Реформирование государственной системы управления империи в эпоху Александра I.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 27.06.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Российская империя первой половины XIX века. Предпосылки реформирования государственной системы 5
Глава 2. Характеристика государственного реформирования 12
2.1.Административная реформа 12
2.2.Крестьянский вопрос и другие реформы 13
2.3. Государственная система 17
2.3.1 Сенат как высший орган судебной власти 17
2.3.2. Государственный Совет 19
2.3.3. Формирование министерской системы управления 20
Заключение 27
Список литературы 29
Формирование центральной министерской системы, таким образом, начинается в 1802 г. на основе 10 центральных органов государственного управления. Также, на тот период действовало 3 центральных органа, «придворного» управления: Департамент уделов, возглавляемый министром; Придворная контора во главе с президентом; Кабинет его императорского величества, возглавляемый управляющим. Узкая специализация учреждений и юридическая неопределенность правового статуса ставили их вне рамок общей системы государственного управления.В своем письме Ф.Ц. Лагарпуот 26 октября 1802 г. Александр так выразил свои надежды по поводу министерской реформы: «Мера, о которой мы так часто говорили, в полном действии. Министерство образовано и идет довольно хорошо уже более месяца. Дела от этого приобрели гораздо более ясности и методы, и я знаю тотчас с кого взыскать, если что-нибудь идет не так, как следует».В решении текущих дел продолжал действовать коллежский порядок управления, а единоличная власть министров осуществлялась в наиболее важных вопросах, или в вопросах требующих быстрого решения. Можно сказать, что в период с 8 сентября 1802 г. по 18 июля 1803 г. в управлении страной действовал симбиоз двух противоположных систем. Только в 1811 г. была упразднена половина коллегий. Год спустя (в 1812 г.) свое существование прекращает Военная коллегия.Процесс ликвидации коллегий вел к устранению тенденции, которая была присуща коллежской системе управления, а именно: разделению судебных и административных полномочий, совмещенных во многих коллегиях.Подчинение и вхождение в состав местных органов и «частей» коллегий, закладывало основы будущих ведомств.Нужно отметить, что на начальном министерской реформы, в период с 1802 по 1810 гг., министры действуют в своеобразной правовой свободе, так как кроме Манифеста и Указа 8 сентября 1802 г., не было иных законодательных актов, регламентировавших их деятельность. В это время в действие были введены только штаты департаментов нескольких министерств: юстиции, военных сухопутных сил, финансов, внутренних дел и др. Реформа не была идеальной. Систематизацию ее недостатков по «Введении к Уложению государственных законов» провел М.М. Сперанский. Это был, по сути, обширный план реформы всего внутриполитического устройства страны, составленный по поручению самого императора и представленный ему в октябре 1809 г..М.М. Сперанским, в данном проекте были выделены три основных недостатка в министерской реформе:1. «Недостаток ответственности»;2. «Некоторая неточность и несоразмерность в разделении дел»»3. «Недостаток точных правил или учреждения». Новое преобразование министерств 1810-11 гг. было направлено на ликвидацию данных недостатков. С этого момента начался и завершающий этап министерской реформы. Манифест «Об учреждении Государственного Совета» возвестил о его начале. Ее юридической основой стали три законодательных акта: Манифест 25 июля 1810 г. «О разделении государственных дел на особые управления, с означением предметов каждому управлению принадлежащих»; «Высочайше утвержденное разделение государственных дел по министерствам» от 17 августа 1810 г. и «Общее учреждение министерств» от 25 июня 1811 г.Все государственные дела манифестом от 25 июля 1810 г. были разделены на пять главных частей:1. внешние сношения, находившиеся в ведении МИДа;2. устройство внешней безопасности поручалось военной и морскому министерствам;3. государственная экономия, которой ведали министерство внутренних дел, министерство народного просвещения, министерство финансов, Государственный казначей, ревизия государственных счетов, Главное управление путей сообщения;4. устройство гражданского и уголовного суда было поручено министерству юстиции;5. устройство внутренней безопасности составило компетенцию министерства полиции.Было провозглашено о создании новых центральных органов государственного управления: Главного управления духовных дел разных исповеданий и министерства полиции. Было учреждено звание Государственного контролера, который фактически являлся руководителем ревизии государственных счетов.Фактически было упразднено министерство коммерции., а предметы его ведения переходили в министерство финансов и министерство внутренних дел. Главным определяющим актом министерской реформы стало «Общее учреждение министерств» от 25 июня 1811 г. Оно структурно состояло из двух частей: «Образование министерств»;«Общий наказ министерствам».В части «Образование министерств» было определено общее разделение государственных дел, а также предметы каждого из них, и, кроме того, главного управления.Каждое министерство возглавлялось министром и его товарищем (заместителем). При министерстве действовала канцелярия и совет министров. В аппарат министров включалась несколько департаментов, которые делились на отделения, а те, в свою очередь, подразделялись на столы.Был установлен жесткий принцип единоначалия. Министры подчинялись непосредственно императору. Все министры назначались и по его решению смещались. Непосредственно министру подчинялись директора департаментов и директор канцелярии, директорам департаментов подчинялись начальники отделений, начальникам отделений - столоначальники.В состав министерств входили специализированные органы - «особенные установления»- особенные канцелярии, счетные отделения и столы, установления по судебной или тяжебной части, ученые комитеты, чертежные, лаборатории, состоящие при департаментах переводчики, чиновники особых поручений.Кроме того, был установлен единый порядок делопроизводства.Степень и пределы власти министров устанавливались «общим наказом министерства». Высшим должностным лицом министерства был министр, которые за всеми подчиненными ему лицами осуществлял надзор. Министр был наделен компетенцией по определению и увольнению чиновников, удалению их от должности и придание их суду в случае совершения ими преступлений. Им также принадлежало право и законодательной инициативы. Такое право осуществлялось через Государственный Совет, путем подачи представления. Министры были наделены правом непосредственного представления императору документов по делам исполнительным. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами, департаменты – на отделения во главе с начальником отделений, а отделения - на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров.Первоначально структура и функции министерств еще не были четко определены. Они были подробно разработанном в утвержденном царем 25 июня 1811 года «Общем учреждении министерств», которое знаменовало собой завершение министерской реформы. К этому времени число министерств увеличилось до двенадцати. Были добавлены Министерство полиции и приравненные к министерствам Государственное казначейство, Главное управление духовных дел разных исповеданий (не входивших в ведение Святейшего Синода), Главное управление ревизии государственных счетов и Главное управление путей сообщения (позже переименованной на Министерство путей сообщения). Упразднялось Министерство коммерции – его функции передавались Департаменту мануфактур и торговли, Министерства финансов. Закон устанавливал точное разграничение функций каждого министерства, единые принципы их структуры и общий порядок прохождения дел в них, проводил принцип строгого единоначалия и подчиненности внутри министерских подразделений, определял взаимоотношение министерств с другими органами государственного управления. При министре создавались канцелярия во главе с директором «для рассмотрения дел, требующих по важности их общего соображения, до всех департаментов относящихся», и Совет министра, в состав которого входили все директора департаментов. При необходимости в Совет министра приглашались в качестве экспертов ученые, инженеры, заводчики, купцы.В каждом департаменте из начальников отделений составлялось общее присутствие. Департаменты представляли министру ежемесячные ведомости о решенных и нерешенных делах. Кроме того, министр мог в любое время провести проверку вверенных ему структурных подразделений. Власть министра была «единственно исполнительная». Он не мог вводить даже по своему ведомству «никакой новый закон, никакое свое учреждение» и не имел права отменять «прежния». В своих действиях он подчинен только императору и только пред ним был ответственен. Министр подлежал ответственности, если он отменял или что-либо делал в ущерб уставам и учреждениям, предписанным законом, или своим действием принимал такую меру, «которая требует нового закона или постановления».Все министры (по должности) входили в состав Сената - верховный орган в империи, сосредоточивший в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть.Ему предоставлялось право делать «представления» по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам. Однако первая же попытка Сената возразить против царского указа 1803 г. о введении обязательной 12-летней службы дворян, не достигших офицерского чина (указ противоречил «Жалованной грамоте дворянству»), вызвала резкое недовольство императора, а Сенату было «разъяснено», что он может делать возражения лишь по ранее изданным законам, а не по настоящим и будущим.ЗаключениеИтак, анализ вышеизложенного материала позволяет сделать вывод относительно темы заявленного исследования.История России практически неисчерпаема. И даже рассмотрев относительно небольшой её период, конечно остались некоторые пробелы, которые, безусловно, так же достойны внимания. Хотелось бы отметить, что важным и дискуссионных вопросом, связанным с историей государственного развития является вопрос о судьбах реформ в России. Он неоднократно обсуждался в отечественной литературе, но, в сущности, так и остался нерешенным. Еще древние отмечали, что лучший реформатор - это время, оно проводит все изменения постепенно и внешне незаметно, не нарушая, и, тем более, не разрушая течение жизни, естественный ход событий. Реформаторы в России, как правило, проводили свои преобразования в короткие, сжатые сроки. Зачастую это происходило не без насилия.Проблема реформирования государственного строя Российской империи в первой четверти XIX в. является одной из наиболее интересных и, вместе с тем, дискуссионных в отечественной историографии. Вот уже более полутора веков историки спорят о возможности (или невозможности) реализации конституционной альтернативы развития страны во время правления императора Александра I.В развитии российского конституционализма выделяется несколько этапов, одним из которых является период формирования основ монархического конституционализма в условиях абсолютизма.Основными направлениями конституционализма в России XIX в. явились монархический, или правительственный, конституционализм, а также конституционализм дворянско-либеральный и буржуазно-либеральный.Правительственное направление конституционализма в начале XIX в. связано с именем российского императора Александра I. Получив образование в традициях западноевропейской политической культуры, Александр I видел Россию свободной демократической страной, граждане которой пользовались всей полнотой гражданских и политических прав.Государственная власть того времени строилась на бюрократической централизации, а также власти исполнительного аппарата. Монарх был главой государства. Он являлся законодателем, главой централизованной системы управления. Суд судил от имени монарха, а личность воспринималась в качестве подданного.В 1810 г., когда был создан Государственный совет. Реализация финансовой реформы явилась следствием сокращения бюджетного дефицита, а уже к лету 1811 г. завершается преобразование министерств.Проводимые в стране реформы 1802-12 гг. не только не изменили самодержавной сущности политической системы России, но, и напротив, усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата.Список литературыГосударственность России (конец XV в. - февраль 1917 г.): Словарь-справочник. - В 4-х кн. - Кн. 4. - М.: Наука, 2001. - 446 с.Валишевский К.. Александр I. История царствования. В 3 томах — СПб.: «Вита Нова», 2011. - т. 1 с. 480. Т.2. 480 с.2. Ерошкин Н.П., Куликов Ю.В., Чернов А.В. История государственных учреждений России до Великой Октябрьской социалистической революции. - М., 1965. - 418 с.3. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1983. - 352 с.4. История России. Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2009. - 688 с.5. Оглоблина О.Г. Историческое своеобразие эпохи Александра I (1801-1825 гг.) и его реформ // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2001. - № 1. - С. 30-34.6. Приходько М.А. Завершение правового оформления министерской системы управления в России в начале XIX в.// Государство и право. - 2001. - № 3. - С. 100-1077. Приходько М.А. Реформа центральных учреждений государственного управления и создание министерской системы управления в России в первой трети XIX века // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 2000. - № 5. - С.187-197.8. Российское законодательство X-XX веков: в 9-ти т. / Под общ. ред. О.И.Чистякова. - Т.6. - Законодательство первой половины XIX века. - М.: Юрид. Лит., 1988. - 432 с.9. Сахаров А.Н.Александр I. - М.: Наука, 1998. 287 с.9. Князьков С. «Из прошлого русской земли. Время Петра Великого». Репринт. Воспроизведение издания 1909г., М., 1991. 10. Титова Ю.П. История государства и права России. - М., 2006.
2. Валишевский К.. Александр I. История царствования. В 3 томах — СПб.: «Вита Нова», 2011. - т. 1 с. 480. Т.2. 480 с.
2. Ерошкин Н.П., Куликов Ю.В., Чернов А.В. История государственных учреждений России до Великой Октябрьской социалистической революции. - М., 1965. - 418 с.
3. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1983. - 352 с.
4. История России. Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2009. - 688 с.
5. Оглоблина О.Г. Историческое своеобразие эпохи Александра I (1801-1825 гг.) и его реформ // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2001. - № 1. - С. 30-34.
6. Приходько М.А. Завершение правового оформления министерской системы управления в России в начале XIX в.// Государство и право. - 2001. - № 3. - С. 100-107
7. Приходько М.А. Реформа центральных учреждений государственного управления и создание министерской системы управления в России в первой трети XIX века // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 2000. - № 5. - С.187-197.
8. Российское законодательство X-XX веков: в 9-ти т. / Под общ. ред. О.И.Чистякова. - Т.6. - Законодательство первой половины XIX века. - М.: Юрид. Лит., 1988. - 432 с.
9. Сахаров А.Н. Александр I. - М.: Наука, 1998. 287 с.
9. Князьков С. «Из прошлого русской земли. Время Петра Великого». Репринт. Воспроизведение издания 1909г., М., 1991.
10. Титова Ю.П. История государства и права России. - М., 2006.
Вопрос-ответ:
Какие были предпосылки для реформирования государственной системы в Российской империи?
Предпосылками для реформирования государственной системы в Российской империи стали необходимость модернизации и совершенствования административной, экономической и социальной сфер страны, а также влияние политических и исторических событий, таких как рост народных движений и неудачные реформы предыдущих правителей.
Какие основные изменения были внесены в государственную систему Российской империи в результате реформирования?
В результате реформирования были внесены такие основные изменения в государственную систему Российской империи, как: проведение административной реформы, улучшение положения крестьян, создание новых государственных органов, таких как Сенат и Государственный Совет, а также формирование министерской системы управления.
Какова роль Сената в государственной системе Российской империи?
Сенат играл роль высшего органа судебной власти в государственной системе Российской империи. Он рассматривал апелляции по судебным делам, выносил вердикты и принимал решения по вопросам правового характера. Также Сенат осуществлял руководство местными судами и контролировал их работу.
Каким образом была сформирована министерская система управления в Российской империи?
Министерская система управления в Российской империи была сформирована путем создания различных министерств, ответственных за разные аспекты государственного управления. Например, были созданы Министерство внутренних дел, Министерство финансов, Министерство юстиции и т.д. Каждое министерство было руководимо соответствующим министром, который отвечал за свою область ответственности.
Какие другие реформы были проведены в Российской империи во время реформирования государственной системы?
Помимо административной реформы, в Российской империи были проведены реформы в сфере крестьянского вопроса, судебной системы и государственной системы. Среди этих реформ можно выделить освобождение крестьян от крепостного права, установление новых норм правового регулирования, изменение статуса государственных органов и т.д.
Какие были предпосылки для реформирования государственной системы управления Российской империи в эпоху Александра I?
Предпосылками для реформирования государственной системы управления Российской империи в эпоху Александра I были: необходимость модернизации и преобразования устаревшей административно-территориальной системы, влияние западных идей просвещения и реформ, опыт Наполеоновских войн и понимание необходимости современных военных реформ, а также стремление к укреплению центральной власти и управления.
Какие основные характеристики имеет государственное реформирование в эпоху Александра I?
Государственное реформирование в эпоху Александра I включало несколько основных направлений: административную реформу, крестьянские реформы и реформы в других сферах, включая образование, науку, военную организацию и дипломатию. Также была проведена реформа государственной системы, включающая создание Сената, Государственного Совета и формирование министерской системы управления.
Какие конкретные изменения произошли в государственной системе в эпоху Александра I?
В эпоху Александра I в государственной системе произошли следующие изменения: был создан Сенат, который стал высшим органом судебной власти, создан Государственный Совет, который занимался разработкой законов и консультировал императора, и была сформирована министерская система управления, включающая несколько министерств по различным сферам управления.
Что предпринималось в рамках административной реформы в эпоху Александра I?
В рамках административной реформы в эпоху Александра I предпринимались следующие действия: были проведены территориальные перестройки, созданы губернии и уезды с целью улучшения управления государством, произошли изменения в системе местного самоуправления, введены должности губернаторов и старост, а также были проведены изменения в системе судебных органов.
Какие предпосылки привели к реформированию государственной системы управления империи в эпоху Александра I?
Предпосылками реформирования государственной системы управления империи в эпоху Александра I были неудовлетворительное состояние государства после войн с Наполеоном, необходимость модернизации и прогресса, а также влияние западных политических идей.