Смысл творчества и проблема развития личности учащегося.
Заказать уникальный реферат- 30 30 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 17.10.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА I. Представление о смысле творчества в истории культуры и в современности
1.2. Осмысление творчества различными способами философствования
1.3. Роль творчества в человеческом бытии: современный подход
ГЛАВА II. Влияние творчества на развитие личности старшеклассника
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Оно дает возможность человеку осмыслить конечные цели и направленность его жизнедеятельности, сформировать свою жизненную стратегию и стиль поведения, духовно сосредоточиться и практически сконцентрироваться на жизненно важном, отвлечься от суетного и второстепенного. Такое самоопределение имеет под собой не только духовно-практическую, но и теоретико- познавательную основу, поскольку оно неразрывно связано с выработкой личностного отношения человека к духовному и предметно-практическому опыту, накопленному людьми до его появления на свет[Матвеева, 2011].Исследования, проводимые на базе старших классов, показывают, что учащиеся, занимающееся творчеством, демонстрируют значительно более развитые личностные характеристики. Они ближе подходят к идеалу целостной личности.Прежде всего, это касается мировоззрения. О. С. Сабелева видит положительное влияние обращения к творчеству также в возможности таким образом формировать полноценное мировосприятие, развивать навыки формирования синтетических художественных образов, необходимых в восприятии целостной картины мира[Сабелева, 2005, с. 259].Обращение к творчеству ведет к выходу за пределы себя. Важнейшей психологической характеристикой способности к творчествуопределяется личная позиция или тип отношения человека к миру. В творческомпроцессе сущностные качества психики претерпевают изменения и приобретаютспецифическую направленность.Необходимым атрибутом творчества выступает открытость как базовоесвойство творческой личности, характеризующее ее отношение к миру. В связи с этим выявляется еще одно специфическое свойствотворческой личности, которое можно обозначить как выход за пределы [Лыкова, 2009 .с. 19].К пониманию целостности ведет также понимание себя и своей личной значимости.Прежде всего, развитие креативности порождает в учащихся стремление к личностной значимости - это потребность человека в познании, утверждении и развитии своих личностных возможностей, стремление к проявлению собственной индивидуальности[Ершова, 2002, с. 10].Личностная значимость обретается прежде всего, через самоопределение, чему и способствует обращение к творчеству.Самоопределение, с точки зрения А.И. Матвеевой, есть, во-первых, формирование мировоззренческих идеалов и способов следования им в деятельности человека; во-вторых, выработка определенных мировоззренческих принципов, на основании которых формируются сами мировоззренческие идеалы; в-третьих, возникновение у человека определенных мировоззренческих убеждений, которые определяют деятельностно-практический уровень мировоззрения [Матвеева, 2011].Потребность старшего школьника в самоопределении, в творческом самовыражении, в реализации собственной индивидуальности связана с выраженным стремлением к значимости собственной личности в различных ее проявлениях: значимость для других (стремление к престижу, славе, почету, уважению); значимость для себя (стремление к самореализации, к творчеству); значимость в себе (стремление к самосозиданию, самоценности, самосовершенствованию). Возрастающее стремление к личностной значимости, устойчивая система интересов, зрелость целей деятельности и установка на творческие способы их осуществления, интенсивное развитие рефлексии и волевых процессов, повышенная эмоциональность и самостоятельность определяют специфику отношения к творческой активности старших школьников[Ершова, 2002, с. 11].Л.В. Ершова указывает на что, именно благодаря творчеству у старшеклассников развивается способность к саморефлексии. Если творческие школьники при реализации собственных возможностей основное внимание уделяют внутреннему самостроительству, стремятся к преобразованию деятельности наоснове ее самоанализа (мотивов, целей, ценностей), то обычные старшеклассники в качестве основного выбирают внешний критерий -изменение ситуации, мнение окружающих, для них наиболее характерно самоутверждение для других, в целях удовлетворения стремления «обратить на себя внимание», «получить высокую оценку», завоевать «лидирующие позиции в группе»[Ершова, 2002, с. 12].Обращение к творчеству способствует повышению их личной зрелости и самостоятельности. Для творчески активных учащихся характерна способность к планированию, в том числе, к построению отдаленных планов на будующее. Так, для творческих большую значимость приобретают жизненные цели, направленные на поиск призвания, путей самореализации, для обычных же школьников на первый план выходит ощущение успешности, удовлетворенности настоящим положением дел[Асфаров, 2009, с. 24].Формирование самостоятельности ведет к повышению способностей к непосредственным эмоциональным реакциям, к выбору крупномасштабных жизненных целей, ориентации на высокие общезначимые социальные ценности. Важным качеством личности выступает степень осознанности ее отношения к действительности[Асфаров, 2009, с. 25]По мнению отечественных ученых, личность характеризуется: – активностью, т. е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний (мотивация достижения, риск и т. п.); Именно творчество помогает сформировать данную личностную характеристику.Таким образом, творческие старшеклассники характеризуются: более сильным стремлением к личностной значимости, которое находит свое выражение в интенсивном процессе самопознания и самореализации; более зрелыми жизненными целями; уверенностью в собственных силах и способностях[Ершова, 2002, с. 12].Сформированность системы нравственно-эстетических идеаловстаршеклассников является показателем уровня их нравственных представленийи оценочных суждений, мировоззренческих позиций и направленность насозидательную деятельность. Не вызывает сомнения, что проблема нравственно-эстетического идеала личности неразрывно связана с поиском и пониманиемчеловеком самого себя и своего места в окружающей действительности.«Воспитательные возможности художественной культуры, - пишет А.Н. Малюков, -как содержания, способа организации, метода, условия, фактора становленияличности кроются в том, что ее сердцевину – искусство – в первую очередьинтересует человек в его отношениях к миру и к самому себе, его становление иразвитие» [Малюков, 1999, с. 58].Сущность творческой личности раскрывается в обретении и реализации смысла жизни.Психолого-педагогические исследования подтверждают, что учащиеся, находящиеся на высоком уровне творческой активности, обладающие сформированной системой ценностей, характеризуются оптимизмом, жизненной целеустремленностью, высокими профессиональными целями, выраженным стремлением к творческим достижениям.ЗАКЛЮЧЕНИЕПонятие творчества носит исторический характер и складывается в границах конкретного способа философствования.Таким образом, представление о творчестве связывается, как прави-ло, с идеей обновления традиционного и создания принципиально нового. Оно отражает деятельностный подход, но подразумевает и личностный, то есть самого творца как человека избранного, наделенного глубокой интуицией, богатым воображением, способностью взглянуть иначе на уже известное.Современными исследователями творчество понимается как обеспечивающее выход в духовное пространство. Именно эта возможность, предоставляемая творчеством, представляется чрезвычайно актуальной ля современных старшеклассников. Благодаря творчеству у школьников формируются элементы культуротворческого мировоззрения, столь важного для формирования личности: умение понимать и ценить художественную культуру, иметь собственные ценностные ориентации, умение пользоваться плодами культуры, иметь социальные навыки общения с предметами культуры; Наиболее важен при этом креативный аспект– участвовать в развитии культурогенных процессов через собственное творчество. Учащиеся посредством творчества приобщаются к формам культурного бытия. Личность в данном случае развивается прежде всего как субъект культуры.Для становления личности очень важен аксиологический аспект. Именно творчество способно продуцировать идеалы и ценности, важные для человеческого существования.Процесс формирования системы нравственно-эстетических идеалов старших школьников обусловлен сочетанием нескольких видов опыта: не только индивидуальным и социальным опытом, но и опытом эстетическим, культурным, заданным творческим обучением. Значит, нравственно-эстетические идеалы являются основой формирования и сохранения в сознании определенных установок, которые помогают занять ту или иную мировоззренческую позицию, дать нравственную оценку, выразить эстетическое суждение.С точки зрения современной философии творчество необходимо для обретения целостности человеком, для «завершения себя». Именно благодаря творчеству личность развивается как нечто целостное. Обращение к творчеству делает мировосприятие старшеклассников более целостным.Именно творчество, наполняющее жизнь смыслом, помогает старшеклассникам осознать себя как полноценную личность.Для творческих старших школьников характерно ярко выраженное стремление к личностной значимости, при этом у них отмечается более сильная, по сравнению с обычными учащимися, потребность в самореализации.Для творческой личности в старших классах характерны следующие особенности в области самопознания и саморазвития: поиск личностных смыслов в окружающем; стремление к самореализации на основе высших общечеловеческих ценностей; адекватная самооценка творческих способностей, сил и возможностей; выбор целей и задач, которые могут быть решены личностью с высоким качеством; отсутствие тревожности, уверенность в своих силах, способность видоизменять цели при изменении условий деятельности; критичность, умение учиться на ошибках; рефлексия ценностного смысла собственной деятельности.Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории.Полноценная личность – это всегда личность творческая, развивающаяся, для которой характерно появление все новых и новых психологических новообразований и перестройка уже сложившихся структурТаким образом, мы считаем обоснованной постановку проблемы творчества как сущностной характеристики личности.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАсфаров О.Г. Современные научные психолого-педагогические подходы к пониманию творческой личности/О.Г. Асфаров//Вестник Ставропольсокго гос. ун-та,. – Вып.64, 2009. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009.- С. 23- 34.Батоврина Е.В. Креативность: дань моде или необходимость/Е.В. Батоврина. – Управление персоналом. –2004, № 20. – С. 46 -53.Батоврина Е.М. Развитие креативности управленцев в процессе профессиональной подготовки : автореф. к.ф.н.: 22.00.08//Е.М. Батоврина. – М,2007. – 18 с.Беляева А.И. Творчество как форма индивидуальной целостности человека /А.И. Беляева//Вестник ОГУ. – 2011, №10. – С. 34 -47.Бердяев Н.А.Смысл творчества / Н.А. Бердяев .— Харьков ; М. : ФОЛИО : АСТ, 2002 .— 678,[1] с Блоховцова Г.Г. Сущностные основания творчества //Социально-гуманитарные знания/Г.Г. Блоховцева. - № 4, 2008. – М.: Научно-образовательное издание. – С. 418-422. Бросова К.Н. Формирование нравственно-эсттетических идеалов современного школьника как актуальная педагогическая проблема/К.Н. Бросова//Интегративные процессы в современном обществе. – М.:Инстиутут художественного образования, 2009. – С. 13-23.Выготский Л.С. Педагогическая психология/Л.С. Выготский. – М.:Педагогика-пресс, 1996. -536с.Гумерова Р.В. Смысл и значение творчества в современном мире/Р.В. Гумерова [Электронный ресурс]: - http://oppl-tomsk.narod.ru/smysl_tvorchestva.html.Дружинин В.М. Когнитивные способности:структура, диагностика, развитие/В.М. Дружинин – СПб.: ИМАТОН –М, 2001, с. 224.Ершова Л. В. Особенности реализации стремления к значимости в саморегуляции творческой активности старших школьников // Материалы XXXIII региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Менделеевские чтения». - Тобольск: Изд-во ТГПИ, 2002. - С. 9-12Каган М.С. Философия культуры/М.С. Каган. - Санкт-Петербург: Полиграф,. 1996. – 356 с.Каштымова И.М. Научные походы к развитию креативности/И.М.Каштымова//Вестник Бурятского государственно университета. – 2009, Вып. 5.- Улан-Удэ: Изд-во Бурятсокго гос.ун-та, 2009. – С. 75 – 83.Койнова Г.Н. Социокультурные и культурно-антропологические основания творчества в коммуникативной парадигме исследования: автореф к.ф.н.:спец 24.00.01/Г.Н. Койнова. – Кемерово, 2008. – 22 с.Лыкова И.А. Творчество как универсальный способ самопознания/И.А. Лыкова// Интегративные процессы в современном обществе. – М.:Инстиутут художественного образования, 2009. – С. 19-27.Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. - Дубна: Феникс, 1999. -С. 58Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы: Пер с англ. М.: Смысл, 1999. 425 с. Матвеева А.И. Принципы формирования мировоззренческих идеалов личности: социально-философский анализ/А.И. Матвеева//Теория и практика общественного развития. – 2011, №5 [Электронный ресурс]: - http://teoria-practica.ru/-5-2011/philosophy/matveeva.pdfСабелева, О.В. Формирование личности выпускника школы искусств как результат художественного образования /О.В. Сабелева// Реструктуризация сельской школы: опыт, проблемы, перспективы. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2005. – Т. 1. - С. 257–261.Соколова Н.А. Культурно-антропологический смысл творчества (историческая типология и современность)/Н.А. Соколова // Credo new: Теоретический журнал. № 4 (36). – СПб.: Синтез-Полиграф, 2003. С. 112 – 119 .Турчак С.К. Педагогическое сопровождение развития креативности младших школьников: автореф. к.ф.н.13.00.01. – Ростов-на –Дону, 2007. – 22 с.Харламова Т.А. Идеал как культурфилософское понятие // Омский научный вестник. - Серия «Общество. История. Современность». - Омск, 2007. - №5(59) - С. 98 - 101.Шеллинг, Ф.В. Философия искусства / Ф.В. Шеллинг. – М.: Изд-во «Мысль», 1999.
2. Батоврина Е.В. Креативность: дань моде или необходимость/Е.В. Батоврина. – Управление персоналом. – 2004, № 20. – С. 46 -53.
3.Батоврина Е.М. Развитие креативности управленцев в процессе профессиональной подготовки : автореф. к.ф.н.: 22.00.08//Е.М. Батоврина. – М, 2007. – 18 с.
4.Беляева А.И. Творчество как форма индивидуальной целостности человека /А.И. Беляева//Вестник ОГУ. – 2011, №10. – С. 34 -47.
5.Бердяев Н.А. Смысл творчества / Н.А. Бердяев .— Харьков ; М. : ФОЛИО : АСТ, 2002 .— 678,[1] с
6.Блоховцова Г.Г. Сущностные основания творчества //Социально-гуманитарные знания/Г.Г. Блоховцева. - № 4, 2008. – М.: Научно-образовательное издание. – С. 418-422.
7.Бросова К.Н. Формирование нравственно-эсттетических идеалов современного школьника как актуальная педагогическая проблема/К.Н. Бросова//Интегративные процессы в современном обществе. – М.:Инстиутут художественного образования, 2009. – С. 13-23.
8.Выготский Л.С. Педагогическая психология/Л.С. Выготский. – М.:Педагогика-пресс, 1996. -536с.
9.Гумерова Р.В. Смысл и значение творчества в современном мире/Р.В. Гумерова [Электронный ресурс]: - http://oppl-tomsk.narod.ru/smysl_tvorchestva.html.
10.Дружинин В.М. Когнитивные способности:структура, диагностика, развитие/В.М. Дружинин – СПб.: ИМАТОН –М, 2001, с. 224.
11.Ершова Л. В. Особенности реализации стремления к значимости в саморегуляции творческой активности старших школьников // Материалы XXXIII региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Менделеевские чтения». - Тобольск: Изд-во ТГПИ, 2002. - С. 9-12
12.Каган М.С. Философия культуры/М.С. Каган. - Санкт-Петербург: Полиграф,. 1996. – 356 с.
13.Каштымова И.М. Научные походы к развитию креативности/И.М.Каштымова//Вестник Бурятского государственно университета. – 2009, Вып. 5.- Улан-Удэ: Изд-во Бурятсокго гос.ун-та, 2009. – С. 75 – 83.
14.Койнова Г.Н. Социокультурные и культурно-антропологические основания творчества в коммуникативной парадигме исследования: автореф к.ф.н.:спец 24.00.01/Г.Н. Койнова. – Кемерово, 2008. – 22 с.
15.Лыкова И.А. Творчество как универсальный способ самопознания/И.А. Лыкова// Интегративные процессы в современном обществе. – М.:Инстиутут художественного образования, 2009. – С. 19-27.
16.Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. - Дубна: Феникс, 1999. -С. 58
17.Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы: Пер с англ. М.: Смысл, 1999. 425 с.
18.Матвеева А.И. Принципы формирования мировоззренческих идеалов личности: социально-философский анализ/А.И. Матвеева//Теория и практика общественного развития. – 2011, №5 [Электронный ресурс]: - http://teoria-practica.ru/-5-2011/philosophy/matveeva.pdf
19.Сабелева, О.В. Формирование личности выпускника школы искусств как результат художественного образования /О.В. Сабелева// Реструктуризация сельской школы: опыт, проблемы, перспективы. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2005. – Т. 1. - С. 257–261.
20.Соколова Н.А. Культурно-антропологический смысл творчества (историческая типология и современность)/Н.А. Соколова // Credo new: Теоретический журнал. № 4 (36). – СПб.: Синтез-Полиграф, 2003. С. 112 – 119 .
21.Турчак С.К. Педагогическое сопровождение развития креативности младших школьников: автореф. к.ф.н.13.00.01. – Ростов-на –Дону, 2007. – 22 с.
22.Харламова Т.А. Идеал как культурфилософское понятие // Омский научный вестник. - Серия «Общество. История. Современность». - Омск, 2007. - №5(59) - С. 98 - 101.
23.Шеллинг, Ф.В. Философия искусства / Ф.В. Шеллинг. – М.: Изд-во «Мысль», 1999.
Вопрос-ответ:
Каков смысл творчества в истории культуры?
Смысл творчества в истории культуры заключается в создании и сохранении идей, ценностей и традиций, передаче эстетического опыта и обогащении культурного наследия человечества.
Как можно осмыслить творчество различными способами философствования?
Творчество можно осмыслить различными способами философствования, такими как онтология, этика и эстетика. Онтологический подход пытается понять природу и сущность творчества, этический - рассматривает его в контексте моральных норм и ценностей, а эстетический - анализирует его выразительные формы и эмоциональное воздействие.
Какую роль творчество играет в человеческом бытии?
Творчество играет важную роль в человеческом бытии. Оно позволяет нам осмыслить конечные цели и направленность нашей жизнедеятельности, сформировать свою жизненную стратегию и стиль поведения, а также достичь духовного сосредоточения и самореализации.
Какое влияние творчество оказывает на развитие личности старшеклассника?
Творчество оказывает значительное влияние на развитие личности старшеклассника. Оно помогает ему развивать креативное мышление, улучшать коммуникативные навыки, вырабатывать навыки самоорганизации и самодисциплины, а также раскрывать свой потенциал и находить свое место в обществе.
Какое значение имеет творчество для формирования личности?
Творчество имеет большое значение для формирования личности, поскольку оно способствует самовыражению, самореализации и самоопределению. Оно помогает человеку развивать свои таланты и способности, обретать уверенность в себе и находить свое место в обществе.
Зачем нужно творчество? Какие функции оно выполняет?
Творчество играет важную роль в жизни человека. Оно позволяет выражать свои мысли и эмоции, осмысливать окружающий мир, искать новые идеи и решения проблем. Творческая деятельность способствует формированию личности, развитию интеллекта, креативности и самореализации человека. Она помогает найти свое призвание и стать счастливым.
Какими способами можно осмыслить творчество?
Осмысление творчества можно рассматривать из разных философских и психологических точек зрения. Одни считают, что творчество - это проявление божественного начала в человеке, другие связывают его с эмоциональной самореализацией и поиском смысла жизни. Третьи считают, что творчество - это форма самовыражения и самопознания. Каждый человек может найти свой собственный путь осмысления творчества.
Какое значение творчества в современном мире?
В современном мире творчество играет все большую роль. Оно способствует развитию инноваций и прогресса в различных областях, таких как наука, технологии, искусство. Творческие люди способны мыслить нестандартно и находить новые решения проблем. Они являются движущей силой общества и вносят вклад в его развитие.
Какое влияние творчество оказывает на развитие личности старшеклассника?
Творчество оказывает положительное влияние на развитие личности старшеклассника. Оно позволяет ему развивать свои таланты, умения и способности. Творческая деятельность помогает старшекласснику лучше понять себя, свои интересы и ценности. Она развивает его самооценку, самодисциплину и ответственность. Творчество способствует формированию индивидуальности и помогает подготовиться к будущей профессиональной деятельности.
Какие способы осмысления творчества существуют в философии?
Существуют различные способы осмысления творчества в философии. Один из них - идеалистический подход, который связывает творчество с высшими ценностями и духовной сферой. Другой способ - материалистический, который рассматривает творчество как результат материальных и социальных условий. Также существует экзистенциальный подход, который акцентирует внутреннюю свободу и выбор индивида в творческом процессе.
В чем состоит роль творчества в человеческом бытии?
Творчество играет важную роль в человеческом бытии. Оно позволяет нам осмыслить конечные цели и направленность нашей жизнедеятельности. Творчество помогает сформировать свою жизненную стратегию и стиль поведения. Оно также способствует духовному сосредоточию и раскрытию наших внутренних возможностей.
Как творчество влияет на развитие личности старшеклассника?
Творчество имеет значительное влияние на развитие личности старшеклассника. Оно помогает молодым людям определить свои интересы, таланты и приоритеты в жизни. Творческая деятельность способствует самовыражению и самореализации, а также развитию творческого мышления, воображения и креативности. Она также улучшает коммуникативные навыки и способность работать в команде.