Особенности коррекционной работы учителя-логопеда по преодалению дислалии у детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Логопедия
  • 38 38 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 29.05.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Изучение научно-педагогической литературы по проблеме исследования 5
1.1. Представление о фонематической системе языка 5
1.2. Характеристика и структура речевого дефекта у детей с дислалией 11
1.3. Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями звуковой стороны речи 18
Глава 2. Экспериментальное исследование 23
2.1. Организация констатирующего эксперимента 23
2.2. Результаты исследования 28
Заключение 32
Список литературы 33
Приложение 35


Фрагмент для ознакомления

Ребёнку предлагается прослушать предложение и найти слово с заданным звуком. Инструкция: « Я произнесу предложение, а ты внимательно послушай и скажи, в каком из слов есть звук [ш]».
Задание 4. Подобрать пары картинок к словам паронимам. Логопед называет слова, отличающие одним звуком, и просит ребёнка показать соответствующие им картинки. Инструкция: Покажи где кот, где год, где сова, а где софа, покажи где лук, а где люк. Затем ребёнку предлагается самостоятельно назвать картинки парами.
II часть. Обследование слоговой структуры слова. В основу обследования положена методика А.К. Марковой, которая предлагает изучать у детей произношение слов с различной слоговой структурой в зависимости от их возрастающей сложности.
В заданиях детям предлагается самостоятельно называть все картинки, расположенные по группам. Логопед оценивает умения ребёнка произносить слова, сложность которых постепенно увеличивается по количеству слогов, стечений согласных звуков и наличию звуков трудных для произношения.
Задание 1. Послушай и ответь в каких словах есть звук [р] ([л], [с], [з], [ш], [ж] и другие звуки).
Задание 2. Посмотри картинки и скажи есть ли здесь предмет со звуком [р]. (W, [с], [ш], [ж] и другие звуки).
Задание 3. Послушай стих и скажи, есть ли здесь звук [в], ([к], [м] и другие звуки).
Система оценки состояния фонематического восприятия:
1 балл - точное и правильное воспроизведение слоговой структуры, правильный показ картинки;
0.5 балла - первый член воспринимается правильно, 2-ой уподобляется первому (ба - па, ба - па); показ картинки после стимулирования;
0,25 балла - неточное восприятие с перестановкой слогов, заменой, пропуском; восприятия слов - паратипов как одинаковых;
0 баллов - невозможность восприятия, отказ.
Максимальное количество баллов - 10 баллов
Были определены уровни состояния фонематического слуха:
высокий уровень - 8 - 10 баллов;
средний уровень - 5 - 8 баллов;
низкий уровень - 0 - 5 баллов и меньше.
3.Обследование звукопроизношения.
Инструкция: Дети садятся на ковер вокруг логопеда, а в это время Антошка вбегает в группу и раздает детям карточки-модели звука [с]. Вызванный ребенок с помощью удочки с магнитом вытаскивает из «колодца» (большой коробки) картинки:
1) скамейка, доска, каска, маска, миска-символ [с ];
зима, бензин, озимые, магазин, бузина, таз-символ [з];
цапля, яйцо, огурец, карточка - символ [ц].
Логопед четко проговаривает названия картинок, а дети поднимают карточку - символ, услышав нужную картинку. Затем логопед уточняет, какой звук дети учились находить в словах.
Предлагались предметные картинки на исследование произнесения шипящих звуков.
Инструкция: Детям раскладываем на столе картинки, и организуем их рассматривание, обращаем внимание на каждый предмет, его части, внешний вид, назначения, ребенок берет картинку и медленно, четко произносит. Это проигрывается все в игровой форме.
шуба - кошка – камыш
жук - ножи
щука - вещи - лещ
чашка - очки - мяч
Для третьего задания предлагали предметные картинки со звуком [р]. (Приложение)
Инструкция: Детям дается картинка и ребенку предлагается задание «Расскажи про свою картинку» (предмет или сюжет). Требования логопеда к речевым высказыванием зависит от индивидуальных возможностей каждого ребенка.
рыба - корова - топор 5) кот - сокол - клубок река - варенье - дверь гусь - бумага
лампа - молоко - мел хлеб - сахар - петух лента - колесо - соль йод - майка - трамвай
Система оценки исследования звукопроизношения. (все звуки условно делятся на 5 групп: 1 - свистящие, 2 - шипящие, 3 - [р], [р'], 4 - [л], [л'], 5 -остальные звуки. Произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности.
Оценка:
1 балла - правильное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях;
0,5 балла - один или несколько звуков группы изолированно и отражённо произносятся правильно, но иногда подвергаются искажениям или заменам в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы;
0,25 балла - в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы;
0 баллов - искажениям или заменам подвергаются все или несколько звуков группы
Баллы, начисленные на каждую группу, суммируются. Максимальное количество баллов - 4.
Были определены уровни состояния звукопроизношения.
Высокий уровень - 4 - 5 баллов.
Средний уровень -3-4 баллов.
Низкий уровень - 0 - 3 баллов.

2.2. Результаты исследования
Обследование подвижности артикуляционного аппарата дошкольников с дислалией. Данные можно представить в виде таблицы.
Таблица 4
Обследования артикуляторного аппарата

№ п/п Список детей Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Общее
количество
баллов 1 Паша А. 1 1 1 1 4 2 Владик П. 1 1 1 1 4 3 Сережа А. 1 1 1 1 4 4 Соня В. 1 1 1 0,5 3,5 5 Полина А. 1 1 1 0,5 3,5 6 Даша Л. 1 1 1 0,5 3,5 Итого: 6 6 6 4,5 22,5
Исходя из данных таблицы обследования подвижности артикуляторного аппарата высокий уровень показали 50 % детей, средний 50%.
Высокий уровень показал три ребёнка - Владик П., Серёжа А., Паша А., средний уровень показали трое детей - Полина А., Даша Л., Соня В.
У Владика П. при выполнении упражнений напряжения не возникало, с заданиями справился успешно.
У Полины А. и Даши Л. недостаточно подвижен язык, неумение быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.
У Сони В. недостаточно подвижен при обследовании язык. Этот дефект вызван неумением удерживать язык в нужном положении и быстрого перехода от одного движения к другому.
У Серёжи А. и Паши А. при выполнении упражнений напряжения не возникало, с заданиями справились успешно.
Таблица 5
Обследования фонематического слуха
№ п/п Список детей Работа с карточками Повтори слоговые цепочки Общее
количество
баллов

1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
1 Паша А. 1 0,5 1 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 7 2 Владик П. 1 1 0,5 1 1 1 1 1 1 0,5 9 3 Сережа А. 1 0,5 1 1 0,5 1 1 1 1 1 9 4 Соня В. 1 0,5 1 1 0,5 1 0,5 1 1 1 8,5 5 Полина А. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 6 Даша Л. 1 0,5 1 1 1 1 0,5 1 1 1 9 Итого: 6 4 5,5 5,5 5 6 4,5 5,5 5,5 5 52,5
Исходя из данных таблицы 2 можно сделать вывод, что низкого уровня не показал ни один ребёнок, средний уровень зафиксирован у одного ребёнка, это составило и у пятерых детей наблюдается высокий уровень.
Исходя из данных таблицы мы пришли к выводу, что низкого уровня не показал ни один ребёнок, средний уровень зафиксирован у одного ребёнка, это составило 27% и у пятерых детей наблюдается высокий уровень, это составило 73% детей.
Итак, высокий уровень показали трое детей - Владик П., Серёжа А., Соня В., Полина А., Даша Л., средний уровень показал один ребёнок - Паша А.
Таблица 6
Обследования звукопроизношения

№ п/п Список детей Свистящие Шипящие [Р] [Р'] [Л] [Л'] Остальные звуки Общее
количество
баллов 1 Паша А. 1 1 0,25 0,25 1 3,5 2 Владик П. 1 1 0,25 0,25 1 3,5 3 Сережа А. 0,25 0,25 1 1 1 3,5 4 Соня В. 0,25 0,25 1 1 1 3,5 5 Полина А. 1 1 1 0,25 1 4,25 6 Даша Л. 0,25 0,25 0,25 1 1 2,75 Итого: 3,75 3,75 3,75 3,75 6 21
Чаще всего нарушаются группы звуков: свистящие, шипящие, [р] - [р'], [л] -[ л'].
На основе экспериментальных данных для осуществления коррекционной работы, дети были разделены в подгруппы с учетом структуры дефекта и характера нарушения звукопроизношения.
1 группа - дети с нарушением свистящих, шипящих (Соня В., Серёжа А., Даша Л.).
2 группа - дети с нарушением сонорных (Полина А., Паша А., Владик П.).





Таблица 7
Уровни сформированности

Логопедическое обследование

Уровни сформированности высокий средний низкий Артикулярная моторика (количество детей) 1 3 2 Состояние звукопроизношение
(количество детей) 3 3 Состояние фонетического восприятия (количество детей) 2 2 2
Диаграмма 1
Уровень сформированности звукопроизношения у дошкольников
с дислалией

Таким образом, можно сделать вывод, что высокий уровень показали 17 % детей - это Полина А., средний уровень зафиксирован у 66% детей - Паша А., Соня В., Серёжа А., Полина А., низкий уровень показали 17% детей, - Даша Л..


Заключение
Устранение нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией - одна из важнейших задач логопедии. От её решения зависит развитие ребёнка, имеющего нарушения звукопроизношения. Всестороннее развитие ребёнка предполагает учёт не только психолого - педагогического, но и логопедического фактора при устранении нарушений звукопроизношения у детей с механической дислалией.
В первой главе проведён анализ научной и методической литературы по проблеме исследования.
Тщательное изучение и анализ научной и методической литературы указывают на то, что проблема нарушений звукопроизношения при дислалии имеет много граней, относящихся к разным научным дисциплинам: медицине, психологии, психолингвистике, логопедии.
Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования.
Качественный и количественный анализ показал недостаточную сформированность звукопроизносительной речи дошкольников. Диагностические исследования позволили нам выявить первоначальный уровень развития речи детей и наличие дефекта.
Логопедическую работу по преодолению дислалии необходимо строить с учётом развития звукопроизношения в онтогенезе.

Список литературы

Александровская М.А. Недостатки произношения детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис… ... канд. пед.наук. – М., 1955
Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи - М., 1977
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2007.
Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезу фонетико-фонематических расстройств//обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М., 1989. - С. 67-78
Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. // Сенсорное воспитание дошкольников // Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1963
Ипполитова М.В. Характеристика звукопроизносительной стороны речи у учащихся с церебральным параличом / Под ред. М.В. Ипполитовой. – М., 1989
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985
Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб., 2009.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 2008.
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб., 2004
Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии//Очерки по патологии речи и голоса. - М., 1963. – №2 – с. 34-48
Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий//Очерки попатологии речи и голоса. – М., 1967. №3 - С. 77-98
Орфинская В.К. Формирование фонематической системы у нормально развивающихся детей - М., 1946
Паромонова Л.Г. Логопедия для всех. – М., 2002
Правдина О.В. Логопедия. – М., 1969
Соботович Е.Ф. Принципы дифференцированной работы по устранению недостатков фонематического развития у детей с неправильным произношением//IVнаучн. Сессия по дефектологии, - М., 1971. – С. 457-456
Сорочинская Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии. Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1999
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2008.
Хватцев М.Е. Хрестоматия по логопедии - М., 2009.
Чиркина Т.В Основы логопедической работы с детьми. - М., 2007.
. Швачкин Н.Х.Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова –– М., 2004
Яковлев С.Б. Логопедическая работа по коррекции аграмматизмов в письме у учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Автор. дис. канд. пед н. - Л., 1988

Приложение
Приложение 1












Приложение 2










Приложение 3
Анкета. Индивидуальная карта ребёнка
1. сведения о родителях:
Мать: Ф.И.О.________________________________________________________________
Место работы_________________________должность______________________________
Отец: Ф.И.О._________________________________________________________________
Место работы_________________________должность______________________________
Состояние здоровья
Имеются ли хронические заболевания у родителей________________________________ ____________________________________________________________________________
2. состоит ли на учёте у узких специалистов:____________________________________________________
_________________________________________________________________
Не злоупотребляют ли алкоголем_________________________________________
3. состав семьи:
Сколько детей в семье:________________________________________________________
1-й ребёнок (сын или дочь, имя, год рождения, где учится)__________________________
____________________________________________________________________________
2-й ребёнок__________________________________________________________________
Нет ли у ближайших родственников или знакомых речевых нарушений_______________
____________________________________________________________________________
4. личный анамнез ребёнка:
От какой беременности ребёнок и как она протекала?______________________________
____________________________________________________________________________
Как протекали роды (в срок, перехаживали, преждевременные) подчеркнуть.
Со стимуляцией или без:_______________________________________________________
Сразу крик или нет ____________________вес ребёнка______________________________
Рост ребёнка ___________________когда приложен к груди______________________
5. психомоторное развитие ребенка с момента рождения до года.
- когда начал держать голову___________________________________________________
- когда начал сидеть________________________ходить_____________________________
- первое гуление (типа: агу,уа):_________________________________________________
- лепет (типа: ма, ба, па, би – би):________________________________________________
- первые слова:_______________________________________________________________
- простые предложения:________________________________________________________
- перенесённые заболевания, а также ушибы, травмы, потери сознания:________________
__________________________________________________________________
6. изучение навыков самообслуживания:
- в каком возрасте начал сам одеваться:___________________________________________
- раздеваться: ___________________убирать игрушки_______________________________
- мыть руки: ____________________какая рука ведущая_________________________
7. изучения развития общения:
- как вёл себя ребёнок при общении – активно______________________________________
- мало обращался с окружающими его людьми_____________________________________
- прекращалось ли речевое общение (если да, то в каком возрасте)? По какой причине? И на какое время?_______________________________________________________________
-где воспитывался ребёнок до поступления в наш д/сад (у бабушки, дома, в другом д/саду) подчеркнуть___________________________________________________
Приложение 4

Игры для исследования звукопроизношения

«Веселый рыболов». В коробке сложены картинки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок с помощью удочки «вылавливал» картинки и называл их.
«Кто внимательный». На столе лежали конверты, в каждом из них часть разрезной картинки. Ребенок доставал отдельные ее части, искал недостающие элементы, складывал их и называл картинку.
«Волшебная ромашка». На каждом лепестке ромашки нарисованы картинки с изучаемым звуком. Ребенок «отрывал» лепестки, называл соответствующие картинки.
«Загадочный сундучок». В красиво оформленном сундучке разложены игрушки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок на ощупь брал игрушку, угадывал ее и называл.
«Украсим наши елки». На столе устанавливали маленькую искусственную елочку. Ребенок по нашей просьбе развешивал на ней картинки – игрушки и называл их.












38

Список литературы

1. Александровская М.А. Недостатки произношения детей старшего до-школьного возраста: Автореф. дис… ... канд. пед.наук. – М., 1955
2. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи - М., 1977
3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2007.
4. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезу фонетико-фонематических рас-стройств//обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М., 1989. - С. 67-78
5. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. // Сенсорное воспитание дошкольников // Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1963
6. Ипполитова М.В. Характеристика звукопроизносительной стороны речи у учащихся с церебральным параличом / Под ред. М.В. Ипполитовой. – М., 1989
7. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985
8. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб., 2009.
9. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 2008.
10. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб., 2004
11. Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии//Очерки по патологии речи и голоса. - М., 1963. – №2 – с. 34-48
12. Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий//Очерки попатологии речи и голоса. – М., 1967. №3 - С. 77-98
13. Орфинская В.К. Формирование фонематической системы у нормально развивающихся детей - М., 1946
14. Паромонова Л.Г. Логопедия для всех. – М., 2002
15. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1969
16. Соботович Е.Ф. Принципы дифференцированной работы по устранению недостатков фонематического развития у детей с неправильным произношением//IVнаучн. Сессия по дефектологии, - М., 1971. – С. 457-456
17. Сорочинская Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии. Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1999
18. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993
19. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989
20. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2008.
21. Хватцев М.Е. Хрестоматия по логопедии - М., 2009.
22. Чиркина Т.В Основы логопедической работы с детьми. - М., 2007.
23. . Швачкин Н.Х.Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова –– М., 2004
24. Яковлев С.Б. Логопедическая работа по коррекции аграмматизмов в письме у учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Автор. дис. канд. пед н. - Л., 1988

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеет коррекционная работа учителя логопеда по преодалению дислалии у детей старшего дошкольного возраста?

Коррекционная работа учителя логопеда по преодалению дислалии у детей старшего дошкольного возраста включает в себя использование различных методик и упражнений, направленных на развитие звуковой стороны речи. Учитель логопед проводит индивидуальные занятия с каждым ребенком, а также работает с ним в группе, помогая ему правильно произносить звуки и складывать их в слова и предложения. Важными аспектами коррекционной работы являются мотивация ребенка, постепенное увеличение сложности заданий и систематическая работа с родителями для поддержки и продолжения занятий дома.

Какие представления есть о фонематической системе языка?

Фонематическая система языка - это система звуков, которые используются в данном языке для образования слов и выражения мыслей. В каждом языке может быть разное количество фонем и различные сочетания звуков. Основное представление о фонематической системе языка заключается в определении конкретных звуков и их различных вариантов, а также в понимании правил и закономерностей их использования в словах и речи.

Какова характеристика и структура речевого дефекта у детей с дислалией?

У детей с дислалией характеристика и структура речевого дефекта связаны с нарушением звуковой стороны речи. Они испытывают трудности в произношении определенных звуков или групп звуков, что влияет на понимание и говорение. Речевой дефект может быть вызван как физическими причинами (например, аномалиями артикуляционных органов), так и психологическими (например, недостаточным вниманием, слабой моторикой речи). Структура речевого дефекта может включать неправильное произношение звуков, искажения звуков, замены одних звуков другими или пропуски звуков в словах и предложениях.

Какие особенности работы учителя логопеда по преодалению дислалии у детей старшего дошкольного возраста?

Учитель-логопед должен знать и уметь применять различные методы исследования дислалии у детей старшего дошкольного возраста, а также использовать специализированные материалы и техники для коррекционной работы. Он должен уметь определить особенности фонематической системы языка, анализировать характеристики и структуру речевого дефекта у детей с дислалией, и разрабатывать индивидуальные программы коррекции для каждого ребенка.

Какие представления о фонематической системе языка должен иметь учитель-логопед?

Учитель-логопед должен знать, что фонематическая система языка представляет собой систему различных звуков, которые используются для образования слов. Он должен разбираться в особенностях орального двигательного аппарата и его влиянии на произношение звуков. Также важно понимать, что каждый язык имеет свою уникальную фонематическую систему.

Какова характеристика и структура речевого дефекта у детей с дислалией?

У детей с дислалией наблюдаются нарушения в произношении звуков, которые могут быть вызваны различными причинами, такими как генетическая предрасположенность, ранняя среда, образовательные проблемы и т. д. Характерные особенности речевого дефекта могут включать замещение звуков другими звуками, искажение звуков, пропуск звуков или их непоследовательное произношение. Структура речевого дефекта может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Как происходит коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями звуковой стороны речи?

Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями звуковой стороны речи включает в себя различные техники и методы. Учитель-логопед проводит индивидуальные и групповые занятия, в ходе которых используются игровые и коммуникативные задания. Коррекционные упражнения направлены на развитие артикуляционных, слуховых и моторных навыков, обучение правильному произношению звуков и формированию правильных звукосочетаний.

Какие особенности имеет коррекционная работа учителя логопеда по преодалению дислалии у детей старшего дошкольного возраста?

Особенности коррекционной работы учителя логопеда по преодалению дислалии у детей старшего дошкольного возраста могут включать: использование специфических методов и техник, направленных на развитие правильной артикуляции звуков; проведение индивидуальных занятий с каждым ребенком, учитывая его особенности и потребности; создание атмосферы доверия и поддержки для ребенка; постепенное и систематическое обучение корректной артикуляции звуков, используя игры, упражнения и коммуникативные задания.