Православное осмысление романа Ф.М. Достоевского
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 28.05.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Православное осмысление романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 5
Заключение 14
Список литературы 15
Его позиция коррелировала с христианской. Достоевский признает давление среды и провозглашает милосердие к согрешившему, но утверждает, что с помощью нравственного долга человек должен вести борьбу со средой «ставит предел тому, где среда кончается, а долг начинается».Концепция развития общества и человека по Достоевскому:- доисторическое состояние человека - непротиворечивое погружение его в недра доличностного бытия, где он обусловлен внешними законами;- «переходный» этап характеризуется развитием личного сознания, созданием формы собственного я. На этом этапе человек обретает своевольную свободу, отказываясь от авторитетного закона «всех», от идеи Бога. Человек цивилизации, по Достоевскому, есть личность отрицающая;- высшая форма развития индивидуального я - личности, жертвующей себя миру, живущей во Христе. Без второго этапа третий невозможен: отказаться от себя может только человек, осознавший свою единственность.Вся история человеческого рода рассматривается писателем как «развитие, борьба, стремление» к достижению «вековечного идеала» — обожения. Человек не способен «возлюбить ближнего, как самого себя», поскольку его связывает «закон личности». Человек есть не только земное животное, не только часть природы. Человек является носителем свободной внутренней духовности. Именно она проявляется в нем как голос совести. Истинный вывод заключен, не в том, что человеческую личность невозможно изменить, а в том, что она очень сложна, чтобы измениться под воздействием одних только социальных мер, социального переустройства жизни.Достоевский убежден, что вера в бессмертие сочетается с совершенно разным пониманием вечности, которая ожидает человека после его смерти. Прикасаясь к данной теме, фантазии писателя приобретают действительно болезненные формы, порождаются образы, леденящие душу своей безысходностью. Известный пример такой фантазии мы находим в характерном для Свидригайлова рассуждении о вечности как «бане с пауками». Как и все другие герои Достоевского Свидригайлов безусловно верит в бессмертие. Его рассуждения о множестве миров, которые соседствуют с человеческим и которые проникают в земной наш мир в виде различных снов и всяческих видений, все это является достаточном адекватным выражением самой веры в телесноебессмертие человека. «Приведения», ассоциируются в виде клочков и обрывковиных миров. Здоровый человек, по его размышлениям есть наиболее земной человек, ему надлежит жить «здешнею жизнью, для полноты и для порядка». Болезнь же нарушает нормальный порядок в организме, отсюда возникает возможность видения другого мира, и чем сильнее болезнь, тем больше соприкосновений с другим миром. Смерть приносит новое воплощение в другой мир.В этом размышлении достаточно предельно и ясно выразилось представление о смерти как вторичном элементе жизни. Смерть - это лишь переходот одной формы бытия к другой, и этот переход становится зримым и начинает осуществляться именно в болезненном состоянии, а смерть, она лишь «количественно» отличается от самой болезни, завершая данный переход. Поэтому не случайно Свидригайлов свое предстоящее самоубийство постоянно проговаривает и называет вояжемили поездкой («в Америку»).Достоевскому, его описываемым героям, вера в человеческое телесное бессмертие не приносит душевного успокоения, она лишь рождает более тяжелые раздумья, которые касаются «законов» посмертного существования.У Достоевского истинная вера может касаться одной лишь идеи - идеи бессмертия, все остальные - идея Бога и иные, являются лишь определенным уточнением и развертыванием самой идеи бессмертия и конечно связанной с бессмертием веры.ЗаключениеВ произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» на мой взгляд, основная мысль заключается в том, что человек не может себя мнить «обыкновенным» или «необыкновенным», свобода его состоит в нравственном выборе, либо ты идешь по «Пути Христа» или выбираешь «Путь Люцифера». С точки зрения православия свобода трактуется как выбор человека между двумя возможностями. Человек создан по образу и подобию Бога. Свобода это богоподобная черта. Человек, проявляющий своеволие, не способен поступать в соответствии с богоуподоблением. Бог не знает греха. Ущербность воли именно в необходимости выбора, своеволие заставляет делать выбор. Человек стремящийся к Богу не склонен к мятежу.Бог даетнравственному колеблющемуся человеку власть самому распоряжаться всем, дарует свободу самоосуществления путем выбора разных возможностей. Человек вправе сам выбирать «отпадет» он от своего Творца, исказит Его замысел о себе, или же останется чадом Божиим, вплоть до обожения.Проблема человека, поставленная в романе Достоевского «Преступление и наказание» отвечает именно на вопрос о выборе человека своего нравственного выбора. С полным основанием можно сделать вывод, что главным объектом внимания Ф.М. Достоевского является человеческая личность с ее страданиями, поиском Добра и Зла, свободы и любви.В соответствии с задачами исследования мы рассмотрели особенности понимания проблемы человека Достоевским, через призму антиномии зла и добра, выявление их сущностных принципиальных различий заложенных в человеческой сущности. Исключительно признав абсолютность доброго начала в человеке и в мире и признав неабсолютность зла, человечество сможет приблизиться к социальной гармонии. Нет смысла заниматься поиском причины мирового зла в социальном строе или других внешних причинах. Причины социального зла - в антиномичности самой человеческой природы.Этим романом Достоевский показывает, что счастья можно достичь лишь благодаря доброте и всепрощению. Здесь четко можно проследить приверженность автора христианской морали, вера, добро и любовь должны править в мире, а не жестокость и борьбы за власть. Достоевский дал почву для дальнейших рассуждений по данному вопросу, не только другим мыслителям уже 20 века, но всем его читателям.Список литературыАллен Л. Ф.М. Достоевский. Поэтика, мироощущение, богоискательство. — СПб.; «Логос», 1996. 176 с.Венгеров А.И. Богоискательство русских писателей в культуре России конца XIX - начала XX века [Электронный ресурс]: автореф. дис. …канд. культурологии / А.И. Венгеров. – М, 2011 - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/bogoiskatelstvo-russkikh-pisatelei-v-kulture-rossii-kontsa-xix-nachala-xx-veka (дата обращения: 27.04.2015).Вышеславцев Б.77. Достоевский о любви и бессмертии // О Достоевском. М.: Книга, 1990. С. 398-406.Евлампиев И.И. «Посюсторонняя» религиозность Ф. Достоевского и Ф. Ницше / И.И. Евлампиев // Вопросы философии. — 2013. - № 8.Игнатов А. Черт и сверхчеловек: Предчувствие тоталитаризма Достоевским и Ницше //Вопросы философии. 1993. № 4. С. 35-46.Капилупи С.М. Проблема спасения в творчестве Ф.М. Достоевского: Философско-антропологический аспект [Электронный ресурс]: автореф. дис. …канд.философ.наук / С.М. Капилупи. – Сб.П, 2006 - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/problema-spaseniya-v-tvorchestve-fm-dostoevskogo-filosofsko-antropologicheskii-aspekt(дата обращения: 27.04.2015).Краминская Н.М. Пути устроения человека в философии Ф. М. Достоевского [Электронный ресурс]: автореф. дис. …канд.философ.наук / Н.М. Краминская. – Тула, 2001 - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/puti-ustroeniya-cheloveka-v-filosofii-f-m-dostoevskogo (дата обращения: 27.04.2015).Лапин А.В. Феномен религиозной веры в мировоззрении Ф.М. Достоевского [Электронный ресурс]: автореф. дис. …канд.философ.наук / А.В. Лапин. – Благовещенск, 2006 - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/fenomen-religioznoi-very-v-mirovozzrenii-fm-dostoevskogo (дата обращения: 27.04.2015).Соколова Е.А. Проблема человека и поиск социальной гармонии в философских воззрениях Ф.М. Достоевского [Электронный ресурс]: автореф. дис. …канд.философ.наук / Е.А. Соколова. – Улан-Удэ, 2004 - Режим доступа:http://www.dissercat.com/content/problema-cheloveka-i-poisk-sotsialnoi-garmonii-v-filosofskikh-vozzreniyakh-fm-dostoevskogo(дата обращения: 27.04.2015).
1. Аллен Л. Ф.М. Достоевский. Поэтика, мироощущение, богоискательство. — СПб.; «Логос», 1996. 176 с.
2. Венгеров А.И. Богоискательство русских писателей в культуре России конца XIX - начала XX века [Электронный ресурс]: автореф. дис. …канд. культурологии / А.И. Венгеров. – М, 2011 - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/bogoiskatelstvo-russkikh-pisatelei-v-kulture-rossii-kontsa-xix-nachala-xx-veka (дата обращения: 27.04.2015).
3. Вышеславцев Б.77. Достоевский о любви и бессмертии // О Достоевском. М.: Книга, 1990. С. 398-406.
4. Евлампиев И.И. «Посюсторонняя» религиозность Ф. Достоевского и Ф. Ницше / И.И. Евлампиев // Вопросы философии. — 2013. - № 8.
5. Игнатов А. Черт и сверхчеловек: Предчувствие тоталитаризма Достоевским и Ницше //Вопросы философии. 1993. № 4. С. 35-46.
6. Капилупи С.М. Проблема спасения в творчестве Ф.М. Достоевского: Философско-антропологический аспект [Электронный ресурс]: автореф. дис. …канд.философ.наук / С.М. Капилупи. – Сб.П, 2006 - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/problema-spaseniya-v-tvorchestve-fm-dostoevskogo-filosofsko-antropologicheskii-aspekt (дата обращения: 27.04.2015).
7. Краминская Н.М. Пути устроения человека в философии Ф. М. Достоевского [Электронный ресурс]: автореф. дис. …канд.философ.наук / Н.М. Краминская. – Тула, 2001 - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/puti-ustroeniya-cheloveka-v-filosofii-f-m-dostoevskogo (дата обращения: 27.04.2015).
8. Лапин А.В. Феномен религиозной веры в мировоззрении Ф.М. Достоевского [Электронный ресурс]: автореф. дис. …канд.философ.наук / А.В. Лапин. – Благовещенск, 2006 - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/fenomen-religioznoi-very-v-mirovozzrenii-fm-dostoevskogo (дата обращения: 27.04.2015).
9. Соколова Е.А. Проблема человека и поиск социальной гармонии в философских воззрениях Ф.М. Достоевского [Электронный ресурс]: автореф. дис. …канд.философ.наук / Е.А. Соколова. – Улан-Удэ, 2004 - Режим доступа:http://www.dissercat.com/content/problema-cheloveka-i-poisk-sotsialnoi-garmonii-v-filosofskikh-vozzreniyakh-fm-dostoevskogo (дата обращения: 27.04.2015).
Вопрос-ответ:
Какое осмысление романа Придумал Федор Достоевский?
Достоевский признавал влияние среды на человека и подчеркивал значение милосердия к согрешившему, однако он утверждал, что каждый человек должен с помощью нравственного долга бороться со средой. Он ставил предел среде и начинал долг.
Какая позиция Федора Достоевского коррелировала с христианством?
Позиция Достоевского коррелировала с христианством в том, что он признавал влияние среды на человека и провозглашал милосердие к согрешившему.
Что ставит предел среде, по мнению Федора Достоевского?
Достоевский считал, что нравственный долг человека ставит предел среде. Здесь заканчивается влияние окружающей среды, а начинается долг.
Какую концепцию развития общества и человека выдвигает Федор Достоевский?
Достоевский выдвигает концепцию развития общества и человека, согласно которой каждый человек должен бороться со средой с помощью своего нравственного долга.
Каким образом Федор Достоевский считал нужным бороться со средой?
Достоевский считал, что каждый человек должен бороться со средой с помощью своего нравственного долга. Это означает, что человек должен противостоять влиянию среды и придерживаться своих нравственных принципов.
Какое осмысление романа Преступление и наказание предлагает православие?
Православное осмысление романа Преступление и наказание заключается в признании влияния окружающей среды на человека, но также в утверждении необходимости борьбы с этой средой с помощью нравственного долга. Православие призывает к милосердию к согрешившим, но также ставит предел тому, где заканчивается среда, а начинается долг.
Какую позицию занимает Достоевский по отношению к христианству в своем романе Преступление и наказание?
Достоевский занимает позицию, согласующуюся с христианским учением. Он признает давление окружающей среды, но утверждает, что человек должен бороться с этим давлением с помощью нравственного долга. Достоевский призывает к милосердию к согрешившим, но также подчеркивает важность самоограничения и нравственного выбора, основанных на христианских ценностях.
Как Достоевский развивает концепцию общества и человека в романе Преступление и наказание?
В романе Преступление и наказание Достоевский разрабатывает концепцию развития общества и человека, говоря о необходимости борьбы с негативным влиянием среды. Он признает, что окружающая среда оказывает давление на человека, но утверждает, что с помощью нравственного долга человек должен вести борьбу со средой. Таким образом, Достоевский предлагает преодолеть негативные аспекты среды и воспитать лучший образ общества и человека.
Какие идеи православия отражены в романе Преступление и наказание?
В романе Преступление и наказание отражены идеи православия, включающие в себя признание влияния среды на человека, призыв к милосердию к согрешившим, а также важность самоограничения и нравственного выбора. Достоевский представляет православную позицию, согласно которой человек должен противостоять давлению среды и стремиться к борьбе с негативными явлениями, используя нравственный долг.
Какое осмысление романа дает православие?
Православие осмысляет роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" как рассуждение о вечных ценностях и духовной борьбе человека. Достоевский признает давление среды на человека, но утверждает, что с помощью нравственного долга человек должен вести борьбу со средой. Православие ставит предел тому, где среда кончается, а долг начинается. Оно призывает к милосердию к согрешившему, но также подчеркивает необходимость нравственного самосовершенствования.
Какую концепцию развития общества и человека предлагает Достоевский?
Достоевский предлагает концепцию развития общества и человека, которая основывается на идее нравственного самосовершенствования и борьбы со злом. Он призывает человека осознать свою ответственность перед обществом и стремиться к идеалам справедливости и милосердия. Достоевский утверждает, что истинное развитие общества возможно только через преодоление эгоизма и преступности каждым отдельным человеком.