группа – контрольная (10 подростков из благополучных семей).Процедура исследования осуществлялась в свободные от уроков время в классном помещении. Класс достаточно просторный, такие его характеристики как пространство, освещение, мебель, отвечали санитарным, медицинским и психологическим требованиям. Обследование проводилось как индивидуально с каждым учащимся (диагностика с помощью методик, психологическая беседа, наблюдение), так и фронтально (фронтальное наблюдение).2.2 Методы исследованияМетодики исследованияВ исследовании были использованы следующие методики:Методы исследования.Для математического анализа и интерпретации данных использовалась первичная статистика: мера центральной тенденции, среднее, стандартное отклонение, асимметрия, эксцесс.Для математического анализа и интерпретации данных использовалась первичная статистика: мера центральной тенденции, среднее, стандартное отклонение, асимметрия, эксцесс.Сравнительный анализ данных проводился с помощью критерия Манну-Уитни. Для математической обработки данных использовалась программа STATISTICA 6.0.Рассмотрим более подробно описание используемых нами психодиагностических методик.Диагностика состояния агрессии (опросникБаса-Дарки)Диагностика состояния агрессии производилась с помощью методики Баса-Дарки, которая позволяет структурировано изучить особенности агрессивного поведения человека.А. Бассе и А. Дарки выделили следующиевиды реакций:Физическая агрессия, Косвенная агрессия, Раздражение, Негативизм, Обида, Подозрительность, Вербальная агрессия, Чувство вины.(Подробное описание методики находится в приложении).Методы статистической обработки данныхПри обработке результатов нами подсчитывалось количество баллов по результатам каждой методики, выводилось среднегрупповое значение, а также стандартное отклонение. Вычисления производились на ПК. Для математической обработки данных использовалась программа SPSS.Сравнительный анализ данных проводился с помощью критерия Стьюдента. Формула для расчета критерия Стьюдента следующая:где и - средние арифметические двух сравниваемых выборок, а m1 иm2 - их среднестатистические ошибки.2.3. Анализ результатов исследованияСравнительный анализ результатов исследованияСравнительный анализ показателей агрессивности у испытуемых данной выборкиТаблица 1. Сравнительный анализ показателей агрессивности у испытуемых данной выборки Подростки из неблагополучных семей Подростки, контрольная группаUZp-levelфизическая10,009,3042,0000,6050,545косвенная7,508,1048,000-0,1510,880раздражение9,309,5050,0000,0001,000негативизм4,904,7050,0000,0001,000обида8,606,005,0003,4020,001подозрительность8,707,0027,5001,7010,089вербальная6,108,0019,000-2,3430,019чувство вины6,505,6036,0001,0580,290индекс враждебности13,609,3018,5002,3810,017индекс агрессивности19,0015,9033,5001,2470,212Рисунок 1. Показатели агрессивности у подростковиз неблагополучных семей и у подростков контрольной группы данной выборкиКак видно из таблицы 1 статистически достоверные различия по результатам исследования уровня агрессивности между показателями подростковиз неблагополучныхсемей и подростков контрольной группы данной выборкиполучены по переменным: обида, вербальная агрессия, индекс враждебности. Показатели подростков из семей «группы риска»по переменным: обида, индекс враждебности. Показатели подростков контрольной группы выше показателей подростков из неблагополучныхсемей по переменной: вербальная агрессия. То есть, можно предположить, что подросткам из неблагополучныхсемей данной выборки более свойственна обидчивость и враждебность по отношению к окружающим. Как следует из таблицы 4, наиболее выражено состояние агрессии у подростков из неблагополучныхсемей по переменным: физическая агрессия, косвенная агрессия и раздражение. Можно предположить, что для подростковиз неблагополучныхсемей характерно использование физической силы против другого лица, агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная, готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).ВыводыСравнительный анализ результатов исследования позволил выявить следующие особенности испытуемых данной выборки:1) Статистически достоверные различия по результатам исследования уровня агрессивности между показателями подростковиз неблагополучныхсемей и подростков контрольной группы данной выборки получены по переменным: обида, вербальная агрессия, индекс враждебности. Показатели подростков из неблагополучныхсемей выше по переменным: обида, индекс враждебности. 7) Наиболее выражено состояние агрессии у подростков из неблагополучныхсемейпо переменным: физическая агрессия, косвенная агрессия и раздражение. Можно предположить, что для подростковиз неблагополучныхсемей характерно использование физической силы против другого лица, агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная, готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).8) Таким образом, гипотезу нашего исследования о том, что, подростки из неблагополучныхсемей (неполные семьи, алкоголизированные семьи, малообеспеченные семьи) имеют повышенный уровень агрессивности, можно считать доказанной.ЗаключениеЦели и задачи, поставленные в данной работе были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза нашего исследования о том, что у подростков из неблагополучных семей повышенный уровень агрессиовности, подтвердилась.Подростковый возраст – трудный период психологического взросления и полового созревания ребёнка. В самосознании проходят значительные изменения: появляется чувство взрослости – возникает страстное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идёт на конфликты с ними. В этот период подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Возникают сменяющие друг друга увлечения.Главным содержанием подростковоговозраста являетсяего переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на дваэтапаподростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д (53, с.216).Превращение подростка в юношу проявляется в изменении основной установки по отношению к окружающему миру: за негативной фазой жизнеотрицания, присущей пубертатной стадии, следует фаза жизнеутверждения, характерная для юношества.Значение, которое вкладывается в термин «социализация» определяет ее как сопричастность, соединение с обществом, приставка «а», стоящая в начале слова «асоциализация» придает связи характер антиобщественный, подчеркива, что социализация личности проходит с противоположными знаком. Термин «асоциализация» означает процесс усвоенияличностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок,стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, кдестабилизации общества, тогда как сущность процесса социализации, в общем и целом сводится к усвоению личностьюсоциальных норм, ценностей, ролей, одобряемых обществом и направленных на его стабилизацию и нормальное функционирование. Часто вместе с понятием «асоциализация» широко используют термин «социальной дезадаптации» личности.Существуют термины созвучныеасоциализации, такие как: «десоциализация» и «отставание в социализации».Десоциализацией принято считать некоторую деформацию на определенной стадии нормальной социализации личности, когда личность оказывается под влиянием (стихийным или целенаправленным) отрицательной микросреды – преступной группы, дворовой компании сверстников, и т.п. Взамен прежних позитивных норм и ценностей личности усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения.Проведенное исследование позволяет выделить следующие особенности у подростков с криминальным поведением данной выборки. Наиболее выражено состояние агрессии у подростков из неблагополучных семей по переменным: физическая агрессия, косвенная агрессия и раздражение. Можно предположить, что для подростковиз неблагополучных семей характерно использование физической силы против другого лица, агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная, готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).Список литературыАгрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2006. – 312 с.Айхорн А. Трудный подросток. – М.: Просвещение, 2001. – 278 с.Байярд Р.Т. Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. – М.: Просвещение, 2001. – 327 с.Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм–Еврознак, 2001. – 312 с.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб.: Питер, 1997.- 456 с.Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. /под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В./ – М.: Просвещение, 2005. 316 с.Выготский Л.С. Педология подростка. – М.: Просвещение, 1984. – 516 с.Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. – М.: Просвещение, 2001. – 356 с.Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. – 2001. – № 1. – С. 60–71. Казанская В.Г. Подросток: трудности и взросление.– М.: Прогресс, 2006. – 378 с.Ковалев П.А. Возрастно–половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения.– СПб.: Речь, 1996. – 416 с.Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. – 429 с.Левитов Н.Д. От фрустрации к агрессии // Психологический журнал. – 1990. – № 5. – С. 38–42.Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). – М.: Просвещение, 1994. –278 с.Малахова О.В. Агрессия как преступление по международному и национальному уголовному праву: Дис. ... канд. юрид. наук. – Ставрополь, 2003. – 218 с.Масогутов Р.М. Детская подростковая агрессия.– Уфа.: УГНТУ, 2002. – 178 с.Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебн. Пособ. – М.: МЕДпресс. – 2001. – 327 с.Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте – М.: Педагогика, 2001. – 248 с.Можчинский Ю.Б. Агрессия у подростков: эмоциональный и кризистный механизм.– СПб.: Речь, 1999. – 398 с.Мухина В.С., Феноменология развития и бытия личности. – М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – С. 178 – 186.Наследов А.В., Математические методы психологического исследования, СПб, 2004. – 392с.Немов Р.С. Психология развития. – М.: Просвещение, 2001. – 416 с.Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М.: Изд. «Роспедагенство», 2003. – 419 с.Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). – СПб.: Издательство «Речь», 2001., с.657Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: - 2004. – 176 с.Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А. А. Реана./ – СПб.: Прайм - Еврознак. 2001., 514 с.Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, 1999. – 656 с. Ремшмидт X. Детская и подростковая психиатрия. – М.: Аспект–Пресс, 2001. – 456 с.Слободчиков В.И., Исаев Е.И.Психология человека. – М.: Просвещение, 2005. – 312 с.Слотина Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся–подростков.– СПб., 2002. – 278 с.Смык Ю.В. Жестокость родительского воздействия как фактор агрессивного поведения подростков: Дис. ... канд. психол. наук. – Иркутск, 2004. – 178 с.Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая./ – М: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. СПб.: 2001. – 216 с. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. – М. Педагогика, 2004. – 316 с.Фонаги П., Моран Дж.С., Таргет М. Агрессия и психологическая самость // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2004. – №2. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. Научно–методические рекомендации / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб., 2003. – 122 с.Хлыстова Н.М. Социально–психологическая причинность агрессивности личности: Дис. ... канд. психол. наук. – Новосибирск, 2003. – 156 с.Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития.– СПб.: Питер, 2003. – 812 с.ПриложениеСводная таблица результатов исследованияНеблагополучные семьи№ Басса          1-небл.семьи, 2-контр.грфизическаякосвеннаяраздражениенегативизмобидаподозрительностьвербальнаячувство виныиндекс враждебностииндекс агрессивности1112126471066211921851267129678317111248669182541129134875314225111883887818256197999967121271127114977912228197651067691391128541011341121101811161011571423Контрольная группа№ Басса          1-небл.семьи, 2-контр.грфизическаякосвеннаяраздражениенегативизмобидаподозрительностьвербальнаячувство виныиндекс враждебностииндекс агрессивности112127115499991812264108568861313288114589410161429613756856231521479567951218162711837597781729117479561071825771778410141921188476941118202121211677641224

1. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2006. – 312 с.
2. Айхорн А. Трудный подросток. – М.: Просвещение, 2001. – 278 с.
3. Байярд Р.Т. Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. – М.: Просвещение, 2001. – 327 с.
4. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм–Еврознак, 2001. – 312 с.
5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб.: Питер, 1997.- 456 с.
6. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. /под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В./ – М.: Просвещение, 2005. 316 с.
7. Выготский Л.С. Педология подростка. – М.: Просвещение, 1984. – 516 с.
8. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. – М.: Просвещение, 2001. – 356 с.
9. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. – 2001. – № 1. – С. 60–71.
10. Казанская В.Г. Подросток: трудности и взросление.– М.: Прогресс, 2006. – 378 с.
11. Ковалев П.А. Возрастно–половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения.– СПб.: Речь, 1996. – 416 с.
12. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. – 429 с.
13. Левитов Н.Д. От фрустрации к агрессии // Психологический журнал. – 1990. – № 5. – С. 38–42.
14. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). – М.: Просвещение, 1994. – 278 с.
15. Малахова О.В. Агрессия как преступление по международному и национальному уголовному праву: Дис. ... канд. юрид. наук. – Ставрополь, 2003. – 218 с.
16. Масогутов Р.М. Детская подростковая агрессия.– Уфа.: УГНТУ, 2002. – 178 с.
17. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебн. Пособ. – М.: МЕДпресс. – 2001. – 327 с.
18. Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте – М.: Педагогика, 2001. – 248 с.
19. Можчинский Ю.Б. Агрессия у подростков: эмоциональный и кризистный механизм.– СПб.: Речь, 1999. – 398 с.
20. Мухина В.С., Феноменология развития и бытия личности. – М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – С. 178 – 186.
21. Наследов А.В., Математические методы психологического исследования, СПб, 2004. – 392с.
22. Немов Р.С. Психология развития. – М.: Просвещение, 2001. – 416 с.
23. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М.: Изд. «Роспедагенство», 2003. – 419 с.
24. Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). – СПб.: Издательство «Речь», 2001., с.657
25. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: - 2004. – 176 с.
26. Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А. А. Реана./ – СПб.: Прайм - Еврознак. 2001., 514 с.
27. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, 1999. – 656 с.
28. Ремшмидт X. Детская и подростковая психиатрия. – М.: Аспект–Пресс, 2001. – 456 с.
29. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Просвещение, 2005. – 312 с.
30. Слотина Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся–подростков.– СПб., 2002. – 278 с.
31. Смык Ю.В. Жестокость родительского воздействия как фактор агрессивного поведения подростков: Дис. ... канд. психол. наук. – Иркутск, 2004. – 178 с.
32. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая./ – М: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.
33. Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. СПб.: 2001. – 216 с.
34. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. – М. Педагогика, 2004. – 316 с.
35. Фонаги П., Моран Дж.С., Таргет М. Агрессия и психологическая самость // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2004. – №2.
36. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. Научно–методические рекомендации / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб., 2003. – 122 с.
37. Хлыстова Н.М. Социально–психологическая причинность агрессивности личности: Дис. ... канд. психол. наук. – Новосибирск, 2003. – 156 с.
38. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития.– СПб.: Питер, 2003. – 812 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности у агрессивного поведения подростков?

Агрессивное поведение подростков может проявляться в форме физической агрессии (драки, нападки), вербальной агрессии (оскорбления, угрозы) и пассивной агрессии (игнорирование, отчуждение). Оно может быть вызвано различными факторами, включая стресс, проблемы в школе или семье.

Как семья влияет на формирование агрессии у подростков?

Семья играет важную роль в формировании агрессии у подростков. Негативные семейные отношения, недостаток поддержки и внимания со стороны родителей, насилие в семье и отсутствие четких правил и границ могут способствовать развитию агрессивного поведения.

Какие особенности проявления агрессии в подростковом возрасте?

В подростковом возрасте агрессия может проявляться в форме бунта против авторитетов, конфликтов с окружающими, участия в драках и делинквентном поведении. Подростки могут испытывать сильные эмоции и иметь низкую самоконтроль, что способствует проявлению агрессии.

Какие методы исследования использовались в эмпирическом исследовании связи семьи и агрессии у подростков?

В эмпирическом исследовании была использована программа исследования, включающая опросы и наблюдение за подростками и их семьями. Также были проведены статистические анализы для выявления связи между различными переменными.

Какие выводы можно сделать по главе 1 статьи?

Выводы по главе 1 статьи говорят о значимости семьи в формировании агрессивного поведения у подростков. Негативные семейные отношения и недостаток поддержки со стороны родителей могут способствовать развитию агрессии. Подростки испытывают сильные эмоции и могут проявлять агрессию в форме бунта и конфликтов.

Какие особенности агрессивного поведения подростков рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются психологические особенности детей подросткового возраста, влияние семьи на формирование личности ребенка и особенности проявления агрессии в подростковом возрасте.

Какие теоретические подходы изучают влияние семьи на формирование агрессии у подростков?

В статье рассматриваются различные теоретические подходы к пониманию влияния семьи на формирование агрессии у подростков, такие как психологические особенности детей подросткового возраста, влияние семьи на формирование личности ребенка и особенности проявления агрессии в подростковом возрасте.

Какие методы исследования используются в эмпирическом исследовании семьи как фактора формирования агрессии у подростков?

В эмпирическом исследовании используется программа исследования и методы, которые позволяют рассмотреть влияние семьи на формирование агрессии у подростков.

Каковы выводы, сделанные по главе 1 статьи?

Выводы по главе 1 статьи сводятся к тому, что психологические особенности детей подросткового возраста, влияние семьи на формирование личности ребенка и особенности проявления агрессии в подростковом возрасте имеют важное значение в изучении факторов, влияющих на агрессивное поведение подростков.