Опытно эспериментальная деятельность детей в старшей группе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 25 25 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 03.05.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава I. Опытно – экспериментальная деятельность в процессе обучения детей дошкольного возраста 5
Природа экспериментирования как метода познания окружающего мира 7
Особенности детского экспериментирования, его цели и методы 10
Глава II. Процесс экспериментирования с практической точки зрения в дошкольном учреждении 16
Классификация экспериментов 16
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников с неживой природой 19
Заключение 24
Список используемой литературы 25
Фрагмент для ознакомления

Эксперименты как ответ на детские вопросы – это возможность педагога не отвечать самому, а предложить ребенку сделать самостоятельное наблюдение и прийти к выводу. Обычно к его проведению привлекается либо ребенок, задавший вопрос, либо его друзья.Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников с неживой природойДля рассмотрения тонкостей опытно-экспериментальной деятельности дошкольников с неживой природой необходимо иметь представление, по каким принципам и моделям осуществляется практическая работа данного вида вообще. При изучении инновационных моделей обучения в зарубежных педагогических школах М.В. Кларин выделил следующую схему проведения исследовательско-поисковой деятельности:- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;- предлагает возможные решения;- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;- делает выводы в соответствии с результатами проверки;- применяет выводы к новым данным;- делает обобщения.С этой точки зрения дошкольник ставится в такую ситуацию, когда он сам узнает новые понятия, находит подход к решению проблем в процессе познания. Российские ученые педагогической сферы придерживаются той же схемы деятельности для дошкольников старшей группы. В пособии Дыбиной, Рахмановой и Щетининой представлены определенные этапы усложнения поисково-познавательной деятельности дошкольников. Для старшей группы авторы рекомендуют:1. Действовать по моделям, определяющим условия и содержание деятельности:- высказывать предположения об ожидаемом результате, давать ему символическое обозначение.- определять цель деятельности и условия, необходимые для её достижения.- составлять некую схему этапов деятельности с помощью взрослого, сверять текущий результат с целью эксперимента и корректировать свои действия для соответствия.2. Выявлять и анализировать внешние и скрытые признаки объектов, выявлять их взаимоотношения с другими объектами. 3. Познакомиться с понятиями «линия, система, подсистема». Анализировать объекты, предметы и явления окружающей среды, их изменения во времени и взаимосвязи.В учебнике Куликовской и Совгир «Детское ориентирование» предлагается несколько форм организационно-познавательной деятельности: учебно-игровая, коммуникативно-диалоговая, экспериментально-исследовательская. Подробнее стоит рассмотреть экспериментально-исследовательскую модель, так как именно она соответствует теме данной курсовой работы.Задачи авторами ставятся такие, какие соответствуют общему процессу экспериментирования: развитие мыслительных процессов и операций, освоение методов открытия и установления причинно-следственных связей между предметами. В данной модели используются следующие принципы: постановка проблемы, поиск фактов, поиск идей, поиск решений, поиск принципов, самостоятельность, альтернативность точек зрения, столкновение идей, самостоятельное планирование, связь правила и примера, альтернативная интерпретация, учет фазы цикла обучения: конкретный опыт – рефлексное наблюдение – концептуализация – экспериментирование.Согласно логике экспериментально-исследовательского процесса, педагог должен определить проблему, объект изучения и правила для проведения эксперимента. Затем дошкольники учатся формулировать понятие, анализировать проблему, самостоятельно ищут пути решения проблемы (с помощью предложенных взрослым инструментов). Все это время дети должны ориентироваться на установленные правила. В процессе диалога с педагогом дети выявляют схожие свойства изучаемого объекта ещё с другим предметом. Вывод о свойствах дошкольники должны сделать самостоятельно. Практическим примером авторы пособия представляют простейшие эксперименты с водой на выявление её свойств (растворение вещества в воде, окрашивание её с помощью красок и так далее). Экспериментально-исследовательская модель «носит индивидуальный характер и ставит ребенка в положение исследователя-первооткрывателя, переконструирующего прежние знания, входящие в непосредственный опыт в опыт исследовательской деятельности» [Куликовская 2003: 29]. От ребенка ожидают умения аргументировать необходимость выбранного им пути решения и применения его в жизнедеятельности. В данной модели познавательной деятельности освещается следующая логика методов:- вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы,- схематичное моделирование опыта,- вопросы, направленные на прояснение смысла эксперимента,- стимулирование детей к межличностной коммуникации (спросить совет, мнение, поделиться открытием),- метод «первой пробы», т.е. определение ребенком личностно-ценного смысла всех совершенных действий.Очень важным аспектом благоприятного осуществления опытно-экспериментальной деятельности является создание в дошкольном учреждении пространственно-предметной среды развития и саморазвития ребенка. Она способствует самостоятельному познанию физических закономерностей окружающей среды. Построение такой среды должно отвечать принципам рационально-практической пользы [Куликовская 2003: 33]:- принцип дистанции, определенной позиции при взаимодействии ребенка с неживой природой, направленной на постижение физических законов.- принцип активности и самостоятельности.- принцип стабильности/динамичности: каждый предмет имеет свое место, но если необходимо его перемещение, то на новом месте он будет обозначать то же отношение взаимодействия.- комплексирование и гибкое зонирование, обеспечивающее выражение связи живой и неживой природы.- принцип эмоциогенности, индивидуальной комфортности, позволяющий детям прочувствовать свою глубинную связь с природой, гармоничность нахождения в общей картине мира.Объекты конкретно неживой природы можно отличить по признакам, воспринимаемым с помощью органов чувств и скрытым, не поддающимся такому восприятию. Например, вода и песок обладают внешними признаками, которые ребенок может почувствовать: цвет, агрегатное состояние, запах и т.д. И в то же время они имеют ряд скрытых признаков, которые обнаруживаются в результате простых опытов: хрупкость, изменение агрегатного состояния и т.д. С.Н. Николаева разработала программу по экспериментальной работе с предметами неживой природы по временам года. Так, одно и то же вещество можно наблюдать в разных ипостасях благодаря погодным условиям. Материал для детских игр и опытов должен позволять ставить постепенно усложняющиеся задачи, которые будут решаться самостоятельно в процессе экспериментальной деятельности. То есть он должен обладать простотой и гибкостью, быть способным по желанию ребенка быть упрощаемым и усложняемым. В пространственно-предметную среду необходимо вносить и различные природные материалы: мох, шишки, глину и так далее. В целом, все они будут направлены на познание различных физических закономерностей.«Умственное развитие ребенка рассматривается как отечественными, так и зарубежными психологами (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Ж. Пиаже и др.) как процесс постепенного развертывания основных форм мышления – от чувственно-практической до абстрактно-понятийной. Фундаментальные исследования психологов показывают: для гармоничного развития человеческой личности важно своевременное становление всех форм мышления» [Николаева С.Н. 2005: 28]. Проведение экспериментальной деятельности с предметами неживой природы должно способствовать переходу от одной формы мышления к другой.ЗаключениеПознавательная активность детей в старшей дошкольной группе характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов успешного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в современной жизни. Опытно-экспериментальная деятельность как одна из главных форм активности в детстве чрезвычайно важна для познания окружающего мира ребенком, для определения своего мета в нем, для правильного восприятия всех происходящих процессов.Развитие наблюдательности, внимательности и любознательности – важнейший критерий в системе подготовки ребенка к школьным методам преподнесения знаний. Осуществление опытно-экспериментальной деятельности на предметах неживой природы способствуют самостоятельности дошкольника, развитию его чувственной восприимчивости. Процесс постоянного неорганизованного эксперимента происходит в жизни ребенка неосознанно, это особый способ открытия окружающей среды. Задача педагогов – сделать этот процесс по-настоящему интересным, осознанно воспринимаемым и направленным на достижение определенных целей и анализ результатов.Список используемой литературы1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 113 с.2. Иванова А.И.Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 56 с.3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. – 176 с.4. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. М.: Педагогическое общество России, 2003 – 80 с.5. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.6. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. –М.: Педагогическое общество России, 2005. – 106 с.7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: Издательский центр Академия, 2001.- 184 с. 8. Поддьяков Н.Н., Говоркова А.Ф., Батишева А.Л. и др. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика 1985. – 200 с.9. Прохорова Л.Н., Климова Н.Р., Менщикова Л.Д.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2008. — 64 с.

Список используемой литературы

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 113 с.
2. Иванова А.И.Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 56 с.
3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. – 176 с.
4. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. М.: Педагогическое общество России, 2003 – 80 с.
5. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.
6. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. –М.: Педагогическое общество России, 2005. – 106 с.
7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: Издательский центр Академия, 2001.- 184 с.
8. Поддьяков Н.Н., Говоркова А.Ф., Батишева А.Л. и др. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика 1985. – 200 с.
9. Прохорова Л.Н., Климова Н.Р., Менщикова Л.Д.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2008. — 64 с.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет опытно экспериментальная деятельность в обучении детей дошкольного возраста?

Опытно экспериментальная деятельность играет важную роль в обучении детей дошкольного возраста. Она помогает развивать их познавательные способности, активизировать мыслительные процессы и позволяет им лучше понять окружающий мир.

Что такое экспериментирование и какой метод оно использует для познания окружающего мира?

Экспериментирование - это метод познания окружающего мира, который основан на систематической работе с объектами и явлениями. Оно позволяет детям устанавливать причинно-следственные связи, проверять гипотезы и делать выводы на основе наблюдений и опыта.

Какие особенности свойственны детскому экспериментированию?

В детском экспериментировании присутствуют свои особенности. Дети часто проявляют инициативу и интерес к новым явлениям. Они могут использовать свою фантазию и интуицию при проведении экспериментов. Важно, чтобы дети не только наблюдали, но и активно участвовали в процессе экспериментирования.

Какие эксперименты можно проводить с неживой природой в дошкольном учреждении?

С неживой природой в дошкольном учреждении можно проводить различные эксперименты. Например, дети могут исследовать свойства разных материалов, изучать особенности звуков и света, проводить опыты с различными предметами, чтобы выяснить их свойства и способы использования.

Какова цель опытно экспериментальной деятельности детей в старшей группе дошкольного учреждения?

Цель опытно экспериментальной деятельности детей в старшей группе дошкольного учреждения - развивать их познавательные способности, логическое мышление и творческие способности. Она также помогает формировать у детей умение работать с информацией, анализировать и делать выводы на основе полученных результатов.

В чем заключается опытно экспериментальная деятельность детей в старшей группе?

Опытно экспериментальная деятельность детей в старшей группе заключается в проведении различных экспериментов для познания окружающего мира. Дети имеют возможность самостоятельно исследовать объекты и явления, формулировать гипотезы, проводить наблюдения и делать выводы.

Какая природа имеет экспериментирование как метод познания окружающего мира?

Экспериментирование является активным методом познания окружающего мира, который основан на личном опыте и переживании ребенка. Это позволяет детям активно участвовать в процессе познания, а не просто получать готовые знания.

Какие особенности имеет детское экспериментирование?

Детское экспериментирование имеет свои особенности. Во-первых, дети часто проявляют творческий подход к проведению экспериментов и могут придумывать нестандартные решения. Во-вторых, для детей важен процесс экспериментирования, а не только результат, поэтому им нужно давать возможность самостоятельно исследовать и делать открытия.

Какими методами дети проводят эксперименты?

Дети могут использовать различные методы для проведения экспериментов. Они могут делать наблюдения, измерения, анализировать полученные данные, формулировать гипотезы и проверять их. Также дети взаимодействуют с различными материалами и инструментами, чтобы узнать, как они влияют на окружающие объекты и явления.

Как классифицируются эксперименты в дошкольном учреждении?

Эксперименты в дошкольном учреждении могут быть классифицированы по различным критериям. Например, они могут быть посвящены изучению живой или неживой природы, физических или химических явлений. Также эксперименты могут быть классифицированы по степени сложности или по возрастным группам детей.