жанр
Заказать уникальную дипломную работу- 87 87 страниц
- 46 + 46 источников
- Добавлена 16.07.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Жанр «объявление» в коммуникативной практике 9
1.1. Понятие жанра «объявление» 9
1.2. Особенности рекламного объявления 13
1.3. Классификация объявлений 16
2. Языковые аспекты «объявления» 31
2.1. Коммуникативные стратегии, тактики и приемы 31
2.2. Типы объявлений, структура и языковые средства 34
3 . Обучение созданию жанра «объявление» на уроках русского языка 46
3.1. Анализ действующих программ и учебников применительно к обучению созданию «объявления» 46
3.2. Уровень сформированности умений создавать текст типа «объявление» у учеников 7 класса (констатирующий эксперимент) 55
3.3 Обучение пятиклассников созданию 63
3.3.1 Цели, задачи и организация формирующего эксперимента 63
3.3.2 Ход экспериментальной работы и ее анализ 64
Заключение 80
Список литературы 83
Приложение 88
Соблюдаются обязательные стадии по развитию связной речи:анализ позитивного образца;анализ и корректировка негативного образца;самостоятельное создание текста.3.2.Уровень сформированности умений создавать текст типа «объявление» у учеников 7 класса (констатирующий эксперимент)Для того чтобы выяснить, знакомы ли школьники со структурой и содержанием объявления, умеют ли самостоятельно создавать текст подобного типа, нами был разработан и проведен констатирующий эксперимент, состоящий из пяти заданий.Материалом для исследования послужили уличные объявления и объявления, взятые из интернет-форумов.Исследование проводилось автором дипломной работы в 7 классе на уроке русского языка. Необходимо отметить, что предмет риторика в данной школе не изучается, ученики не знакомы с данным жанром. Выбор возраста испытуемых обусловлен задачами исследования: необходимо было выявить, насколько (без специального систематического обучения) у школьников сформированы умения анализировать предлагаемые и создавать собственные объявления. На момент проведения эксперимента в классе присутствовало 22 ученика. Время, отведенное для практической работы, составило 15 мин.Эксперимент проводился в марте 2014 года, в МБОУ СОШ № 17 (г. Новосибирск). Во время констатирующего эксперимента каждый школьник получил распечатанный вариант заданий и бланк для ответов. Перед началом работы была данаинструкция и рекомендации по выполнению заданий: «Ребята, внимательно прочитайте задания и впишите ответы в отдельный лист. За эту работу отметки ставиться не будут, подписывать работу не обязательно». Каждое задание имело конкретную цель, что позволило определить уровень сформированности коммуникативных (риторических) умений семиклассников. В первом задании необходимо было определить жанр объявления:Аптека «СИМИЛИЯ». Всегда в продаже ингаляторы бытовые, аппарат ВИТАФОН, тонометры, массажеры. Большой выбор трав. Ул.Малышева, 109, тел.:74-45-07.Концерт народной артистки Татарстана и Башкортостана ХанииФархи.Место: Дворец культуры «Автомобилестроителей»23 апреля, 18:30Цена: 350 рублей.Меняю частный дом.Новый частный дом в п.БорБолотнинский район в центре поселка из бруса размер 8*8.Пластиковые окна, пол, потолок, крыша, котельная, земля 7 сот.Обмен на авто с вашей доплатой 200000.Александр 3-33-33.Цель этого задания - определить умение школьников отличить жанровые особенности каждого типа объявления, выделять информационный материал на основе ключевых слов. При анализе первого задания были определены следующие критерии оценивания:- правильно выполненным заданием считалось то, в котором учащийся правильно указал все жанры объявлений (реклама, афиша, объявление об обмене недвижимости);- как неправильные квалифицировались те ответы, в которых были неверно определены жанры объявлений;- в качестве частично правильных рассматривались те, в которых не все варианты ответов были указаны точно.95% школьников дали правильно определили жанры объявления: реклама, афиша, объявление о недвижимости,один ученик не ответил на данный вопрос. Из чего следует вывод, что школьники знакомы с жанрами объявления.2. Какова цель представленных объявлений?А) «Не трогать – смертельно!».Б) «Осторожно! Собака!».В) «Детям пользоваться лифтом без сопровождения взрослых строго запрещается».Г) «В связи с ремонтом эскалатора станция «Парк культуры» временно с 7 до 10 часов работает только на выход. Пользуйтесь наземными видами транспорта и ближайшими станциями метро».Данное задание было направлено на определение цели объявлений: все учащиеся справились с заданием – 100%, хотя трактовка ответов была разной:А) «Не трогать – смертельно!»: запрещенный объект, запретная зона, место, где можно расстаться с жизнью, смертельный объект.Б) «Осторожно! Собака!» - предупреждение об опасности, живой объект опасности.В) «В связи с ремонтом эскалатора станция «Парк культуры» временно с 7 до 10 часов работает только на выход. Пользуйтесь наземными видами транспорта и ближайшими станциями метро»- использование наземного транспорта, запрет использования эскалатора, предупреждение о ремонте.В большинстве случаев школьники описывали объект, его характеристики. Успешно справились, потому что цель везде одна и та же –однотипность и «прозрачная» цель, легко считывается. 3. Из каких компонентов состоит объявление? Перечислите их.«ПРЕДЛАГАЮ свои услуги по уходу за ребенком».Звонить по тел: 4-66-75. Люба.4-66-75Люба4-66-75Люба4-66-75ЛюбаЭто задание направлено на выявление знаний школьников о структуре объявлений, об особенностях расположения материала и синтаксическом оформлении информации.Вариант ответа на третий вопрос: «Из каких компонентов состоит объявление?» отражен в таблице 4 и рисунке 1.Критерии оцениванияВарианты ответов%Правильный ответОписание услуги (основной текст), контактные данные27Частично правильныйТекст, контактные данные59Неправильный ответТекст14Рис. 1 Знание компонентов жанра «объявление»27% семиклассников школьников ответили верно (описание услуги (основной текст), контактные данные); 59% дали частично правильный ответ (текст, контактные данные), неправильно ответило 14% школьников: в их ответах прозвучал только – текст. В результате этого задания мы пришли к выводу, что школьники плоховыделяют компоненты, не умеют их конкретизировать.4. На ваш взгляд, правильно ли составлено объявление? Как бы вы изменили?СДАЮ комнату.Обращаться по телефону: 2-22-22Ира.Цель задания – определить правильно ли составлено объявление. Нам важно, чтобы школьники в своих ответах указали специальные недостатки объявления: - лаконичность (отсутствие детализации);- географическое нахождение;- размер, этаж, характеристика дома, состояние;- цена.Варианты ответов свидетельствовали о том, что 54% школьников правильно проанализировали объявление, указав отсутствие основных значимых компонентов: объявление слишком короткое, не хватает адреса и описания комнаты, не указана стоимость; 32% учащихся не смогли ответить на поставленный вопрос; 14% ответили частично правильно: их ответы были неполными, отражающими отсутствие какого-то одного фактора: сообщается информация о размере, нет стоимости.5. У классного руководителя возникла необходимость сообщить о предстоящем субботнике в 5 и 9 классах. Напишите 2 объявления от имени учителя.Пятое задание было направлено на определение практических навыков реализации простого и сложного высказывания на заданную тему. При анализе результатов учитывались следующие компоненты:- привлечение внимания – обращение к конкретной группе школьников; - выделение заголовка (оформление);- содержание – основной текст;- подпись, контактные данные.В таблице отражены результаты творческой деятельности в %:Таблица 5Составление жанра объявления учащимися 7 классаКритерии оценивания жанра объявленияВерно Частично Неверно Привлечение внимания (обращение, просьба)272350Заголовок, оформление413227Содержание 323632Контактные данные 592714Подпись 271459Общий итог362737Каждый школьник составил по два объявления, однако эти объявления от имени классного руководителя для 5 и 9 классов были трафаретны, только менялись обращения: Уважаемые пятиклассники! Уважаемые девятиклассники! По всем выбранным критериям только у 8 школьников (36%) были выдержаны все требования к оформлению и структуре объявления. 27% допустили частичные ошибки в структуре объявления: основные ошибки эти школьники допустили в неправильной форме выражения обращения, неточность в содержании: отсутствие даты и времени проведения субботника, отсутствие подписи. У 36% респондентов неверно составлены объявления. Рассмотрим несколько таких вариантов:- «Приглашаем на субботник! Анна Ивановна».В данном объявлении отсутствует заголовок, сразу идет основной текст и подпись. Также отсутствует дата и время проведения субботника, объявление не привлекает внимания.- «Приходите работать – у нас субботник! Ваша классная дама».Объявление по всем критериямсоставлено неверно.На основании всех ответов была составлена общая таблица результатов исследования.Таблица 6Общие результаты исследования восприятия структуры жанра «объявление» (в %)Виды заданийВерно Частично Неверно 1 задание: определение жанров объявления. 95052 задание: цели объявлений100003 задание: структура объявления2759144 задание: анализ неправильно составленного объявления5414325 задание: творческая работа – составление объявления362736Рис. 2. Общие результаты исследования восприятия структуры жанра «объявление»Все пять заданий анкеты были правильно и точно выполнены 35% (15 человек) школьниками: они правильно определяют жанр каждого вида объявления, понимают цели и направленность объявлений, знают структуру объявления: заголовок, содержание, подпись, контактные данные. Семиклассники этой группы способны не только увидеть ошибки в предложенных объявлениях, но и исправить их путем моделирования нового варианта объявлений. При заданной теме объявления эти школьники кратко, но конкретно составили объявление о предстоящем субботнике по схеме: «КОГДА? – ГДЕ? – ВО СКОЛЬКО? – ДЛЯ КОГО? или ДЛЯ ЧЕГО?»47% учащихся справились с заданиями частично: они в общих чертах знакомы с жанрами и целями. 18% школьников слабо представляют себе цели, структуру, не могут увидеть недостатки и самостоятельно составить объявление. В некоторых работах отсутствовали ответы на тот или иной вопрос.Подводя итоги, заметим, что в 7 классе данный жанр актуален, учащиеся сами проявляют к нему интерес. Они готовы к усвоению, имеют какие-то знания по данной теме в связи с жизненным опытом, возрастом, социальной активностью, но без специального обучения не в состоянии самостоятельно овладеть заданными коммуникативными умениями.3.3 Обучение пятиклассников созданию3.3.1 Цели, задачи и организацияформирующего экспериментаНа основании анализа учебной литературы, посвященной жанру объявления, и результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, был разработан формирующий эксперимент, по обучению пятиклассников созданию объявления на уроке риторики.Ранее нами был проведен констатирующий эксперимент, с целью узнать, насколько учащиеся знакомы с данным жанром. В результате эксперимента мы выяснили, что школьники сами проявляют интерес к этой теме, они готовы к усвоению, но без специального обучения семиклассники не в состоянии самостоятельно овладеть заданными коммуникативными умениями. И опираясь на результаты констатирующего эксперимента, нами был разработан урок риторики, по обучению пятиклассников созданию объявления.Экспериментальная работа проводилась автором выпускной квалификационной работы в декабре 2014 г. на базе гимназии №11 г. Новосибирска в рамках педагогической практики.При разработке и реализации урока риторики мы опирались на методические рекомендации по планированию урока риторики, сформулированные Т. А. Ладыженской и Н. Зверевой, на специфические компоненты урока риторики, такие как:▪ Введение теоретических сведений методом анализа текстов, методом диалогового обучения.▪ Развитие коммуникативной компетенции учащихся через задания речевого импровизационного характера.Цель формирующего эксперимента – обучение пятиклассников созданию объявления.Задачи: 1. Дать учащимся представление об объявлении и его видах;2. Познакомить школьников со структурой объявления;3. Начать формировать умение анализировать и редактировать тексты типа «объявления»;4. Начать формировать умения создавать письменные объявления.3.3.2 Ход экспериментальной работы и ее анализУрок начинается с актуализации, имеющихся у пятиклассников представлений об объявлении:Ребята, посмотрите на интерактивную доску и скажите, как называется такой текст?Цель первого задания: заинтересовать детей, привлечь внимание с использованием красочного материала.Учитель: Варианты ответов учащихся:Ирина: «Это объявление о пропаже собаки».Антон: «Текст представляет собой жанр объявлений».Денис: «Это уличное объявление».Ребята легко справляются с задачей и отвечают, что перед ними текст объявления.- Где вам приходилось с ним встречаться? Что в нем сообщается? Почему заголовок выделен жирным шрифтом? Какие приметы собаки перечисляются в объявлении? Как вы думаете, кому адресовано объявление?Варианты ответов: - Такие объявления можно встретить около метро, на доске объявлений (Ирина).- Я видел такие объявления на столбах около остановок (Радомир).- Чаще всего такие объявления расклеивают в микрорайоне, где потерялась собака (Стас).- В объявлении сообщается о пропаже собаки конкретной породы (Игорь).- Объявление содержит главную информацию о пропаже собаки, поэтому заголовок выделен жирным шрифтом (Анна).- Яркое выделение заголовка, особенно большими буквами привлекает внимание прохожих (Ирина).- В объявлении указана порода – Той-Терьер, кличка Микуша (Антон).- А еще указано, что на собаке была одета шлейка (Сергей).Пятиклассники ориентируются в структуре объявления, умеют выделять главную информацию и ключевые слова. Запишите тему нашего занятия: «Объявления». Сегодня мы с вами узнаем структурные компоненты объявления, какие виды объявлений бывают, а также научимся создавать письменные объявления.- Итак, с объявлениями вам приходилось встречаться. О чем в них сообщают? Ответы детей:- О покупке и продаже квартир, комнат, домов (Антон).- О продаже дач или дачных участков (Анна).- Часто встречаются объявления об обмене квартир (Денис).- Также встречаются объявления в виде предложений о работе или наоборот, о поиске работы (Таня)..- Объявления пишут на все темы, которые интересны или необходимы людям (Катя).- Для чего нужны объявления? Ответы детей:- Человек хочет что-то продать или купить (Арсений).- Кто-то хочет предложить или продать свои услуги, например, «Отремонтирую телевизор и другую технику» (Миша).- Кто-то хочет найти друга или подругу для общения, поэтому дает объявление в газету (Елена).Школьники понимают цели и направленность объявлений, хорошо ориентируются в них.- Следовательно, мы можем перечислить и виды объявлений: а) объявления о помощи (пропала собака, документы );б) бытовые объявления (субботник во дворе, отключение горячей воды, оплата коммунальных услуг);в) официальные объявления - это могут быть объявления-напоминания, например, в метро: «Уважаемые пассажиры, при выходе не забывайте свои вещи»; объявления-инструкции: «Для выхода из салона не забудьте нажать на кнопку»; объявления-запреты: «Не приближайтесь к раздвижным дверям».г) Можно объявления распределить по тематике: продукты питания, автозапчасти, бытовая и офисная техника…Продолжите…- средства связи, мебель, одежда, домашние продукты, автозапчасти, предметы гигиены, косметика, медицина, недвижимость, сантехника, сад и огород, музыкальные инструменты, работа, деньги, ремонт и строительство, процесс, наименование действий- услуг (гадание, приворот, обмен, ремонт, покраска, грузоперевозки).- Вам приходилось давать объявления?Ответы детей: - Я писала объявление только для школьной газеты (Алина).- Мы с мамой давали объявление о продаже дачного участка (Роман).- Бабушка писала объявление об обмене квартиры, мы его поместили на всех досках и столбах в нашем микрорайоне (Тимур).Пятиклассники не только знакомы с объявлениями, но и сами писали их. - Попробуйте сформулировать определение объявления? Варианты ответов:- Объявление – это устный или письменный текст, в котором четко сообщается: что, где, когда происходит (Сергей).- Объявление – это письменное или устное сообщение о чем-либо (Радомир).- Посмотрите на экран. Это определение нам дает словарь Ожегова. Попробуйте сопоставить определение с вашим определением.С. И. Ожегов: «Объявление – это официальное извещение о чем – нибудь. Дать в газету, на доску объявлений, передать по радио».Сделайте выводы. - Обратите внимание на слово «официальный». Всегда ли объявления носят официальный характер? А если потерялась кошка или личные вещи? На данном этапе была проведена работа со словарем. Пятиклассников не составило труда сформулировать определение объявления. Кроме того, было проведена работа со словом «официальный», после чего пришли к выводу, что не все объявления носят официальный характер.4. Анализ различных текстов.Цель задания: учить распознавать жанровое своеобразие и структуру объявлений; развивать способности видеть недостатки в составлении объявлений и в употреблении различных речевых штампов для привлечения внимания читателей.Примерные тексты объявлений для анализа:- Прочтите объявления о предстоящем собрании родителей первоклассников. Приглашениена родительское собрание.Уважаемые родители!8 октября, в 17:00, в каб. №24,состоится родительское собрание.(На собрании будет обсуждаться программа посвящения в первоклассники). Наталья Владимировна.- О чем сообщается в объявлении? Что, когда и где будет происходить? Для кого написано это объявление? Кто его написал? Ответы учащихся: - Это объявление о родительском собрании, его написал классный руководитель (Стас).- Это объявление для родителей написала учительница 1 класса (Анна)- Какая информация главная?- Главная информация заключается в сообщении о собрании: «Приглашение! На родительское собрание» (Елена).- Это основной текст объявления.- А что это у нас на верху? Почему он выделен жирным шрифтом? - Это заголовок объявления. Он выделяется в отдельную строку, используется шрифт и цвет (Володя).- По- другому можно сказать, что это тема объявления (Анна).- Заголовок выделен другим цветом для того, чтобы родители увидели, что их приглашают на собрание (Роман).- Какая информация дополнительная? - В объявлении есть точная информациягде и когда будет происходить собрание (Катя).- Эта дополнительная информация очень важна, родители должны знать, куда и когда им прийти (Алина).- Действительна, во многих объявлениях, как в этом, необходима дополнительная информация. Чтобы было легче сориентироваться, дату и время проведения собрания можно выделить другим цветом. Обязательно – подпись! - Чтобы объявление читалось и запомнилось, что необходимо использовать? - Цвет, шрифт, расположение информации (Алена)).- Какую еще информацию мы упустили? - Что будет обсуждаться программа посвящения в первоклассники (Анна).- Да, для того чтобы пришли все родители, нужно написать, что именно будет обсуждаться.А что еще мы можем написать, чтобы пришли все родители? Можем ли мы написать…Например, угрозы «Дети, у которых родители не пришли на собрание не будут допущены на уроки»;Уточнение содержания объявления «На собрании будет обсуждаться программа посвящения в первоклассники, а также будем распределять на группы по дополнительным занятиям»;Завлечение гостями «На собрании будут присутствовать носители разных языков, будем выбирать, с какими дети будут работать»;А какие еще способы вы можете предложить? Ответы детей: - Можно использовать мотивацию: «Для Вас будет работать школьный музей!» (Елена).- Уточнить цель собрания: «На собрании будет знакомство с педагогами и их требованиями!» (Сергей).- Способ привлечение заинтересованности: «Вам предложат дидактические игры для развития речи детей» (Анна).Ребята, скажите, а что должно быть в объявлении, чтобы пришли ВАШИ родители?Ответы школьников:- Сообщение о том, какие мы хорошие!» (Радомир)- Объявление с юмором или шуткой, например, «Уважаемые родители! Только один день остался до встречи с вами в Центре фокусов наших детей!»(Елена).- Моя мама точно придет, если сказать, что я получил двойку (Арсений).На данный вопрос дети начали активно участвовать и оживленно отвечать. Всем было интересно, что может мотивировать их родителей, чтобы они обязательно пришли на собрание.- Сейчас вы будете сами писать объявления. А я буду потом проверять по следующим критериям: в объявлении обязательно должен быть заголовок, основной текст и подпись. Ваша задача - написать объявление, которое привлекло бы внимание, чтобы люди откликнулись на ваше объявление.Посмотрите на интерактивную доску. Перед вами негативный образец объявления. Беда!Потерялся щенок. Хорошенький, ласковый, умный. Я очень скучаю и плачу каждый день. Помогите найти!Катя 2-23-23.Вам нужно написать правильное объявление. На интерактивной доске будет памятка, инструкция, как логически верно выстроить объявление.ОбъявлениеГде? Когда? Что случилось?Кто? или Что? Какой?Куда сообщить? К кому обратиться?Творческая самостоятельная работа: написание объявления.Рефлексия урока.- Что нового вы узнали об объявлениях? Ответы учащихся:- Каждый этап урока заставлял размышлять, поэтому мне было интересно! (Алина)- Узнала много нового: оказывается, составлять объявление интересно, но сложно конструировать само содержание (Маша).- Самым интересным было анализировать уже готовые объявления: в них видны все ошибки и недостатки. Когда пишу сама, то не замечаю ошибок и недочетов (Соня)- Мне было интересно самому составить объявление о пропаже собаки (Антон).На уроке детям было интересно узнать новую информацию об объявлениях, а также самим составлять и анализировать их. В ходе творческой работы все были завлечены, делились не только цветными карандашами, но и своим опытом по составлению объявления.Анализ итоговых творческих работ проводился по следующим критериям:- наличие заголовка;- описание особых примет;- наличие подписи и контактных данных.Получились объявления у 54% учащихся: в их объявлениях выдержаны все критерии:заголовок, цель объявления, основной текст, подпись, контактная информация.Ирина: «Потерялся щенок!!! 11.12.14 в 14:00 пропал щенок! Кличка Волф, порода – русский той-терьер. Цвет: черный с рыжим оттенком и пушистым хвостом. Кто найдет – звоните по номеру … улица Добролюбова 164-1». – В творческой работе ученицы заголовок выделен жирным шрифтом, что привлекает внимание окружающих. Для привлечения внимания используются восклицательные знаки. В содержании выделена порода собаки, цвет. Указан телефон и точный адрес владельца собаки.Недостаточно сформированы умения по составлению объявления у 27% школьников: упустили некоторые детали.Антон: «Черно-белый, среднего размера, есть серое пятно на носу. На кончике хвоста как будто белая снежинка. Отзывается на кличку Феликс. Пропал в районе улицы Бориса Богаткова у дома № 243-1. Нашедшего просим сообщить по телефону». – У ученика отсутствует заголовок, кличка собаки отражается в самом содержании текста. Отсутствует подпись. Однако хорошо отражены особенности собаки: цвет, размер, черное пятно на носу, белая снежинка на хвосте.Не получились объявления совсем у 19% школьников. Миша: «Адрес Бориса Богаткова 200, кв.21. Примечания: на левом ухе нет пятен, возраст 8 месяцев. Владелец: Миша Е. Номер телефона. Спасибо за внимание». – В объявлении школьника отсутствует заголовок, сразу начинается основной текст. Адрес находится в начале текста, а только потом идут особые приметы. Предложение, написанное после контактной информации: «Спасибо за внимание» - является лишним, нарушающим цель информирования.В работах Маши, Алины содержится информация эмоционального характера, которая никак не повлияет на поиски щенка: «Скучаю, жду» (у Маши). «Мы его любим и ждем. Очень просим вашей помощи» (у Алины). У Романа просьба выражена большим, эмоционально насыщенным, предложением: «Если увидите, позвоните, пожалуйста, по телефону. Вознаграждение 1000 рублей и вкусная шоколадка».Рис. 3 Результаты творческой работы по составлению уличного объявленияБольшая половина класса справились с творческой работой,они выдержали все критерии: заголовок, цель объявления, основной текст, подпись, контактная информация.Однако неудачный результат остальных учащихся связан, как нам кажется, с отсутствием времени, который должен пройти между присвоением знаний и формированием умений. Для сравнения нами была сформирована общая таблица, отражающая критерии оценивания жанра «объявление».Таблица 7Составление жанра «объявления» учащимися 5 класса на этапе формирующего экспериментаКритерии оценивания жанра объявленияПравильноЧастично правильноНеправильноЗаголовок, оформление542719Содержание 64027Контактные данные 89011Подпись 9307Привлечение внимания 632314Для того, чтобы обозначить результативность формирующего эксперимента более наглядно, представим итоговые показатели по каждому компоненту структуры объявления в сравнительных диаграммах (констатирующий и формирующий эксперименты):Рис. 4 Умение школьников правильно оформить заголовок уличного объявленияРис. 5 Умение школьников точно выразить содержание уличного объявленияРис. 6 Умение школьников сообщить контактные данные в уличном объявленииРис. 7 Наличие подписи в оформлении уличного объявленияРис. 8 Способность школьников привлечь внимание к содержанию уличного объявленияВыводы При анализе действующих программ и учебников применительно к обучению жанра «объявление» нами было определено:1. Изучение жанра «объявление» входит в обязательный минимум основного общего образования, отвечает тем требованиям, которые предъявляются к уровню подготовки выпускников.2. В традиционном образовательном процессе на уроках русского языка школьников не учат созданию объявления ни на теоретическом, ни на практическом уровне. Изучается данный жанр преимущественно на занятиях по риторике, а также на факультативных курсах. Однако не у всех есть такие специальные уроки, а потребность в создании объявлений у школьников есть.3. Для изучения уровня сформированности умений создавать текст типа объявления был проведен констатирующий эксперимент. Исследование проводилось автором дипломной работы в 7 классе на уроке русского языка. Выбор возраста испытуемых был обусловлен задачами исследования: необходимо было выявить, насколько (без специального систематического обучения) у школьников сформированы умения анализировать предлагаемые и создавать собственные объявления. 4. В результате констатирующего эксперимента мы выяснили, что школьники сами проявляют интерес к этой теме, они готовы к усвоению, но без специального обучения семиклассники не в состоянии самостоятельно овладеть заданными коммуникативными умениями. Для решения этих проблем, нами был разработан урок риторики, по обучению пятиклассников созданию объявления.5. Проведенный урок риторики показал, что детям было интересно узнать новую информацию об объявлениях, а также самим составлять и анализировать их. Результатом урока стала творческая работа, позволяющая увидеть эффективность реализованных задач обучения. Анализ итоговых творческих работ (составление объявления о пропаже собаки) проводился по следующим критериям:наличие заголовка, описание особых примет, наличие подписи и контактных данных.6. 54% пятиклассников справились с творческой работой; при составлении объявления они выдержали все критерии: заголовок, цель объявления, основной текст, подпись, контактная информация. Однако неудачный результат остальных учащихся связан, как нам кажется, с отсутствием времени, который должен пройти между присвоением знаний и формированием умений. .ЗаключениеДанная работа посвящена жанру объявления. В теоретической главе были решены все поставленные задачи исследования.При решении первой задачи была проанализирована научно-методическая литература, где изложена информация о жанре «объявление», как объект лингвистики. Большинство лингвистов отмечают, что в жанре «объявление» заложен рекламный дискурс, который представляет собой частный институциональный дискурс. Цель рекламного объявления - сбыт товара, участником является аудитория с доступом к рекламному тексту. Лингвистические факторы объявления отражают специфику языкового (вербального) оформления; экстралингвистические факторы характеризуются следующими компонентами: шрифт, цвет, размер, форма, наличие иллюстраций; мимика и жесты персонажей рекламного сообщения.Анализ программ по русскому языку и риторике, соответствующие им школьные учебники показал, что жанр объявления изучается преимущественно на занятиях по риторике, а также на факультативных курсах.Изучение жанра объявление в средней школе происходит поверхностно, не основательно, бегло, наряду с другими речевыми жанрами.При решении второй задачи нами были рассмотрены жанровые особенности текстов объявлений разных типов и видов. На основании этой задачи были исследованы коммуникативные цели, задачи и функции объявлений. Было определено, что в структуре объявлений заложены два вида текстов: продающие и имиджевые тексты. Функции каждого из этих типов немного различаются.Используя классификацию И.Ф. Исламовой и статьи о жанре «объявление» нами были сформированы виды объявлений по тематической принадлежности. Среди всех объявлений были выделены публичные объявления – широкое и неоднородное языковое явление, в состав которого входят разнообразные по тематике, композиции и стилю письменные высказывания. Этот жанр чрезвычайно востребован в разных бытовых и деловых ситуациях. Для решения практических задач исследования были проведены констатирующий и формирующий эксперименты, проанализированы результаты эксперимента для выявления поставленной цели.Выявлено, что обучение этому жанру актуально и востребовано, учащиеся сами проявляют к нему интерес. Констатирующий эксперимент был проведен в МБОУ СОШ №17 г. Новосибирска. В его основе были вопросы и задания, направленные на разграничение жанров (афиша, объявление, реклама), определения целей представленных объявлений, перечисления их структурных компонентов. Выявлено, что обучение этому жанру актуально и востребовано, учащиеся сами проявляют к нему интерес. На основании анализа учебной литературы, посвященной жанру объявления, и результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, был разработан формирующий эксперимент, по обучению пятиклассников созданию объявления на уроке риторики. Анализ проведенного урока отражает заинтересованность школьников в освоении жанра «объявления» как коммуникативной стратегии взаимодействия в обществе. Результатом урока стала творческая работа, позволяющая увидеть эффективность реализованных задач обучения. Анализ итоговых творческих работ (составление объявления о пропаже собаки) проводился по следующим критериям: наличие заголовка, описание особых примет, наличие подписи и контактных данных. 54% пятиклассников справились с творческой работой; при составлении объявления они выдержали все критерии: заголовок, цель объявления, основной текст, подпись, контактная информация. Однако неудачный результат остальных учащихся связан, как нам кажется, с отсутствием времени, который должен пройти между присвоением знаний и формированием умений. Следовательно, поставленные в ведении дипломной работы цели (выявить изучается ли объявление как жанр и насколько глубоко проходит это изучение) были достигнуты в процессе изучения теоретических материалов и анализа практических материалов.Вывод первой главы заключается в том, что изучение объявления как речевого жанра имеет свое место в обучении школьников, но ограниченно и сжато.Вывод второй главы изучение жанра объявления способствует развитию коммуникативных компетенций школьников за счет коммуникативно-прагматических особенностей текста объявлений.Вывод третьей главы заключается в том, что некоторые учащиеся сами проявляют желание и интерес обучаться этому жанру, так как для них он может оказаться полезным.Список литературы1. Акулова Е.В. Жанр «Объявление о знакомстве»: гендерная и этнокультурная специфика. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Саратов, 2010.2. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Собрание сочинений: В 7 т. Т. 5. М., 1996.3. Бердышев С.Н. Организация выставочной деятельности [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. Н. Бердышев. – М.: Дашков и К, 2010. - 228 с. 4. Бровкина Ю.Ю. Газетное рекламное объявление как речевой жанр. Барнаул: РГБОД, 2010. – 187с.5. Волошина С. В.Речевой жанр как источник когнитивной информации (на материале речи сибирских старожилов) // StudiaRusycystyczneUniwersytetuHumanistycznoPrzyrodniczegoJanaKochanowskiego, tom 18, PodredakcjąKazimierzaLucińskiego. – Kielce, 2009. - С. 101-106.6. Дементьев В. В. Коммуникативнаягенристика: речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия // Жанры речи. Вып. 3. Саратов, 2002. - С. 18-40.7. Дементьев В. В. Теория речевых жанров / В. В. Дементьев. – М.: Знак, 2010. - 594 с. - (Коммуникативные стратегии культуры).8. Демешкина Т.А.Теория диалектного высказывания: аспекты семантики / Т.А. Демешкина. - Томск: Изд-во Том.ун-та, 2000. - 189 с.: ил.9. Демешкина Т.А.Речевой жанр как форма отражения социокультурной динамики (на материале русского и немецкого языков) // Русский язык в современном мире… Матер. Второй междунар. науч. конф. М.: Изд. Высшая школа перевода МГУ, 2011. – С.234-237.10. Демешкина Т.А., Карпова Н.А. Административный дискурс в немецком и русском языках / Т.А.Демешкина, Н.А. Карпова // Русское в немецких дискурсах, немецкое в русских дискурсах: Сб. матер.российско-германского семинара 27 июня – 3 июля 2009 г. / Том. гос. ун-т. – Томск, 2009. – С. 36-46.11. Достовалова Е. К. Объявление о найме как особый жанр текста / Е. К. Достовалова // Филология илингвистика: проблемы иперспективы: материалы междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 21-23.12. Зверева Н. Я говорю – меня слушают: Уроки практической риторики. М.: Альпина Паблишер, 2012. – 234с.13. Исламова И.Ф. Уличное объявление как речевой жанр (на материале уличных объявлений г. Уфы) / И.Ф. Исламова // Исследования посемантике и прагматике языковых единиц: межвузовский сборник научных трудов. Уфа: ООО «Вагант», 2004. - Вып. 2. - С. 129 - 136.14. Казакова О. А.Диалектная языковая личность в жанровом аспекте / О. А. Казакова. - Томск: Изд-во Том.политехн. ун-та, 2007. - 199 с.15. Карасик В.И. «Языковой круг: личность, концепты, дискурс» - Волгоград" Перемена"200216. Карпова Н.А. Административное объявление как речевой жанр//Международный научный журнал «Жанры речи». Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет. – 2015. № 1 (11). – С. 70-72.17. Ксензенко, О.А. Прагматические особенности рекламных текстов / О.А. Ксензенко // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Учебное пособие. – М.: Изд-во Московского университета, 2013. – С. 334 –353.18. Клушина Н.И. Восприятие рекламы / Н.И. Клушина // Русская речь. — 2001. -№ 1.-С. 64-66.19. Клушина Н. И. Реклама, которая лечит? / Н.И. Клушина // Русская речь. 2004. - № 1. - С. 64 – 67.20. Курикова Н.В. Жанровые особенности текстов объявлений // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2012. - № 7 (180. – С.96-98.21. Курченкова Е. А. Культурно-языковые характеристики текстов газетных объявлений: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2000. – 25с.22. Ладыженская О.А. Школьная риторика, 5 класс. М.: Дрофа, 2005.23. Ладыженская О.А. Школьная риторика, 7 класс. М.: Дрофа, 2012.24. Ладыженская Т.А. , Н. В. Ладыженская Н.В. Речевые жанры в курсе школьной риторики (электронная версия).25. Лазарева Э. А. Рекламный дискурс: стратегии и тактики //Лингвистика: Бюллетень Урал.лингв.общества / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – Т. 9. – 194 с.26. Лебедева, Л.В. Психология рекламы: учебное пособие для вузов / Л.В. Лебедева. М.: Флинта, 2013. – 140 с.27. Мельникова С.В. Деловая риторика: Учебное пособие. Ульяновск, 2009. - 10628. Миронова А.А. Формирование жанра объявления в истории русского языка. Курган, 2013. – 56с.29. Михальская А.К. Русский язык. Риторика 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2011. – 491с.30. Мясников И. Ю.Коммуникативное моделирование прессы: жанровая структура издания как ключ к структуре его дискурса / И. Ю. Мясников // Вестник ТГУ. Филология. - 2011. - №3 (15).31. Пономарева В. А. Структура, семантика и прагматика уличных объявлений[Электронный ресурс] / В. А. Пономарева. – URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/ponomareva1.htm32. Попова Е.С. Структура манипулятивного воздействия в рекламном тексте // Известие Уральского государственного университета. – Екатеринбург, 2002. – № 24. – С. 276-288.33. Рогалева О.С. Брачное объявление как речевой жанр рекламного дискурса: Коммуникативно-прагматический и когнитивный аспекты: диссертация ... кандидата филологических наук. - Омск, 2005 187 c. 34 Ромат, Е.В. Реклама. История. Теория. Практика. / Е.В. Ромат. – СПб.: Питер, 2003. – 306 с.35. Ромат Е.В. Реклама: учебник для вузов / Е. В. Ромат. –СПб.: Питер, 2008. - 512с. 36. Седов К.Ф. Дискурс и личность: Эволюция коммуникативной компетенции / К.Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2004. – 320 с.37. Сологуб О.П. Русский деловой текст в функционально-генетическом аспекте / О.П. Сологуб. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. – 330 с.38. Суботина С.С. Речевой жанр «биржевое объявление» как способ представления информации в сети Интернет // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. - № 4. Т.11. – С.1042-1046.39. Тертычный А.А. Трансформация жанровой структуры современной периодической печати // Вестник МГУ. Серия 10 «Журналистика». – 2002. - № 2. - С. 34-37.40. Ученова В. В. Реклама: палитра жанров / Ученова В. В., Шомова С. А., Гринберг Т. Э., Коныхин К. В. – М.: РИП-холдинг, 2001. – 100 с.41. Ученова В. Реклама в истории человечества / В. Ученова // Наука и жизнь. 2002. - № 12. - С. 60 - 66.42. Федосюк М. Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи // Жанры речи. - Саратов, 1997. - С. 67-88.43. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика / Н.И. Формановская. – М.: Икар, 2009. – 480 с.44. Школьная риторика. 6 класс: Методические рекомендации // под ред. Т.А. Ладыженской. М.: ООО «С-инфо»; ООО Баланс, 2008.45.Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. – М.: Просвещение, 1997.46. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра / Т.В. Шмелева // Жанры речи. Саратов: Изд-во «Коллежд», 1997. - С. 90 - 98.Приложение
1. Акулова Е.В. Жанр «Объявление о знакомстве»: гендерная и этнокультурная специфика. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Саратов, 2010.
2. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Собрание сочинений: В 7 т. Т. 5. М., 1996.
3. Бердышев С.Н. Организация выставочной деятельности [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. Н. Бердышев. – М.: Дашков и К, 2010. - 228 с.
4. Бровкина Ю.Ю. Газетное рекламное объявление как речевой жанр. Барнаул: РГБОД, 2010. – 187с.
5. Волошина С. В. Речевой жанр как источник когнитивной информации (на материале речи сибирских старожилов) // Studia Rusycystyczne Uniwersytetu HumanistycznoPrzyrodniczego Jana Kochanowskiego, tom 18, Pod redakcją Kazimierza Lucińskiego. – Kielce, 2009. - С. 101-106.
6. Дементьев В. В. Коммуникативная генристика: речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия // Жанры речи. Вып. 3. Саратов, 2002. - С. 18-40.
7. Дементьев В. В. Теория речевых жанров / В. В. Дементьев. – М.: Знак, 2010. - 594 с. - (Коммуникативные стратегии культуры).
8. Демешкина Т.А. Теория диалектного высказывания: аспекты семантики / Т.А. Демешкина. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. - 189 с.: ил.
9. Демешкина Т.А. Речевой жанр как форма отражения социокультурной динамики (на материале русского и немецкого языков) // Русский язык в современном мире… Матер. Второй междунар. науч. конф. М.: Изд. Высшая школа перевода МГУ, 2011. – С.234-237.
10. Демешкина Т.А., Карпова Н.А. Административный дискурс в немецком и русском языках / Т.А. Демешкина, Н.А. Карпова // Русское в немецких дискурсах, немецкое в русских дискурсах: Сб. матер. российско-германского семинара 27 июня – 3 июля 2009 г. / Том. гос. ун-т. – Томск, 2009. – С. 36-46.
11. Достовалова Е. К. Объявление о найме как особый жанр текста / Е. К. Достовалова // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 21-23.
12. Зверева Н. Я говорю – меня слушают: Уроки практической риторики. М.: Альпина Паблишер, 2012. – 234с.
13. Исламова И.Ф. Уличное объявление как речевой жанр (на материале уличных объявлений г. Уфы) / И.Ф. Исламова // Исследования по семантике и прагматике языковых единиц: межвузовский сборник научных трудов. Уфа: ООО «Вагант», 2004. - Вып. 2. - С. 129 - 136.
14. Казакова О. А. Диалектная языковая личность в жанровом аспекте / О. А. Казакова. - Томск: Изд-во Том. политехн. ун-та, 2007. - 199 с.
15. Карасик В.И. «Языковой круг: личность, концепты, дискурс» - Волгоград" Перемена"2002
16. Карпова Н.А. Административное объявление как речевой жанр //Международный научный журнал «Жанры речи». Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет. – 2015. № 1 (11). – С. 70-72.
17. Ксензенко, О.А. Прагматические особенности рекламных текстов / О.А. Ксензенко // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Учебное пособие. – М.: Изд-во Московского университета, 2013. – С. 334 –353.
18. Клушина Н.И. Восприятие рекламы / Н.И. Клушина // Русская речь. — 2001. -№ 1.-С. 64-66.
19. Клушина Н. И. Реклама, которая лечит? / Н.И. Клушина // Русская речь. 2004. - № 1. - С. 64 – 67.
20. Курикова Н.В. Жанровые особенности текстов объявлений // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2012. - № 7 (180. – С.96-98.
21. Курченкова Е. А. Культурно-языковые характеристики текстов газетных объявлений: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2000. – 25с.
22. Ладыженская О.А. Школьная риторика, 5 класс. М.: Дрофа, 2005.
23. Ладыженская О.А. Школьная риторика, 7 класс. М.: Дрофа, 2012.
24. Ладыженская Т.А. , Н. В. Ладыженская Н.В. Речевые жанры в курсе школьной риторики (электронная версия).
25. Лазарева Э. А. Рекламный дискурс: стратегии и тактики // Лингвистика: Бюллетень Урал. лингв. общества / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – Т. 9. – 194 с.
26. Лебедева, Л.В. Психология рекламы: учебное пособие для вузов / Л.В. Лебедева. М.: Флинта, 2013. – 140 с.
27. Мельникова С.В. Деловая риторика: Учебное пособие. Ульяновск, 2009. - 106
28. Миронова А.А. Формирование жанра объявления в истории русского языка. Курган, 2013. – 56с.
29. Михальская А.К. Русский язык. Риторика 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2011. – 491с.
30. Мясников И. Ю. Коммуникативное моделирование прессы: жанровая структура издания как ключ к структуре его дискурса / И. Ю. Мясников // Вестник ТГУ. Филология. - 2011. - №3 (15).
31. Пономарева В. А. Структура, семантика и прагматика уличных объявлений [Электронный ресурс] / В. А. Пономарева. – URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/ponomareva1.htm
32. Попова Е.С. Структура манипулятивного воздействия в рекламном тексте // Известие Уральского государственного университета. – Екатеринбург, 2002. – № 24. – С. 276-288.
33. Рогалева О.С. Брачное объявление как речевой жанр рекламного дискурса: Коммуникативно-прагматический и когнитивный аспекты: диссертация ... кандидата филологических наук. - Омск, 2005 187 c.
34 Ромат, Е.В. Реклама. История. Теория. Практика. / Е.В. Ромат. – СПб.: Питер, 2003. – 306 с.
35. Ромат Е.В. Реклама: учебник для вузов / Е. В. Ромат. – СПб.: Питер, 2008. - 512с.
36. Седов К.Ф. Дискурс и личность: Эволюция коммуникативной компетенции / К.Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2004. – 320 с.
37. Сологуб О.П. Русский деловой текст в функционально-генетическом аспекте / О.П. Сологуб. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. – 330 с.
38. Суботина С.С. Речевой жанр «биржевое объявление» как способ представления информации в сети Интернет // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. - № 4. Т.11. – С.1042-1046.
39. Тертычный А.А. Трансформация жанровой структуры современной периодической печати // Вестник МГУ. Серия 10 «Журналистика». – 2002. - № 2. - С. 34-37.
40. Ученова В. В. Реклама: палитра жанров / Ученова В. В., Шомова С. А., Гринберг Т. Э., Коныхин К. В. – М.: РИП-холдинг, 2001. – 100 с.
41. Ученова В. Реклама в истории человечества / В. Ученова // Наука и жизнь. 2002. - № 12. - С. 60 - 66.
42. Федосюк М. Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи // Жанры речи. - Саратов, 1997. - С. 67-88.
43. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика / Н.И. Формановская. – М.: Икар, 2009. – 480 с.
44. Школьная риторика. 6 класс: Методические рекомендации // под ред. Т.А. Ладыженской. М.: ООО «С-инфо»; ООО Баланс, 2008.
45.Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. – М.: Просвещение, 1997.
46. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра / Т.В. Шмелева // Жанры речи. Саратов: Изд-во «Коллежд», 1997. - С. 90 - 98.
Опубликовано
Анималистический жанр (от лат. Animal - животное) - изображение животных в живописи, скульптуры, графики.
Сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала и развивает наблюдательность и любовь к природе.
Животные в живописи, в графике вызывают такой же интерес у зрителей, как портреты известных людей. И это не случайно. Когда в эпоху палеолита, более 30 тысяч лет назад, люди начали описывать на скалах животных, началась мирового искусства. Уходит корнями в глубокое прошлое и традиции, чтобы сохранить в памяти изображения домашних животных, а также птицы и животные считаются священными. До нас дошли барельефы собак, львов, быков и лошадей, Ассирии, древней, барельефы и фрески с собак, кошек, ибисами, крокодилы, павианами, змеями, шакалами, соколами Древнего Египта, керамики, рисунков собак и лошадей, Древней Греции и Древнего Рима, резные изображения ягуаров, змей и других животных, от ацтеков и майя. Самого высокого уровня достигла изображение животных в Древнем Китае.
У европейской аристократии интерес анимализму появился в эпоху Возрождения. Из тех времен до XX века несколько портретов людей, приходилось с животным, к которому он был привязан. Отмечается интерес к анимализму и российская элита. В Историческом музее несколько лет назад экспонировались портреты собак, подаренных русский царей. Граф Орлов собрал коллекцию портретов своих борзых и лошадей. Интерес к анимализму в реальный путь, развивалась в США - на проходящих там выставках экспонируются работы множества художников-анималистов.
Анималист (от латинского животных -- домашние животные) - художник, график, скульптор, фотограф, в основном, посвятил свое творчество изображению животных. Анималист работает в анималистическом жанре. Это жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные. Главной задачей анималиста может быть как точность изображения животного, так и художественно-в виде функций, включая декоративную выразительность или предоставление животных, общих для людей, фактов и опыта (например, басни).
Художник-анималист, уделяя особое внимание художественной форме дать характеристику животного, его привычки, его обитания. Декоративная выразительность фигуры, силуэта, расцветки особо существенна в парковой скульптуре, росписях, мелкой пластике. Часто, особенно в иллюстрациях к сказкам, басням, в аллегорических и сатирических образов, животное "очеловечивается", наделяется присущими людям чертами, деяния и переживания. Часто, главной задачей анималиста становится точность изображения животного происхождения, например, в иллюстрациях научной и научно-популярной литературе. Скульптура имеет распространение анималистическая керамика.