УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ В ТРУДОИЗБЫТОЧНОМ РЕГИОНЕ (на примере Республики Дагестан)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная работа
  • 97 97 страниц
  • 48 + 48 источников
  • Добавлена 19.07.2015
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ 7
1.1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И ПРОБЛЕМА ЗАНЯТОСТИ 7
1.2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ В РЕГИОНЕ 19
ГЛАВА 2.СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН 24
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН 24
2.2. СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН 29
2.3. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН 38
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ В РЕГИОНЕ 57
3.1. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ 57
3.2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ 70
3.3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 97

Фрагмент для ознакомления

Дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов, по профессионально-образовательному и квалификационному признаку, усиливает отраслевое несоответствие кадров на рынке труда, что требует принятия действенных мер по минимизации этого несоответствия. В настоящее время многие предприятия столкнулись со специфической проблемой, - дефицитом квалифицированных кадров. В то же время на рынке труда наблюдается избыток специалистов — экономистов, юристов, бухгалтеров и т.д. и недостаток инженерно-технических кадров.
Необходимо кардинально изменить ориентиры в сфере образования от формального (зачастую невостребованного) к реальному (крайне необходимого народному хозяйству) образованию. Разрешение данного противоречия будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда. Здесь следует здраво подходить к стандартам в образовании. Стандарты, по которым сейчас идет подготовка кадров, давно устарели и отстали от реальных потребностей экономики. Только сейчас стали разрабатывать новые стандарты, и пройдёт немало времени, пока они приживутся и дадут реальный положительный эффект.
Должна быть сформирована взаимосвязанная цепочка: школа - учебное заведение - рабочее место (рис. 3). Каждое звено которой должно взаимодействовать, работать по единому стандарту, принципам, преследуя единые цели. Их отсутствие приводит к дополнительным затратам времени и средств государства и работодателей на переобучение граждан.




Рис. 3. Участие государства в сфере образовании (составлен автором)
Достичь повышения профессионально-квалификационного уровня рабочей силы можно с помощью сбалансированности системы профессиональной подготовки кадров, включающей профессиональное обучение молодёжи в учебных заведениях, внутрифирменного обучения персонала, и профессиональной подготовки.
Система профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки, выполняя социальные и экономические функции (овладение профессий, специальностью как средством защиты от безработицы, развитие трудового потенциала общества, воспроизводство рабочей силы необходимой квалификации), создаёт условия для обеспечения экономического роста страны и её регионов. Роль профессионального образования особенно возрастает в условиях рыночной конкуренции, когда к качеству трудовых ресурсов предъявляются повышенные требования. Региональному рынку труда требуются не просто исполнители, а хорошие специалисты и высококвалифицированные кадры.
Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе исторического и социально-экономического развития является переход к территориальному принципу подготовки кадров. Данный подход к организации профессиональной подготовки предопределяет, изменяет и цель профессионального обучения. Она должна быть сведена к созданию условий для получения каждым профессиональной квалификации, кто в этом нуждается, позволяющей включиться в общественно-полезную деятельность.
Эффективность процесса профессионального самоопределения в значительной степени обуславливается согласованностью психофизических возможностей человека и требований к профессиональной деятельности, к профессиональному развитию,.приобретению новых знаний, оптимальному построению своей карьеры. Соответственно профессиональное обучение и профессиональная ориентация должны быть направлены на активизацию внутренних психологических ресурсов индивида, на более полное использование его трудового потенциала. Вместе с тем, система профессионального обучения в Дагестане да и по всей стране в целом должна быть гибкой, адаптационной, своевременно реагирующей на изменения спроса на рабочую силу.
Система подготовки кадров может стать мощной движущей силой экономики. Интересен опыт послевоенной Японии и японской системы образования, который, уместно использовать и в российских условиях. Во-первых, это высокий образовательный уровень японцев, который базируется на фундаментальном школьном образовании. Во-вторых, система внутрифирменной подготовки кадров. В-третьих, система управления кадрами на предприятии, повышающая эффективность обучения на работе. Кроме того, государство ведёт политику, направленную на развитие внутрифирменного обучения. Преимуществом японской системы является то, что, получив необходимый минимум знаний в учебных заведениях, дальнейшее образование работник получает непосредственно на рабочем месте, лучше усваивая специфику данной работы.
В настоящее время в стране отсутствует централизованная система распределения выпускников высших и средне специальных учебных заведений, и трудоустройство молодых специалистов становится проблемой самих выпускников. Отсутствие распределения заставляет молодёжь более серьёзно обдумать выбор профессии. Для того чтобы свести к минимуму потери от неправильного выбора профессии государство должно активизировать работу по профессиональной ориентации в школах - в старших классах. С этой целью Министерство Экономики совместно с Министерством труда и социального развития РД и Министерством образования должно прогнозировать спрос на специалистов в различных отраслях экономики и ориентировать молодёжь на выбор соответствующих профессий, исходя из интересов экономики региона, а также устанавливать квоты учебным заведениям по различным специальностям. Такой подход позволит избежать профессионально-квалификационного несоответствия между спросом и предложением на рынке труда.
Совершенствование системы профессионального образования должно охватить следующие основные направления:
ликвидация дублирования подготовки однопрофильных специалистов, особенно высшего звена, ограничение и сокращение подготовки специалистов, не имеющих спроса на рынке труда;
повышение процента охвата профессиональным обучением безработных, расширение базовых учебных заведений органов службы занятости, расширение масштабов профессиональной подготовки безработных, ориентированных на гарантированное трудоустройство после прохождения обучения;
улучшение координации между потребителями (заказчиками- работодателями), органами службы занятости и учебными заведениями;
формирование банка данных о специальностях и профессиях, имеющих потребность на рынке труда, издание буклетов всеми учебными заведениями о перечнях специальностей, по которым ведётся подготовка;
регулирование деятельности государственных и негосударственных учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров на коммерческой основе, упорядочение территориального размещения учебных заведений всех форм собственности;
целевая подготовка высококвалифицированных специалистов- психологов, профконсультантов и укомплектование ими профориентационных подразделений служб занятости (районных, городских центров занятости);
укрепление материально-технической базы профориентационных служб, особенно в сельских районах, оснащение их компьютерной и вычислительной техникой;
проведение регулярных исследований рынка труда с целью выявления вакансий и переобучения кадров для их заполнения.
На рынке труда РД, политика в области профессионального образования (обучения) должна решать следующие проблемы:
удовлетворение потребностей граждан в профессиональном обучении путем оказания услуг в выборе профессии, специальностей;
формирование социального заказа на профессиональное обучение безработных граждан, а также участие в определении объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в профессиональных образовательных учреждениях различного уровня;
обеспечение приоритетного привлечения к профессиональному обучению граждан особо нуждающихся в социальной защите;
оказание услуг работодателям в области опережающего профессионального обучения;
профессиональное обучение безработных граждан для работы в негосударственном секторе, включая предпринимательскую деятельность и самозанятость, подготовка рабочих кадров для развития традиционных народных промыслов и становления новых видов ремесленничества и современных форм услуг;
ориентирование молодёжи, не имеющей профессии, на получение её через профессиональные образовательные учреждения;
обеспечение отбора учреждений профессионального и дополнительного образования и наиболее эффективных учебных программ для обучения безработных граждан.
Одним из направлений решения возникающих задач может стать оптимизация работы вузов путём их объединения в университетские комплексы различных типов, включающие и образовательные учреждения, реализующие образовательные программы других уровней, а также повышение квалификации и переподготовку работающих и высвобождающихся граждан.
В этой связи, бесспорным представляется мнение специалистов о том, что без конкурентоспособной системы образования не может быть конкурентоспособной рабочей силы, а без последней - конкурентоспособной экономики.
Только применение превентивного и селективного подхода в данной сфере позволит достичь опережающее развитие профессионального образования, являющееся одним из решающих факторов международного позиционирования России, позволит сформировать инвестиционную привлекательность страны и обеспечить технологический прорыв. Это позволит оценить ключевые направления интеграции хозяйствующих субъектов в рыночные структуры и спрогнозировать оптимальную систему их ресурсного обеспечения, включающую финансовую, кадровую, материально-техническую, организационную, информационную компоненты, обосновать приоритеты социальной политики развития региона.



3.3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА



Для решения главной проблемы данного исследования - формирование эффективно функционирующего регионального рынка труда, необходимо стимулирование приоритетного развития тех секторов экономики, которые способны дать быстрое увеличение рабочих мест при минимально возможных вложениях капитала. В первую очередь - это развитие малого предпринимательства (МП). В настоящее время данному направлению на региональном уровне не уделяется должного внимания.
Поддержка малого предпринимательства в России неоднократно объявлялась как одно из приоритетных целей государственной политики. Множество исследований в области малого предпринимательства подтверждают актуальность и социально-экономическую значимость данной сферы.
Малый бизнес, по мнению Е. Гонтмахера, способен быстро заполнить все микрониши, если предоставить ему возможность нормально развиваться без административного давления и коррупции. Если предоставить бизнесу свободу развития, инициативы, он создаст рабочие места. Государство же должно его обеспечить рабочей силой с помощью переквалификации тех, кто из-за кризиса оказался не у дел.
По мнению других специалистов, создание дополнительных рабочих мест в динамично развивающемся малом предпринимательстве является основой социальной стабильности. Степень развития малого бизнеса является один из факторов современной модели рыночно-конкурентного хозяйства.
Касаясь региональных аспектов развития малого предпринимательства, то следует указать на сложные природно-географические условия Республики Дагестан (56% территории республики занято горами, 40% населения проживают в горной зоне), которые определяют специфику производственной структуры региональной экономики. Из-за отсутствия финансовых ресурсов крупное производство республики (в основном ориентированное на ВПК) оказалось не способным диверсифицироваться, и сохранить сложившиеся темпы и тенденции развития. В результате экономика оказалась в состоянии упадка, ухудшилось социально-экономическое положение населения, и повысилась социально-политическая напряжённость в обществе. В этих условиях, когда на крупное общественное производство невозможно надеяться, наиболее реальным представляется всемерная поддержка зарождающегося малого предпринимательства. Развитие МП позволит создать внутренний рынок, который способен активизировать конкуренцию в использовании собственных сырьевых и трудовых ресурсов, восстановить утраченные народные промыслы, заполнить свободные ниши в производстве продукции и услуг, создать соответствующую налоговую базу, что будет способствовать социально-экономической стабильности.
Главным условием реализации созидательных возможностей малого бизнеса как фактора, противодействующего росту безработицы, является целенаправленная, систематическая государственная политика генерирования и поддержки малого бизнеса. Малый бизнес является сектором выживания, втягивающим в реформаторский процесс людей, потерявших работу, военнослужащих, увольняемых в запас, молодёжь и пенсионеров. Социальное значение развития МП заключается в том, что в случаях экономического кризиса, дефолта и т.д. количество занятых здесь значительно не уменьшится, так как они более гибкие к адаптации, к внешним условиям и угрозам.
Наиболее эффективным механизмом воздействия на развитие малого бизнеса, а соответственно и значительного увеличения числа занятых, является налогообложение, возможность доступа к кредитованию и административное содействие на местах.
Несмотря на имеющиеся позитивные тенденции, в целом потенциал малого предпринимательства в Республике Дагестан используется недостаточно. Тормозит развитие малого бизнеса недостаток собственных оборотных средств, ограниченность доступа к банковским кредитам, слабость инфраструктуры государственной поддержки, коррупция в органах власти, административные барьеры, произвол контролирующих органов и т.п.
Узловые проблемы МП, требующие немедленного государственного вмешательства.
По федеральному законодательству предусмотрено, что на долю малого и среднего бизнеса должно приходиться 10% государственного и муниципального заказа, что непременно позитивно отразилось бы на регионально рынке труда, но в республике эта норма не работает, как и не работает множество норм закона. К примеру, в Астрахани малые и средние предприятия выполняют 90 % работ по муниципальному заказу. Подряды выделяются на конкурсной основе. Предприниматели активно участвуют в ремонте жилья, в строительстве, в дорожных работах, в благоустройстве и т.д. Одни поставляют материалы, другие строят, третьи предоставляют услуги. Власть выступает в роли координатора индивидуальных бизнес-планов. Думается, опыт астраханцев заслуживает серьёзного изучения, внимательного анализа. Многое из этого опыта полезно и для других регионов, и для всей страны.
Взаимоотношения между региональными (муниципальными) властными структурами и предпринимателями весьма далеки от цивилизованных. В своей деятельности МП постоянно сталкивается с разнообразными препятствиями, создаваемыми органами власти на различных уровнях, которые существенно затрудняют создание новых предприятий, мешают им выходить на рынок и успешно развиваться.
Республика сегодня напрямую зависит от ввозимого из других регионов продовольственных и непродовольственных товаров, так как не созданы условия для местных товаропроизводителей.
Стимулирование хозяйственной инициативы граждан пока ещё не стало основой государственной экономической политики. Здесь уже необходимо подчеркнуть о недостатках экономической политики государства в целом. Рассогласованность проводимой политики приводит к тому, что в системе целевых установок государственного регулирования экономики интересы поддержки МП вступают в противоречия с задачами макроэкономического характера. В таких условиях эффективность мер по государственной поддержке предпринимательства сводится к минимуму в результате негативного воздействия на деловой климат других направлений государственного регулирования (налогового, муниципального, внешнеэкономического и т.д.).
Основные проблемы, испытываемые субъектами малого предпринимательства Республики Дагестан, согласно проведенного опроса, по значимости расположились следующим образом, в %:
ограниченность финансовых средств - 17,7;
высокая налоговая нагрузка - 15,3;
проверки контрольно-надзорных органов — 12,5;
высокие ставки арендной платы - 10,1;
трудности с получением кредита - 9,4;
нестабильность законодательства - 7,5;
сложность регистрации — 6,1;
коррупция в органах власти и управления — 6,1;
лицензирование — 4,9;
сертификация - 2,9;
доступ к материальным ресурсам и инфраструктуре - 2,6;
низкая квалификация персонала - 1,5;
доступ к информации государственных и муниципальных органов власти —1,3;
криминальная обстановка - 1,3.
Доминирующее положение среди факторов сдерживания развития малого предпринимательства и повышения эффективности малого бизнеса занимает недостаток финансовых средств. Отсутствие достаточного доступа к производственным и финансовым ресурсам не позволяет малым предприятиям расширять свой бизнес, наращивать потенциал, создавать новые рабочие места, более полно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах и т.д.
Как показал проведённый в середине 2006 года опрос Российского экономического барометра, каждое третье промышленное предприятие в качестве ограничителя своего роста назвало отсутствие надлежащего оборудования.
Говоря о проблемах малого и среднего бизнеса, академик РАН Петраков Н. заметил, - «Задача создания эффективного частного собственника как доминирующей фигуры экономики не была решена. Мелкий и средний бизнес не получил ни правовой, ни экономической основы для цивилизованной конкуренции. А крупные производства и целые сегменты экономики в результате приватизации получили монопольное положение на рынках и снизили свою эффективность».
Мы солидарны с его мнением, что устойчивость негативных тенденций в постдефолтный период имеет системные причины, и для их устранения необходима модернизация основ системы и её глубокие институциональные изменения. Однако, пока власти находятся в плену устаревших подходов, страна продолжает скатываться к дальнейшей деградации. Гордость за то, что по уровню ВВП Россия вошла в первую «восьмерку» стран, закономерна. Однако мало кто понимает, что при этом по уровню ВРП надушу населения различия между субъектами РФ превышают 50 раз, что ставит Россию на первое место в мире по межрегиональной социально-экономической дифференциации и выявляет многократно большие различия практически по всем индикаторам экономического развития и качества жизни.
К основным экономическим задачам развития МП следует отнести:
преодоление кризиса и дальнейшее развитие производства;
ускорение научно-технического прогресса и инновационного процесса;
развитие свободной конкуренции и демонополизацию на региональном рынке;
первоначальное накопление капитала и вовлечение в хозяйственный оборот имеющихся в обществе материально-технических, природных, денежных, трудовых и других ресурсов;
формирование среднего класса собственников;
формирование прослойки активных предпринимателей - хозяйственников и управленческих кадров;
расширение доходной базы и возрастание налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Значимость развития сферы малого предпринимательства будет возрастать, если учесть её характерные черты:
МП способно быстрыми темпами создавать новые рабочие места низкой капиталоемкости: затраты капитала в расчете на одно рабочее место в малых предприятиях, как правило существенно ниже, чем в крупных;
для малых предприятий характерно более низкое техническое строение капитала, т.е. на единицу используемых средств производства здесь приходится больше единиц труда, чем на крупных предприятиях;
специфика малых предприятий проявляется в отсутствии в них усложненных управленческих структур, что облегчает процесс образования таких предприятий;
развитие мелкого бизнеса существенно облегчает территориальный и отраслевой перелив рабочей силы и капитала;
малый бизнес притягателен для деятельных людей, так как представляет значительные возможности для проявления инициативы, творческой активности;
на малых фирмах широко распространены гибкие условия труда и найма (не полный рабочий день или неделя, скользящий график труда, совместительство т.п.), что так же весьма привлекательно для многих работников.
Эти и другие обстоятельства обусловливают тот факт, что МП в развитой рыночной экономике выступает как решающая сфера в обеспечении занятости населения. .
Более того, именно малые предприятия могут более гибко реагировать на потребности и спрос регионального рынка, лучше и скорее насытить рынок продукцией (услугами) высокого качества. Главное - это низкие затраты малых предприятий, отсюда и цены будут ниже за счёт небольших накладных расходов и сокращения трансакционных издержек.
Основным условием эффективного функционирования сферы малого предпринимательства является благоприятная правовая среда, обеспечивающая им правовые гарантии осуществления хозяйственной деятельности. Только благодаря государственной и общественной поддержке МП может преодолеть объективные и субъективные препятствия в развитии данного сектора экономики.
Прямая государственная ресурсная поддержка МП, несёт в себе также большую финансово-кредитную проблему, порождающую бюрократизм и коррупцию, формирующую иждивенческие настроения хозяйствующих структур, отрицательное отношение населения к рыночным структурам и, следовательно, сдерживающую становление цивилизованных рыночных отношений в России и в РД. В связи с этим на современном э гапе наиболее эффективным представляется не прямая ресурсная поддержка МП, а стимулирование деятельности малых предприятий через такие финансовые рычаги, как налоги и кредиты.
Преимущество регулирования развития МП через налоговые рычаги, состоит в его целенаправленности в зависимости от вида и значимости хозяйственной деятельности субъектов. Полученная (оставшаяся) посредством налогового регулирования прибыль, предприятия имеют возможность инвестировать её в расширение своей деятельности. Следовательно, с помощью налоговых методов обеспечивается государственная финансовая поддержка каждого хозяйствующего субъекта, имеющего на это право и заинтересованного в этом.
Подтверждение того, что значительная часть малого бизнеса находится в тени и темпы нарастания неформальных отношений в экономике РД увеличиваются можно найти в официальных и косвенных экономических показателях. В связи с чем, в настоящее время встаёт вопрос о «легализации» малого бизнеса в регионе. На наш взгляд, эту проблему необходимо решать на партнёрских началах, которые, как нам представляется, будут способствовать развитию экономики и социальной сферы. Существующий механизм поддержки МП не способствует становлению цивилизованных партнёрских отношений между государством и сектором предпринимательства.
Партнёрство будет заключаться в заключение соглашений между муниципалитетами и предпринимателями малого бизнеса: о размере зарплаты (двукратный размер прожиточного минимума); улучшении условий и охраны труда и т.д. Муниципалитет обязуется всячески поддерживать и содействовать данной сфере, предприниматели берут на себя прозрачность при выплате зарплаты (а не в конвертах), заключение с работниками трудовых договоров и т.д. Очевидно, что поддержка предпринимателей городскими властями социально обусловлено.
Реализация данного механизма будет способствовать легализации теневого сектора, увеличению налоговых сборов как от налога на доходы физических лиц, так и от доходов получаемых предпринимателями от своей деятельности.
Тесное сотрудничество и взаимодействие с муниципальными властями предприниматели будут ощущать защищенность и гарантии в своей деятельности и не придётся отвлекать часть ресурсов на откуп от различных, в том числе муниципальных, служб.
Также необходимо внести коррективы в механизм отбора проектов и их финансирования Комитетом Правительства РД по поддержке и развитию МП и потребительского рынка. Коррективы заключаются в проведении независимой научной экспертизе рассматриваемых проектов. Универсальным средством здесь может послужить зарекомендовавший себя в научной сфере во всем мире механизм поддержки научных проектов (грантов), когда решение о поддержке принимают одни, а экспертизу проводят другие. Это позволит сэкономить выделяемые на эти цели как федеральные ресурсы, так средства регионального бюджета. Сегодня же проблема заключается в том, что из-за высокой коррумпированности органов государственной власти республики и разделения органов государственной власти по кланово-этническому признаку, система государственной поддержки способствует развитию неформальных отношений, когда за государственную материально-техническую поддержку бизнесу приходится платить наличными, что даёт им в последующем моральное право считать, что расплатились с государством и никаких налогов и других платежей они не должны платить. К тому же, по мнению Абдулманапова С., чтобы не остаться в убытке приходится скрывать определенную часть доходов и вести двойную бухгалтерию.
В целом необходимо выделить ряд направлений способных оказать положительное влияние на развитие малого предпринимательства, и соответствующий комплекс мероприятий:
В регионах с ограниченными возможностями, в том числе РД, для развития малого бизнеса может быть рекомендована выдача целевых субсидий фирмам способным создать новые рабочие места для безработных и незанятых граждан;
Учитывать отраслевые и региональные особенности развития МП, при реализации эффективных мер государственной поддержки данной сферы;
Эффективно использовать имеющиеся в данном регионе и привлекать со стороны капиталы, материально-технические ресурсы для развития производства, оперативно осуществлять структурные преобразования производства с учётом конъюнктуры рынка, своевременно и в кратчайшие сроки осваивать и внедрять в производство новейшие достижения науки и техники, создавать конкурентную среду адекватную цивилизованным рыночным отношениям;
Внедрение и реализация механизма предоставления предпринимателям за счёт регионального бюджета: кредитов, площадок для ведения бизнеса, устранение покровительства со стороны высокопоставленных чиновников, создание условий прозрачности конкурсов и доступности выделяемых на их основе площадей муниципалитетами, установление приемлемой на начальной стадии становления предприятия цену за предоставленные помещения, офисные здания, под строительство и т.д.;
Создание и развитие эффективной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства во всех отраслях экономики региона, поддержка создания информационного, образовательного, консультативного, правового обеспечения предпринимательства в регионе;
Устранение административных барьеров, связанных с регистрацией, получением земельных участков под строительство офисов, в регистрации прав на недвижимое имущество, в переводе жилых помещений в коммерческо-производственные и т.д.;
Создание институтов и механизмов страхования деятельности малого предпринимательства;
Оказание действенной помощи в доступе сельских товаропроизводителей к местным рынкам, способствуя при этом снижению цен на хлеб, молоко, мясо, яйцо до 15-20%. Здесь ускорится реализация продукции, она будет не только дешёвой, но и свежей, так как товары будут реализовываться населению прямо от производителя, минуя посредников. Они составят эффективную конкуренцию ныне существующим торговым предприятиям;
Размещение государственных и муниципальных заказов среди субъектов малого предпринимательства;
Господдержка развития малого инновационного предпринимательства, создание условий для функционирования и развития высокотехнологичных организаций. В США, например, на малый бизнес приходится около 50% всех научно-технических, инновационных разработок;
Поддержка инвестиционных проектов в приоритетных отраслях региона - АПК, народные художественные промыслы, строительная индустрия, информационный сервис, туристско-рекреационный комплекс и т.д.
В большинстве стран основная часть новых рабочих мест, как отмечалось выше, создаётся на мелких и средних предприятиях. Это направление представляется перспективным и для России, хотя потребует не только финансовых затрат, но и квалифицированных кадров для различных консультационных служб, бизнес-инкубаторов и т.д. Следует подчеркнуть, что предприниматели, прошедшие подготовку в бизнес-инкубаторах, отличаются более высокой приспособленностью к внешним условиям, чем предприниматели самоучки. Безработный, прошедший курс подготовки, имеет все шансы достичь успеха в бизнесе, материально обеспечить себя и свою семью и, что самое главное, найти свою цель в жизни (рис. 4).

Рис. 4. Модель развития малого предпринимательства, ориентированная на результат (составлен автором)
Обладая высокой маневренностью и гибкостью в решении производственных задач, малые хозяйствующие субъекты обеспечивают развитее рыночной конкуренции и, следовательно, динамизм в развитии рыночной экономики. Развиваясь на основе (базе) местных сырьевых и производственных ресурсов, удовлетворяя потребности местного рынка в продукции и услугах, малое предпринимательство способствует экономическому росту регионов.
Малое предпринимательство - это то самое звено, ухватившись за которое можно вытащить всю цепь взаимосвязанных проблем социально-экономического развития РД.
Итогом исследования значимости развития малого предпринимательства в снижении напряжённости на региональном рынке труда стали следующие выводы:
Сектор МП является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя «облик» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала, в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой экономики стран с рыночной системой хозяйствования является МП как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе МП создаётся и обращается основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включён как один из важнейших в программу демонополизации народного хозяйства страны. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; идёт насыщение рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы.
Социальная функция малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряжённость, безработицу. Поэтому развитие МП - это наиболее дешёвый путь к рынку, закладывающий глобальные основы сберегающего экономического роста в стране.
В РД развитие МП имеет особенно важное значение. Высокий уровень безработицы, несбалансированность производственной структуры экономики, низкий уровень жизни, социально-экономическая напряжённость в регионе обуславливают необходимость развития МП в регионе. Оно позволит восстановить утраченные народные промыслы, заполнить свободные ниши в производстве товаров и услуг, создать соответствующую налоговую базу и выступить фактором внутреннего единения народов Дагестана.
МП, как неустойчивая предпринимательская структура, зависимая от колебаний рынка, нуждается в разносторонней государственной поддержке, которая должна осуществляться по следующим направлениям:
формирование правовой среды;
создание развитой инфраструктуры поддержки МП;
совершенствование механизма финансово-кредитной, материальной и
информационной поддержки МП.
Таким образом, воздействие малого предпринимательства на развитие социально-трудовых отношений заключается в том, что оно благодаря своим социальным и экономическим свойствам влияет на количественные и качественные характеристики рынка труда. Граждане становятся более защищёнными от жизненных невзгод, чувствуют уверенность в завтрашнем дне. Способствует формированию и увеличению масштабов среднего класса - базиса становления гражданского общества и социального мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Сегодня, по мнению специалистов, можно утверждать, что пока не найдено оптимального сочетания мер, способных с наибольшим эффектом улучшить функционирование рынков труда. Однако поиск таких решений непрерывно продолжается. На условиях нестандартной занятости трудятся десятки миллионов человек, и государство должно считаться с возникающими на рынке новыми тенденциями. Однако до настоящего времени экономическая политика на рынке труда никак не учитывала диверсификацию рабочих мест и форм занятости. Отсутствие контроля в сфере занятости и многочисленные нарушения законодательства ведет к криминализации рынка труда, разрушают психику человека.
По мере ускорения и формирования перехода от индустриального к постиндустриальному обществу процесс становления гибкого рынка труда, как нам представляется, получит своё развитие. Что касается Дагестана, то, по- видимому, до тех пор, пока не начнётся реальный подъём региональной экономики и не появятся условия для естественного расширения занятости, общественные работы и самозанятость населения следует признать наиболее подходящими из всех активных мер регулирования регионального рынка труда.
Итак, переход страны к рыночной экономике вызвал сокращение занятости и как следствие рост безработицы. Российский рынок труда нашёл свои весьма специфические способы адаптации к меняющимся экономическим условиям и макроэкономическим потрясениям.
В условиях социально-экономической нестабильности следует уделять повышенное внимание направлениям, способствующим формированию и развитию гибкости рынка труда. Реализация направлений регулирования рынка труда зависит от определения общих социальных и экономических принципов их осуществления и состояния экономики в целом.
Для решения главной проблемы данного исследования - формирование эффективно функционирующего регионального рынка труда, необходимо стимулирование приоритетного развития тех секторов экономики, которые способны дать быстрое увеличение рабочих мест при минимально возможных вложениях капитала.
В целом необходимо выделить ряд направлений способных оказать положительное влияние на развитие малого предпринимательства, и соответствующий комплекс мероприятий:
В регионах с ограниченными возможностями, в том числе РД, для развития малого бизнеса может быть рекомендована выдача целевых субсидий фирмам способным создать новые рабочие места для безработных и незанятых граждан;
Учитывать отраслевые и региональные особенности развития МП, при реализации эффективных мер государственной поддержки данной сферы;
Эффективно использовать имеющиеся в данном регионе и привлекать со стороны капиталы, материально-технические ресурсы для развития производства, оперативно осуществлять структурные преобразования производства с учётом конъюнктуры рынка, своевременно и в кратчайшие сроки осваивать и внедрять в производство новейшие достижения науки и техники, создавать конкурентную среду адекватную цивилизованным рыночным отношениям;
Внедрение и реализация механизма предоставления предпринимателям за счёт регионального бюджета: кредитов, площадок для ведения бизнеса, устранение покровительства со стороны высокопоставленных чиновников, создание условий прозрачности конкурсов и доступности выделяемых на их основе площадей муниципалитетами, установление приемлемой на начальной стадии становления предприятия цену за предоставленные помещения, офисные здания, под строительство и т.д.;
Создание и развитие эффективной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства во всех отраслях экономики региона, поддержка создания информационного, образовательного, консультативного, правового обеспечения предпринимательства в регионе;
Устранение административных барьеров, связанных с регистрацией, получением земельных участков под строительство офисов, в регистрации прав на недвижимое имущество, в переводе жилых помещений в коммерческо-производственные и т.д.;
Создание институтов и механизмов страхования деятельности малого предпринимательства;
Оказание действенной помощи в доступе сельских товаропроизводителей к местным рынкам, способствуя при этом снижению цен на хлеб, молоко, мясо, яйцо до 15-20%. Здесь ускорится реализация продукции, она будет не только дешёвой, но и свежей, так как товары будут реализовываться населению прямо от производителя, минуя посредников. Они составят эффективную конкуренцию ныне существующим торговым предприятиям;
Размещение государственных и муниципальных заказов среди субъектов малого предпринимательства;
Господдержка развития малого инновационного предпринимательства, создание условий для функционирования и развития высокотехнологичных организаций. В США, например, на малый бизнес приходится около 50% всех научно-технических, инновационных разработок;
Поддержка инвестиционных проектов в приоритетных отраслях региона - АПК, народные художественные промыслы, строительная индустрия, информационный сервис, туристско-рекреационный комплекс и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Ст.4. Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 №1032 -1 // Собрание законодательства РФ от 22.04.1996. №17. Ст.1915
Государственная программа Республики Дагестан «Экономическое развитие и инновационная экономика» от 22 декабря №651
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2014-2016 ГОДЫ" (в ред. Постановлений Правительства РД от 19.03.2014 N 119, от 14.07.2014 N 323
Закон Республики Дагестан "О внесении изменений в Закон Республики Дагестан "От утверждении республиканской целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2012-2015 годы" от 26.09.2013г.
Постановление Правительства РД от 12.09.2012 N 311 "Об утверждении Сводного перечня государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти Республики Дагестан и подведомственными им государственными учреждениями в рамках делегированных им полномочий органов исполнительной власти Республики Дагестан"
Абдулманапов П.Г. Роль миграции в развитии Республики Дагестан // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 39. С. 64–68.
Агамов Т. Х. Социально-политические основы гражданского общества в Республике Дагестан [Электронный ресурс] // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 4 (июль — август). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/4/Agamov_Civil-Society-Daghestan/
Абдулманапов П.Г. Трудовые ресурсы региона: проблемы формирования и обеспечения занятости. - Махачкала: ИД Наука плюс, 2006. - 145 с.
Абдулманапов С.Г. Управление государственной и муниципальной собственностью как фактор устойчивого развития региона. Диссер. на соиск. уч.ст. д.э.н. 08.00.05. — Москва, 2006.
Авраамова Е., Кулагина Е., Верпаховская Ю. Поведение молодых специалистов на рынке труда: новые тенденции // Человек и труд. - 2007. - № -С. 41-47.
Абидов М.Х. Характеристика трудовой миграции в Республике Дагестан// Региональные проблемы преобразования экономики: социально-демографические приоритеты субъектов СКФО РФ // Сборник материалов IV Всероссийской научно- практической конференции с международным участием. – Махачкала: Изд-во ООО «Издательский дом Наука плюс», 2013.
Алиева Л.З. Государственная политика занятости и модели регулирования рынка труда // Научные труды, выпуск 1. Баку, 2009. - С. 346-352.
Анализ подходов к проблеме оценки потребностей в трудящихся мигрантах и планирование миграции рабочей силы: Российская Федерация и международный опыт / Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии, Международное бюро труда. - М.: МБТ, 2009. - 162 с.
Антипьев А.Г., Захаров Д.Н. Синхронизация системы высшего образования и рынка труда в трансформирующемся российском обществе // Гуманизация образования. — 2009. - № 3. - 31-36.
Барышникова А.А. Конкуренция и монополия на рынке труда. Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. экон. наук. 08.00.05. Самара, 2008.
Биксина Н.А. Проблемы становления и развития системы регулирования рынка труда в России // Актуальные проблемы экономики и права. - 2009.-№1.-С. 32-36.
Вишневская Н., Куликов О. Формирование заработной платы в России: роль отраслевых тарифных соглашений // Вопросы экономики. - 2009. - №4.-С. 91-103.
Гасанов М.М., Мирзабалаева Ф.И., Дибиргаджиев В.М. Мониторинг системы высшего образования и трудоустройства молодежи трудоизбыточного региона. - Махачкала: Изд-во «Наука плюс», 2014. - 188 с.
Гелета И.В. Взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 2. - С. 79-84.
Гимбатов Ш.М. Современные тенденции отходничества в Республике Дагестан // Актуальные проблемы социально-трудовых отношений: Матер. Всеросс. науч-практ. конф. с международным участием. - Махачкала, -С. 150-155.
Гимпельсон В. Плюсы и минусы неформального сектора. http://demoscope.rU/weekly/2003/0107/.php.
Зенченко С.В., Вартанова М.Л. Взаимосвязь и взаимодействие миграции населения и трудового потенциала // Региональные проблемы преобразования экономики. № 2. 2013.
Колосова Р.П. Российский рынок труда: возможности и ограничения в контексте социоэкономического подхода // Труд и социальные отношения. - 2009. - № 4. - С. 18-23.
Крылова Е.Б. Управление занятостью населения на основе развития малого предпринимательства в России и США: сравнительный анализ // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - №2. - С. 124-130.
Кузнецова О.В. Социальные аспекты федеральной региональной политики // СПЭРО. — 2008. - № 9. - С. 23-36.
Кутейницына Т. Профессиональное образование и рынок труда: эффективность взаимодействия // Человек и труд. - 2009. - № 6. - С. 53-56.
Локтюхина Н. Политика на рынке труда в условиях экономического кризиса: проблемы и перспективы // Социальная политика и социальное партнёрство. — 2009. - № 9. — С. 50-52.
Локтюхина Н.В. Теоретические проблемы социального партнёрства на рынке труда // Труд и социальные отношения. - 2009. - № 7. - С. 42-47.
Мазин А.Л. Роль российских профсоюзов в укреплении социального партнёрства. Актуальные проблемы социально-трудовых отношений: Матер. Всеросс. науч-практ. конф. с международным участием. - Махачкала,-С. 163-169.
Мальцева И.О. Трудовая мобильность и стабильность: насколько высока отдача от специфического человеческого капитала в России // Экономический журнал ВШЭ. — 2009. - № 2. - С. 243-278.
Минеева О., Горелова О. Модели нестандартной занятости в сфере образования //
Мониторинг ситуации в секторе малого и среднего бизнеса в Республике Дагестан. Межрегиональный маркетинговый центр «Дагестан - Москва». - Махачкала, Лотос. 2006. — 76 с.
Мукомель В. Экономика нелегальной миграции в России // Демо- скоп Weekly. — 2005. - № 207—208. (http://demoscope.ru/weekly/2005/ 0207/tema01 /php).
Мустафаев А. Вопросы качественного воспроизводства населения и рынок труда в Азербайджане // Научные труды, выпуск 1. - Баку, 2009. - С. 353-358.
Мухаметлатыпов Ф.У., Ибрагимов У.Ф. Экономико-стоимостная модель труда: проблемы методологии и категориального анализа: Учебное пособие. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2006. — 308 с.
Оздоев Р. Малое предпринимательство как эффективный способ решения проблемы занятости и безработицы // Социальная политика и социальное партнёрство. — 2013. - № 2. — С. 55-59.
Официальный сайт Росстата http://www.gks.ru.
Петраков Н. Новая национальная буржуазия может вырасти исключительно из малого и среднего бизнеса, http://news.mail.ru/politics/1630456.
Пинтаева М. Государственное регулирование инфраструктуры рынка труда как мера реагирования на мировой кризис // Социальная политика и социальное партнёрство. — 2013. - № 8. — С. 30-34.
Римашевская Н.М. Жизненный уровень населения как фактор национальной безопасности. http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/ Vest- nikSF/2000/vestniksfl 27-15/vestniksf127-15010.htm#HL.
Развитие малого предпринимательства как фактора экономической безопасности региона. Сборник статей и тезисов ХI Международной межву- зовской научно-практической конференции «Антикризисное управление, экономическая безопасность и борьба с коррупцией». М. ВГНА. 2009.
Соболева И.В. Парадоксы измерения человеческого капитала. Научный доклад. - М.: Институт экономики РАН, 2009. - 50 с.
Соловченков С.А., Бляхер Л.Е. Специфика трансформации рынка труда депрессивного региона // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. -2009. - № 1-2. С. 134-146.
Стратегии социально-экономического развития России: влияние кризиса. Часть 1. Коллектив авторов, по общ. ред. Юргенса И.Ю. — М.: Институт современного развития, 2009. - 279 с.
Типологизация трудоизбыточных регионов Северного Кавказа по уровню развития сферы платных услуг. Сборник материалов ежегодной Международной научной конференции «Управление человеческими ресур- сами: правовые, организационные и социально-экономические, психологиче- ские механизмы». [Электронный ресурс]. Электрон. текст. дан. (1 файл 4,5 Мб). Вып. 1. Киров: МЦНИП, 2013.
Шавшина С.А. Состояние, проблемы и перспективы развития малых предприятий в России // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2008. -№1. — С. 144-151.
Экономика труда: Учебник / Под ред. Архипова А.И., Карпухина Д.Н., Кокина Ю.П. - М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2009. - 559 с.
Ясин Е.Г. Структура российской экономики и структурная политика: вызовы глобализации и модернизации: докл. к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация». - М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2008. - 200 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ



Численность безработных, зарегистрированных государственными органами по трудоустройству, по городам и районам РД (на конец года; чел.)
Территория Годы 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Всего 48,2 54,9 53,0 54J 54,0 50,9 5575 Города Махачкала 1933 1897 1874 1879 1817 1721 559 Буйнакск 396 550 578 557 647 400 645 Дербент 585 995 1385 1694 1477 1534 1548 Даг.Огни 1067 1075 1302 1302 1764 1728 1897 Избербаш 463 468 469 619 61 1 549 561 Каспийск 409 365 461 460 401 391 331 Кизилюрт 425 411 422 71 1 561 “446 521 Кизляр 315 312 321 478 435 332 345 Хасавюрт 744 781 700 930 955 913 913 Южно-Сухокумск 1 13 120 139 157 Г72 146 147 Итого по городам 6450 6974 7651 8787 8840 8160 7467 Районы Агульский 422 330 349 335 310 283 290 Акушинский 1728 2411 2418 2597 2815 2819 3460 Ахвахский 1118 969 723 713 594 564 736 Ахтынский 2697 2236 2205 2040" 1693 1466 1462 Бабаюртовский 1 15 Г60 119 162 191 145 108 Ботлихский 1612 1427 1502 1524 1717 1700 1754 Буйнакский 764 466 817 942 1310 1914 2477 Гергебильский 1695 1808 1121 915 671 595 593 Г умбетовский 1150 1300 1250 1120 1159 1116 1181 Гунибский 942 849 911 630 633 628 625 Дахадаевский 1963 1942 1751 1757 1644 1711 1944 Дербентский 359 5ТЗ 887 1393 1709 1001 2229 Докузпаринский 967 1316 917 735 753 810 424 Казбековский 2547 2545 2073 1773 1692 1787 1781 Кайтагский 1219 1105 1100 1070 1352 1171 1340 Каякентский 582 575 487 501 453 408 392 Кизилюртовский 442 449 525 821 688 691 428 Кизлярский 337 336 362 407 408 361 374 Кулинский 626 475 426 400 395 301 338 Курахский 1459 1482 Т339 1293 1034 909 856 Кумторкалинский 127 410 382 552 482 595 785 Карабудахкен гский 206 200 4б4 485 509 418 525 Лакский 389 411 311 392 407 308 334 Левашинский 521 500 516 866 930 1010 1030 Магарамкентский 860 2019 1755 1854 1846 1898 1959 Новолакский 530 849 782 927 939 701 992 Ногайский 636 723 773 928 859 748 723 Рутульский 797 1512 1240 1264 1232 920 1017 Сергокапинский 1024 791 1274 1266 1002 750 912 Шамильский 870 1305 133о 1375 “ 1360" 1330 1377 С-Стальский 3542 3493 3302 3221 3159 3138 3138 Табасаранский 2226 2456 2008 1967 2526 2487 2801 Тарумовский 397 602 596 646 637 599 585 Тляратинский 1468 1368 1338 1228 1185 1166 1162 Унцукульский 499 998 1020 1054 1037 1267 1180 Хасавюртовский - 1522 1570 1650 1718 1737 1719 Хивский 1960 1964 1894 1183 1105 1108 1077 Хунзахский 748 911 998 1095 1125 528 Т128 Цумадинский 787 1271 1091 908 840 772 1103 Цунтинский 329 820 460 495 371 332 431 Чародинский 693 707 505 438 362 358 337 Бежтинский участок 380 435 421 397 306 188 280 Итого по районам 41733 47911 45312 45319 45152 42738 47989 Источник: Данные Министерства труда и социального развития
РД

Сведения о регистрации и трудоустройстве граждан в органах государственной службы занятости населения РД, 2014 г. Трудоустроены и приняли участие в общественных работах направлены на
Признаны безработными
Наименование районов
и городов всего В
поисках работы всего в том числе Досрочную пенсию Переобучение всего Из них назначено пособие по безработице На заявленные вакансии На времен, раб.
места с поддержкой доходов безработных 11а времен.рабочие ' места выпускников в возрасте от 18 до ; 20 л. . В порядке самозанятости подрост-
свободиое от учебы племя за пределы республики общественные
работы г
о В % к безработным РАВНИНА 34685 26081 15421 5959 344 101 20 2910 347 5740 164 2071 10127 9175 90,6 Бабаюртовский 2151 615 530 204 26 10 100 15 175 4 67 108 81 75.0 Дербентский 4872 4575 2178 1393 50 130 32 573 26 288 2229 2216 99.4 в т.ч. гос. Бслиджи 1770 1770 859 409 19 441 9 61 809 809 100.0 Кая кентский 2566 1506 1292 243 20 25 403 40 561 6 133 392 389 99.2 Кизнлюптовский 3282 2515 1218 312 40 10 340 23 493 5 234 728 712 97.8 Кизлярский 4598 1411 838 380 5 1 226 11 215 7 121 374 319 85.3 Кхмторкалинский 1814 1663 662 202 28 100 30 302 5 140 785 557 71.0 Каоабудахкентский 2159 1741 1217 520 30 400 15 252 5 105 525 426 81.1 Магапам кентский 4686 4519 2947 1251 42 10 163 68 1413 19 324 1959 1846 94.2 Ногайский 2519 2182 1467 619 15 15 20 300 42 456 35 126 7Z3 626 86.6 Тапумовский 2089 1405 708 260 18 105 25 300 11 121 585 417 71.3 Хасавюртовский 3949 3949 2364 575 70 30 643 46 1000 41 412 1719 1586 92.3 ПРЕДГОРЬЕ 35545 33327 20289 6727 432 91 27 2629 480 9903 138 1805 14518 13169 90,7 Буйнакский 5856 5856 3100 295 75 30 452 71 2177 24 243 2477 2412 97,4 Казбековский 4146 4105 2543 682 56 15 309 67 1414 55 240 1781 1731 97.2 Кайтагский 4551 2962 2377 1411 250 30 686 6 196 1340 1107 82.6 Новолакский 2430 2430 1705 633 25 5 400 30 612 10 223 992 967 97,5 В Т.Ч. I срр. Новостроя 374 374 237 164 74 20 4 121 121 100.0 Сепгокалинский 2239 2239 1707 317 72 323 35 960 9 132 912 911 99.9 га.'п.ский 6413 6082 3202 1517 43 16 27 420 101 1078 13 340 3138 2590 82.5 Табасаранский 7940 7940 4572 1537 150 21 360 100 2401 17 314 2801 2786 99.5 Хивский 1970 1713 1083 335 11 4 115 46 572 4 117 1077 665 61.7 ГОРЫ 60796 54804 36363 9522 1062 245 878 7128 1310 16218 87 3283 23344 20945 89.7 Агульский ИЗО 661 476 152 12 97 15 200 6 47 290 231 79.7 Акушинский 7102 7052 5010 3466 25 7 409 60 1043 6 276 3460 3389 97,9 Ахвахский 1724 1415 916 256 60 10 145 45 400 132 736 639 86.8 Ахтынский 3522 3302 2128 712 28 6 408 50 924 10 117 1462 1393 95.3 Ботлихский 4064 3892 2340 300 29 20 180 60 1751 205 1754 1588 90.5 Гепгебильскип 1727 1349 1127 221 20 38 I 201 60 586 6 141 593 538 90.7 Гумбетовскнй 2074 2074 1206 294 20 45 61 786 2 156 118! 943 79.8 Г унибский 1841 1220 804 212 23 2 187 25 355 7 122 625 447 71.5 Дахалаевский 3967 3967 2333 1335 252 45 701 176 1944 1702 87.6 Локузнапинский 2232 1885 1374 160 59 41 374 30 710 2 149 724 716 98,9 Кулинский 1696 924 801 141 30 10 160 20 440 8 74 338 331 97.9 KvnaxcKiiii 1787 1785 805 101 35 6 289 11 363 5 ПО 856 653 76.3 Лакский 1397 676 503 140 25 2 3 80 15 238 3 73 334 249 74.6 Лсваншнский 2795 2362 1841 191 100 10 657 150 733 2 167 1030 750 72.8 Рутульскпй 3075 2411 1511 266 21 12 289 45 878 154 1017 820 80.6 Шамил некий 3312 3312 2044 324 55 503 40 1122 120 1377 1338 97.2 Хун тачский 2875 2875 1732 230 60 405 40 997 5 185 1128 1121 99,4 Цучалпнский 2618 2590 1422 155 42 10 330 200 685 10 185 1105 1097 99.3 Пуитикский 1207 1186 662 139 17 9 201 22 274 1 105 431 425 98.6 Бе-жтинскпй участок 977 804 554 55 15 4 225 15 240 83 280 194 69.3 Итого по районам 131026 114212 72073 22208 1838 437 925 12667 2137 31861 389 7159 47989 43289 90.2 г. Махачкала 19350 6256 4414 2255 58 10 1020 92 979 17 671 559 497 88.9 г.Буйнакск 2934 1997 1290 456 37 8 220 37 532 29 356 645 637 98.8 г. Дербент 4869 4303 2384 1463 220 50 651 9 554 1548 1346 87.0 г.Лаг.Огни 5442 5199 2644 984 20 15 150 76 1399 39 429 1897 1867 98.4 г. Избербаш 2034 1579 1012 481 20 7 85 26 393 13 214 561 550 98.0 г. Кизшиорт 2860 1924 1417 452 30 10 350 70 505 2 305 521 510 97.9 г. Кизляр 2303 1430 894 421 15 5 178 33 242 25 151 345 301 87.2 г.Хасавюрт 5604 2302 1063 443 30 10 130 21 429 31 385 913 754 82.6 г. Южно-Сухокумск 726 556 452 193 10 12 70 21 146 3 72 147 119 81.0 Итого но городам 49926 27250 16683 7720 236 84 2693 452 5498 172 3359 7467 6883 92,2 Всего но республике 180952 141462 88756 29921 2074 521 925 15360 2589 Т7359 561 10518 55456 50172 90,5 Потребность в работниках, заявленная работодателями в государственные учреждения службы занятости населения
Территориальное образование Декабрь
2012 г декабрь
2013г. Человек на конец марта 2014 г. В % к марту 2015г. Российская Федерация 935683 816744 1235577 123,5 Южный федеральный округ 110055 96760 160610 127,3 Республика Адыгея 3645 1501 2606 67,5 Республика Дагестан 560 510 547 119,2 Республика Ингушетия 73 75 42 71,2 Кабардино-Балкарская Республика 1874 1772 3462 156.7 Республика Калмыкия 352 389 455 103.4 Карачаево-Черкесская Республика 497 627 1073 113,1 Республика Северная Осетия - Алания 952 918 1638 120,2 Чеченская Республика 127 98 ... Краснодарский край 35645 31578 61986 138,4 Ставропольский край 12823 12112 15608 110,2 Астраханская область 3065 3417 5875 132,9 Волгоградская область 20712 18259 32428 148,5 Ростовская область 29857 25475 34792 110,1








6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1. Ст.4. Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 №1032 -1 // Собрание законодательства РФ от 22.04.1996. №17. Ст.1915
2. Государственная программа Республики Дагестан «Экономическое развитие и инновационная экономика» от 22 декабря №651
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2014-2016 ГОДЫ" (в ред. Постановлений Правительства РД от 19.03.2014 N 119, от 14.07.2014 N 323
4. Закон Республики Дагестан "О внесении изменений в Закон Республики Дагестан "От утверждении республиканской целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2012-2015 годы" от 26.09.2013г.
5. Постановление Правительства РД от 12.09.2012 N 311 "Об утверждении Сводного перечня государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти Республики Дагестан и подведомственными им государственными учреждениями в рамках делегированных им полномочий органов исполнительной власти Республики Дагестан"
6. Абдулманапов П.Г. Роль миграции в развитии Республики Дагестан // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 39. С. 64–68.
7. Агамов Т. Х. Социально-политические основы гражданского общества в Республике Дагестан [Электронный ресурс] // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 4 (июль — август). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/4/Agamov_Civil-Society-Daghestan/
8. Абдулманапов П.Г. Трудовые ресурсы региона: проблемы формирования и обеспечения занятости. - Махачкала: ИД Наука плюс, 2006. - 145 с.
9. Абдулманапов С.Г. Управление государственной и муниципальной собственностью как фактор устойчивого развития региона. Диссер. на соиск. уч.ст. д.э.н. 08.00.05. — Москва, 2006.
10. Авраамова Е., Кулагина Е., Верпаховская Ю. Поведение молодых специалистов на рынке труда: новые тенденции // Человек и труд. - 2007. - № -С. 41-47.
11. Абидов М.Х. Характеристика трудовой миграции в Республике Дагестан// Региональные проблемы преобразования экономики: социально-демографические приоритеты субъектов СКФО РФ // Сборник материалов IV Всероссийской научно- практической конференции с международным участием. – Махачкала: Изд-во ООО «Издательский дом Наука плюс», 2013.
12. Алиева Л.З. Государственная политика занятости и модели регулирования рынка труда // Научные труды, выпуск 1. Баку, 2009. - С. 346-352.
13. Анализ подходов к проблеме оценки потребностей в трудящихся мигрантах и планирование миграции рабочей силы: Российская Федерация и международный опыт / Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии, Международное бюро труда. - М.: МБТ, 2009. - 162 с.
14. Антипьев А.Г., Захаров Д.Н. Синхронизация системы высшего образования и рынка труда в трансформирующемся российском обществе // Гуманизация образования. — 2009. - № 3. - 31-36.
15. Барышникова А.А. Конкуренция и монополия на рынке труда. Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. экон. наук. 08.00.05. Самара, 2008.
16. Биксина Н.А. Проблемы становления и развития системы регулирования рынка труда в России // Актуальные проблемы экономики и права. - 2009.-№1.-С. 32-36.
17. Вишневская Н., Куликов О. Формирование заработной платы в России: роль отраслевых тарифных соглашений // Вопросы экономики. - 2009. - №4.-С. 91-103.
18. Гасанов М.М., Мирзабалаева Ф.И., Дибиргаджиев В.М. Мониторинг системы высшего образования и трудоустройства молодежи трудоизбыточного региона. - Махачкала: Изд-во «Наука плюс», 2014. - 188 с.
19. Гелета И.В. Взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 2. - С. 79-84.
20. Гимбатов Ш.М. Современные тенденции отходничества в Республике Дагестан // Актуальные проблемы социально-трудовых отношений: Матер. Всеросс. науч-практ. конф. с международным участием. - Махачкала, -С. 150-155.
21. Гимпельсон В. Плюсы и минусы неформального сектора. http://demoscope.rU/weekly/2003/0107/.php.
22. Зенченко С.В., Вартанова М.Л. Взаимосвязь и взаимодействие миграции населения и трудового потенциала // Региональные проблемы преобразования экономики. № 2. 2013.
23. Колосова Р.П. Российский рынок труда: возможности и ограничения в контексте социоэкономического подхода // Труд и социальные отношения. - 2009. - № 4. - С. 18-23.
24. Крылова Е.Б. Управление занятостью населения на основе развития малого предпринимательства в России и США: сравнительный анализ // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - №2. - С. 124-130.
25. Кузнецова О.В. Социальные аспекты федеральной региональной политики // СПЭРО. — 2008. - № 9. - С. 23-36.
26. Кутейницына Т. Профессиональное образование и рынок труда: эффективность взаимодействия // Человек и труд. - 2009. - № 6. - С. 53-56.
27. Локтюхина Н. Политика на рынке труда в условиях экономического кризиса: проблемы и перспективы // Социальная политика и социальное партнёрство. — 2009. - № 9. — С. 50-52.
28. Локтюхина Н.В. Теоретические проблемы социального партнёрства на рынке труда // Труд и социальные отношения. - 2009. - № 7. - С. 42-47.
29. Мазин А.Л. Роль российских профсоюзов в укреплении социального партнёрства. Актуальные проблемы социально-трудовых отношений: Матер. Всеросс. науч-практ. конф. с международным участием. - Махачкала,-С. 163-169.
30. Мальцева И.О. Трудовая мобильность и стабильность: насколько высока отдача от специфического человеческого капитала в России // Экономический журнал ВШЭ. — 2009. - № 2. - С. 243-278.
31. Минеева О., Горелова О. Модели нестандартной занятости в сфере образования //
32. Мониторинг ситуации в секторе малого и среднего бизнеса в Республике Дагестан. Межрегиональный маркетинговый центр «Дагестан - Москва». - Махачкала, Лотос. 2006. — 76 с.
33. Мукомель В. Экономика нелегальной миграции в России // Демо- скоп Weekly. — 2005. - № 207—208. (http://demoscope.ru/weekly/2005/ 0207/tema01 /php).
34. Мустафаев А. Вопросы качественного воспроизводства населения и рынок труда в Азербайджане // Научные труды, выпуск 1. - Баку, 2009. - С. 353-358.
35. Мухаметлатыпов Ф.У., Ибрагимов У.Ф. Экономико-стоимостная модель труда: проблемы методологии и категориального анализа: Учебное пособие. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2006. — 308 с.
36. Оздоев Р. Малое предпринимательство как эффективный способ решения проблемы занятости и безработицы // Социальная политика и социальное партнёрство. — 2013. - № 2. — С. 55-59.
37. Официальный сайт Росстата http://www.gks.ru.
38. Петраков Н. Новая национальная буржуазия может вырасти исключительно из малого и среднего бизнеса, http://news.mail.ru/politics/1630456.
39. Пинтаева М. Государственное регулирование инфраструктуры рынка труда как мера реагирования на мировой кризис // Социальная политика и социальное партнёрство. — 2013. - № 8. — С. 30-34.
40. Римашевская Н.М. Жизненный уровень населения как фактор национальной безопасности. http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/ Vest- nikSF/2000/vestniksfl 27-15/vestniksf127-15010.htm#HL.
41. Развитие малого предпринимательства как фактора экономической безопасности региона. Сборник статей и тезисов ХI Международной межву- зовской научно-практической конференции «Антикризисное управление, экономическая безопасность и борьба с коррупцией». М. ВГНА. 2009.
42. Соболева И.В. Парадоксы измерения человеческого капитала. Научный доклад. - М.: Институт экономики РАН, 2009. - 50 с.
43. Соловченков С.А., Бляхер Л.Е. Специфика трансформации рынка труда депрессивного региона // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. -2009. - № 1-2. С. 134-146.
44. Стратегии социально-экономического развития России: влияние кризиса. Часть 1. Коллектив авторов, по общ. ред. Юргенса И.Ю. — М.: Институт современного развития, 2009. - 279 с.
45. Типологизация трудоизбыточных регионов Северного Кавказа по уровню развития сферы платных услуг. Сборник материалов ежегодной Международной научной конференции «Управление человеческими ресур- сами: правовые, организационные и социально-экономические, психологиче- ские механизмы». [Электронный ресурс]. Электрон. текст. дан. (1 файл 4,5 Мб). Вып. 1. Киров: МЦНИП, 2013.
46. Шавшина С.А. Состояние, проблемы и перспективы развития малых предприятий в России // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2008. -№1. — С. 144-151.
47. Экономика труда: Учебник / Под ред. Архипова А.И., Карпухина Д.Н., Кокина Ю.П. - М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2009. - 559 с.
48. Ясин Е.Г. Структура российской экономики и структурная политика: вызовы глобализации и модернизации: докл. к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация». - М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2008. - 200 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные теоретические аспекты формирования и функционирования рынка труда и проблема занятости?

Основные теоретические аспекты формирования и функционирования рынка труда включают в себя изучение принципов спроса и предложения на рабочую силу, формирование цен (заработной платы) на труд, влияние факторов производства на рынок труда и другие аспекты. Проблема занятости связана с недостатком рабочих мест и несоответствием спроса и предложения на рынке труда.

Какова система управления трудовыми ресурсами в регионе?

Система управления трудовыми ресурсами в регионе включает в себя разработку и реализацию программ по развитию рынка труда, поддержку занятости и повышение качества жизни трудовых ресурсов, создание условий для повышения профессиональной подготовки и переквалификации работников, а также контроль и мониторинг состояния рынка труда.

Каково текущее состояние и проблемы воспроизводства трудовых ресурсов в Республике Дагестан?

Текущее состояние воспроизводства трудовых ресурсов в Республике Дагестан характеризуется низким уровнем занятости, высокой безработицей, недостаточным развитием рынка труда и проблемами с профессиональной подготовкой работников. Также существует несоответствие между спросом и предложением на рынке труда и высокий уровень миграции населения из региона.

Какие основные характеристики трудовых ресурсов в Республике Дагестан?

Основными характеристиками трудовых ресурсов в Республике Дагестан являются население региона, его с возрастным и половым составом, уровень образования, профессиональная квалификация и сфера занятости. Также стоит отметить миграционные процессы и социально-экономический статус трудовых ресурсов в регионе.

Какие теоретические аспекты формирования и функционирования рынка труда рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования и функционирования рынка труда, а также проблема занятости.

Какова система управления трудовыми ресурсами в регионе?

Система управления трудовыми ресурсами в регионе описывается в статье. В ней рассматривается, как управлять трудовыми ресурсами в трудоизбыточном регионе.

Как описывается общая характеристика трудовых ресурсов в Республике Дагестан?

В статье даётся общая характеристика трудовых ресурсов в Республике Дагестан. Описывается их состояние и особенности.

Какие проблемы воспроизводства трудовых ресурсов рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются проблемы воспроизводства трудовых ресурсов в Республике Дагестан. Описывается текущее состояние и возникающие проблемы в этой области.

Каковы основные теоретические основы управления трудовыми ресурсами?

В статье рассматриваются основные теоретические аспекты управления трудовыми ресурсами. Описывается, какие теории и концепции лежат в основе управления трудовыми ресурсами в трудоизбыточном регионе.