СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ТЕХНИКИ ПРЫЖКОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ НА КОНЬКАХ
Заказать уникальную дипломную работу- 57 57 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 09.05.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1.Исторически сложившиеся подходы к физическому воспитанию дошкольников 5
1.2 Формирование двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста 9
1.3 Виды физкультурных досугов в ДОУ 13
Выводы по 1 главе 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО–ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Методика организации физкультурного досуга 25
2.2 Содержание работы по апробированию методики проведения физкультурных досугов с детьми старшего дошкольного возраста. 29
Выводы по 2 главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ЛИТЕРАТУРА 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
В детском саду праздники строятся на основе сочетания разных видов физических упражнений: подвижных и спортивных игр, гимнастики, спортивных упражнений. Целью таких праздников является возможность привлечения к соревновательной деятельности с элементами спорта детей 5–7 лет, а младших и средних дошкольников – к участию в подвижных играх и забавах, выполнению простейших гимнастических упражнении. Организуются и сезонные праздники – праздники на воде, летние и зимние, а также с включением элементов театрализованных представлений, познавательной, изобразительной деятельности.
Праздники проводятся на площадке, в спортивном зале, в бассейне с применением физкультурного, спортивного и туристического инвентаря, с использованием игрового пособия, природного материала, самодельного инвентаря.
Подготовка к празднику – это сложный процесс, включающий в себя составление сценария, подбор музыкального сопровождения, распределение ролей и обязанностей между участниками, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений, оформление площадки или зала и т.д.
Возраст участвующих определяет длительность праздника: 40–45 минут для детей 4–5 лет, 60 минут для детей 6–7 лет.
При составлении сценария праздника учитываются следующие требования:
постепенное возрастание психической и физической нагрузки;
чередование соревнований и игр с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения (с использованием песен, стихов, потешек, считалок, зачинов и т.д.);
по возможности чередование массовых и индивидуальных игр и заданий;
оценка деятельности и участие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;
сочетание заданий, знакомых детям и заданий с включением новых атрибутов, вызывающих у них положительное эмоциональное состояние игр, персонажей, музыки.
Особое внимание уделяется подбору музыки. Музыкальное сопровождение помогает синхронному выполнению физических упражнений, обеспечивает соответствующий эмоциональный настрой, концентрирует внимание детей, заполняет паузы, сигнализирует о начале и конце игры-задания.
Как правило, инструктор по физической культуре роль ведущего возлагает на себя, так как ведущий праздника всегда должен уметь управлять коллективом детей, быть артистичен, знать и учитывать особенности каждого ребенка, менять при необходимости сценарий праздника по ходу проведения мероприятия и регулировать физическую, эмоциональную и психическую нагрузку.
Сюрпризный момент является кульминацией любого праздника. Его содержание зависит от вида праздника и возраста участников. Это, как правило, сказочные персонажи, которые появляются неожиданно и разыгрывают перед детьми небольшое представление. Персонажи вместе с детьми участвуют в соревнованиях, проводят с ними разминку или дети учат героя каким-то навыкам и умениям.
Учитывая психическое состояние детей, при подведении итогов необходимо делать таким образом, чтобы не обидеть или ранить детей – или «победила дружба» или награждение команд по номинациям, например, одна – «Самая ловкая и быстрая», другая – «Самая дружная и веселая». В конце праздника независимо от места, которое он занял, каждый ребенок награждается.
Спортивные досуги в зависимости от двигательного содержания делятся следующим образом [17, c.123; 18, c. 45]:
Комбинированные, сочетающие разные виды упражнений: гимнастику, спортивные и подвижные игр, спортивные упражнения. Такие досуги дают возможность привлечь детей старшей и подготовительной группы к соревновательной деятельности с элементами спорта.
Досуги на основе спортивных упражнений включают в себя один, или несколько сезонных видов спорта (ходьба на лыжах, катание на санках, катание на велосипеде и т. д.)
Досуги на основе подвижных игр, аттракционов, забав не требуют специального оборудвания и помещения. Участвовать в них могут дети разных возрастов
На основе спортивных игр: проведение между параллельными группами чемпионата по футболу, баскетболу и т. д.
Принимая участие в интегрированном физкультурном досуге ребенок может попробовать себя в разных образовательных областях и продеминстрировать наглядно как приобретенные в результате целенаправленной работы сотрудников детского сада знания, умения и навыки, так и природные задатки.
Физкультурные досуги строятся на играх и упражнениях, хорошо знакомых детям. Вначале детям предлагают игры с малой и средней подвижностью, такие как «Сделай так», «Море волнуется», «Ручеёк», «Ровным кругом», «Светофор». Детям в таких играх дается возможность проявить свою фантазию. Затем дети выполняют двигательные задания в игровой форме, участвуют в разных аттракционах. Нужно подбирать содержание игр с учетом уровня двигательной активности детей.
Так, игры-упражнения на равновесие детям предлагают с высокой двигательной активностью («Пройди, не упади»). Очень подвижным детям можно предложить игры на внимание: «Собери предметы парами», «Помни свое имя», «Будь внимателен». Игры-упражнения типа «Догони меня», «Займи свой домик», «Перебежки», «Удочка» предлагают детям с низкой двигательной активностью. Детей делят на две подгруппы: вначале одна подгруппа выполняет задание, другая наблюдает, выступает в качестве болельщиков. Подгруппы меняются местами после двигательных заданий.После короткого отдыха (3-5 минут) детям предлагаются игры соревновательного характера: «Найди себе пару», «Кто быстрее построит пирамиду» (собрать по форме, цвету), «Бег в мешках», «Кто быстрее допрыгает с зажатыми между стопами мячом», «Перетягивание каната», «Веревочка».
Игры низкой степени интенсивности, такие как «Узнай по голосу», «Ручеек», «Карусель», «Найди, где спрятано», разные народные игры проводятся в конце с детьми.
Физкультурный досуг может состоять из одних спортивных игр: футбола, баскетбола, хоккея, городков, настольного тенниса. Если все дети хорошо владеют элементами спортивных игр, можно использовать этот вид физкультурного досуга. Однако и здесь индивидуально- дифференцированный подход также необходим.
Так, более сложные элементы спортивных игр с достаточно высокой физической нагрузкой предлагаются детям с высоким и средним уровнем двигательной активности и хорошей физической подготовленностью. К этим детям предъявляются более высокие требования в отношении качества выполнения задания.
Более простые задания с постепенным увеличением физической нагрузки рекомендуем давать детям с низким уровнем двигательной активности или с отставанием в развитии моторики.
Физкультурный досуг может строиться на спортивных упражнениях и упражнениях в основных видах движений. Это могут быть прыжки, бег, лазание, метание, ползание на четвереньках, прыжки через короткую скакалку езда на самокате, велосипеде. В основу организации такого досуга также должен быть положен принцип индивидуально-дифференцированного подхода.
Дети с высокой двигательной активностью выполняют упражнения, направленные на развитие точности выполнения движений, внимания, такие как езда на велосипеде прямо, по кругу, по узкой дорожке с изменением темпа катания с поворотами, «змейкой». Дети с низкой двигательной активностью выполняют задания, направленные на развитие быстроты реакции, скорости, такие как езда на велосипеде с разной скоростью прямо.
Физкультурный досуг «Веселые старты» строится в основном на хорошо знакомых детям играх-эстафетах. Каждая группа детей принимает участие в разных эстафетах, имеющих разный объем физических нагрузок и разное содержание.
Для подгруппы с высокой двигательной активностью предлагаются требующие внимания и точности выполнения сложные эстафеты, такие, как игра-эстафета «Построй эстафету».
Детям с низкой двигательной активностью дается более простая эстафета - «Кто быстрее прокатит мяч». Игры-эстафеты могут повторяться не более 3-4 раз, между ними обязательна небольшая пауза (5-7 минут). В это время детям предлагают вспомнить пословицы, загадки, считалочки.
Можно проводить физкультурный досуг с музыкальным сопровождением, что развивает у детей музыкальный слух, воображение, творческую инициативу. Вначале дети выполняют произвольные движения под музыку с разными физкультурными пособиями (скакалками, лентами, обручами). Воспитатель показывает и напоминает детям разные движения. Можно даже составить целую танцевальную команду.
Музыкальный сигнал звучит после 10-15 минут занятий, дети убирают все пособия на место и встают в большой круг. В центре круга находится ведущий с мячом, он называет по имени кого-либо из детей и бросает ему мяч. Если ребёнок поймал мяч, то он становится ведущим и встает в центр круга. После игры ведущий предлагает послушать мелодичную музыку. Дети слушают музыку сидя или лежа на полу. Через 2-3 минуты после прослушивания воспитатель предлагает детям придумать композицию, или разные произвольные движения под музыку. Можно предложить детям фрагмент из музыкально- ритмического комплекса, разученного на занятиях («танец петушков», «пингвинов», «медвежат»). Успех проведения такого варианта физкультурного досуга зависит от повседневной творческой музыкальной и физкультурной работы.
Основной общеобразовательной программой детских дошкольных учреждений обусловлено проведение физкультурных досугов, как формы активного отдыха, их количество в течение года, периодичность и продолжительность в разных возрастных периодах [36, c.34]:
Досуги проводятся во всех возрастных группах, начиная со второй младшей.
Организуются 1-2 раза в месяц во второй половине дня.
Предназначаются для одной- двух групп дошкольного учреждения.
Длительность: младшая и средняя группы – 20-30 мин; старшая группа – 35-40минут; подготовительная группа – 40-50 минут.
Физкультурный досуг не должен совпадать с физкультурными занятиями и праздниками.
Досуг должен быть основан на знакомых играх и упражнениях, элементах спортивных игр.
В начале учебного года составляется план и намечается тематика досугов. Это позволяет предусмотреть целесообразное сочетание досугов и праздников общественной направленности. Наиболее эффективно решить поставленные задачи, пользуясь не единичным моментом, а перспективой.
Не стоит забывать о поддержании дисциплинированного поведения детей, разумной организованности, но при этом не заглушать частыми замечаниями их радость.
От места проведения досуга, специфики климато-географических, социальных, экономических, условий зависит тематика, специфика, структура, подготовительные работы и оформление досуга.
Важно как можно подробнее отразить в плане досуга всю предварительную работу, которая должна быть распределена по направлениям работы специалистов, проделана инструктором по физической культуре, воспитателями вместе с детьми, родителями. Сюда может входить: оформление помещения; подготовка атрибутов; музыкальное оформление; отбор и повторение песен, разучивание гимнастических упражнений, танцев, обеспечение травмобезопастности.
Важна организация совместной работы с родителями: проведение консультаций; фотографирование и информирование родителей с помощью современных интернет ресурсов; создание команд из числа родителей, изготовление эмблем, разучивание девизов.
Выводы по 1 главе
Рост двигательных возможностей детей старшего дошкольного возраста ведет к еще большему усилению образовательно-воспитательной роли физической культуры, сохраняющей при этом оздоровительное назначение.
Ко времени поступления в школу ребенок должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, достаточным объемом навыков и привычек в выполнении гигиенических и закаливающих процедур, умением сохранять провальную осанку. Следует добиваться развития у детей быстроты, ловкости, координации движений, гибкости, чувства равновесия и хорошей пространственной ориентировки, а также умения проявлять выносливость и силу во время упражнений.
Формирование двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста происходит в единстве с развитием физических качеств.
Продолжительность формирования двигательного навыка зависит от сложности упражнения.
Формирование двигательного навыка зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Этапы обучения физическим упражнениям - это педагогический процесс взаимной деятельности воспитателя и ребенка, направленный на освоение двигательного действия.
Исходя из процесса усвоения движения, могут быть использованы разнообразные методические приемы.
В ходе любого праздника осуществляется комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка, но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой подбирают тематику и содержание, определяют методы и приемы работы.
В ссылках на литературу указывается № источника и страница [16, с. 144].
2
1. Агапова, В.В. Физкультурно-спортивная образовательная программа по фигурному катанию на коньках на этапе начальной подготовки / В.В. Агапова; Обл. метод. Совет по физической культуре и спорту Всеволожского р-на, 2003. – С.6-25
2. Аналитический обзор авторефератов диссертационных работ по сложно–координационным видам спорта: Учеб. пособ. / Т.Г. Сергейцова, А.И. Кузнецов, Л.Н. Подложнюк. Хабаровск: ХГАЭП: РИЦ ХГАЭП. – 2000. – 64 с.
3. Апарин, В.А. С чего начинается обучение фигурному катанию на коньках / В.А. Апарин. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 24 с.
4. Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям / М.М. Боген // Теория и методика / предисл. П.Я. Гальперина. изд. 3 - е. – М.: книж.дом «Либроком», 2010. – 200 с.
5. Бриль, М.С. Индивидуализация в спортивных играх: трудности, опыт, перспективы // Теория и практика физической культуры. 2001. – № 5. – С. 32-33.
6. Вальтрауд, В. Фигурное катание / В. Вальтрауд. М.: Из-во «Эксмо», 2011. – 184 с.
7. Великая, Е.А. Этапный педагогический контроль физической подготовленности фигуристов-дошкольников. Методические рекомендации / Е.А. Великая. – Челябинск, 1989г. – С. 34-38.
8. Гродзицка, А. Скоростно-силовая подготовка юных фигуристов: Автореф. дис. канд. пед. наук / А. Гродзицка 13.00.04. 1983. – 23 с.
9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М. : Директ-медиа, 2008. – 613 с.
10. Двейрина, О.А. Развитие координационных способностей на уроках физической культуры в школе: Учеб. пособ. / О.А. Двейрина. СПБ.: СПБ ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000. – 47 с.
11. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. - М.: ФиС, 1979. – С. 201.
12. Ирошникова, Н.И. Структура недельного микроцикла на этапе УТГ. Сборник научно-методических статей /Н.И. Ирошникова; Е. Жгун. – М.: РГАФК, 1995. – С. 76.
13. Кайнова, Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие / Э.Б. Кайнов. М: ИД «Форум» : ИКФРА, 2009. - 208 с.
14. Коган, А.И. Оценка перспективности юных фигуристов в период начальной специализации: Автореф. канд. дисс. / А.И. Коган. – Омск, 1984г. – С. 10.
15. Король, С.В. Программа для спортивно-оздоровительных групп (СОГ) по фигурному катанию на коньках / С.В. Король, Н.А. Фадеева. – Пермь. 2000г. – С. 34.
16. Кубашевская, Л.И. Фигурное катание на коньках / Л.И. Кубашевская. – М.,1985 г. – С. 110.
17. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
18. Ланцева H.A. Методика развития гибкости у юных фигуристов 7-9 лет // Научные и педагогические исследования в коньковых видах спорта на современном этапе ; под ред. В.А. Апарина и И.М. Козлова. СПб.: б.и., 2010. – С. 67-74.
19. Лосева, И.И. Применение игрового метода тренировки в подготовке юных фигуристов / И.И. Лосев // Вопросы теор. и практ. физ. культ. и спорта. – Минск, 1986 г. – С. 45.
20. Ляссотович, С.И. Особенности телосложения фигуристов / С.И. Ляссотович // Тезисный доклад VII межвузовской научной конференции – Омск, 1989г. – С. 27.
21. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебник / Л.П.Матвеев. – М., 1991г. ФиС. – С. 196.
22. Медведева, И.М. Структура и содержание специальной физической подготовки спортсменов на этапе начального обучения в фигурном катании: Автореферат канд. дисс. / И.М. Медведева. - Киев, 1985г. – С. 47.
23. Мишин А. Н. Биомеханика движений фигуриста. М.: ФиС, 2006. – 236с.
24. Мишин А. Н. Фигурное катание для всех. Лениздат, 2005. – 132с
25. Панин Н. А. Искусство фигуриста / H.A. Панин. М. М.: ФиС, 2001. – 327 с.
26. Скуратова, Т.В. Критерии оценки физической и спортивно-технической подготовленности фигуристов. Методические рекомендации / Т.В. Скуратова, А.К. Тихомиров. – Малаховка, 1987 г. – С. 87
27. Ступень, М.П. Нормирование нагрузок и эффективность скоростно-силовых способностей фигуристок 6-12 лет в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах: Автореф. канд. диссерт. / М.П.Ступень. – Минск: БГИФК, 1988. –С. 32-67
28. Тихомиров, А.К. Методика оценки физической и спортивно-технической подготовленности фигуристов. Методические рекомендации / А.К. Тихомиров. – М., 1983 г. – С.19
29. Фигурное катание на коньках. Учебник для вузов под ред. А. Б. Гандельсмана. М.: ФиС, 2004. – 498с
30. Фомин, Н.А., Фолин, В.Е. Воз¬растные основы физического воспитания [Текст] / Н.А. Фомин, В.Е. Фолин.- М. : Физиология и спорт. – 2008. – 21 с.
31. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. 7-е изд., испр. М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 480 с.
32. Benson, E.F. English Figure Skating: A Guide to the Theory and Practice of Skating in the English Style. London / Edward Frederic Benson. London, 2011. – 310 p.
33. Monier–Williams, M.S. Figure skating / Montagu Sneade Monier- Williams. London, 2011. – 380 p.
34. Russell, J. Figure skating / Jesse Russell. 2012. – 115 p.
Вопрос-ответ:
Какие подходы используются в физическом воспитании дошкольников?
Исторически сложившиеся подходы включают всеобучение, специализированное обучение и комбинированное обучение. Всеобучение ориентировано на формирование общих физических умений и навыков, специализированное обучение - на развитие конкретных физических качеств, а комбинированное обучение сочетает в себе элементы обоих подходов.
Как формируются двигательные умения и навыки у детей дошкольного возраста?
Формирование двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста происходит через игры и упражнения, которые стимулируют развитие координации движений, баланса, гибкости и силы. Важными компонентами этого процесса являются повторение, постоянное повторение и постепенное усложнение задач, а также обратная связь от взрослого педагога.
Какие виды физкультурных досугов предлагаются в дошкольных учреждениях?
В дошкольных учреждениях предлагаются разнообразные виды физкультурных досугов, такие как элементарная физическая подготовка, спортивно-игровые занятия, гимнастика, танцы, лыжи, плавание и другие. Эти виды деятельности способствуют развитию физического потенциала, формированию координации, силы и выносливости.
Какие выводы сделаны по первой главе статьи?
По первой главе статьи были сделаны следующие выводы: исторически сложившиеся подходы к физическому воспитанию дошкольников включают всеобучение, специализированное обучение и комбинированное обучение; формирование двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста происходит через игры и упражнения, с акцентом на координацию движений, баланс, гибкость и силу; в дошкольных учреждениях предлагается широкий выбор видов физкультурных досугов, способствующих развитию физического потенциала и формированию основных физических качеств.
Какие исторически сложились подходы к физическому воспитанию дошкольников?
Исторически сложились различные подходы к физическому воспитанию дошкольников, включая методы обучения и формирования двигательных умений и навыков. Некоторые из них включают развитие физических упражнений, игр и активных игровых форм обучения. Другие подходы основаны на интеграции физического воспитания с другими областями развития, такими как когнитивное и эмоциональное. Важно подбирать подходы, учитывающие индивидуальные возможности и потребности каждого ребенка.
Какие двигательные умения и навыки формируются у детей дошкольного возраста?
Дети дошкольного возраста формируют различные двигательные умения и навыки, такие как ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, броски и т. д. Они также учатся контролировать свое тело, развивать координацию движений, гибкость, силу и выносливость. Формирование этих навыков важно для их физического развития, координации и будущего участия в спорте или других физических активностях.
Какие виды физкультурных досугов могут быть в ДОУ?
В ДОУ могут быть организованы различные виды физкультурных досугов, включая спортивные игры, занятия по развитию координации и гибкости, упражнения на развитие силы и выносливости. Также могут проводиться занятия по танцам или различным видам музыкальной гимнастики, которые способствуют развитию музыкальности и ритма у детей. Организаторы могут также включать в программу прогулки на свежем воздухе, природные прогулки или занятия по развитию баланса и координации на специальных площадках.
Какие основные подходы были предприняты к физическому воспитанию дошкольников?
В истории физического воспитания дошкольников были различные подходы, включая ориентацию на гармоничное развитие ребенка, учет его возрастных особенностей и потребностей, а также использование игровых форм и методов обучения.
Каким образом формируются двигательные умения и навыки у детей дошкольного возраста?
Формирование двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста осуществляется через систематическую физическую активность, игровые занятия, специальные упражнения и тренировки, которые помогают развивать координацию, гибкость, силу и выносливость у детей.
Какие виды физкультурных досугов существуют для дошкольников?
Для дошкольников существует широкий спектр физкультурных досугов, включая занятия в спортивных секциях, игры на свежем воздухе, занятия йогой или пилатесом, танцевальные уроки и другие активности, которые помогают развивать физические способности и приносят радость и удовольствие детям.