22. Исторические аспекты бюджетного планирования в России
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 28.10.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Понятие и сущность бюджетного планирования 6
1. Понятие, принципы, участники бюджетного планирования 6
1. 2. Методы бюджетного планирования 13
Глава 2. Бюджетное планирование в РФ 17
2.1.Переход к среднесрочному бюджетному планирования 17
2.2.Переход к программно-целевым 23
способам бюджетного планирования 23
2.3. Развитие бюджетного планирования в России 25
Заключение 29
Список литературы 34
Основная угрозарусскихкомпаний состоит в том, что вопросам стратегического планирования и бюджетирования уделяется неглавныйинтерес. Ввиду трудногоденежного состояния почти всекомпаниипробуютотыскать выгодную рыночную нишу в оперативном порядке: без должной проработки долговременных целей они меняют свои ценности в развитии продукции и услуг, уходят на, казалось бы, перспективные сегменты рынка, а потом покидают их. Особенно это типично для компаний, исполняющих конверсию собственногопроизводства. Непродолжительный вывод на новые рынки безызвестного производителя при отсутствии рекламы в следствииограниченности денежных средств также понижает возможностисурового прорыва в конкурентной борьбе.Обеспечение стратегического управления компанией выдвинулось в количествоболее важных трудностей удачного развития российского бизнеса. Руководство компанийобязаноясноотображатьглавныедолговременные цели, достижение которых позволит занять лидирующие конкурентные позиции. Именно на решениеданных и остальных задач, определяющих эффективный бизнес, и ориентировано стратегическое планирование.Миссия и стратегия обязаны прежде всего открыватьглавные конкурентные достоинства, которыеуправлениефирмыжелаетдобиться в долгосрочной перспективе, и главныеметоды их достижения. Это позволит установитьнужныйуровень диверсификации и квалификации продукции, а также ее качество и первоначальную стоимость, сосредоточить свои стремления на многообещающихсекторахрынка, поставить требуемые ресурсы и сроки достиженияустановленных целей.Реализация стратегии открывается в бюджетах в виде решения текущих и среднесрочных задач, конкретизирующих и развивающих положения стратегического плана. Ключевую роль при этом играет то, как организационная структура и система управления компании приспособлены к реализации установленных стратегических задач и целей.В настоящее время возросла известность построения структур компаний в видебизнес-единиц, которым делегированы определенные возможности по осуществлению деятельности. На таких предприятиях проблема организации бюджетированияболее актуальна. К преимуществам применениябизнес-единицможно отнести то, что это обеспечит координацию- хозяйственной деятельности, повысит адаптивность и управляемость компании к изменениям во внешней и внутренней среде.Главный же недостаток этого образования ( с точки зрения высшего менеджмента компании) состоит в том, что фирма может утратить структурную стабильность.На сегодняшний день созданонемало подходов, которые ослабляют значениеданнойтрудности. Развитие систем управления бизнес-единицамичерез лимиты, в основании которых лежат принципы риска и доходности, позволяетустранить ряд трудностей делегирования возможностей и создатьэффективные и устойчивые компании.Организовать бюджетирование в фирме помогает внутренний аудит. Известно, что наличие комитета по внутреннему аудиту является обязательным условием котировки акций фирмы на подавляющем большинстве зарубежных бирж. Требование о разработке комитета по внутреннему аудиту почти во всех странах стало частьюправовой базы, которая регулирует деятельность эмитентов ценных бумаг. Наличие эффективного внутреннего аудита в последние годы стало в глазах инвесторов одним из важныхпризнаков приверженности фирмы должному корпоративному управлению. Кроме того, отсутствие или наличие внутреннего аудита в фирме рассматривается как важнаяпричина повышения эффективности менеджмента. Тем не менее ситуация в русском корпоративном секторе значительноотличается от вышеизложенной. Очень малоеколичестворусских компаний имеют в собственном штате внутренних аудиторов.Обучение профессионаловкомпании системе бюджетирования, постоянная диагностика и внешний консалтинг разрешают в приемлемые сроки вывести организацию на уровень кредитоспособности и притянутьосновной капитал для стратегического развития. [11, c.34]Выводы по Главе 2:В сравнении со сметным методом планирования программно – целевой метод является относительно новым и широкого распространения на нижестоящих уровнях бюджетной системы пока не получил.Сущность программно – целевого метода бюджетного планирования заключается в определении приоритетных целей и задач социального, экономического и научно – технического развития, в разработке взаимосвязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учётом их эффективного использования.Наряду с привлечением предназначенныхкомпаний динамично развивающиеся компании начали сами осваивать технологию бюджетирования и подготавливатьнадлежащие документы.Основная угрозароссийскихбизнес - компанийзаключается в неоправданно малом внимании к вопросам стратегического планирования и бюджетирования. Ввиду нестабильности финансовой системы, обусловленной происходящими на мировой арене событиями в политической и как следствие, экономической сфере, большинство российских компаний ищут выгодную рыночную нишу в оперативном порядке: без проработки долговременных целей они меняют свои ценности в развитии продукции и услуг, уходят наперспективные сегменты рынка, а потомих покидают. ЗаключениеПланирование расходов бюджета является неотъемлемым составляющей системы гос. управления, позволяющим применятьбюджетныезатраты в качестве эффективного инструмента социально-экономической политики страны и во многом обеспечивающим эффективноевнедрение бюджетных средств. Построение системы планирования расходов бюджета, которая отвечает современным экономическим условиям, не может быть без учета теоретических основ бюджетного планирования.С точки зрения теории денегзатраты бюджета представляют собой перераспределительные (распределительные) отношения, а их материальным воплощением являются валютные средства, выплачиваемые из бюджетного фонда. Для определения качественноговоздействияприменения бюджетных средств на социально-экономические процессы понятия расходов бюджета оказалосьмало. Это обусловливает объективную необходимостьпроисхожденияпонятия «расходное обязательство», которое составляетоснову определения направлений и форм применения бюджетных средств.Расходное обязательствопредставляет собой правовую основу формирования бюджета, формируя правовой механизм воздействия на социально-экономические отношениячереззатраты бюджета. Для решения имеющихсятрудностейбюджетные средства могутупотребляться в разныхразмерах, оказывая количественное воздействие на социально-экономическое формирование страны. Предельный размер расходования бюджетных средств, предусматриваемых в бюджете для выполнения расходного обязательства, определяется бюджетными ассигнованиями.Исходя из современного понимания расходов бюджета, планирование бюджетных расходов нужнорассматривать как целостность планирования расходных обязательств и планирования бюджетных ассигнований.В процессе планирования расходных обязательствисполняется определение направлений и форм применения бюджетных средств в целях реализации гос. политики. При этом: планирование расходов бюджета выступает как элемент системы гос. управления; объектом планирования являются затраты бюджета как экономический инструмент; субъектами планирования становятся как денежные органы, но и ведомства, которые ответственны за выработку и реализацию социально-экономической политики страны.Бюджетное планирование - важная составная частьденежного планирования, подчиненная потребностямденежной политики страны. Его финансоваясутьсодержится в централизованном перераспределении и распределении стоимости общественного продукта и государственногодоходамежду звеньями денежной системы на базегос. социально-экономической программы развития страны в процессе развития и выполнения бюджетов и внебюджетных фондов различного уровня.Бюджетное планирование исполняется уполномоченными законодательством органами гос. власти и включает в себя: бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную базу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов страны. В качестве принципов БП выделяют, в частности, целостность правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый способ и др. Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии: -Составление проектов бюджетов; -Рассмотрение и предложение бюджетов; -Исполнение бюджетов; -Составление отчетов о выполнении бюджетов и их предложение.Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - переназначениеденежных ресурсов меду бюджетами различного уровня. В систему органов, владеющих бюджетными возможностями, БК РФ включает: -денежные органы, -органы денежно-кредитного регулирования( Банк России), -органы муниципального (государственного) денежного контроля (Счетная палата РФ, контрольные и денежные органы исполнительной власти, местных и региональных представительных органов).Существенным шагом в развитии бюджетной реформы является включение в Бюджетный кодекс разделения расходов на действующие и принимаемые обязательства при БП. Под действующими расходными обязательствами в законопроекте понимаются затраты, состав и( или) размер которых предусмотрены законами, нормативно-правовыми актами, соглашениями и договорами, не планируемыми (не предлагаемыми) к изменению в текущем финансовом году, в следующем финансовом году или в плановом периоде (к примеру, принятые правительством РФ бюджетные программы или проекты). Под принимаемыми расходными обязательствами понимаются затраты, состав и( или) размер которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами, соглашениями и договорами, планируемыми (предлагаемыми) к изменению в текущем финансовом году, в следующем финансовом году или в плановом периоде.Государственный бюджет, являясь главнымденежным планом страны, основным средством аккумулирования денежных средств, дает политической власти настоящуювероятностьвоплощениявозможностей, дает государству настоящую политическую и экономическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых иной, исполняетдостаточно утилитарную функцию - укрепляетлучший государством стильвоплощения управления государством. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития сообщества и самостоятельной роли не играет. Через бюджет происходит переназначениегосударственногозаработка и ВВП. Бюджет выступает инструментом стимулирования и регулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, конкретночерез бюджет исполняетсясоциальная политика.Но именно бюджет, демонстрируяразмерынужных государству денежных ресурсов и действительно имеющихся запасов, описывает налоговый климат страны, бюджет, укрепляя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики страны, следственно, справедливо, точное его обоснование, оплатапоследующих расходов, целенаправленности, планирование играют существенную роль и которому стоит уделять не последнее место в деятельности страны.Очевидно, что успех экономического развития в РФ в большой степени зависит от того, в каких направлениях будет развиваться как общее направление политики государства, так и в частности от грамотного планирования бюджетной политики, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.На представленномшаге развития в РФ поставлена задача развития среднесрочного БП, основанного на использовании современных способов и инструментов планирования расходов бюджета.Среднесрочное планирование бюджетных расходов обеспечивает взаимосвязь между политическими, управленческими и экономическими целями государства, носящими долгосрочный характер; установить такую взаимосвязь в рамках годового планирования практически невозможно. Необходимость формирования бюджетов на многолетней основе является общепризнанной в зарубежной практике. Развитие среднесрочного финансового планирования в 2004-2007 гг. в Российской Федерации прошло 2 ключевых этапа - утверждение с 2006 г. Правительством Российской Федерации перспективного финансового плана Российской Федерации, а затем составление и утверждение федерального бюджета на трехлетний период.Список использованных источников и литературы:1.Бюджетный кодекс РФ: официальный текст–М.:Экзамен, 2014.2.Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России.-М.:Центр Фискальной Политики, 2014.3.Бюджетная система России: учебник для вузов/Под ред. Проф. Г.Б. Поляка.М:Юнити,2013.4.Бюджетная система РФ:Учебник для вузов/Нешитой А.С.-М.: Дашков и К, 2013.5.Внедрение среднесрочного финансового планирования в бюджетный процесс РФ-М.:Центр Фискальной Политики,2012.6.Воробьева Л.Т. Проблемы планирования доходов и расходов местных бюджетов/Воробьева Л.Т. //Финансы и кредит.- 2014.- №327.Демидов А.Ю.Принципы БОР в деятельности администраторов бюджетных средств/Демидов А.Ю.//Финансы.- 2014.-№28.Ермакова Е.А. Бюджетный менеджмент и его функциональные элементы/Ермакова Е.А.//Финансы и кредит.- 2014.-№209.Завьянов Д.Ю.Совершенствование бюджетного планирования на основе социологических исследований/Завьянов Д.Ю.//Финансы.- 2014.- №610.Зиганшина Л.А. Использование системы индикаторов в бюджетном планировании/Зиганшина Л.А.//Финансы и кредит.-2014.-№1211.Истомина Н.А. Становление и развитие практики планирования расходов региональных бюджетов на основе количественных параметров (объемов) государственных услуг/Истомина Е.А.//Финансы и кредит.-2014- №3612.Колесов А.С.Бюджетная система: сущность и вопросы ее развития / Колесов А.С.//Финансы.-2013.- №7 13.Лавров А.М.Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результаты: международный опыт и российские перспективы/Лавров А.М. //Финансы.- 2014.- №3 14.Прогнозирование и планирование экономики:Учебник/Под ред. В.И. Борисевича.-Мн.:ЭКО,2012.15.Финансово-бюджетное планирование:Учебник/Под ред. Проф. Г.Б. Поляка.–М.: Учебник,2013.16. Интернет – ресурс: http://cyberleninka.ru/article/n/perehod-k-programmno-tselevomu-printsipu-planirovaniya-byudzhetnyh-rashodov-v-subektah-rf-problemy-i-perspektivy17. Интернет – ресурс:http://volgetc.ru/index.php/materialy/informatsionnye-materialy/147-primenenie-programmno-tselevogo-byudzhetirovaniya-kak-tekhnologii-upravleniya-raskhodami-byudzheta18. Интернет – ресурс: http://uchebnikionline.com/ekonomika/byudzhetniy_menedzhment_-_pankevich_lv/byudzhetne_planuvannya-2.htm
2.Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России.-М.:Центр Фискальной Политики, 2014.
3.Бюджетная система России: учебник для вузов/Под ред. Проф. Г.Б. Поляка.М:Юнити,2013.
4.Бюджетная система РФ:Учебник для вузов/Нешитой А.С.-М.: Дашков и К, 2013.
5.Внедрение среднесрочного финансового планирования в бюджетный процесс РФ-М.:Центр Фискальной Политики,2012.
6.Воробьева Л.Т. Проблемы планирования доходов и расходов местных бюджетов/Воробьева Л.Т. //Финансы и кредит.- 2014.- №32
7.Демидов А.Ю.Принципы БОР в деятельности администраторов бюджетных средств/Демидов А.Ю.//Финансы.- 2014.-№2
8.Ермакова Е.А. Бюджетный менеджмент и его функциональные элементы/Ермакова Е.А.//Финансы и кредит.- 2014.-№20
9.Завьянов Д.Ю.Совершенствование бюджетного планирования на основе социологических исследований/Завьянов Д.Ю.//Финансы.- 2014.- №6
10.Зиганшина Л.А. Использование системы индикаторов в бюджетном планировании/Зиганшина Л.А.//Финансы и кредит.-2014.-№12
11.Истомина Н.А. Становление и развитие практики планирования расходов региональных бюджетов на основе количественных параметров (объемов) государственных услуг/Истомина Е.А.//Финансы и кредит.-2014- №36
12.Колесов А.С.Бюджетная система: сущность и вопросы ее развития / Колесов А.С.//Финансы.-2013.- №7
13.Лавров А.М.Среднесрочное бюджетирование ориентированное на результаты: международный опыт и российские перспективы/Лавров А.М. //Финансы.- 2014.- №3
14.Прогнозирование и планирование экономики:Учебник/Под ред. В.И. Борисевича.-Мн.:ЭКО,2012.
15.Финансово-бюджетное планирование:Учебник/Под ред. Проф. Г.Б. Поляка.–М.:вузовский учебник,2013.
Вопрос-ответ:
Какое понятие и сущность имеет бюджетное планирование?
Бюджетное планирование - это процесс разработки и утверждения плана использования бюджетных ресурсов. Его сущность заключается в определении приоритетов государственных расходов и доходов, а также механизма их распределения и контроля.
Какие принципы участников бюджетного планирования?
Принципы участников бюджетного планирования включают принцип обязательности участия всех уровней государственной власти, принцип полноты и достоверности информации, принцип открытости и доступности информации, принцип учета мнения общественности.
Какие методы используются в бюджетном планировании?
В бюджетном планировании используются различные методы, включая исследование и прогнозирование экономической ситуации, методы оценки эффективности бюджетных программ, методы определения приоритетов и распределения бюджетных ресурсов.
Какие изменения произошли в бюджетном планировании в России?
В России произошли изменения в бюджетном планировании, такие как переход к среднесрочному бюджетному планированию и переход к программно-целевым способам бюджетного планирования. Также был отмечен общий рост развития бюджетного планирования в стране.
В чем заключается основная угроза для российских компаний?
Основная угроза для российских компаний состоит в том, что они могут столкнуться с неблагоприятной экономической ситуацией, что может привести к ухудшению их финансового положения и убыточности деятельности.
Каковы исторические аспекты бюджетного планирования в России?
Исторические аспекты бюджетного планирования в России включают переход к среднесрочному планированию, переход к программно-целевым способам планирования и развитие самого бюджетного планирования в стране.
Что такое бюджетное планирование и какова его сущность?
Бюджетное планирование - это процесс разработки и утверждения плана расходов и доходов государства на определенный период времени. Его сущность заключается в определении приоритетов расходов и регулировании государственных финансов.
Кто является участниками бюджетного планирования?
Участниками бюджетного планирования являются правительство, федеральные органы исполнительной власти, местные органы власти, государственные учреждения, налогоплательщики и общественные организации.
Какие методы бюджетного планирования применяются в России?
В России применяются методы среднесрочного планирования, программно-целевые способы планирования, а также развитие самого бюджетного планирования в стране.
В чем заключается основная угроза российским компаниям в области бюджетного планирования?
Основная угроза российским компаниям состоит в том, что несоответствие запланированных расходов и доходов может привести к неэффективному использованию ресурсов и ухудшению финансового состояния компании.
Что такое бюджетное планирование?
Бюджетное планирование - это процесс составления и утверждения бюджета, включающий анализ финансовых ресурсов и определение приоритетов расходов и доходов.
Какие принципы лежат в основе бюджетного планирования?
Основными принципами бюджетного планирования являются принципы прозрачности, эффективности, долгосрочности и ответственности. Прозрачность предполагает открытость информации о бюджетных процессах, эффективность - достижение максимального результата при минимальных затратах, долгосрочность - учет перспективных целей и планирование на несколько лет вперед, а ответственность - назначение ответственных лиц и контроль за исполнением бюджета.