Структура налоговых органов и пути ее совершенствования

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Налоги, налогообложение и налоговое планирование
  • 26 26 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 14.06.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАЛОГИ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 5
2. ПРИНЦИПЫ И ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГОВОЙ ССТЕМЫ 10
3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Фрагмент для ознакомления

Если представительныеорганы власти, принимая налоговые законы, реализуют в них налоговую политику государства, тонепосредственно ее претворяют на практике через правоприменительную деятельность именно налоговые органы. При этом важно, чтобы в их деятельности превалировал принцип приоритета закона.Внутренняя структура налоговой системы отражает реально складывающиеся общественные отношения, охватывает своим влиянием все стороны взаимоотношения налогоплательщика и государства и направлена на решение единой задачи – исполнения налогоплательщиком справедливой обязанности по уплате налога, установленной государством.Совокупность выделенных элементов, характер складывающихся между ними отношений и связей,порядок их воздействия друг на друга, на налоговую систему в целом, а также обратное влияниеналоговой системы на указанные элементы свидетельствует об их структурно-функциональномединстве.3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫПри анализе налогов современной налоговой системы проявляется основной принцип – фискальный. При разграничении налогов по уровням бюджетной системы к федеральным отнесены основные виды налогов фискального характера (НДС, НДПИ, акцизы, и др.) За региональными и местными бюджетами закреплены налоги, не имеющие существенного фискального значения для соответствующих бюджетов. Их удельный вес не превышает 15–20 % всех доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации. Это вызывает необходимость регулирования бюджетов путем нормативных отчислений от федеральных регулирующих налогов.В систему налогов и сборов в РФ в настоящее время не включаются таможенные пошлины и сборы. Основными бюджетообразующими налогами являются:–налог на добавленную стоимость;–налог на доходы физических лиц;–налог на добычу полезных ископаемых;–налог на прибыль организаций;–акцизы.В совокупности поступления по этим налогам формируют более 90 % доходов консолидированного бюджета.Согласно мнению некоторых исследователей, российская налоговая система во многом не отвечает реалиям российской действительности, не соответствует базовым критериям эффективности и справедливости и не способствует реализации инновационной стратегии развития на уровне малого и среднего бизнеса. Об этом свидетельствует современное состояние бюджетной системы Российской федерации. В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2013 году поступления составили 11 327,2 млрд. рублей, или на 3,4% больше, чем в 2012 году (рис. 3).Рис.3. Структура доходов по уровням консолидированного бюджета Российской Федерации в 2012-2013 гг.[11]Формирование всех доходов в 2013 году на 79% обеспечено за счет поступлений НДПИ – 23%, НДФЛ – 22%, налога на прибыль – 18% и НДС - 16%. В 2012 году совокупная доля указанных налогов составляла 81% (рис. 4).Рис.4. Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2012-2013 гг. [11]В самое ближайшее время в России следует принять неотлагательные меры для обеспечения стабильности экономического развития. Нам представляется, что для этого необходимо прежде всего повысить эффективность налогообложения. Данная мера становится особенно актуальной в связи с присоединением Крыма, где в настоящее время налоговые поступления в бюджет, по сообщению министра финансов республики В. Левандовского, составляют 5-7%, а до 95% бюджета Крыма пополняется за счет финансовой помощи России. И даже в самых оптимистических прогнозах планируется довести уровень налоговых поступлений в бюджет Крыма до 40-50%.Особенно критическое положение на протяжении последних лет складывается с балансированием региональных и местных бюджетов. В 2013 году бюджеты субъектов РФ были исполнены с дефицитом в 642 млрд. рублей, что составляет почти 8% их доходов, или 0,9% от ВВП. За один год дефицит этих бюджетов вырос в 2, 3 раза.При этом число дефицитных бюджетов за 2013 год было в 2 раза больше, чем профицитных бюджетов. В 2013 году этот дефицит был покрыт за счет остатков бюджетных средств, накопленных в прошлые годы, а также за счет наращивания государственного долга. К настоящему времени эти источники практически исчерпаны: средства остатков прошлых лет у большинства регионов практически закончились, а привлекать заемные средства многие из них не могут в связи с достигнутым пределомуровня государственного долга. Между тем, согласно расчетам Минфина, к концу 2014 г.совокупный дефицит региональных бюджетов составляет уже 857 млрд. руб., увеличившись еще на одну треть. Суммарный долг регионов и муниципалитетов достиг по состоянию на 1 декабря 2014 года 1,74 трлн. руб., что составляет 27% от доходов. При этом важноподчеркнуть, что у более чем 1/3 регионов размер долговых обязательств достигает 50 и более процентов.В настоящее время регионами предпринимаются меры по ревизии расходов бюджета – сокращаются неэффективные программы, инвентаризируются расходные обязательства, оптимизируется сеть учреждений и их штатная численность, но в данной ситуации без мер по совершенствованию налоговой базы не обойтись.В Бюджетном послании на 2014 и плановые 2015–2016 годы Президент РФ определил в качестве первоочередных задач по развитию налоговой системы государства обеспечение стабильностиналоговой системы. Было отмечено, что дальнейшие изменения возможны только в крайнем случаев связи с требованиями современной экономики, новыми приоритетами экономической политикигосударства, в том числе в связи с необходимостью стимулирования развития новых производств,инвестиционной деятельности и повышения качества налогового администрирования[7, с.18]. В планеизменения системы налогов указано на завершение работы по внесению изменений в законодательствоРоссийской Федерации в части, касающейся налогообложения имущества (в первую очередь недвижимого) и повышения фискальной нагрузки на собственников престижного, дорогого имущества.Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов подготовленыПравительством РФ с целью составления проекта федерального бюджета на очередной финансовыйгод и двухлетний плановый период. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой базу для подготовки федеральными органами исполнительной власти изменений в законодательство о налогах и сборах, соответствующих предусмотренным в нем положениям, и внесения их в Правительство РФ.В трехлетней перспективе 2014–2016 годов приоритеты Правительства РФ в области налоговойполитики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитиечеловеческого капитала, повышение предпринимательской активности. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетнойсистемы Российской Федерации. В то же время признается необходимым сохранить неизменностьналоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, из проведенного исследования можно сделать выводы:1. Налог представляет собой движение денежных средств от налогоплательщика к государству и ставит перед собой цель накопление денежного фонда, который используется государством для необходимых функций. Условием действия налога является соблюдение конкретных принципов, которые должны обеспечивать справедливость (по отношению к плательщику) и достижение большей эффективности взимания налогов. 2 Налоговая система РФ является совокупностью организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. 3.Налоговую систему образуют элементы:юридические конструкции налогов, система налогообложения государства, нормотворческая деятельность представительных органов власти в сфере налогообложения;система налогового администрирования и контроля;налоговая политика государства;налоговая культура населения государства.4. Налоговая система действует на основании принципов: экономическая эффективность налогообложения, справедливость налогообложения, определенность и простота.В систему налогов и сборов в РФ в настоящее время не включаются таможенные пошлины и сборы. Основными бюджетообразующими налогами являются:–налог на добавленную стоимость;–налог на доходы физических лиц;–налог на добычу полезных ископаемых;–налог на прибыль организаций;–акцизы.В совокупности поступления по этим налогам формируют более 90 % доходов консолидированного бюджета.В современных условиях развития экономики РФ требуются качественные сдвиги в налоговой системе, направленные не только на обеспечение наполняемости бюджета, но и на встречные потребности налогоплательщиков, защиту их прав. Повышение эффективности налоговой системы России возможно лишь при наличии современной научной концепции совершенствования налогового законодательства, построенной на основе системного подхода, с учетом реализации основных правообразующих факторов и создания оптимального взаимодействия всех частей налоговой системы.Учитывая изложенное необходимо отметить, что реализация налоговой политики государства осуществляется исключительно по направлениям, разработанным государственными органами на долгосрочную перспективу, что позволяет положительно оценить последовательность и приверженность Правительства РФ намеченному плану развития. На взгляд автора, долгосрочная концепция налоговой политики должна подвергаться постоянному анализу и корректировке с учетом складывающейся экономической ситуации, поскольку резкое изменение внешних или внутренних условий ее реализации может негативно отразиться на эффективности намеченных планов, а также существенно увеличить расходные обязательства бюджета. Данный вывод обусловлен также тем, что налоговая политика, являясь частью финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью и логикой развития, вследствие чего может оказывать свое влияние на экономику страны, состояние финансов, о чем свидетельствует не только отечественный, но и зарубежный опыт.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ // СЗ РФ. 03.08.1998, N 31, ст. 3823.Бюджетное Послание Президента о бюджетной политике на 2014-2016 гг. //Финансы. -2013.-№7Конституция Российской Федерации от 25.12.1993г., с изменениями от 30.12.2008г. // РГ. №4831 от 21.01.2009г.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 06.10.2014). Постановление Правительства РФ от 22.11.2004 №670 (ред. от 09.12.2013) «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации» (вместе с "Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации») // РГ. N 266, 01.12.2004.Постановление от 30.09.2004 г.№506 О налоговой службе РоссииУказ Президента РФ от 22.12.1993 №2268 «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году» // РГ. N 3, 06.01.1994.Федеральный закон РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 06.10.2003, N 40, ст. 3822.Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации. Учебник и практикум. ЮРАЙТ, 2014. Грачев М.С. Налог, сбор и налоговая система: экономические, исторические и правовые аспекты. – «Международный бухгалтерский учет». - 2012 - № 33Дорофеева Н.А. Налоговое администрирование. Издательство Дашков и Ко, 2014Захарова Р.Ф. Правовое регулирование налогообложения в Российской Федерации. – М.: Проспект, 2013.Иншина Р.С. Налоговая система России на современном этапе и основные направления налоговой политики РФ. – (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)Лыкова Л. Н. Современное состояние отечественной налоговой системы: некоторые проблемы (научный доклад). М.: Институт экономики РАН. 2007.Майбуров И.А. Реформирование налоговой системы России: современный контекст и среднесрочные перспективы // Вестник УГТУ-УПИ. 2010. № 6Налоговые системы: учеб.пособие / З. П. Кузнецова [и др.] ; ред. З. П. Кузнецова. – СПб. : СПбГУСЭ, 2013.Цинделиани И.А. Налоговое право России. – М.: Эксмо, 2012. – С.281.Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. URL: http://www.nalog.ru/.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ // СЗ РФ. 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
2. Бюджетное Послание Президента о бюджетной политике на 2014-2016 гг. //Финансы. -2013.-№7
3. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993г., с изменениями от 30.12.2008г. // РГ. №4831 от 21.01.2009г.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 06.10.2014).
5. Постановление Правительства РФ от 22.11.2004 №670 (ред. от 09.12.2013) «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации» (вместе с "Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации») // РГ. N 266, 01.12.2004.
6. Постановление от 30.09.2004 г.№506 О налоговой службе России
7. Указ Президента РФ от 22.12.1993 №2268 «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году» // РГ. N 3, 06.01.1994.
8. Федеральный закон РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
9. Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации. Учебник и практикум. ЮРАЙТ, 2014.
10. Грачев М.С. Налог, сбор и налоговая система: экономические, исторические и правовые аспекты. – «Международный бухгалтерский учет». - 2012 - № 33
11. Дорофеева Н.А. Налоговое администрирование. Издательство Дашков и Ко, 2014
12. Захарова Р.Ф. Правовое регулирование налогообложения в Российской Федерации. – М.: Проспект, 2013.
13. Иншина Р.С. Налоговая система России на современном этапе и основные направления налоговой политики РФ. – (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)
14. Лыкова Л. Н. Современное состояние отечес¬твенной налоговой системы: некоторые проблемы (научный доклад). М.: Институт экономики РАН. 2007.
15. Майбуров И.А. Реформирование налоговой системы России: современный контекст и среднесрочные перспективы // Вестник УГТУ-УПИ. 2010. № 6
16. Налоговые системы: учеб. пособие / З. П. Кузнецова [и др.] ; ред. З. П. Кузнецова. – СПб. : СПбГУСЭ, 2013.
17. Цинделиани И.А. Налоговое право России. – М.: Эксмо, 2012. – С.281.
18. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. URL: http://www.nalog.ru/.

Вопрос-ответ:

Какая роль налоговых органов в системе налогов?

Налоговые органы играют ключевую роль в системе налогов. Они реализуют налоговую политику государства и осуществляют правоприменительную деятельность, а также контролируют исполнение налоговых обязательств и сбор налогов.

Какова структура налоговых органов?

Структура налоговых органов включает различные уровни и подразделения. На федеральном уровне существуют Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы. На региональном уровне действуют налоговые инспекции, а на муниципальном уровне - налоговые отделы или управления. Каждое подразделение занимается определенными функциями, связанными с сбором и контролем налогов.

В чем заключаются принципы и элементы налоговой системы?

Принципы налоговой системы определяют основные принципы, на которых она строится, такие как принцип равенства налогоплательщиков, принцип прогрессивности, принцип справедливости и др. Элементы налоговой системы включают различные налоги, такие как НДС, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и т.д.

Каковы перспективы современной налоговой системы?

Современная налоговая система должна стремиться к упрощению и снижению налоговой нагрузки на бизнес и население. Важно совершенствовать процессы сбора и контроля налогов, а также повышать прозрачность и эффективность налоговых органов. Перспективы также связаны с использованием информационных технологий для автоматизации налоговых процессов и борьбы с налоговыми злоупотреблениями.

Как можно совершенствовать структуру налоговых органов?

Для совершенствования структуры налоговых органов можно предложить ряд мер. Например, улучшение системы обучения и квалификации сотрудников, чтобы они лучше разбирались в налоговом праве и могли проводить более эффективные налоговые проверки. Также важно сократить бюрократическую нагрузку налоговых органов и повысить их ответственность перед обществом.

Какая структура имеют налоговые органы?

Налоговые органы имеют сложную структуру, которая включает в себя различные подразделения, такие как отделы по сбору налогов, отделы по проверке и контролю, отделы по разрешению споров и другие.

Какие принципы и элементы налоговой системы существуют?

В налоговой системе существуют различные принципы, такие как принцип прогрессивности налогообложения, принцип достаточности, принцип справедливости и другие. Кроме того, в налоговой системе присутствуют элементы, такие как налоговые ставки, налоговые льготы, налоговые базы и т.д.

Какие перспективы современной налоговой системы?

Современная налоговая система имеет перспективы развития, которые заключаются в использовании новых технологий в налоговой администрации, совершенствовании налогового контроля и международного сотрудничества в области борьбы с налоговыми уклонистами.

Как можно совершенствовать структуру налоговых органов?

Существует несколько путей совершенствования структуры налоговых органов, такие как укрепление роли центральных органов управления налогами, улучшение системы подготовки и обучения налоговых служащих, внедрение новых информационных технологий и другие меры, направленные на повышение эффективности и прозрачности работы налоговых органов.