Нематериальные активы предприятия (НА) . Пути повышения эффективности их использования.
Заказать уникальный реферат- 30 30 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 09.05.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Нематериальные активы предприятия. Пути повышения эффективности их использования 4
1.1.Место нематериальных активов в структуре внеоборотных активов 4
1.2.Методы управления нематериальными активами, пути повышения эффективности 8
2. Практическая часть 10
2.1. Сущность франчайзинга 10
2.2. Определение суммы инвестиций на создание нового бизнеса 10
2.2.1. Определение величины инвестиций на формирование основных средств предприятия 10
2.2.2. Определение величины инвестиций на формирование нематериальных активов предприятия 11
2.2.3. Определение величины инвестиций на формирование оборотных средств предприятия 12
2.3. Формирование баланса предприятия и определение источников финансирования инвестиций 15
2.4. Расчет экономической эффективности 17
2.5. Определение текущих расходов 18
2.6. Калькулирование себестоимости и определение цен на товары и услуги 24
2.7. Определение доходов предприятия и финансовых результатов его деятельности 26
Заключение 29
Литература 30
руб. не зависят от количества изделий и являются условно-постоянными. При планируемом увеличении выпуска продукции на 5% общая сумма расходов составит 4597,32+4597,32*5%+1486,02=6313,21 тыс.руб.
Таблица 2.11
Смета текущих расходов на базовый год, тыс.руб.
Показатели Прямые расходы РСЭО Цеховые расходы Управлен-ческие расходы Коммер-ческие расходы Итого 1. материальные, в т.ч. 3528 176 10,08 72 4,9 3790,98 - материалы 714 72 786 - комплектующие 2814 2814 - запчасти 104 104 - топливо 72 72 - электроэнергия 10,08 4,9 14,98 2. оплата труда, в т.ч. 1069,32 64,32 128,64 257,28 128,64 1648,2 - основная зарплата 700 48 96 192 96 1132 -дополнительная 98 98 - обяз. страхование 31,92 1,92 3,84 7,68 3,84 49,2 - ЕСН 239,4 14,4 28,8 57,6 28,8 369 3. амортизация 48 48,96 96,96 4. Прочие, в т.ч. 0 0 194,4 57,2 295,6 547,2 - аренда 168 168 336 - коммунальные 26,4 57,6 84 - реклама 18 18 - ремонт 52 52 - остальное 57,2 57,2 Итого 4597,32 240,32 381,12 386,48 478,1 6083,34
В коммерческих расходах учтено содержание приемных пунктов и затраты на реализацию. Услуги банка в себестоимость не включаются, а входят в состав прочих расходов.
2.6. Калькулирование себестоимости и определение цен на товары и услуги
Для определения себестоимости отдельного вида продукции используется группировка по статьям калькуляции. Эта группировка отражает состав расходов в зависимости от места их возникновения и их направления (производство или обслуживание). Номенклатура и содержание статей калькуляции зависит от технологических и экономических особенностей конкретного производства, места структурного подразделения предприятия в системе управления, особенностей планирования и учета на данном предприятии.
Структура калькуляции:
прямые материальные затраты;
прямые затраты на оплату труда;
прочие прямые расходы;
управленческие расходы (с делением по месту их возникновения, например, на расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, заводские расходы);
коммерческие расходы.
Для торговли к прямым расходам относятся только затраты на закупку продаваемого товара. Остальные расходы считаются коммерческими.
Основным видом доходов является выручка от реализации, которую можно оценить по формуле:
,
где Цi – цена i-го вида продукции, Кi- количество реализованной продукции i –го вида.
Существуют разнообразные методы определения цен на товары (более подробно – в курсах «Маркетинг» или «Ценообразование»). Исходя из того, что берется за основу цены, их можно разделить на 3 группы: исходя из цен конкурентов, исходя из потребительской стоимости товара, исходя из затрат на производство и реализацию данного товара (калькуляционный подход). Однако при любом подходе целесообразно использовать как ориентир последний метод, так как цена должна обеспечить покрытие всех затрат и сверх того получение прибыли. Если рассчитанная цена будет выше сложившейся на рынке или определенной другим методом, то надо искать пути снижения затрат или отказаться от производства данного вида продукта или услуги.
Себестоимость Прибыль оптовая цена производителя Оборотные налоги отпускная цена предприятия-производителя Наценка себестоимость (для торговой организации) Оборотные налоги Издержки обращения Прибыль торговли розничная цена на продукцию (работу, услугу) Рис. 1. Порядок формирования цен на товары и услуги
Расчетная калькуляция на условную услугу приведен в таблице 2.12. Расчет цены на условную услугу – в таблице 2.13.
Таблица 2.12
Калькуляция на условное изделие
Статьи калькуляции Годовая программа, тыс.руб. Калькуляция на 1 усл.изд. (руб.) сырье 714 204 комплектующие 2814 804 основная зарплата 700 200 дополнительная зарплата 98 28 Отчисления в вн.фонды 239,40 68,4 обяз. страхование 31,92 9,12 Итого прямых 4597,32 1313,52 РСЭО 240,32 68,66 цеховые расходы 381,12 108,89 управленческие расходы 386,48 110,42 коммерческие расходы 478,10 136,60 Итого косвенных 1486,02 424,58 Всего 6083,34 1738,10
Таблица 2.13
Определение цены условной услуги
показатель значение полная себестоимость 1738,10 рентабельность 27 прибыль 469,29 оптовая цена 2207,38 оптовая цена (округленная) 2210 НДС 397,8 отпускная цена 2607,8
2.7. Определение доходов предприятия и финансовых результатов его деятельности
Реализованная продукция в оптовых ценах называется объемом реализации, т.е. Объем реализации (нетто-выручка)= брутто-выручка без оборотных налогов. К оборотным налогам могут относиться: НДС, акцизы (это особый налог на "предметы роскоши"), таможенные пошлины (начисляющихся при экспорте товаров) и т.п. Реализация товара в розничных ценах называется товарооборотом торговой организации. Пример такого расчета приведен в таблице 2.10.
Прибыль – экономическая категория, характеризующая эффект (финансовый результат) хозяйственной деятельности предприятия, которая характеризует превышение доходов предприятия над его расходами. Порядок расчета чистой прибыли предприятиями в России:
Выручка от продажи товаров, работ, услуг – НДС, акцизы и подобные платежи = объем реализации (нетто-выручка).
Объем реализации – себестоимость реализованной продукции (без коммерческих и управленческих расходов) = валовая прибыль.
Валовая прибыль – коммерческие расходы – управленческие расходы = прибыль/убыток от продаж.
Прибыль/убыток от продаж + прочие доходы – прочие расходы = прибыль/убыток до налогообложения (балансовая прибыль), где:
прочие доходы = проценты к получению + доходы от участия в других организациях + прочие операционные доходы + прочие внереализационные доходы
прочие расходы = проценты к уплате + прочие операционные расходы (расчетно-кассовое обслуживание) + внереализационные расходы (прочие налоги).
Прибыль/убыток до налогообложения (балансовая прибыль), скорректированный согласно главе 25 Налогового кодекса РФ = налогооблагаемая прибыль. При расчете налогооблагаемой прибыли не включаются льготируемые доходы и доходы, которые не облагаются налогом на прибыль, но в расходы включаются только принимаемые для целей налогообложения.
Балансовая прибыль – налог на прибыль (исчисленный от налогооблагаемой прибыли) и другие обязательные платежи = прибыль/убыток от обычной деятельности.
Прибыль/убыток от обычной деятельности + чрезвычайные доходы – чрезвычайные расходы = чистая прибыль/непокрытый убыток.
Таблица 2.10
Определение финансовых результатов, тыс.руб.
показатель базовый год плановый год количество усл. изд. 3500 3675 выручка-брутто 9127300 9583665 НДС 1392300 1461915 объем реализации 7735000 8121750 себестоимость без управленческих и коммерческих расходов 5218760 5448626 валовая прибыль 2516240 2673124 управленческие расходы 386480 386480 коммерческие расходы 478100 478100 прибыль от реализации 1651660 1808544 прочие расходы, в т.ч.: 50541,9 51911 - налог на имущество 8160 8160 - транспортный налог 3000 3000 - услуги банка 39381,9 40751 балансовая прибыль 1601118,1 1756633 налог на прибыль 320223,62 351327 чистая прибыль 1280894,5 1405306 рентабельность продукции,% 31,65% 33,19% рентабельность расчетная, % 16,56% 17,30%
Таким образом, прибыль предприятия составила 1280894,5 руб. при расчетной рентабельности в 16,56%, а в плановом году она вырастет до 17,30%, а прибыль (чистая) составит 1405,306 тыс. руб.
Заключение
На основании исходных данных была проведена оценка экономической эффективности создания предприятия, работающего по договору франчайзинга и упрощенной системе налогообложения.
Решение данной задачи происходило в несколько этапов работ:
Определение величины инвестиций на создание предприятия
Определение потребности в основных фондах
Определение потребности в запасах и величины оборотного капитала
Определение величины уставного капитала.
Формирование планового баланса предприятия на момент начала его работы, определение источников финансирования инвестиций.
Планирование финансовых результатов деятельности предприятия на первый и последующие 4 года
Расчет показателей экономической эффективности создания предприятия.
Во второй задаче были рассчитаны результаты хозяйственной деятельности предприятия, осуществляющего изготовление ролл-штор и жалюзи на заказ.
Расчет был проведен в следующей последовательности:
Составлена смета затрат на производство.
Составлена калькуляцию на 1 условное изделие.
Определена себестоимость технологическая, производственная, полная, сумма условно-постоянных и условно-переменных расходов.
Назначена цена за условное изделие исходя из планового уровня рентабельности.
Рассчитана на основе установленной цены выручка, объем реализации, чистая прибыль, рентабельность продукции и расчетная.
Литература
Акчурина Е.В., Солодко Л.П., Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие, - М.: Издательство «Экзамен». 2012. – 416с;
Артамонов Г.Д., Сапелкина А.А. Налоговый и бухгалтерский учет прибыли организации // Финансы – 2010, №1, с. 38-41;
Белбородова В.А., Чечета А.П., Слобинский В.Т. Экономика предприятия. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2010. –279с
Воронов К.Е., Максимов О.А. Финансовый анализ. Некоторые положения и методики. – М.: ИКФ «Альф», 2012 – 125 с.;
Ендовицкий Д.А. Формирование и анализ показателей прибыли организации //Экономический анализ – 2012, №11, с.14-25;
Киселев М. Анализ финансовых результатов // Консультант – 2010, №11, с. 65-71;
Скамай П.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятий. – М.: ИНФРА – М, 2014. – 296с;
Тренев Н.Н. Управление финансами: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2011. - 496c
Хотинская Г.И., Харитонова Т.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия (на примере предприятий сферы услуг). Учебное пособие. – М., 2013.- 240 с.;
Цыгичко А.Н. Новый механизм формирования эффективности. –М.: Экономика, 2014. –191с.;
Экономика предприятия: Учебник для вузов / Л. Я. Овражков , В. В. Адамчук, О. В. Антонова и др. под ред. проф. В. Я. Горсфинкеля, проф. В. А. Швандаря . – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. – 742с.
Экономика и статистика фирм: Учебник / В. Е. Адамов, С. Д. Ильенкова, Т. П. Сиротина и др., под. ред. д-ра экон. наук проф. С. Д. Ильенковой. – 2-е изд. – М. : Финансы и статистика, 2011. – 402 с.
Юров В.Ф. Прибыль в рыночной экономике: вопросы теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 144с.;
Басовский Л.Е., Финансовый менеджмент, М.: ИНФРА-М, 2009. С. 81
Донцова, Л. В. Анализ финансовой отчетности / Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова. М., Дело и Сервис. 2011. С. 101
Шохин Е.И. и др. Финансовый менеджмент: учебник – Москва: КноРус, 2010. С. 201
Морозко Н.И., Финансовый менеджмент. М.: ВГНА Минфина России, 2009. С151
Ефимовой О. И., М. В. Мельник. Анализ финансовой отчетности: учеб.пособие для экон. специальностей вузов М., Омега-Л. 2010. С. 201
Лукасевич И. Я. Финансовый менеджмент: учебник – Москва: Эксмо, 2009 С. 205
Более подробно см. http://rarf.ru/aboufrbook/appendix.asp
22
1. Акчурина Е.В., Солодко Л.П., Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие, - М.: Издательство «Экзамен». 2012. – 416с;
2. Артамонов Г.Д., Сапелкина А.А. Налоговый и бухгалтерский учет прибыли организации // Финансы – 2010, №1, с. 38-41;
3. Белбородова В.А., Чечета А.П., Слобинский В.Т. Экономика предприятия. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2010. –279с
4. Воронов К.Е., Максимов О.А. Финансовый анализ. Некоторые положения и методики. – М.: ИКФ «Альф», 2012 – 125 с.;
5. Ендовицкий Д.А. Формирование и анализ показателей прибыли организации //Экономический анализ – 2012, №11, с.14-25;
6. Киселев М. Анализ финансовых результатов // Консультант – 2010, №11, с. 65-71;
7. Скамай П.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятий. – М.: ИНФРА – М, 2014. – 296с;
8. Тренев Н.Н. Управление финансами: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2011. - 496c
9. Хотинская Г.И., Харитонова Т.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия (на примере предприятий сферы услуг). Учебное пособие. – М., 2013.- 240 с.;
10. Цыгичко А.Н. Новый механизм формирования эффективности. –М.: Экономика, 2014. –191с.;
11. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Л. Я. Овражков , В. В. Адамчук, О. В. Антонова и др. под ред. проф. В. Я. Горсфинкеля, проф. В. А. Швандаря . – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. – 742с.
12. Экономика и статистика фирм: Учебник / В. Е. Адамов, С. Д. Ильенкова, Т. П. Сиротина и др., под. ред. д-ра экон. наук проф. С. Д. Ильенковой. – 2-е изд. – М. : Финансы и статистика, 2011. – 402 с.
13. Юров В.Ф. Прибыль в рыночной экономике: вопросы теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 144с.;
Вопрос-ответ:
Что такое нематериальные активы предприятия?
Нематериальные активы предприятия - это имущественные права и иные неимущественные блага, которые могут быть определены и оценены через долгосрочное использование.
Какое место занимают нематериальные активы в структуре внеоборотных активов предприятия?
Нематериальные активы занимают значительное место в структуре внеоборотных активов предприятия. Они могут включать в себя такие элементы, как права на использование товарного знака, лицензии, авторские права, патенты и т. д.
Какие методы управления нематериальными активами помогают повысить их эффективность?
Существует несколько методов управления нематериальными активами, которые способствуют повышению их эффективности. К ним относятся: оптимизация использования активов, разработка и реализация стратегии защиты прав на активы, управление портфелем активов, оценка интеллектуальной собственности и др.
Что такое франчайзинг?
Франчайзинг - это вид бизнеса, при котором право на использование товарного знака, ноу-хау и бренда предоставляется франчайзером франчайзи за определенную плату и соблюдение определенных условий.
Как определить сумму инвестиций на создание нового бизнеса?
Определение суммы инвестиций на создание нового бизнеса зависит от множества факторов, включая вид деятельности, рыночные условия, размер предприятия и другие. Для определения величины инвестиций проводится анализ затрат на закупку оборудования, аренду помещений, маркетинговые расходы, персонал и т. д.
Что такое нематериальные активы предприятия?
Нематериальные активы предприятия - это права и привилегии, которые имеют экономическую ценность, но не имеют физической формы. К ним относятся интеллектуальная собственность, бренды, патенты, лицензии, авторские права и другие объекты, способствующие созданию конкурентного преимущества.
Какие методы управления нематериальными активами помогают повысить их эффективность?
Для повышения эффективности использования нематериальных активов можно применять следующие методы управления: улучшение оценки и учета активов, разработка стратегий развития и защиты интеллектуальной собственности, использование франчайзинга и лицензирования, активное участие в инновационных процессах и технологическом развитии, формирование и поддержка корпоративной культуры и т.д.
Какой метод управления нематериальными активами можно использовать для создания нового бизнеса?
Для создания нового бизнеса можно использовать метод франчайзинга. Франчайзинг - это форма бизнеса, при которой франчайзер передает свои нематериальные активы (как правило, бренд, технологии, ноу-хау) франчайзи, который определенное время получает право использовать эти активы за определенную плату или комиссию.
Как определить сумму инвестиций на создание нового бизнеса?
Для определения суммы инвестиций на создание нового бизнеса нужно учитывать множество факторов, таких как стоимость нематериальных активов, затраты на разработку и создание продукта или услуги, расходы на маркетинг и рекламу, аренду и оборудование, начальные запасы и др. Точную величину инвестиций лучше определить на основе разработанного бизнес-плана и финансовых прогнозов.
Какие нематериальные активы можно отнести к внеоборотным активам предприятия?
К нематериальным активам, относящимся к внеоборотным активам предприятия, можно отнести такие объекты, как интеллектуальная собственность, авторские права, патенты, лицензии, бренды, компьютерные программы, технологии и др. Эти активы имеют долгосрочную экономическую ценность и не предназначены для продажи или использования в текущей деятельности.