социальная работа по адаптации подростков-сирот учеников старших классов к самостоятельной жизни в условиях школы интерната и школ смешанного типа
Заказать уникальную дипломную работу- 56 56 страниц
- 49 + 49 источников
- Добавлена 28.05.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Социальная работа с подростками-сиротами 5
1.1. Организационно-правовой аспект социальной работы с детьми-сиротами 5
1.2. Особенности социального развития детей-сирот 8
1.3. Технологии социальной работы с детьми-сиротами 19
Глава. 2. Эмпирическое исследование на тему «социальная адаптация подростков-сирот в школах смешанного типа и подростков-сирот из обычных интернатов» на примере ГОУ СОШ Школа 46 с углубленным изучением английского языка 29
2.1. Программа исследования, изучающего социальную адаптацию подростков-сирот в школах смешанного типа и подростков-сирот из обычных интернатов 29
2.2. Результаты исследования, изучающего социальную адаптацию подростков-сирот в школах смешанного типа и подростков-сирот из обычных интернатов 31
2.3. Рекомендации по оптимизации деятельности по социальной адаптации подростков-сирот в школах смешанного типа и подростков-сирот из обычных интернатов 39
Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 1-2
Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?Можете Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы?Трудно ли получить настоящее удовольствие от вечеринки?Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?Любите ли Вы подшутить над другими?Страдает ли Вы от бессонницы?Приложение 2Анкета по выявлению ценностных ориентаций детей1. Расставьте приоритеты, ценности по степени важности для вас в настоящее времяСемьяДружбаХорошая работа и карьераУчебаБлагополучие государстваВозможность получить хорошее образованиеЗдоровьеСчастье близкихСлава Власть и положение Наука2. По вашему мнению счастливая семья – это (до двух ответов)ВзаимопониманиеОбщениеВзаимопомщьЛюбовь к близкимВеселье3. Основными проблемами, которые волнуют вас сейчас являютсяПриобретение интересной профессииЛичные денежные трудности Денежные трудности семьи Отношения с родителями Отношения между родителями Отношения со сверстниками Конфликты с педагогами Трудности усвоения школьного материалаЧем заняться в свободное время Личная жизнь Здоровье членов семьи Отсутствие фирменных вещей Будущее
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета 1993 - 25 декабря
2. Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676.
3. Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Утверждено постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 867 // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1998. — № 4. — С. 80 — 87.
4. Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. № 240; поправки от 08.01.1997 г.
Литература
5. Авдеева, Н.Н., Хаймовская, Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка Текст. / Н.Н.Авдеева, Н.А. Хаймовская. М., 2008.
6. Аксененко, Т.А. Педагогические условия социализации воспитанников школы-интерната: Автореф. дис. . канд. пед. наук: Текст. /Т.А. Аксененко. Пенза: Пенз. гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского, 2012.
7. Аксенов, A.M. Организационно-педагогические условия социализации воспитанников школы-интерната: Автореф. дис. . канд. пед. наук Текст. /A.M. Аксенов. Тула: Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого, 2013.
8. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2002.
9. Байбородова, Л.В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: учеб. пособие Текст. /Л.В. Байбородова. Ярославль. - 2007.
10. Басюк, B.C. Психолого-педагогическое сопровождение как условие компенсирования состояния психической депривации у детей-сирот Текст. /В. С. Басюк: дисс. . канд. психологических наук. Иркутск, 2010.
11. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Ред-изд центр консорциума «Социальное здоровье России», 1994. С. 36
12. Блонский П.П. О национальном воспитании – М.: Философия, 2012
13. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. /Л.И. Божович. -М.,2006.
14. Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 10. С. 220.
15. Весна Е.Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе. Дис. … д.псих.н. 19.00.13 – психология развития, акмеология. – М., 1998.
16. Гликман И. З. Воспитатика. В 2х т. – М.:НИИ школьных технологий, 2009
17. Горбушин, А.Е. Преодоление социально-психологической отчужденности воспитанников школы-интерната Текст. /А.Е. Горбушин: Дис. канд. пед. наук.- М., 2013.
18. Горбушин, А.Е. Преодоление социально-психологической отчужденности воспитанников школы-интерната Текст. /А.Е. Горбушин: Дис. канд. пед. наук.- М., 2013
19. Гуров, В.Н. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа Текст. /В.Н. Гуров, Л .Я: Селюкова. Ставрополь: СКИУУ, 2013.
20. Денег на всех не хватит. Другая семья //[Электронный ресурс]: www.blago.info
21. Значение концепции педагогической поддержки О. С. Газмана для развития теории педагогической поддержки // [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/znachenie-kontseptsii-pedagogicheskoi-podderzhki-o
22. Иванов А.В. Особенности современного социального воспитания // [Электронный ресурс]: http://www.psyh.kiev.ua
23. Касьянова, Н.Н. Полоролевая социализация подростков в учреждениях интернатного типа Текст. /Н.Н. Касьянова: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- Липецк: Липецк, гос. пед. ун-т, 2012.
24. Коваленко Т.Н. Социальная поддержка семьи, усыновившей (удочерившей) ребенка, в регионе современной России // Автореферат на соискание ученой степени к.с.н. – М., 2009.
25. Концепция Н.М.Таланчука // [Электронный ресурс]: www.koipkro.kostroma.ru
26. Кочетов А. И. Организация самовоспитания школьников – М.:Педагогика, изд-е 5ое, 2009
27. Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе. Учебное пособие. – Волгоград, 2004.
28. Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // В Кн.: Личность в социокультурном измерении: история и современность» – М.: «Индрик», 2007
29. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе – М.: 3-е изд-е, 2009
30. Лихачев Б.Т. Философия воспитания: Специальный курс – М.: Владос, 2010
31. Макаренко А.С. Книга для родителей – М.: Педагогика, 2013
32. Максакова В.И. Педагогическая антропология. М., 2011. С. 16
33. Myбинова З.Ф. Поликультурное воспитание в современной педагогике: сравнительный анализ зарубежных и отечественных подходов // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 3. С. 234
34. Нагавкина Л.С, Крокинская O.K., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: Введение в должность. – СПб.: Каро, 2000
35. Рейн В.А.Социальная защита детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений. – Самара., 2012
36. Серегина Л.В. Социальные гарантии в сфере занятости населения: понятие, признаки и классификация // Журнал российского права. 2011. № 2 (170). С. 73-81
37. Солодникова И.В. Социальная идентичность и жизненный путь личности. М.: Институт молодежи, 1993.
38. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. - М., 1996.
39. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001.
40. Фабричная Т.Б, Эволюция института усыновления в российском праве IX-ХХ вв. (историко – правовое исследование) // Автореферат на соискание ученой степени к.юн. – Владимир, 2009
41. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми – М., 2008.
42. Хоменко М Г. В поисках комплексного подхода к социальной реабилитации несовершеннолетних / Первые итоги Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социалыю-дезадаптированных детей и подростков - М.: ПИИ семьи, 1997
43. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2004.
44. Шацкий С.Т., Щацкая В.Н, Сохраним то, что есть в детях – М.: Карапуз, 2011
45. Шевелева С.С. Открытая модель образования - М., 2011
46. Шишова, В.И. Организационно-педагогические основы преодоления последствий социального сиротства в учреждениях государственной-поддержки детства Текст. /В.И. Шишова: Автореф. дисс. .канд. пед. наук, Ростов-на-Дону. 2009
47. Шульга, Т.И., Методика работы, с детьми «группы риска» Текст. /Т.И. Шульга, В. Слот, X. Спаниярд. М., 2011.
48. Щербакова Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 545-548
49. Юферева, Т.И. Формирование психологического пола Текст. /Т.И. Юферева// Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 2010.
Социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях школы-интерната (детского дома)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Социальное сиротство как важнейшая проблема современной жизни
1.1 Причины социального сиротства и формы социального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.2 Проблемы социального сиротства в современной России
Глава II. Методы и методы решения социальных проблем и организации мер по социальной защите детей Псковского детского дома для детей школьного возраста
2.1 Результаты исследования социальных проблем детей Псковского детского дома для детей школьного возраста
2.2 Деятельность преподавателей Псковского детского дома по решению и профилактике социальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Вывод
Библиография
Введение
В нынешних социально-экономических условиях проблемы детей-сирот в России достигло предела остроты.
Сиротство как социальное явление в России имеет давнюю историю. Судьба детей-сирот издавна была решена в России путем призрения. С этой концепцией был связан, в первую очередь, устройство подкидышей, незаконнорожденных. Именно они составляли контингент отвергнутых детей, от которых родители пытались избавиться любым способом.
Проблема помощи и поддержки детей, оставшихся по тем или иным причинам без родителей, возникла давно. Сильное ядро системы для детей в воспитательные дома в России заложила Екатерина II.В 1764 году был открыт в Москве, а в 1770 году – Петербургский воспитательные дома. В 1902 году насчитывалось уже 126 детских приютов, убежищ и яслей, не считая тех, которые были в каждом церковном приходе[8,s. 15].
После 1917 года система защиты и воспитания детей-сирот в корне изменилась. Для детей, приюты были преобразованы в детские дома. Они играли важную роль в ликвидации детской беспризорности в годы гражданской войны. Содержание детей-сирот и детей взяло на себя государство. В период Великой отечественной войны детские дома сыграли особую роль в воспитании детей, родители которых погибли на поле боя, или, как в Ленинграде во время блокады[47,c.10].
В 1950-60-е годы из детских домов вышло много талантливых людей. В те годы, выпускники адаптировались легче на условия жизни, которые, к сожалению, мы не можем сказать о нашем времени. В конце 60-х годов речь идет о так называемом "социальном сиротстве", т. е. большинство детей, живущих в детских домах, детей, чьи родители лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы, ведут аморальный образ жизни, бросают своих детей. "Социальное сиротство" влияет на детей психику, самое главное. Из них единицы могут нормально войти в окружающую жизнь, адаптироваться к ней.