Конституция Китайской Народной Республики 1982 года и ее последующее развитие

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История государства и права
  • 29 29 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 08.05.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение 3
Глава 1. Конституции КНР 1982 года: общая характеристика 5
1.1.Отличительные черты Конституции КНР 1982 года 5
1.2.Основное содержание Конституции 1982 года 10
Глава 2.Последующее развитие Конституции КНР 1982 года 16
2.1. Обеспечение верховенства Конституции и процедура ее изменения 16
2.2.Поправки в Конституцию КНР 1982 года 20
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Фрагмент для ознакомления

При этом предписания о непосредственном подчинении данных предприятий государственному плану из Конституции 1982 года были исключены. Все названные выше изменения юридически на уровне Основного закона закрепляли существенный отход от прежней командно-административной системы управления экономикой государства. В дальнейшем они способствовали серьезным изменениям, происходившим в административной системе Китая. Последние по времени внесения поправки в Конституцию КНР были осуществлены на 2-й сессии ВСНП девятого созыва, состоявшемся в марте 1999 года. В подавляющем большинстве случаев они закрепляли собой уже сложившуюся в стране практику государственной жизни и даже произошедшие определенные изменения в законодательстве. Третья серия поправок связана с непосредственно с изменениями в те конституционные положения, которые уже ранее были объектом предыдущих поправок. Так, например, фраза во Введении (Преамбуле) о том, что «Китай находится на начальной стадии социализма», была дана в новой формулировке, такой, как: «Китай будет в течение длительного времени находиться на начальной стадии социализма»; в текст Введения (Преамбулы) были внесены определенные упоминания о «теории Дэн Сяопина» и развитии так называемой «социалистической рыночной экономики». Первая из внесенных в текст Конституции постатейных поправок относилась к ст.5 Конституции КНР, в которой устанавливаются принципы единства и соблюдения законности, имеющие распространение на все организации и учреждения, включая также и правящую партию. К данной статье добавляется новый первый абзац, который гласит: «Китайская Народная Республика управляется согласно закону и становится социалистическим правовым государством». При этом лозунг «становление КНР в качестве правового государства» вовсе не относится к политическим новеллам китайского государства, он и до этого присутствовал в политической и научной китайской литературе. Но пока это было в первую очередь определенное программное положение, которое было обращено к будущему. Из постатейных изменений Конституции КНР 1982 года экономического характера весьма важным стало установление другого, нежели раньше, принципа оплаты труда в стране. Принятие рыночной экономики заставило создателей конституционных поправок осуществить добавление о том, что «распределение по труду доминирует при сосуществовании с другими формами распределения». При этом весьма важной поправкой экономического блока Конституции стала новая редакция ст.11, в соответствии с которой легализованный еще в 1988 г. частный сектор получает статус «важной составляющей социалистической рыночной экономики».Поправка к ст. 13 Конституции КНР 1982 года, которые были внесены в 2004 году, устанавливает гарантии не института права собственности, как не совсем корректно отмечалось во многих русскоязычных переводах данной поправки, а именно института имущественных прав, содержание которого намного шире и включает в себя наряду с вещными, и обязательственные права, а также исключительные права на интеллектуальную собственность и иные права, что неизменно отражает развитие и усложнение системы экономических отношений в ходе реформ в Китае.В Конституции КНР 1982 года не прописано право граждан страны на предпринимательскую деятельность, вместе с тем, анализ политических решений и идеологических установок (в том числе идеи так называемых «трех представительств»), норм гражданского, текущего конституционного, трудового, земельного, корпоративного законодательства позволяет сделать вывод о имеющемся частично ограниченного принципа свободы предпринимательства, существующего как отдельная часть «предварительной» конституции Китая.Внесенные в Конституцию в 2004 году поправки в статьи 10 и 13 установили, что реквизиция и национализация частного имущества граждан страны и земельных участков допускаются при условии компенсации, но отсутствие указания законодательства на предварительность и равноценность компенсации практически полностью нивелирует ценность этой нормы.Таким образом, подавляющее большинство изменений Конституции КНР 1982 года в период реформ непосредственным образом относится к ее вводной части, а также главе об общих положениях и прямо практически не касается вопросов, которые связаны с гражданскими правами и государственной структурой. Главным их смыслом выступает закрепление необходимых изменений в общественном строе государства, которые заключались в первую очередь в признании равноправия на достаточно длительный исторический период различных форм собственности в стране.Проведенный анализ принятых конституционных поправок в Конституции КНР 1982 года позволяет сделать вывод о том, что в обозримом будущем сколько-нибудь серьезные изменения в политической системе КНР вряд ли возможны. Основная внутриполитическая задача руководством Китайской Народной Республики заключается во всемерной поддержке политической стабильности внутри китайского государства, при этом исключающей какое-либо значительное экспериментирование с политической системой, не исчерпавшей, как показывает практика двух последних десятилетий, своей достаточно высокой эффективности в плане обеспечения экономического прогресса и модернизации страны. Кроме поправок непосредственно в Конституцию страны отдельной ветвью конституционного законодательства КНР стало принятие ВСНП основных законов особых административных районов (ОАР). Первым из них был принят Основной закон Сянганского (Гонконгского) ОАР 4 апреля 1990 года, вступивший в действие с июля 1997 года, вторым законом - Основной закон ОАР Аомынь (Макао), принятый 31 марта 1993 года и вступивший в действие с 20 декабря 1999 года. Данные Основные законы предоставили бывшим британской и португальской колониям весьма широкое самоуправление, которое не сравнимо с достаточно узкой административной автономией национально-территориальных единиц. При этом из компетенции ОАР были изъяты исключительно вопросы обороны и иностранные дела, хотя за ними при этом было сохранено право регулирования въезда в район и выезда из него (выдача виз), а также право заключения международных соглашений, которые относятся к неправительственному уровню. В ОАР начинают создаваться свои суды окончательной инстанции, решения которых не имею право быть обжалованы в какие-либо судебные органы КНР. При этом действующая в ОАР система права сохраняется в существующем виде, кроме актов, которые противоречат Основным законам. Одновременно за центром остается в лице Госсовета право назначать главы администрации каждого из ОАР, но при этом обязательно из местных жителей и после прохождения определенной процедуры отбора кандидатуры для непосредственного назначения коллегией выборщиков. По представлению глав администрации назначаются также другие высшие должностные лица соответствующего района. Основные законы при этом выступают в качестве гаранта сохранение в ОАР на 50 лет капиталистического строя и соответствующего образа жизни. При этом китайскими официальными лицами не исключается возможность сохранения в ОАР прежнего общественного строя также и на более длительный период, примерно, на весь XXI век. Таким образом, за все время действия Конституции КНР 1982 г. поправки в нее вносились достаточно редко, но при этом, основные изменения и дополнения вносятся в Конституцию отдельными блоками, поэтому в настоящее время их насчитывается уже порядка двадцати. При этом многие конституционные поправки непосредственно касаются регулирования экономики. Кроме того, в Конституцию КНР 1982 года были включены положения, которые были направленные на переход от плановости к государственному регулированию. ЗаключениеКонституция Китайской Народной Республики1982 года непосредственно унаследовала определенный ряд принципов Основного закона 1954 г., при этом порвав с идейными установками и практикой периода так называемой «культурной революции». Одной из ведущих отличительных особенностей Конституции КНР 1982 года является достаточно обширная Преамбула, официально именуемая в Конституции Введением. Кроме Преамбулы (Введения), Конституция КНР 1982 года содержит 138 статей, которые сгруппированных в четыре главы под следующими названиями: «Общие положения», «Основные права и обязанности граждан», «Государственная структура» и «Государственный флаг, государственный герб, столица».В Конституции КНР 1982 года непосредственно предусмотрено наличие многоукладной экономики, то есть к двум имеющимся социалистическим секторам и индивидуальному был добавлен фактически государственно-капиталистический находящий свое выражение в лице совместных китайско-иностранных предприятий. Кроме этого, на конституционном уровне была легализована также и деятельность в КНР иностранных частнокапиталистических предприятий. В Конституции 1982 года, была существенно расширена глава, посвященная правам и обязанностях граждан. Конституция 1982 года наделила всех граждан, которые достигли 18 лет, активным и пассивным избирательным правом. К политическим правам граждан Китая относится также право граждан непосредственно обращаться с критикой или предложениями в адрес любых государственных органов или государственных служащих. Отдельно указано право китайских граждан на получение материальной помощи в старости, а также в случае их болезни или потери ими трудоспособности. Право на труд и обязанность китайских граждан трудиться закреплены в одной статье Конституции, это же относится к праву на образование и обязанности учиться граждан Конституции. Провозглашаются также гарантии прав граждан, в том числе и материальные. Конституция КНР 1982 года закрепила основы политической системы КНР. Важной особенностью, отраженной в данной Конституции, стало наличие широкого патриотического духа. Кроме этого, в Конституции были расширены личные права граждан, обновлены экономические подходы и четко прописаны государственные управленческие механизмы.В государственно-политической практике Китая сложился определенный своеобразный конституционно-правовой феномен, который может условно быть назван «предварительная» конституция». Саму Конституцию Китая 1982 г. можно отнести к «жестким», так как порядок ее изменения несколько усложнен по сравнению с порядком принятия или изменения других текущих законов страны. В Конституцию КНР 1982 года поправки вносились четыре раза. Подавляющее большинство изменений Конституции КНР 1982 года в период реформ непосредственным образом относится к ее вводной части, а также главе об общих положениях и прямо практически не касается вопросов, которые связаны с гражданскими правами и государственной структурой. Главным их смыслом выступает закрепление необходимых изменений в общественном строе государства, которые заключались в первую очередь в признании равноправия на достаточно длительный исторический период различных форм собственности в стране.Список использованной литературыКонституция Китайской Народной Республики(принята 4 декабря 1982 года) // Китайская Народная Республика. Законодательные акты. – М., 1989. – С.182 - 196. Новое законодательство Китайской Народной Республики // Экспресс-информация ИДВ РАН. – М., 1998. – Вып. № 9. – С.66-81. Китайская Народная Республика. Законодательные акты. – М., 1989. – 982 с.Новое законодательство КНР // Информационные материалы ИДВ РАН.- М., 1994. – Вып. – № 5. – С.10-14. Ван Яцинь. Правительственные закупки в Китае: механизмы государственно-правового регулировании / Ван Яцинь. //Конституционное и муниципальное право. – 2008. – №12. – С.30 - 33.Гудошников, Л.М. Восстановление и развитие законодательства КНР в процессе реформ / Л.М. Гудошников // Закон. – 2002. - № 2. – С. 21 - 23. Конституции зарубежных государств: учеб. пособие / сост. В.В. Маклаков.- М.: Волтерс Клувер, 2006. – 498 с.Кушнир И.В. История государства и права зарубежных стран / И.В. Кушнир. – М.: Норма 2011. – 478 c.Огнева, И. А. Конституционные преобразования: Россия и Китай / И.А. Огнева // Современное право. – 2006. – № 3. – С. 79-81.Салапов, С.Т. КНР: охрана конституционных прав граждан / С.Т. Салапов // Проблемы Дальнего Востока. – 2011. – № 2. – С. 34 - 37.Формирование будущего статуса Сянгана. Документы и материалы // Экспресс-информация ИДВ РАН. – М., 1990. – Вып. № 8. – С.19-59.Формирование статуса Аомыньского особого административного района КНР // Информационные материалы ИДВ РАН. Вып. № 4. – М., 1993. – С.19-60.Чупанов, А. С. Формирование социалистического правового государства в КНР, как нового элемента государственного строя / А.С. Чупанов // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел. – М.: Московский университет МВД России, 2005. – С. 51-55. Шарнина, Л.А. К вопросу об определении правовой природы Всекитайского собрания народных представителей КНР / Л.А. Шарнина // Конституционное и муниципальное право. – 2008. – №24. – С. 21 - 23.Шкиттина, Д. А. Особенности конституционно-правового регулирования экономической системы Китайской Народной Республики : автореф. дис. … канд. юридич. наук /Д. А. Шкиттина. -М.,2011. -24 с.Шкиттина, Д.А. Статья 13 Конституции КНР в современных публикациях китайских юристов (обзор) Д. А. Шкиттина // Социальные и гуманитарные науки. Зарубежная литература. Реферативный журнал. Серия 4. Государство и право. – М.: ИНИОН РАН, 2007. – № 4. – С. 75 – 79.

Список использованной литературы

1. Конституция Китайской Народной Республики (принята 4 декабря 1982 года) // Китайская Народная Республика. Законодательные акты. – М., 1989. – С.182 - 196.
2. Новое законодательство Китайской Народной Республики // Экспресс-информация ИДВ РАН. – М., 1998. – Вып. № 9. – С.66-81.
3. Китайская Народная Республика. Законодательные акты. – М., 1989. – 982 с.
4. Новое законодательство КНР // Информационные материалы ИДВ РАН.- М., 1994. – Вып. – № 5. – С.10-14.
5. Ван Яцинь. Правительственные закупки в Китае: механизмы государственно-правового регулировании / Ван Яцинь. //Конституционное и муниципальное право. – 2008. – №12. – С.30 - 33.
6. Гудошников, Л.М. Восстановление и развитие законодательства КНР в процессе реформ / Л.М. Гудошников // Закон. – 2002. - № 2. – С. 21 - 23.
7. Конституции зарубежных государств: учеб. пособие / сост. В.В. Маклаков.- М.: Волтерс Клувер, 2006. – 498 с.
8. Кушнир И.В. История государства и права зарубежных стран / И.В. Кушнир. – М.: Норма 2011. – 478 c.
9. Огнева, И. А. Конституционные преобразования: Россия и Китай / И.А. Огнева // Современное право. – 2006. – № 3. – С. 79-81.
10. Салапов, С.Т. КНР: охрана конституционных прав граждан / С.Т. Салапов // Проблемы Дальнего Востока. – 2011. – № 2. – С. 34 - 37.
11. Формирование будущего статуса Сянгана. Документы и материалы // Экспресс-информация ИДВ РАН. – М., 1990. – Вып. № 8. – С.19-59.
12. Формирование статуса Аомыньского особого административного района КНР // Информационные материалы ИДВ РАН. Вып. № 4. – М., 1993. – С.19-60.
13. Чупанов, А. С. Формирование социалистического правового государства в КНР, как нового элемента государственного строя / А.С. Чупанов // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел. – М.: Московский университет МВД России, 2005. – С. 51-55.
14. Шарнина, Л.А. К вопросу об определении правовой природы Всекитайского собрания народных представителей КНР / Л.А. Шарнина // Конституционное и муниципальное право. – 2008. – №24. – С. 21 - 23.
15. Шкиттина, Д. А. Особенности конституционно-правового регулирования экономической системы Китайской Народной Республики : автореф. дис. … канд. юридич. наук /Д. А. Шкиттина. -М., 2011. -24 с.
16. Шкиттина, Д.А. Статья 13 Конституции КНР в современных публикациях китайских юристов (обзор) Д. А. Шкиттина // Социальные и гуманитарные науки. Зарубежная литература. Реферативный журнал. Серия 4. Государство и право. – М.: ИНИОН РАН, 2007. – № 4. – С. 75 – 79.

Вопрос-ответ:

Какие отличительные черты имеет Конституция КНР 1982 года?

Конституция КНР 1982 года имеет следующие отличительные черты: она включает пролог, основы политической системы, основные права и обязанности граждан, структуру государственной власти, законодательную власть, исполнительную власть, судебную власть, прокурорскую власть, государственное управление и руководство провинций, автономных областей и муниципалитетов. Кроме того, в Конституции впервые было утверждено принципиальное положение о лидере Государства - Председателе КПК.

Какое основное содержание Конституции КНР 1982 года?

Основное содержание Конституции КНР 1982 года включает в себя основные положения о политической системе, права и обязанности граждан, государственную власть, государственное управление и руководство провинций, автономных областей и муниципалитетов. В ней также установлено, что Китай является социалистическим государством народной диктатуры, основанное на союзе трудящихся всех национальностей под руководством рабочего класса и его политической партии - Коммунистической партии Китая.

Как обеспечивается верховенство Конституции и процедура ее изменения в КНР?

Верховенство Конституции КНР обеспечивается следующими способами: государственные органы, органы государственной власти и чиновники обязаны исполнять Конституцию; граждане и организации обязаны соблюдать Конституцию; и Конституция имеет высший силу закона в Китае. Что касается процедуры изменения, в КНР она включает следующие шаги: предложение поправок, рассмотрение и утверждение Пленумом ЦК КПК, оглашение поправок и их включение в Конституцию. Изменения могут быть предложены ЦК КПК или 1/5 народных съездов.

Какие отличительные черты имеет Конституция Китайской Народной Республики 1982 года?

Отличительные черты Конституции КНР 1982 года включают в себя: утверждение принципов социализма, признание пролетарской диктатуры, соединение руководящей роли Коммунистической партии Китая с государственной властью, обеспечение гражданских прав и свобод, а также закрепление принципа расширения индивидуальной и коллективной собственности.

Каково основное содержание Конституции Китайской Народной Республики 1982 года?

Основное содержание Конституции КНР 1982 года включает в себя: основные положения о государственной системе, гражданских правах и свободах, экономической системе и социальном развитии, заключительные положения о государственном управлении, законности и законодательстве.

Как обеспечивается верховенство Конституции Китайской Народной Республики и в каких случаях ее можно изменять?

Верховенство Конституции КНР обеспечивается путем ее применения, судебной защиты и контроля за ее соблюдением. Конституция может быть изменена только путем внесения поправок, которые доводятся до сведения населения и рассматриваются органами государственной власти. Поправки вносятся в случаях необходимости изменения основных положений Конституции.

Какие поправки были внесены в Конституцию Китайской Народной Республики 1982 года?

В Конституцию КНР 1982 года были внесены различные поправки, например, в 1999 году было внесено изменение, уточняющее, что член Государственного совета может быть избран на должность президента только дважды, а срок его исполнения должности президента не может превышать двух сроков. В 2018 году были утверждены поправки, включающие в себя новые статьи, направленные на укрепление руководства Коммунистической партией Китая и президента Китайской Народной Республики.

Какие черты отличают Конституцию КНР 1982 года от предыдущих версий?

Конституция КНР 1982 года отличается от предыдущих версий рядом черт. Во-первых, она закрепляет принцип социализма как основы государственного строя. Во-вторых, она устанавливает принцип "однопартийного господства", согласно которому Коммунистическая партия Китая является ведущей и определяющей силой в стране. В-третьих, Конституция предоставляет обширные права и свободы граждан, такие как свобода вероисповедания, свобода собраний и ассоциаций, а также право на судебную защиту.

Какие основные положения содержатся в Конституции КНР 1982 года?

Конституция КНР 1982 года содержит ряд основных положений. Среди них: установление принципа социализма и строительства социализма; утверждение руководящей роли Коммунистической партии Китая; обеспечение прав и свобод граждан, таких как право на свободу вероисповедания и право на справедливое судебное разбирательство; установление права граждан на образование и труд; обеспечение равенства всех граждан независимо от национальности, религии или пола; гарантия социальных прав граждан, таких как право на здравоохранение и социальное обеспечение.

Как обеспечивается верховенство Конституции КНР 1982 года и как происходит ее изменение?

Верховенство Конституции КНР 1982 года обеспечивается путем признания ее как высшего юридического акта в стране. Она имеет преимущество над другими законами и нормативными актами. Изменение Конституции происходит через процедуру поправок. Обычно поправки вносятся Национальным конгрессом народных представителей, который состоит из законодателей, избранных гражданами. Поправки должны быть приняты большинством голосов конгресса и после этого вступают в силу.

Какие отличительные черты имеет Конституция КНР 1982 года?

Одной из отличительных черт Конституции КНР 1982 года является установление идеологической основы государства, которая определяется марксизмом-ленинизмом и мыслью Дэн Сяопина. Кроме того, в Конституции прописаны принципы социалистического правового государства, равенства граждан и защиты прав и свобод человека.