Социально-религиозный контекст возникновения буддизма.Житие Будды Шакьямуни.Ранний буддизм.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Религиоведение
  • 15 15 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 21.05.2015
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Социально-религиозный контекст возникновения буддизма 4
Глава 2. Жизнь Будды Шакьямуни 6
Глава 3. Ранний буддизм 11
Заключение 16
Список литературы 17
Фрагмент для ознакомления

«Все есть страдание. Рождение - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание. Соединение с неприятным - страдание, разлучение приятным - страдание. Поистине все пять групп привязанности суть страдание» [2]. Страдание в буддизме -фундаментальная характеристика бытия, так как ни одно из человеческих состояний не является удовлетворительным. Даже наслаждаясь, мы понимаем, наслаждение закончится и от этого страдаем. Все подвержено страданиям (животные, люди, божества), потому страдание абсолютно. Вторая Благородная Истина - истинао причине страдания: влечение, желание, привязанность и воля к жизни. Всякое влечение порождает страдание, без влечений не было бы и страданий. Но влечением, жаждой жизни пронизанавсе вокруг, влечение - сердцевина жизни каждого живого существа. А жизнь регулируется законом кармы.Учение о карме («дело», «действие» ) - стержень буддизма. В те времена кармой считалось не любое действие, а только ритуально значимое, котрый дает желаемый результат. Но в последующем понятие «кармы» расширилось, и стало означать действие, или акт (акт физический, вербальный, волевой, действие или поступок), обязательно имеющий результат. Таким образом, совокупность всех актов, которые были совершены человеком в жизни, приносит также свои плоды - определяет последующее рождение, и ту новую жизнь (страну, семью, черты характера, профессию и т.п.), которую определила карма умершего. В новой жизни человек снова совершает действия, ведущие его к новому рождению и так бесконечно. Такой круговорот смерти-рождения называется сансарой[8, с.25-26]. Учение о кармеи сансаре возникло еще до появления буддизма, в поздневедийском брахманизме, но именно буддизм тщательно ее разработал и сделал доктриальной частью своего учения.Ранний буддизм – не был теистическим учением, поэтому в отличие, например, от индуизма, последствия кармы определяет не Бог. В буддизме карма - это абсолютный закон существования.Учение о карме как причинно-следственной связи - «пратитья самутпада» – важнейшая теория в буддизме. Классическое описание теории содержится в «Махавагге», где цепь причинно-зависимого происхождения состоит из двенадцати звеньев (нидан) [7].Главный смысл этой цепи причинно-следственных связей заключается в том, что все этапы существования причинно обусловлены.Основная цель буддизма - освобождение, что означает выход из сансары (круговорота), тем самым обретается свобода от страданий. обретение свободы от страданий и страдательности, на которые обрекает сансарическое существование любое живое существо. Третья Благородная Истина – истина о прекращении страданий (о нирване), согласно ей страдания можно прекратить, ограничив свои жизненные потребности, утолив страсти.Четвертая Благородная Истина – истина о пути (марга), которая указывает дорогу к прекращению страданий: «весь путь делится на три этапа: этап мудрости (праджня), этап нравственности, или соблюдения обетов (шила), и этап сосредоточения (самадхи), то есть психопрактики. Первый этап включает в себя две ступени, остальные — по три, всего восемь ступеней» [8, с.29].Учение Будды не следует рассматривать как только философское учение. Философия раннего буддизма - это размышление над четырьмя благородными Истинами, которые являются первым этапом для вступивших напуть Будды. То есть, филофствование - это лишь инструмент, который в буддизме используется на пути к конечной цели. Для Будды главным было донести до слушателей суть учения, а не «создавать всеобъемлющий метафизический философский трактат. То же касается и раннего буддизма, как учения этического. В раннем буддизме, конечно, этика имеет место быть, но этическое поведение как цель буддизмаотрицается. Здесь этика – это способ, с помощью которого есть возможность достигнуть цель буддизма - спасение. Поэтому и существует мнение, что буддизм – это этическое учение [5,с.21]. Но это было бы так, если бы данный способ достижения цели буддизма был единственным или бы занимал особое место среди других способов спасения. Место этики в раннем буддизме – внутреннееотношение человека к собственному поведение, а не внешнее проявлениеданного поведения. При рассмотрении раннего буддизма с точки зрения религии, то и здесь видим, что он не обладает существеннымиатрибутами, которые присущи любой религии: бытие Бога,бессмертие души и свобода воли [9, с.224]. Буддизм- отрицает существованиедуши, промысел божий заменяется учением о причиннойобусловленности и «законом кармы». Но роднит ранний буддизм с религией то, что в качестве цели жизни человека является достижение им освобождения («нирваны»).Таким образом, учение раннего буддизма нельзя охарактеризоватькак только философское, этическое или религиозное учение. ЗаключениеТаким образом, в соответствии с целью и задачами исследования былирассмотрены социально-религиозный контекст возникновения буддизма, жизнь ее основателя Будды Шакьямуни и ранний буддизм.Буддизм – одна из трех древних религий наряду с христианством и исламом, оказавший огромное влияние на жизнь Востока. Возникновениюбуддизма способствовало разочарование индийского общества в старой ведической религии с ее жертвоприношениями, формализацией ритуалов, конфликтами и противоречиями, постоянно возникающими между брахманами и кшатриями. Сиддхартхи Гаутама (Будда Шакьямуни) - основатель буддизмапроповедовал возможность обретения человеком свободы и совершенствапосредством преодоления стремления к удовольствиям. Вершиной освобождения в буддизме становится Просветление. Будда учил людей тому, что они сами должны осуществить Просветление в своей жизни. Фундаментом буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах: истина о страдании - все есть страдание; истина о причине страданий – влечения и желания пораждают страдание; истина преодоления страданий - их можно прекратить если ограничить свои потребности, страсти; истина о пути указывает дорогу к прекращению страданий: этап мудрости, этап нравственности, этап сосредоточения. И все философско-религиозное построение буддизма основано на разъяснении и развитии этих положений.Буддизм в своем первоначальном содержании не был отгорожен от мира ни философским, ни религиозным панцирем, что предопределило его способность к изменениям и ассимиляции: буддизм разделился на ряд течений, произошло превращение буддизма в религиозное мировоззрение и практику. На сегодняшний день буддизм имеет сотни миллионов приверженцев и является значимой религией современного мира.Список литературыБерзин А. Жизнь Будды Шакьямуни. – [электронный ресурс]: http://www.berzinarchives.com/web/ru/archives/approaching_buddhism/teachers/lineage_masters/life_shakyamuni_buddha.html. Дата обращения: 13.04.2015Кеоун Дамьен. Буддизм /Пер. с английского. Н. Л.Некрасова.- 2001.-176 с.Ницше Ф. Антихристианин. (Опыт критики христианства). В кн.: Фридрих Ницше. Сочинения в 2-х томах. Том 2./перевод В.А.Флеровой. - Изд-во: Мысль, Москва., 1990Розенберг О.О. Труды по буддизму. Москва - ГРВЛ «Наука», 1991. – 295 с. Сутта – Нипата. Сборник бесед и поучений. Вступительная статья Н.И. Герасимовой. Москва.: Алтея. - 2001. Томас Э. Будда. История и легенды.: ЗАО Центрполиграф., Москва. 2003. – Режим доступа [электронный источник]: http://www.indostan.ru/biblioteka/knigi/2817/3690_1_o.pdf. Дата обращения: 13.04.2015Торчинов Е. Введение в буддизм. Курс лекций СПб.: Амфора, 2005. — 432 с.Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - 304 с.Щербатской Ф.И. Философское учение буддизма. Москва, «Восток – Запад», Исследования, переводы, публикации, выпуск IV., 1989.

Список литературы

1. Берзин А. Жизнь Будды Шакьямуни. – [электронный ресурс]: http://www.berzinarchives.com/web/ru/archives/approaching_buddhism/teachers/lineage_masters/life_shakyamuni_buddha.html. Дата обращения: 13.04.2015
2. Кеоун Дамьен. Буддизм /Пер. с английского. Н. Л.Некрасова.- 2001.-176 с.
3. Ницше Ф. Антихристианин. (Опыт критики христианства). В кн.: Фридрих Ницше. Сочинения в 2-х томах. Том 2./перевод В.А.Флеровой. - Изд-во: Мысль, Москва., 1990
4. Розенберг О.О. Труды по буддизму. Москва - ГРВЛ «Наука», 1991. – 295 с.
5. Сутта – Нипата. Сборник бесед и поучений. Вступительная статья Н.И. Герасимовой. Москва.: Алтея. - 2001.
6. Томас Э. Будда. История и легенды.: ЗАО Центрполиграф., Москва. 2003. – Режим доступа [электронный источник]: http://www.indostan.ru/biblioteka/knigi/2817/3690_1_o.pdf. Дата обращения: 13.04.2015
7. Торчинов Е. Введение в буддизм. Курс лекций СПб.: Амфора, 2005. — 432 с.
8. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - 304 с.
9. Щербатской Ф.И. Философское учение буддизма. Москва, «Восток – Запад», Исследования, переводы, публикации, выпуск IV., 1989.

Вопрос-ответ:

Каков социально-религиозный контекст возникновения буддизма?

Социально-религиозный контекст возникновения буддизма был отражением сложившейся социальной и религиозной ситуации в древней Индии. В то время, в обществе процветали брахманизм и джаинизм, и были характерны строгие кастовые разделения, а суверенные монархии включали даже определенные территории, и каждый правитель мечтал о великой державе себе под управление. Буддизм возник как религиозное движение, призывающее к отказу от мирских желаний и страждущих, сконцентрированных на поиске пути к просветлению и освобождению от цикла перерождений.

Кто был Будда Шакьямуни?

Будда Шакьямуни, также известный как Гаутама Будда, был основателем буддизма. Он родился в Капилавасту, небольшом княжестве в древней Индии, примерно в 563 году до н.э. Будда Шакьямуни представил новое учение, которое учило о достижении просветления и освобождении от страдания с помощью правильной медитации и духовной практики. В течение своей жизни он проповедовал свое учение и привлек множество последователей, которые распространяли его учение после его смерти.

Что включает в себя ранний буддизм?

Ранний буддизм включает в себя учения Будды Шакьямуни и его первых последователей. Он охватывает период от жизни самого Будды до распространения буддийского учения после его смерти. Ранний буддизм развивался в рамках монастырских сообществ, где монахи и монахини практиковали медитацию и духовную практику. Этот период был отличен от других направлений буддизма, таких как махаяна и ваджраяна, которые появились позже в истории буддизма.

В каком социально-религиозном контексте возник буддизм?

Буддизм возник в социально-религиозном контексте древней Индии, где процветали религии и философские учения, такие как брахманизм, саманизм и джайнизм.

Какие особенности жизни Будды Шакьямуни?

Жизнь Будды Шакьямуни была богатой событиями. Он родился во дворянской семье, его отец был царем, а мать - принцессой. Однако, он оставил свою роскошную жизнь и отправился в поисках истины.

Какие основные принципы раннего буддизма?

Ранний буддизм основывается на фундаментальном принципе, что все сущее страдает. Будда учил, что основными причинами страданий являются рождение, болезнь, старость, смерть, а также привязанность к приятным вещам и разделение с неприятными.

Какое место занимает страдание в буддизме?

Страдание играет фундаментальную роль в буддизме. Будда учил, что все сущее страдает, и основная цель его учения - достижение освобождения от страдания путем избавления от привязанностей и невежества.

В чем заключается особенность пяти групп привязанностей в буддизме?

Пять групп привязанностей, или "скандхи" в буддизме, являются основой формирования индивидуального существования. Они включают в себя форму, ощущения, восприятия, ментальные формации и сознание. Будда учил, что все пять групп привязанностей являются источником страданий и привязанностей, и освобождение от них является основной целью практикующего буддизма.

Каков социально-религиозный контекст возникновения буддизма?

Буддизм возник в Индии в 6 веке до нашей эры в социально-религиозном контексте, который включал индуистскую религию, хиндуизм, а также другие религиозные и философские учения. Это была эпоха, когда общество было пронизано осознанием страданий и исканием способов их преодоления. В этом контексте возник и развивался буддизм.

Какие события происходили в жизни Будды Шакьямуни?

Будда Шакьямуни, основатель буддизма, родился в касте шакья, в семье князя Шудходаны и его жены Майи. По легенде, перед его рождением, Майя видела сон, в котором ей явился белый слон и вошел в ее бок. Будда Шакьямуни прожил свою первую часть жизни в роскоши и изобилии, но затем решил оставить все мирские блага и отправился на поиски духовного просветления. Он провел шесть лет в медитации и аскезе, прежде чем достичь просветления и стать Буддой.