Информационная война как инструмент конкурентной борьбы на мировом рынке продовольствия

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Связи с общественностью
  • 73 73 страницы
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 30.05.2015
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Конкурентная борьба 7
1.1. Понятие и место конкуренции в современном мире 7
1.2. Методы конкурентной борьбы на мировом рынке 18
Глава 2. Информационная война 31
2.1. Специфика новых войн в глобальном мире 31
Глава 3. Практическая часть 54
3.1. Условия взаимодействия на мировом рынке продовольствия в условиях конкуренции 54
3.2. Информационная война как метод отстаивания интересов на мировом рынке продовольствия 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
Список литературы 73
Фрагмент для ознакомления

Покупатель считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности ей предназначалось удовлетворять. Качество одной и той же продукции может быть признано высоким при использовании для одних целей и низким для других. Так, увеличение содержания белка в ячмене повышет его ценность как фуража, но снижает как продукта для пивоварения. Качество как экономическая категория – это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре.
Формирование и обеспечение высокого качества продукции в АПК имеют ряд особенностей: качество продукции должно соответствовать требованиям безопасности питания и здравоохранения; сезонный характер производства в отрасли, зависимость качества продукции от погодных и других природных условий (засухи, эпидемии, нашествия вредителей растений и т.д.). Рассредоточенность сельскохозяйственного производства затрудняет организацию контроля и оперативное управление качеством. Кроме того, условия производств связаны с социально-демографической и экономической ситуацией в регионе. Для сельского хозяйства характерны низкая техническая оснащенность и слабое применение информационных технологий, методов контроля. Качество сельскохозяйственных товаров зависит как от условий производства продукции, так и от ее хранения и переработки. Переход к рынку заставляет по-новому взглянуть на проблему качества и конкурентоспособности продукции. Конкурентоспособность продукции определяется только теми ее свойствами, которые представляют существенный интерес для покупателя (например: размер, свежесть, вкус плодов).
Все другие параметры продукции (форма, окраска плодов), выходящие за эти границы, не рассматриваются при оценке конкурентоспособности этой продукции, как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях. Развитой конкурентный рынок диктует уровень и динамику развития качества продукции. В связи с этим, перед производителями продукции возникают задачи планирования и управления качеством, учета затрат при выборе более экономичного варианта достижения определенного его уровня. Все эти проблемы успешно решаются при внедрении системы стандартов качества на предприятии.
Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления, были установлены четкие требования к системам обеспечения качества. Стандарты ИСО 9000 установили единый международный подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями. Качество продукции в современных условиях является важнейшим фактором повышения рентабельности хозяйственной деятельности предприятия и, поэтому, ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством на предприятии должны все – от руководителя до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению и сохранению качества объединены в систему управления качеством. Качество продукции сельскохозяйственного предприятия формируется при участии и под влиянием множества факторов, в первую очередь производственных ресурсов (земельных, материальных и трудовых).
Между качеством сельскохозяйственной продукции и качеством производственных ресурсов существует большая зависимость. Почва – основная среда развития и питания растений, от ее качества зависит не только урожайность, но и качество производимой сельскохозяйственной продукции. Практика свидетельствует о том, что многие виды продукции, выращенной на плодородной почве, обладают повышенным качеством. Так, картофель наиболее высокого качества с хорошей лежкоспособностью получают на легких по гранулометрическому составу почвах (супесчаных). Более высокие качественные характеристики основных и материальных оборотных средств непосредственно способствуют получению продукции лучшего качества. Например, использование семян высоких посевных качеств позволяет не только повысить урожайность сельскохозяйственных культур, но и качество урожая; а на увеличение производства и улучшение качества животноводческой продукции большое влияние оказывают питательные качества кормов.
Надежная высокопроизводительная техника позволяет своевременно, в оптимальные сроки и качественно провести все агротехнические приемы, а следовательно и повысить качество продукции. Решающим фактором обеспечения и постоянного улучшения качества продукции является совершенствование качественного состава трудовых ресурсов. Квалификация работников в значительной мере определяет качество выполняемых работ.
Интеграция российской экономики в мировую и ее построение по западным стандартам привело к механическому переносу рыночных отношений и западных ценностей в условия российской социальной действительности. Развертывающийся мировой экономический кризис наглядно, на практике, показал ущербность данного пути, порождающего в обществе социальную энтропию. Глобальный экономический кризис имеет определенную направленность – это духовное и экономическое уничтожение противника. Слово «кризис» в переводе с греческого языка означает «суд, приговор». Судят и выносят приговор за посягательство на ценности, в первую очередь не столько материальные, сколько духовно-нравственные.
Финансово-экономический кризис – это кризис стандартов естественности общества индивидуалистического типа, ценностей техногенной цивилизации и глобализации. Насильно навязывая свои ценности другим обществам с помощью различных видов войн нового поколения, Запад фактически осуществляет их подавление и неоколонизацию. Российское общество, учитывая его богатый исторический опыт военного противоборства, может стать центром противодействия этому общественному явлению.
Важнейшей детерминантной общественного состояния в условиях глобализации является торгово-экономическая война. В войнах первого поколения она выполняла вспомогательную роль и часто становилась поводом для вооруженного противоборства. В войнах нового поколения торгово-экономическая война стала самостоятельным и эффективным средством в противостоянии обществ различного типа. Искусственно разъединяя и противопоставляя друг другу общества постсоветского пространства, идеологи индивидуалистических ценностей в ходе глобального экономического кризиса решают свои военно-политические задачи, главной из которых является уничтожение конкурентных экономик. Подвижническая деятельность президентов, создавших Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана как коалиционное объединение против обществ индивидуалистического типа в торгово-экономической войне, способна привести к возрождению союза народов для достижения победы, одним из элементов которой будет являться обеспечение продовольственной безопасности.
Кризис перепроизводств достиг двукратного превышения покупательной способности населения планеты. Возникла необходимость сократить объем производства в два раза, т. е. обречь на безработицу предпринимателей и примерно 400 миллионов рабочих в мире. Эта проблема не может быть решена цивилизованным путем. В связи с этим М. Муравьев утверждает: «Это означает, что ближайшие несколько лет будет идти тотальная, страшная, никогда не виданная торговая мировая война». Цель этой войны – перераспределение, захват новых территорий для расширения рынка сбыта своих товаров. Ведение войны с помощью вооруженных средств – это дорого, неэффективно, ведет к невосполнимым потерям личного состава. К тому же, по мнению западных ученых, захваченные территории требуют отвлечения сил и средств для их содержания и управления. Победа в сетевой, информационно-психологической, экономической войнах не предполагает физического захвата территорий и подчинения населения с помощью оружия. Внедрение стандартов естественности общества индивидуалистического типа в духовную и экономическую сферы противника позволяет достичь односторонних выгод для победителя без применения оружия.
В войнах нового поколения агрессия оправдывается потребностями рынка, необходимостью захвата новых рынков сбыта. Во имя этой цели духовность, мораль, право отодвигаются в обществе на второй план для достижения высшей цели – прибыли. В октябре 1995 г., говоря об итогах десятилетия перестройки в СССР и России, президент Б. Клинтон на совещании Объединенного комитета начальников штабов говорил: «…мы достигли того, что собирался сделать президент Труман с Советским Союзом посредством атомной бомбы». При этом, как подчеркивал Б. Клинтон, США достался неразрушенный атомом сырьевой придаток. Затратив несколько миллиардов долларов, Запад получил только до 1995 г. стратегического сырья на 15 миллиардов долларов, а также сотни тысяч тонн золота и драгоценных камней, свыше 20 тысяч тонн меди, около 50 тысяч тонн алюминия и т. д. Это – контрибуция, выплаченная побежденным обществом в результате поражения в информационно-психологической (холодной) войне.
Победа в новых видах войн для России возможна лишь при условии воспитания современного поколения на стандартах естественности общества коллективистского типа, руководствующегося в боевой деятельности принципом военной добродетели. Экономисты-подвижники, патриоты Отечества своей героической деятельностью способны вывести экономику общества из кризиса обновленной, победившей в противостоянии с чуждыми экономическими идеалами. Одним из основных факторов, приведших СССР к сокрушительному поражению в холодной войне, т. е. войне ново- го поколения, является отсутствие необходимых, адекватных ситуациям идеологических и теоретических альтернатив идеологии общества индивидуалистиче кого типа. Среди отечественных мыслителей не оказалось достаточного количества и качества философов-подвижников, способных своевременно оценить степень идеологической угрозы для общества. Появление нового вида войн требовало воспитания качественно новой плеяды теоретиков, способных с позиции блага страны отстоять целостность и нравственные устои общества коллективистского типа.

3.2. Информационная война как метод отстаивания интересов на мировом рынке продовольствия

Одним из ярких примеров развязывания информационной войны на рынке продовольствия можно считать ситуацию с грузинскими винами. С подачи России началась политика поэтапных запретов на импорт из Грузии продовольственных товаров с декабря 2005 по май 2006 года. Такая политика достаточно серьезно ударила по грузинской экономике. По словам министра финансов Грузии Алекси Алексишвили, результатом ограничений торговли с Россией экономика Грузии лишилась $250 млн. Грузинские вина охватывали 9% российского рынка вин, а «Боржоми» – 13% российского рынка бутилированных вод. Запреты обосновывались причинами ненадлежащего качества и несоответствия требованиям российских стандартов, что активно объяснялось в СМИ.  В марте 2010 года в МИД РФ заявили о готовности предоставлять товарам из Грузии прежние преференции. В сентябре 2013 года Роспотребнадзор разрешил ввоз в РФ 95 видов вин и коньяков из Грузии.
Стремление Украины к интеграции в европейское пространство, к подписанию договора об ассоциации с Европейским Союзом (ЕС) привели к возникновению «напряженности» во внешнеторговых отношениях между Россией и Украиной. Вызвано это тем, что в соглашении Украины и ЕС был пункт о том, что Украина обязуется пропускать европейские товары практически без досмотра и уплаты пошлин, а также ветеринарно-санитарных проверок. Таким образом, на украинском рынке появилось бы огромное количество европейских и прочих товаров, которые потом перемещались бы в Россию.
Россия 07.08.2014 г. в ответ на санкции со стороны Запада на год ограничила импорт ряда товаров из стран, которые ввели против нее санкции: США, государств ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. В соответствующий список попали говядина, свинина, фрукты, птица, сыры и молочная продукция, орехи и другие продукты.
Российским ведомством по контролю за качеством продукции - Россельхознадзором было принято решение с 30.11.2014 запретить транзит продуктов питания из Беларуси через территорию Россию в Казахстан и в другие страны без досмотра на российских пунктах пропуска, а также фактически введен запрет на ввоз продукции 19 белорусских мясных и молочных предприятий. «РФ вновь выставила на границе с нашей страной таможенные посты». По версии российской стороны, это сделано потому, что, во-первых, качество белорусского мяса и молока не соответствует стандартам, во-вторых, Беларусь занимается контрабандой продовольствия из Европы.
Администрация В.В. Путина, оказавшегося у власти, в качестве одной из первоочередных задач видела усиление своего контроля над медиа-рынком страны. На протяжении 2000-2003 года практически все крупные каналы (равно как и печатные СМИ) оказались под контролем Кремля. Что незамедлительно проявилось в частности в отношениях на продовольственном рынке с Белорусью.
Информационная война с Лукашенко сопровождалась попытками России получить контроль над белорускими компаниями.
Вот лишь несколько примеров. 
•    2003-2004 года. Война «Газпрома» за контроль над «Белтрансгазом». Минск к этому времени уже потерял возможности донесения своей информации до зрителей национальных каналов в РФ. Соседняя страна наоборот, усилила своё информационное присутствие в Беларуси. В результате целого ряда «разоблачительных» материалов рейтинг А. Лукашенко был обвален до исторического минимума — 29%.
•    2006 год. Споры о выходе Беларуси на российский рынок продовольствия и желание РФ получить контроль над частью отечественного автопрома. Те же методы российских каналов опустили популярность Лукашенко на 10%. Учитывая, что это был «год выборов», официальный Минск быстро пошёл на компромисс. Но, стоит заметить, что по сравнению с 2004 годом сработал лучше. Правда, административными методами — заменой новостных блоков на российских каналах. Тогда же канал ОНТ оформился в полноценную структуру и начал вещать с 7 утра до часа ночи.
•    В 2008 году, на фоне грузинского кризиса атака повторилась. Однако, эта была первая «победа» Беларуси. Руководство страны не пошло на компромиссы в виде признания соседних государств. Хотя, общественное мнение жителей страны склонялось к такому шагу. Просто, если вспомнить те события, в России начался кризис. А в Беларуси наоборот, на фоне «потепления» отношений с Западом появились перспективы прихода инвестиционных денег.
Однако, обращать внимание лишь на новостной контент — видеть только часть проблемы. Равно как и влиять исключительно через СМИ — не добиться успеха. В Российской Федерации это поняли на рубеже 2005-2007 года. Именно в это время началась работа ещё по как минимум трём направлениям.
1. Создание системы координат, в которой представитель России, силовых структур этой страны априори воспринимается как носитель добра. Даже, если на определённом моменте действует вопреки общественным нормам и законам страны. При этом граждане соседних государств представлялись в лучшем случае в нейтральном свете. Это проявилось в огромном количестве сериалов и художественных фильмом на темы войны, работы правоохранительных органов, человека и родины и т. д. Заметьте, именно на этом этапе началась героизация СМЕРШ, НКВД, спецназа ГРУ, сил специального назначения ВМФ РФ и подобных структур. Не говоря уже о милиции и прокуратуре.
Этот продукт не только транслировался по российским национальным каналам, но и за относительно небольшие деньги (а зачастую и бесплатно) предлагался для трансляции в соседних государствах.
2. Электронные медиа и социальные сети. Тут упор был сделан не только  создание собственного контента, но и на создание фона прочтения новости. Речь идёт о комментаторах в социальных сетях и на ресурсах различных стран. Термин «российский бот» был впервые использован в Украине в 2007 году для описания атаки на новости о демократических партиях перед очередными выборами в Раду. Эксперимент был успешным и с 2008 года система начала работать на постоянной основе в режиме 24/7.
3. Работа с обществом посредством личных контактов. Тут не изобреталось ничего нового. Сила слухов, сеяние панических настроений пересказом «страшных историй» использовалась ещё в 18 веке. И, как ни парадоксально, в эпоху цифровых технологий это работает. Правда, схема несколько иная: идёт параллельный вброс информационных посылов через социальные сети и «уличных агитаторов». За примерами далеко ходить не надо. Слухи про «отжатие авто на беларуских номерах на нужны Майдана» в начале 2014 года уже в мае свели практически к нулю количество поездок наших соотечественников в Украину. Подтверждений слухам так и не было. Зато курортный сезон в Украине сорвали. И настроили часть общества против «бардака у соседей».
Отдельно стоит упомянуть такой тип запуска слухов как ток-шоу (различные суды присяжных, обсуждение судеб людей и так далее). Несмотря на то, что подобный продукт в значительной мере постановочный, истории, которые рассказываются, воспринимаются зрителем как реальные события. И, уже «в пересказе оффлайн», обрастают новыми подробностями.
Таким образом, уже к началу 2013 года Российская Федерация обладала следующими стартовыми условиями для информационной атаки на сопредельные государства:
1.    Сеть популярных телевизионных каналов с ярким развлекательным контентом и скоординированной политикой подачи информации (новости и аналитика)
2.    За счёт кинематографии, производства сериалов и ток-шоу была обеспечена необходимая система координат для восприятия «российского взгляда» как позиции «морального авторитета»
3.    Апробирована и запущена система создания необходимого фона вокруг «чужой» информации в сети интернет. Причём как таковая информационная атака не велась до 2013 года. Комментарии в интернет-медиа и посты в социальных сетях долгое время шли без «централизованных темников». Шло вовлечение в систему и граждан, например Беларуси и Украины, которые подрабатывали копирайтингом в сети.
4.    Создана не сетевая (оффлайн) система распространение необходимых информационных посылов. Которая, на первых порах шлифовалась не в политической сфере а в атаках общественного мнения на бизнес. В первую очередь — ритейл. В Беларуси это проявлялось в периодических атаках (кстати, региональных) на сети Евроопт и «Соседи».
Стоит отметить ещё одну особенность подачи информации российскими СМИ. Даже обычная новость в случае информационной атаки преподносилась через «личные истории». То есть, материал начинался с частности, примера 1 человека на экране и только потом переходил на обобщение. Что, естественно подкупало зрителей, склонных верить информации «друзей, знакомых и т.д.».
Минском отрицаются через все информационные источники, что причастность к контрабанде абсурдна для страны. Суть информационного противостояния состояла в обвинениях друг друга в неправомочности решения на эмбарго продуктов.
На сегодняшний день между Беларусью и Россией продолжаются интенсивные переговоры с целью урегулирования продовольственного конфликта. Президент А. Лукашенко в свою очередь не стал ждать мира на продовольственном рынке, а пошел по пути драматизации и эскалации конфликта, придавая ему публичный характер. Применяя популистские методы, он пытается доказать, что поставки продовольствия из Беларуси повышают цены на продукты питания в России.
Предъявив России экономические санкции, политические противники заставили нас искать ответные меры, которые нанесли бы экономике наименьший ущерб. После анализа импортно-экспортного рынка руководством страны было принято решение ответить на санкции запретом ввоза сельскохозяйственной продукции и продовольствия из стран, принявших участие в санкциях. Это больно ударило не только по экономике Евросоюза и ряда других стран, но и по их сельскохозяйственному производству. Произошло опасное торможение в системе производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия на экспорт в Польше, Италии, Греции, Испании, Германии и других странах ЕС. Ущерб от потери экспорта по приблизительным подсчетам составил 40 млрд евро. Многие хозяйства разорились, не получив обещанной компенсации от ЕС. Украина практически потеряла свой восточный рынок.
Сказать, что она не пострадала от собственных санкций, будет неправдой. Пострадала. Недостаток импорта из стран ЕС больно ударил не только по потребительскому рынку, с которого исчезли привычные для россиян продукты, пострадала вся экономика. Уже видно, что двусторонние санкции привели к повышению цен на продовольственном рынке, изменилась структура наполнения рынка, понадобились время и деньги на заключение договоров с новыми поставщиками продуктов питания и сельскохозяйственного сырья. Политика государства в этот период сработала на упреждение новых угроз и устранения ущерба, нанесенного продовольственному рынку.
По большому счету, в номенклатуре и количестве товаров изменения были не очень заметны. Также взгляд власти был обращен на внутренний продовольственный рынок, где включены механизмы реализации ранее принятых программ по развитию отечественного агропромышленного комплекса и пищевой промышленности. Многое здесь зависит от последовательности политики государства в обеспечении продовольственной безопасности, реализации ее Доктрины. Украинский кризис, экономические санкции ЕС и США против России, реакция на них Российского государства поставили перед политической наукой задачу поиска такой научной системы политического управления обеспечением продовольственной безопасности, которая обладала бы способностью гарантированно отражать все внешние и внутренние угрозы в условиях усиления давления политических противников, имеющих цель разрушить систему национальной безопасности России, в том числе и продовольственной безопасности.
По данным Роспотребнадзора, в 2013 г. по продовольственным товарам доля претензий по качеству к продукции российского производства составила 2,6 %, а к проверенным импортным товарам − 3,5 %. Хотя это не означает, что продукция отечественного производства качественнее и безопаснее зарубежного. Те же данные Роспотребнадзора говорят, что ухудшают среднее статистическое «впечатление» от импортного продовольствия кондитерские изделия (26,6 % ненадлежащего качества). Однако причиной низкого качества поставляемых импортных товаров может быть не столько ухудшение качества зарубежной продукции, сколько ухудшение политических отношений России с ближними соседями, поставляющими на наш рынок продовольствие, а также стремление многих коммерсантов получить максимальные доходы путем закупки низкосортных товаров. Также качество и безопасность продукции во многом определяется уровнем подготовки нормативных документов, системами стандартизации и сертификации. Поэтому решение проблемы качества продовольствия необходимо осуществлять, начиная с уровня конкретного производителя и заканчивая высшим уровнем – уровнем органов государственного управления. Кардинальное изменение сложившейся ситуации с обеспечением населения качественным продовольствием в нашей стране представляет собой важную социально-экономическую задачу, решение которой имеет огромное значение для современной России и ее будущего. В этой связи разработка нормативных документов, регламентирующих контроль качества, а также совершенствование нормативно-правовой базы являются приоритетными направлениями в сфере контроля и обеспечения безопасности пищевой продукции для потребителей.
Наибольшую долю запрещенной продукции составляют фрукты, орехи, мясо свинины и рыба. Закономерен вопрос - кто выиграет и кто проиграет на рынке в результате информационной войны? Общеизвестно, что в войне проигрывают все стороны. Что касается отечественных аграриев, то естественно, запрет окажет положительное влияние на некоторые позиции на агропродовольственном рынке. Так, капитал Агрохолдинга «Разгуляй» увеличился на 4,85% (до 1, 19 млрд. руб.), акции «Русского моря», одного из крупнейших в России производителей рыбной продукции, отреагировали на данную ситуацию ростом. Стоимость компании на Московской бирже выросла на 23% (до 4, 69 млрд. руб.). Данные примеры подтверждают, что инвесторы быстро отреагировали на изменение ситуации на продовольственном рынке и с целью приращения своего капитала размещают свои финансовые ресурсы в организации, производящие и выпускающие продовольствие. Компании, занятые производством и поставками рыбы на отечественный рынок, готовы увеличить объемы производства и поставлять рыбу из Мурманской области, Дальнего Востока, а также стран, в отношении которых не были введены санкции (Чили и др.). Министр сельского хозяйства Н. Федоров отмечает, что фрукты и овощи планируется поставлять из Азербайджана, Армении, Узбекистана, Таджикистана. Кроме, того, увеличить поставки готовы Турция, Иран, Сербия, Египет и Марокко. Занять рыночную нишу и увеличить поставки своей продукции готовы страны Латинской Америки – Чили, Аргентина, Эквадор, Парагвай, Перу. Таким образом, на российском рынке продовольствия идет быстрая переориентация: во-первых, увеличение выпуска продовольствия; во-вторых, привлечение других поставщиков продовольствия, которое в стране не производится (фрукты, орехи) или производится в недостаточном количестве для полного удовлетворения спроса (мясо, рыба и др.). Страны ЕС также вынуждены быстро реагировать на сложившуюся ситуацию с целью недопущения социальной напряженности в странах. Объявленные Россией санкции нанесли существенный удар по рынку фруктов. Ежегодный объем поставок персиков составляет 2,4- 2,5 млн. тонн, нектаринов – около 1 млн. тонн. А основными поставщиками в Россию этих фруктов являются Испания, Греция, Франция и Италия.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С ростом возможностей информационных технологий морально-психологическое воздействие прошло эволюцию от простого устрашения врага внешним видом воина, засылки организаторов паники в лагерь противника, разбрасывания листовок над его позициями и в тылу, использования громкоговорителей и т.п. до уровня кибервойн и психологических операций, в которых применяются все предоставляемые информационными технологиями возможности по воздействию на морально-психологическое состояние противника или, в частности, конкурента. Соответственно рос и масштаб морально-психологического противостояния. Современный уровень развития информационных и компьютерных технологий позволяет сделать полем «информационной битвы» фактически весь мир и даже рынок продовольствия.
 В условиях глобального продовольственного кризиса, лекарство и продовольствие, как нефть или газ, становятся средствами политического шантажа, международных репрессий и войн. Но великая держава должна обладать продовольственной безопасностью и не зависеть от импорта продуктов. А для этого необходимо конкурентоспособное сельское хозяйство, основой которого во всем мире являются наукоемкие технологии. Информационные войны становятся реальностью для всех развитых стран. И информационное воздействие способно дезорганизовать систему государственного управления, поскольку государственные границы для обеспечения безопасности страны особого значения теперь не имеют.
Новые парадигмы мироуйстройства, вызванные галопирующим развитием информационных технологий, вносят концептуальные изменения в военную науку и кардинальным образом меняют представления о характере взаимоотношений. Основные черты, способы, масштабы, содержание и сама суть борьбы раскрываются в новых категориях глобализации, манипуляции информацией, виртуальной субъектности.
«Искушение глобализацией» актуализирует проблемы отечественного анализа сложного феномена перемещения борьбы в информационное пространство. В интересах конкретной практики оперативно-стратегического планирования требуют решения вопросы теоретико-методологического основания расширения геостратегического членения пространства будущего противостояния. Необходимы многоаспектные исследования квазиреальности, функциональных свойств акторов веб-пространства, потенциальных возможностей виртуальной среды, влияющих на реальный ход и исход событий на театре информационного противоборства.
Интерактивные масс-медиа (Интернет), создавая электронную среду обитания человека, где он осуществляет псевдосамостоятельный выбор, по сути, служат новым способом масштабного регулирования духовной, эмоциональной жизни человека, смещающим традиционные ценности и соответственно – реакцию на них. Актуализируя проблемы современного «массового человека», смысл его бытия определяется как iners negotium – бездеятельная занятость человека, пребывающего под воздействием постоянного информационного шока – рекламы, утверждающей, что смысл жизни в наслаждении и развлечении как проявлениях истинной свободы.


Список литературы
Анализ пяти сил Портера [Электронный ресурс]. – Режим до- ступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Анализ_пяти_сил_Портера
Аргументано Д.Т. Антитраст против конкуренции: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С.104.
Афонина В.Е. Роль инвестиций в обеспечении продовольственной безопасности // Политика и общество, № 5 (101). 2013. С. 545-551.
Божьева О. Равняйсь! СМИ... Отставить! В чем причины поражения России в информационной войне с Грузией?// Московский комсомолец, - 2008. - 11 сент.
Борлоуг Н. «Зеленая революция»: вчера, сегодня и завтра (http://www.ecolife.ru/jornal/econ/2001-4-1.shtml
Виды конкуренции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/vidykonkurencii.htm
Вишневер В.Я. Конкуренция в структуре отраслевого рынка //Вопросы экономики и права. 2011. №3. С. 49(53.
Военный энциклопедический словарь (председатель главной редакционной комиссии Огарков Н.В., Маршал Советского Союза). - М.: Военное издательство, 1984. - С. 151.
Генетическая безопасность. Гринпис России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.green peace.org/ russia/ru/campaigns/gmo/.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2007.
Колз, Ричард Л., Ул. Джозеф, Н. Маркетинг сельскохозяйственной продукции / Пер. с англ. В.Г. Долгополова. – 8-е изд. – М.: Колос, 2000. – 512 с.
Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Киев: Изд-во «Хагар-Демос», 1993. 974с.
Мальков В.И. Мир и война: новое мышление. Заметки военного учёного. - М.: Воениздат, 1989.
Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации / Под ред. проф. П.А. Цыганкова. - М.: АльфаМ, 2007.
Муравьев М. Вторая великая депрессия – 2010 // Аргументы недели. – 2009. – № 26. С.9.
Пастушин А., Бородюк А. Российские компании уже начали извлекать выгоду от новых санкций// РБК. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. rbc.ru/economics./07/08/2014/941701/
Петренко И. Индикативная система общей безопасности хозяйствующего субъекта // Вопросы экономики. 2008. № 1
Портер М. Международная конкуренция. – М.: Международные отношения. – С. 153.
Проблемы конфликтологии // СОЦИС. 1993. № 9. - С.52.
Производственные кластеры и конкурентоспособность региона: монография / колл. авт. под рук. Т. В. Усковой. – Вологда: Ин-т социально-экономического развития территорий РАН, 2010. – 246 с.
Пронский Л.М.. Три источника прибыли. – М.: Финансы и статистика, 1995.
Родионов И. Зона русских интересов // Завтра. – 2009. – № 47. С.3.
Розов Н.С. Война всегда рядом: Сущность и происхождение массового организованного насилия //Война и геополитика. Альманах“Время мира”. Вып. 3. - Новосибирск, 2003. - С.75–120 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.dialog21.ru/index.html.
Россельхознадзор запретил поставки подсолнечника и сои из Украины //Алтапресс. ru. Режим доступа: http:/www.altapress.ru/story/139219 (дата обращения 12.08.2014).
Сёмин А.Н. – Разработка прогнозных сценариев развития предпринимательской деятельности // Агропродовольственная политика России. – 2013. - № 8. – С. 34-42.
Сводный обзор конъюнктуры аграрного рынка России // Еженедельный информационно-аналитический обзор. 2013. № 1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mcx.ru/
Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс //Вехи экономической мысли. Теория фирмы. СПб.: «Экономическая школа». 1995. Вып. 2. С. 299(328.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124.
Таньков К. Н., Бахурец О. В.Стратегические подходы к форми- рованию взаимоотношений в цепях поставок // Проблемы экономики. – 2011. – №2. – С. 58–93.
Тарануха Ю.В. Конкуренция и конкурентные стратегии (в структурно-логических схемах). М.: Издательство «Дело и сервис». 2008. 272с.
Черняков Б.А.– Конкурентоспособность аграрного сектора США: полезный опыт для России //Аграрный вестник Урала. – 2009 г. - №6. – С.6-12.
Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия. Мировая экономика и междунароные отношения. – 1989. – № 12 – С. 10.
Чемберлин Э. Х. Теория монополистической конкуренции (реориентация теории стоимости): пер. с англ. М.: Экономика, 1996. 351с.
Шибаков В.З., Аширова С.А. Особенности российского рынка погруженного насосного оборудования //Экономические науки. 2010. №2. С. 216(220.
Юнеев В.В. Трансформация категориальной определенности конкуренции на современном этапе экономического развития: дис. … канд. экон. наук Краснодар, 2004. 136 с.
Nikolic, A. Potential Impacts of WTO Accession on the Agribusiness Sector in Bosnia and Herzegovina // European Association of Agricultural Economists>2011 International Congress, August 30- September 2, 2011, Zurich, Switzerland – 12 стр.
Castle S. GM food must be allowed into Europe, WTO rules. URL:http://www.breakfornews.com/ my/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=446).
CIA World Factbook (https://www.cia.gov/ library/publications/the-world-factbook/ fields/2056.html).
The Economist. Special Report on the World Economy, October 11, 2008, pp. 1-20.
The Post-American World, Fareed Zakaria. W.W. Norton&company. New York London, 2008, р. 292.
. Porter Michael E. The Five Competitive Forces that Shape Strategy // Harvard Business Review. – January, 2008. – PP. 79–93.
См.: Божьева О. Равняйсь! СМИ... Отставить! В чем причины поражения России в информационной войне с Грузией?// Московский комсомолец, - 2008. - 11 сент.
Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия. Мировая экономика и междунароные отношения. – 1989. – № 12 – С. 10.
Портер М. Международная конкуренция. – М.: Международные отношения. – С. 153.
Тарануха Ю.В. Конкуренция и конкурентные стратегии (в структурно-логических схемах). М.: Издательство «Дело и сервис». 2008. с.5.
Там же. - с.19.
Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс //Вехи экономической мысли. Теория фирмы. СПб.: «Экономическая школа». 1995. Вып. 2. С.235.
Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение: в 2-х томах.; пер. с англ.; М.: Финансы и кредит, 1992. Т. 2. с. 61.
Там же. - с.98.
Шибаков В.З., Аширова С.А. Особенности российского рынка погруженного насосного оборудования //Экономические науки. 2010. №2. С.216.
Чемберлин Э. Х. Теория монополистической конкуренции (реориентация теории стоимости): пер. с англ. М.: Экономика, 1996. с. 45.
Аргументано Д.Т. Антитраст против конкуренции: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С.104.
Вишневер В.Я. Конкуренция в структуре отраслевого рынка //Вопросы экономики и права. 2011. №3. С.50.
Там же. - с.50.
Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Киев: Изд-во «Хагар-Демос», 1993. с.101.
. Юнеев В.В. Трансформация категориальной определенности конкуренции на современном этапе экономического развития: дис. … канд. экон. наук Краснодар, 2004.с. 40.
Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс //Вехи экономической мысли. Теория фирмы. СПб.: «Экономическая школа». 1995. Вып. 2. С. 299(328. С.303.
Там же. - с.325.
Пронский Л.М.. Три источника прибыли. – М.: Финансы и статистика, 1995.
Петренко И. Индикативная система общей безопасности хозяйст вующего субъекта // Вопросы экономики. 2008. № 1
См.: Розов Н.С. Война всегда рядом: Сущность и происхождение массового организованного насилия //Война и геополитика. Альманах“Время мира”. Вып. 3. - Новосибирск, 2003. - С.75–120 (Электронный ресурс). www.dialog21.ru/index.html.
См.: Военный энциклопедический словарь (председатель главной редакционной комиссии Огарков Н.В., Маршал Советского Союза). - М.: Военное издательство, 1984. - С. 151.
См.: Мальков В.И. Мир и война: новое мышление. Заметки военного учёного. - М.: Воениздат, 1989. - С. 35.
См.: Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации / Под ред. проф. П.А. Цыганкова. - М.: АльфаМ, 2007. - С. 192.
Проблемы конфликтологии // СОЦИС. 1993. № 9. - С.52.
Боткин О.И., Сутыгина А.И., Сутыгин П.Ф. Региональная аграрная экономика в условиях ВТО. Екатерин- бург-Ижевск: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2013. 83 с.
Сельское хозяйство Удмуртской Республики: стат. сб. / Удмуртстат. Ижевск. 2012. 126 с
Борлоуг Н. «Зеленая революция»: вчера, сегодня и завтра (http://www.ecolife.ru/jornal/econ/2001-4-1.shtml
Генетическая безопасность. Гринпис России (http://www.green peace.org/ russia/ru/campaigns/gmo/).
Castle S. GM food must be allowed into Europe, WTO rules. URL:http://www.breakfornews.com/ my/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=446).
CIA World Factbook (https://www.cia.gov/ library/publications/the-world-factbook/ fields/2056.html)
Муравьев М. Вторая великая депрессия – 2010 // Аргументы недели. – 2009. – № 26. С.9.
Родионов И. Зона русских интересов // Завтра. – 2009. – № 47. С.3.
Потери Европы от введения санкций против России. Электронный ресурс. Электронный доступ: rg.ru›2014/09/13/sanksii-anons.html
Котова, Л. Г. Обеспечение качества продовольствия – необходимое условие реализации продовольственной безопасности России / Л. Г. Котова, Л. Н. Крапчина // Российское предпринимательство. – 2014. – № 17(263). – Сентябрь.
Пастушин А., Бородюк А. Российские компании уже начали извлекать выгоду от новых санкций// РБК. Режим доступа: http://www. rbc.ru/economics./07/08/2014/941701/ (дата обращения 08.08.2014).









2

Список литературы
1. Анализ пяти сил Портера [Электронный ресурс]. – Режим до- ступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Анализ_пяти_сил_Портера
2. Аргументано Д.Т. Антитраст против конкуренции: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С.104.
3. Афонина В.Е. Роль инвестиций в обеспечении продовольственной безопасности // Политика и общество, № 5 (101). 2013. С. 545-551.
4. Божьева О. Равняйсь! СМИ... Отставить! В чем причины поражения России в информационной войне с Грузией?// Московский комсомолец, - 2008. - 11 сент.
5. Борлоуг Н. «Зеленая революция»: вчера, сегодня и завтра (http://www.ecolife.ru/jornal/econ/2001-4-1.shtml
6. Виды конкуренции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/vidykonkurencii.htm
7. Вишневер В.Я. Конкуренция в структуре отраслевого рынка //Вопросы экономики и права. 2011. №3. С. 4953.
8. Военный энциклопедический словарь (председатель главной редакционной комис¬сии Огарков Н.В., Маршал Советского Союза). - М.: Военное издательство, 1984. - С. 151.
9. Генетическая безопасность. Гринпис России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.green peace.org/ russia/ru/campaigns/gmo/.
10. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2007.
11. Колз, Ричард Л., Ул. Джозеф, Н. Маркетинг сельскохозяйственной продукции / Пер. с англ. В.Г. Долгополова. – 8-е изд. – М.: Колос, 2000. – 512 с.
12. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Киев: Изд-во «Хагар-Демос», 1993. 974с.
13. Мальков В.И. Мир и война: новое мыш¬ление. Заметки военного учёного. - М.: Воениз¬дат, 1989.
14. Международные отношения: теории, конфлик¬ты, движения, организации / Под ред. проф. П.А. Цыганкова. - М.: Альфа¬М, 2007.
15. Муравьев М. Вторая великая депрессия – 2010 // Аргументы недели. – 2009. – № 26. С.9.
16. Пастушин А., Бородюк А. Российские компании уже начали извлекать выгоду от новых санкций// РБК. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. rbc.ru/economics./07/08/2014/941701/
17. Петренко И. Индикативная система общей безопасности хозяйствующего субъекта // Вопросы экономики. 2008. № 1
18. Портер М. Международная конкуренция. – М.: Международные отношения. – С. 153.
19. Проблемы конфликтологии // СОЦИС. 1993. № 9. - С.52.
20. Производственные кластеры и конкурентоспособность региона: монография / колл. авт. под рук. Т. В. Усковой. – Вологда: Ин-т социально-экономического развития территорий РАН, 2010. – 246 с.
21. Пронский Л.М.. Три источника прибыли. – М.: Финансы и статистика, 1995.
22. Родионов И. Зона русских интересов // Завтра. – 2009. – № 47. С.3.
23. Розов Н.С. Война всегда рядом: Сущность и происхождение массового организованного насилия //Война и геополитика. Альманах“Время мира”. Вып. 3. - Новосибирск, 2003. - С.75–120 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.dialog21.ru/index.html.
24. Россельхознадзор запретил поставки подсолнечника и сои из Украины //Алтапресс. ru. Режим доступа: http:/www.altapress.ru/story/139219 (дата обращения 12.08.2014).
25. Сёмин А.Н. – Разработка прогнозных сценариев развития предпринимательской деятельности // Агропродовольственная политика России. – 2013. - № 8. – С. 34-42.
26. Сводный обзор конъюнктуры аграрного рынка России // Еженедельный информационно-аналитический обзор. 2013. № 1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mcx.ru/
27. Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс //Вехи экономической мысли. Теория фирмы. СПб.: «Экономическая школа». 1995. Вып. 2. С. 299328.
28. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124.
29. Таньков К. Н., Бахурец О. В.Стратегические подходы к форми- рованию взаимоотношений в цепях поставок // Проблемы экономики. – 2011. – №2. – С. 58–93.
30. Тарануха Ю.В. Конкуренция и конкурентные стратегии (в структурно-логических схемах). М.: Издательство «Дело и сервис». 2008. 272с.
31. Черняков Б.А.– Конкурентоспособность аграрного сектора США: полезный опыт для России //Аграрный вестник Урала. – 2009 г. - №6. – С.6-12.
32. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия. Мировая экономика и междунароные отношения. – 1989. – № 12 – С. 10.
33. Чемберлин Э. Х. Теория монополистической конкуренции (реориентация теории стоимости): пер. с англ. М.: Экономика, 1996. 351с.
34. Шибаков В.З., Аширова С.А. Особенности российского рынка погруженного насосного оборудования //Экономические науки. 2010. №2. С. 216220.
35. Юнеев В.В. Трансформация категориальной определенности конкуренции на современном этапе экономического развития: дис. … канд. экон. наук Краснодар, 2004. 136 с.
36. Nikolic, A. Potential Impacts of WTO Accession on the Agribusiness Sector in Bosnia and Herzegovina // European Association of Agricultural Economists>2011 International Congress, August 30- September 2, 2011, Zurich, Switzerland – 12 стр.
37. Castle S. GM food must be allowed into Europe, WTO rules. URL:http://www.breakfornews.com/ my/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=446).
38. CIA World Factbook (https://www.cia.gov/ library/publications/the-world-factbook/ fields/2056.html).
39. The Economist. Special Report on the World Economy, October 11, 2008, pp. 1-20.
40. The Post-American World, Fareed Zakaria. W.W. Norton&company. New York London, 2008, р. 292.
41. . Porter Michael E. The Five Competitive Forces that Shape Strategy // Harvard Business Review. – January, 2008. – PP. 79–93.

Вопрос-ответ:

Что такое информационная война?

Информационная война - это концепция, которая описывает использование информационных технологий и средств массовой информации в целях достижения стратегических целей и воздействия на сознание и поведение людей.

Какие методы конкурентной борьбы на мировом рынке существуют?

В конкурентной борьбе на мировом рынке используются различные методы, такие как снижение цен, улучшение качества продукции, интенсивная реклама, создание сильного бренда и другие.

Какая роль информационной войны в конкурентной борьбе на мировом рынке продовольствия?

Информационная война играет важную роль в конкурентной борьбе на мировом рынке продовольствия, поскольку позволяет фирмам создавать положительный имидж иобеспечивать информационную поддержку для своих продуктов, привлекая потребителей и защищая свои интересы.

Какие условия взаимодействия на мировом рынке продовольствия в условиях конкуренции?

В условиях конкуренции на мировом рынке продовольствия важным условием взаимодействия является обеспечение качества и безопасности продуктов, соответствие международным стандартам и требованиям потребителей.

Почему информационная война является методом отстаивания интересов на мировом рынке продовольствия?

Информационная война позволяет фирмам создавать положительный имидж и распространять информацию о своих продуктах, что помогает защищать свои интересы и конкурировать на мировом рынке продовольствия.

Что такое информационная война?

Информационная война - это стратегия использования информации и средств массовой коммуникации для достижения конкурентных преимуществ в борьбе на мировом рынке продовольствия. Она может включать в себя распространение дезинформации, манипуляцию общественным мнением и создание негативного имиджа конкурентов.

Какие методы используются в информационной войне?

В информационной войне применяются различные методы, такие как распространение фейковых новостей, создание атмосферы страха и неуверенности, манипуляция общественным мнением, атаки на репутацию конкурентов и другие. Целью этих методов является подрыв доверия к конкурентам и создание благоприятного общественного и экономического окружения для собственной компании.

Как информационная война влияет на мировой рынок продовольствия?

Информационная война оказывает негативное влияние на мировой рынок продовольствия. Она может привести к снижению доверия к продукции конкурентов и снижению их продаж. Кроме того, информационная война может создавать атмосферу неуверенности и страха среди потребителей, что также может повлиять на спрос на продукты питания. В результате информационной войны могут пострадать как компании-конкуренты, так и потребители.