Маркетинг в социальной работе
Заказать уникальный реферат- 30 30 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 17.05.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Социальные основы маркетинга 5
2.Понятие маркетинговой среды социальной службы. Микро- и макросерда. Их характеристики 10
3.Рынок социальных услуг и его характеристика 12
4.Модели поведения потребителей на рынке социальных услуг 15
5.Понятие «социальная услуга» и ее отличительные характеристики. Основные виды социальных услуг. Их классификация. Жизненный цикл услуги. Стадии жизненного цикла. 18
Заключение 28
Список литературы 29
Все участники процесса предоставления социальных услуг (органы государственнойвласти и органы местного самоуправления, граждане, частные иобщественные организации, вовлеченные в социальное обслуживание)должны понимать не только современные условия взаимодействия, но и его стратегическиецели и задачи.3. Совершенствование организационных механизмов предоставления социальныхуслуг. Важнейшим из таких механизмов является комплекс процедурсогласования, который позволяет избегать столкновения интересов участниковпроцесса предоставления социальных услуг на различных уровнях взаимодействия – какв микро- (решение конкретных проблем определенного сообщества), так и вмакромасштабе (согласование стратегических приоритетов, установление правил и т.д.). Для придания этому процессу более динамичногохарактера необходимо, чтобы неправительственные организации, которые работают нарынке социальных услуг, получили государственную (правовую, финансовую,материально-техническую, информационную и т.д.) поддержку. Таким образом,можно обеспечить внедрение качественно нового содержания деятельностипо управлению процессом социального обслуживания -формирования равноправных субъектов взаимодействия, которые будут активно участвовать в создании институтов согласования интересов, как на государственном, так и на региональном и местном уровнях.Реализация такого подхода возможна в рамках институционализированного социального партнерства, предоставляет систему поэтапных управленческих решений и сопроводительных инструментов:-Предвидение и прогнозирование потенциальных несогласованностей действий бизнес-структур в сфере социальных услуг и интересов населения, с одной стороны, и государства - с другой;- Принятие превентивных мер по предотвращению кризисныхситуаций;- Реагирование на проблемы, возникающие в сфереобслуживания;- Разрешение противоречий.Социальное партнерство при этом реализуется через комплекс инструментов, технологий и сценариев организационно-управленческой деятельности, включая средства диалога и компромиссов, а также варианты совместного преодоления кризисных ситуаций.Организационными структурами социального партнерства при этом являтся комиссии, комитеты, советы и ассоциации, которые представляют собой координационные центры управления по реализации выбранной на государственном (региональном, местном уровнях) стратегии развития. На почве партнерства возникают коллегиальные связи различных субъектов, участвующих в процессе предоставления услуг, что позволяет обеспечить систему согласования спроса на социальные услуги и их предложения более гибкую, чем возможно в условиях традиционных линейных и функциональных управленческих связей.При этом согласование интересов на региональном уровне управления сферой социальных услуг может быть реализовано без основательной организационной перестройки существующих органов управления путем формирования организационных структур, ориентированных на решение конкретной проблемы по обеспечению населения социальными услугами, и расширение компетенции служащих, которые будут заниматься решением комплекса задач по «запуску»механизмов согласования (прежде всего специалистов, работающих с представителями предприятий и организаций сферы социальных услуг). Они могут входить в специально создаваемый орган координации и в этой роли взаимодействовать друг с другом по поводу решения социально значимой задачи общей компетенции (например, гарантированное обеспечение больных сахарным диабетом инсулином). Такой характер деятельности придает особую гибкость структурам, которые действуют на принципах партнерства, и обеспечивает их высокую способность к принятию эффективных управленческих решений и рациональных согласований.Также необходимым представляется формирование качественно новых организационных структур, способных обеспечить необходимые условия для осуществления предпринимательской деятельности в социальной сфере, а также формирование инфраструктуры платных социальных услуг.4. Обеспечение роста адаптивности сферы социальных услуг к изменениям внутренней и внешней среды и одновременно институциональной устойчивости.Что касается сферы социальных услуг устойчивость следует трактовать как способность институтов управления к урегулированию проблем, возникающих в этой сфере, без применения мер, ухудшающих положение любого из его участников. Она должна обеспечивать, с одной стороны, полную реализацию потенциала формальных и неформальных институтов, включенных в процесс предоставления и потребления социальных услуг, стимулирования деятельности институциональных структур, обеспечивающих ее модернизацию и инновационную реструктуризацию, наращивание конкурентных преимуществ. С другой стороны, составляющие институционально-рыночного механизма должны создавать условия для прекращения деятельности, которая не соответствует правовым нормам, дискредитирует сферу социальных услуг (например, выдачу больным поддельных лекарств, поставки в дошкольные и медицинские учреждения некачественных продуктов питания и т.д.).Значимость адаптивности системы управления и институциональной устойчивости сферы социальных услуг возрастает в связи с тем, что для дальнейшего развития нужны кардинальные изменения в механизме формирования ресурсной и финансовой базы, обеспечения притока инвестиций, создания новых рабочих мест, привлекательных с точки зрения оплаты труда персонала и престижности работы, развития малого бизнеса и т.д., что должно обеспечиваться соответствующей государственной политикой развития сферы социальных услуг, улучшением кадрового потенциала служащих, которые управляют развитием этой сферы на региональном и местном уровне.Следует отметить, что противоречия и проблемные ситуации, возникающие в процессе развития системы управления сферой социальных услуг, неизбежны и должны восприниматься в обществе как естественное проявление трансформации, оцениваться как сигналы о необходимости его модернизации и совершенствования, предусматривающей позитивный подход к решению назревающих кризисных ситуаций, обеспечение отношения к ним как к явлениям, предшествующим качественной перестройке и дальнейшему развитию [8].Отметим, что предложенная маркетинговая модель управления предполагает применение системы методов, форм, средств и инструментов организации социального обслуживания, объединенных общей ориентацией на максимально полный учет интересов и запросов населения, которое получает эти услуги; участие государственных учреждений, бизнес-структур и общественных организаций в создании рынка соответствующих предложений. При этом для формирования и реализации на практике такой модели необходимо действенное государственное регулирование сферы социальных услуг как экономическими средствами (частичное финансирование целевых программ и бизнес-проектов, государственный заказ, селективное регулирование цен, инвестиционные условия, налоговые кредиты, субсидии, субвенции, дотации, льготы и т.п.), так и административными (принятие нормативных актов, которые стимулируют социальную ориентацию сферы социальных услуг, развитие конкурентной среды, контроль за соблюдением стандартов обслуживания, его качеством, санкции за нарушение и т.п.). Исследование показало, что современное состояние предоставления социальных услуг в России характеризуется рядом проблем, среди которых выделяются:- Несовершенство законодательной базы в данной сфере;- Слабая ориентация на запросы конкретных групп потребителей;- Низкий уровень финансирования, слабая заинтересованностьинвесторов и общественных структур в реализации современных проектов,высокие риски;- Слабость кадрового потенциала;- Несовершенная институциональная структура, институциональная неустойчивость, которая проявляется в «недовыполнении» имеющимися институтами предоставлениясоциальных услуг своих функций или в исполнении их ненадлежащим образом;- Отсутствие или необоснованное занижение стандартов предоставления услуг социального характера, что приводит к отсутствиювозможностей реализации защиты целого комплекса прав (на труд,здравоохранение и т.д.).ЗаключениеТаким образом, важной является потребность в модернизации сферы социальных услуг в России, возможная только при активной социальной политике государства. Одним из возможных направлений реализации такой политики является внедрение маркетинговой модели управления, направленной на развитие рыночно-регулируемой системы предоставления социальных услуг. Сочетание стабильности и динамичности, подвижности и устойчивости в институциональной среде социальных услуг в рамках этой модели обеспечивается эффективной институциональной организацией. Она позволяет при сохранении неизменности базовых условий деятельности в социальной сфере (оказание помощи тем, кто в ней нуждается) осуществлять меры, направленные на совершенствование и модернизацию различных аспектов функционирования сферы социальных услуг. Составной частью такой институциональной организации, действующей на принципах социального партнерства, выступают механизмы согласования интересов власти и бизнеса, государственных структур и общественных объединений, производителей услуг и их потребителей.Список литературыТюшевская О. Свежий ветер маркетинга / Ольга Тюшевская // Деловое совершенство. — 2014. — № 1. — С. 62-64.Лукин В.Б. Цены в маркетинговой деятельности организации / В. Б. Лукин // Директор по маркетингу и сбыту. — 2013. — № 7. — С. 9-18.Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях : [первое руководство по маркетингу в соцсетях от российского практика] / Дамир Халилов. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 239 с.Гончарова А.В. Системный и процессный подходы к управлению маркетингом инноваций / А. В. Гончарова, Г. И. Курчеева // Экономический анализ: теория и практика. — 2013. — № 39. — С. 26-31.Константинова Е. Маркетинг инноваций и его место в структуре инновационного процесса / Елена Константинова // Промышленный маркетинг. — 2013. — № 6. — С. 69-73. Токарев Б.Е. Адаптация стратегии маркетинговой логистики для инновационных продуктов / Борис Токарев // Логистика. — 2013. — № 12. — С. 42-44.Чащин В.В. Маркетинг персонала как фактор повышения эффективности инновационной деятельности машиностроительных предприятий / В. В. Чащин // Экономика и управление в машиностроении. — 2013. — № 3. — С. 45-47. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент : [перевод с английского] / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. — 12-е изд. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2012. — 814 с.Хаксевер, К. Управление и организация в сфере услуг : пер. с англ. / К. Хаксе-вер, Б. Рендер, Р. Рассел, Р. Мердик ; под ред. В. В. Кулибановой. - 2-е изд. -СПб. : Питер, 2002. - 752 с. Сосунова, Л. А. Маркетинг социальных услуг / Л. А. Сосунова, Л. Г. Кухти-нова // Российское предпринимательство. - 2007. - № 10 (1). - С. 83-86. Андреев С.Н. Маркетинг в некоммерческой сфере: теоретический аспект // Маркетинг в России и за рубежом. — 2000. — № 4. С. 3–12.Платонова Ю. Ю. Особенности маркетинга в сфере культуры [Текст] / Ю. Ю. Платонова // Проблемы современной экономики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 142-145.Иваненков С.П. Культурные потребности современной российской молодежи // «Ученые записки» Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы 2010 выпуск 1, том 3
1. Тюшевская О. Свежий ветер маркетинга / Ольга Тюшевская // Деловое совершенство. — 2014. — № 1. — С. 62-64.
2. Лукин В.Б. Цены в маркетинговой деятельности организации / В. Б. Лукин // Директор по маркетингу и сбыту. — 2013. — № 7. — С. 9-18.
3. Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях : [первое руководство по маркетингу в соцсетях от российского практика] / Дамир Халилов. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 239 с.
4. Гончарова А.В. Системный и процессный подходы к управлению маркетингом инноваций / А. В. Гончарова, Г. И. Курчеева // Экономический анализ: теория и практика. — 2013. — № 39. — С. 26-31.
5. Константинова Е. Маркетинг инноваций и его место в структуре инновационного процесса / Елена Константинова // Промышленный маркетинг. — 2013. — № 6. — С. 69-73.
6. Токарев Б.Е. Адаптация стратегии маркетинговой логистики для инновационных продуктов / Борис Токарев // Логистика. — 2013. — № 12. — С. 42-44.
7. Чащин В.В. Маркетинг персонала как фактор повышения эффективности инновационной деятельности машиностроительных предприятий / В. В. Чащин // Экономика и управление в машиностроении. — 2013. — № 3. — С. 45-47.
8. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент : [перевод с английского] / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. — 12-е изд. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2012. — 814 с.
9. Хаксевер, К. Управление и организация в сфере услуг : пер. с англ. / К. Хаксе-вер, Б. Рендер, Р. Рассел, Р. Мердик ; под ред. В. В. Кулибановой. - 2-е изд. -СПб. : Питер, 2002. - 752 с.
10. Сосунова, Л. А. Маркетинг социальных услуг / Л. А. Сосунова, Л. Г. Кухти-нова // Российское предпринимательство. - 2007. - № 10 (1). - С. 83-86.
11. Андреев С.Н. Маркетинг в некоммерческой сфере: теоретический аспект // Маркетинг в России и за рубежом. — 2000. — № 4. С. 3–12.
12. Платонова Ю. Ю. Особенности маркетинга в сфере культуры [Текст] / Ю. Ю. Платонова // Проблемы современной экономики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 142-145.
13. Иваненков С.П. Культурные потребности современной российской молодежи // «Ученые записки» Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы 2010 выпуск 1, том 3
Вопрос-ответ:
Для чего нужны маркетинговые исследования в социальной работе?
Маркетинговые исследования в социальной работе необходимы для определения потребностей и предпочтений целевой аудитории, анализа конкурентов, планирования и разработки эффективных маркетинговых стратегий, а также оценки результатов проведенных маркетинговых мероприятий.
Какие факторы влияют на маркетинговую среду социальной службы?
Маркетинговая среда социальной службы включает в себя микросреду и макросреду. Микросреду составляют клиенты, поставщики, конкуренты, посредники и другие участники рынка социальных услуг. Макросреду составляют демографические, экономические, политические, социокультурные и технологические факторы, которые оказывают влияние на социальную службу и ее деятельность.
Каковы характеристики рынка социальных услуг?
Характеристики рынка социальных услуг включают его объем, структуру, конкурентную ситуацию, цены, динамику спроса и предложения, а также особенности потребителей и их поведения на рынке социальных услуг.
Какие модели поведения потребителей существуют на рынке социальных услуг?
Существуют различные модели поведения потребителей на рынке социальных услуг. Некоторые из них включают модель принятия решений, модель поиска информации, модель оценки альтернатив, модель выбора и модель последующего поведения после совершения покупки.
Что такое социальная услуга и какие у нее отличительные характеристики?
Социальная услуга - это совокупность мероприятий, направленных на удовлетворение социальных потребностей клиентов. Отличительные характеристики социальной услуги включают ее бесплатность или платность, ориентацию на социальные потребности клиентов, индивидуальный и групповой подход к предоставлению услуги, а также социальную ответственность социальной службы.
Что такое маркетинговая среда социальной службы?
Маркетинговая среда социальной службы - это совокупность внешних факторов, которые влияют на ее функционирование и развитие. Она включает в себя микро- и макросреду. Микросредой являются ближайшее окружение социальной службы, такие как клиенты, поставщики, конкуренты и др. Макросреда включает факторы, которые находятся вне самой организации, но также оказывают влияние на ее работу, как экономические, политические, социальные и т.д.
Какие характеристики имеют микро- и макросреды социальной службы?
Микросреда социальной службы включает клиентов, поставщиков, конкурентов и др. Она характеризуется близостью и непосредственным влиянием на организацию. Макросреда включает экономические, политические, социальные и другие факторы, которые находятся вне организации, но оказывают влияние на ее работу. Макросреда характеризуется макроэкономическими и социально-культурными тенденциями, политической обстановкой и др.
Как характеризуется рынок социальных услуг?
Рынок социальных услуг характеризуется спросом и предложением социальных услуг. Он состоит из организаций и индивидуальных поставщиков социальных услуг, а также клиентов, которые нуждаются в таких услугах. Спрос на социальные услуги определяется потребностями и проблемами клиентов, а предложение - возможностями и ресурсами поставщиков услуг.
Какие модели поведения потребителей существуют на рынке социальных услуг?
На рынке социальных услуг существуют разные модели поведения потребителей. Некоторые клиенты могут быть осведомленными и активными потребителями, которые ищут информацию о доступных услугах и сравнивают их, прежде чем сделать выбор. Другие могут полагаться на рекомендации и информацию от других людей, таких как семья или друзья. Еще другие могут быть пассивными потребителями, которые не обращаются сами за услугами, а полагаются на помощь других людей или организаций.
Что такое маркетинг в социальной работе?
Маркетинг в социальной работе - это применение маркетинговых принципов и стратегий для совершенствования процесса предоставления социальных услуг. Он помогает организациям и службам в области социальной работы улучшить свою эффективность, удовлетворить потребности клиентов и достичь поставленных целей.
Каковы основные характеристики маркетинговой среды социальной службы?
Маркетинговая среда социальной службы включает в себя микро и макросреду. Микросреда состоит из клиентов, поставщиков услуг, конкурентов и партнеров. Макросреда включает социокультурные, экономические, политические и технологические факторы, которые влияют на деятельность социальной службы.