Развитие мышления младших школьников при решении логических задач.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 29 + 29 источников
- Добавлена 30.04.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Особенности мышления младших школьников
2. Логическое мышление младших школьников
2.1. Развитие логического мышления младших школьников
2.2. Логические задачи для младших классов
Заключение
Список литературы
Цель таких заданий – научить ребенка читать и понимать схематическую запись алгоритма. Линейные алгоритмы традиционно используются на уроках математики в начальной школе: на устном счете учитель приводит цепочки вычислений. Оформление такой цепочки приближает ее к классической записи алгоритма. Следует отметить, что классическая форма записи алгоритма достаточно формализована и привыкание к ней ребенка является довольно длительным процессом. Однако сама эта форма вызывает у детей интерес и позволяет достаточно быстро вводить в работу как разветвляющийся алгоритм, так и цикличный.
Особое внимание в системе заданий уделено развитию словесно-логического мышления: пониманию специальных речевых структур с употреблением связок «и», «или», «тоже», «только» и слов «все», «некоторые», «любые».
Охарактеризуем методику работы с заданиями.
Чтобы максимально стимулировать индивидуальные способности младшего школьника и обеспечить его дальнейшее развитие, не дается никаких предварительных инструкций типа «раскрасьте в указанный на веточке цвет». Это лишает ребенка возможности самостоятельно догадаться, выявить признак, закономерность и т.п. Полезно сначала предложить ученику самому определить смысл задания, не читая его текст. Графического оформления задания достаточно, чтобы при определенном умственном усилии ребенок сам мог сообразить, что нужно сделать. Это позволяет активно влиять на развитие сильного самостоятельного типа мышления, логической интуиции и самоконтроля у ребенка. Текст задания предназначен, скорее, учителю, чтобы в случае необходимости оказать ученику дозированную помощь (т.е. ту минимальную помощь, которая позволит ребенку дальше двигаться самостоятельно).
Инструктаж при выполнении задания может быть таким:
помогите разложить конфеты (грибы, мячи и т.п.) правильно;
попробуйте догадаться, какой вариант будет правильным. Правило зашифровано в рисунке (в рамочке рядом с рисунком, если это инструктивное письмо);
кто считает, что он догадался верно? Почему? Кто может объяснить? Кто не согласен? Почему?
учитель подтверждает верный вариант (читает задание);
дети выполняют задание.
Пункты 3, 4 и 5 могут быть выполнены в другой последовательности: сначала дети выполняют задание так, как они его понимают (пункт 5 после пункта 2), а потом объясняют свой путь рассуждений (пункты 3 и 4 после пункта 5). Этот путь более всего способствует развитию самостоятельности мышления, самоконтроля и логической интуиции. Очевидно, что такой методический подход способствует также развитию математической речи школьника.
В работе с детьми целесообразно использовать дидактические игры. На первый план при этом выдвигается умственная задача, для решения которой следует прибегнуть к сравнению, анализу и синтезу. В этих играх дети должны делать умозаключения и высказывать суждения. Это будет содействовать не только формированию логического мышления младших школьников, но и правильной, четкой, краткой речи. Логические игры являются именно такими, в которых путем цепочки несложных умозаключений можно предвидеть, предугадать необходимый результат, ответ. В этом их притягательная сила.
В играх ребенок проявляет инициативность и развивает находчивость, приучается к труду, к точности, аккуратности и настойчивости в преодолении препятствий. В играх развивается и укрепляется чувство товарищеской солидарности, честность, правдивость и другие качества, необходимые для коллективной работы и воспитания сознательной дисциплины.
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. В игре дети непроизвольно закрепляют, совершенствуют навыки вычисления.
Младшие школьники очень любят соревноваться. Даже самые скучные вещи, «завернутые» в соревновательную оболочку, вызывают у них интерес. Для автоматизации навыка устного счета на внеклассных занятиях может быть использована игра «Математический биатлон». В настоящем биатлоне нужно быстро бежать и точно стрелять – за промахи либо добавляются дополнительные круги, либо штрафные минуты. В математическом биатлоне нужно быстро вычислять, но не ошибаться: за «промах» тоже начисляются штрафные очки.
В начале соревнования каждый ребенок получает листок с вариантом для решения. Ответы на каждый пример он записывает в крайнем справа столбце на листке. Закончив примеры, ученик бежит к столу учителя и получает новый вариант. Учитель отрезает ножницами полоску с ответами ученика и отдает этот «похудевший» вариант другому ученику. Полоску с ответами он оставляет у себя.
В итоге к концу биатлона кто-то из детей решил два варианта, а кто-то пять. При этом за каждый пример, решенный правильно, ученику начисляется очко, а за каждый пример, решенный неправильно, очко, наоборот, снимается. Поэтому тот, кто решил больше вариантов, но допустил много ошибок, вполне может проиграть тому, кто не торопился, но и не ошибался.
В игре «Четвертый лишний» перед ребенком располагаются 4 картинки с изображением предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Определив «лишнюю», т.е. не подходящую к остальным картинку, ребенок получает фишку. Наборы картинок могут быть разными: стол, стул, кровать и чайник; лошадь, кошка, собака и щука; огурец, репа, морковь и заяц и т. п. Если ребенку трудно объяснить свои действия, ему можно помочь сориентироваться в мире логических понятий.
В игре «Поезд» необходимо дать детям по 5 картинок одинакового размера. Каждая картинка – это вагончик. Все картинки должны быть разными.
Учитель говорит: «Мы будем играть в поезд. Кладем картинку за картинкой, соблюдая логическую последовательность. Вагончики у поезда скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики-картинки должны быть тоже скреплены. Вот как это делается. Кладем картинку, на которой нарисована ложка, за ней картинку, на которой нарисована тарелка. Мы скрепили ложку и тарелку, потому что это посуда. После тарелки кладем картинку с вазой для цветов. Скрепили тарелку и вазу, потому что они сделаны из одинакового материала – фарфора. Так по очереди будем выкладывать картинки и объяснять, как их скрепить»
Когда поезд будет готов, следует проверить вместе с учениками, как скреплены вагоны, чтобы они не отцепились во время движения. Затем картинки перемешиваются, и игра повторяется. Игру можно проводить неоднократно, меняя картинки.
Игра «Какая геометрическая фигура исчезла?» проста с логической точки зрения, но важна с психологической и математической точек зрения, так как содействует развитию внимания, более точному представлению о геометрических фигурах и запоминанию терминологии.
На доске карточки со следующими геометрическими фигурами: треугольник, отрезок, квадрат, прямой угол, прямоугольник, круг. Дети стараются их запомнить в течение 10 – 12 секунд. Затем они отворачиваются или закрывают глаза, а учитель в это время убирает одну из фигур. Дети поворачиваются и пытаются определить, какая из фигур исчезла, изображают ее в тетрадях, а потом дают ответы.
Игру можно организовать в форме соревнования между двумя командами.
Заключение
Психологические исследования показывают, что в период младшего школьного возраста главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Именно оно благодаря включению ребенка в учебную деятельность, направленную на овладение системой научных понятий, поднимается на более высокую ступень и тем самым влечет за собой коренную перестройку всех остальных психических процессов, в первую очередь, восприятия и памяти.
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.
В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ребенка приобретает особенную остроту. Во-первых, появились новые учебники для начальных классов, требующие от ученика активной мыслительной деятельности для усвоения их содержания. Во-вторых, как в начальном, так и в среднем звене школы активно внедряются факультативные курсы логики и информатики, для изучения которых необходимо усилить логическую подготовку учеников младших классов.
Под логическим мышлением понимается способность и умение ребенка младшего школьного возраста самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).
Период младшего школьного возраста является наиболее чувствительным и психологически благоприятным для того, чтобы стимулировать и развивать простые логические действия. В дальнейшем наличие этой базы поможет организовать специальную работу по формированию составных логических операций: обучению рассуждениям и способам доказательства в среднем школьном звене.
Целенаправленная работа в этой области приводит к определённым методическим находкам и позволяет выстроить систему приемов и заданий для индивидуальной работы с детьми по развитию логического мышления. Цель такой системы заданий – формирование и развитие простых логических действий (приемов мыслительной деятельности) на основе использования логического конструирования преимущественно на образном математическом материале.
В учебники по математике для начальной школы целесообразно включать несколько групп систематически выстроенных задач и заданий, направленных преимущественно на:
классификацию объектов;
развитие логической интуиции (задачи на перекладывание палочек, разрезание и составление фигур);
развитие словесно-логического мышления (задания на определение истинности или ложности высказываний, задания на понимание высказываний с кванторами общности и существования);
обучение доказыванию (задания на достраивание составных высказываний, логические текстовые задачи);
развитие эвристического мышления, связанного с самостоятельным поиском алгоритма действия (система задач на переправы и переливания, принцип Дирихле);
развитие алгоритмического мышления (система задач на взвешивание).
В данной работе мы привели ряд практических разработок логических задач, предназначенных для развития мышления младших школьников.
Так, например, содержательная основа системы заданий для 1-го класса связана с выделением, прослеживанием, распределением и изменением различных признаков и характеристик объектов. Методической основой является система построения конструктивной (моделирующей) деятельности ребенка с используемым материалом при выполнении задания логико-конструктивного характера. Иными словами, этот этап построения системы развития логического и алгоритмического мышления ребенка целиком и полностью построен на преобладании заданий, направленных на активизацию и развитие наглядно-образного (визуального) мышления через непосредственную предметную деятельность с вещественным материалом: конструктивную деятельность с моделями фигур, конструктивно-графическую – с использованием специальной рамки-трафарета с геометрическими прорезями, логико-графическую, сопровождающую решение всех предлагаемых заданий.
Система заданий выстроена по нарастанию уровня сложности таким образом, чтобы первоклассник мог с ней работать с большой долей самостоятельности. Структурные связи между заданиями должны обусловливать их расположение таким образом, чтобы каждое предыдущее задание помогало справиться со следующим (содержало в себе подготовку к нему). Роль учителя в этой системе – помочь ученику понять смысл задания: прочитать ему текст задания и обсудить с ним, как он его понял, а в случае необходимости помочь провести анализ графического представления задания, т.е. обратить внимание ребенка на графическую подсказку и ее смысл, обсудить результат выполнения задания.
Список литературы
Абдурахманов Р.А. Возрастная психология: Специфика и условия развития детей в дошкольном и школьном возрасте. – М.: СГУ, 1999. – 69 с.
Акимова М.к., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. – Обнинск, 1993.
Белошистая А.В. После трёх ещё не поздно! Книга для родителей. –Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
Белошистая А.в. Ступеньки к интеллекту: Развиваем логическое мышление. Тетради 1 – 4. – М.: Аркти, 2005.
Белошистая А.В., Левитес В.В. Тетрадь для развития логического и алгоритмического мышления в 1-м классе. – М.: Классик-Стиль, 2005.
Бондаренко С.М. Учите детей сравнивать. – М., 1981.
Выготский Л.С. Педология подростка // Собрание сочинений. – М., 1984. – Т. 4. – С. 828.
Давыдов В.В.Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. – М., 1973.
Данилов И.В. Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельности младших школьников. – М.: Перспектива, 2001. – 64 с.
Заика Е.В. Игры для развития внутреннего плана действий школьников // Вопросы психологии. – 1994. - №5.
Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. – 1990. - №6.
Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 152 с.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М., 1986.
Младший школьник: Развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение. – 2000. – 148 с.
Обухова Л.Ф.Концепция Жана Пиаже: за и против. – М., 1981.
Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.
Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник. – М., 1981.
Попова Г.П., Усачёва В.И. Занимательная математика. – Волгоград: Учитель, 2007. – 141 с.
Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1990.
Психология: Учебник / Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2003. – 461 с.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся.- М., 1983.
Тарасенко Н.Н. Развивающие занятия с младшими школьниками. – Коломна: КПИ, 2000. – 29 с.
13
1.Абдурахманов Р.А. Возрастная психология: Специфика и условия развития детей в дошкольном и школьном возрасте. – М.: СГУ, 1999. – 69 с.
2.Акимова М.к., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. – Обнинск, 1993.
3.Белошистая А.В. После трёх ещё не поздно! Книга для родителей. –Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
4.Белошистая А.в. Ступеньки к интеллекту: Развиваем логическое мышление. Тетради 1 – 4. – М.: Аркти, 2005.
5.Белошистая А.В., Левитес В.В. Тетрадь для развития логического и алгоритмического мышления в 1-м классе. – М.: Классик-Стиль, 2005.
6.Бондаренко С.М. Учите детей сравнивать. – М., 1981.
7.Выготский Л.С. Педология подростка // Собрание сочинений. – М., 1984. – Т. 4. – С. 828.
8.Давыдов В.В.Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. – М., 1973.
9.Данилов И.В. Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельности младших школьников. – М.: Перспектива, 2001. – 64 с.
10.Заика Е.В. Игры для развития внутреннего плана действий школьников // Вопросы психологии. – 1994. - №5.
11.Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. – 1990. - №6.
12.Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 152 с.
13.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М., 1986.
14.Младший школьник: Развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение. – 2000. – 148 с.
15.Обухова Л.Ф.Концепция Жана Пиаже: за и против. – М., 1981.
16.Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.
17.Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник. – М., 1981.
18.Попова Г.П., Усачёва В.И. Занимательная математика. – Волгоград: Учитель, 2007. – 141 с.
19.Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1990.
20.Психология: Учебник / Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2003. – 461 с.
21.Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся.- М., 1983.
22.Тарасенко Н.Н. Развивающие занятия с младшими школьниками. – Коломна: КПИ, 2000. – 29 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности характерны для мышления младших школьников?
Младшие школьники имеют лимитированную память, неумение абстрагироваться, ориентироваться на главное в данных. Их мышление еще слабо развито и не умеет переходить от абсолютных к относительным понятиям, анализировать информацию, логические отношения, выявлять причинно-следственные связи.
Что такое логическое мышление в контексте младших школьников?
Логическое мышление младших школьников - это способность анализировать информацию, устанавливать логические отношения, выявлять причинно-следственные связи, решать логические задачи. Это важный этап интеллектуального развития ребенка, который способствует его мыслительному росту и успешному обучению.
Как развить логическое мышление у младших школьников?
Логическое мышление младших школьников можно развивать различными способами, например, через решение логических задач. Также полезно проводить упражнения на анализ и синтез информации, тренировать устное счет, учить ребенка абстрагироваться и анализировать информацию, развивать критическое мышление и умение делать логические выводы.
Какие логические задачи подходят для младших классов?
Для младших классов подходят логические задачи, которые способствуют развитию умения анализировать информацию, устанавливать логические отношения и решать простые логические задачи. Например, задачи на установление соответствий, задачи на выявление закономерностей, задачи на классификацию объектов и т.д.
Какую цель преследуют задания для развития логического мышления у младших школьников?
Задания для развития логического мышления у младших школьников направлены на обучение ребенка читать и понимать схематическую запись алгоритма, на развитие его умений анализировать информацию, устанавливать логические отношения и решать логические задачи. Цель таких заданий - развитие мышления и подготовка к более сложным задачам в будущем.
Какие особенности мышления младших школьников при решении логических задач?
Младшие школьники обладают ограниченными логическими способностями и часто ориентируются на конкретные предметы и ситуации. Им трудно думать абстрактно и устанавливать логические связи. Они предпочитают использовать доступный им опыт и действовать путем проб и ошибок. Также у них часто возникают затруднения в условной замене и классификации объектов.
Как развивается логическое мышление у младших школьников?
Развитие логического мышления у младших школьников происходит постепенно. Сначала они учатся распознавать и классифицировать объекты, а затем учатся устанавливать общие связи между ними. Они изучают логические конструкции, такие как «если-то», «или», «не» и начинают использовать их в своих рассуждениях. Они также учатся решать логические задачи, которые требуют абстрактного мышления и логических выводов.
Какие задачи могут помочь развитию логического мышления у младших школьников?
Для развития логического мышления младшие школьники могут решать логические задачи, которые требуют абстрактного мышления и логических выводов. Например, они могут решать задачи на классификацию объектов, задачи на заполнение пропущенных элементов в ряду, задачи на установление логических связей между предметами. Такие задачи помогут им развить способность анализировать информацию, делать выводы и решать проблемы.
Какие методы можно использовать для развития логического мышления младших школьников?
Для развития логического мышления младших школьников можно использовать различные методы. Например, можно использовать игровые формы активности, головоломки, групповые задания, настольные игры, задачи на логику и др. Также полезно проводить упражнения по классификации объектов, анализу информации, составлению последовательностей и т.д. Важно создать стимулирующую среду, в которой ребенок будет поощряться за свои логические успехи и стимулироваться к дальнейшему развитию.