Средства популяризации науки среди детской аудитории
Заказать уникальную дипломную работу- 83 83 страницы
- 74 + 74 источника
- Добавлена 14.06.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 4
Глава 1. Средства и методы популяризации науки 7
1.1. Популяризация науки и общество 7
1.2. Каналы распространения научной информации при популяризации, роль журналистики в данном контексте 17
1.3. Связи с общественностью и популяризация науки 27
1.3.1. Интернет как средство популяризации науки и техники (на примере Practical Science, Компьютерры и др.) 31
Глава 2. Детская аудитория как целевая аудитория популяризации науки 43
2.1. Особенности детского восприятия 43
2.2. Научно-популярная литература, периодика, телевидение и интернет для детей 45
2.2.1 Научно-популярная литература и периодика 45
2.2.2. Научно-популярное телевидение для детей 51
2.2.3. Интернет-сайты для детей 53
2.3. Мероприятия по популяризации науки для детей 56
2.3.1. Фестивали науки 56
2.3.2. Конкурсы учебно-исследовательских работ 61
2.3.3. Лагеря и летние школы детского творчества 62
2.3.4. Олимпиады для школьников 65
2.3.5. Специальные проекты 65
2.3.6. Выводы 66
Глава 3. Роль интерактивных центров в популяризации науки 69
3.1. Традиционные музеи науки и техники 69
3.2. Интерактивные центры и музеи науки в России 71
3.3. Общие проблемы и достижения музеев популярной науки 77
Заключение 80
Литература 81
Приложение 90
Интервью с сотрудниками музеев популярной науки 90
Интервью с Вероникой Подкутиной, специалистом по PR детского центра научных открытий «Иннопарк» 90
Интервью с Антоном Захаровым, научным консультантом музея «Экспериментаниум» 92
Интервью с Александрой Казачковой, заместителем генерального директора по развитию музея «Экспериментаниум» 95
Интервью с Татьяной Коровкиной, специалистом отдела рекламы, связей с общественность и музеями, Государственный Дарвиновский музей 97
Интервью с Екатериной Гридиной, директором по маркетингу ОАО «Планетарий» 99
Следует еще отметить (о чем писалось выше, в пункте 2.1), что ребенок познает мир от частного к общему и до определенного возраста логикой не владеет. И еще существенно, что развитие головного мозга ребенка идет через руки, через мелкую моторику. Поэтому так важно, чтобы ребенок познавал мир руками, интерактивно.Особенно заметно это стало с появлением цифровой фотографии. При работе с фотопленкой от получения снимка до оценки результата происходит ряд довольно длительных операций, при любой из которых снимок можно испортить. При работе же с «цифрой» результат (в частности, ошибки композиции, настройки фотоаппарата, выбора режима съемки) виден немедленно, и это резко ускоряет и делает более эффективным процесс обучения.Точно так же и в других областях интерактив ускоряет процесс обучения и делает его более эффективным. Проекты, связанные с популяризацией науки, выполняют следующие функции:собственно популяризация науки и техники;привлечение студентов и молодых ученых к популяризации науки, приобретение ими опыта преподавания и чтения публичных лекций;формирование у детей навыков ведения (и документирования) исследований и командной работы;профориентация и ранний отбор будущих студентов и специалистов.Стоит еще отметить появление таких направлений, как обучение детей риторике и ораторскому искусству, что ранее не практиковалось.И еще стоит отметить роль и значение использования интернета. Во-первых, интернет постепенно вытесняет традиционные СМИ (но никогда не вытеснит их до конца). Во-вторых, информация в интернете может быть значительно более оперативной, чем в традиционных СМИ. В-третьих, интернету доступны средства, которые недоступны большинству традиционных СМИ – аудио- и видеоматериалы, интерактивная инфографика.Глава 3. Роль интерактивных центров в популяризации наукиТрадиционные музеи науки и техникиПервые мероприятия, посвященные популяризации науки, стали возникать в Европе в начале Нового времени (XVII – XVIIIвека). По картинам Рембрандта известны публичные вскрытия трупов. Тогда же при королевских и княжеских дворах стали появляться первые кунсткамеры – собрания редкостей, заспиртованных препаратов, археологических находок.В России Кунсткамера была основана Петром Iв 1714 году в Петербурге. Во время своего второго путешествия в Голландию (1716 – 1717 годы) Петр Iприобрел для Кунсткамеры коллекцию редкостей Альберта Себа, были приобретены также коллекции Фредерика Рюйша, Жозефа Гишара Дювернея.Первое время для того, чтобы привлечь посетителей, Петр I распорядился угощать посетителей Кунсткамеры рюмкой водки с закуской, а посетительниц – чашкой кофе с пряником.Кунсткамера действовала в составе Академии Наук. Позднее ее коллекции были пополнены материалами сибирских и дальневосточных экспедиций. В 1726 году был приобретен и установлен в Кунсткамере Большой Академический (Готторпский) глобус. Глобус имел диаметр больше 3 метров, на его наружной поверхности была нанесена карта мира, а внутри, где могли разместиться несколько зрителей – карта звездного неба.В настоящее время Кунсткамера является частью Музея Антропологии и этнографии имени Петра Великого.Как указывалось в пункте 1.1, особое внимание популяризации науки стало уделяться в конце XIX – начале XXвека. В 1872 году в Москве по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии был основан Музей прикладных знаний (в настоящее время – Политехнический музей).В том же 1872 году был основан Музей имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича – в настоящее время Государственный Исторический музей.. На двух этажах музея в 39 залах представлена история России с древнейших времен до начала XX века. Экспозиция начинается на втором этаже. Он посвящён первобытному обществу, Древней Руси, раздробленности, борьбе с иноземными захватчиками, объединению России, культуре, освоению Сибири. На третьем этаже показана Россия, начиная с эпохи Петра I: политика, культура, экономика Российской империи. Основное здание музея находится на Красной площади, музею также принадлежат здание собора Василия Блаженного и здание бывшего музея Ленина (оно используется для организации выставок.В 1907 году А.Ф. Котсом (впоследствии бессменным директором) был основан Дарвиновский музей . А.Ф. Котс тогда писал: «Длинной чередой прошли перед глазами … естественнонаучные музеи Мюнхена, Берлина, Дрездена, Штутгарта, Бреславля, Лейпцига, Франкфурта, Иены, Бонна, Брюсселя, Парижа, Лондона... Но как же похожи оказались они на стеллажи огромной библиотеки, где каждая витрина – редчайший манускрипт, закрытый наглухо для неподготовленного посетителя. Везде все те же монотонные ряды звериных или птичьих чучел, как будто самая искусная инсценировка жизни животных в состоянии раскрыть смысл изучения живой природы».. Коллекции же вновь созданного музей объединялись по отдельным главам эволюционного учения: географическая, возрастная и персональная изменчивость, приспособление, ламаркизм, менделизм, происхождение человека.В последние 20 с лишним лет стоит отметить появление большого количества ведомственных музеев (Железнодорожный музей в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, Музей хлебаи Музей водыв Петербурге). Это одно из направлений деятельности PR-служб компаний и ведомств, которое следует лишь приветствовать (см. пункт 1.3.1).Начиная с концаXXвека, деятельность музеев приобретает новые черты – в музейных залах появляются компьютеры, выпускаются интерактивные каталоги и гиды по экспозициям. Создаются музейныемедиапорталы (например,http://mediashm.ru/ – медиапортал Исторического музея). Но вплоть до конца столетия настоящей интерактивности в музеях не было, традиции Дома Занимательной науки (см. п. 1.1) оказались в России надолго забыты.Интерактивные центры и музеи науки в РоссииВ последние годы в России стали появляться интерактивные центры и музеи науки. Началось это, по-видимому, с выставки «Зазеркалье» в лофт-проекте «Этажи» в Санкт-Петербурге. Эта передвижная выставка была в городе, по крайней мере, два раза – с середины декабря 2009 года до марта 2010 года и с 10 сентября по 13 октября 2010 года . На выставке демонстрировались оптические эффекты (в том числе знаменитый опыт «Говорящая голова на столе»), опыты с магнитами, мыльные пузыри, рычажные и прочие механизмы – словом, примерно то, что потом стало экспонироваться в появившихся позднее музеях занимательной науки.Позднее появились интерактивные музеи и выставки в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, стали появляться компьютерные видеогиды в традиционных музеях.Большой Планетарий МосквыБольшой Планетарий Москвы был основан в 1929 году. Деятельность Планетария началась с небольшого цикла лекций. Например, в 1929-1930 гг. было всего три темы в репертуаре, а к 1939 г. их число достигло 40. На сегодняшний день посетителей в Планетарии ждет: Большой Звездный зал, Музей Урании и интерактивный музей «Лунариум», Парк неба с двумя башнями-обсерваториями, 4D кинотеатр, Малый звездный зал. Большой Звездный зал является самым большим в Европе - его площадь составляет 1000, а диаметр купола-экрана составляет 25 метров. Отличие интерактивного музея «Лунариум» и ему подобных от традиционных музеев заключается в том, что они дают возможность развивать современные методы неформального обучения в ходе интерактивного взаимодействия. «Лунариум» оснащен интерактивными экспонатами и развивающими играми, которые наглядно демонстрируют явления и законы из области физики, космических исследований, астрономии, наук о Земле, экологии. Несколько вариантов экскурсий в музее:ТематикаэкскурсийПарканеба:Древняяастрономия;Классическаяастрономия;Солнечныеприборы;Палеоастрономия;Обсерватория. Тематическая экскурсияМиры Солнечной системы:Глобусыпланет;МакетСолнечнойсистемы;Гости из космоса (метеоритная экспозиция);Метеориты и внутреннее строение Земли;Как классифицируется все многообразие метеоритов;Каковыхарактерныепризнакиметеорита;Исторические падения и находки в нашей стране и в мире;Кратеры в космосе и на Земле.Экспериментаниум. Музей занимательных наукВ музее «Экспериментаниум» представлена интерактивная экспозиция, охватывающая основные области науки. В залах находятся экспонаты, с которыми можно и нужно взаимодействовать: исследовать, собирать, разгадывать головоломки, дергать, прыгать и даже кричать. В музее экспонаты трогать не только можно, но и нужно, что является главной отличительной особенностью интерактивных музеев. Экспозиция состоит из разделов:Акустика;Оптика;Электромагнетизм;Электричество;Водная комната – уникальная и единственная в России интерактивная водная инсталляция, где можно изучить законы гидродинамики, понять, как работают шлюз и водяная мельница;Головоломки;Механика.В музее проводятся шоу и мастер-классы, имеются образовательные программы, организуется детский летний лагерь NanoCamp.Детский центр научных открытий «Иннопарк»«ИнноПарк» является уникальным центром на территории Парка культуры и отдыха Сокольники, дающий детям и подросткам возможность одновременно творить, учиться и играть.Центр состоит из: экспозиции;зоны самостоятельных исследований (игротека, пазлы, столы для рисования, большой конструктор, из элементов которого можно построить настоящий дом);планетария.Экспозиция содержит примерно такие же экспонаты, как в Экспериментаниуме. Специфика Иннопарка состоит в том, что внимание уделяется не только науке и технике, но и спорту – при музее существует школа «Инноскаут», где детей учат лазанию по веревкам, основам туризма, спортивному ориентированию.При музее организуется летний городской клуб InnoCamp, продолжительность смены в нем – 5 дней. Каждая смена посвящена одной из наук:астрономии;математике;робототехнике;материаловедению (занятия проводят студенты, аспиранты и сотрудники Московского института стали и сплавов);компьютерной анимации;электричеству;физике;химии;биологии.Государственный Дарвиновский музейИнициатором создания Дарвиновского музея был зоолог Александр Федорович Котс, который считал годом его основания 1907, но как самостоятельное государственное учреждение оно появилось лишь в 1922 году. На сегодняшний день Дарвиновский музей является крупнейшим естественнонаучным музеем Европы.Для детей в Дарвиновском музее есть много увлекательных занятий, кружков, конкурсов и выставок. Есть научная программа Бионик-лаб, где дети, и не только, могут заниматься инновационным творчеством. Интерактивный образовательный центр «Познай себя – познай мир» дает детям возможность изучать под микроскопом клетки растений и покровы животных, ловить обитателей пресных водоемов, кормить роботов и наблюдать под стеклянным полом пернатых и хвостатых жителей подмосковных лесов. На площади 200 кв.м. дети могут увидеть мир с высоты птичьего полета или глазами маленькой мышки, услышать сердцебиение колибри и удары собственного сердца, могут оказаться в любой точки мира при помощи легкого движения руки.Лаборатории:Изобретательская лаборатория – это целый мир загадочных лабиринтов, хитрых механизмов и фантастических объектов. Лаборатория позволяет детям окунуться в историю изобретательства, ощутить волну радости и изобретательского вдохновения от решения механических головоломок, которые развивают оригинальность и нестандартность мышления;Мир под микроскопом. Эти занятия позволяют найти ответы на сотню детских вопросов, ежедневно задаваемых всем родственникам. Лаборатория приглашает почемучек окунуться в волшебную Вселенную микроорганизмов, где дети самостоятельно могут увидеть, сравнить, наблюдать и открыть для себя новый мир.Общие проблемы и достижения музеев популярной наукиВ приложении приведены интервью с сотрудниками нескольких музеев популярной науки. Сотрудникам PR-подразделений были заданы одни и те же 9 вопросов:Каковы основные барьеры в работе с журналистами?Каковы основные барьеры в работе с целевой аудиторией – детьми и родителями?Какие каналы распространения информации Вы используете?Распишите пожалуйста подробно, какие из социальных сетей Вы используете и какие из них наиболее успешны (если есть аккаунты, то как их можно найти): twitter , facebook , livejournal, Instagram , вконтакте?Какая в среднем проходимость детской аудитории за месяц?Могли бы Вы оценить общий уровень подготовки нынешних школьников в области науки?На Ваш взгляд, чего не хватает общеобразовательным школам для популяризации науки?Насколько широк штат специалистов, занимающихся связями с общественностью и маркетингом в Вашей организации? Какой возраст целевой детской аудитории?Многие оценки интервьюируемых совпали. Это касается, в частности, оценки роли социальных сетей. Наиболее успешно используются Facebookи ВКонтакте, практически не используется Живой журнал. Все музеи активно используют собственные сайты и представлены на порталах для родителей. Уровень подготовки школьников оценивается как невысокий, но при соответствующей подаче материала можно вызвать интерес к науке и передать соответствующие знания. Все музеи работают с аудиторией в возрасте примерно от 4 до 16 лет.«Иннопарк» и Дарвиновский музей активно работают с телевидением, отдавая предпочтение московским телеканалам (Москва-24, ТВЦентр, Россия). «Иннопарк» также работает с тематическими журналами для родителей («Счастливый родитель», «Здоровье школьника») и журналами направления LifeStyle («Антенна», «Грация»).Планетарий и «Экспериментаниум» с телевидением не работают, делая ставку на интернет и социальные сети. В оценке барьеров в работе с журналистами и целевой аудиторией интервьюируемые разошлись. Представитель Московского планетария считает, что барьеров в работе с журналистами нет, а проблемы с целевой аудиторией вызваны, в основном, стереотипами. Для представителя Дарвиновского музея барьер в работе с журналистами – отсутствие у журналистов знания предмета. Для представителя Экспериментаниума основной барьер – в отсутствии доступа к крупным СМИ и, соответственно, недостаток информации о деятельности музея.Недостатком школьного преподавания почти все считают отсутствие новых методов, в частности, интерактива (представитель Экспериментаниума считает ситуацию со школьным преподаванием идеальной).Проанализировав все социальные сети, которые упомянули работники научных центров, мне удалось составить общую картину по количеству подписчиков и популярности всех музеев, где: 1 – Большой Планетарий Москвы, 2 – Экспериментаниум, 3 – ИнноПарк, 4 - Государственный Дарвиновский музейTwitterFacebookLivejournalВконтактеInstagramGoogle+1307 000120919831254––23147536–56941716–3–2143–4971189–418794479–136612422 661Особняком стоит интервью с научным консультантом Экспериментаниума Антоном Захаровым. Это интервью, в основном, посвящено его личности и отношению детей к популяризации науки. Антон Захаров стал научным консультантом музея по собственной инициативе.Большая часть вопросов касалась отношения детей к экспонатам и мероприятиям музея. Научный консультант отметил, что большинству детей интересны не столько лекции, сколько активное взаимодействие с экспонатами. По его мнению, школе не хватает грамотных и заинтересованных учителей, которым созданы нормальные условия для работы.Как уже было сказано выше (см. пункты2.1 и 2.3.6), дети наиболее успешно осваивают новое через интерактив и собственную деятельность. Это отметил в своем интервью, в частности, Антон Захаров. Другие интервьюируемые также в один голос сказали, что детям интересны интерактив и собственное участие в процессе. Об этом же свидетельствуют и отзывы родителей о посещении интерактивных музеев и выставок.ЗаключениеВ последние годы популяризация науки в России идет в русле общемировых тенденций научной популяризации. На рынке преобладают переводные и адаптированные издания, телеканалы, сайты. Важно то, что в России пока еще есть специалисты, которые могут и хотят популяризировать науку, умеют разговаривать с учеными и внятно излагать широкой публике результаты научных исследований. Однаковсё это – по большей части удел энтузиастов, роль PR-служб научных учреждений недостаточна и часто сводится к протокольным публикациям вместо изложения результатов исследований в форме, интересной для широкой публики.Приходится отметить недостаточную доступность научно-популярного контента – почти полное отсутствие его на федеральных телеканалах, недостаточную доступность и дороговизну специализированных телеканалов, дороговизну и почти полное отсутствие за пределами крупных городов России научно-популярных изданий для детей.Одна из очевидных причин такого положения – недостаточное финансирование как науки, так и ее популяризации.Впрочем, все не так безнадежно, пока есть люди, тратящие свое время и деньги на фестивали и летние школы для детей. ЛитератураПриложениеИнтервью с сотрудниками музеев популярной наукиИнтервью с Вероникой Подкутиной, специалистом по PR детского центра научных открытий «Иннопарк»Каковы основные барьеры в работе с журналистами?Мы активно сотрудничаем с журналистами, с тематическими детскими порталами, порталами, освещающими городские события, газетами, журналами. Я не так давно работаю в ИнноПарке, около месяца, но я не вижу никаких барьеров.Каковы основные барьеры в работе с целевой аудиторией – детьми и родителями?Продукт ИнноПарка очень интересен аудитории. Он отличается от других проектов Москвы тем, что это не только развлекательный формат, но и образовательный. Все мастер-классы и курсы построены на том, чтобы давать детям теоретический блок в интерактивной форме, а затем дети сами проводят эксперименты и проверяют, как те или иные опыты действуют на практике. Поэтому они очень интересны им и пробуждают стремление к познанию. Я также не вижу никаких барьеров, поскольку заинтересованная аудитория находит нас и приходит к нам всей семьей.Какие каналы распространения информации Вы используете?Каналы распространения в принципе все у нас достаточно налажены. При поступлении на работы мне был передан определенный пул журналистов. Если говорить о телевидении, то Москва-24 очень любит Иннопарк, ТВЦентр, Россия, канал просвещения и другие. Газеты, журналы, журналы тематические ( счастливый родитель, здоровье школьника и т.д.), журналы lifestyle формата, как Антенна, Грация.Распишите пожалуйста подробно, какие из социальных сетей Вы используете и какие из них наиболее успешны (если есть аккаунты, то как их можно найти): twitter , facebook , livejournal, Instagram , вконтакте?Социальные сети мы ведем все: facebook, вконтакте, instagramm. Раньше мы еще вели livejournal и twitter, но, к сожалению, они не нашли отклика. Наиболее актуальные и самые активные сейчас, на мой взгляд – это facebook и instagram.Какая в среднем проходимость детской аудитории за месяц?1000 человек в месяцМогли бы Вы оценить общий уровень подготовки нынешних школьников в области науки?Общий уровень не особо высок, но наши преподаватели объясняют, и им действительно становится интересно. Уровень образования проходит в таком формате, что им скучно и неинтересно на уроках, а наши преподаватели стремятся объяснить им таким образом, чтобы им самим стало интересно и они захотели разобраться в данном вопросе, поэкспериментировать, сделать что-то своими руками. Дети, по своей природе, любознательны и если им в понятной и доступной форме объяснить, то в любом ребенке можно пробудить интерес. Уж насколько я сама гуманитарий, и то, когда пришла в ИнноПарк и увидела мастер классы и как детям все объясняют, мне самой захотелось попробовать. На Ваш взгляд, чего не хватает общеобразовательным школам для популяризации науки?Очень многое в этом вопросе зависит от формы подачи. И в этом отношении школа немного страдает. Зато школы видят такой проект, как ИнноПарк, и у нас активно развито экскурсионное направление. К нам часто приходят школы с экскурсиями, заказывают проведение индивидуальных мастер-классов, таких как планетарий. Стремятся восполнить в ИнноПарке то, что не додали в школе. Школам не хватает интерактивного формата и возможности сразу же показывать знания, которые они пытаются дать детям,на практике, в наглядной форме, чтобы у детей была связь между тем, что им объясняю и как это в жизни происходит, а не в форме сухих примеров, теорем. Насколько широк штат специалистов, занимающихся связями с общественностью и маркетингом в Вашей организации? Я работаю одна.Какой возраст целевой детской аудитории?Мастер-классы рассчитаны от 3 до 13 лет.Интервью с Антоном Захаровым, научным консультантом музея «Экспериментаниум»1. Расскажите пожалуйста, как Вы стали научным консультантом «Экспериментаниума», большая ли была конкуренция и что именно Вас привело к науке?Долгая отдельная история. Во-первых, научный консультант в детском музее - это не совсем ученый, поэтому Экспериментаниум–это одна из причин, по которым (надеюсь, только пока) я ученым как раз и не стал. Во-вторых, Конкуренции не было никакой – даже должности такой в музее не было, она была прописана под те вещи, которые в значительной степени были моей инициативой (но не только моей, надо быть честным).2. Почему упор сделан именно на детскую аудиторию?Ответа два: во-первых, дети – эта аудиторию, которую можно чему-то обучить, заинтересовать и направить вектор их развития в будущем. Но есть и прагматический ответ: дети (с родителями) – это основные потребители образовательных проектов, основные клиенты, благодаря которым музей может зарабатывать на жизнь.3. В чем сложность работы с детской аудиторией?В том, что когда им непонятно что-то, они меньше стесняются спросить (хотя тоже стесняются) – это всегда проверка того, кто общается с детьми. Плюс – это чувство ответственности за умы, которые только формируются.4. Дети с большим интересом слушают лекции ученых в рамках «Экспериментаниума»? Какие темы для них наиболее интересны? Далеко не все дети с интересом слушают, большинству интереснее активно что-то сделать. Темы интересуют самые разные – но, пожалуй, самые популярные – это космос и животные. Взрослые еще любят разговоры про мозг и про психику.5. На какие нюансы стоит обращать внимание при создании новых научных центров?Правда, не знаю, как ответить на этот вопрос коротко – это огромная тема для отдельной беседы. Есть, наверное, пара универсальных советов, но в целом, все сложно.6. Какие экспонаты пользуются наибольшей популярностью среди детей?Эффектные. А если серьезно, то могу разве что перечислить список, общего правила нет.7. Насколько сейчас высокий интерес со стороны школьников к науке?Очень сложный вопрос. Мне на него отвечать трудно, потому что мы находимся в очень специальной ситуации – к нам едут те, кому интересно, в основном, поэтому оценить сколько тех, кому не интересно, мне трудно – они к нам просто не приезжают.8.На Ваш взгляд, чего не хватает в общеобразовательных школах для популяризации науки? Грамотных и заинтересованных учителей. Точнее учителей, которым созданы нормальные условия для работы. Не хочу никого обидеть, но сейчас ситуация с теми, кто идет в педвузы сложная, статус учителя невысокий, условия для работы демотивирующие. Все остальные формы популяризации науки – это приятные бонусы, которые в том числе нужны, чтобы мотивировать учителей.9. По Вашему мнению, какие каналы популяризации наиболее успешны (печатные, телевизионные, интернет, радио)? Интернет, я могу ошибаться, но у меня есть ощущение, что современные дети очень много времени проводят именно там.Интервью с Александрой Казачковой, заместителем генерального директора по развитию музея «Экспериментаниум»Каковы основные барьеры в работе с журналистами?Отсутствие живых контактов у более-менее крупных СМИ, невозможность выйти на контакт и донести информацию до журналистов, когда мы нуждаемся в информировании аудитории о наших новых проектах и событиях.Каковы основные барьеры в работе с целевой аудиторией – детьми и родителями?Узкие каналы для информирования аудитории приводят к тому, что до сих пор в Москве есть большое количество молодых и активных родителей, которые не знают даже о существовании музея «Экспериментаниум», хотя, судя по потоку лояльных посетителей, можно говорить об успешном попадании продукта в целевую аудиторию.Какие каналы распространения информации Вы используете?Порталы для родителей, социальные сети, событийные агрегаторы, собственные сайты и социальные сети, радио, информационные порталы.Распишите, пожалуйста, подробно, какие из социальных сетейВы используете и какие из них наиболее успешны (если есть аккаунты, то как их можно найти): twitter , facebook , livejournal, Instagram , вконтакте?Мы используем все социальные сети, кроме livejournal. Нас очень просто найти, мы везде пишемсяexperimentanium. В instagram мы еженедельно обновляем ленту и ежедневно ведем диалог с читателями, у нас уже более 1500 подписчиков. Также мы регулярно обновляем новости в наших группах в facebookи вконтакте. Пожалуй, наименее популярным по количеству читателей является twitter, но это не значит, что за ним никто не следит. Все основные новости дублируются по всем социальным сетям.Какая в среднем проходимость детской аудитории за месяц?Это объект коммерческой тайны, я не имею права разглашать эти данные.Могли бы Вы оценить общий уровень подготовки нынешних школьников в области науки?Не очень корректный вопрос, на мой взгляд. Могу сказать, что общий уровень полноты научно-популярных знаний в связи с устойчивым трендом интереса к науч-попу повысился за время существования Экспериментаниума (с весны 2011 года).На Ваш взгляд, чего не хватает общеобразовательным школам для популяризации науки?В общем, по моему мнению, на данный момент создана едва ли не идеальная ситуация, в которой заинтересованный в популяризации научных знаний учитель может дать своим подопечным хорошую базу для возникновения этого интереса. К сожалению, это работает только в случае заинтересованности учителя. Продвижение данной «программы» на государственном уровне пока что больше похоже на ряд мероприятий «для галочки».Насколько широк штат специалистов, занимающихся связями с общественностью и маркетингом в Вашей организации?4-5 сотрудников.Какой возраст целевой детской аудитории?Дошкольники и школьники.Интервью с Татьяной Коровкиной, специалистом отдела рекламы, связей с общественность и музеями, Государственный Дарвиновский музейКаковы основные барьеры в работе с журналистами?Если говорить на эту тему, то скажем так, что узкоспециализированные какие-то биологические темы будут понятны не всем журналистам, поэтому мы стараемся наши мероприятия сделать для общей аудитории более понятными и интересными и взрослым, и детям.Каковы основные барьеры в работе с целевой аудиторией – детьми и родителями?Сторона биологов – как можно больше рассказать, а сторона аудитории – как можно больше увидеть, поэтому самая большая проблема, что многие не читают этикетки, проходят мимо планшетов с текстами. Мы стараемся с помощью интерактивных игр и дизайнерских решений все-таки привлечь внимание посетителей и к информационной части мероприятий и выставок. Какие каналы распространения информации Вы используете?Чаще всего мы сотрудничаем с журналистами посредством интернета (как показала практика – это самый успешный канал общения) или телефона. Часто сотрудничаем с телеканалами: Москва 24, ТВЦентр, Россия и другие. Распишите пожалуйста подробно, какие из социальных сетей Вы используете и какие из них наиболее успешны (если есть аккаунты, то как их можно найти): twitter , facebook , livejournal, Instagram , вконтакте?У нас есть специалист, который занимается ведение социальных сетей, мы активно используем вконтакте, facebook,twitter, google +, недавно еще подключили instagram. Поскольку вконтакте и facebookсейчас наиболее популярные, то они и самые успешные, а в остальных сетях мы только начинаем работать.Какая в среднем проходимость детской аудитории за месяц?В месяц я Вам не скажу, но у меня есть результаты нашего недавнего исследования. По статистике, каждый четвёртый ребенок в Москве посещает наш музей в течении года, по данным за 2014 год семейная аудитория у нас составляет 48%, это и есть наша целевая аудитория. Общее количество посетителей в 2014 году было 604 000, соответственно 289 920 – это семейная аудитория. Могли бы Вы оценить общий уровень подготовки нынешних школьников в области науки?К сожалению, я не могу оценить, потому что сама со школьниками не работаю и не слышу вопросы, которые они задают. На мой взгляд, в связи с тем, что многие сидят в интернете – они подкованы и задают интересные вопросы.На Ваш взгляд, чего не хватает общеобразовательным школам для популяризации науки?Мне кажется, им не хватает каких-то интерактивных занятий и в этом направлении работают музеи и центры, они для этого и созданы, чтобы поддержать школу ипомочь детям с интересом и увлекательно познавать мир.Насколько широк штат специалистов, занимающихся связями с общественностью и маркетингом в Вашей организации?У нас работает 4 человека.Какой возраст детской целевой аудитории?Дошкольники и школьники, где-то примерно от 5 и до 16.Интервью с Екатериной Гридиной, директором по маркетингу ОАО «Планетарий»Каковы основные барьеры в работе с журналистами?Никаких барьеров в работе с журналистами я не вижу вообще, потому что мы компания открытая и любим с ними работать.Каковы основные барьеры в работе с целевой аудиторией – детьми и родителями?Здесь действует ситуация стереотипа, потому что у планетария есть такая особенность позиционирования бренда – космические цены, космические очереди. Эта ситуация существовала после окончания реконструкции, когда планетарий запускался, тогда действительно были высокие цены и большие очереди. Но сейчас цены практически не менялись и выровнялись по рынку. И вот основной барьер в работе с целевой аудиторией – это репозиционирование бренда, которое проходит медленно, печально и, к сожалению, не всегда эффективно.Какие каналы распространения информации Вы используете? Порталы для родителей, журналы, собственные сайты, информационные порталы.Распишите пожалуйста подробно, какие из социальных сетей Вы используете и какие из них наиболее успешны (если есть аккаунты, то как их можно найти): twitter , facebook , livejournal, Instagram , вконтакте?Livejournal как-то нет, а вот со всеми остальными сетями работаем ежемесячно.Какая в среднем проходимость детской аудитории за месяц?Дети составляют примерно 50% аудитории. Средняя проходимость в месяц сейчас 70000, соответственно половина – это дети. Могли бы Вы оценить общий уровень подготовки нынешних школьников в области науки?Общий уровень подготовки нынешних школьников печален. Не все знаю, что земля круглая и что первым человеком в космосе был Гагарин. Поэтому мы начали проект «ликвидация космической безграмотности». Астрономии в школе нет – это беда, на наш взгляд.На Ваш взгляд, чего не хватает общеобразовательным школам для популяризации науки?Я думаю, что не хватает новых методов преподавания. Тех методов, которые учитывают клиповое мышление современных детей. Насколько широк штат специалистов, занимающихся связями с общественностью и маркетингом в Вашей организации?Узок. Отдел маркетинга сейчас составляет 7 человек, непосредственно пресс-секретарь 1, но у него есть еще 1 помощник.Какой возраст целевой детской аудитории?Школьники и дошкольники, я не могу сказать, что какая-то группа у нас обделена внимание, разве что груднички.
Сайт Официального Фонда Г.С. Альтшуллера. [В Интернете] http://www.altshuller.ru/altshuller_main/fond.asp.
1997. Компьютерра. [В Интернете] 1997 г. [Цитировано: 28 03 2015 г.] http://www.computerra.ru/.
1996. Practical Science. [В Интернете] В. Артюхов, 1996 г. [Цитировано: 28 03 2015 г.] http://www.sci.aha.ru/.
«Всё о ТРИЗ, обучение, проблема, творчество, идея, креативный успех, методика и мышление». [В Интернете] http://www.trizland.ru.
2015. ДеАгостини. [В Интернете] Издательство "ДеАгостини", 2015 г. [Цитировано: 10 04 2015 г.] http://www.deagostini.ru.
Олимпиады для школьников. [В Интернете] [Цитировано: 15 04 2015 г.] http://olimpiada.ru/.
Государственный исторический музей. [В Интернете] http://www.shm.ru/.
Медиапортал Исторического музея. [В Интернете] http://mediashm.ru/.
Санкт-Петербургский музей хлеба. [В Интернете] http://www.colobki.ru/.
2015. Фестиваль науки и любознательности «Политех». [В Интернете] 05 2015 г. fest.polymus.ru/ru/.
2015. Экспериментаниум. Музей занимательных наук. [В Интернете] 2015 г. http://www.experimentanium.ru/.
National Geographic Channel. [В Интернете] http://natgeotv.com/ru/ngc.
Tricolor TV. [В Интернете] http://spb.tricolor.tv/abonents/services/39.
2015. Фестиваль науки "Wow!How?". [В Интернете] 2015 г. [Цитировано: 18 04 2015 г.] http://festnauki.ru/.
Юный эрудит. [В Интернете] http://www.egmont.ru/magazines/yunyiy-erudit/new/.
Всероссийский фестиваль науки. [В Интернете] http://www.festivalnauki.ru/.
"Зазеркалье", выставка в Лофт Проект ЭТАЖИ. KidsReview.Ru. [В Интернете] http://www.kidsreview.ru/spb/events/zazerkale-vystavka-v-loft-proekt-etazhi-spb.
"Как работают вещи". Интернет-журнал. [В Интернете] [Цитировано: 28 03 2015 г.] http://howitworks.iknowit.ru/.
Arnold, Carrie. 2014. Hologenome: A New View of Evolution. New Scientist. [В Интернете] 25 03 2014 г. http://newscientist.com/article/mg21728992.000-the-hologenome-a-new-view-of-evolution.html.
А. Эйнштейн, Л. Инфельд. 1965. Эволюция физики. М. : б.н., 1965.
Абрамов, Р. 2013. Популяризация науки в СССР как элемент культурной политики. Большая онлайн-библиотека. [В Интернете] 2013 г. http://www.e-reading.club/chapter.php/1032101/15/Vremya,_vpered._Kulturnaya_politika_v_SSSR.html.
Алексеева, К. Научные коммуникации в России. Fresh Russian Communications. [В Интернете] [Цитировано: 15 04 2015 г.] http://www.frc-pr.com/ru/articles/nauchnye-kommunikacii-v-rossii/.
Андреев, А. Ф. 2012. Журналу "Природа" – 100 лет. Успехи физических наук. 2012 г., Т. 182, 1.
Богомолов, Н. 2003. Дом занимательной науки. Нева. 2003 г., 5.
Болдачев, А. Научно о ненауке и немного о лженауке. Эпистемологический этюд. On-line кабинет Александра Болдачева. [В Интернете] [Цитировано: 15 04 2015 г.] http://www.boldachev.com/text/lgenauka/.
Большой Академический (Готторпский) глобус. Кунсткамера. [В Интернете] http://www.kunstkamera.ru/index/300/5/5_3/.
Ваганов, А. 2007. Нужна ли наука для популяризации науки? Наука и жизнь. 2007 г., 7.
Варшавский вокзал Музей железнодорожной техники. СПб онлайн. [В Интернете] http://www.on-line.spb.ru/culture/museum_varshavsky.php.
Винер, Н. 1967. Я – математик. М. : Издательство "Наука". Главная редакция физико-математической литературы, 1967.
Волькенштейн, М.В. 1975. Трактат о лженауке. Журнал "Химия и жизнь". 1975 г., 10.
Волькенштейн, М.В., член-корр. АН СССР. 1975. Трактат о лженауке. Химия и жизнь. 1975 г., 10.
Всероссийская олимпиада школьников. [В Интернете] [Цитировано: 15 04 2015 г.] http://www.rosolymp.ru/.
2015. Всероссийский конкурс учебно-исследовательских работ и проектов "Наука глазами детей". Автономное некоммерческое объединение "Росток". [В Интернете] 05 2015 г. [Цитировано: 28 03 2015 г.] http://xn--80auieaamjj.xn--p1ai/node/11.
Выготский Л.С., Лурия А.Р. 1993. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М. : Педагогика-пресс, 1993.
Делор, Ж. 1996. Образование: сокрытое сокровище. б.м. : UNESCO, 1996.
Детский научный лагерь "Политех". Политехнический музей. [В Интернете] https://polymus.ru/ru/events/special_projects/detskiy-nauchnyy-lager-politeh/.
Детский центр научных открытий "Иннопарк". Иннопарк. [В Интернете] http://www.park-inno.ru/.
Джохадзе, Д. В. 2012. Античный диалог и диалектика. Философия и общество. 2012 г., 2(66).
Дискуссия в FAQ-cafe 15 декабря 2004 года. 2006. Стратегии научной популяризации сегодня. Клуб научных журналистов. [В Интернете] 09 12 2006 г. [Цитировано: 27 03 2015 г.] http://nauchnik.ru/strategii-nauchnoy-populyarizatsii-segodnya/.
Занимательная химия. Занимательная химия. [В Интернете] [Цитировано: 28 03 2015 г.] http://www.kristallikov.net/.
Зоны вещания канала. Первый канал. [В Интернете] www.1tv.ru/total/pi=5.
Календарь событий - Всероссийский фестиваль науки. Российская венчурная компания. [В Интернете] http://www.rusventure.ru/ru/calendar/detail.php?ID=31431.
Константинова, Е. Г. 2009. Популяризация науки на современном российском экране: кризис направления и пути преодоления. Медиаскоп. [В Интернете] 31 03 2009 г. [Цитировано: 10 04 2015 г.] http://www.mediascope.ru/node/290.
Кузьмин, Р. Н. 2007. Обществу "Знание" 60 лет. Газета "Советский физик". [В Интернете] 2007 г. [Цитировано: 09 04 2015 г.] http://www.phys.msu.ru/rus/about/sovphys/ISSUES-2007/5(58)-2007/58-7/.
Летний городской клуб "InnoCamp". Детский центр научных открытий "Иннопарк". [В Интернете] http://www.park-inno.ru/otdihay/innocamps.html.
Логические задачи и головоломки. Логические задачи и головоломки. [В Интернете] [Цитировано: 28 03 2015 г.] http://www.smekalka.pp.ru/.
Макарова, Е. Е. 2011. Популяризация науки и новые информационные технологии. Медиаскоп. Электронный научный журнал. [В Интернете] 23 12 2011 г. http://www.mediascope.ru/node/966.
2001. Мембрана. Люди, идеи, технологии . Мембрана. [В Интернете] 2001 г. [Цитировано: 28 03 2015 г.] http://www.membrana.ru/.
Мишкевич, Г. И. 1986. Доктор занимательных наук. М. : Знание, 1986.
2015. Музей занимательной науки "Лабиринтум". Лабиринтум. [В Интернете] 2015 г. http://www.labirint-um.ru/.
Музей истории железнодорожной техники Московской железной дороги . Российские железные дороги - инновационный дайджест. [В Интернете] http://www.rzd-expo.ru/museums/museum_of_the_moscow_railway/.
Музейный комплекс "Вселенная воды". Музей Водоканала. [В Интернете] http://www.vodokanal-museum.ru/.
Научно-популярный портал Naked Science. Научно-популярный портал Naked Science. [В Интернете] Редакция журнала "Naked Science". [Цитировано: 28 03 2015 г.] http://naked-science.ru/.
Необычная выставка. YOung JOurnalists. [В Интернете] http://yojo.ru/?p=2762.
Новиков, С. 2014. Гологеном: новый взгляд на эволюцию. Мембрана.ру. [В Интернете] 03 04 2014 г. [Цитировано: 28 03 2015 г.] http://www.membrana.ru/particle/19905.
Новости. Видео Интернешнл. [В Интернете] [Цитировано: 28 04 2015 г.] http://www.vi.ru/pubId.aspx?id=334.
Носов, Ю. Р. 2003. О. В. Лосев – изобретатель кристадина и светодиода. Электросвязь. 2003 г., 5.
О музее. Политехнический музей. [В Интернете] https://polymus.ru/ru/museum/.
О музее. Дарвиновский музей. [В Интернете] http://www.darwinmuseum.ru/_aboutus/?dir=history&more=century.
О проекте. Музей занимательной науки "Лабиринтум". [В Интернете] http://www.labirint-um.ru/company/.
О Фестивале науки. Всероссийский фестиваль науки. [В Интернете] http://www.festivalnauki.ru/stranica/17979/o-festivale-nauki.
Обухова, Л.Ф. 1972. Этапы развития детского мышления (формирование элементов научного мышления у ребенка). М. : Издательство Московского университета, 1972.
2010. Особенности детского мышления и когнитивные способности. Развитие человека как взаимовлияние биологических, социокультурных и психологических факторов. [В Интернете] 2010 г. [Цитировано: 28 03 2015 г.] http://www.webpolyglot.ru/evolution/human10/skills05.php.
Ответы на вопросы для родителей и их детей. ПОЧЕМУчка. [В Интернете] [Цитировано: 28 03 2015 г.] http://www.pochemu-chka.ru/.
Отзывы о Фестивале науки МГУ 2014 года. Отдых с детьми. [В Интернете] http://www.osd.ru/respinf.asp?ev=1625.
Первые коллекции. Кунсткамера. [В Интернете] http://www.kunstkamera.ru/index/300/5/.
2010. Проект "Наука - детям". [В Интернете] 2010 г. [Цитировано: 28 03 2015 г.] http://endowment.nsu.ru/index.php/scienceforkids/.
Развитие восприятия у детей. Психология от А до Я. [В Интернете] [Цитировано: 08 04 2015 г.] http://psyznaiyka.net/view-vospriyatie.html?id=razvitie-vospriyatiya-detei.
Реклама на ВГТРК. ВГТРК-медиа. [В Интернете] http://rtr-mediatv.ru/okhvat-i-auditoriya.
2015. Республиканский лагерь "Юные Кулибины". Молодежь Мордовии. [В Интернете] 24 03 2015 г. [Цитировано: 28 03 2015 г.] http://www.mol-rm.ru/innovacii/2564--l-r.
Сайт популярной науки агентства ТАСС. Чердак.ру. [В Интернете] [Цитировано: 28 03 2015 г.] http://chrdk.ru/.
Сборник, сост. Я. Д. Барский . 1987. Сквозь призму времени: Политехнический музей вчера, сегодня, завтра. . М. : Знание, 1987.
Сергеев, А. 2007. Показуха по науке. Компьютерра. 2007 г., 46.
—. Лето 2007. Стратегии научной популяризации в России. "Здравый смысл". Российское гуманистическое общество, Лето 2007 г., 3(44).
Синюкова, Т. Н. Общественные организации СССР в 20–40-е годы: их историко-правовая роль. Библотека Педагогического универнситета им. Герцена. [В Интернете] http://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/174/siniukova_174_95_100.pdf.
Сорокина, К. 2015. Журналы всякие нужны? Троицкий вариант. 2015 г., 175.
Тарасевич, Г. 2012. Как обучить популяризации науки. ПОЛИТ.РУ. [В Интернете] 03 04 2012 г. http://polit.ru/article/2012/04/03/tarasevich2/.
Уотсон, Дж. Д. 1969. Двойная спираль. М. : Мир, 1969.
Фельдман, Г. 2012. Журналы для детей: интересная наука. Letidor ("Родители" задом наперед). [В Интернете] 18 12 2012 г. http://letidor.ru/article/zhurnaly_dlya_detey_interesnaya_32912/.
Фестиваль науки "Wow!How?" в Москве. [В Интернете] [Цитировано: 16 04 2015 г.] http://www.2do2go.ru/msk/events/43583/festival-nauki-wow-how.
Фестиваль науки "Нулевое сентября". Интерактивный музей науки "Ньютон-парк" (Красноярск). [В Интернете] [Цитировано: 18 03 2015 г.] http://newton-park.net/node/118.
Фонд Олега Дерипаски"Вольное дело". Фонд олега Дерипаски "Вольное дело". Facebook. [В Интернете] [Цитировано: 28 03 2015 г.] https://www.facebook.com/VolnoeDelo.
Хокинг, С. 1990. От большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени. М. : Мир, 1990.
Хуторской, А.В. 2002. «Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов» Доклад на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 года. Электронный журнал "Эйдос". [В Интернете] 2002 г. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации. Музеи России. [В Интернете] http://www.museum.ru/M171.
Штейнгауз, Г. 1959. Сто задач. М. : Главная редакция физико-математической литературы, 1959.
Экспозиция. Экспериментаниум. Музей занимательных наук. [В Интернете] http://www.experimentanium.ru/ru/%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F.
Я Леонардо. Я Леонардо. [В Интернете] http://www.ileonardo.ru.
Яковенко, И.А. 2012. Рынок научно-популярных журналов. Аналитический обзор. Национальная тиражная служба. [В Интернете] 30 08 2012 г. [Цитировано: 28 03 2015 г.] http://pressaudit.ru/rynok-nauchno-populyarnyx-zhurnalov-analiticheskij-obzor/.
Вопрос-ответ:
Какие средства популяризации науки существуют для детской аудитории?
Среди средств популяризации науки для детской аудитории можно выделить различные интерактивные выставки, научные шоу, мультимедийные материалы, научно-популярные книги и журналы, а также специализированные онлайн-ресурсы.
Какой ролью журналистика играет в популяризации науки среди детей?
Журналистика играет важную роль в популяризации науки среди детей, предоставляя доступную и интересную информацию о научных открытиях и достижениях. Журналисты используют различные форматы - статьи, интервью, репортажи - чтобы привлечь внимание детей к научной тематике и вызвать у них интерес к изучению науки.
Как интернет может быть использован для популяризации науки среди детей?
Интернет является эффективным средством популяризации науки среди детей. На специализированных сайтах и платформах дети могут найти интересные и познавательные видео, игры, онлайн-эксперименты и другие интерактивные материалы, которые помогут им увлечься научной тематикой.
Какие каналы распространения научной информации могут быть использованы для популяризации науки среди детей?
Для популяризации науки среди детей можно использовать различные каналы распространения информации, такие как телевидение, радио, печатные издания, интернет-сайты и социальные сети. Важно выбирать такие каналы, которые наиболее доступны и популярны среди детей, чтобы обеспечить максимальную эффективность популяризации научной информации.
Какую роль играют интерактивные выставки в популяризации науки среди детей?
Интерактивные выставки играют важную роль в популяризации науки среди детей, предоставляя им возможность самостоятельно исследовать и опытным путем изучать различные научные явления и принципы. Выставки используют интерактивные модели, интересные демонстрации и эксперименты, что позволяет детям не только получать знания, но и развивать свою любознательность и интерес к науке.
Какие методы используются для популяризации науки среди детской аудитории?
Для популяризации науки среди детской аудитории используются различные методы, такие как проведение интерактивных экспериментов, организация научных шоу, создание детских научно-популярных передач и видеоуроков, разработка специальных игровых приложений и многое другое. Важно, чтобы материал был доступным и интересным, чтобы дети могли увлечься наукой и развить свой научный потенциал.
Какие роли играет журналистика в популяризации науки?
Журналистика играет важную роль в популяризации науки, так как помогает распространять научную информацию среди широкой аудитории. Журналисты пишут статьи, интервью, репортажи о научных открытиях, организуют тематические рубрики и выпускают специальные издания. Они помогают разбираться в сложных научных терминах, делают науку доступной и интересной для широкой аудитории, включая детей.
Как интернет используется как средство популяризации науки среди детей?
Интернет является мощным средством популяризации науки среди детей. На специализированных сайтах и платформах, таких как Practical Science, компьютерные игры, видеоролики, онлайн-уроки и интерактивные эксперименты позволяют детям узнавать новое, открывать для себя интересные научные факты и развивать свои научные навыки. Интернет также позволяет объединить детей со всего мира, создавая сообщества участников, интересующихся наукой.
Почему детская аудитория является целевой группой для популяризации науки?
Детская аудитория является целевой группой для популяризации науки потому, что в детстве формируются интересы и увлечения, именно в детском возрасте можно пробудить интерес к науке и развить научный потенциал ребенка. Дети умеют удивляться и задавать вопросы, они готовы искать ответы и исследовать мир. Поэтому популяризация науки среди детей имеет важное значение для развития общества и будущего научного прогресса.
Что такое популяризация науки и какие методы её используют?
Популяризация науки - это процесс, направленный на то, чтобы сделать научную информацию доступной и понятной для широкой аудитории. Для этого используются различные методы, такие как популярные научные программы, шоу, выставки, книги, интерактивные сайты и приложения.
Какую роль играет журналистика в популяризации науки?
Журналистика играет важную роль в популяризации науки, так как журналисты могут передать сложную научную информацию в доступной и интересной форме. Они создают научно-популярные материалы, публикуют статьи и интервью, организуют телевизионные программы и радиошоу, которые помогают привлечь внимание к научным открытиям и достижениям.