экономические идеи в западной европе и в россии в период средневековья
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 10.06.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Экономические идеи в Западной Европе в период средневековья 3
2. Экономические идеи в средние века в России 11
Заключение 14
Литература 15
Большое для своего времени произведение Ермолая-Еразма под названием «Благохотящим царем правительница и землемерие», или ближе «Правительница» препровождает собой первый в России специальный экономико-политический трактат, написанный в 40-х или начале 50-х годов 16 в. В нем изложена система мер, направленная на решение актуальных задач того времени.Большое место в «Правительнице» одалживает вопрос о положении крестьянских масс. Еразм отводил им первостепенное значение в жизни общества и обращал внимание на их тяжелое, бедственное положение. Стремясь облегчить положение крестьян, он считал необходимым освободить их от денежных уплат землевладельцу и от выполнения ямской повинности, которую предлагал переложить на население городов. Повинности землевладельцам крестьяне, по его мнению, должны осуществлять только в форме натурального оброка в размере 5-ой части продукта ими добываемого.Размер обеспечения землей и крестьянами Еразм ставил в зависимость от должностных достоинств и выполнения служебного долга. Нетрудовое состоятельность вельмож отвергалось им как несправедливое.В «Правительнице» анализировался вопрос о создании экономической основы Русского централизованного государства. Еразм такую основу видел в поместном землевладении служилых людей. Предложенная им в области землевладения реформа - раздача земли служилым людям и крестьянам - отображала прежде всего интересы новейшей, передовой для того времени части общества - служилого дворянства, и направлена была на укрепление государства. В этом смысле она обладала прогрессивное значение.Большое значение для изучения экономической мысли Киевской Руси имеет Русская Правда — первый свод русских законов. Сохранилось несколько вариантов Русской Правды: «пространной» и «краткой»— первоначальный и более полный вариант, созданный позднее. Законы складывались при Ярославе (978-1054 гг.) и его приемниках, при Владимире Мономахе (1053-1123 гг.).Устанавливает Русская Правда нормы права в соответствии с канонами христианства. Большинство статей Пространной Правды посвящено нормам хозяйственных взаимоотношений: праву собственности, наказания за нарушение пахотной межи, принципам наследования, практике возмещения натуральных и денежных долгов.[14]Русская Правда упорядочивает систему имущественных отношений, нормы наказаний, долговых обязательств, степень ответственности представителей различных социальных групп.Из Русской Правды мы узнаем о денежной системе, деньгах и металлических мехах, которые выполняют роль денег; о торговых отношениях Руси с соседями, о ценах на товары. В ней есть такса на постройку и починку мостов; изложены принципы распределения мостовой повинности, нормы взимания процентов с денежных ссуд, которые представлены в заем.Русская Правда позволяет обрисовать основы сословного и имущественного деления: «княжные люди» (дружина князя); «люди» (свободные, «обязанные платить дань князю); колоны», за которых отвечает их господин.[12]«Правительница» Ермолая-ЕразмаКонец 15 — начало 16вв. является этапомокончания процесса ликвидации раздробленности страны и образования Русского централизованного государства. Наряду с наследственной собственностью бояр начало расширятьсядворянское землевладение, поместьекак награда за службу.Экономические интересы поместного дворянства выражал в 16 в. Ермолай — священник Московской дворцовой церкви. Он постригся позднее в монахи под именем Еразм. Существенным является его произведение «Благохотящим царем правительница и землемерие» или «Правительница». Еразмв поместном землевладении служилых людей видел экономическую основу Русского централизованного государства.В области землевладения предложенная им реформа— выдача земли крестьянам и служилым людям — прежде всего отражала интересы прогрессивной, новой для того времени части общества, служилого дворянства, и была направлена на укрепление государства.[11]Возникновение утопического социализмаВ позднее средневековье (16-17вв.) в экономической мысли Западной Европы совершаютсясущественные изменения, порожденные процессом развития мануфактурного производства. Великие географические открытия, ограбление колоний ускорили процесс накопления капитала.Возникают в этот период социальные утопии. Одним из основоположников утопического социализма был Томас Мор(1478-1532 гг.). В 1516г. им было опубликовано знаменитое сочинение «Утопия», которыйположил начало утопическому социализму и давшее ему название. Мор подверг резкой критике господствовавшие в Англии социальные порядки, методы первоначального накапливания капитала. Первопричину возникновения нищеты он видел в частной собственности, выступал ее противником.[8]К числу ранних представителей утопического социализма принадлежит итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639гг.), которыйвышел из среды бедного крестьянства. В работе «Город Солнца» (1623г.) он подверг критике социальный строй Италии того времени. Общество будущего рисовалось им как совокупность сельскохозяйственных общин, к работам в которых все граждане привлекаются. Кампанелла признавал индивидуальность семьи и жилья, всеобщность труда, отвергал тезис о том, что никто не будет работать после отмены собственности. Потребление в городе Солнца, считал он, будет общественным при изобилии материальных благ, исчезнет нищета.ЗаключениеЭпоха средневековья охватывает большой исторический период в Западной Европе – с 5в. до буржуазных революций 17–18вв., в России – с 9 в. до реформы 1861г. В ряде стран Африки и Азии феодальные отношения сохранились и в 20в.Вместе с эволюцией общества развивалась экономическая мысль западного средневековья.В странах Западной Европы в эпоху феодализма католицизм былГосподствующей формой идеологии. Поэтому все рассуждения средневековых авторов по экономическим вопросам были облегчены в религиозно-этическую форму. Основными разновидностями средневековых ересей являлись крестьянско-плебейская и бюргерская. Была направлена бюргерская ересь против церковного феодализма. Крестьянско-плебейская ересь более революционной была и обычно выливалась в восстания крестьян и городских низов.Догадки мыслителей средневековья по поводу генезиса богатства, однако, сколь бы ни были гениальны, эти мыслители в целом рассматривали богатство в натурально-вещественном плане. По мере развития товарно-денежных отношений, стали проявлять все больший интерес к ценовой форме богатства, и в частности к наиболее развитой его форме – денежной.ЛитератураАникин А.Б., Люди науки. 5-oе изд., М.: Дело, 2012.Бартенев С.А., Экономические теории и школы. 4-ое изд., М.: БЕК-Т, 2013.Бартенев С.А., История экономических учений. – М.: Магистр: Инфра-М, 2013.Богомазов Г.Г., История экономики и экономической мысли России. – М.: Экономика, 2012.Брагинский С.В., Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. 3-ое изд.,– М.: Мысль, 2013.Гловели Г.Д., История экономических учений. – М.: Юрайт, 2012.Заславская М.Д., История экономики. – М.: Дашков и Ко, 2013. История экономики. /Под ред. Шапкин И.Н. – М.: Инфра-М, 2013. История экономических учений. /Под Ред. Шапкин И.Н. – М.: Юрайт, 2012.История экономических учений / Под. ред. Адвадзе В.С. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.Майбурд Е.М., Введение в историю экономической мысли. 3-ое изд.,- М.: Дело, 2012.Носова С.С., Пути выхода из экономического кризиса: модели мультипликатора-акселератора. – М.: РЭАК., 2012.Самуэльсон П.П., Экономика. – М.: Алгоп, 2012.Синельник Л.В., История экономических учений. – М.: Инфра-М, 2014. Стиглиц Д.Ю., Альтернативные подходы к макроэкономике: методологические проблемы и неокейнсианство // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 7, 6, 5.Ядгаров Я.С., История экономических учений. – М.:КноРус, 2011.
2. Бартенев С.А., Экономические теории и школы. 4-ое изд., М.: БЕК-Т, 2013.
3. Бартенев С.А., История экономических учений. – М.: Магистр: Инфра-М, 2013.
4. Богомазов Г.Г., История экономики и экономической мысли России. – М.: Экономика, 2012.
5. Брагинский С.В., Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. 3-ое изд.,– М.: Мысль, 2013.
6. Гловели Г.Д., История экономических учений. – М.: Юрайт, 2012.
7. Заславская М.Д., История экономики. – М.: Дашков и Ко, 2013.
8. История экономики. /Под ред. Шапкин И.Н. – М.: Инфра-М, 2013.
9. История экономических учений. /Под Ред. Шапкин И.Н. – М.: Юрайт, 2012.
10. История экономических учений / Под. ред. Адвадзе В.С. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
11. Майбурд Е.М., Введение в историю экономической мысли. 3-ое изд.,- М.: Дело, 2012.
12. Носова С.С., Пути выхода из экономического кризиса: модели мультипликатора-акселератора. – М.: РЭАК., 2012.
13. Самуэльсон П.П., Экономика. – М.: Алгоп, 2012.
14. Синельник Л.В., История экономических учений. – М.: Инфра-М, 2014.
15. Стиглиц Д.Ю., Альтернативные подходы к макроэкономике: методологические проблемы и неокейнсианство // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 7, 6, 5.
16. Ядгаров Я.С., История экономических учений. – М.: КноРус, 2011.
Экономических идей в Западной Европе
Эпоха средневековья охватывает большой исторический период в Западной Европе - с V v. до буржуазных революций XVII-XVIII веков - го века, в России - с IX - го века до реформы 1861 , В ряде стран Азии и Африки феодальные отношения сохранились и в XX v.
Экономическая мысль западного средневековья развивалась вместе с эволюцией общества.
В эпоху феодализма в развитии экономической мысли Западной Европы был сделан шаг вперед по сравнению с античностью. Экономическая мысль средневековья тесно связана с экономической политикой государств, рассчитанной на поддержание феодального порядка, его стабилизацию Защитники интересов феодалов отрицательно относились к торговле и ростовщичеству. Природно-экономические ограниченных производственных считалась преимуществом и выдавалась за добродетель, социальной.
Господствующей формой идеологии в Западной Европе в эпоху феодализма был католицизм. Поэтому все рассуждения средневековых авторов по экономическим вопросам были облегчены в религиозно-этическую форму.
В связи с тем, что церковь в средние века играла исключительную роль, экономическая мысль, в некоторых случаях, облекалась в религиозной оболочке, принимала богословское оформление.
Изучая экономические учения средневековья, следует прежде всего обратить внимание на экономические идеи, содержащиеся в документах и были использованы для обоснования юридических норм. Среди них и записи обычного права и так называемые "Правды" отдельных племен, бытовые регламенты феодальных имений, цеховые уставы, законодательство, экономическая городов и так далее Представление об экономических идеях раннего средневековья (VI-X - й) дает старинная запись судебных обычаев франков "Салическая правда", составленная в начале VI v. e. В результате чего перечень штрафов за всевозможные преступления, она характеризует экономические воззрения франков: общинного крестьянства, с одной стороны, и придворных, людей или дружинников-с другой. В предписаниях сельское хозяйство выступает как естественное занятие франка. Городов и промышленности не уделялось особого внимания. Проблема торговли полностью отсутствуют.
"Салическая правда" поддерживает позицию общины, устойчивость общинного землевладения, приоритет общинной собственности над частной. Вместе с тем общинные принципы экономической жизни совмещались в ней с признанием рабства, колоната большого землевладения и королевской власти как правомерных явлений.