Формирование индивидуального спроса
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 0 + 0 источников
- Добавлена 30.05.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
стр.
Введение 3
Глава 1. Понятие и факторы индивидуального спроса 6
1.1.Понятие и сущность индивидуального спроса 6
1.2.Факторы, воздействующие на спрос 11
2. Анализ потребительского спроса в России за 2013-2014 гг. 19
Розничная торговля после длительного периода бурного роста вплоть до 2008 года на уровне 12-14% ежегодно в последние годы заметно снижает темпы своего развития: 106,3% в 2012 году, 103,9% - в 2013 году, оценка Минэкономразвития на 2014 год – 101,9%. Общий оборот розничной торговли в 2013 году составил 23,6 трлн рублей. Отрасль остается одной из ведущих по вкладу в ВВП страны (около 20%), в федеральный бюджет (на уровне 11%), по обеспечению занятости населения (более 18% или 12,4 млн. человек). За последние 5-6 лет в связи с постоянной нехваткой кадров для развития отрасли средняя зарплата работников торговли выросла практически в 2 раза до 25 тыс. рублей в месяц. Однако кадровый голод по-прежнему остается одной из основных проблем. Количество предприятий в сегменте розничной торговли колеблется на уровне 250 тысяч, при этом доля сетевой розницы, по данным Росстата, остается весьма низкой (на уровне 21%) по сравнению со странами с развитой экономикой, где этот уровень может составлять от 60% до 90%.
Общественное питание, как второй сегмент потребительского рынка в гораздо большей степени зависит от роста реальных доходов населения и поэтому не может похвастаться ни бурными темпами роста оборота, ни значительным количеством объектов, так и количеством занятых. Темпы роста в последние годы колеблются между 3% и 6% и в 2013 году оборот организаций общественного питания немного превысил 1 трлн рублей. До сих пор в этом сегменте, по данным Росстата около 5% предприятий относятся к государственной и муниципальной собственности. Более 70% организаций общепита являются субъектами малого бизнеса либо принадлежат индивидуальным предпринимателям. Доля расходов домашних хозяйств на питание вне дома выросла с 2,1% в 2000 году до 4,5% в 2013 году. Однако, в развитых экономиках эта доля, как правило, в 2-3 раза, а в отдельных странах и в 5 раз выше, чем в РФ.
Оставляют желать лучшего как системность, так и плотность развития, а, следовательно, и различия в обороте предприятий общественного питания в разных субъектах Федерации. Так, например, наилучшие результаты по этому показателю, естественно, в ЦФО – 284 млрд. рублей, а самые скромные в ДФО – 46 млрд. рублей по итогам 2013 года.
Сфера услуг, как и сегмент общественного питания, тесно привязана к колебаниям уровня реальных доходов населения, но зависит также и от изменяющегося образа жизни россиян и ускоряющего научно-технического прогресса в мире в целом, особенно, в таком сегменте бытовых услуг, как ремонт предметов быта и электроники. Динамика структуры потребительских расходов в основном свидетельствует о положительных изменениях, приближающих население страны к структуре потребления жителей ведущих зарубежных государств. Так, с доли в 13,8% расходов на оплату услуг в 2000 году мы вышли на 26,3% в 2013 году. При этом доля, приходящаяся на оплату жилищно-коммунальных услуг за тот же период выросла с 4,6% до 8,7% (или до 1479,7 рублей в месяц на члена семьи). В то время как наиболее быстрыми темпами росли расходы на транспортные услуги (со 127,5 рублей до 2472,2 рублей) и услуги связи (22,9 и 463,8 рублей соответственно).
Темпы роста объема платных услуг населению все последние годы существенно отставали от темпов роста доходов и колебались на уровне 1%-3%. По итогам 2013 года оборот платных услуг вырос до отметки 6,5 трлн. рублей.
На потребительском рынке в 2014 году сохранились положительные тенденции, несмотря на то, что в течение года торговый и сервисный сегменты демонстрировали тенденцию замедления деловой активности. Сохранение геополитической напряженности и ожидание возможных негативных последствий санкций и контрсанкций заставляет население отказываться от приобретения многих видов товаров и необязательных услуг или, в лучшем случае, к ограниченному пользованию ими. Все это создает атмосферу неуверенности в будущем и заставляет домашние хозяйства менять модель поведения от потребления к сбережению. В результате происходит сжатие потребительского спроса и замедление темпов роста оборота розничной торговли и платных услуг населению. Объем оборота розничной торговли в 2014 г. увеличился на 2,5% по сравнению с 2013 г. (прирост в 2013 г. – 3,9%), платных услуг населению – на 1,3% (2,1%).
Одним из факторов, ограничивающих потребительский спрос, является замедление динамики кредитования физических лиц, которая к концу 2014 года в годовом выражении составила 13,8% против 28,7% в 2013 году. Существенной причиной отсутствия выраженных позитивных тенденций на потребительском рынке остаётся усиливающийся дефицит платежеспособного спроса, связанный с замедлением роста реальных располагаемых денежных доходов населения, высоким уровнем цен, ослаблением национальной валюты, негативными процессами в мировой экономике.
С августа на продовольственный рынок стало оказывать инфляционное давление введение ограничений на продовольственный импорт из ряда стран ЕС, Норвегии, США и Канады, приведшее к разбалансированности рынков, сокращению предложения и ослаблению конкуренции. В последние два-три месяца года к ним присовокупилось давление девальвации рубля в условиях сохранения высокой доли импорта. В результате продовольственные товары без плодоовощной продукции за январь- декабрь подорожали на 14,7%. На продовольственные товары, попавшие под контрсанкции, за 2014 год, по оценке Минэкономразвития России, цены выросли на 17,9%, в том числе с начала ввода контрсанкций – на 8,1%. После введения контрсанкций, приведших к сокращению предложения и разбалансированности рынков белковой продукции, особенно подорожали сыры, рыба, мясопродукция, в виду высокой доли импорта на рынке. Вследствие возросшего спроса и ослабления конкуренции импорта резко выросли цены на отечественное сельскохозяйственное сырье, также выросли долларовые цены на импортные поставки (мясо и рыба) из-за смены поставщиков, а в конце года на данные обстоятельства наложилось резкое падение рубля. В последние два месяца рост цен несколько затормозился относительно других товаров в основном из-за переключения спроса на более дешевые товары растительного происхождения и частичного замещения запрещенного импорта более дешевым импортом из Беларуси и стран Таможенного союза. Продовольственные товары, не попавшие под продовольственные контрсанкции, подорожали за 2014 год на 11,8%. В последние три месяца цены росли опережающими темпами, особенно, на социально значимые продукты. Только за декабрь цены выросли на 2,5%. Особенно подорожали дешевые товары длительного срока хранения (крупы, сахар, масло подсолнечное, макаронные изделия), что в немалой мере обусловлено ажиотажным спросом на фоне роста инфляционных ожиданий и переключением спроса с более дорогих продуктов. Высокий рост цен в 2014 году наблюдался на плодоовощную продукцию – на 22,0% за год. С октября резко подорожали овощи массового потребления (капуста, морковь, лук) из-за повышенного спроса на более дешевые продукты и из-за введенных ограничений на импорт плодоовощной продукции (за счет замещения других овощных товаров, не производимых внутри страны). На непродовольственные товары рост цен в целом за год также повысился вдвое – на 8,1% (для сравнения в 2013 году – 4,5%). Умеренный рост цен сохранялся на протяжении всего года, вплоть до декабря на фоне высокой насыщенности рынков, особенно импортной продукцией. В декабре 2014 года цены повысились на 2,3% (с 2009 года ежемесячный прирост цен не превышал 0,5–0,6%) вследствие резко возросшего спроса населения на импортозависимые технические и другие товары длительного использования (телерадиотовары, автомобили, бытовая техника) из-за возросших рисков их дефицита после произошедшей девальвации рубля. На другие товары рост цен также заметно превышал прошлогодние показатели. Услуги в 2014 году подорожали на 10,5%, что на 2,5 п. п. превысило показатель прошлого года. Тарифы на услуги организаций ЖКХ выросли на 9,9%, практически как и год назад – 9,6%, несмотря на установленную пониженную индексацию (4,2%) регулируемых на федеральном уровне тарифов для населения на электроэнергию, газ, теплоэнергию, водоснабжение. На рыночные услуги цены выросли на 11,3%. Значительнее всего подорожали услуги, зависящие от импорта: зарубежного туризма – на 41,1%, услуги страхования – 21,7%, воздушного транспорта – на 14,8%.
В промышленности (CDE) в 2014 году прирост цен производителей третий год подряд отстает от потребительской инфляции. За год рост на 5,9% что в 1,9 раза ниже роста потребительских цен (в 2013 году рост на 3,7% отставал в 1,8 раза). Относительно низкая динамика цен обусловлена прежде всего сокращением внутреннего спроса, перешедшим в стагнацию в 2014 году. Небольшое повышающее воздействие на динамику в прошедшем году оказало ослабление курса рубля, повлиявшее на рост издержек на импортное сырье и отдельные экспортно ориентированные материальные ресурсы.
На торгуемые на внешних рынках товары за январь-июнь 2014 г. в среднем по группе цены выросли на 7,7% на фоне стабильных мировых нефтяных цен и улучшения мировой конъюнктуры на отдельных рынках черных и цветных металлов, а за июль- декабрь снизились на 4,2% вслед за падением мировых цен на нефть. За 2014 год цены в среднем выросли на 3,2% (3,7% годом ранее). При этом на отдельные товары динамика цен резко различалась, что в значительной мере определялось конъюнктурой мировых рынков.
Так, в связи с сохранением спроса значительно выросли цены на цветные металлы (46,4%), на удобрения (34,4%), на отдельные виды экспортируемых черных металлов (чугун, ферросплавы, стальной прокат – на 12– 40 процентов). На неторгуемые товары (с исключением энергетики) усиление роста цен в 2014 году до 9,1% против 2,1% годом ранее обусловлено ростом издержек на импортные сырье и материальные ресурсы, ослаблением конкуренции и ростом спроса вследствие ограничений импорта и ослабления рубля.
В 2014 году рост цен ускорился в сильно импортозависимых производствах: в легкой промышленности (6,5%), в производстве легковых автомобилей (10,6%), в производстве электрооборудования и проч. (6,3%), на машины и оборудование составил 11,4%. В наибольшей степени указанные факторы повлияли на цены в пищевой промышленности, которые в 2014 году выросли на 15,2% после роста на 2,8% годом ранее. В производстве инвестиционных товаров в 2014 году рост цен слабый (1,9-3,0%) в результате продолжающегося падения инвестиционного спроса.
Цены на электроэнергию за 2014 год, по оценке Минэкономразвития России, выросли в среднем за год к предыдущему году на 5,6-5,7%, для потребителей кроме населения – на 5,1-5,2%, что в 1,6 раза ниже, чем год назад, на что повлияла отмена в 2014 году очередной индексации оптовых цен на газ и тарифов сетевых организаций.
В капитальном строительстве в 2014 году сводный индекс цен составил 107,2% (104,9% годом ранее), в том числе в декабре цены выросли на 2,1%. Основное влияние оказал рост стоимости приобретаемого импортного оборудования – на 12,3% (в 2013 году – на 3,1%), на строительно-монтажные работы рост цен более умеренный – на 4,6% (4,3% годом ранее).
В секторе сельского хозяйства в 2014 году повышенный рост цен обусловлен снижением конкуренции импорта и возникновением повышенного спроса из-за запретов и ограничений импорта, на которые наложилось падение рубля. Подорожание продукции растениеводства при более высоком урожае является следствием ориентации сельхозпроизводителей (зерно, подсолнечник) на мировые цены при росте эффективности экспорта (цены сельхозпроизводителей на пшеницу в декабре поднялись до 7,9 тыс. руб. за тонну против 6,3-6,4 тыс. руб. за тонну в августе-октябре). На картофель и овощи ускоренный рост цен обусловлен возросшим спросом в связи с продовольственными контрсанкциями.
На животноводческую продукцию в 2014 году цены выросли на 17,5% (годом ранее – на 5,7%). В первом полугодии ускорение началось после введения запрета на ввоз свинины из ЕС в феврале, вторая волна – после ввода эмбарго на поставки импорта из стран ЕС и др. в августе. Рост цен сельхозпроизводителей предварял рост потребительских цен на соответствующие продукты. Кроме того рост цен на более дорогие продукты (свиней) стимулировал рост цен на заменители (мясо птицы, яйца).
В базовом сценарии Всемирного банка прогнозируется спад экономики на 3,8% в 2015 году и минимальное сокращение на 0,3% в 2016 году. Потребительский спрос будет сокращаться под влиянием ухудшения потребительских настроений, все еще высокого уровня задолженности домохозяйств и замедления роста доходов. Как ожидается, в результате резкой девальвации рубля инфляция намного превзойдет первоначальные прогнозы, что будет оказывать дальнейшее давление на доходы и зарплаты. Поскольку правительство отменило индексацию зарплат в бюджетном секторе в 2015 году, рост зарплат в бюджетном секторе будет отрицательным. Безработица будет расти умеренными темпами и составит в среднем 6,5% в 2015 году. Что касается рынка труда, то коррекция будет происходить, главным образом, в виде снижения зарплат. Учитывая, что инфляция в 2015 году прогнозируется в среднем на уровне 16,5%, стоимость кредитных ресурсов, вероятно, останется высокой, что станет причиной стагнации потребительского кредитования. Согласно прогнозу, потребление снизится на 5,3% в 2015 году после незначительного роста в 2014 году.
Таблица 2 - Экономические показатели, лежащие в основе базового сценария
2013 год 2014 год 2015 год 2016 год Цена на нефть (в долларах США за баррель, среднее значение Всемирного банка) 104 97,6 53,2 56,9 Рост ВВП, в % 1,3 0,6 -3,8 -0,3 Рост потребления, в % 3,9 1,5 -5,3 -1,9 Рост валового накопления капитала, в % -6,6 -5,7 -15,3 1,1 Баланс консолидированного бюджета, в % ВВП -1,3 -1,2 -3,6 -3,1 Счет текущих операций (в млрд долларов США) 34,1 56,7 73,7 62,9 % ВВП 1,6 3,0 6,0 4,4 Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами (в млрд долларов США) -56,2 -143,2 -122,1 -60,0 % ВВП -3 -7,7 -10 -4,2 Инфляция ИПЦ (среднее значение) 6,8 7,7 16,5 8,0
В 2015 году правительство будет сворачивать и откладывать некоторые крупные инфраструктурные проекты в связи с выпадающими доходами, ценовым давлением и высокой стоимостью заимствований. Как ожидается, частные инвесторы также сократят свои инвестиционные программы, поскольку ограничение доступа к внешнему финансированию и растущие кредитные издержки ведут к сокращению прибыли. Неопределенность по поводу экономической политики и геополитическая напряженность будут по-прежнему негативно сказываться на деловых настроениях и инвестиционной активности.
22
Вопрос-ответ:
Как формируется индивидуальный спрос?
Индивидуальный спрос формируется на основе потребностей конкретного человека и его возможности удовлетворения этих потребностей при заданных условиях.
Какие факторы влияют на индивидуальный спрос?
На индивидуальный спрос влияют различные факторы, такие как доходы, цены на товары, предпочтения, ожидания и реклама.
Какой потребительский спрос был в России в 2013-2014 гг?
В России потребительский спрос снижался с 2012 года, составляя 103,9 в 2013 году и оцениваясь Минэкономразвития на 2014 год в 101,9.
Как развивалась розничная торговля в России в последние годы?
Розничная торговля в России имела период бурного роста до 2008 года, но последние годы характеризуются снижением темпов своего развития.
Какие факторы воздействуют на спрос в розничной торговле?
Факторы воздействия на спрос в розничной торговле могут быть разнообразными, включая экономическую ситуацию, уровень безработицы, политическую стабильность и изменение цен на товары.
Как определить индивидуальный спрос?
Индивидуальный спрос - это количество товаров или услуг, которое готов приобрести отдельный потребитель по определенной цене и в определенный период времени.
Какие факторы влияют на индивидуальный спрос?
На индивидуальный спрос влияют различные факторы, такие как цена товара или услуги, доход потребителя, цены на другие товары, предпочтения и вкусы потребителя, реклама и многое другое.
Какие факторы воздействуют на спрос в России?
В России на спрос влияют такие факторы, как уровень доходов населения, инфляция, изменения в структуре потребления, политическая и экономическая ситуация в стране, западные санкции и другие.
Почему розничная торговля в России замедляет свой рост?
Розничная торговля в России замедляет свой рост из-за длительного периода экономического спада, снижения покупательной способности населения, увеличения конкуренции в сфере торговли и других факторов, которые оказывают негативное воздействие на спрос.
Какие были темпы развития розничной торговли в России в последние годы?
Розничная торговля в России в последние годы заметно снижает свои темпы развития. Согласно оценке Минэкономразвития, в 2012 году темпы развития составили 103,9%, в 2013 году - 101,9% и прогнозируется ухудшение ситуации и дальнейшее снижение темпов в 2014 году.
Что такое индивидуальный спрос?
Индивидуальный спрос — это количество товара или услуги, которое один потребитель хочет и может приобрести по определенной цене за определенный период времени.
Какие факторы влияют на индивидуальный спрос?
Факторы, влияющие на индивидуальный спрос, могут быть различными: доход потребителя, цена товара, вкусы и предпочтения, цены на substitute и complement товары, ожидания потребителя, демографические параметры, реклама и многое другое.