Социальная защита детей-инвалидов: историко-правовой аспект.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная работа
  • 63 63 страницы
  • 58 + 58 источников
  • Добавлена 17.06.2015
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. РЕБЕНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 9
1.1 Содержание понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитации 9
1.2 Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья 18
ГЛАВА II. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПО ОПЫТУ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА "РОДНИЧОК". 28
2.1. Организация и методики исследования 28
2.2. Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями 29
Работа с кадрами 47
2.3.Анализ результатов исследования 49
2.4 Выводы и рекомендации по исследованию 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
Фрагмент для ознакомления

ruКулешова Ирина Анатольевна учитель- логопед . ГКУСО МО РЦДП «Родничок»«Рука об руку»позитивный12www.hashe- podmoskove.ruДубровина Людмила Юрьевна - педагог доп. образ. ГКУСО МО РЦДП «Родничок»«Прояви себя»позитивный2.3.Анализ результатов исследования1. Социальный портрет выборки представлен в таблице 10.Таблица 10Характеристика выборкиРаспределительный характерполМуж. 14 (47%)Жен. 16 (53%)возрастОт 8до10 -4чел.От11до13 -6чел.От14до15 -4чел.От16до17 -0чел.От8до10 -4чел.От11до13 –6челОт14до15 -6чел.От16до17 -0чел.Как видно из таблицы, в исследовании приняли участие 14 мальчиков и 16 девочек.На этом этапе конструирования анкеты были выделены следующие показатели, через которые можно описать изучаемую проблему: интересы детей, личностные особенности детей, представление о своих правах и обязанностях детей, и их планов на будущее.В таблице 2 представлены интересы детей, выяснить которые удалось при определеии вопроса «Чем любите заниматься в свободное время?»Таблица 11. Интересы детей. Вопрос №4 «Чем любите заниматься в свободное время?»Таблица 11Варианты ответовКол-во выборов (%)Здоровые детиДети с ограниченными возможностямиСмотреть телевизор3 (20%)4 (27%)читать2 (14%)5 (34%)Играть на компьютере8 (53%)6 (40%)другое2 (14%)0Данные показатели указывают на схожий характер интересов детей-инвалидов и здоровых детейВ следующей таблице представлены личностные особенности детей.Таблица 12. Личностные особенности. Вопросы №1,2,3,5.Вопрос №1 «Что дает Вам общение со сверстниками?»Таблица 12Варианты ответовКол-во ответовЗдоровые детиДети с огр. возможностямиПолучение новой информации5 (34%)5 (34%)Возможность сделать то, что хочется1 (7%)2 (14%)самоутверждение00Возможность выговорится и поделится советом6 (40%)4 (27%)другое3 (20%)4 (27%)С учетом данной таблицы можно конституировать, что дети-инвалиды и здоровые дети достаточно активно общаются со сверстниками, при этом все дети ищут пути договориться, найти компромисс, проявляют любознательность.В таблице 12 указаны ответы на вопрос «Считаете ли себя лидером в группе сверстников?»Таблица 13Варианты ответовКол-во выборовЗдоровые детиДети с огр. возможностямиСкорее да, чем нет12 (75%)11 (62%)Скорее нет, чем да4 (25%)4 (34%)С учетом данной таблицы можно отметить, что лидерские качества детей также незначительно отличаются. К тому же основная часть обоих групп обладает лидерскими качествами. Далее участники опроса отвечают на вопрос «Какие качества Вы в себе цените?»Таблица 14.Варианты ответовКол-во выборовЗдоровые детиДети с огр. возможностямидоброта6 (40%)8 (53%)стеснительность3 (20%)3 (20%)напористость00общительность4 (27%)3 (20%)жадность00справедливость2 (14%)1 (7%)другое00В данной таблице отмечается незначительная разница между группами детей, при этом в большей степени отмечается доброта, на втором месте находится общительность.В следующий таблице представлены ответы на вопроса «Считаете ли Вы себя привлекательным (ой)?»Таблица 15.Варианты ответовКол-во выборовЗдоровые детиДети с огран. возможностямида4 (27%)3 (20%)нет11 (73%)12 (80%)В следующей таблице Таблица показывает, что подростки обеих групп предпочитают быть такими, как все. Для подросткового возраста это скорее норма.Следующий показатель – представление о своих правах и обязанностях.Вопрос звучит следующим образом: 6 «Согласны ли с теми обязанностями, которые на Вас возлагают окружающие?»Таблица 16Варианты ответовКол-во выборовЗдоровые детиДети с огр. Возмож.согласен7 (47%)8 (53%)Не согласен5 (34%)5 (34%)Затрудняюсь ответить3 (20%)2 (14%)С учетом проведенного анализа удается выяснить, что принципиальных отличий в представленных таблицах выявить не удалось. Соответственно, дети с ограниченными возможностями, как и здоровые дети согласны с теми обязанностями, которые на них возлагают.Следующий вопрос касается знания правового аспекта. У детей спросили «Знаете ли Вы свои права?». Ответ представлен в таблице 17.Таблица 16Варианты ответовКол-во выборовЗдоровые детиДети согран. Возмож.знаю6 (40%)6 (40%)Не знаю3 (20%)4 (27%)Знаю, но не в полной мере2 (14%)2 (14%)Затрудняюсь ответить4 (27%)3 (20%)С учетом показателей данной таблицы можно утверждать, что существенных различий между группами нет. Основная часть детей с ограниченными возможностями, как и здоровые дети в большинстве случаев знают свои права.В заключительном вопросе у детей поинтересовались их планами на будущее. На вопрос «Задумываетесь ли Вы о своем будущем?», дети ответили следующим образом:Таблица 8.Варианты ответовКоличество выборовЗдоровые детиДети с огр. Возм.Часто задумываюсь7 (45%)7 (50%)Иногда задумываюсь2 (19%)2 (14%)Не задумываюсь4 (22%)3 (18%)Затрудняюсь ответить2 (15%)3 (20%)С учетом данных показателей также нельзя говорить серьезных различиях, по той причине, что дети в каждой из групп одинаково задумываются о будущем. Несмотря на то что есть определенное количество человек, которые не задумываются о будущем, речь идет о незначительной части.2.4 Выводы и рекомендации по исследованиюС учетом проведенного исследования удалось сделать следующие выводы:Если говорить о самооценке детей-инвалидов и здоровых детей, то в данном случае нет существенных отличий в показателях.Что касается лидерских качеств, то они также развиты у представителей обоих групп, при этом данное качество характера преобладает у большинства.Тоже самое можно сказать о самооценке которая развита, как у здоровых детей, так и у детей с ограниченными возможностями. Дети считают себя привлекательными.Если говорить об уровне общения, то в обоих случаях он также незначительно отличается. Дети общаются со сверстниками, стремятся к получению новой информации, делятся полученными знаниями.Дети-инвалиды и здоровые дети имеют одинаковое представление о своих правах.С учетом вышесказанного можно отметить, что личностные особенности детей с ограниченными возможностями не отличаются от здоровых детей, что доказывает теорию, согласно которой выражение «дети с ограниченными возможностями» не является их личностной характеристикой, а указывает на отношение общества к данной проблеме. Прежде всего необходимо стремиться к развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями.Особое внимание должно уделяться социальной активности ребенка, который в большинстве случае воспринимается обществом, как больной, нуждающийся в милосердном отношении людей.Создавать условия для того, чтобы ребенок не чувствовал себе ущемленным и обладал чувством собственного достоинства.Важное внимание должно уделяться самоопределению, поиску себя.На данном этапе также необходимо выбаратываит способность к выбору жизненной позиции, а не довольствование ролью пассивных потребителей льгот и привилегий, стремление к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества.Выводы по второй главе:В рамках исследования было уделено внимание деятельности ГКУСО МО «Реутовский РЦДП «Родничок» .Основная цель Центра заключается в социальной реабилитации детей-инвалидов. Для реализации поставленной цели в Центре предусмотрена программа, способствующая физиологическому, образовательному и духовному развитию детей-инвалидов.Дети-инвалиды получают необходимые навыки, которые в последствии позволяют им адаптироваться к жизненным условиям, общению со сверстниками и последующему самоопределению.В исследовании принимало участие 30 детей: 15 из которых здоровые дети и 15 являются детьми с ограниченными возможностями.На основе полученных результатов удалось выяснить, что личностные особенности детей-инвалидов в незначительной степени отличаются от показателей, которые характеризуют здоровых детей, а в некоторых случаях данная разница совершенно незаметна.При этом необходимо учитывать, что дети-инвалиды в силу своих особенностей нуждаются в психологической поддержке, которая может быть выражена в развитии творческих способностей ребенка, создания условий, которые в последствии помогут детям-инвалидам найти свое место в жизни.ЗаключениеТермин «инвалид» в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества, выражает отношение к инвалиду, как к социально бесполезной категории. Понятие «человек с ограниченными возможностями» в традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. При этом проблема инвалидности не может рассматриваться только с медицинской точки зрения, по той причине, что имеет социальный аспект.Одной из наиболее важных проблем можно обозначить отсутствие у детей с ограниченными возможностями возможности нормального общения со сверстниками, культурного обогащения личности, а в некоторых случаях и получения образования. Данная проблема относится не только к субъективным факторам, таким как социальное, физическое и психическое здоровье, но прежде всего связана с государственной политикой, особенностями человеческого восприятия и отсутствием специальных органов, важная задача которых должна заключаться в необходимости донести до общества значение простых человеческих истин:- Ребенок-инвалид также является членом общества, и должен принимать активное участие в жизненных процессах.- Ребенок- инвалид может быть таким же талантливым, если его талант поддерживать и способствовать его развитию.- Ребенок инвалид не должен считаться пассивным объектом социальной помощи, а должен восприниматься как человек, который также имеет право на достойную жизнь, получение образования и удовлетворение собственных потребностей.- Государство должно не только оказывать финансовую помощь ребенку-инвалиду, но и относиться с уважением к его социальным потребностям и создавать такую систему социальной поддержки, которая позволит нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.В данном случае речь идет о трудовой реабилитации, развитие физических способностей, помощь в самообслуживании, создание условий для социальной адаптации.Ребенок-инвалид должен иметь возможность приобретать навыки внимательного отношения к тем событиям, которые происходят в мире, учиться общаться, правильно вести себя в обществе;- получение сведений о музыке, художественной литературе, живописи, кино и других видах искусства.С учетом вышесказанного можно отметить, что в большинстве случаев проблема инвалидности носит региональный характер.В данной ситуации имеется ввиду то, что во многих регионах России отсутствуют элементарные условия для реабилитации детей с ограниченными возможностями. Речь идет не только о специализированных реабилитационных центрах, но также о специальных школах и штатных сотрудников социальных служб, которые могли бы в нужный момент прийти на помощь семье в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями.В качестве основных причин повышения уровня инвалидности можно назвать неблагоприятные изменения демографической структуры населения, рост заболеваемости, ухудшении социально – экономических условий жизни и экологической ситуации. Все вышеперечисленные факторы способствуют повышению числа лиц, которым необходима социальная помощь и защита, включая и вопросы реабилитации.Именно по этой причине сегодня столь важным вопросом остается необходимость социальной реабилитации детей, которая прежде всего направлена на то, чтобы способствовать восстановлении нарушенных или утраченных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья к общественной, профессиональной и бытовой деятельности.Именно решение вышеуказанных проблем является приоритетным направлением деятельности органов социальной защиты населения при реализации совместно с семьями детей-инвалидов индивидуальных программ реабилитации.Как показывает статистика, большинство детей с ограниченными возможностями проживают в неполных семьях. Это связано прежде всего с тем, что не все отцы могут выдержать те сложности, которые накладываются на семьи подобного типа. Также хотелось бы отметить, что основная часть семей в которых растет ребенок с ограниченными возможностями, являются малообеспеченными.С учетом вышесказанного хотелось бы указать особенности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, которые воспитываются в семье. Задача специалиста социальной службы заключается в следующем:– оказание адресной социальной помощи (как денежной, так и натуральной);– оказание консультативной, психологической, правовой помощи;– создания условий для вовлечения детей-инвалидов в активный процесс социальной адаптации. В данном случае речь идет о спортивных, культурных мероприятиях совместно со здоровыми людьми;– привлечение внимания общественности к проблемам инвалидов, рассказывая об их судьбах, характерах, достижениях;– оказание содействия в обучении детей- инвалидов.При этом необходимо, чтобы решение проблем детской инвалидности проходило одновременно в двух плоскостях.В первую очередь речь идет о профилактике детской инвалидности, иными словами комплексе мер, которые должны приниматься для снижения уровня инвалидности за счет своевременного оказания качественной медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным, расширение сети медико-генетическим учреждений, среди задач которых прежде всего было принятие комплекса мер для диагностики различных заболеваний.Во-вторых, речь идет о социальной реабилитации детей-инвалидов, а именно создании центров реабилитации детей и подростков, а также коррекционных детских дошкольных учреждений, приведение существующей системы учебных и воспитательных заведений для детей с нарушениями в развитии в соответствие с объективной необходимостью и международными нормативами с учетом накопленного опыта. В той ситуации, когда общество не может создать условия для того, чтобы ребенок родился здоровым, оно должно позаботиться о том, чтобы создать ему максимально комфортные условия существования. Если на первых этапах развития ребенка с ограниченными возможностями он сталкивается с существующими социальными проблемами, то с возрастом помимо указанных проблем, если не проводить своевременную коррекцию, появляются проблемы психологического характера, которые не позволяют ему адаптироваться к социальной среде, что приводит к педагогической запущенности, расстройству эмоциональной – волевой сферы, личностным нарушениям.Для того, чтобы не допустить такого развития событий, ребенка, имеющего тот или иной дефект, необходимо своевременно включить в социально – реабилитационный процесс, так как вторичные нарушения требуют не медицинского вмешательства, а соответствующих социальных воздействий. Такая помощь входит в компетенцию специалистов, профессиональная деятельность которых связана с социальной реабилитацией детей, имеющих отклонения в развитии, к современным жизненным условиям.Эффективность реабилитации сводится не к определенным стандартам на начальном этапе проведения мероприятий, а к созданию условий, которые позволят добиться реальных успехов в будущем.Специалист социальной службы в своей деятельности использует меры, которые способствуют формированию личности, способной проявлять независимость от болезни и обстоятельств, сделать при необходимости свой жизненный выбор, вполне соотносимый с ее собственными, а не заданными и диктуемыми извне намерениями, мотивами, установками.Именно по этой причине необходимо искать возможности подлинного сотрудничества с ребенком.В современном мире существует множество технологических возможностей и социальных программ, способствующих совершенствованию поведения ребенка с ограниченными возможностями, которые открывают доступ к образованию, труду, спорту, искусству, широкому общению.Наиболее ярким примером таких программ является развитие опыта социального партнерства в реализации государственной социальной программы («Дети России», направленная программа «Дети-инвалиды»).Основная цель вышеуказанных программ заключается в «выравнивании» возможностей ребенка, имеющего инвалидность, приближая их к возможностям других детей, возможность полного и активного участия в жизни общества.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКНормативно-правовые документыКонституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. — 48 с.Конвенция о правах инвалидов (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. №61/106). Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. №44/25Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. №185-ФЗ). Федеральный закон от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»”». Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Федеральный закон от 3 мая 2012 г. №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» (в ред. от 1 апреля 2012 г.). Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. №Пр-271.Учебная и специальная литератураАверин, А.Н. Социальная защита отдельных категорий населения : учеб. пособие / А. Н. Аверин ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М. : Изд-во РАГС, 2009. - 114 с.Алёхина С.В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования // Педагогический журнал. 2013. №1(44). С.26–32.Алехина С.В., Алексеева М.А., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. №1.Аксененко А.Ю. Деятельность социозащитного учреждения по социализации детей-сирот, выпускников детских домов. // Социальная политика: современность и будущее : материалы междунар. науч.-практ. конф., 20 янв. 2009 г. / под общ. ред. В. Н. Скворцова. - СПб. : ЛГУ, 2009. – С. 9 – 14.Базарова, Т.С.. Формирование личности социального работника как субъекта профессиональной деятельности / Т. С. Базарова ;Федер. агентство по образованию, Бурят. гос. ун-т. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят. госуниверситета, 2008. - 146 с. Бетанова С.С. Условия профессиональной деятельности психолога, работающего с детьми-инвалидами, как системообразущий фактор готовности к ней // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2012. № 4.. с.168-176Бетанова С.С. Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости [Электронный ресурс] // Электронный журнал "Вестник Московского государственного областного университета" [Сайт]. - М.: МГОУ, 2012 - № 3. - С.97-107. Большова Т.Е. Социальное здоровье населения как цель функционирования социальной работы. - Саратов, 1997Быкова, Л. Е. Социальная защита детей в Российской Федерации // Социальная работа в России: образование и практика : сб. науч. тр. / Федер. агентство по образованию, Том. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, Департамент соц. защиты населения администрации Том. обл., Том. епархия Рус. правосл. церкви Моск. патриархата ; под ред. Н. А. Грика. - Томск : ТУСУР, 2009. – С. 117 – 122Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы//Под редакцией И.М.Бгажноковой/.-М.,ВЛАДОС, 2010.-239 сГринюк Р. Ф. Организация учебно-воспитательного процесса и педагогической помощи детям и подросткам с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности // Современные научные исследования. Выпуск 1. - Концепт. - 2013.Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы: учебник для нач. проф. Образования / М.Н. Гуслова.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.-160с.Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. - Тюмень, 1995Зубкова Т. С., Тимошина Н. В. Организация и содержание работы по соц. защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский цент «Академия», 2013. – 224 с. Жигарева Н. П. Комплексная реабилитация инвалидов; Дашков и Ко - Москва, 2011. - 216 c.Иванов А.М. Особенности трудовой позиции инвалида в процессе его культурной социализации : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Иванов Александр Михайлович; [Место защиты: Моск. гос. технол. ун-т "Станкин"].- Москва, 2010.- 119 с.Ким Е.Н. Концепция «независимой жизни» в социальной работе с детьми с ограниченными возможностямиКоваленко Е.А Модели организации адресной социальной помощи / [Е. А. Коваленко, Е. Л. Строкова, О. А. Феоктистовf]. - М. : Фонд "Ин-т экономики города", печ. 2009. - 247 с.Кулагина Е.В., Войтенкова Г.Ф. Педагогические кадры в фокусе реформы образования: социально-экономический аспект // Экономика образования. 2013. №5(78). Кулагина Е.В. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: тенденции и условия развития в России // Народонаселение. 2013. №4. Кулагина Е.В., Елисеева М.А. Ресурсы педагогических работ- ников школ на этапе модернизации образования: опыт Моск- вы, России и развитых стран // Социологические исследова- ния. 2014. №2. Кучмаева О.В., Дементьева И.Ф., Сабитова Г.В., Синель- ников А.Б., Петрякова О.Л. Проблема доступности среднего образования для несовершеннолетних лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве: Научный отчёт. М.: ФГНУ ИСВ РАО, 2012.Ларикова И.В.Интеграция детей-инвалидов в России законодательство, реальная ситуация, пути перемен. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://aupam.narod.ru/pages/deti/integraciya_deteyj_invalidov_rossii/oglavlenie.html (дата обращения: 20.04.2015).Лодкина Т.В. Социальная педагогика: защита семьи и детства. - М.: Академия, 2009. - 208 с.Макеева Вера Степановна Реабилитация Детей-Инвалидов Средствами Туризма; [не указанo] - Москва, 2004. - 837 c.Малофеев Н.Н. Особый ребенок –обычное детство/ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –2011. -№ 11Маньков В. Д., Заграничный С. Ф. Виды защит, обеспечивающие безопасность эксплуатации электроустановок. В 3 частях. Часть 2. Защита при косвенном прикосновении. Дополнительная защита; НОУ ДПО "УМИТЦ "ЭлектроСервис" - Москва, 2010. - 110 cМартыненко А.В. Теоретические и организованно-методические основы медико-социальной работы. - М., 1997Международный опыт организации адресной социальной помощи / Авт.: А. Л. Александрова, Дж. Л. Галлагер, м. И. Либоракина, К. Г. Чагин. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2001. – 38 с.Смычек В. Б. Реабилитация больных и инвалидов; Медицинская литература - Москва, 2009. - 542 c.Ткаченко В. С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов; Дашков и Ко - Москва, 2013. - 382 c.Павленок П. Д., Руднева М. Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. Проф. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА – М, 2009. - 272 с. – (Высшее образование).Пинкус, А. Практика социальной работы: (формы и методы) / А.Пинкус, А.Минахан. – М.: Союз, 1993. – 223 с.Региональная система комплексного сопровождения детей и взрослых с тяжелыми нарушениями развития/ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –2011. -№4.Социальная работа с семьей: Учеб. пособие/Е. И. Холостова. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2009. – 212 с.Социальная работа: Учебное пособие / Под ред. д. п. н., проф. Н. Ф. Басова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 364 с.Система государственных экономических гарантий и льгот как элемент социальной защиты населения//Пантелеева, Татьяна Сергеевна. Экономические основы социальной работы : [учеб. пособие для вузов по направлению и специальности "Соц. работа"] / Т. С. Пантелеева, Г. А. Червякова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. – С. – 53 – 59.Социальная защита семьи и детства : учеб-метод. пособие / [А. Н. Алексеева и др.] ; С.-Петерб. гос. ун-т, Фак. социологии, Центр науч.-практ. соц. работы и студенч. инициатив. - СПб. : Фак. социологии СПбГУ, 2008. – 866 с.Социальная защита детства // Основы социальной работы : учебник: [по специальности "Соц. работа" / П. Д. Павленок, А. А. Акмалова, О. А. Аникеева и др. ; отв. ред. П. Д. Павленок]. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2009. – С. 253 – 273Основные проблемы социальной защиты лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (самозанятогонаселения)// Павлюченко, Виктория Георгиевна. Социальное страхование : учеб. пособие / В. Г. Павлюченко ; Рос. гос. соц. ун-т, Фак. соц. страхования, экономики и финансов. - М. : Дашков и Ко, 2007. – С. 366 – 389. Осадчих А.И., Кириенко З.Е. К вопросу о сущности проблемы профилактики инвалидности у детей. В кн.: Проблемы профилактики инвалидности и реабилитация инвалидов с детства: Тезисы докладов конференции 28-30 ноября 1990. - Л., 1990. - 40 с.Социальная работа с семьей: Учеб. пособие/Е. И. Холостова. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2009. – 212 с.Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 20.04.2015).Холопенко Н.А. Социально-психологические проблемы инвалидности. Другие подходы к пониманию инвалида / 05 января 2009/. [Электронный ресурс] // Социально-психологический сайт [Сайт] "BernuRits. Благотворительный фонд"URL: http://www.bernurits.lv/articles/social-psyproblems.html (дата обращения 20.04.2015).Экономические основы системы социальной защиты населения// Пантелеева, Татьяна Сергеевна. Экономические основы социальной работы : [учеб. пособие для вузов по направлению и специальности "Соц. работа"] / Т. С. Пантелеева, Г. А. Червякова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. – С. 53 – 59.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые документы
1. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. — 48 с.
2. Конвенция о правах инвалидов (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. №61/106).
3. Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. №44/25
4. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. №185-ФЗ).
5. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»”».
6. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
7. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
9. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» (в ред. от 1 апреля 2012 г.).
10. Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
11. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
12. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. №Пр-271.
13. Учебная и специальная литература
14. Аверин, А.Н. Социальная защита отдельных категорий населения : учеб. пособие / А. Н. Аверин ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М. : Изд-во РАГС, 2009. - 114 с.
15. Алёхина С.В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования // Педагогический журнал. 2013. №1(44). С.26–32.
16. Алехина С.В., Алексеева М.А., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. №1.
17. Аксененко А.Ю. Деятельность социозащитного учреждения по социализации детей-сирот, выпускников детских домов. // Социальная политика: современность и будущее : материалы междунар. науч.-практ. конф., 20 янв. 2009 г. / под общ. ред. В. Н. Скворцова. - СПб. : ЛГУ, 2009. – С. 9 – 14.
18. Базарова, Т.С.. Формирование личности социального работника как субъекта профессиональной деятельности / Т. С. Базарова ;Федер. агентство по образованию, Бурят. гос. ун-т. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят. госуниверситета, 2008. - 146 с.
19. Бетанова С.С. Условия профессиональной деятельности психолога, работающего с детьми-инвалидами, как системообразущий фактор готовности к ней // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2012. № 4.. с.168-176
20. Бетанова С.С. Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости [Электронный ресурс] // Электронный журнал "Вестник Московского государственного областного университета" [Сайт]. - М.: МГОУ, 2012 - № 3. - С.97-107.
21. Большова Т.Е. Социальное здоровье населения как цель функционирования социальной работы. - Саратов, 1997
22. Быкова, Л. Е. Социальная защита детей в Российской Федерации // Социальная работа в России: образование и практика : сб. науч. тр. / Федер. агентство по образованию, Том. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, Департамент соц. защиты населения администрации Том. обл., Том. епархия Рус. правосл. церкви Моск. патриархата ; под ред. Н. А. Грика. - Томск : ТУСУР, 2009. – С. 117 – 122
23. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы//Под редакцией И.М.Бгажноковой/.-М.,ВЛАДОС, 2010.-239 с
24. Гринюк Р. Ф. Организация учебно-воспитательного процесса и педагогической помощи детям и подросткам с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности // Современные научные исследования. Выпуск 1. - Концепт. - 2013.
25. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы: учебник для нач. проф. Образования / М.Н. Гуслова.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.-160с.
26. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. - Тюмень, 1995
27. Зубкова Т. С., Тимошина Н. В. Организация и содержание работы по соц. защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский цент «Академия», 2013. – 224 с.
28. Жигарева Н. П. Комплексная реабилитация инвалидов; Дашков и Ко - Москва, 2011. - 216 c.
29. Иванов А.М. Особенности трудовой позиции инвалида в процессе его культурной социализации : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Иванов Александр Михайлович; [Место защиты: Моск. гос. технол. ун-т "Станкин"].- Москва, 2010.- 119 с.
30. Ким Е.Н. Концепция «независимой жизни» в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями
31. Коваленко Е.А Модели организации адресной социальной помощи / [Е. А. Коваленко, Е. Л. Строкова, О. А. Феоктистовf]. - М. : Фонд "Ин-т экономики города", печ. 2009. - 247 с.
32. Кулагина Е.В., Войтенкова Г.Ф. Педагогические кадры в фокусе реформы образования: социально-экономический аспект // Экономика образования. 2013. №5(78).
33. Кулагина Е.В. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: тенденции и условия развития в России // Народонаселение. 2013. №4.
34. Кулагина Е.В., Елисеева М.А. Ресурсы педагогических работ- ников школ на этапе модернизации образования: опыт Моск- вы, России и развитых стран // Социологические исследова- ния. 2014. №2.
35. Кучмаева О.В., Дементьева И.Ф., Сабитова Г.В., Синель- ников А.Б., Петрякова О.Л. Проблема доступности среднего образования для несовершеннолетних лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве: Научный отчёт. М.: ФГНУ ИСВ РАО, 2012.
36. Ларикова И.В.Интеграция детей-инвалидов в России законодательство, реальная ситуация, пути перемен. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://aupam.narod.ru/pages/deti/integraciya_deteyj_invalidov_rossii/oglavlenie.html (дата обращения: 20.04.2015).
37. Лодкина Т.В. Социальная педагогика: защита семьи и детства. - М.: Академия, 2009. - 208 с.
38. Макеева Вера Степановна Реабилитация Детей-Инвалидов Средствами Туризма; [не указанo] - Москва, 2004. - 837 c.
39. Малофеев Н.Н. Особый ребенок –обычное детство/ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –2011. -№ 11
40. Маньков В. Д., Заграничный С. Ф. Виды защит, обеспечивающие безопасность эксплуатации электроустановок. В 3 частях. Часть 2. Защита при косвенном прикосновении. Дополнительная защита; НОУ ДПО "УМИТЦ "ЭлектроСервис" - Москва, 2010. - 110 c
41. Мартыненко А.В. Теоретические и организованно-методические основы медико-социальной работы. - М., 1997
42. Международный опыт организации адресной социальной помощи / Авт.: А. Л. Александрова, Дж. Л. Галлагер, м. И. Либоракина, К. Г. Чагин. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2001. – 38 с.
43. Смычек В. Б. Реабилитация больных и инвалидов; Медицинская литература - Москва, 2009. - 542 c.
44. Ткаченко В. С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов; Дашков и Ко - Москва, 2013. - 382 c.
45. Павленок П. Д., Руднева М. Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. Проф. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА – М, 2009. - 272 с. – (Высшее образование).
46. Пинкус, А. Практика социальной работы: (формы и методы) / А.Пинкус, А.Минахан. – М.: Союз, 1993. – 223 с.
47. Региональная система комплексного сопровождения детей и взрослых с тяжелыми нарушениями развития/ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –2011. -№4.
48. Социальная работа с семьей: Учеб. пособие/Е. И. Холостова. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2009. – 212 с.
49. Социальная работа: Учебное пособие / Под ред. д. п. н., проф. Н. Ф. Басова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 364 с.
50. Система государственных экономических гарантий и льгот как элемент социальной защиты населения//Пантелеева, Татьяна Сергеевна. Экономические основы социальной работы : [учеб. пособие для вузов по направлению и специальности "Соц. работа"] / Т. С. Пантелеева, Г. А. Червякова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. – С. – 53 – 59.
51. Социальная защита семьи и детства : учеб-метод. пособие / [А. Н. Алексеева и др.] ; С.-Петерб. гос. ун-т, Фак. социологии, Центр науч.-практ. соц. работы и студенч. инициатив. - СПб. : Фак. социологии СПбГУ, 2008. – 866 с.
52. Социальная защита детства // Основы социальной работы : учебник: [по специальности "Соц. работа" / П. Д. Павленок, А. А. Акмалова, О. А. Аникеева и др. ; отв. ред. П. Д. Павленок]. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2009. – С. 253 – 273
53. Основные проблемы социальной защиты лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (самозанятогонаселения)// Павлюченко, Виктория Георгиевна. Социальное страхование : учеб. пособие / В. Г. Павлюченко ; Рос. гос. соц. ун-т, Фак. соц. страхования, экономики и финансов. - М. : Дашков и Ко, 2007. – С. 366 – 389.
54. Осадчих А.И., Кириенко З.Е. К вопросу о сущности проблемы профилактики инвалидности у детей. В кн.: Проблемы профилактики инвалидности и реабилитация инвалидов с детства: Тезисы докладов конференции 28-30 ноября 1990. - Л., 1990. - 40 с.
55. Социальная работа с семьей: Учеб. пособие/Е. И. Холостова. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2009. – 212 с.
56. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 20.04.2015).
57. Холопенко Н.А. Социально-психологические проблемы инвалидности. Другие подходы к пониманию инвалида / 05 января 2009/. [Электронный ресурс] // Социально-психологический сайт [Сайт] "BernuRits. Благотворительный фонд"URL: http://www.bernurits.lv/articles/social-psyproblems.html (дата обращения 20.04.2015).
58. Экономические основы системы социальной защиты населения// Пантелеева, Татьяна Сергеевна. Экономические основы социальной работы : [учеб. пособие для вузов по направлению и специальности "Соц. работа"] / Т. С. Пантелеева, Г. А. Червякова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. – С. 53 – 59.

Вопрос-ответ:

Что такое инвалидность?

Инвалидность - это состояние, при котором у человека есть физические или психические ограничения, которые делают его неспособным полноценно функционировать в обществе без поддержки.

Какие виды реабилитации существуют для детей с ограниченными возможностями здоровья?

Для детей с ограниченными возможностями здоровья существуют различные виды реабилитации, включая медицинскую, физическую, психологическую и социальную реабилитацию. Каждый вид реабилитации направлен на улучшение качества жизни ребенка и помощь ему в преодолении своих трудностей.

Какие технологии используются в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья?

В социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья используются различные технологии, такие как компьютерные программы, арт-терапия, сенсорные комнаты и множество других специальных техник и методов, которые помогают детям развивать свои навыки и способности.

Как организовано исследование проблем социальной реабилитации детей инвалидов в реабилитационном центре "Родничок"?

Исследование проблем социальной реабилитации детей инвалидов в реабилитационном центре "Родничок" проводилось с использованием специальных методик и программ. Была организована работа со специалистами и семьями детей, проводились наблюдения, интервью и анкетирования для изучения результатов реабилитации.

Какие результаты были получены в результате исследования проблем социальной реабилитации детей инвалидов в реабилитационном центре "Родничок"?

В результате исследования проблем социальной реабилитации детей инвалидов в реабилитационном центре "Родничок" были получены положительные результаты. Дети показали прогресс в различных областях, включая психологическое и физическое развитие, а также социальную адаптацию. Были выявлены наиболее эффективные методики и программы, которые помогают детям успешно реабилитироваться и интегрироваться в общество.

Что такое инвалидность?

Инвалидность - это состояние, при котором у человека есть ограничения в физической или умственной деятельности, что делает его зависимым от помощи других людей или специализированных устройств.

Какие виды реабилитации существуют для детей с ограниченными возможностями здоровья?

Для детей с ограниченными возможностями здоровья существуют различные виды реабилитации, такие как физиотерапия, логопедия, эрготерапия, психологическая реабилитация и другие. Они направлены на улучшение физических и ментальных возможностей ребенка, развитие его навыков и самостоятельности.

Какие технологии социальной реабилитации применяются для детей с ограниченными возможностями здоровья?

Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья включают в себя различные методики и программы, такие как индивидуальные занятия с педагогами-дефектологами, групповые занятия с ребятами, поездки в реабилитационные центры, использование специализированных технических средств (протезы, роллаторы, слуховые аппараты и т.д.) и другие методы, направленные на облегчение и улучшение жизни таких детей.

Какие результаты практических исследований по проблемам социальной реабилитации детей инвалидов были получены на опыте реабилитационного центра "Родничок"?

Практические исследования по проблемам социальной реабилитации детей инвалидов на опыте реабилитационного центра "Родничок" показали положительные результаты работы этого центра. Было выявлено, что благодаря комплексным программам и методикам реабилитации, дети с ограниченными возможностями здоровья смогли значительно улучшить свои физические и умственные возможности, стать более самостоятельными и успешно социализироваться.