Проявление агрессии у младших школьников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психодиагностика
  • 33 33 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 06.06.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Актуальность исследования 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения агрессии у младших школьников 5
1.1. Психологическая характеристика младших школьников 5
1.2. Понятие агрессивности. Особенности агрессии у детей младшего школьного возраста 9
Глава II. Эмпирическое исследование проявлений агрессии у младших школьников 17
2.1. Организация и методики исследования 17
2.2. Результаты исследования 22
2.3. Выводы и рекомендации 27
Заключение 29
Список литературы 31
Приложения 33
Фрагмент для ознакомления

Чем меньше область перекрещивающихся значений, тем более вероятно, что различия достоверны.Определяется критерий по формуле:где - большая из двух ранговых сумм, соответствующая выборке с единиц [20].Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе исследования была сформирована выборка, определены методики, согласованы условия проведения диагностики. На втором этапе была проведена диагностика уровня агрессивности у школьников. На третьем этапе проводилась обработка результатов диагностики, были сделаны выводы, выработаны рекомендации.2.2. Результаты исследованияРезультаты по методике диагностики уровня агрессивностиА. Басса – А. Дарки представлены в таблице 1.Таблица 1.Результаты диагностики по методике А. Басса – А. Дарки№Физическая агрессияКосвенная агрессияНегативизмРаздражение Обида ПодозрительностьВербальная агрессияЧувство виныМАЛЬЧИКИ1531352242221143223312123224310201315521022326231020137322111108431102449131241121052213223ср.зн.3,32,21,21,22,31,72,12,3ст.откл1,420,790,630,921,700,950,991,25№ДЕВОЧКИ1221022332021002333111211204111001325200112316001201227111012308122021309221201421032234354ср.зн.1,31,31,111,11,63,11,7ст.откл0,950,820,571,151,290,700,881,42Из таблицы видно, что у 40% мальчиков физическая агрессия находится на высоком уровне (4-5 баллов), у 30% - на среднем уровне выраженности. Количество мальчиков со средним уровнем косвенной агрессии составляет 40%, у 30% выявлен высокий уровень обиды. Также у 20% мальчиков обнаружен высокий уровень по шкале «чувство вины». Повышенное чувство вины выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущает угрызения совести.У девочек наиболее выраженной оказалась вербальная агрессия – 20% девочек демонстрируют высокий уровень, а 60% - средний уровень выраженности вербальной агрессии. У одной девочки выявлен высокий уровень обиды (4 балла). Сравнительные результаты девочек и мальчиков представлены на рисунке 1.Рис. 1. Выраженность различных форм агрессивности у детей младшего школьного возраста в зависимости от полаПо сравнительным данным видно, что у мальчиков наиболее выраженной формой агрессии является физическая агрессия, косвенная агрессия и обида. Мальчики в большей степени, чем девочки, склонны использовать физическую силу в отношении других людней. Также мальчикам свойственно в большей степени выражать агрессию косвенно, окольным путем. Мальчики зачастую испытывают обиду за действительные и вымышленные действия и чувство вины.У девочек доминантной является вербальная (словесная) агрессия. Свои агрессивные действия они проявляют через крики, визги, ругань. А также угрозы.С целью достоверной проверки выявленной различий был проведен статистический анализ полученных данных. С этой целью применялся непараметрический критерий для двух несвязанных выборок Манна-Уитни (приложение 3). Результаты анализ показывают, что у мальчиков на достоверном уровне проявления физической (р=0,004) и косвенной (р=0,03) агрессии выше. Также у мальчиков значимо выше проявления обиды (р=0,03). Результаты диагностики тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности представлены в таблице 2. Таблица 2Результаты по методике самооценки тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности №ТревожностьФрустрированностьАгрессивностьРигидностьМАЛЬЧИКИ18131715212101410312101284118111151512813610779712111010813912129791311101510168ср.зн.11,59,91210,7ст.откл2,641,793,202,21№ДЕВОЧКИ185872107573710994412116510158106581497978987889985681014151513ср.зн.8,29,29,28,7ст.откл2,823,713,221,95Результаты показали, что двое мальчиков демонстрируют высокий уровень тревожности (свыше 15 баллов), а у 70% средний уровень тревожности. Это говорит о выраженности данного свойства личности у мальчиков младшего школьного возраста. Фрустрированностьразвита у большинства мальчиков на среднем уровне (от 8 до 14 баллов). 90% учащихся показали такой результат. Агрессивность сильно выражена у 20% мальчиков, на среднем уровне – у 70%. Ригидность сильно выраженау 1 мальчика, на среднем уровне – у 90%.У девочек почти все исследуемые свойства личности развиты на среднем или низком уровне. Только у одной девочки можно наблюдать высокий показатель по шкале фрустрированность и агрессивность, и у одной по шкале фрустрированность.Сравнительные результаты девочек и мальчиков представлены на рисунке 2.Рис. 2. Выраженность тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности у детей младшего школьного возраста в зависимости от пола.По сравнительным результатам видно, что мальчики более тревожны, чем девочки. Они испытывают неуверенность, беспокойство, а также трудности в школьной адаптации, обладают неустойчивой самооценкой. Мальчики в большей степени агрессивны, чем девочки, что согласуется с результатами предыдущей методики. Возможно, повышенная тревожность и агрессивность мальчиков обусловлена более высоким, по сравнению с девочками, уровнем ригидности. Низкая скорость переключения (ригидность), особенно в эмоциональной сфере, ведет к тревожности, поскольку ребенок сосредоточен на отрицательных переживаниях, погружен в мрачные мысли, долго помнит обиды.Полученные результаты подтвердились на достоверном уровне (Приложение 3). Были выявлены различия на достоверном уровне по таким показателям, как тревожность (р=0,018), ригидность (р=0,043). Таким образом, мальчики испытывают большую тревожность, чем девочки и они более ригидны в своем эмоциональном поведении. Это может объяснять и более выраженные неконструктивные формы агрессивности у мальчиков - физическая агрессия, обида. 2.3. Выводы и рекомендацииРезультаты исследования показали, что у мальчиков агрессия проявляется в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, или наносят вред дерутся, ломают, швыряют предметы; только у одного мальчика вербальная агрессия преобладала над физической – можно сказать, что свои выражать негативные чувства он выражает через содержание словесных ответов (угрозы, ругань).У девочек вербальная агрессия преобладает над физической. Девочки выражают агрессию в словесной форме, то есть они скорее будут кричать, угрожать, оскорблять, чем применять физическое насилие. Исследование самооценки тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности показало, что данные свойства личности выражены у детей младшего школьного возраста в той или иной степени. При этом тревожность и ригидность больше выражена у мальчиков младшего школьного возраста. Полученные нами результаты обследования соотносятся с результатами других исследователей. Наиболее распространенными формами агрессии у младших школьников являются физическая, косвенная и вербальная агрессия, а также для детей младшего школьного возраста характерны проявления обиды и чувства вины. Для таких детей в большей степени свойственно эмоциональная неустойчивость, нестабильность нервной системы.При общении с агрессивными детьми, для снижения уровня агрессивности младших школьников взрослым можно предложить следующие рекомендации:1. Не фиксируйте внимание на нежелательном поведении ребенка. 2. Наиболее адекватное поведение взрослого — осуждение агрессии ребенка, но не подавление. 3. Старайтесь, прежде всего, выяснить причину агрессии и спокойно, тактично ее устранить. Помните, что запрет и повышение голоса — наименее эффективные способы преодолеть агрессивность. Лишь поняв причины агрессивного поведения и устранив их, вы можете надеяться, что агрессивность будет преодолена.4. Дайте возможность ребенку снять агрессию, выплеснуть эмоции через спорт, игры и релаксацию. Разрешите ему побить подушку или разорвать «портрет» своего врага, и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность снизится.5. Не бойтесь приласкать ребенка, покажите, что его ценят и любят. 6. Реагируйте на любые положительные сдвиги в поведении ребенка, даже если они незначительные. 7. Будьте образцом для детей. В его присутствии не злитесь, не говорите с пренебрежением о своих друзьях или коллегах.8. Будьте веселыми, шутками поддерживайте и поощряйте положительные действия. Это сблизит вас с детьми, сохранит ваше спокойствие. 9. Будьте доброжелательными. В ребенке нет ничего такого, что бы требовало жестокости. Зло побеждают добром, любовью. Учитель должен желать ребенку лишь добра, воспитывать у него добро на примере собственных поступков. 10. Не делайте поспешных, непродуманных решений, не попадайте в зависимость от собственного настроения. 11. Дорожите доверием ребенка, любите его, защищайте, уважайте его чувства. Тогда между вами и ребенком сложатся доброжелательные, искренние отношения. 12. Берегите высочайшее благо: человеческое достоинство, неприкосновенность личности.ЗаключениеДанное исследование было проведено с целью изучения проявлений агрессии у младших школьников.В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что младший школьный возраст — начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки — создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Эмоции и чувства детей, их произвольность развиваются постепенно, и важным периодом в их развитии является младший школьный возраст.Природа, функции и виды агрессивности еще не достаточно выяснены в психологии. Выделяют различные виды и уровни агрессивного поведения. Одни из них продуктивны и желательны, другие чрезвычайно вредны. Агрессивность в той или иной мере характерна человеку с самого рождения. Под влиянием воспитания формируется определенный уровень агрессивности, позволяющий ребенку и в дальнейшем взрослому адаптироваться в социальной среде. В большинстве случаев агрессия проявляется на недеструктивном уровне и адекватна ситуации. В других случаях агрессивное поведение может проявляться в качестве сопутствующего признака психического расстройства. В каждом отдельном случае агрессивное поведение требует наблюдения и специальной оценки. Младшим школьникам с высокой агрессивностью характерны примитивность ценностных ориентаций, узость и неустойчивость интересов, повышенная внушаемость, склонностью к подражанию, эмоциональная грубость, озлобленность в отношении к окружающим.Результаты эмпирического исследования показали, что у мальчиков наиболее выраженной формой агрессии является физическая агрессия, косвенная агрессия и обида. Мальчики в большей степени, чем девочки, склонны использовать физическую силу в отношении других людней. Также мальчикам свойственно в большей степени выражать агрессию косвенно, окольным путем. Мальчики зачастую испытывают обиду за действительные и вымышленные действия и чувство вины.У девочек доминантной является вербальная (словесная) агрессия. Свои агрессивные действия они проявляют через крики, визги, ругань. А также угрозы. У мальчиков на достоверном уровне проявления физической, косвенной агрессии и обиды выше, чем у девочек. Исследование самооценки тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности показало, что данные свойства личности выражены у детей младшего школьного возраста в той или иной степени. При этом тревожность и ригидность достоверно больше выражена у мальчиков младшего школьного возраста. Это может объяснять и более выраженные неконструктивные формы агрессивности у мальчиков - физическая агрессия, обида. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: у младших школьников встречаются различные проявления агрессии, при этом мальчикам и девочкам присущи разные формы проявления агрессии.На основе результатов исследования были выработаны рекомендации для взрослых по особенностям общения с агрессивными детьми и для снижения уровня агрессивности младших школьников.Список литературыАлфимова М.В. Психогенетика агрессивности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников // Вопросы психологии. – 2000. – № 6. – С. 112 – 121.Ахмедбекова Р.Р. Сущность агрессии и причины ее проявления у младших школьников // Начальная школа: плюс до и после. - №9. – 2011. – С. 1 – 5.Бендер П.У. Лидерство изнутри / П.У. Бендер, Л. Хеллман. – М., 2005.Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: Речь, 2012. – 510 с.Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 2005. – 352с.Большойпсихологическийсловарь / под ред.МещеряковаБ.Г.,ЗинченкоВ.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2003 – 672 с.Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2000. – 351 с.Демко Е.В. Организационнопедагогическая деятельность по профилактике и коррекции агрессивности детей 6–7 лет: дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Демко. – Армавир, 2005. – 172с.Дубровина И.В. Школьная психологическая служба / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2007. – 152с.Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. – 2001. – № 1. – С. 60 – 72.Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 2001. – 415с.Мавлянова О.В. Факторы трансформации неконструктивных форм агрессивного поведения в конструктивные // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 4. - С. 3-4.Михайлова Т.И. Психогенетические предпосылки агрессивности // Вестник СумДУ. Серия «Медицина», №1. – 2012. – С. 155 – 163.Можгинский Ю.Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб.: Речь, 2009. – 213с.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 374с.Пилецкий С.Г. Феномен человеческой агрессивности // Вопросы философии. - 2008. - №10 - с.50 - 65.Платонова Н. М. Агрессия у детей и подростков: учеб.пособие. – СПб.: Речь, 2006. – 336 с.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. М.: Бахрах-М, 2011. – 672с.Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения детей и подростков и условия его коррекции. – М.: Педагогика, 2006. – 214с.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350с.Смирнова Е.О. Агрессивные дети: психологические особенности и индивидуальные варианты // Современное дошкольное образование. – №2 – 2009. – С.12 – 19.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. – 490с.Фомиченко А. С. Причины проявления агрессии в детском возрасте // Культурно-историческая психология. – 2010. - № 2. - С.83-84.Фромм Э. Анатомия человеческойдеструктивности / Э. Фромм. – М., 1994. – 306 с.Эльконин Д.Б. Развитие высших психических функций. – Екатеринбург. Деловая книга, 2008. – 346с.Приложения

1. Алфимова М.В. Психогенетика агрессивности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников // Вопросы психологии. – 2000. – № 6. – С. 112 – 121.
2. Ахмедбекова Р.Р. Сущность агрессии и причины ее проявления у младших школьников // Начальная школа: плюс до и после. - №9. – 2011. – С. 1 – 5.
3. Бендер П.У. Лидерство изнутри / П.У. Бендер, Л. Хеллман. – М., 2005.
4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: Речь, 2012. – 510 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 2005. – 352с.
6. Большойпсихологическийсловарь / под ред.МещеряковаБ.Г.,ЗинченкоВ.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2003 – 672 с.
7. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2000. – 351 с.
8. Демко Е.В. Организационнопедагогическая деятельность по профилактике и коррекции агрессивности детей 6–7 лет: дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Демко. – Армавир, 2005. – 172с.
9. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2007. – 152с.
10. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. – 2001. – № 1. – С. 60 – 72.
11. Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 2001. – 415с.
12. Мавлянова О.В. Факторы трансформации неконструктивных форм аг-рессивного поведения в конструктивные // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 4. - С. 3-4.
13. Михайлова Т.И. Психогенетические предпосылки агрессивности // Вестник СумДУ. Серия «Медицина», №1. – 2012. – С. 155 – 163.
14. Можгинский Ю.Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб.: Речь, 2009. – 213с.
15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 374с.
16. Пилецкий С.Г. Феномен человеческой агрессивности // Вопросы фило-софии. - 2008. - №10 - с.50 - 65.
17. Платонова Н. М. Агрессия у детей и подростков: учеб.пособие. – СПб.: Речь, 2006. – 336 с.
18. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. М.: Бахрах-М, 2011. – 672с.
19. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения детей и подростков и условия его коррекции. – М.: Педагогика, 2006. – 214с.
20. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350с.
21. Смирнова Е.О. Агрессивные дети: психологические особенности и ин-дивидуальные варианты // Современное дошкольное образование. – №2 – 2009. – С.12 – 19.
22. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. – 490с.
23. Фомиченко А. С. Причины проявления агрессии в детском возрасте // Культурно-историческая психология. – 2010. - № 2. - С.83-84.
24. Фромм Э. Анатомия человеческойдеструктивности / Э. Фромм. – М., 1994. – 306 с.
25. Эльконин Д.Б. Развитие высших психических функций. – Екатеринбург. Деловая книга, 2008. – 346с.

Вопрос-ответ:

Какая актуальность исследования проявления агрессии у младших школьников?

Исследования проявления агрессии у младших школьников имеют важное значение, так как помогают понять причины и последствия агрессивного поведения в этом возрасте. Это помогает педагогам, родителям и специалистам разрабатывать эффективные методики и программы по профилактике и коррекции агрессивности у школьников.

Как можно охарактеризовать младших школьников с психологической точки зрения?

Младшие школьники находятся в переходном периоде от дошкольного к школьному возрасту, поэтому они сталкиваются с большим количеством новых требований и вызовов. Они активно развивают свои навыки, сталкиваются со стрессовыми ситуациями и учатся самостоятельности. Поэтому младшие школьники часто могут проявлять агрессию в своем поведении.

Какие особенности агрессии у младших школьников можно выделить?

Агрессия у младших школьников обычно проявляется в форме физического и вербального насилия, конфликтов с другими детьми, непослушания и нарушения правил. Дети могут проявлять агрессивное поведение как в школе, так и вне ее. Также необходимо учитывать, что агрессия у младших школьников может иметь и различные психологические причины, такие как недостаток внимания со стороны взрослых или проблемы внутреннего саморегулирования.

Как было организовано исследование проявлений агрессии у младших школьников?

Исследование проводилось с участием детей младшего школьного возраста и осуществлялось с помощью различных методик, включая наблюдение, анкетирование и тестирование. Детям были предложены задания, позволяющие выявить их тенденцию к агрессивному поведению, а также рассказать о своих эмоциях и отношениях с другими детьми.

Зачем изучать проявление агрессии у младших школьников?

Изучение проявления агрессии у младших школьников важно для понимания и оценки их психологического состояния, для разработки эффективных методов воспитания и превентивных программ. Также это помогает родителям, педагогам и психологам лучше понять, каким образом дети выражают свои эмоции и взаимодействуют друг с другом.

Какие особенности агрессии можно наблюдать у младших школьников?

Агрессия у младших школьников может проявляться в форме физической агрессии, такой как драки, удары, пинки, а также в форме вербальной агрессии, например, оскорбления, угрозы, матерные слова. Также младшие школьники могут проявлять непослушание и несоблюдение правил, что также может быть связано с агрессивным поведением.

Какие методики использовались в исследовании проявлений агрессии у младших школьников?

В исследовании были использованы различные методики, включая наблюдение за поведением младших школьников в школьной среде, анкетирование учителей и родителей, а также психологические тесты и опросники. Это позволило получить комплексную информацию о проявлениях агрессии у детей.

Какие выводы и рекомендации можно сделать на основе исследования проявлений агрессии у младших школьников?

Исследование позволило выявить, что проявление агрессии у младших школьников может быть связано с различными факторами, такими как семейная ситуация, образовательная среда, воспитание и другие. Основываясь на этой информации, можно рекомендовать родителям, педагогам и психологам использовать различные воспитательные методики, применять программы социализации и конфликтологии, а также уделять больше внимания эмоциональному состоянию и потребностям детей.