Особенности коррекционной работы учителя-логопеда по преодалению дислалии у детей старшего дошкольного возраста
Заказать уникальный реферат- 38 38 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 29.05.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Изучение научно-педагогической литературы по проблеме исследования 5
1.1. Представление о фонематической системе языка 5
1.2. Характеристика и структура речевого дефекта у детей с дислалией 11
1.3. Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями звуковой стороны речи 18
Глава 2. Экспериментальное исследование 23
2.1. Организация констатирующего эксперимента 23
2.2. Результаты исследования 28
Заключение 32
Список литературы 33
Приложение 35
Ребёнку предлагается прослушать предложение и найти слово с заданным звуком. Инструкция: « Я произнесу предложение, а ты внимательно послушай и скажи, в каком из слов есть звук [ш]».
Задание 4. Подобрать пары картинок к словам паронимам. Логопед называет слова, отличающие одним звуком, и просит ребёнка показать соответствующие им картинки. Инструкция: Покажи где кот, где год, где сова, а где софа, покажи где лук, а где люк. Затем ребёнку предлагается самостоятельно назвать картинки парами.
II часть. Обследование слоговой структуры слова. В основу обследования положена методика А.К. Марковой, которая предлагает изучать у детей произношение слов с различной слоговой структурой в зависимости от их возрастающей сложности.
В заданиях детям предлагается самостоятельно называть все картинки, расположенные по группам. Логопед оценивает умения ребёнка произносить слова, сложность которых постепенно увеличивается по количеству слогов, стечений согласных звуков и наличию звуков трудных для произношения.
Задание 1. Послушай и ответь в каких словах есть звук [р] ([л], [с], [з], [ш], [ж] и другие звуки).
Задание 2. Посмотри картинки и скажи есть ли здесь предмет со звуком [р]. (W, [с], [ш], [ж] и другие звуки).
Задание 3. Послушай стих и скажи, есть ли здесь звук [в], ([к], [м] и другие звуки).
Система оценки состояния фонематического восприятия:
1 балл - точное и правильное воспроизведение слоговой структуры, правильный показ картинки;
0.5 балла - первый член воспринимается правильно, 2-ой уподобляется первому (ба - па, ба - па); показ картинки после стимулирования;
0,25 балла - неточное восприятие с перестановкой слогов, заменой, пропуском; восприятия слов - паратипов как одинаковых;
0 баллов - невозможность восприятия, отказ.
Максимальное количество баллов - 10 баллов
Были определены уровни состояния фонематического слуха:
высокий уровень - 8 - 10 баллов;
средний уровень - 5 - 8 баллов;
низкий уровень - 0 - 5 баллов и меньше.
3.Обследование звукопроизношения.
Инструкция: Дети садятся на ковер вокруг логопеда, а в это время Антошка вбегает в группу и раздает детям карточки-модели звука [с]. Вызванный ребенок с помощью удочки с магнитом вытаскивает из «колодца» (большой коробки) картинки:
1) скамейка, доска, каска, маска, миска-символ [с ];
зима, бензин, озимые, магазин, бузина, таз-символ [з];
цапля, яйцо, огурец, карточка - символ [ц].
Логопед четко проговаривает названия картинок, а дети поднимают карточку - символ, услышав нужную картинку. Затем логопед уточняет, какой звук дети учились находить в словах.
Предлагались предметные картинки на исследование произнесения шипящих звуков.
Инструкция: Детям раскладываем на столе картинки, и организуем их рассматривание, обращаем внимание на каждый предмет, его части, внешний вид, назначения, ребенок берет картинку и медленно, четко произносит. Это проигрывается все в игровой форме.
шуба - кошка – камыш
жук - ножи
щука - вещи - лещ
чашка - очки - мяч
Для третьего задания предлагали предметные картинки со звуком [р]. (Приложение)
Инструкция: Детям дается картинка и ребенку предлагается задание «Расскажи про свою картинку» (предмет или сюжет). Требования логопеда к речевым высказыванием зависит от индивидуальных возможностей каждого ребенка.
рыба - корова - топор 5) кот - сокол - клубок река - варенье - дверь гусь - бумага
лампа - молоко - мел хлеб - сахар - петух лента - колесо - соль йод - майка - трамвай
Система оценки исследования звукопроизношения. (все звуки условно делятся на 5 групп: 1 - свистящие, 2 - шипящие, 3 - [р], [р'], 4 - [л], [л'], 5 -остальные звуки. Произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности.
Оценка:
1 балла - правильное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях;
0,5 балла - один или несколько звуков группы изолированно и отражённо произносятся правильно, но иногда подвергаются искажениям или заменам в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы;
0,25 балла - в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы;
0 баллов - искажениям или заменам подвергаются все или несколько звуков группы
Баллы, начисленные на каждую группу, суммируются. Максимальное количество баллов - 4.
Были определены уровни состояния звукопроизношения.
Высокий уровень - 4 - 5 баллов.
Средний уровень -3-4 баллов.
Низкий уровень - 0 - 3 баллов.
2.2. Результаты исследования
Обследование подвижности артикуляционного аппарата дошкольников с дислалией. Данные можно представить в виде таблицы.
Таблица 4
Обследования артикуляторного аппарата
№ п/п Список детей Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Общее
количество
баллов 1 Паша А. 1 1 1 1 4 2 Владик П. 1 1 1 1 4 3 Сережа А. 1 1 1 1 4 4 Соня В. 1 1 1 0,5 3,5 5 Полина А. 1 1 1 0,5 3,5 6 Даша Л. 1 1 1 0,5 3,5 Итого: 6 6 6 4,5 22,5
Исходя из данных таблицы обследования подвижности артикуляторного аппарата высокий уровень показали 50 % детей, средний 50%.
Высокий уровень показал три ребёнка - Владик П., Серёжа А., Паша А., средний уровень показали трое детей - Полина А., Даша Л., Соня В.
У Владика П. при выполнении упражнений напряжения не возникало, с заданиями справился успешно.
У Полины А. и Даши Л. недостаточно подвижен язык, неумение быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.
У Сони В. недостаточно подвижен при обследовании язык. Этот дефект вызван неумением удерживать язык в нужном положении и быстрого перехода от одного движения к другому.
У Серёжи А. и Паши А. при выполнении упражнений напряжения не возникало, с заданиями справились успешно.
Таблица 5
Обследования фонематического слуха
№ п/п Список детей Работа с карточками Повтори слоговые цепочки Общее
количество
баллов
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
1 Паша А. 1 0,5 1 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 7 2 Владик П. 1 1 0,5 1 1 1 1 1 1 0,5 9 3 Сережа А. 1 0,5 1 1 0,5 1 1 1 1 1 9 4 Соня В. 1 0,5 1 1 0,5 1 0,5 1 1 1 8,5 5 Полина А. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 6 Даша Л. 1 0,5 1 1 1 1 0,5 1 1 1 9 Итого: 6 4 5,5 5,5 5 6 4,5 5,5 5,5 5 52,5
Исходя из данных таблицы 2 можно сделать вывод, что низкого уровня не показал ни один ребёнок, средний уровень зафиксирован у одного ребёнка, это составило и у пятерых детей наблюдается высокий уровень.
Исходя из данных таблицы мы пришли к выводу, что низкого уровня не показал ни один ребёнок, средний уровень зафиксирован у одного ребёнка, это составило 27% и у пятерых детей наблюдается высокий уровень, это составило 73% детей.
Итак, высокий уровень показали трое детей - Владик П., Серёжа А., Соня В., Полина А., Даша Л., средний уровень показал один ребёнок - Паша А.
Таблица 6
Обследования звукопроизношения
№ п/п Список детей Свистящие Шипящие [Р] [Р'] [Л] [Л'] Остальные звуки Общее
количество
баллов 1 Паша А. 1 1 0,25 0,25 1 3,5 2 Владик П. 1 1 0,25 0,25 1 3,5 3 Сережа А. 0,25 0,25 1 1 1 3,5 4 Соня В. 0,25 0,25 1 1 1 3,5 5 Полина А. 1 1 1 0,25 1 4,25 6 Даша Л. 0,25 0,25 0,25 1 1 2,75 Итого: 3,75 3,75 3,75 3,75 6 21
Чаще всего нарушаются группы звуков: свистящие, шипящие, [р] - [р'], [л] -[ л'].
На основе экспериментальных данных для осуществления коррекционной работы, дети были разделены в подгруппы с учетом структуры дефекта и характера нарушения звукопроизношения.
1 группа - дети с нарушением свистящих, шипящих (Соня В., Серёжа А., Даша Л.).
2 группа - дети с нарушением сонорных (Полина А., Паша А., Владик П.).
Таблица 7
Уровни сформированности
Логопедическое обследование
Уровни сформированности высокий средний низкий Артикулярная моторика (количество детей) 1 3 2 Состояние звукопроизношение
(количество детей) 3 3 Состояние фонетического восприятия (количество детей) 2 2 2
Диаграмма 1
Уровень сформированности звукопроизношения у дошкольников
с дислалией
Таким образом, можно сделать вывод, что высокий уровень показали 17 % детей - это Полина А., средний уровень зафиксирован у 66% детей - Паша А., Соня В., Серёжа А., Полина А., низкий уровень показали 17% детей, - Даша Л..
Заключение
Устранение нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией - одна из важнейших задач логопедии. От её решения зависит развитие ребёнка, имеющего нарушения звукопроизношения. Всестороннее развитие ребёнка предполагает учёт не только психолого - педагогического, но и логопедического фактора при устранении нарушений звукопроизношения у детей с механической дислалией.
В первой главе проведён анализ научной и методической литературы по проблеме исследования.
Тщательное изучение и анализ научной и методической литературы указывают на то, что проблема нарушений звукопроизношения при дислалии имеет много граней, относящихся к разным научным дисциплинам: медицине, психологии, психолингвистике, логопедии.
Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования.
Качественный и количественный анализ показал недостаточную сформированность звукопроизносительной речи дошкольников. Диагностические исследования позволили нам выявить первоначальный уровень развития речи детей и наличие дефекта.
Логопедическую работу по преодолению дислалии необходимо строить с учётом развития звукопроизношения в онтогенезе.
Список литературы
Александровская М.А. Недостатки произношения детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис… ... канд. пед.наук. – М., 1955
Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи - М., 1977
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2007.
Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезу фонетико-фонематических расстройств//обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М., 1989. - С. 67-78
Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. // Сенсорное воспитание дошкольников // Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1963
Ипполитова М.В. Характеристика звукопроизносительной стороны речи у учащихся с церебральным параличом / Под ред. М.В. Ипполитовой. – М., 1989
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985
Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб., 2009.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 2008.
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб., 2004
Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии//Очерки по патологии речи и голоса. - М., 1963. – №2 – с. 34-48
Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий//Очерки попатологии речи и голоса. – М., 1967. №3 - С. 77-98
Орфинская В.К. Формирование фонематической системы у нормально развивающихся детей - М., 1946
Паромонова Л.Г. Логопедия для всех. – М., 2002
Правдина О.В. Логопедия. – М., 1969
Соботович Е.Ф. Принципы дифференцированной работы по устранению недостатков фонематического развития у детей с неправильным произношением//IVнаучн. Сессия по дефектологии, - М., 1971. – С. 457-456
Сорочинская Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии. Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1999
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2008.
Хватцев М.Е. Хрестоматия по логопедии - М., 2009.
Чиркина Т.В Основы логопедической работы с детьми. - М., 2007.
. Швачкин Н.Х.Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова –– М., 2004
Яковлев С.Б. Логопедическая работа по коррекции аграмматизмов в письме у учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Автор. дис. канд. пед н. - Л., 1988
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Анкета. Индивидуальная карта ребёнка
1. сведения о родителях:
Мать: Ф.И.О.________________________________________________________________
Место работы_________________________должность______________________________
Отец: Ф.И.О._________________________________________________________________
Место работы_________________________должность______________________________
Состояние здоровья
Имеются ли хронические заболевания у родителей____________________________________________________________________________________________________________
2. состоит ли на учёте у узких специалистов:____________________________________________________
_________________________________________________________________
Не злоупотребляют ли алкоголем_________________________________________
3. состав семьи:
Сколько детей в семье:________________________________________________________
1-й ребёнок (сын или дочь, имя, год рождения, где учится)__________________________
____________________________________________________________________________
2-й ребёнок__________________________________________________________________
Нет ли у ближайших родственников или знакомых речевых нарушений_______________
____________________________________________________________________________
4. личный анамнез ребёнка:
От какой беременности ребёнок и как она протекала?______________________________
____________________________________________________________________________
Как протекали роды (в срок, перехаживали, преждевременные) подчеркнуть.
Со стимуляцией или без:_______________________________________________________
Сразу крик или нет ____________________вес ребёнка______________________________
Рост ребёнка ___________________когда приложен к груди______________________
5. психомоторное развитие ребенка с момента рождения до года.
- когда начал держать голову___________________________________________________
- когда начал сидеть________________________ходить_____________________________
- первое гуление (типа: агу,уа):_________________________________________________
- лепет (типа: ма, ба, па, би – би):________________________________________________
- первые слова:_______________________________________________________________
- простые предложения:________________________________________________________
- перенесённые заболевания, а также ушибы, травмы, потери сознания:________________
__________________________________________________________________
6. изучение навыков самообслуживания:
- в каком возрасте начал сам одеваться:___________________________________________
- раздеваться: ___________________убирать игрушки_______________________________
- мыть руки: ____________________какая рука ведущая_________________________
7. изучения развития общения:
- как вёл себя ребёнок при общении – активно______________________________________
- мало обращался с окружающими его людьми_____________________________________
- прекращалось ли речевое общение (если да, то в каком возрасте)? По какой причине? И на какое время?_______________________________________________________________
-где воспитывался ребёнок до поступления в наш д/сад (у бабушки, дома, в другом д/саду) подчеркнуть___________________________________________________
Приложение 4
Игры для исследования звукопроизношения
«Веселый рыболов». В коробке сложены картинки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок с помощью удочки «вылавливал» картинки и называл их.
«Кто внимательный». На столе лежали конверты, в каждом из них часть разрезной картинки. Ребенок доставал отдельные ее части, искал недостающие элементы, складывал их и называл картинку.
«Волшебная ромашка». На каждом лепестке ромашки нарисованы картинки с изучаемым звуком. Ребенок «отрывал» лепестки, называл соответствующие картинки.
«Загадочный сундучок». В красиво оформленном сундучке разложены игрушки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок на ощупь брал игрушку, угадывал ее и называл.
«Украсим наши елки». На столе устанавливали маленькую искусственную елочку. Ребенок по нашей просьбе развешивал на ней картинки – игрушки и называл их.
38
1. Александровская М.А. Недостатки произношения детей старшего до-школьного возраста: Автореф. дис… ... канд. пед.наук. – М., 1955
2. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи - М., 1977
3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2007.
4. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезу фонетико-фонематических рас-стройств//обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М., 1989. - С. 67-78
5. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. // Сенсорное воспитание дошкольников // Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1963
6. Ипполитова М.В. Характеристика звукопроизносительной стороны речи у учащихся с церебральным параличом / Под ред. М.В. Ипполитовой. – М., 1989
7. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985
8. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб., 2009.
9. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 2008.
10. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб., 2004
11. Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии//Очерки по патологии речи и голоса. - М., 1963. – №2 – с. 34-48
12. Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий//Очерки попатологии речи и голоса. – М., 1967. №3 - С. 77-98
13. Орфинская В.К. Формирование фонематической системы у нормально развивающихся детей - М., 1946
14. Паромонова Л.Г. Логопедия для всех. – М., 2002
15. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1969
16. Соботович Е.Ф. Принципы дифференцированной работы по устранению недостатков фонематического развития у детей с неправильным произношением//IVнаучн. Сессия по дефектологии, - М., 1971. – С. 457-456
17. Сорочинская Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии. Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1999
18. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993
19. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989
20. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2008.
21. Хватцев М.Е. Хрестоматия по логопедии - М., 2009.
22. Чиркина Т.В Основы логопедической работы с детьми. - М., 2007.
23. . Швачкин Н.Х.Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова –– М., 2004
24. Яковлев С.Б. Логопедическая работа по коррекции аграмматизмов в письме у учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Автор. дис. канд. пед н. - Л., 1988
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеет коррекционная работа учителя логопеда по преодалению дислалии у детей старшего дошкольного возраста?
Коррекционная работа учителя логопеда по преодалению дислалии у детей старшего дошкольного возраста включает в себя использование различных методик и упражнений, направленных на развитие звуковой стороны речи. Учитель логопед проводит индивидуальные занятия с каждым ребенком, а также работает с ним в группе, помогая ему правильно произносить звуки и складывать их в слова и предложения. Важными аспектами коррекционной работы являются мотивация ребенка, постепенное увеличение сложности заданий и систематическая работа с родителями для поддержки и продолжения занятий дома.
Какие представления есть о фонематической системе языка?
Фонематическая система языка - это система звуков, которые используются в данном языке для образования слов и выражения мыслей. В каждом языке может быть разное количество фонем и различные сочетания звуков. Основное представление о фонематической системе языка заключается в определении конкретных звуков и их различных вариантов, а также в понимании правил и закономерностей их использования в словах и речи.
Какова характеристика и структура речевого дефекта у детей с дислалией?
У детей с дислалией характеристика и структура речевого дефекта связаны с нарушением звуковой стороны речи. Они испытывают трудности в произношении определенных звуков или групп звуков, что влияет на понимание и говорение. Речевой дефект может быть вызван как физическими причинами (например, аномалиями артикуляционных органов), так и психологическими (например, недостаточным вниманием, слабой моторикой речи). Структура речевого дефекта может включать неправильное произношение звуков, искажения звуков, замены одних звуков другими или пропуски звуков в словах и предложениях.
Какие особенности работы учителя логопеда по преодалению дислалии у детей старшего дошкольного возраста?
Учитель-логопед должен знать и уметь применять различные методы исследования дислалии у детей старшего дошкольного возраста, а также использовать специализированные материалы и техники для коррекционной работы. Он должен уметь определить особенности фонематической системы языка, анализировать характеристики и структуру речевого дефекта у детей с дислалией, и разрабатывать индивидуальные программы коррекции для каждого ребенка.
Какие представления о фонематической системе языка должен иметь учитель-логопед?
Учитель-логопед должен знать, что фонематическая система языка представляет собой систему различных звуков, которые используются для образования слов. Он должен разбираться в особенностях орального двигательного аппарата и его влиянии на произношение звуков. Также важно понимать, что каждый язык имеет свою уникальную фонематическую систему.
Какова характеристика и структура речевого дефекта у детей с дислалией?
У детей с дислалией наблюдаются нарушения в произношении звуков, которые могут быть вызваны различными причинами, такими как генетическая предрасположенность, ранняя среда, образовательные проблемы и т. д. Характерные особенности речевого дефекта могут включать замещение звуков другими звуками, искажение звуков, пропуск звуков или их непоследовательное произношение. Структура речевого дефекта может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Как происходит коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями звуковой стороны речи?
Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями звуковой стороны речи включает в себя различные техники и методы. Учитель-логопед проводит индивидуальные и групповые занятия, в ходе которых используются игровые и коммуникативные задания. Коррекционные упражнения направлены на развитие артикуляционных, слуховых и моторных навыков, обучение правильному произношению звуков и формированию правильных звукосочетаний.
Какие особенности имеет коррекционная работа учителя логопеда по преодалению дислалии у детей старшего дошкольного возраста?
Особенности коррекционной работы учителя логопеда по преодалению дислалии у детей старшего дошкольного возраста могут включать: использование специфических методов и техник, направленных на развитие правильной артикуляции звуков; проведение индивидуальных занятий с каждым ребенком, учитывая его особенности и потребности; создание атмосферы доверия и поддержки для ребенка; постепенное и систематическое обучение корректной артикуляции звуков, используя игры, упражнения и коммуникативные задания.