Земельный налог в Российской Федерации: оценка эффективности его применения
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 07.05.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1.Теоретические основы налогообложения организаций 4
1.1. Сущность и особенности налогообложения организаций в РФ. 4
1.2. Виды налогов 5
1.3. Роль земельного налога и его совершенствование 7
2. Земельный налог, как один из имущественных налогов 11
2.1. Сущность земельного налога 11
2.2. Порядок исчисления и уплаты земельного налога 11
2.3. Порядок представления декларации 14
3. Вопросы оптимизации налогообложения земельным налогом 16
3.1. Вопросы оценки кадастровой стоимости земли, как решающий фактор земельного налога 16
3.1. Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка 20
3.3. Основные пути оптимизация земельного налога 23
Заключение 29
Список использованной литературы 33
При этом процесс налогообложения оказывает влияние практически на все области распределения ресурсов. Применение методов налоговой оптимизации, нарушающих допустимые законодательством границы, обусловлено внутренней мотивацией индивида к неуплате налогов, что может быть определено как "налоговая нечестность", которая является составляющей поведения налогоплательщика.Уплата земельного налога вызывает множество горячих споров, та как многие участки до настоящего времени не зарегистрированы, находятся в долгосрочной аренде. В отношении участков, которые уже находятся в собственности, возможны различные варианты оптимизации.Передача земельного участка в ПИФОдним из способов управления имуществом, предусмотренных гражданским законодательством, является возможность его передачи в доверительное управление, в том числе в ПИФы.Согласно ст. 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" учредитель доверительного управления передает имущество управляющей компании для включения его в состав ПИФа с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления. В отношении земельных участков, входящих в имущество ПИФа с 1 января 2011 г., налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот ПИФ. До указанной даты имущество, переданное в ПИФ, не облагалось земельным налогом ни у учредителя управления, ни у управляющей компании ПИФа.Оспаривание кадастровой оценки землиПри переоценке земельных участков часто устанавливается завышенная стоимость земли. В таком случае кадастровую оценку земли можно оспорить в суде. Это позволит снизить земельный налог.Кроме оспаривания кадастровой оценки земли в случае уплаты налога на землю, часто оспаривается кадастровая стоимость при аренде земли.Напомним, что арендная плата за использование земельных участков определяется в соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах:- 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;- 0,3% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;- 1,5% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды таких земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка. Таким образом, завышенная кадастровая стоимость земельного участка влияет и на размер платы за земельный участок.Затягивание сроков регистрации земельного участкаВ некоторых случаях банки затягивают сроки регистрации земельных участков. Обычно между моментом приобретения земли и регистрацией права на нее может пройти до полутора лет. Если же процедуру регистрации затягивать специально, например не подавать документы на регистрацию, то длиться она может бесконечно. При этом появляется возможность сократить расходы на земельный налог (рис. 2), ведь его должен платить собственник, а право собственности на землю возникает с момента государственной регистрации сделки.┌────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────┐│ Приобретение земли │ │ Регистрация земельного участка ││ 1 января ├─────────────>│ 30 октября │└────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘Рисунок 2. Схема сокращения расхода на земельный налогОднако, если сроки обретения прав на объект налогообложения затягиваются значительно, налоговые органы могут привлечь собственников земли к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с указанием Минфина России. Оптимизация налога при изъятии земли в качестве отступногоВ соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, владеющие участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.В случае изъятия земли в качестве отступного банк будет плательщиком земельного налога, если осуществит государственную регистрацию права собственности на земельный участок. Этого не произойдет, если земельный участок будет продан банком третьим лицам (рис. 3).┌───────────┐ ┌────────┐ ┌─────────────────────────────────┐│ Должник ├────────>│ Банк ├───────>│ Покупатель земельного участка │└───────────┘ └────────┘ └─────────────────────────────────┘Рисунок 3. Схема оптимизации земельного налогаТаким образом, если в документах о собственности банк не будет фигурировать в качестве собственника, то и платить земельный налог не следует. Если же банк все-таки выступает в качестве собственника земельного участка, следует договором купли-продажи предусмотреть возмещение ему всех платежей, в том числе земельного налога.Например, в договоре могут содержаться следующие формулировки:"В случае приостановки государственной регистрации договора об отступном и регистрации прав собственности истца службой государственной регистрации покупатель обязуется своевременно исправлять все замечания в документах, послужившие основанием для приостановки государственной регистрации.Покупатель подтверждает и гарантирует оплату всех платежей, связанных с регистрацией земельного участка, в том числе оплату госпошлины, земельного налога, а также возмещение банку иных налогов и платежей в соответствии с настоящим договором".Но вот совсем не платить земельный налог в отношении земельных участков, ограниченных в обороте, не удастся. В Определении ВАС РФ от 26.09.2013 N ВАС-13054/13 суд признал неправомерной позицию общества, не начислившего налог по земельным участкам, принадлежавшим ему на праве собственности, которые были ограничены в обороте.Земельный налог под автодорогамиБанки могут не платить земельный налог с принадлежащих им земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования. Конечно, банки редко имеют в собственности земельные участки с автомобильными дорогами, но в случае наличия таковых можно сэкономить на налоге.Перевод земли на общество инвалидовили организацию народных промысловНалоговым кодексом РФ на федеральном уровне предусмотрены льготы по земельному налогу для отдельных категорий налогоплательщиков. Освобождаются от налогообложения:- общероссийские общественные организации инвалидов и организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов;- организации народных художественных промыслов в отношении земельных участков, используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов.Льготами пользуются все общественные организации инвалидов, где численность инвалидов составляет не менее 80%. Льгота всегда привязана к деятельности указанной организации - по всем используемым на иные цели землям она не предоставляется.Кроме того, при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения для отдельных категорий налогоплательщиков.Таким образом, при продаже земли с дальнейшей арендой обществу инвалидов возможно сэкономить на земельном налоге.ЗаключениеПлатить законно установленные налоги и сборы в соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан.Это обусловлено тем, что налог является необходимым условием существования государства, Налоги выступают средством упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства, Закон налогоплательщику - указывает меру его обязанности, а налоговому органу - меру дозволенного поведения.Налогообложение может сказаться на принятии решения, когда экономический выигрыш от сокращения налогов будет превышать эффект от инвестиционных или инновационных решений. Налоговое законодательство влияет на выбор источников финансирования, устанавливая различные ставки для налогообложения видов доходов от капитала, в том числе дивидендов, прироста капитала (связанного с биржевым увеличением стоимости акций) и ссудного процента. Именно поэтому в большинстве классификаций налоговый фактор относят к группе экономических источников.Оценивая влияние налогообложения на организацию, следует признать, что оно может иметь как непосредственный, так и косвенный характер. Процесс налогообложения осуществляется на принципах обязательности и индивидуальной безвозмездности, закрепленных в нормах налогового законодательства, которое является регулирующим правом, определяющим "правила поведения" организации. Обязательность налоговых норм предполагает ответственность организаций за их несоблюдение, создавая дополнительные риски хозяйственной деятельности ("налоговые риски"), которые проявляются в различных формах (дополнительные финансовые изъятия, приостановление или даже прекращение хозяйственной деятельности и др.). Специфика налоговых норм означает, что налоговую систему следует рассматривать как фактор прямого воздействия с точки зрения двухуровневой классификации, в которой основанием является характер воздействия факторов внешней среды на организацию: непосредственное или опосредованное.Имея прямое и непосредственное влияние на организацию, налоговый фактор может оказывать косвенное воздействие на нее через микросреду. Под действием налоговых норм возникают неизбежные сдвиги в структуре производства и потребления в экономике региона и страны. Понятно, что проводимая в стране административная реформа органов федеральной исполнительной власти, изменение их структуры, подчиненности и наделение вновь создаваемых органов власти определенными полномочиями также оказали свое влияние и на налоговую службу, что подробно рассмотрено и отражено в работе. Эти вопросы и определяют актуальность освящения вопросов государственного управления в налоговой сфере в настоящее время.Эффективность налогообложения является основным фактором качества проводимой налоговой политики. В свою очередь, выделить эталонные характеристики для оценки налогообложения, налоговой политики довольно сложно, поскольку состояние налоговой системы государства определяется во многом такими моментами, как национальные, исторические, экономические, организационные условия развития страны.Предсказуемость шагов налогового органа позволяет налогоплательщику сократить диапазон неожиданностей при налоговом контроле и быть более внимательным при соответствии ряду формальных критериев. Иными словами, наличие зафиксированной позиции налоговой инспекции позволяет заблаговременно мотивировать свои действия.Задача налоговой камеральной проверки исчисления земельного налога состоит:в раскрытии вольных или невольных ошибок, проникших в порядок отражения и формирования данных, расчеты, отчеты, защите собственности владельцев предприятия, в налоговом контроле на проверяемом предприятии, в анализе эффективности работы организации и его менеджеров с вытекающими из этого анализа рекомендациями.Подведем итоги сказанного.В России существенно активизировались процессы создания и совершенствования инфраструктуры имущественного налогообложения. Значительные подвижки произошли с введением в действие гл. III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", установившей понятие и содержание процедур кадастровой оценки, технологии рассмотрения споров. Внесена ясность в вопросы, касающиеся разделения понятий рыночной и кадастровой стоимости, уточнения сути массовой оценки объектов недвижимости.Теперь очередь за неотложной доработкой законодательно установленной процедуры рассмотрения споров о кадастровой стоимости, которые должны рассматриваться в специальных комиссиях при Росреестре. Учитывая перспективы увеличения количества такого рода споров, а также в целях снятия излишней нагрузки, которая ложится на суды, необходимо более детально проработать порядок работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.Сложившаяся практика рассмотрения судебных споров о кадастровой стоимости свидетельствует о необходимости достижения единообразия в деятельности нашей судебной системы, совершенствования работы по направлениям как формального, так и содержательного характераЕсли говорить о содержательных моментах, то здесь необходимо развивать систему классификации земельных участков по видам разрешенного использования, повышать требования относительно качества построения статистических моделей, используемых в расчетах, и сведений, используемых в моделях в качестве доказательной базы.Система налогообложения недвижимости составляет 40 - 80% местных бюджетов хорошо зарекомендовала себя с точки зрения выполнения фискальной, стимулирующей и социальной функций как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в странах с переходной экономикой. Налогам, объектом которых выступает недвижимость, присущи специфические признаки, которые являются следствием экономической природы объекта налога - недвижимого имущества.1. Наиболее общий объединяет виды налогов, признак которых состоит в том, что все они принадлежат к числу прямых. Налогоплательщики совпадают с носителями налогов, объектом которых выступает недвижимость.2. Налог на недвижимость определяются способны капитализироваться в стоимость имущества, увеличение налога на имущество снижает спрос на него или его введение снижает рыночную стоимость единицы имущества.3. Налог на недвижимость может взиматься по доходу, который исчислен по внешнему признаку, в пропорциональных ставках. 4. Налог на недвижимость имеет перераспределительную роль, так как владельцы дорогого земельного имущества относятся к слоям населения с более высоким по уровню доходов. Список использованной литературыКонституция РФ - Конституция Российской Федерации;АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс РФ;ГК РФ - Гражданский кодекс РФ (часть первая);ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс РФ;Налоговый кодексРоссийской Федерации: часть первая [принят Государственной Думой 16 июля 1998 г. N 146-ФЗ, по состоянию на 28 декабря 2013 г.] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая [принят Государственной Думой 19 июля 2000 г. N 117-ФЗ, в редакции по состоянию на 5 мая 2014 г.] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".Земельный кодекс Российской Федерации: [принят Государственной Думой 28 сентября 2001 г., в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.Закон N 137-ФЗ - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".Леруа М. Социология налога. М.: Дело и Сервис, 2010. С. 154Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учеб. М.: Финансы и статистика, 2009. С. 154 - 158.Петрова Г.В. Налоговое право. М.: Издательство НОРМА, 2011. С. 81.Пласкова Н.С. Экономический анализ. М: Эксмо, 2010. С. 97.Соколов А.А. Теория налогов. М.: ООО "ЮрИнфоО-Пресс", 2009. С. 454."Аудиторские ведомости", N 2, 2011, с.11
2. АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс РФ;
3. ГК РФ - Гражданский кодекс РФ (часть первая);
4. ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс РФ;
5. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая [принят Государственной Думой 16 июля 1998 г. N 146-ФЗ, по состоянию на 28 декабря 2013 г.] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".
6. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая [принят Государственной Думой 19 июля 2000 г. N 117-ФЗ, в редакции по состоянию на 5 мая 2014 г.] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".
7. Земельный кодекс Российской Федерации: [принят Государственной Думой 28 сентября 2001 г., в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
8. Закон N 137-ФЗ - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".
9. Леруа М. Социология налога. М.: Дело и Сервис, 2010. С. 154
10. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учеб. М.: Финансы и статистика, 2009. С. 154 - 158.
11. Петрова Г.В. Налоговое право. М.: Издательство НОРМА, 2011. С. 81.
12. Пласкова Н.С. Экономический анализ. М: Эксмо, 2010. С. 97.
13. Соколов А.А. Теория налогов. М.: ООО "ЮрИнфоО-Пресс", 2009. С. 454.
14. "Аудиторские ведомости", N 2, 2011, с.11
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеет земельный налог в Российской Федерации?
Земельный налог в Российской Федерации имеет ряд особенностей. Во-первых, он является одним из имущественных налогов и определяется как налог на право собственности на землю или на право пользования землей. Во-вторых, земельный налог исчисляется и уплачивается каждым субъектом РФ самостоятельно в соответствии с установленными нормами и ставками. В-третьих, земельный налог является важным источником доходов местных бюджетов и служит для финансирования различных коммунальных и социальных нужд.
Какие виды налогов существуют в Российской Федерации?
В Российской Федерации существует несколько видов налогов. Это федеральные налоги, которые взимаются на всей территории страны, региональные (республиканские) налоги, которые взимаются в каждом субъекте РФ, и местные налоги, которые взимаются на территории муниципалитетов. К федеральным налогам относятся, например, налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на прибыль организаций. К региональным налогам относится, например, налог на имущество организаций. А к местным налогам относится, например, земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Каковы основные принципы и порядок исчисления земельного налога в Российской Федерации?
Основными принципами и порядком исчисления земельного налога в Российской Федерации являются следующие. Во-первых, налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельного участка. Во-вторых, ставка налога устанавливается муниципалитетом, в пределах установленных законодательством норм. В-третьих, налоговая сумма исчисляется путем умножения налоговой базы на ставку налога. В-четвертых, налоговый период обычно составляет один календарный год и налог уплачивается в течение установленных сроков после окончания налогового периода.
Какую роль играет земельный налог в налогообложении организаций в России?
Земельный налог играет важную роль в налогообложении организаций в России. Он является одним из имущественных налогов и взимается с организаций за пользование земельными участками. Земельный налог служит источником доходов для местных бюджетов и способствует более эффективному использованию земельных ресурсов.
Как и когда происходит исчисление и уплата земельного налога?
Исчисление и уплата земельного налога происходят ежегодно. Налоговая база определяется в соответствии с установленными кадастровыми значениями земельных участков. Налоговая ставка устанавливается органами местного самоуправления и не может превышать установленный законодательством предел. Уплата земельного налога осуществляется в бюджетные органы в установленные сроки.
В чем заключается сущность земельного налога?
Сущность земельного налога заключается в взимании платы с организаций за пользование земельными участками. Налоговая ставка определяется в зависимости от категории и местоположения земельного участка. Земельный налог является одним из источников доходов местных бюджетов и играет важную роль в финансировании муниципальных нужд.
Какие основные виды налогов существуют в России?
В России существуют различные виды налогов, включая налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др. Один из таких видов - земельный налог, который взимается с организаций за пользование земельными участками. Этот налог имеет свои особенности и предназначен для финансирования местных бюджетов.
Как можно оптимизировать налогообложение в отношении земельного налога?
Оптимизация налогообложения в отношении земельного налога может быть осуществлена путем использования различных льготных режимов, предусмотренных законодательством. Например, организации могут применять особые льготы для определенных категорий земельных участков или использовать механизмы снижения налогооблагаемой базы. Такие меры помогают организациям снизить свои налоговые платежи и повысить эффективность использования земельных ресурсов.
Какова сущность и особенности налогообложения организаций в Российской Федерации?
Сущность налогообложения организаций в России заключается в сборе налоговых платежей с организаций в целях финансирования государственного бюджета. Основные особенности налогообложения организаций включают различные виды налогов, в том числе земельный налог, а также порядок исчисления и уплаты налогов, включая представление налоговой декларации.
Какова роль земельного налога и как можно его совершенствовать?
Роль земельного налога заключается в получении доходов для государственного бюджета от предоставления земельных участков во владение и пользование. Для совершенствования земельного налога можно использовать различные механизмы, такие как пересмотр ставок исчисления налога, упрощение процесса исчисления и уплаты налога, а также введение стимулов для эффективного использования земельных ресурсов.
Каким образом исчисляется и уплачивается земельный налог?
Земельный налог исчисляется на основе кадастровой стоимости земельных участков. Для этого используются коэффициенты, которые зависят от категории земельного участка и его местоположения. Уплата земельного налога осуществляется путем перечисления денежных средств в бюджетные органы в установленные сроки. Для уплаты налога также необходимо представление налоговой декларации.